ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ И БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

Предмет: правовое обеспечение в социальной работе

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..…..…….….3
1. Порядок и особенности признания гражданина безвестно отсутствующим…..5
2. Гражданско-правовой институт объявления гражданина умершим…………….16
3. Правовые последствия объявления гражданина умершим………………………….21
Заключение……..…………………………………………………….………………30
Библиографический список……………………………………………..…………….32

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

 

Внимание!

Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы №2219, цена оригинала 200 рублей. Оформлена в программе Microsoft Word.

ОплатаКонтакты.

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее — бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность — отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых. Такое положение становится не только причиной трагедий, связанных с утратой родных и близких, но и порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания и др.
Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
С помощью норм, входящих в указанные институты, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы Великой Отечественной Войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться, в ходе Чеченской войны.
Безусловно, необходимо отметить некоторую разработанность вопросов правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим [15, с.53-54; 32, с.91; 31, с.41]. Однако, развитие общественных отношений на современном этапе все чаще ставит необходимость более детального регулирования рассматриваемых отношений.
В этой связи в работе проанализированы дискуссионные аспекты правовой природы указанной категории дел, высказаны предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности порядок и условия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
Целью работы является исследование неоднозначности оценки гражданско-правовых институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим в различных источниках. Для реализации поставленной цели в работе следует уделить особое внимание значению институтов, целесообразности их практического применения, преимуществам и недостаткам исследуемых институтов.

 

 

 

 

 

1. Порядок и особенности признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.
Г.Ф. Шершеневич указывает: «Неопределенное состояние имущества, оставшегося без активного субъекта, представляет настолько значительное неудобство, что закон стремится прекратить оставленные отсутствующим юридические связи» [36, с.80]. С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.
Под безвестным отсутствием следует понимать «совокупность исследованных и установленных судом фактов, дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим» [28, с.15]. Такими фактами являются, во-первых, отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания, во-вторых, с момента, когда о гражданине были получены последние сведения, прошло не менее года [20, с.100]. Если указанные факты не будут установлены, то суд откажет в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим. Так, кассационная инстанция отменила решение суда первой инстанции и направила дело на новое рассмотрение в связи с тем, что юридически значимые обстоятельства не были определены и впоследствии не были установлены [10].
Согласно абз. 1 ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации [4] (далее — ГК РФ) гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Следует отметить, что до 1962 г. дела о признании лица безвестно отсутствующим и об объявлении лица умершим, подведомственные в настоящее время судебным органам, рассматривал нотариат [34, с.60].
Существует три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания полагают презумпцию смерти гражданина, что весьма неубедительно, ибо стирается грань между основанием признания лица безвестно отсутствующим и основанием объявления лица умершим. Другие авторы считают основой признания безвестного отсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых [38, с.21]. Наиболее обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица [17, с.102].
Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК РФ).
На практике необходимость признания гражданина безвестно отсутствующим очень часто обусловлена обращением за назначением пенсии на детей, не получающих содержания от их отца. Так, гражданка К. обратилась в суд с заявлением о признании своего мужа гр. К.М. безвестно отсутствующим [24, с.59]. Никулинский суд г. Москвы 24 апреля 2000 г. отказал ей в удовлетворении ее заявления. Судебное решение было обжаловано в Московский городской суд. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 2 августа 2000 г. решение Никулинского суда было оставлено без изменения, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Заявительница в последующие годы обращалась с заявлениями о пересмотре состоявшихся судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в судебные органы и органы прокуратуры, а также в Конституционный Суд Российской Федерации о нарушении Конституции Российской Федерации неприменением ст. 42 ГК РФ, в чем ей было отказано.
Обстоятельства дела таковы. Заявительница с 1987 года состоит в браке с К.М., являющимся гражданином Республики Чад, приняла его фамилию и имеет двух общих детей (1987 и 1989 гг. рождения), являющихся гражданами Российской Федерации. Гр. К.М. находился в Москве с 1983 г. на учебе в московском вузе и после окончания аспирантуры в 1990 году выехал за пределы Российской Федерации в декабре 1991 года. На время обучения был прописан в общежитии вуза. В 1995 году он прислал семье письмо из Республики Чад. Больше никакой информации и средств на содержание детей отец не передавал. На свой запрос в органы МВД Западного административного округа г. Москвы заявительница ответа не получила.
В 2001 году заявительница получила исполнительный лист в соответствии с судебным решением о взыскании с супруга, чадского гражданина К.М., алиментов на содержание детей. Однако взыскание алиментов судебным приставом не производилось в связи с отсутствием К.М. и сведений о нем.
Необходимость признания супруга безвестно отсутствующим, как объясняла заявительница, вызвана обращением за назначением пенсии на детей, не получающих содержания от их отца.
Отказывая заявительнице в удовлетворении ее требования, Никулинский суд г. Москвы в судебном решении указал на то, что розыскное дело на К.М. не заводилось. Поэтому заявительница обратилась в Центр розыска и информации ЦК Общества Красного Креста Российской Федерации, осуществляющий розыск лиц, утративших семейные связи и проживающих за границей, уклоняющихся от уплаты алиментов на содержание детей.
В 2001 году Центр розыска и информации сообщил, что выполнить просьбу о поиске М.К. в Республике Чад не представляется возможным из-за неблагоприятной обстановки, сложившейся на ее территории. Эту информацию заявительница посчитала вновь открывшимся обстоятельством, неизвестным судебным органам на момент рассмотрения ее дела в суде. Ответ Центра розыска и информации послужил документальным основанием для обращения в суд о пересмотре решения Никулинского суда г. Москвы от 24 апреля 2000 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 2 августа 2000 г., оставившего в силе это решение суда.
Заявление К. в связи с полученным ответом из Центра розыска о пересмотре состоявшегося судебного решения на основании вновь открывшихся обстоятельств Никулинский суд г. Москвы 30 мая 2001 г. не удовлетворил, и городской суд подтвердил это решение (определение судебной коллегии Мосгорсуда от 28 августа 2001 г.). Новым заявительница считала информацию о сложившейся в Республике Чад обстановке.
Вывод Мосгорсуда — судебное решение основано на ст. 42 ГК РФ, согласно которой гражданин признается безвестно отсутствующим в судебном порядке при отсутствии его в месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение одного года. Местом его жительства является Республика Чад, гражданином которой он состоит, местом его пребывания была Российская Федерация, где он временно проживал в вузовском общежитии в связи с учебой в вузе.
Гражданин К.М. не может рассматриваться избравшим местом жительства Россию, и при таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления его супруге. В кассационной жалобе не приведено новых данных, которые следовало бы дополнительно проверить.
В основу судебной процедуры признания гражданина безвестно отсутствующим положена ст. 42 ГК РФ, которой руководствовались все судебные инстанции. Есть заинтересованное лицо в этом признании — супруг, материально нуждающийся в содержании общих с безвестно отсутствующим двух несовершеннолетних детей. Срок отсутствия и в месте жительства, и в месте пребывания в несколько раз превышает установленный нормативный срок — один год. Бесспорно (в данной жизненной ситуации), Российская Федерация была всего лишь местом пребывания для чадского гражданина, Республика Чад — место его постоянного жительства. На это обращали внимание все судебные инстанции.
Если идти вслед за составом безвестного отсутствия, установленного ст. 42 ГК, — в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания — то суд должен был исследовать вопрос об отсутствии сведений о месте его пребывания в месте его жительства, т.е. в Республике Чад [24, с.63].
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан (ст. 2 ГК РФ). Суд должен был сделать вывод из юридического факта, имеющего место за границей. Но прежде ему надлежало его установить, зафиксировать. Принимая во внимание, что этот факт имел место за пределами Российской Федерации, а не на ее территории, судебные и прокурорские органы посчитали, что диспозиция ст. 42 ГК РФ неприменима к фабуле дела с участием иностранного элемента, где события, имеющие значение для возникновения имущественных отношений с участием заявительницы на территории Российской Федерации, по российскому праву приобрели юридическое значение на территории иностранного государства.
Только в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации [6] введена специальная норма (ст. 1200 ГК РФ) о российском праве, подлежащем применению в признании в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим, если в отношениях участвует иностранный элемент.
В ГПК РФ [7] введена специальная норма (п. 3 ч. 2 ст. 403) о подсудности дел о признании лиц безвестно отсутствующими с участием иностранных лиц. Российские суды рассматривают в порядке особого производства заявления в отношении российского гражданина либо лица, имеющего последнее известное место жительства в Российской Федерации, при условии, что от разрешения данного дела зависит возникновение прав и обязанностей российских граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации.
Поскольку дело рассматривалось до введения в действие ГПК РФ, суд не был процессуально ограничен в рассмотрении заявления российской гражданки о признании иностранца безвестно отсутствующим по месту жительства заявительницы (ст. 252 ГПК РСФСР [2]).
В соответствии со ст. 253 ГПК РСФСР в заявлении было указано, для каких целей необходимо заявительнице установление этого факта. Представляется, что с позиции материального права неправильно истолкована ст. 42 ГК РФ судами и потому неправильно применение ее на территории Российской Федерации к российской гражданке.
Отказ суда в удовлетворении законного интереса заявительницы безосновательно лишает ее материальной помощи со стороны государства в содержании двух несовершеннолетних детей, поскольку она не может получить от отца ее детей алименты на их содержание (ст. 80 СК РФ [7]). Нетрудоспособными членами семьи в этом случае признаются дети кормильца, не достигшие 18 лет. Отказ в признании судом его безвестно отсутствующим затрудняет для нее решение и вопроса о расторжении брака по ее заявлению (ст. 19 СК РФ), если возникнет такая необходимость, и делает невозможным в будущем усыновление детей, если она вновь выйдет замуж. Судебные постановления в данном случае лишили заявительницу судебной защиты в отстаивании своего права на государственную помощь. Процессуальный закон вообще исключает правовую возможность прибегнуть к судебной защите в этом случае. Нарушена гражданская процессуальная правоспособность. Необходимо менять и материальное, и процессуальное законодательство, чтобы и ст. 1200 ГК РФ, и ст. 42 ГК РФ, и ст. 403 ГПК РФ учитывали случаи признания безвестного отсутствия иностранных граждан на территории иностранных государств по схеме ст. 42 ГК РФ по заявлениям граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации.
Как представляется, отдельные положения ст. 42 ГК РФ нуждаются в дальнейшем исследовании. Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания. Поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т. п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.
В ст. 42 ГК РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, это положение закона имеет диспозитивный характер и из него не следует, что суды в любых случаях обязаны устанавливать обстоятельства, указанные в этой статье, и признавать гражданина безвестно отсутствующим. Если у суда имеются данные о том, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания в целях уклонения от уплаты алиментов, избежания уголовной либо иной ответственности, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе, хотя бы безвестное отсутствие длилось в течение сроков, указанных в законе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности в гражданском процессе.
Важнейшие гражданско -правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, выражающиеся в передаче принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства, а также в выделении из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашении имеющейся у него задолженности по другим обязательствам, закреплены в ст. 43 ГК РФ.
Действующим законодательством предусмотрены и другие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
1. Прекращается действие выданной им доверенности (п. 1 ст. 188 ГК РФ).
Действие доверенности прекращается в связи с прекращением существования одного из участников отношений представительства.
Со смертью гражданина представительство прекращается автоматически, так как отсутствует уполномоченное лицо или лицо, от имени которого должны совершаться юридические действия. То же правило действует в случае признания лица безвестно отсутствующим.
2. Прекращается договор поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ).
3. Брак с безвестно отсутствующим лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния согласно ст. 19 СК РФ.
Данное правило предусматривает исключительный порядок производства развода в органах загса.
Основанием для государственной регистрации расторжения брака в загсе служит заявление одного из супругов, если другой супруг признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим (ст. 31 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [8]).
Брак, расторгнутый в загсе, считается прекращенным со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
Документом, который при этом необходимо представить в орган загса, является решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 15 указано следующее: «Учитывая, что в силу п. 2 ст. 19 СК РФ расторжение брака с лицами, признанными безвестно отсутствующими, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, производится в органах записи актов гражданского состояния, при обращении с таким иском к лицу, в отношении которого в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания, судья разъясняет истцу порядок признания граждан безвестно отсутствующими (ст. 42 ГК РФ). Однако, если супруг не желает обращаться в суд с заявлением о признании другого супруга безвестно отсутствующим, судья не вправе отказать в принятии искового заявления о расторжении брака, а должен рассмотреть иск на общих основаниях» .
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 15 иск о расторжении брака с лицом, место проживания которого неизвестно, может быть предъявлен по выбору истца, то есть по последнему известному месту жительства ответчика или по месту нахождения его имущества, а в случае, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или выезд к месту жительства ответчика для него по состоянию здоровья затруднителен, — по месту его жительства (ч. ч. 1 и 4 ст. 29 ГПК РФ).
4. Ребенок безвестно отсутствующего родителя может быть усыновлен без его согласия.
5. У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, признанного безвестно отсутствующим, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца.
6. В отношении военнослужащих: признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим является основанием для увольнения с военной службы (согласно п.7 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [9] умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда).
Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и нести обязанности сохраняется в полном объеме.
На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 276 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина [26].
В случае явки или обнаружения места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о таком признании. На основании решения суда отменяется и управление имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ). Прекращаются также другие юридические отношения, возникшие из факта признания гражданина безвестно отсутствующим.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Главной целью установления факта признания гражданина безвестно отсутствующим либо объявления его умершим является защита его прав и имущества. Длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания затрагивают интересы прежде всего членов семьи, у которых при таких обстоятельствах возникают права и соответствующие обязанности.
2. Основная цель института безвестного отсутствия состоит в привнесении определенности в те правоотношения, одним из субъектов которых является безвестно отсутствующий. Эта определенность в первую очередь отвечает интересам других участников данных правоотношений и позволяет им распоряжаться своими как имущественными, так и личными правами.

 

 

2. Гражданско-правовой институт объявления гражданина умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.
Согласно п. 1 ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим.
Условиями объявления умершим являются:
отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, — шести месяцев;
неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.
Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая. Особо закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).
Вступившее в силу судебное решение об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации смерти. В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в этом случае днем смерти гражданина указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти, если гражданин, объявленный умершим, пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (п. 3 ст. 45 ГК РФ). Эти положения Закона приводят к терминологическому расхождению: применительно к государственной регистрации законодатель оперирует понятием «день», но очевидно, что правоспособность гражданина прекратилась не в день вступления в законную силу решения суда, а в тот момент, когда наступила его смерть (возможно, за несколько лет до судебного разбирательства).
В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим тождественны его биологической смерти (ст. 1113 части третьей ГК РФ), но эта тождественность отнюдь не означает, что вступление решения суда в законную силу прекращает и гражданскую правоспособность лица, объявленного умершим, причем не только потому, что его правоспособность прекратилась непосредственно в момент смерти гражданина.
Гражданская правоспособность согласно закону возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).
Одним из основных понятий гражданского права является понятие субъектов права, т.е. лиц, выступающих в качестве участников общественных отношений (имущественных и личных неимущественных), регулируемых данной отраслью права.
Гражданское законодательство признает субъектом гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Правосубъектность граждан — социально-правовая категория, необходимая для свободного приобретения конкретных субъективных прав путем вступления в реальные правоотношения.
В юридической литературе высказано мнение, что правосубъектность личности «представляет собой единство ее… правоспособности и дееспособности» [14, с.89]. Некоторые сторонники это взгляда для характеристики правосубъектности употребляют даже понятие «праводееспособность» [12, с.139].
В настоящее время продолжает пользоваться достаточным распространением точка зрения, согласно которой правоспособность не является субъективным правом. Аргументируется это тем, что правоспособность является длящимся отношением между лицом и государством, а не между этим лицом и другими лицами, в силу чего окружающие не могут нарушить правоспособность обладающего ею субъекта [11, с.116; 33, с.263]. Такая оценка правоспособности представляется ошибочной. Вероятно, главная причина указанной оценки заключалась в необходимости подчеркнуть общность содержания правоспособности в сравнении с локальным содержанием субъективного права. Действительно, если правоспособность признать субъективным правом, то возникает вопрос — как субъективное право правоспособности, включающее в свое содержание возможность обладания многими видами прав, разграничить с самими этими правами. Впрочем, и непризнание правоспособности субъективным правом не снимает этого вопроса, поскольку в рамках концепции «правоспособность — не субъективное право» так и не удалось однозначно определить, чем (элементом правоспособности или субъективным правом) является возможность совершения сделки по принятию открывшегося наследства, возможность акцепта оферты и т.п. [27, с.17-19]. Подчеркнуть общность содержания правоспособности в сравнении с локальным содержанием субъективного права можно путем определения правоспособности как «возможности участвовать в определенных видах правоотношений». Как отмечает Я. Р. Веберс, «правосубъектность выражает признание гражданина в качестве субъекта правоотношений вообще, а также квалификацию его в качестве субъекта или возможного субъекта конкретных субъективных прав и обязанностей» [13, с.26]. Разграничить субъективное право правоспособности с иными абсолютными правами возможно по различию фактических составов, вызывающих появление этих прав, и по различию в содержании обеспечивающих реализацию данных прав обязанностей. Факт существования лица влечет появление у него субъективного права правоспособности, реализация которого обеспечивается возложением на всех других лиц обязанности не препятствовать управомоченному субъекту участвовать в определенных видах правоотношений. Одновременно с этим факт существования лица влечет появление у последнего также некоторых прав на нематериальные блага (жизнь, здоровье и проч.), реализация которых обеспечена собственной особой обязанностью, возлагаемой на всех других лиц.
Судебное решение устанавливает презумпцию, но не факт смерти, и гипотетически возможны, хотя и крайне редки на практике ситуации, когда гражданин, объявленный умершим, находится в живых. Вопрос о его гражданской правоспособности в этом случае решается следующим образом: будучи живым, хотя и объявленным умершим для всех родных, близких и знакомых, гражданин по-прежнему может реализовать субъективные права, составляющие содержание правоспособности, по месту своего нахождения, поэтому общепризнанно, что в этом случае восстанавливать его правоспособность не требуется [16, с.162].
Но такой ответ не способен объяснить парадоксальную ситуацию, разрешить сложную юридическую коллизию: в одно и то же время один и тот же индивидуум является правоспособным участником гражданского оборота, но его юридическая смерть, зарегистрированная в установленном законом порядке, повлекла прекращение всех известных правоотношений с его участием. В данном случае имеет место «расщепление», «раздвоение» его юридической субстанции. Преодолеть такое раздвоение можно только на будущее время путем использования предусмотренного законом механизма, позволяющего перевести объявленного умершим гражданина из юридического небытия в состояние «находящегося в живых» (ст. 280 ГПК РФ), однако вопрос о том, как совместить гражданскую правоспособность и юридическую смерть одного и того же лица, остается открытым.
Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет. Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, — слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.
Следует отметить, что юридическая неопределенность относительно момента смерти гражданина может иметь место еще в двух случаях: при установлении факта регистрации смерти (абз. 3 п. 2 ст. 264 ГПК РФ) и в случае установления факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (абз. 8 п. 2 ст. 264 ГПК РФ). Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы загса отказывают ему в выдаче дубликата, а установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы загса, либо в тех случаях, когда органы загса отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.
Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений [22, с.519].
Применительно к обсуждаемой проблеме это означает, что, как и при объявлении гражданина умершим, его правоспособность никак не зависит от принимаемого судом решения и последующих действий органов загса. Это техническое оформление не может повлиять на правоспособность гражданина, либо уже прекратившуюся в момент его смерти, либо сохранившуюся в полном объеме, если гражданин остался в живых, хотя были все основания предположить его гибель (например, при взрыве жилого дома, в котором он находился).

 

 

 

 
3. Правовые последствия объявления гражданина умершим

Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т. е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека (ст. 1113 ГК РФ). Эта норма перешла в ГК РФ из ст. 528 ГК РСФСР 1964 г. и п. 2 ст. 153 Основ гражданского законодательства СССР [3].
С моментом открытия наследства связан вопрос о характере прав на него до его принятия. Любое имущество, оставшееся после смерти человека, уже не может ему принадлежать, так как правоспособность прекращается смертью. В римском праве оно называлось лежачим наследством (hereditas jacet). «Входящие в него вещи в это время являются ничьими (res nullius), однако в целях защиты будущего наследника они находятся в особом положении, вследствие чего в его интересах не применяется принцип, по которому res nullius открыты для захвата любым желающим», — пишет Ч. Санфилиппо в своем «Курсе римского частного права» [29, с.285].
И хотя, «чтобы оправдать приобретение прав и обязанностей лежачим наследством, римские юристы прибегали к некоторым фикциям, иной раз приписывая обратную силу принятию наследства наследником, начиная с момента смерти de cuius, а иногда усматривая в лежачем наследстве как бы продолжение личности покойного до момента принятия наследства» [29, с.285]. представляется, что теория бессубъектных прав и обязанностей основывается именно на отношении к наследству как к ничьим вещам (res nullius). Ее разделяет Ю.К. Толстой: «С момента открытия наследства до принятия его наследниками оно представляет собой совокупность бессубъектных прав и обязанностей» [30, с.6]. С такой концепцией можно согласиться, уточнив, что речь идет об отсутствии субъекта права собственности, при этом владелец имущества вполне определен: наследник, душеприказчик, доверительный управляющий. В пользу такой позиции говорит и то, что закон лояльно относится к ситуациям, когда субъект права собственности неизвестен — в частности, в нормах о приобретательной давности, когда речь идет именно о субъекте права владения, а собственник может отсутствовать — бесспорным примером является ликвидация юридического лица — собственника, небесспорным — смерть собственника, о чем добросовестный владелец не знал и не мог знать.
Еще ранее в пользу «бессубъектных прав» высказывался Виндшейд и был подвергнут критике Шершеневичем [37, с.173], который писал: «Все эти рассуждения покоятся на основном недоразумении, будто человек и субъект права одно и то же. Но это неверно. Если наблюдаются случаи, когда права не связаны с определенным человеком, это еще не значит, что они не связаны с определенным субъектом. Все учение о бессубъектных субъективных правах, как таящее в себе внутреннее противоречие, не нашло себе поддержки в гражданском правоведении» [37, с.174].
Последняя точка зрения представляется более обоснованной. Главный аргумент теперь — сама конструкция нормы п. 4 ст. 1152 ГК РФ, признающей принятое наследство принадлежащим наследнику со дня открытия независимо от времени его фактического принятия и момента государственной регистрации прав, когда таковая требуется.
Дополнительные доводы в пользу последнего мнения таковы. Понятие «бессубъектность» подразумевает полное отсутствие субъекта гражданских прав и обязанностей, а в случае «лежачего наследства» такой субъект есть — наследники по закону и завещанию или государство. Просто он еще не приобрел статуса титульного собственника, что, однако, не порочит его как субъекта. Шершеневич верно утверждал, что «юридическое отношение предполагает прежде всего субъектов отношения: того или тех, которым предписывается известное поведение, и того или тех, которые получают известную выгоду от соблюдения предписанного поведения» [37, с.169].
Представляется, что причина — в виде задействованных прав, они вещные, соответственно, правоотношения абсолютные: на одной стороне находится обладатель вещных прав, а на другой — образно говоря, все остальное человечество, единственная обязанность которого довольно необременительна — просто не мешать правообладателю.
Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда [25, с.763]. Гражданин, физическое лицо — это субъект права. Человек является участником общественных отношений, в частности отношений собственности. Осуществление собственником своего права непосредственно не следует понимать таким образом, что собственник может осуществлять свои правомочия независимо от действий других лиц. Собственник не может рассматриваться как лицо, изолированное от окружающих. Право собственности представляет собою не отношение человека к вещи, а отношение между людьми. Собственник может осуществлять свои правомочия лишь постольку, поскольку государство, предоставляя ему право собственности, возлагает на окружающих собственника лиц обязанность воздерживаться от нарушения прав собственника и поскольку окружающие исполняют эту обязанность. Указание в определении права собственности на то, что право осуществляется собственником непосредственно, означает, что собственник владеет, пользуется и распоряжается своими вещами в силу принадлежащего ему права собственности, не нуждаясь для этого ни в каком специальном постановлении или договоре, в то время как для других лиц осуществление аналогичных правомочий возможно лишь в силу специального в каждом отдельном случае предоставления им на то права
Право собственности является юридическим выражением присвоения, предоставляющим собственнику правомочия непосредственного владения, пользования и распоряжения вещью, в соответствии с существующим правопорядком, установленным в интересах господствующего класса (в интересах бесклассового общества).
Будучи урегулированными нормами права, общественные отношения собственности приобретают характер правоотношений собственности, участниками которых являются граждане, обладающие правами и обязанностями. Однако гражданин является не только субъектом правоотношений собственности, но и множества других правоотношений, приобретая различные права и обязанности.
Таким образом, человек-гражданин при жизни выступает в двух обликах:
1) участник общественных отношений;
2) участник правовых отношений.
Как участник общественных отношений, он обладает вещами (объектами материального мира), а как участник правоотношений — правами и обязанностями: правом требовать передачи товара, выполнения работы, оказания услуг, возмещения причиненного вреда и др.; обязанностями по уплате вознаграждения, передаче товара, выполнению работы и др. Смерть человека как биологической особи влечет и смерть гражданина как субъекта права. Человек перестает быть участником общественных отношений, в том числе отношений собственности и участником правоотношений, носителем прав и обязанностей.
Наследование должно обеспечить стабильность как общественных отношений, в частности отношений собственности, так и правовых отношений. Замена собственника в отношениях собственности автоматически влечет замену собственника в праве собственности. Замена участника отношений по передаче товара, выполнению работ или оказанию услуг влечет замену продавца (покупателя), заказчика (подрядчика), заказчика (исполнителя). Именно поэтому наследование признается основанием приобретения права собственности (п. 2 ст. 218 ГК РФ) и способом приобретения прав и обязанностей (ст. 387 ГК РФ).
Время открытия наследства — важный юридический факт наследования. На день открытия наследства устанавливается состав наследства, основания наследования, круг лиц, которые могут призываться к наследованию, момент приобретения наследства, законодательство, подлежащее применению к отношениям наследования. День открытия наследства признается моментом, с которым связано исчисление сроков для принятия наследства, охраны наследства, получения денежных средств из банковского вклада или со счета наследодателя в целях компенсации расходов на похороны, выдачи свидетельства о праве на наследство и др.
В п. 1 ст. 1114 ГК РФ содержатся три случая установления времени смерти наследодателя: день смерти гражданина; день вступления в законную силу решения суда о признании гражданина умершим; день предполагаемой гибели гражданина, признанный судом днем смерти.
Как уже было указано выше, при объявлении гражданина умершим днем открытия наследства признается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.
Таким образом, течение срока для принятия наследства начинается со дня вступления в законную силу решения суда о признании гражданина умершим.
Особый случай определения даты смерти гражданина содержится в п. 3 ст. 45 ГК. Согласно этой норме в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Этот день и считается в соответствии со ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства. Следует иметь в виду, что установление данного факта судом не исключает необходимости в получении свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, в котором на основании решения суда указывается дата смерти гражданина (наследодателя).
Если день открытия наследства устанавливается по дате смерти гражданина, указанной в решении суда как дата предполагаемой гибели гражданина, то в этом случае права наследников на наследство обеспечиваются специальным правилом об исчислении срока для принятия наследства, предусмотренным ст. 1154 ГК РФ.
К срокам принятия наследства применяются общие положения о сроках в гражданском праве.
Во-первых, поскольку срок принятия наследства исчисляется периодом времени, в соответствии со ст. 191 ГК РФ его течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, с которым связано его начало: на следующий день после дня смерти наследодателя либо после даты вступления в силу решения суда об объявлении наследодателя умершим, о признании наследника недостойным, даты отказа наследника от наследства и т.п.
Во-вторых, срок, исчисляемый месяцами (именно так исчисляются сроки принятия наследства), истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день соответствующего месяца (ст. 192 ГК РФ).
И, наконец, в-третьих, применяется установленный порядок, регулирующий совершение действий в последний день срока: действие по принятию наследства может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если действие должно быть выполнено в какой-либо организации, срок истекает в тот час, когда по установленным правилам в этой организации заканчивается работа. Важно и то, что письменное заявление, сданное в организацию связи до истечения двадцати четырех часов последнего дня срока, считается сделанным в срок (ст. 194 ГК РФ). Так, например, заявление о принятии наследства, поступившее к нотариусу после истечения срока, но сданное на почту вовремя, считается принятием наследства с соблюдением установленного срока.
В литературе высказываются разные мнения по поводу правовой природы срока принятия наследства: одни определяют его как пресекательный (истечение срока влечет прекращение самого права наследования), другие — как давностный (истечение срока лишает возможности принудительной защиты права), но этот срок может быть продлен [23, с.219].
Представляется, что срок принятия наследства в силу установленного специального режима его действия следует отнести к особым срокам. С одной стороны, наследник, пропустивший срок принятия наследства, утрачивает право на его приобретение и это право возникает у других наследников, с другой — он может быть восстановлен (но не приостановлен и не прерван).
Статья 1154 ГК РФ устанавливает разные по продолжительности сроки принятия наследства, а также разный порядок их исчисления для отдельных ситуаций, возникающих при наследовании.
В п. 1 ст. 1154 установлен общий срок принятия наследства — 6 месяцев со дня его открытия. В течение этого срока наследники, призванные к наследованию непосредственно в результате открытия наследства, могут принять наследство любым способом.
В абз. 2 п. 1 содержится исключение из правил о начале течения общего срока принятия наследства. Речь идет о ситуации, когда день фактической смерти установить невозможно и гражданин объявляется умершим по решению суда. В виде общего правила днем смерти гражданина в этом случае считается день вступления в силу решения суда. Вместе с тем суду предоставлено право в случае, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, указать в решении день его предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ). Эта дата регистрируется органом загс как день смерти лица, объявленного умершим. Поскольку между днем предполагаемой гибели, указанным в решении суда, и днем вступления в силу этого решения чаще всего проходит достаточно длительное время, в абз. 2 п. 1 ст. 1154 ГК РФ предусмотрено, что и в этом случае шестимесячный срок принятия наследства исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении наследодателя умершим.
В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т. д.), считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.
Следовательно, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпцию его смерти. Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может быть опровергнута. Закон допускает такую возможность и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК РФ). Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 257 ГПК РФ). Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному в настоящей работе исследованию следует, прежде всего, оговориться, что с учетом многообразия и сложности существующих проблем, связанных с проблемами признания гражданина безвестно отсутствующими объявления его умершим, автор не стремился к постановке, анализу и разрешению всех вопросов по теме исследования, а исследовал лишь те из них, которые представляют, по мнению автора, большое теоретико-практическое значение. Ниже приведен краткий итог результатам исследования, а также очерчены основные проблемы, требующие дальнейшего научного разрешения.
1. Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года.
При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК РФ).
Отдельные положения ст. 42 ГК РФ нуждаются в дальнейшем исследовании. Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания.
Поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т. п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.
Статью 42 ГК РФ необходимо дополнить положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе, хотя бы безвестное отсутствие длилось в течение сроков, указанных в законе.
2. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 276 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами.
Дополнение нормы ст. 276 ГПК РФ указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, необходимо для того, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они (кредиторы) могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.
3. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45 ГК РФ).
При современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, — слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами.
Указанный срок следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 11.06.1964г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.
3. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 № 146-ФЗ //Российская газета. 2001. 28 ноября.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. 2002. 20 ноября.
8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

2. Судебная практика
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Документ опубликован не был.
10. Определение Рязанского областного суда от 8 января 2003 г. № 33-9 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Литература
11. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. 317 с.
12. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1999. 439 с.
13. Веберс Я. Р. Основные проблемы правосубъектности граждан в советском гражданском и семейном праве. Автореф. Дисс. Д-ра юрид. наук. М., 1974. 290 с.
14. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. 317 с.
15. Гражданско-правовая охрана интересов личности М., 1969. 279 с.
16. Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «БЕК», 2000. 564 с.
17. Гражданское право / Под ред. проф. Ю.К. Толстого. Ч. 1. Л., 1996. 602 с.
18. Гражданское уложение Германии. М.: Волтерс Клувер, 2005. 228 с.
19. Иоффе О.С. Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права) // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. М., 1968.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. 498 с.
21. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О. Н Садиков. М., 2005.
22. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М.: ТОНДЭКСТРО, 2003. 569 с.
23. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Исследовательский центр частного права; под редакцией А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. М., 2002. 678 с.
24. Комментарий судебной практики. Выпуск 10. М.: Юридическая литература, 2004.213 с.
25. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. Санкт-Петербург, 2002. 458 с.
26. Михеева Л. Безвестное отсутствие должника // Российская юстиция. 2001. № 5.
27. Певзнер А.Г. Понятие гражданского правоотношения и некоторые вопросы теории субъективных гражданских прав // Ученые записки ВЮЗИ. Вопросы гражданского права. Вып. V. М., 1958.
28. Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М.: Юрид. лит., 1985. 263 с.
29. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М.: Бек, 2000. 462 с.
30. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный). М.: Проспект, 2002. 670 с.
31. Советское гражданское право. М., 1982. 530 с.
32. Советское гражданское право. М., 1986. 476с.
33. Флейшиц Е.А. Соотношение правоспособности и субъективных прав. В сб. Вопросы общей теории советского права. М., 1960. 264 с.
34. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1968. 298 с.
35. Шевченко Г.Н. Документарные и бездокументарные ценные бумаги в современном гражданском праве // Журнал российского права. 2004. № 9.
36. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. 374 с.
37. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебн. пособие. В 2 т. Т. 2. Вып. 2 — 4. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1995. 521 с.
38. Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву. М., 1954. 320 с.