И. А. Манахова

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА

Методические указания и рекомендации для студентов всех направлений и специальностей

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Виды рефератов и общие критерии их оценки

2. Выбор темы реферата и составление рабочего плана 7

3. Источники информации для написания реферата 8

4. Структура реферата 10 Оформление реферата

6. Особенности защиты реферата 12

Заключение 14

 

Приложение Темы рефератов

Приложение Список журналов и сетевых ресурсов по политологии 21

Библиографический список 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно студенты готовят множество учебных научных работ: рефераты, курсовые, выпускные аттестационные, доклады и тезисы докладов на конференцию, научные статьи. Реферат представляет собой обязательную форму самостоятельной работы студента при изучении политологии на разных факультетах и специальностях УлГТУ.

В условиях, когда в вузовских программах увеличивается число часов на самостоятельную работу, навыки устного и письменного реферирования становятся просто

Данные методические рекомендации предназначены для всех тех, кому нужно подготовить и защитить реферат. Цель работы заключается в систематизации и кратком изложении норм, требований и правил подготовки, написания и оформления учебных рефератов. Эти правила являются достаточно универсальными независимо от профиля учебного заведения или специализации.

Работа также содержит практические рекомендации о порядке и правилах устной защиты письменного реферата, его эффективной презентации.

В приложениях дается образец оформления титульного листа, приводится примерный перечень тем рефератов, предлагается список научных периодических изданий и сетевых источников, которые помогут студентам подготовить реферат и приобрести первичные навыки научно-исследовательской работы.

 

1. ВИДЫ РЕФЕРАТОВ И ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Реферат, как написано в «Толковом словаре русского языка» — это «краткое изложение основного содержания книги, учения или научной статьи в письменном виде или форме публичного доклада». Однако в данном пособии речь пойдет о рефератах, требующих не только умения читать и конспектировать тексты, но и развития навыков самостоятельного исследования, анализа, сопоставления точек зрения, аргументирования своей

Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного процесса, требования к подготовке, оформлению и защите рефератов также возросли и изменились. Помимо правильного оформления текста работы необходимо кратко и свободно в пределах 10 — минут излагать ее содержание.

Устный доклад существенно выиграет, если основные его положения будут сопровождаться компьютерной презентацией.

Для активизации обсуждения целесообразно наличие оппонентов или рецензентов из числа студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои замечания высказывают на семинарском

В настоящее время активно практикуется замена зачета письменным рефератом, который предоставляется преподавателю, а потом защищается устно, причем надо предоставить возможность добровольно выбрать этот вид работы.

Другие виды студенческих докладов могут быть большими по объему, если они являются результатом НИРС и готовятся для конкурсов и конференций. Такая работа помимо самостоятельного исследования проблемы должна иметь и соответствующую структуру: план, введение, основная часть, заключение (выводы, рекомендации), библиография, приложение, содержащее таблицы, рисунки, схемы, графики. Безусловным требованием является использование компьютерных

Мы предлагаем студенту сделать выбор между следующими видами рефератов.

 

Традиционная форма написания по предложенной кафедрой тематике (см. Приложение 2). Исследуется конкретная политологическая проблема, выявляется ее теоретическая и практическая значимость. Тематика является примерной, может корректироваться и дополняться в зависимости от меняющейся политической реальности с учетом интересов студента. В любом случае исходными принципами при формулировке темы и оценке реферата должны быть актуальность, проблемность, оригинальность.

Реферат одной или нескольких оригинальных работ политических мыслителей прошлого или современных исследователей с анализом и комментарием студента. В данном случае такую работу можно представить как диалог с автором книги, статьи. Учитывая, что в такой диалог мы вступаем нечасто, рекомендуется использовать в такого рода рефератах некоторые варианты формулировок: прочитав работу, я открыл для себя новый предмет для в данной работе я столкнулся с новой постановкой вопроса история опровергает подтверждает) выводы, сделанные мне бы хотелось развить мысль автора мысли автора о кажутся мне своевременными и актуальными, так такое видение не принимаю, и т. п. Примерные варианты тем по оригинальным работам и список источников к ним (см. в Приложении 2)

Разработка программы и проведение самостоятельного политологического исследования по одной из актуальных проблем текущей политики с использованием методов социологии, описание полученных результатов и рекомендаций (по учебным планам изучение социологии предшествует политологии). Конечно, это более сложная форма работы, поэтому такие рефераты пишутся, как правило, для студенческих конференций, конкурсов научных работ.

При всех различиях форм и видов рефератов они оцениваются по следующим основным критериям:

• актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа факторов, явлений, процессов, относящихся к теме;

• информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения материала;

• простота и доходчивость изложения;

• структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

• анализ и оценка различных точек зрения по данной проблеме, наличие собственного отношения;

• убедительность, аргументированность и практическая значимость предложений и выводов, сделанных в реферате;

• учет профиля вуза и специальности;

• правильное оформление текста работы и библиографического списка.

 

2. ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА И СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ПЛАНА

Выбор темы реферата, как правило, осуществляется из предложенного кафедрой списка под руководством ведущего дисциплину преподавателя. Студент может также предложить тему, аргументировав свой выбор. Из чего нужно исходить, выбирая тему? Каждый студент исходит, разумеется, из своих учебных, исследовательских и практических интересов. Очевидно, что более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен. Выбирая тему, нужно исходить также из реальных возможностей студента собрать необходимый материал: библиографический, документальный, исследовательский,

При выборе темы нужно учитывать и перспективу использования материалов реферата для дальнейшего развития и углубления темы в последующей научно-исследовательской работе.

Наконец, тема должна быть актуальной, иметь теоретическое или практическое значение, содержать проблему.

Кроме того, преподаватель сам может предложить студенту специальную тему, необходимую ему при проведении того или иного учебного занятия.

После выбора темы составляется рабочий план, в котором определяется основная цель исследования, обозначается круг вопросов, входящих в данную тему, намечаются направления, порядок работы над рефератом и устанавливаются сроки его выполнения. Это происходит в ходе консультаций с ведущим преподавателем.

Если обобщить требования, предъявляемые к плану реферата, они сводятся к

• план должен содержать вопросы, необходимые для полного раскрытия темы;

• план должен содержать последовательное, взаимосвязанное, логичное раскрытие избранной темы;

• в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично содержатся в предыдущих или последующих разделах работы.

План реферата, разработанный студентом, рекомендуется обсудить с ведущим преподавателем для того, чтобы убедиться в правильности последующей работы.

В студенческой практике сложились два подхода к процедуре составления плана.

Первый подход состоит в том, что студент, продумав тему, определяет круг вопросов, которые, по его мнению, позволяют всесторонне и глубоко ее раскрыть. При дальнейшей работе с различными источниками он отбирает только тот материал, который соответствует жесткой схеме составленного им плана. Все остальное отсекается.

Второй подход состоит в том, что составлению плана предшествует поиск и изучение источников. Черновые наброски плана при втором подходе не являются жесткой неизменной схемой. Работая с источниками, студент находит много интересной информации, о существовании которой он раньше и не подозревал. Это позволяет ему по-иному взглянуть на тему, заново подумать над ней. План, составленный после такой предварительной работы, будет более точным, а реферат — более содержательным и информационно насыщенным. Очевидно, что более эффективным является второй подход к составлению плана реферата.

 

3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА

С этого этапа начинается работа над содержанием реферата, которая представляет собой длительный и сложный, но увлекательный процесс, успех которого зависит от правильной организации исследовательского труда и наличия навыков работы с научной литературой. Самостоятельность студента проявляется в организации поиска и отбора литературы с помощью библиотечного каталога, методических указаний, предлагаемых кафедрой,

Поисковых систем Интернета и советов преподавателя. В результате должен быть создан список литературы, включающий в себя как минимум названий. Отметим, что учебники, словари и справочники в это список не входят. Он состоит из сборников, монографий, статей в журналах и газетах. Учитывая, что в политике зачастую изменения и процессы происходят очень быстро, необходимо использовать новые или переизданные источники, опубликованные после 2000 года. Обычно рекомендуется включать в список литературы сборников и монографий, а также статей.

Источники, необходимые для написания реферата по политологии, могут быть разделены на следующие

произведения выдающихся представителей мировой политической мысли прошлого и современности;

международные и государственные документы: конституции, декларации, хартии, договоры, законы, указы и т. д;

современные научные публикации (сборники, монографии) зарубежных и отечественных авторов;

научная публицистика: статьи в специализированных журналах и газетах;

справочно-информационная литература: энциклопедии, словари, статистические сборники, справочники;

материалы, обобщенные результаты социологических исследований по отдельным политическим проблемам, данные мониторингов общественного мнения по актуальным вопросам текущей политики;

отдельные виды учебно-методических пособий: хрестоматии, альбомы наглядные пособия, комплекты схем; теле- и радиопередачи, документальные фильмы на общественно-политическую тематику;

интернет-ресурсы, в том числе электронные библиотеки, электронные версии монографий, сборников, журналов и газет.

На основе прочитанных и обработанных источников, рабочих записей, выписок, собственных мыслей и выводов формируется рабочий вариант основного текста, окончательно уточняется план реферата.

4. СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

После того как найдена литература по теме реферата, составлены выписки, конспекты, тезисы, собран большой материал, его нужно осмыслить, привести в определенную систему и, что очень важно, удачно изложить в строгой логической последовательности, соблюдая единый стиль, грамотно. Это достигается соблюдением некоторых требований к структуре реферата.

Типичной для студенческого реферата является следующая структура: введение, основная часть, заключение, список литературы. Например, план и структура реферата «Особенности политической культуры России» может выглядеть следующим образом:

План Введение

1. Факторы подданнической политической культуры

2. Советская политическая культура как особый тип

3. Характерные черты постсоветской политической культуры и основные тенденции ее развития

Заключение Список литературы

Кратко охарактеризуем основные элементы структуры реферата.

Введение — это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. В нем выявляется актуальность рассматриваемой темы, формулируются цель и задачи данного исследования, обосновывается структура работы, дается общий обзор источников по данной теме. Объем введения обычно составляет страницы при объеме реферата страниц.

Основная часть реферата — это изложение намеченных в плане разделов, в каждом из которых определяется круг вопросов, сопоставляются точки зрения, решаются поставленные проблемы, делаются промежуточные

Заключение подводит итог работы. Оно может содержать краткий повтор основных тезисов работы, а также общий вывод, к которому пришел автор реферата. В заключение могут формулироваться предложения по дальнейшей научной разработке темы, даваться практические рекомендации.

Заключение по объему всегда меньше введения и составляет примерно одну страницу текста.

Список литературы — это перечисление использованных при подготовке и написании реферата, расположенных в строго алфавитном порядке и оформленных в соответствии с требованиями, которые будут изложены в следующем разделе данных рекомендаций.

 

5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Объем учебного реферата — машинописных страниц, написанных через 1,5 интервала, шрифт 14.

Текст набирается на листах формата А4. Поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа: верхнее поле — мм, нижнее — 20 мм, левое — 25 мм, правое — 10 мм.

В исключительных случаях может предоставляться рукописный вариант реферата, но при этом он должен быть написан четким разборчивым почерком.

Первая страница в реферате — титульный лист, вторая страница — план. Эти страницы не нумеруются. Нумерация начинается с третьей страницы и является сквозной. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре верхнего поля.

Рисунки, таблицы, схемы, список литературы и приложения включаются в общую сквозную нумерацию.

Заголовки разделов основной текстовой части реферата нумеруются арабскими цифрами, пишутся прописными буквами или выделяются шрифтом.

При использовании цитат обязательны сноски. Существуют два основных способа оформления сносок.

• Первый в тексте после цитаты ставится цифра, а в конце страницы дается ссылка на цитируемый источник, например: 1. Арон А. Демократия и тоталитаризм. — Текст, 1993. — С.85

• Второй способ: сразу после цитаты в скобках приводятся две цифры, из которых первая указывает порядковый номер источника в списке литературы, а вторая — страницу источника, на которой находится цитата. Например: Арон А. отмечает, что «нынешний английский режим действует лишь благодаря партийной дисциплине» [1;85]

Библиография включает литературу, использованную при подготовке и написании реферата. Источники располагаются в алфавитном порядке, при этом указывается автор; название текста; издание, в котором этот текст представлен (сборник, журнал), место, название издательства и год издания. Например: Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы/ 3. Бжезинский. — М. Междунар. отношения, 1999. — 256 с. Гражданская культура и стабильная демократия Г.Алмонд Полис. —

 

6. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА

Тема реферата выбирается в течение двух недель после начала занятий, а законченный текст реферата сдается преподавателю ко времени проведения семинара на соответствующую тему. Текст должен быть вложен в папку-скоросшиватель, при этом нет необходимости вкладывать каждый лист в отдельный файл, так как это только затрудняет работу преподавателя при чтении реферат а.

Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного процесса, изменились и возросли требования к подготовке, оформлению и защите реферата. Помимо правильного оформления работы необходимо кратко и свободно в пределах минут излагать ее содержание, не читая текст.

Поэтому сегодня защита реферата представляет собой устное выступление с изложением основных задач и проблем темы, с раскрытием основных пунктов плана и выводов по проделанной работе. Преподаватель в ходе выступления может задавать дополнительные и уточняющие вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод о степени усвоения материала.

Для активизации обсуждения, разворачивания дискуссии по теме, преподаватель может также назначить оппонентов или рецензентов из числа студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои замечания или вопросы высказывают на занятии.

Защита реферата может осуществляться как на семинарском занятии, научной студенческой конференции в виде доклада, так и на зачете или экзамене в качестве одного из вопросов, а также на индивидуальной консультации с преподавателем в форме собеседования.

Устный доклад существенно выиграет, если основные его положения будут сопровождаться компьютерной презентацией.

Так как публичное выступление — весьма непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашей речи, как это обычно делается при защите дипломных работ.

В связи с этим ниже приводятся практические рекомендации по его написанию. В начале речи коротко остановитесь на том, что послужило толчком к данному выступлению.

2. Текст делите на простые предложения, что очень облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории — восприятие в процессе защиты. Избегайте использования в тексте малознакомых аудитории слов. Пусть содержание чуть проиграет в оригинальности, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно.

4. Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста.

5. Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего.

6. Подберите цитаты, шутки. Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу защиты — отвечать на них сходу всегда трудно.

7. Еще раз вникните в содержание предлагаемой для освещения темы и составьте в голове самый общий порядок изложения материала вашего выступления. Проверьте наличие логических связок между всеми его частями.

8. Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите несколько раз. Отметьте в тексте места, в которых вам будет необходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления — время предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам отведено для произнесения речи на защите реферата (от до минут).

9. Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующее: говорите достаточно громко и отчетливо — этим вы привлечете внимание и облегчите процесс слушания. Не забудьте и о роли глаз — используйте их для того, чтобы войти в контакт с аудиторией. Смотрите своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое: обычно это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с вас глаз.

Реферат считается защищенным при условии свободной ориентации студента в избранной теме. При оценке учитываются: содержание, актуальность, степень самостоятельности, качество использованного материала, правильное оформление, соответствие темы и текста реферата; в случае устного доклада — ораторское мастерство, умение уложиться в отведенное время; дополнительно оценивается наличие электронной презентации.

В случае существенных недостатков реферат может быть возвращен студенту для доработки. Зачет по реферату является одним из условий допуска к зачету или экзамену.

Реферат, который является основой доклада на научную конференцию, оценивается, как правило, более высоко, но и требует для своей подготовки больших усилий и ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методических рекомендациях представлена информация, необходимая студенту, изучающему дисциплину для выполнения рефератов, а впоследствии курсовых и дипломных работ. Рассмотрен весь процесс подготовки учебного реферата — от выбора темы до его защиты.

В работе также содержатся рекомендации по оформлению реферата. Изложены типичные проблемы, возникающие при написании работы, приведены полезные советы по выбору темы, работе с источниками информации, подготовке реферата к устной защите.

Данная методическая разработка поможет студентам создать качественный интеллектуальный продукт, получить опыт и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

 

Приложение 3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гильмутдинова, Н. А. Методика подготовки и написания научного реферата, доклада и тезисов по философии Н. А. Гильмутдинова О. Ю. Марковцева. — Ульяновск УлГТУ, — 23 с.

2. Кузин, Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты Ф. А. Кузин. — М. «ОСЬ-89», 2001. — 320 с.

3. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления Учебно-методическое пособие И. Н. Кузнецов. — М. Издат -торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -340 с.

4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации учебное пособие по развитию навыков письменной речи Н. И. Колесникова. — 4-е изд. — М. Флинта Наука, 2008. — 288 с.