1.1 Государственные программы развития обрабатывающих отраслей на базе ресурсосберегающих инновационных технологий

Развитие техники и технологии является одной и з приоритетных задач современной экономической политики России, гарантом независимости от внешних геополитических факторов и экономического роста страны.

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

Поэтому стоит рассмотреть федеральную программу, утвержденную Постановлением Правительства РФ № 328 от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Ответственный исполнитель государственной программы — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Подпрограммы государственной программы (в том числе федеральные целевые программы):

• Автомобильная промышленность;

• Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности;

• Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника);

• Легкая промышленность и народные художественные промыслы;

• Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса;

• Транспортное машиностроение;

• Станкоинструментальная промышленность;

• Тяжелое машиностроение;

• Силовая электротехника и энергетическое машиностроение;

• Металлургия;

• Лесопромышленный комплекс;

• Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений;

• Химический комплекс;

• Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них;

• Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов;

• Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт;

• Обеспечение реализации государственной программы;

• Промышленные биотехнологии;

• Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна;

• Индустриальные парки;

• Индустрия детских товаров.

Цель государственной программы:

Создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны.

Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи:

• опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

• снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.

Для развития отраслей промышленности, ориентированных на потребительский рынок, необходимо решить следующие ключевые задачи:

• стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

• поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей;

• фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.

Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения следующих ключевых задач:

• обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

• стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

• обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке;

• стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений ВТО;

• развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

• координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.

Ключевой задачей развития ОПК является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.

В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется:

• создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;

• совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;

• обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

• недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.

Целевые индикаторы и показатели государственной программы:

• индекс промышленного производства, к предыдущему году;

• индекс промышленного производства к 2011 году;

• индекс производительности труда, к предыдущему году;

• индекс физического объема инвестиций в основной капитал, к предыдущему году;

• индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест, % к предыдущему году;

• удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства;

• инновационная активность организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций);

• экспорт российских высокотехнологичных товаров;

• внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства);

• уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.

Реализация программы предусмотрена в два этапа:

• первый этап – 2012 — 2015 гг.

• второй этап – 2016 — 2020 гг.

Объемы финансирования программы составляют расходы, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы, финансируемых за счет федерального бюджета.

2012 — 2020 годы – 1 060 159 151,40 тыс. рублей, в том числе:

• 2012 год – 55 712 641,7 тыс. рублей;

• 2013 год – 50 697 974,4 тыс. рублей;

• 2014 год – 152 964 360,20 тыс. рублей;

• 2015 год – 154 405 833,60 тыс. рублей;

• 2016 год – 158 251 741,50 тыс. рублей;

• 2017 год – 121 714 200,00 тыс. рублей;

• 2018 год – 120 971 100,00 тыс. рублей;

• 2019 год – 121 083 600,00 тыс. рублей;

• 2020 год – 124 357 700,00 тыс. рублей.

Для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные материалы) будет создана полноценная инфраструктура, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечена локализация в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформирована эффективная система поддержки спроса на продукцию новых отраслей; созданы новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров.

Результатом развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение) будет повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, расширение ассортимента и значительный рост объемов выпускаемой продукции, значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.

Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и др.), проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.

Будут созданы необходимые условия для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки, обеспечено наиболее полное развитие потенциала современной российской метрологической инфраструктуры, создание эталонов нового поколения.

В совокупности использование национальных стандартов и обеспечение единства измерений в экономике России будут способствовать приросту ВВП на 1-2% ежегодно.

Результатом реализации программных мероприятий в ОПК станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.

Результатом выполнения мероприятий по аналитическому обеспечению реализации государственной программы станет создание информационно-аналитического центра, в котором будет формулироваться сводная экспертная позиция для всех отраслей промышленности и проводиться работа с конкретными проблемами промышленных предприятий, с которыми они сталкиваются или имеют риск столкнуться при осуществлении внешнеторговой деятельности.

1.2 Перспективы, проблемы создания и программы поддержки малых и средних предприятий, производящих конкурентоспособную наукоемкую продукцию

Последствия мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., которые выявили неустойчивость и неготовность внутренней экономической среды к воздействию многих внешних и внутренних факторов дестабилизирующего характера, повысили интерес государства к субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ). МСБ является основой развития любой экономики, обеспечивая ее стабильность и динамичный рост. Приоритет в развитии данного сегмента экономики обуславливается тем, что во многих странах Европы МСБ создает около 70% ВВП, в США – свыше 40%, в России же МСБ генерирует лишь около 20-25% ВВП . С развитием и повышением конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства связано видение отечественных и зарубежных экономистов в реализации антикризисной стратегии, в том числе и в отношении национальной экономики. Потому что именно МСБ является тем локомотивом, способствующим выходу страны из кризиса.

МСБ – это предпринимательская деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) при определенных условиях (критериях), установленных законами или представительными организациями.

Значение деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для становления и развития экономики любой страны трудно недооценить и переоценить. Малый и средний бизнес представляет собой абсолютное большинство хозяйствующих субъектов в любой экономике,

Тем важнее является рассмотрение особенностей правового положения субъектом малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

В Российской Федерации основным законодательным актом, дающим правовую оценку и определяющим критерии отнесения субъектов хозяйствования к представителям малого и среднего бизнеса является Федеральный закон О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» .

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего бизнеса согласно Федерального закона № 209-ФЗ представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ устанавливает значение для первых двух критериев:

1) суммарная доля участия указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.

2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

— от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

— до ста человек включительно для малых предприятий;

— среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Согласно утвержденному Правительством РФ Постановлению Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки, как и ранее, не должны превышать следующих значений:

— для микропредприятий — не более 60 млн. рублей;

— для малых предприятий — не более 400 млн. рублей;

— для средних предприятий — не более 1000 млн. рублей.

В Российской Федерации сложилась ситуация, при которой значительная часть внутреннего валового продукта создается крупными промышленными структурами, а малое предпринимательство испытывает серьезные затруднения при осуществлении предпринимательской деятельности. Данные затруднения во многом вызваны низким уровнем развития законодательной базы, регулирующей порядок регистрации, осуществления указанными субъектами деятельности в сфере гражданского оборота. Действующее законодательство в данной области не только не эффективно, но и не регулирует целый ряд отношений, требующих надлежащей правовой регламентации.

Указанные обстоятельства позволили сделать вывод о возрастающей актуальности вопросов совершенствования правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России, что и привлекло внимание автора к данной проблематике.

Субъекты малого и среднего предпринимательства относятся к хозяйствующим субъектам, нуждающимся в государственной поддержке. Причины их незащищенности заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, в сложностях привлечения кредитов, в наличии существенных административных барьеров, пока еще стоящих на пути развития малого и среднего предпринимательства в России.

В мире исторически сложилось, что наилучшим хозяйственным порядком, обеспечивающим равенство шансов, возможность экономического и социального восхождения для членов общества, прежде всего за счет собственной предпринимательской деятельности, считался такой порядок, при котором малое и среднее предпринимательство становится мотором экономического развития .

При этом сформировались две основные тенденции:

1) отход от политики ограничивающих мер в сторону политики создания благоприятного режима для предпринимательской деятельности и коммерциализации знания, инноваций;

2) передача большей части полномочий регулирования МСП с федерального на местный уровень. Отметим, что данная тенденция наблюдается и в России.

Сегодня международное законодательство в сфере поддержки предпринимательской деятельности концентрировано в таких отраслях, как международное инвестиционное право, международное налоговое право, международное трудовое право (в том числе миграционное), а также нормативно-правовые акты, защищающие право интеллектуальной собственности на международном уровне.

Государственная поддержка и регулирование малого и среднего предпринимательства призваны обеспечивать равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защиту конкуренции от монополизации, недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Малое и среднее предпринимательство существует как относительно самостоятельный инструмент современной рыночной экономики и имеет важное социально-экономическое значение, его развитие способствует обеспечению социальной и политической стабильности, смягчению последствий структурных изменений, указанные субъекты быстро адаптируются к меняющимся потребностям рынка. Свободный доступ к предпринимательству для субъектов малого и среднего предпринимательства, их полная и свободная конкуренция могут гарантировать в стране развитие личной предпринимательской инициативы и свободный рынок.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральный закон О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В российском гражданском законодательстве предусмотрена определенная система гарантий предпринимательской деятельности. К ним относятся:

— наличие права заниматься разрешенными видами предпринимательской деятельности, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;

— недопустимость отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;

— юридическое равенство всех субъектов предпринимательской деятельности;

— равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам;

— ограничение монополистической хозяйствующих субъектов и их недобросовестной конкуренции;

— правовая защита интересов всех субъектов предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование учреждения субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. малого бизнеса, включает в качестве основных такие вопросы, как установление правоспособности субъектов на занятие предпринимательством, государственную регистрацию, лицензирование (когда это предусмотрено законодательством для определенных видов деятельности), установление степени и меры ответственности учредителей по обязательствам субъекта, порядок прекращения предпринимательской деятельности. При этом вопрос о регистрации связан с приобретением прав и имеет для субъектов малого бизнеса двоякую постановку — право на занятие предпринимательством и право на государственную поддержку.

Роль государственного правового регулирования в процессе глобализации предпринимательства меняется и характеризуется следующими особенностями.

1. В новых экономических условиях возрастает роль международных структур, регулирующих и поддерживающих предпринимательство.

2. Несмотря на снижающийся потенциал инструментария государственного регулирования предпринимательства, для некоторых отраслей и видов предпринимателей (малые и средние) оно остается значимым.

3. На настоящем этапе государственные методы регулирования должны быть направлены на политику поддержки таких субъектов предпринимательства, которые используют международные стандарты, имеют национальные стратегические ориентиры, а также цели развития инвестиционной привлекательности. Речь идет в первую очередь об инновационных секторах народного хозяйства.

Система государственного правового регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в России имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при ее анализе:

1) законодательные критерии отнесения субъектов к сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) вступили в силу только в 2008 году (статистика, осуществляемая ранее, не является вполне достоверной);

2) по-прежнему статистические данные не учитывают микропредприятия и их особенности;

3) существует диспропорция в развитии МСП в различных регионах России.

Для адекватной оценки показателей развития предпринимательской деятельности в России необходимо понимать сложность социально-экономической ситуации в стране, отраженную в концепции экономических противоречий Ю.Г. Чернышевой . Данный подход имеет особо важное методологическое значение для рыночной экономики России, где постоянно проявляется противоречивая природа экономических явлений в процессе перехода от общественной собственности к частной. Она определяет исследование МСП в контексте его социально-экономических противоречий, отражающих позитивные и негативные стороны предпринимательства в стране.

Как отмечает Ю.Г. Чернышева, состав частных экономических противоречий, вытекающий из сущности основного экономического противоречия МСП, постоянное возрастание роли и социально-экономического потенциала предпринимательства в рыночной экономике и относительно низкой экономической жизнеспособности таких предприятий, определяет направления их государственной поддержки .

В России МСП как сектор экономики существует около 20 лет и все еще находится на стадии становления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения, превратилось в полной мере в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились стороны экономических противоречий. Уже создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность таких предприятий, уточнены отдельные положения политики государства по их поддержке, разработаны механизмы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, образованы структуры для ее реализации.

Однако существуют определенные проблемы в области правового регулирования отношений кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес – наиболее многочисленный и мобильный сегмент экономики, проводник товаров и услуг к частным потребителям. Но это и самый уязвимый сектор. Без всесторонней поддержки он недостаточно конкурентоспособен, прежде всего — на мировых рынках.

В целом по России за шесть месяцев 2013 г. кредитными организациями выдано юридическим лицам 15,8 трлн руб. новых кредитов, в т.ч. субъектам МСБ -3,6 трлн руб. Это выше на 117 % (113 % соответственно), чем за шесть месяцев 2012 г., т.е. кредитование малого бизнеса в стране развивалось несколько менее динамично, чем кредитование предприятий в целом .

Отличия работы малого бизнеса в России определены рисками, которые российские банки не всегда готовы нести, кредитуя, например, вновь открывшиеся предприятия, новые сегменты предпринимательства. Тогда как европейские банки, несмотря на бюрократическую процедуру сбора документов для инвестиций и расчета экономической эффективности проектов, закладывают в расчет существенную вероятность невозврата кредита или его части, возможное банкротство предприятия.

По сравнению с другими сегментами банковского рынка, кредитование малого и среднего бизнеса становится все более привлекательным, и борьба кредитных организаций за малые компании ужесточается.

Конкуренция за кредитование малого и среднего бизнеса растет, в том числе ввиду низкой кредитной активности в корпоративном секторе. При этом банкам приходится бороться не только друг с другом, но и с замедлением экономического роста в стране, а также со специфическими рисками, свойственными МСБ. Эксперты считают, что за 2013 год далеко не все кредитные организации меняли свои условия для малого и среднего бизнеса . И тем не менее под давлением конкуренции некоторым банкам приходилось идти на изменения. По сравнению с другими сегментами банковского рынка, кредитование малого и среднего бизнеса становится все более привлекательным, и борьба кредитных организаций за малые компании ужесточается.

Представители малого и среднего бизнеса могут воспользоваться практически всеми существующими видами кредитования юридических лиц и финансирования бизнеса. Конечно, для этого надо соответствовать требованиям, которые банки и другие финансирующие институты предъявляют к своим клиентам.

К услугам представителей малого и среднего бизнеса классические виды кредитования юридических лиц (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Виды кредитов для малого и среднего бизнеса

Становятся доступными и такие виды услуг, как открытие кредитной линии и предоставление банковской гарантии.

Каждая разновидность кредитования соответствует конкретной потребности бизнеса. Для решения текущих проблем используются экспресс-кредиты, овердрафт, кредиты на пополнение оборотных средств. Для финансирования долгосрочных проектов предлагаются кредиты на развитие бизнеса.

Универсальные кредиты можно использовать для любых целей, была бы цена подходящая и требования к заемщику подъемными. Кроме того, банки предлагают множество целевых программ – на приобретение недвижимости, транспорта, оборудования.

Кредиты для малого и среднего бизнеса, как правило, предоставляют на более короткий срок, чем крупным предприятиям. В отношении лимитов наблюдается чрезвычайно широкий разброс. Где-то выдают и 5 тыс. рублей, где-то надо брать не меньше 50 тыс. рублей. Верхние же пределы настолько велики, что способны удовлетворить любого заемщика.

Суммы от 50 тыс. до 300 тыс. рублей на срок до одного года предприятие малого или среднего бизнеса может получить без залога. Разумеется, при условии «прозрачной» финансовой отчетности и стабильного положения на рынке. Если предпритию нужен более солидный заем, понадобится обеспечение в виде залога или поручителей.

Чем меньше будет сумма кредита, тем быстрее будет идти оформление. Экспресс-кредит можно получить за 1–3 дня после того, как вы передали в банк все необходимые документы. Остальные виды кредитов, как правило, оформляют в срок от 5 до 14 дней.

Получение кредита в немалой степени ускоряется, если предприятие входит в число постоянных клиентов. Не менее полезно иметь хорошую кредитную историю.

Краткосрочное кредитование позволяет быстро решать текущие проблемы малого и среднего бизнеса – дефицит оборотных средств, кассовые разрывы. Для поддержания платежеспособности при незначительных задержках в поступлении денежных средств на расчетный счет удобно использовать овердрафт. Он позволяет проводить платежи на суммы, превышающие остаток средств на счете, а задолженность погашается из текущих поступлений.

За счет кредитов инвестиционного характера предприятие может провести модернизацию производства, развить новое направление бизнеса или расширить масштабы существующей деятельности.

Условия кредитования малого и среднего бизнеса зачастую обладают большой гибкостью. Например, обычным делом стала индивидуальная схема погашения с учетом особенностей деятельности данного конкретного предприятия. Банки демонстрируют широту взглядов и в отношении обеспечения по кредиту, принимая в залог не только имущество предприятий, но и товары в обороте, дебиторскую задолженность, личную собственность владельцев бизнеса, их супругов, родственников и вообще посторонних людей.

Кредитные средства обходятся недешево – это, пожалуй, основной недостаток использования банковских займов. При нынешних ставках платить проценты по кредиту могут себе позволить только предприятия с рентабельностью не меньше 20%.

Оформление кредита сопряжено с большими хлопотами по сбору документов, подтверждающих финансовую устойчивость вашего предприятия. Оформление залога или поручительства тоже развлечением не назовешь. И надо еще найти подходящий залог. При оформлении кредита в залог приходится передавать имущество, стоимость которого значительно превосходит размер ссуды, минимум на 20%, а то и на все 50%. При таких условиях кредитования, в случае форс-мажора потеря залога больно ударит по заемщику.

Стоимость кредита состоит из расходов на комиссию за выдачу и процентов за пользование банковскими средствами. Стандартная комиссия составляет 1–2% от суммы займа. Процентная ставка зависит от валюты, характера кредитования, вида обеспечения и особенностей финансового состояния заемщика. Дороже всего беззалоговые кредиты, сегодня за них приходится платить от 25% до 30% годовых. Кредит с обеспечением можно получить под 20–25% годовых.

Кроме того, в отношении стоимости займов для малого и среднего бизнеса действует правило: чем больше сумма или срок погашения, тем дороже обходятся финансовые ресурсы.

Можно сэкономить 2–3% на процентной ставке, если найти целевую кредитную программу, соответствующую потребностям предприятия.

Помимо чисто банковских услуг, малому и среднему бизнесу доступны некредитные формы заемного финансирования, например, услуги факторинга. Их предлагают как факторинговые компании, так и банки. Кроме того, в среде малого и среднего бизнеса все шире используются возможности лизинга, который нередко доступнее и выгоднее классического банковского кредита.

Малый и средний бизнес в России восстанавливается и растет. Однако, по мнению некоторых экспертов, всего лишь 25% потребности в заемных средствах покрывается за счет выдачи кредитов, т.е. всего лишь 1 предприниматель из 4 получает кредит, остальные же не могут его получить в силу ряда причин. Проблема доступа малого бизнеса к заемным средствам кредитных учреждений остается открытой.

В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:

• программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;

• программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

• комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

• программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;

• программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком;

• программа гарантийной поддержки кредитования, реализуемая ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».

Одной из наиболее масштабных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является программа, реализуемая Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В рамках программы средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России в виде субсидий субъектам Российской Федерации (при условии софинансирования расходов со стороны последних) на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

В реализации программы задействованы все регионы страны.

В рамках программы предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:

• поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса – до 10 млн. рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1 млн. рублей на одного получателя поддержки);

• модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн. рублей на одного получателя поддержки);

• грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);

• создание и развитие микрофинансовых организаций;

• создание и развитие гарантийных фондов;

• развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн. рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн. рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн. рублей).

• развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн. рублей на одного получателя поддержки):

• развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);

• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: (бизнес-инкубаторы – от 900 кв.м.; промышленные парки – от 20 тыс. кв.м., технопарки – от 5 тыс. кв.м.);

• поддержка экспортно-ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта).

При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

Ряд мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, направлен на расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе:

• создание региональных микрофинансовых организаций, основная цель которых обеспечение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) микро- и малым предприятиям. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). При этом займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа – не более 36 месяцев.

• создание региональных гарантийных фондов, основной целью которых является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга, договорам предоставления банковской гарантии и т.п.) малых и средних предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70 % от объема обязательств малого и среднего предприятия перед финансовой организацией.

Кроме того, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства открытым акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк») реализуется отдельная программа поддержки.

ОАО «МСП Банк» направляет средства банкам-партнерам и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (в форме кредитной линии), которые в дальнейшем предоставляют кредиты, микрозаймы, заключают договора лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки в рамках данной программы рекомендуется обратиться в любой из банков-партнеров, действующих в субъекте Российской Федерации, либо непосредственно в ОАО «МСП Банк» по адресу:115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 79; тел.: (495) 783-79 -98, (495) 783-79-66, официальный сайт: .

В первом полугодии 2014 года завершена работа по учреждению и запуску работы специализированной федеральной гарантийной организации – ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (контактная информация: тел.: (495) 644-28-94, e-mail: info@acgrf.ru, официальный сайт:

Агентство предоставляет гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам, разделяя кредитные риски с банками и иными финансовыми организациями. В задачи Агентства входит разработка единых требований и стандартов деятельности региональных гарантийных фондов и расширение их возможностей по предоставлению поручительств.

В Российской Федерации сформирована система институтов развития, деятельность которых направлена на организацию грантового и заемного финансирования инновационных проектов на разных стадиях цикла развития инноваций.

В число институтов развития входят следующие организации:

1. ОАО «Российская венчурная компания» (контактная информация: 109028, г. Москва, Серебряническая наб. д. 29, бизнес-центр «Серебряный город», 4 этаж, тел.: (495) 777-01-04, факс: (495) 777-01-06, e-mail: info@rusventure.ru, официальный сайт:

2. Фонд «Сколково» (контактная информация: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд 9, этаж 24, тел.: (495) 967-01-48, факс: (495) 967 -01-96, e-mail: SKFoundation@sk.ru, официальный сайт:

3. ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (контактная информация: 125284, г. Москва, Ленинградский проспект. д.31А, стр.1, тел.: (495) 789-47-30, e-mail: rftr@rftr.ru, официальный сайт:

4. ОАО «Роснано» (контактная информация: 117036, г. Москва, проспект 60-лет. Октября, д. 10А, тел.: (495) 988-53-88, факс: (495) 988-53-99, e-mail: info@rusnano.com, официальный сайт: .

5. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (контактная информация: 119034, г. Москва, 3-ий Обыденский переулок, д. 1, строение 5, тел.: (495) 231-19-01, факс: (495) 231-19-02, e-mail: info@fasie.ru, официальный сайт:

6. Фонд развития Интернет-инициатив (контактная информация: 109028, г. Москва, Серебряническая наб., д.29, стр. 4, тел.: (495)258-88-77, e-mail: info@iidf.ru, официальный сайт:

Поддержка инновационного предпринимательства также осуществляется в рамках программы Минэкономразвития России, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В частности, по итогам реализации мероприятий программы в 2010-2014 годах в России будет действовать 87 центров поддержки предпринимателей в области инноваций и промышленного производства, в том числе:

• 29 центров кластерного развития в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, город Санкт-Петербург, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Пензенская область, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ростовская область, Самарская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Томская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;

• 30 региональных центров инжиниринга в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область, город Москва, Забайкальский край, Кемеровская область, Красноярский край, Калужская область, Липецкая область, Новосибирская область, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Самарская область, Ставропольский край, Томская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;

• 13 центров прототипирования в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская область, Воронежская область, Новосибирская область, Омская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Тюменская область, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;

• 2 центра сертификации, стандартизации и испытаний в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область, Чувашская Республика;

• 4 центра коллективного пользования в следующих субъектах Российской Федерации: Саратовская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ставропольский край;

• 2 центра трансферта технологий в следующих субъектах Российской Федерации: Ставропольский край, Свердловская область;

• 2 центра коммерциализации технологий в следующих субъектах Российской Федерации: Тюменская область, Пензенская область;

• 2 центра субконтрактации в следующих субъектах Российской Федерации: Тульская область, Кемеровская область;

• 1 центр дизайна в Пермском крае;

• 1 инновационный центр в Воронежской области;

• 1 центр аддитивных технологий в Воронежской области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство понимает всю важность и необходимость инновационного развития экономики и уделяет внимание поддержке инновационных предприятия путем предоставления информационной, финансовой и иной помощи.