Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. Так, в 2012 г. в России 44,8 % детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство). В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставляет соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей. К сожалению, новые формы (например, «патронатная семья») закрепляются в большей степени на уровне регионального законодательства, которое зачастую вступает в противоречие с федеральными нормами.

Проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что длительное время данный институт детально не исследовался. Среди ученых-юристов стало традиционным отношение к нему как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права» .

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ № 48-ФЗ опека, а также попечительство должна устанавливаться в случаях, которые предусмотрены ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, которые установлены СК РФ.

Таким образом, основанием для установления опеки, а также попечительства над детьми признается факт утраты ими по тем либо другим причинам родительского попечения. Опекой, а также попечительством над детьми преследуются такие основные цели, как:

а) воспитание детей, которые остались без попечения родителей;

б) защита прав, а также интересов детей, которые остались без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Отличия между опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми состоит в том, что опека может устанавливаться над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для того, чтобы была установлена опека, и попечительство над несовершеннолетними считается факт утраты ими попечения родителей (например, в случае смерти либо утраты родительских прав). Возможны даже случай, когда родители сами просят, чтобы над их детьми была установлена опека либо попечительство, в таком случае говорится об установлении опеки либо попечительства по заявлению родителей либо единственного родителя. В любом случае назначение опекуна либо попечителя осуществляется органами опеки, а также попечительства за месяц с того момента, когда появилась необходимость установления опеки либо попечительства. До того, как опека либо попечительство над ребенком не установлена, обязанности опекуна, а также попечителя должны выполняться органами опеки и попечительства.

Выявлять детей, которые остались без попечения родителей с тем, чтобы проводить их учет, а также устраивать исходя из конкретных обстоятельств в соответствии со ст. 121 СК РФ может лишь орган опеки и попечительства (и никакое иное юридическое, физическое лицо). Но также предусматривается обязанность должностных лиц, а также других граждан сообщить органам опеки, а также попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

После того, как была получена информации о детях, которые остались без попечения родителей, органы опеки, а также попечительства должны за три дня провести первичное обследование. При обследовании обследования органы опеки и попечительства должны проверять достоверность полученной информации, познакомиться с условиями, в которых проживал ребенок, установить родственников, которые имеют возможность обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о его устройстве. В том случае, если у ребенка нет родственников, он незамедлительно должен быть отравлен в воспитательное учреждение.

В случае невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения за один месяц со дня выяснения факта утраты родительского попечения сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится ребенок, — в региональный банк данных. При получении данных сведений, орган исполнительной власти субъекта РФ уже на всей своей территории принимает в течение месяца меры для устройства ребенка в семью. В случае невозможности устройства ребенка сведения о нем должны быть направлены в Министерство образования РФ, на которое возлагаю функции по реализации централизованного учета детей, которые остались без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью российских граждан на территории Российской Федерации.

Орган опеки, а также попечительства по месту жительства ребенка определяет опекуна либо попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о надобности установления опеки либо попечительства над ним. В случае, которые заслуживают внимания обстоятельств (например, ребенок уже находится в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун либо попечитель может назначаться органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). В том случае, если ребенку, который нуждается в опеке, либо попечительстве, на протяжении месяца не был назначен опекун, либо попечитель, исполнение обязанностей опекуна, либо попечителя временно должно быть возложено непосредственно на орган опеки, а также попечительства. Назначение опекуна либо попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае решении органом опеки, а также попечительства вопроса о назначении лица опекуном либо попечителем ребенка должны быть учтены такие обстоятельства, как:

а) способность лица к исполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б) его личные, а также нравственные качества;

в) отношения между ним и ребенком, который нуждается в опеке либо попечительстве;

г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д) если такое возможно, желания самого ребенка (п. 3 ст. 35 ГК РФ,

п. 2 ст. 146 СК РФ).

Для того, чтобы получить наиболее полные сведения о личности предполагаемого опекуна либо попечителя, орган опеки, а также попечительства имеет право потребовать от гражданина, который подал заявление, предоставить сведения о себе, а так же запросить информацию о нем в органах внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, медицинские, а также другие учреждения.

Оператор в течение десяти дней со дня получения документов должен рассмотреть их по существу, а также предоставить гражданину для ознакомления анкеты ребенка, а также фотографии детей, которые остались без попечения родителей, которые бы соответствовали его пожеланиям. После этого в соответствии с пожеланием гражданина оператором выдается ему направление на посещение ребенка. Сведения о ребенке, который остался без попечения родителей, на посещение которого выдается направление одному гражданину, не могут быть также сообщены второму гражданину. Гражданин должен в определенный для посещения ребенка, который остался без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора об итогах посещения такого ребенка, а также о принятом им решении.

В случае отказа гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он должен получить направление на посещение иного избранного им ребенка.

Гражданин должен в письменном виде проинформировать соответствующего оператора о том, что:

Он подал им заявление в суд об установлении усыновлении (удочерения) ребенка либо заявление в орган опеки и попечительства о том, чтобы была установлена опека (попечительства) либо создании приемной семьи;

Было вынесено решение о передаче ребенка на воспитание семью (решение суда об установлении усыновления (удочерения), либо принятии решения органом местного самоуправления об установлении опеки (попечительства), либо заключении договора о создании приемной семьи);

Принял решения об отказе от поиска ребенка, а также о том, чтобы был прекращен учет сведений о нем в государственном банке данных.

Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т. п.). Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо располагающему необходимыми для этого качествами в силу своего жизненного опыта, образования либо специальной подготовки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опекуны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсутствие у опекуна (попечителя) специального образования. Новеллой СК РФ является введение необходимости учета отношения к ребенку членов семьи будущего опекуна (попечителя) и их желания участвовать в его воспитании (супруг опекуна, попечителя, родители, дети). Указанное требование является обоснованным и вызвано стремлением создать для опекаемого ребенка наиболее благожелательную обстановку со стороны членов семьи опекуна (попечителя), без чего сложно решать задачи воспитания и развития ребенка в новых для него условиях. По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня развития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное требование и не является обязательным. В отличие от усыновления при передаче ребенка под опеку (попечительство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (попечителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуации, когда ребенок негативно относится к кандидату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мнения ребенка.

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются ГК РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также СК РФ. Соблюдение предусмотренных ГК РФ и СК РФ требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи .

В большей мере опекунами (попечителями) назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее полно учесть требования к личности опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Но и в данном случае законом не делается каких-либо исключений, которые бы позволяли принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии установленных законодательством препятствий.

Органом опеки, а также попечительства может быть назначен ребенку опекун (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-то причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут сами осуществлять воспитание ребенка. В таком случае родителями может быть предложена органу опеки и попечительства определенная кандидатура опекуна (попечителя).

Анализ отечественной истории правового регулирования отношений опеки, а также норм зарубежного законодательства показал, что в принципе закон может устанавливать два разных основания возникновения обязанностей опекуна (попечителя). В первом случае лицо принимает на себя обязанности по собственной воле, изъявляет на это согласие (или даже прямо заявляет, ходатайствует об этом). Во втором происходит собственно принятие опеки, когда лицо не имеет выбора, не может отказаться

от предложения соответствующего государственного органа или общины, рода и исполняет обязанности опекуна вне зависимости от своего желания. Причины такого «навязывания» подопечного могут быть различными. В тот или иной исторический период играет роль совокупность одновременно нескольких факторов: значительного числа нуждающихся в попечении лиц; влияния норм морали, порицающих оставление человека без помощи; широкого подхода к общественным повинностям гражданина и других. Однако следует отметить, что современные общества уходят от такой модели.

Принятие опеки (попечительства) в принципе не может происходить принудительно. Принуждение представляется неприемлемым в условиях демократической формы правления, основанной на признании прав человека. По нашему мнению, устройство подопечного к опекуну (попечителю) без согласия последнего нарушает одно из естественных его прав — право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). Само существование данных отношений, в сущности, в огромной степени зависит от воли опекуна (попечителя), который вправе в любое время от их продолжения отказаться. На практике инициатива в установлении опеки и попечительства предоставляется как органу опеки и попечительства, так и будущему опекуну (попечителю), при этом сущность отношений не изменяется.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Выявлять детей, которые остались без попечения родителей, проводить их учет, а также устраивать, исходя из определенных обстоятельств, в соответствии с СК РФ может лишь орган опеки и попечительства. После получения информации о детях, которые остались без попечения родителей, органы опеки и попечительства должны устроить ребенка в семью, а в случае невозможности устройства в семью его должны определить в воспитательное учреждение.

2) Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

В то же время при назначении опекуна (попечителя) по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан акт об отказе в назначении может быть принят только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка. Это означает, что в данной ситуации согласие опекуна (попечителя) не имеет значения.

Такой подход законодателя нельзя признать правильным, поскольку принудительное назначение опекуна (попечителя) однозначно будет противоречить интересам подопечного ребенка. В связи с этим в ст. 11 следует предусмотреть, что в заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть не только указано конкретное лицо потенциального опекуна (попечителя), но и зафиксировано его согласие на такое назначение.

3) Гарантией обеспечения прав и интересов подопечных является предусмотренное законом право органа опеки и попечительства требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и других организациях.

В то же время не требуется предоставление названных выше сведений, если опекун (попечитель) назначается на основании заявления родителей ребенка, самого ребенка в возрасте старше 14 лет и в других случаях (то есть не по заявлению потенциального опекуна (попечителя)).

С целью приведения положений закона к единообразию и обеспечения прав и интересов подопечного при установлении опеки (попечительства) любого вида следует предусмотреть: во-первых, обязанность органа опеки

и попечительства запрашивать соответствующие сведения, во-вторых, распространить это правило на все виды опеки (попечительства) независимо от оснований установления опеки (попечительства).

Для полного прекращения опеки, а также попечительства над несовершеннолетними законом предусматриваются специальные основания, а также определенная процедура. По указанным двум параметрам различают прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также совершеннолетними гражданами.

Если для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними требуется специальное решения компетентного органа, то для того, чтобы прекратить данного решения не требуется. В ст. 40 ГК РФ указано, что основным юридическим фактом, вкоторый влекет полное прекращение опеки либо попечительства, считается достижение ребенком конкретного возраста – 14 лет. Данный юридический факт (событие) может являться правоизменяющим — в случае с опекой, когда она изменяется на попечительство. В п. 2 ст. 40 ГК РФ указано, что гражданин-опекун, после достижения ребенком возраста 14 лет автоматически должен стать попечителем несовершеннолетнего. Переквалификация опекуна в попечители осуществляется без принятия дополнительного решения об этом. Но такого может и не произойти, если несовершеннолетний страдает психическим расстройством, которое дает основание для того, чтобы признать его 14 лет недееспособным.

Не требуется особого решения также и для прекращение попечительства при достижении подопечным 18 летнего возраста (п. 3 ст. 40 ГК РФ). Основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними, без особого решения об этом в силу прямого указания закона, осущаствляется в случае приобретении указанным подопечным полной дееспособности в случае: эмансипации (приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста); вступления в брак несовершеннолетним. Данные основания приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) предусмотриваютя соответственно в п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ.

Также, опекун (попечитель) перестает быть носителем таких прав, в случае если опека (попечительство) установливается на конкретный период времени, который обозначен в решении (постановлении) органа опеки и попечительства.

Опека либо попечительство прекращается в следующих случаях:

1) в случае смерти опекуна либо попечителя или подопечного;

2) в случае истечения срока действия акта о назначении опекуна либо попечителя;

3) в случае освобождения или отстранении опекуна либо попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случае достижения малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним должна быть прекращена, а гражданин, который осуществлял обязанности опекуна, назначается попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

5) попечительство над несовершеннолетним должно прекращаться без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также в случае вступлении его в брак и в иных случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетнего возраста.

Гражданин может назначаться опекуном либо попечителем лишь при наличии его согласия. И данное положение так же признается одним из прогрессивных новелл российского законодательства. ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает в качестве главного принципа государственного регулирования деятельности в указанной области принцип свободного принятия гражданином обязанностей по опеке, а также попечительству и свободного отказа от исполнения таких обязанностей (п.1 ст.5). С целесообразностью указанной новации невозможно не согласиться, учитывая наиболее обременительный характер обязанностей, которые возлагаются на опекунов и попечителей, надлежащее исполнение которых (тем более безвозмездное) является невозможным без осознанного желания, намерений лица принять на себя данные обязанности, а также должным образом их исполнять.

Орган опеки и попечительства может освобождать опекуна либо попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе на определенное, в случае если возникают противоречия между интересами подопечного, а также интересами опекуна либо попечителя.

Орган опеки и попечительства имеет право отстранить опекуна либо попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна либо попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей является возможным в случае если:

1) они ненадлежащим образом исполняют возложенне на них обязанности;

2) нарушают права, а также законные интересы подопечного, в том числе при реализации опеки либо попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора, а также необходимой помощи;

3) органом опеки и попечительства выявляются факты существенных нарушений опекуном либо попечителем определенных федеральным законом либо договором правил охраны имущества подопечного и (либо) распоряжения его имуществом.

Лицо, которое выполняет обязанности опекуна либо попечителя, не позднее трех дней с того момента, когда ему стало известно о прекращении опеки либо попечительства, должно представить в орган опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества подопечного, а также об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм, а также иных платежных документов).

Орган опеки и попечительства в случае обнаружения в действиях опекуна либо попечителя оснований для того, чтобы привлечь их к административной, уголовной либо другой ответственности должен принять определенные меры не позднее чем через семь дней с того момента, как им был получен отчет либо не позже чем через четырнадцать дней с того момента, как были обнаружены оснований для привлечения опекуна либо попечителя к ответственности.

Прекращение обязанностей опекунов и попечителей производится в формах освобождения и отстранения органом опеки и попечительства опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Согласно ст. 39 ГК орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях:

— возвращение несовершеннолетнего подопечного родителям. Например, родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. Такой возврат не может быть осуществлен автоматически. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. В случае удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу;

— передача его на усыновление. В результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется;

— помещение подопечного в соответствующее детское учреждение, в этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения;

— иные уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.), препятствующие опекуну (попечителю) исполнять свои обязанности (п. 2 ст. 39 ГК РФ). Так, бабушка отказалась от своей опекаемой 16-летней внучки по причине того, что та стала дружить с юношей, поздно возвращаться домой. Она написала заявление в администрацию района о том, что она с ней не может справиться. Если уважительные причины не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства).

Отказ от передачи бывшего подопечного органу опеки и попечительства, после прекращения опекуном (попечителем) исполнения своих обязанностей, приводит к обращению соответствующего органа в суд с иском об отобрании ребенка. Отстранение от исполнения опекунских или попечительских обязанностей влечет за собой невозможность для отстраненных лиц в дальнейшем выступать в роли приемных родителей, усыновителей и опекунов (попечителей).

Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей по своей правовой природе служит мерой защиты. Для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличие вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.

Таким образом, опека и попечительство — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания и воспитания.

Опека и попечительство – основной способ защиты их прав и интересов.

Отметим, что оформить опеку или попечительство над несовершеннолетним ребенком достаточно сложно, при этом лишиться права исполнять обязанности попечителя (опекуна) легко, поскольку Семейный, Гражданский кодексы РФ и Закон об опеке, направлены на максимально возможную защиту прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей.

Таким образом, опека либо попечительство должна прекращаться: в случае смерти опекуна либо попечителя или подопечного; в случае истечения срока действия акта о назначении опекуна либо попечителя; в случае освобождения или отстранении опекуна либо попечителя от исполнения своих обязанностей; в случае достижении малолетним подопечным четырнадцати летнего возраста опека над ним прекращается, а гражданин, который осуществляет обязанности опекуна, признается попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом; попечительство над несовершеннолетним должно прекращаться без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати летнего возраста, а также в случае вступления его в брак и в иных случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетнего возраста.