СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

11 Основные понятия ФГОС в начальных классах5

12 Требования к современному уроку в школе 7

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

13 Принципы и положения для работы с технологическими картами 13

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 20

21 Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку в начальной школе по требованиям ФГОС20

22 Популярные педагогические технологии в современном преподавании русского языка26

23 Сопоставление традиционного и современного урока 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 143

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49

Внимание!

Работа № 3824. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word. 

ОплатаКонтакты

ВВЕДЕНИЕ

Содержанием нашего времени является динамичное развитие российского общества на основе коммерциализации новых технологий инновационного предпринимательства формирования институтов гражданского общества Выживание России возможно только в том случае если ее переход на инновационные рельсы будет происходить достаточно энергично и результативно И успех этого движения в значительной степени зависит от образования от характера и качества образовательных стандартов От охранительных стабилизирующих стандартов мы должны перейти к инновационным стандартам рассчитанным на то чтобы обеспечить познавательные потребности нового поколения в компетенциях которые понадобятся ему в наступающей эпохе инноваций и предпринимательства

Выбранная мной тема выпускной квалификационной работы представляется мне весьма актуальной

В ней будут рассмотрены основные понятия ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) требования к современному уроку в свете внедрения ФГОС проведено исследование на основе сравнения современного и традиционного уроков

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том чтобы проанализировать специфику уроков русского языка традиционного и нового содержания более подробно рассмотреть методические рекомендации по составлению конспектов урока по требованиям ФГОС

Объект исследования структура цели и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет процесс формирования универсальных учебных действий при обучении русскому языку в начальной школе по требованиям ФГОС С учетом поставленной цели а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи

1 Изучить соответствующую литературу

2 Раскрыть содержание основных понятий ФГОС

3 Рассмотреть процесс формирования универсальных учебных действий при обучении русскому языку в начальной школе по требованиям ФГОС

4На основе сравнений провести исследование

5Внесение коррективов в предварительные выводы разработка рекомендаций

В своей работе будем руководствоваться методами исследования наблюдение изучение педагогического опыта анализ синтез классификации обобщения сравнения

Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных методистов Климановой ЛФ Асмоловой АГ Петерсон АГ Ковалевой НА

Теоретическая значимость данной работы состоит в том что ее результаты могут способствовать успешной реализации практических навыков в процессе обучения

Практическая ценность состоит в том что данные методические рекомендации и многие примеры могут быть применены в работе

Выпускная квалификационная работа состоит из введения двух глав библиографического списка заключения 2-х приложений

ГЛАВА 1 ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

11 Основные понятия ФГОС в начальных классах

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании и представляют собой «совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования» Переход на новый Стандарт проходит поэтапно В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах экспериментальных школ РФ

С 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ в 1 классах введение Стандарта является обязательным

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том что целью является не предметный а личностный результат Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения а не сумма знаний накопленная за время обучения в школе [18 С 62]

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трех систем требований

1Требований к результату образования

2Требований к структуре основных образовательных программ (то как школа выстраивает свою образовательную деятельность)

3Требований к условиям реализации стандарта (кадры финансы материально-техническая база информационное сопровождение и пр)

[5 С12]

В Стандарте 2004 г детально описывалось содержание образования темы дидактические единицы В Стандарте же 2009г содержание образования детально и подробно не прописано зато четко обозначены требования к его результатам

1Личностным (готовность и способность к саморазвитию сформированность мотивации к обучению и познанию личностные качества и др)

2Метапредметные (умение учиться)

3Предметные умения

Отличительной особенностью нового стандарта третьего поколения является его деятельный характер ставящий главной целью развитие личности учащегося Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний умений и навыков формировки стандарта указывают реальные виды деятельности которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения [1 С152]

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) Под УУД понимают «общеучебные умения» «общие способы деятельности» «надпредметные действия» и тп Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД) [11 С9]

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности [12 С20]

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний умений на основе формирования умения учиться Таким образом каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе другим участникам образовательного процесса самому образовательному процессу объектам познания результатам образовательной деятельности Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач

В Стандарте третьего поколения определен «портрет» выпускника начальной школы

1Любящий свой народ свой край и свою Родину

2Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

3Любознательный активно и заинтересованно познающий мир

4Владеющий основами умения учиться способный к организации собственной деятельности

5Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

6Доброжелательный умеющий слушать и слышать собеседника обосновывать свою позицию высказывать свое мнение

7Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1 С152]

Итак с 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ в 1 классах введение Стандарта является обязательным Отличие новых стандартов заключается в личностном результате ребенка Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) где важным элементом является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять

12 Требования к современному уроку в школе

«Если мы будем учить сегодня так как мы учили вчера мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) Современные дети значительно отличаются от тех для которых создавалась ныне действующая система образования В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века резко возросла информированность детей современные дети относительно мало читают особенно классическую художественную литературу произвольность поведения мотивационной сферы разных типов мышления ограниченность общения со сверстниками Как для учеников так и для Учителя урок интересен тогда когда он современен в самом широком понимании этого слова [7 С215]

Современный – это и совершенно новый и не теряющий связи с прошлым одним словом – актуальный

Актуальный [от лат aсtualis – деятельный] означает важный существенный для настоящего времени А еще – действенный современный имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека насущный существующий проявляющийся в действительности Помимо этого если урок – современный то он обязательно закладывает основу для будущего

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов которые формируют умения самостоятельно добывать знания собирать необходимую информацию выдвигать гипотезы делать выводы и умозаключения А это значит что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный те учение направленное на решение задач проектной формы организации обучения в котором важным является применение активных форм познания наблюдение опыты учебный диалог и пр [3 С41]

Создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны соотносить результат деятельности с поставленной целью определять своё знание и незнание и др И школа становится не столько источником информации сколько учит учиться учитель не проводник знаний а личность обучающая способом творческой деятельности направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний [2 С120]

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи Моделируя урок необходимо придерживаться следующих правил

1Конкретно определить тему цели тип урока и его место в развороте учебной программы

2Отобрать учебный материал (определить его содержание объем установить связь с ранее изученным систему управлений дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание)

3Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока

4Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников

5Продумать оптимальный темп урока то есть рассчитать время на каждый его этап

6Продумать форму подведения итогов урока

7Продумать содержание объем и форму домашнего задания [16 С51]

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных так и инновационных педагогических технологий Используя современные технологии работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания собирать необходимую информацию делать выводы умозаключения те развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования меняется и система оценивания достижений учащихся Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные эстетические взгляды политические предпочтения и др) характеристика социальных чувств (патриотизм толерантность гуманизм и др) индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы [8 С301]

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету могут взаимодействовать дистанционно в том числе и во внеурочное время Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя[18 С62]

Видоизменяется конспект урока где для каждого этапа так же прописываются формируемые УУД какие планируются результаты Как из вариантов может включать в себя этапы урока формируемые УУД деятельность учителя деятельность учащихся Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний умений и компетенций составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося но и как процесс развития личности принятия духовно-нравственных социальных семейных и других ценностей Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или точнее «Как учить так чтобы и у детей возникали собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий в результате чего необходимо в очередной раз изучить осмыслить психолого-педагогические теории ЛС Выготского ПЯ Гальперина ДБ Эльконина ВВ Давыдова ЛВ Занкова На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности наряду с общей грамотностью выступают такие качества как разработка и проверка гипотез умение работать в проектном режиме инициативность в принятии решений Эти способности востребованы в современном обществе Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации [14 С19]

Таблица 1- Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие проверка подготовленности организация внимания Рапорт дежурного фиксация отсутствующих стихотворный настрой и др

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность полноту и осознанность домашнего задания выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты дополнительные вопросы продолжи ответ… разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию актуализация субъектного опыта Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания в виде эвристического вопроса через показ конечных результатов использование технологической карты мыследеятельности – кластер В начале урока даётся загадка отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Этап усвоения новых знаний и способов действий

 Обеспечить восприятие осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

 Содействовать усвоению способов средств которые привели к определённому выбору  Работа с определением

 Использование обыденных аналогий

 Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах рассказ лекция сообщение модульное обучение использование компьютерного учебника проблемное обучение коллективное обучение построение структурно-логической схемы генетический метод обучения

Продолжение таблицы 1

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала выявить пробелы провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст подготовка учащимися своих вопросов своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала глубины понимания Использование взаимообразных задач вопросно-ответное общение придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы деловая игра учебные ситуации групповая работа дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева» «темы» построение «здания темы» Построение блок-формулы уменьшаемое-вычитаемое=разность Учебные ситуации «пересечение тем»

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы тесты задания на выделение существенных признаков (глубина) задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) задачи с избыточными противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия  Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

 Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем Тесты задания с пропусками структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания

 Стандартный минимум

 Повышенный

 Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния мотивации своей деятельности Телеграмма СМС незаконченное предложение координаты

13 Принципы и положения для работы с технологическими картами

Технологическая карта — это новый вид методической продукции обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения (Приложение 2) [28 С19]

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией описании заданий для ученика по освоению темы оформлении предполагаемых образовательных результатов Технологической карте присущи следующие отличительные черты интерактивность структурированность алгоритмичность при работе с информацией технологичность и обобщённость [23 С71]

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс обеспечить реализацию предметных метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения существенно сократить время на подготовку учителя к уроку [15 С31]

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам

Структура технологической карты

 название темы с указанием часов отведенных на ее изучение

 планируемые результаты (предметные личностные метапредметные)

 межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы)

 этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

 контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволит учителю

 реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения

 системно формировать у учащихся универсальные учебные действия

 проектировать свою деятельность на четверть полугодие год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы

 на практике реализовать межпредметные связи

 выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы

Технологическая карта позволит администрации школы

 контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов а также осуществлять необходимую методическую помощь [18 С62]

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока таблица позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам Такими параметрами могут быть этапы урока его цели содержание учебного материала методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся деятельность учителя и деятельность обучающихся Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных метапредметных и предметных умений школьников соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования [24 С66]

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы Результатом этого этапа является самоопределение школьника основанное на желании осваивать учебный материал на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы необходимого для выполнения ситуативного задания Этот этап имеет содержательные блоки каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы [13 С120]

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает

на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов понятий высказываний

на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»

на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»

на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока [14 С102]

Учебные задания на «знание» «понимание» «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы формирования умений работать с информацией которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения необходимые для решения ситуативного задания обозначенного на первом этапе [9 С104]

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный импровизационный эвристический) способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания Самоорганизация включает планирование выполнение и предъявление варианта решения Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности [13 С120]

Итак представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных метапредметных (познавательных регулятивных коммуникативных) но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе

1Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность обнаруживать незнание находить причины затруднений и тп)

2Используются разнообразные формы методы и приемы обучения повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

3Учитель владеет технологией диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

4Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения учит детей работать по правилу и творчески

5На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

6Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися используя для этого специальные приемы

7Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика поощряет и поддерживает минимальные успехи

8 Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока

9Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию иное мнение обучает корректным формам их выражения

10Стиль тон отношений задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества сотворчества психологического комфорта

11 На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения совместную деятельность и тд) [19 С48] Исходя из этого можно сделать выводы по 1 главе выпускной квалификационной работы

Показателями эффективности современного урока можно считать 1Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания) Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно 2 Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель о факте достижения которой можно судить однозначно) 3 Ясность чёткость конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом 4Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу 5Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию 6Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс 7Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся 8Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу 9Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания 10Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала следование УМК) 11Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму 12Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма урок – мастерская экскурсия путешествие суд и тд) и формы организации деятельности детей (фронтальная индивидуальная групповая парная коллективная и др) 13Целесообразность использования технического дидактического наглядного оснащения учебного занятия 14Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся 15Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель мотив постановка учебной задачи содержание учебные действия контроль (самоконтроль) оценка (самооценка) 16Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных познавательных коммуникативных личностных) 17Формулирование и решение на уроке познавательных задач направленных на продуктивную деятельность обучающихся 18Построение урока с учётом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся 19Умение создать атмосферу доверия психологической безопасности одобрения поддержки сотрудничества здоровьесбережения [28 С 19]

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

21 Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку в начальной школе по требованиям ФГОС

В чем принципиальная новизна подходов к изучению русского языка которые определяются стандартом третьего поколения? Содержание по русскому языку в примерной программе стандарта представлено если можно так сказать в деятельностных формулировках не просто название темы например «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня» но и указание на то что при изучении данной темы должен делать ученик — находить устанавливать выявлять различать и т д В связи с переходом на новые образовательные стандарты миссия учителя начальной школы изменится Теперь цель учителя- формировать универсальные учебные действия закладывать основы учебной деятельности те систему учебных и познавательных мотивов умение реализовать учебные цели планировать контролировать оценивать учебные действия и их результат (Приложение 1) [30 С102]

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте» Содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе русского языка Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи Дети овладевают начертанием новой буквы учатся соединять ее с ранее изученными буквами упражняются в письме буквосочетаний в слогах в словах предложениях Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей развиваются речевые умения обогащается и активизируется словарь совершенствуется фонематический слух осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика В рабочих программах русского языка сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности что позволяет узнать чему конкретно будут учиться учащиеся изучая данный раздел В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения [27 С7]

Постановка учебной задачи как правило показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний побуждает их к поиску новых знаний и способов действий которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности находить средства ее реализации развивается через систему заданий предусмотренных в материале каждого урока Урок тема раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя» содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности формированию рефлексивной позиции школьника его волевой саморегуляции Такая дидактическая структура общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника [26С 29]

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт» Проводя исследование дети например узнают как можно определить слоги в слове основу слова убеждаются что слов без корня не бывает определяют какие глаголы спрягаются а какие — нет Учащиеся включаются в поиск ответа выдвигая предположения обсуждая их находя с помощью учебника необходимую информацию делая выводы и таким образом овладевают новыми знаниями [17 С15]

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России» [4 С28]

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по русскому языку которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс

Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается не в том чтобы передавать знания в готовом виде а создавать условия чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной исследовательской деятельности в работе над заданиями непосредственно связанными с проблемами реальной жизни Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя начальной школы [13 С24]

Чтобы быть готовым к этому учителю следует осмыслить идею системно- деятельностного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий в результате чего необходимо в очередной раз изучить осмыслить психолого-педагогические теории ЛС Выготского ПЯ Гальперина ДБ Эльконина ВВ Давыдова ЛВ Занкова На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности наряду с общей грамотностью выступают такие качества как разработка и проверка гипотез умение работать в проектном режиме инициативность в принятии решений Эти способности востребованы в современном обществе Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметой стандартизации [22 С 27]

Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты каждый урок отражает требования к результатам обучающихся на практике это выглядит следующим образом Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к личностным предметным надпредметным результатам как реализуются условия деятельностного подхода [24 С66]

Берем пример урока письма в 1 классе по теме «Письмо букв Зз»В данном уроке – это реализуется следующим образом через

1 Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели Отсутствие достаточных умений создаёт необходимость их пополнения способ мотивации — задание для выполнения которых недостаёт определенных умений (выделенный звук нужно обозначить буквой но для этого отсутствуют определенные умения)

2 Выполнение действий для формирования новых умений Названное условие тесно связано с первым оно как бы продолжает его возникла необходимость в формировании новых умений – предпринимаются шаги для написания буквы (письмо по образцам далее самостоятельно)

3 Выявление и освоение способа действия для осознанного применения умений (для формирования осознанных умений) Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий работа с соединениями написание слов

4 Формирование самоконтроля – как после выполнения действий так и по ходу Особую роль в формировании умения проверять написанное оценить свою работу работу товарища

5 Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Работа с предложениями списывание вписывание недостающих букв с доказательством выбора На каждом уроке проходит мысль «На русском языке — языке родной страны писать с ошибками стыдно» Роль учителя начальных классов заключается в том что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир» Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций которые объединены общей целью что обеспечивает логическую целостность урока учащиеся получают знания из любых источников При этом могут быть использованы такие способы реализации как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями самостоятельные наблюдения учащихся устные упражнения письменные графические лабораторные и практические работы это способствует научить детей презентовать способы рассуждения устанавливать закономерности группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку извлекать необходимые данные из таблиц диаграмм Комплект «Гармония» содержит большое количество заданий которые учат самостоятельно работать с учебником это большое количество разнообразных условных знаков задания практической направленности работа с таблицами чертежами задания – наблюдения творческие задания сейчас мы отслеживаем такие задания которые соответствуют новым требованиям некоторые из них видоизменяем дорабатываем так как в полной мере не смогли это сделать это до начало учебного года анализ таких заданий будет хорошим подспорьем для наших коллег [28 С19]

Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи учителя) Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера Для современного этапа развития начальной школы работа в паре групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу творчество самостоятельность в учении Адаптационный период — это работа в паре Она является комфортной формой организации учебного процесса — это начальная стадия межличностных отношений формирует умения принимать общую цель согласовывать способы достижения предложенной цели Работа в группе очень привлекает младших школьников Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум медленный темп работы неумение детей действовать совместно) и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения Данная работа в группе показывает что такая форма способствует развитию необходимых ученику качеств как умение оценивать результаты своей работы также взаимодействуя в группе ребенок учится помогать сопереживать соотносить свои действия и поступки с другими Работая с одноклассниками над решением общей проблемы ребенок учится слушать высказывать свое мнение вести диалог [7 С215]

В связи с изменением содержания образования учитель начальной школы должен создать условия для введения интегрированных курсов которые обеспечат целостное восприятие мира реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализации обучения Уроки в системе интегрирования помогают детям познавать всю красоту окружающего мира они с огромным удовольствием постигают новое эти уроки будят во всех ребятах желание творить Проводя уроки по развитию речи легко заметить что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов технологий А самое главное на основании интегрирования рождается качественно новое знание которое и есть целостное представление о мире [3 С41]

Итак цель учителя формировать универсальные учебные действия закладывать основы учебной деятельности те систему учебных и познавательных мотивов умение реализовать учебные цели планировать контролировать оценивать учебные действия и их результат Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается в создании условий чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной исследовательской деятельности в работе над заданиями непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

22 Популярные педагогические технологии в современном преподавании русского языка

Формы и методы организации учебной деятельности изменятся от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к самостоятельной работе Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии Чем больше самостоятельной деятельности на уроке тем лучше тк учащиеся приобретают умения решения проблем информационную компетентность при работе с текстом Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации [9 С104] Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких как учебная дискуссия диалог видеообсуждение деловые и ролевые игры открытые вопросы мозговой штурм и тд В отличие от традиционного современный урок русского языка даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность Учитель не наставник а друг помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке Каждый учитель определяет для себя формы методы приёмы технологии которые ему позволяют качественно приготовить урок тогда и знания учащихся будут качественными [14 С19] Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение в котором существует особый вид урока – урок-исследование языкового явления Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект который по своей сути представляет вторичный текст так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного При этом могут использоваться сокращения различные знаки символы графические выделения(1 скл 2скл 3 скл едч мнч и тд) Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему иногда таблицу Психологи отмечают что преобразование учеником информации перевод ее в другую более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний Поэтому важно чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге Таким образом умение составлять опорный конспект — одно из важных общеучебных умений которое подготавливает учеников к презентации своих знаний [6 С207] Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ так как он направлен на повышение эффективности урока На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования( слова- исключения из правил с использованием правил) хорошо зная ее результат ход решения и те черты творческой деятельности которые требуются в ходе ее решения Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности [8 С301] Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий технология критического мышления проектная деятельность исследовательская работа дискуссионная технология коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность [21 С15]

Особую роль играет итог урока так называемый этап рефлексии Существуют приёмы рефлексии пятиминутное эссе синквейны метод незаконченного предложения(Итак имя существительное- это…) высказывание в форуме свободное высказывание смайлики характеризующие настроение Предлагаемый подход к преподаванию русского языка имеет ряд преимуществ учащиеся систематически получают навыки общения сотрудничества саморегуляции поведения в коллективе Происходит это в привычной обстановке микрогруппы в которую объединяются учащиеся Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят создает условия психологического комфорта учит свободно излагать свои мысли доказывать собственные выводы слушать других уважать чужую точку зрения спорить анализировать свои действия давать им оценку Идет формирование личности способной оценить ситуацию увидеть проблему принять решение реализовать его и нести ответственность за свой выбор Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ так как именно на этих уроках непосредственно работаем со словом предложением текстом учим детей составлять планы конспекты аннотации и рецензии информационных сообщений аргументировать свои высказывания воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову [23 С71] В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы предъявить противоречивые факты теории обнажить житейское представление и предъявить научный факт использовать приемы “яркое пятно” “актуальность” Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу график или диаграмму по содержанию прочитанного правила алгоритм по определенному правилу или выполнение задания объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и тд Структура современных уроков должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операций объединенных в целесообразную деятельность [3 С41] Очень важно чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной [3 С41] Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид 1Мотивирование к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности а именно — актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”) — создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”) — устанавливаются тематические рамки (“могу”)

2Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия его осуществление и фиксация индивидуального затруднения Соответственно данный этап предполагает — актуализацию изученных способов действий достаточных для построения нового знания их обобщение и знаковую фиксацию

— актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов — мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление — фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании 3 Выявление места и причины затруднения На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения Для этого учащиеся должны — восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг операцию где возникло затруднение — соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом понятием и тд) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания умения или способности которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще 4 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема способ план средство) На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения) согласовывают тему урока выбирают способ строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы модели и тд 5 Реализация построенного проекта На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта обсуждаются различные варианты предложенные учащимися и выбирается оптимальный вариант который фиксируется в языке вербально и знаково Построенный способ действий используется для решения исходной задачи вызвавшей затруднение В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально в группах в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку пошагово сравнивая с эталоном В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур Эмоциональная направленность этапа состоит в организации по возможности для каждого ученика ситуации успеха мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность 8 Включение в систему знаний и повторение На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Организуя этот этап учитель подбирает задания в которых тренируется использование изученного ранее материала имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе фиксируется новое содержание изученное на уроке и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности В завершение соотносятся ее цель и результаты фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности [18 С62]

23 Сопоставление традиционного и современного урока

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования Их можно достигнуть благодаря современным УМК включающим учебные пособия нового поколения отвечающие всем требованиям стандарта

Система заданий разного уровня трудностей сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в парах и малых группах позволяют обеспечить условия при которых обучение идет впереди развития те в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития

Как проходит обычный урок по русскому языку? Учитель вызывает ученика который должен рассказать домашнее задание – параграф прочитанный по учебнику Затем ставит оценку спрашивает следующего Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему выполняют упражнения и задает домашнее задание

Теперь же в соответствии с новыми стандартами нужно прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию продемонстрировать ему что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний а наоборот – необходимая подготовка к жизни её узнавание поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни

Лучшие учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем в основном за счет своего умения быстро перестраиваться Учитель его отношение к учебному процессу его творчество и профессионализм его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку Это объясняется многими причинами привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового непониманием огромного количества инноваций

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока В статьях журнала «Начальная школа» давно идут дискуссии по поводу внедрения ФГОС Рассмотрим таблицу В чем же расхождение взглядов?

Таблица 2 — Плюсы и минусы традиционного урока

Плюсы Минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке То что накапливалось веками остается ценным всегда Нельзя обойтись без прочных систематических глубоких знаний Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове Очень высокая утомляемость учителя особенно на последних уроках т к большую часть урока проводит сам учитель

Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников Надоедает одно и то же бесконечное «повторение пройденного» жалко «сильных» учеников которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего» а с «сильными» работать некогда)

На традиционном уроке легко работать его организация проста привычна хорошо известна и отработана до мелочей Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания»

Равнение на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам и «середнячкам» со «средними» учениками работать проще меньше головной боли Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса нежелания учиться из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям предъявляемым учителем

Все нормы четко расписаны легко выполняются никому ничего не надо доказывать всем все понятно все правильно с точки зрения проверяющих а раз правильно – плохо быть не может Несоответствие программ учебников пособий нормативным документам

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание средняя успешность (успеваемость) обучения средний ученик в целом

Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов увеличение учеников в лучшем случае со «средним» и низким уровнем развития

Продолжение таблицы 2

При традиционном обучении ученикам успешно закончившим школу гораздо труднее найти себя в окружающей действительности Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка На вопрос «Кому на Руси жить хорошо отличнику или троечнику» всегда один и тот же ответ – троечнику т к он адаптирован к жизни умеет приспособиться выбрать нестандартное решение принять на себя ответственность рискнуть и т д Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных несчастных чем к сожалению среди отличников которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя

Таблица 3 — Характеристика изменений в деятельности педагога работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя работающего по ФГОС

Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока предоставляющим ему свободу в выборе форм способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации интернет-ресурсы материалы коллег Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все что запланировано Организовать деятельность детей по поиску и обработке информации обобщению способов действия

постановке учебной задачи

Продолжение таблицы 3

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки решите спишите сравните найдите выпишите выполните и т д Формулировки проанализируйте докажите (объясните) сравните выразите символом создайте схему или модель продолжите обобщите (сделайте вывод) выберите решение или способ решения исследуйте оцените измените

Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики психологами и логопедами) урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда Создается учителем Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал проводят презентации) Зонирование классов холлов

Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты но и личностные метапредметные

Нет портфолио обучающегося Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом на диаграмме можно схематически отобразить преимущества и недостатки традиционных уроков и уроков по ФГОС (по мнению учителей) в результате анкетирования

Рисунок 1 Преимущества и недостатки традиционных уроков и уроков по ФГОС

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя которое позволяет ему либо учить наполняя учеников знаниями умениями и навыками либо давать урок развивая понимание этих знаний умений навыков создавая условия для порождения их ценностей и смыслов Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования

Таблица 4 — Таблица формулировки заданий на уроках

Традиционные задания Задания в учебниках «Школа 2100″

Перечислите имена существительные которые относятся к 1-му 2-му и 3-му склонению Что нужно сделать чтобы определить к какому склонению относится имя существительное?

Современный урок русского языка строится на основе использования технических средств с применением как традиционных так и инновационных педагогических технологий

В результате проделанной работы пришли к выводу что нового появляется в уроке при реализации ФГОС нового поколения? В чем плюсы?

-Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку

-Учет обучаемости учебных и воспитательных возможностей учащихся

— Формулировка кроме темы урока так называемого «имени урока»

-Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке

— Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала

-Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний

— Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений

— Работа по мотивации учебной деятельности — формирование мотивации познания

— Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

— Рациональное использование средств обучения (учебников пособий технических средств

— Включение компьютеров в педагогические технологии

— Дифференциация домашних заданий

-Знание и применение здоровьесберегающих технологий

— Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание открытие деятельность противоречие развитие рост ступенька к знанию самопознание самореализация мотивация интерес…

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое совершенно твердое мнение Для одних успех обеспечивается эффектным началом буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя Для других наоборот гораздо важнее подведение итогов обсуждение достигнутого Для третьих – объяснение для четвертых – опрос и тд Времена когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали Время «готовых» уроков постепенно отходит Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя которое позволяет ему либо учить наполняя учеников знаниями умениями и навыками либо давать урок развивая понимание этих знаний умений навыков создавая условия для порождения их ценностей и смыслов Приоритетна развивающая функция обучения которая должна обеспечить становление личности младшего школьника раскрытие его индивидуальных возможностей Акцент на умения применять знания на знания как средство развития личности

Подводя итоги пришли к следующим выводам

— необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно

— необходим учитель который поставит перед собой задачу научить ребят думать значит научить учиться (девиз ФГОС)

-необходимо помнить что преемственность ФГОС начального и основного общего образования обеспечивается прежде всего их общей методологией общими принципами и базовыми технологиями организации образовательного процесса

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС

— разработка (корректировка) рабочих программ по учебным предметам

-выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников отбор системы заданий)

— разработка (отбор) контрольных материалов обработка результатов диагностических и комплексных работ

— отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (обучение на основе учебных ситуаций проектные задачи проектные методы обучения и др)

— разработка для каждого класса программы развития и воспитания

— внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1Асмолов АГ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе От действия к мысли Пособие для учителя (Стандарты третьего поколения) /под ред АГ Асмолова — М Просвещение 2010 -152 с

2Алексеева ЛЛ Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты третьего поколения) – М Просвещение 2010–120 с

3Балашова ЮД Формирование профессиональной компетентности учителя на базе ОУ в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа»/ЮД Балашова // Инновационные проекты и программы в образовании –М Просвещение 2010 — 41 с

4 Борисоглебская ЭИ и др Русский язык – М«Высшая школа» 2012 – 28 с

5Водянский АА Стандарты общего образования стратегия и тактика нововведений/ АА Водянский // Нар образование — М Просвещение 2010 -12с

6 Воронеблицкая ИИ и др Русский язык Под ред АВ Барандеева- М Просвещение 2010 – 207 с

7Демидова МЮ Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе Система заданий– М Просвещение 2010 – 215 с

8Диброва ЕИ Касаткин ЛЛ Николина НА Щеголева ИИ и др Современный русский язык – М Дрофа 2010– 301 с

9Иванов ДА Компетентностный подход в образовании Проблемы понятия инструментарий Учебно-методическое пособие- МАПК и ПРО2010 — 104 с

10Иванов СВ и др «Русский язык» По проекту пров НФВиноградова «Начальная школа XXI века» — М Дрофа 2013 — 54 с

11Карабанова ОА Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О А Карабанова // Управление начальной школой – М Просвещение 2010 — 9 с

12Климанова ЛФ Универсальные учебные действия обучающихся примеры формирования / Л Ф Климанова// Управление начальной школой – М Просвещение 2010 -20 с

13Ковалева ГС Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты второго поколения) — 2-е изд — М Просвещение 2011 — 120 с

14Кузнецова МИ ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М И Кузнецова// Начальная школа плюс до и после – М Просвещение 2011 – 19 с

15 Кузнецова ОВ Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О В Кузнецова Н В Дудырева// Управление начальной школой – М Просвещение 2011 — 31с 16 Лекант ПА и др Современный русский язык Под ред ПА Леканта – М Дрофа 2010 – 51 с

17Львов МР Рамзаев ТГ Светловская НН Методика обучения русскому языку в начальных классах2 –е изд перераб – М Просвещение 2010 – 15 с

18Мисаренко ГГ На пути к стандартам нового поколения / Г Мисаренко // Нар образование – М Просвещение 2010- 62 с

19Мишакина ТЛ Формирование универсальных учебных действий – М Дрофа 2011 – 48 с

20Осипова НВ Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся Управление начальной школой – М Просвещение 2010-26 с

21Песняева НА Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н А Песняева// Управление начальной школой – М Просвещение 2010 — 15 с

22Петерсон ЛГ Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000″ / Л Г Петерсон// Муниципальное образование инновации и эксперимент – М Дрофа -2011 — 27 с

23Селевко ГК Современные образовательные технологии–М Просвещение 2011 – 71 с

24Соболева ВА Интеграция как условие осуществления деятельностного подхода// «Начальная школа» — М Дрофа — 2010 — 66 с

25Чиндилова ОВ Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О В Чиндилова // Начальная школа плюс до и после –М Просвещение 2011 — 3 с

26Чиранова ОИ Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О И Чиранова// Начальная школа плюс до и после – М Просвещение 2011 — 29 с

27 Шакина ГВ Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г В Шакина И В Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании – М Просвещение 2010 — 7 с

28 Шамова ТИ Федеральный образовательный стандарт общего образования второго поколения и перспективы развития системы управления образованием / ТШамова // Управление образованием — МПросвещение 2011 -19 с

29Шанский НМ Современный русский язык 2-е изд испр и доп — МПросвещение 2010 – 24 с

30Ячменникова ТС Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка в 4 классе как на уроке формировать универсально-учебные действия предусмотренные ФГОС нового поколения? – М Просвещение 2010 – 102 с

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Урок русского языка в 4″Б» классе

Тема «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня»

Цель урока Расширение понятийной базы формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Задачи урока

• Обобщить знания детей об удвоенных согласных об орфограммах в корне

• Практически знакомить с механизмом образования слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня

• Развивать умение объяснять орфограмму графически

• Развивать речь орфографическую зоркость внимание умения ставить учебные цели анализировать и обобщать

• Отрабатывать каллиграфию письма

• Воспитывать умения общаться

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

1Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

-А теперь проверь дружок

Ты готов начать урок?

Всё на месте всё ль в порядке? Книжки ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

ЦЕЛЬ мотивировать детей на работу

УУД личностные

2Актуализация знаний

На доске (8 мин)

— Прочитайте слова и разделите их на группы по столбикам ответ обоснуйте

(запишите по столбикам)

Грамм звёздный масса праздник кросс сердце сказка

— Сравните Все согласны с ребятами? Дополнения есть?

— На какие группы разделили слова?

-Где пишется удвоенная согласная?

— Где пишется парная согласная

— Где пишется непроизносимая согласная? К доске выходят 2 человека

— ваша задача-распределить слова по группам

— задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь

(в корне)

(в корне)

(в корне) ЦЕЛЬ Актуализировать знания детей по теме «Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

УУД регулятивные

3Пробное учебное действие

-Допишите к слову СКАЗКА слова однокоренные слова с приставкой — Запишите эти слова в тетрадь

— Объясните почему во всех словах одна С а в слове РАССКАЗ – две буквы СС? (пересказ присказка рассказ)

(1 человек у доски) УУД регулятивные

4Выявление места и причины затруднения (7 мин)

— Кто попробует

сформулировать тему сегодняшнего урока?

-Давайте проверим правы ли вы

— Какая цель возникает перед вами? После ответа детей открывается доска с названием темы урока

(научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня) ЦЕЛЬ создать проблемную ситуацию спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД познавательные

5) Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю)

1- Что предстоит выяснить?

–Какие знания вам понадобятся чтобы научиться правильно писать такие слова?

— Предложите план по которому будем действовать

— Определим в слове РАССКАЗ его части Чтобы найти корень подбираем однокоренные слова

— В слове РАССКАЗ приставка РАС- потому что можно образовать однокоренные слова с другими приставками (рассказ пересказ)

— Сделайте вывод — Почему в слове РАССКАЗ пишется удвоенная согласная? (в каких случаях на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная)

(сказать сказ сказочка) Значит — СКАЗ- корень

Выделяется только приставка и подчёркивается первая буква корня и удвоенная согласная

(одной буквой С заканчивается приставка РАС- с другой начинается корень СКАЗ- ) ЦЕЛЬ спланировать дальнейшую деятельность

УУД познавательные

регулятивные

6) Физминутка (2 мин)

Встаньте пожалуйста Определите на слух слова с удвоенными согласными подпрыгивая при этом

Спросите не повысив тона

Что больше центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы Чтоб кашу наварить для группы

Кто получит низкий балл

Не придёт на школьный бал

Радиоволна идёт сквозь стену

Мы её поймаем на антенну

Если пьёте в школе квас

Не забрызгайте весь класс

Если в доме много сора

Может в доме вспыхнуть ссора

Приятнее найти под ёлкой гриб

Чем получить ангину или грипп

7) Первичное закрепление с комментированием (9 мин)

Давайте слова на это правило рассмотрим в учебнике на с 108 Почему в этих словах пишется удвоенная согласная?

УПР 158 Ученики выполняют задание устно(одной согласной оканчивается приставка а с другой согласной начинается корень) ЦЕЛЬ Развивать умения применять новые знания

УУД регулятивные познавательные

8) Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин)

На доске прикреплены карточки

— Образуйте от данных приставок и слов новые слова

— Почему в этих словах пишется удвоенная согласная?

— На доске вы видите ещё одну группу слов Предложите задание с этой группой

У доски по одному человеку по очереди остальные — в тетрадях

(дети образуют слова и объясняют свой выбор)

(одной согласной оканчивается приставка а с другой согласной начинается корень) (дети предлагают)

У доски – 2 чел остальные — в тетрадях

Затем дети должны обосновать почему разделили слова на такие группы ЦЕЛЬ Закрепить полученные знания

УУД познавательные

9) Рефлексия (2 мин)

1) — Какую цель вы поставили в начале урока?

2) –Выполнили вы цель? Научились писать слова на это правило?

-Если вы поняли тему урока возьмите этот знак

— А если не поняли – такой знак

(научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня) УУД познавательные регулятивные

ЦЕЛЬ Обобщить сделать выводы самооценка

9) Домашнее задание с111 упр №5 (1 мин)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта урока соответствующая требованиям ФГОС