Актуальность исследования. В современном мире все большую роль в формировании мировоззрения людей играет визуальная культура. Развитие информационных технологий и визуализация информации не только дают возможность перейти на новый уровень коммуникации, но и оказывают сильное влияние на характер и содержание культуры общества в целом.

Кинематограф, в частности, с одной стороны, является средством трансляции культуры: отображает реалии современного мира, жизненные позиции и установки в обществе, с другой – эффективным

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

способом воздействия на сознание людей. Именно поэтому изучение специфики образов и их значимости в кинематографе является неотъемлемой частью в изучении общества. В данной работе основное внимание будет уделено образу женщин в кинематографе Франции в 1950-60х гг.

Современный образ французской женщины – это, безусловно, результат многовекового процесса изменения социокультурных установок общества и либерализации права. Именно французские женщины всего два столетия назад стояли в авангарде борьбы за уравнивание прав с мужчинами, и были в то время скорее объектом воздействия, чем субъектом. Дискриминация женщин проявлялась практически во всех сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, культуре и пр. Но с течением времени произошло изменение роли женщины, и сегодня мы можем говорить об уверенной, независимой, самостоятельной женщине.

Кинематограф дает нам прекрасную возможность проанализировать образ французской женщины в 1950-60х гг., а также проследить динамику его изменений. Данный период кинематографа выбран неслучайно. Именно в этот период в кино появляется образ новой француженки, свободной от стереотипов, решительной, энергичной, целеустремленной.

В середине XX века во французском обществе начался процесс демократизации, чрезвычайно важный для изучения, с точки зрения социально-культурной антропологии, и женщины являлись одной из главных движущих сил этой тенденции. Поэтому, несомненно, важным становится изучение образа француженки в кинематографе на пороге нового времени.

Объектом исследования являются фильмы французских режиссеров в 1950-60х гг.

Предметом исследования являются образы французских женщин в кинематографе Франции в 1950-60х гг.

Необходимо отметить, что в данной работе понятие «образ» несет в себе не столько обыденный смысл, сколько социально-культурный, и поэтому в достаточной степени пересекается с понятием «имидж», которое находится в фокусе внимания современных социальных и гуманитарных наук, и которое также будет использоваться в дальнейшем. Более детально эти термины будут рассмотрены в первой главе настоящей работы.

Целью данной работы является исследование спектра возможных образов женщин в кинематографе Франции в 1950х-1960х гг., выявление общих тенденций и индивидуальных особенностей в мировоззрении, характере, поведении женщин. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать фильмы французских кинорежиссеров на предмет выявления типичных моделей построения жизненных образов в кино, характерных черт этих образов (на основе анкеты );

2) выявить степень корреляции представленных образов и моделей поведения женщин в фильмах на основе сравнения их с действовавшими правовыми нормами; выделить основные черты, присущие облику женщин (внутреннему и внешнему), по материалам кино; выявить спектр допустимого, одобряемого, социально престижного в поведении женщин и, с другой стороны – порицаемого, нетерпимого, непозволительного.

Теоретико-методологической базу исследования составили работы В.М.Шепеля , который разработал концепцию имиджа, как социально-психологического феномена, исследователей: С.Н.Журавлевой , Г.Г.Почепцова , А.Ю.Панасюка , В.Г.Горчаковой , З.И.Рябикиной , Е.Б.Перелыгиной , занимающихся исследованием имиджа и технологий его реализации, Т.В.Адорно , В.М.Аллахвердова , Ж.Рансьера , Р.Арнхейма , А.Ф.Лосева , А.А.Потебня , Ортега-и-Гассет Х. , исследующих эстетические законы создания и восприятия образа, А.А.Бодалева , разработавшем теорию образа и первого впечатления от него.

Историографию темы можно условно разделить на два блока. К первому блоку относятся работы исследователей женского вопроса во Франции: историков, социологов, антропологов, ко второму – работы исследователей – кинематографистов, исследовавших историю французского кино, динамику образов женщин во французском кинематографе.

Структуру работы составляет введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель и задачи исследования, анализируются степень изученности проблемы, используемые источники и методы работы с ними, обосновываются хронологические рамки работы.

В первой главе рассматривается…

Во второй главе исследуются спектры возможных образов женщин в кинематографе Франции в 1950х-1960х гг., выявляются общие тенденции и индивидуальные особенности в мировоззрении, характере, поведении женщин, а также выявляется степень корреляции представленных образов и моделей поведения женщин в фильмах на основе сравнения их с действовавшими правовыми нормами.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.

1.1 Образ и имидж: определение понятий и их соотношение

Данная работа обращена к изучению образа женщин во французском кинематографе «новой волны», где ключевым понятием выступает «образ».

В обыденном смысле понятие «образ» имеет большое количество трактовок. В толковых словарях русского языка слово «образ» определяет¬ся как внешний вид, облик, наружность, внешность, живое, наглядное представление о ком-, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо, форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира, обобщенное художественное восприятие действи-тельности, облеченное в форму конкретного индивидуального явле¬ния, тип, характер, склад, направление чего-либо и др .

«Образ» – это по-разному используемое понятие и в системе научных знаний: в каждой области науки категория «образ» несет разную смысловую нагрузку. Поскольку целью исследования является изучение образов французских женщин в кинематографе, т.е. того, какими их видели и как воспринимали, постольку в наибольшей степени для данной работы подходит психологическая интерпретация понятия. В психологии «образ» часто определяют в контексте чувственного восприятия и отражения действительности, исследования сознания и развития познавательной деятельности человека. По мнению А.Н.Леонтьева, признанного лидера отечественной психологии, образ – это результат психических познавательных процессов, «выступающий либо в сенсорной, либо в идеализированной форме» . Отражаемые явления и предметы входят в содержание образа. Образ не есть моментальный снимок действительности. Это, как считает Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, сложный, динамичный, «развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету» . При этом отмечается активность образа: процесс построения и функционирования образа может быть рассмотрен как особый вид деятельности.

Беря во внимание то, что объектом исследования служат художественные фильмы (на пике «новой волны»), как авторские работы, воплощающие на экране особое авторское видение, «образ» в данном контексте искусственно насыщается уникальными субъективными и социально-культурными характеристиками: образ женщины в каждом фильме целенаправленно создавался автором. В связи с этим, имеет смысл обратиться к понятию «имидж», которое активно изучается специалистами социальных и гуманитарных наук.

Необходимо отметить, что на данный момент отсутствует более или менее общепринятое определение понятия «имидж». Анализируя литературу, посвящённую исследованию этого феномена, можно отметить, что разными исследователями даются различные его определения в зависимости от сферы применения данного понятия. Специалист в области социологии, управления и имиджеологии В.М.Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» . Психолог, исследователь феномена имиджа А.Ю.Панасюк считает, что «имидж какого-либо объекта – это образ, возникший в психике человека в результате восприятия этим человеком тех или иных характеристик данного объекта» . Г.Г.Почепцов, специалист в области имиджеологии, связей с общественностью, определяет имидж как «публичное «Я» человека; наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности»3, исследователь в области психологии личности и общей психологии З.И.Рябикина определяет имидж как «социальный феномен, но, одновременно, это личностное образование, следствие психологического содержания и психологических закономерностей развития и функционирования личности. Имидж — элемент культуры, символ, выработанный сообществом, и, одновременно, это — продолжение личности, способ ее бытия (аутентичного/неаутентичного) в глазах других» и др. (Соедините имиджиологов с имиджеологами т.е. Почепцова с Шепелем, а психологов с психологами, — это будет логичнее и м.б. позволит увидеть некоторые закономерности)

Несмотря, на изобилие определений «имиджа», в каждой детерминации можно выделить общие признаки и закономерности, которые затрагивает или включает понятие «имидж». Из них наиболее очевидными представляются следующие:

— индивидуальность (неповторимость, уникальность);

— символичность (наличие определенного набора символов, атрибутов жизнедеятельности, отличительных особенностей);

— целостность (совокупность черт, не противоречащих друг другу);

— информативность (наглядность совокупнос¬ти признаков, которые присущи самому субъекту);

— публичность (нацеленность на аудиторию);

— активность (способность воздействовать на эмоции, сознание людей).

Безусловно, содержание понятий «образ» и «имидж» сходны, однако отождествлять их нельзя. Наиболее яркое отличие «имиджа» от «образа», как считает большинство исследователей данного феномена, состоит в том, что образ – это представление о предмете или явлении, возникающее произвольно у группы людей или индивида, а имидж – это специально спроектированный и целенаправленно внедряемый образ предмета или явления.

Важно отметить, что сложившийся «образ» может быть и благоприятным, и негативным, что в меньшей степени можно сказать об «имидже». Основной целью создания и поддержания «имиджа» является формирование благоприятного отношения к предмету или явлению.

Так как идея данной работы заключается в раскрытии спектра возможных образов женщин не столько с психологической точки зрения, сколько с социально-культурной, в дальнейшем мы будет использовать также и понятие «имидж», которому в последнее время уделяется большое внимание в отечественной научной литературе. Более того, методика исследования разработана с учетом существующих современных теорий имиджа.

Подводя итог вышеизложенному, сформулируем определения понятий «образ» и «имидж» для данного исследования. Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Он включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий . Имидж – это целенаправленно сформированное субъектом социально одобряемое представление о себе у других людей, воздействующее на их эмоциональную сферу, а также на выбор, осуществляемый ими. Именно в этой целенаправленности, «сконструированности» и состоит основная специфика имиджа .

С учетом приведенных определений будет проведен анализ фильмов французского кинематографа «новой волны» на предмет выявления общих тенденций в образе женщин.

1.2. Структура имиджа

Поскольку для изучения образа женщин данное исследование основывается на теориях имиджа, представляется важным остановиться на определении структуры имиджа.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время не существует единого подхода к определению структуры имиджа. Такие исследователи, как В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов выделяют в его структуре следующие компоненты: аудиовизуальную культуру личности (речь, манера держаться, одежда и др.); стиль поведения; систему ценностей человека (жизненные установки); атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности; психогигиенический «Я-образ» (активность, доброжелательность, миролюбие и т.д.). М.В.Удальцова включает в структуру имиджа не только естественные, но и специально созданные свойства личности: профессионализм, компетентность, нравственную надежность, образованность. В.М.Шепель , выделяет три группы качеств, определяющих имидж: природные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность); характеристики личности как следствие ее образования и воспитания (нравственные ценности, психическое здоровье и т.д.); характеристики личности, определяемые ее жизненными профессиональным опытом. Е.В.Егорова-Гантман , анализируя имидж политического лидера, выделяет следующие составляющие: персональные характеристики (физические, психофизические особенности, тип личности и индивидуальный стиль); социальные характеристики (статус, связь с различными социальными группами); нормы и ценности личности; символические характеристики (набор качеств, который должен демонстрироваться человеком, чтобы актуализировать «нужные» архетипы в сознании людей).

Наиболее близкой для данного исследования оказалась точка зрения В.Н.Черепановой , которая выделяет две взаимосвязанные составляющие в структуре имиджа: относительно статичное ядро (ценности, установки, знания, умения) и более подвижную внешнюю часть (визуальный, кинестетический образы). Преимущество данной модели заключается в том, что она позволяет рассмотреть имидж как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих, с одной стороны, ее устойчивость (ядро имиджа), а с другой — динамичность (внешняя составляющая имиджа).

Существуют и иные точки зрения на структуру имиджа: так, Е.Б.Перелыгина выделяет компоненты, относящиеся к символической структуре имиджа: миссия, легенда, цели; а Г.Г.Почепцов — компоненты, способные сделать имидж более «живым»: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости.

Итак, единой точки зрения на определение структуры имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре

имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы. Но все же общим

является представление о структуре имиджа как включающей не только естественные, но и специально созданные свойства личности.

1.3. Типология имиджа

Множественность точек зрения на имидж затрудняет создание его типологии. Заслуживающим внимания является деление на внешний и внутренний имидж, предложенное В.М.Шепелем . Внутренний имидж – это индивидуальный образ, который складывается на основе социально-психологических характеристик личности, характера, нрава, темперамента (ядро имиджа). Внешний имидж – это образ индивида, который формируется им во внешней среде и его позиционирование в обществе. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения (внешняя составляющая имиджа).

Внешний имидж в данном исследовании будет изучаться по четырем критериям, которые отразят социальный, политический и экономический статус французских женщин:

1. Признаки экономической независимости (наличие работы, наличие жилья, финансовая обеспеченность);

2. Коммуникабельные навыки (коммуникабельность, тактичность, чувство юмора и др.);

3. Общественно-политический статус (заинтересованность в политических проблемах, участие в общественных организациях, проявления дискриминации по отношению к женщинам, авторитет в обществе и т.д.);

4. Личностные характеристики (наличие образования, наличие хобби, любовь к избранному делу, наличие партнера, степень сексуальной свободы, степень самореализации);

Внутренний имидж будет изучаться также по четырем направлениям, которые помогут выявить роль и статус французских женщин в семье, а также их интеллектуально-творческий потенциал:

1. Общая активность индивида (энергичность, целеустремленность);

2. Динамика психических состояний (эмоциональность);

3. Особенности поведения и отношения к окружающей действительности, личные качества (уверенность в себе, ответственность, решительность, самостоятельность, принципиальность, честность, справедливость, сила воли, житейская мудрость, патриотизм и т.д.);

Интересна также для данной работы типология имиджа, разработанная С.Н.Журавлевой . Исследовательница выделяет 13 наиболее часто встречающихся типов имиджа (для удобства их восприятия были использованы стереотипно-окрашенные журналистско-бытовые определения):

1. динамичный тип имиджа — энергичность, гиперактивность, неухоженность,

неаккуратность, рассеянность, несобранность («белка в колесе»);

2. доминантный тип имиджа — доминирование, уверенность в себе, находчивость, самостоятельность, самоотверженность, альтруизм, терпение, внешняя невыразительность («наставница»);

3. зависимый тип имиджа — покорность, угодливость, робость, впечатлительность, эмоциональность, самоунижение, неуверенность («рабыня»);

4. авторитарный тип — стойкость, мужественность, работоспособность, самоотверженность, принципиальность, лидерство («полководец в юбке»);

5. альтруистический тип — доброта, заботливость, самопожертвование, сопереживание, бескорыстие, самоотверженность, эмпатичность («домохозяйка-мать»);

6. демонстративный тип имиджа — ухоженная внешность, эстетичность и сексуальность, смелость, энергичность («модель-модница»);

7. инициативный тип имиджа — активность, общительность, уверенность, решительность, спортивный стиль, гармоничность («спортсменка»);

8. маскулинный тип имиджа — ум, сдержанность, категоричность, критичность, неуравновешенность, недоверчивость, асексуальность, беспристрастность, сознательность, трудолюбие («синий чулок»);

9. агрессивный тип имиджа — красота, целеустремленность, ум, изворотливость, хитрость, женственность, страстность, коварство («хищница»);

10. коммуникативный тип — эмпатичность, участливость, заботливость, доброжелательность, отходчивость, мягкость, ранимость («душечка»);

11. профессиональный тип — активность, деловитость, предприимчивость, самостоятельность, напористость, эмоциональная выразительность(«бизнес-леди»);

12. традиционный тип — приверженность традициям, основательность, интеллигентность, самоконтроль, обстоятельность, гордость («матрона»);

13. фемининный тип имиджа — покорность, зависимость, впечатлительность,

эмоциональность, простосердечие, скромность, спокойствие, дружелюбие, уравновешенность, непритязательность («фефела»);

14. отстраненный тип — равнодушие, безынициативность, леность, беспринципность («сторонний наблюдатель»);

15. догматичный тип — закрытость, нерешительность, приверженность нормам, традициям, одиночество («человек в футляре»);

16. манерный тип — впечатлительность, нежность, капризность, слабоволие,

ранимость, беззащитность («кисейная барышня»);

17. манипулятивный тип — ум, хитрость, чувство юмора, артистизм, выразительность («свой парень»);

18. комбинированный тип — женственность, профессионализм, коммуникабельность, находчивость, обаятельность, сексуальность, эстетичность («стюардесса»).

С.Н.Журавлева очень точно выделила и описала распространенные типы имиджа женщин. Ее типология имеет обобщенный, резюмированный характер, включающий в себя и внутреннюю, и внешнюю его составляющие. В данной работе на основе внешних и внутренних качеств индивида будет присвоен определенный тип имиджа по С.Н.Журавлевой.

1.4. Влияние стереотипов мышления в массовом сознании на восприятие образа

Непосредственное отношение к данной работе имеют труды А.А.Бодалева о формировании первого впечатления о другом человеке. Автор в своих исследованиях рассматривает закономерности и механизмы восприятия и понимания личности личностью, дает анализ психологической интерпретации и показывает, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с индивидуально-неповторимым своеобразием и пр.

Исследования А.А.Бодалева соотносятся с данной работой по двум причинам: во-первых, безусловно, средства массовой информации, в том числе кинематограф, тиражируют образы, которые закрепляются в массовом сознании, а благодаря знанию рычагов воздействия на сознание людей, данное исследование образа женщин во французском кинематографе «новой волны» приобретет более весомую аргументированность. Во-вторых, подход к изучению данной темы с этой позиции делает более очевидными жизненные и творческие установки авторов кинолент, их идейный замысел, подразумевает также и учет реакции публики.

А.А.Бодалев определяет первое впечатление как «сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия» . По мнению ученого, формирование первого впечатления означает отнесение индивидом воспринимаемой личности к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом .

Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации. Формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Соответствующие нашему стандарту люди воспринимаются нами со знаком «плюс», имеющие существенные отличия — со знаком «минус». Занявшие промежуточное место воспринимаются нейтрально — до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.

На восприятие другого человека влияет психологическая установка, сформированная система понятий. «Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими в имеющейся у него системе ценностей, всегда воздействуют на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице» .

В соответствии с положениями А.А.Бодалева, можно сделать следующие предположения относительно нашей темы: в случае, если реакция зрителей на фильм будет положительной, следует, что мировоззрение автора и концепт фильма близок зрителю, и наоборот, если же фильм вызовет негативное отношение, то, скорее всего, идейный замысел неинтересен публике – так?. Это обусловлено, прежде всего, той системой базовых ценностей, которая сформировалась у общества. В связи с этим представляется важным обратиться к изучению особенностей положения женщин во Франции в конце 50х – начале 60х гг. XX века, а также соответствующих ценностных ориентаций социума.

1.5. Социально-историческая обусловленность восприятия образа женщин во французском кинематографе «новой волны»

«Никто не относится к женщинам столь надменно — агрессивно

или презрительно, — как мужчина, опасающийся за свою

мужественность. Те, кто не робеет среди себе подобных,

скорее расположены признать себе подобной и женщину»53

Симона де Бовуар

Как выяснилось, стереотипы, касающиеся внешности и социальной роли женщины во Франции в конце 50х – начале 60х гг. XX века, имеют непосредственное отношение к формированию их образа в глазах других. Поэтому представляется весьма важным определить специфику семейного, правового и общественно-политического статуса французских женщин в середине XX века.

До середины XX века женщины фактически были вытеснены из активной социальной и политической жизни общества. Им была предначертана роль второго плана: женщины Франции не имели права законодательной инициативы вплоть до 1944г., были ущемлены в сфере образования (только в 1880х гг. женщины во Франции получили доступ к бесплатному начальному, среднему образованию) и трудовой деятельности (женский труд считался менее квалифицированным, оплачивался вдвое меньше, чем мужской), положение женщин в семье также было дискриминировано. В массовом сознании в то время продолжала господствовать идея женщины, возрождающей нацию, женщины-матери, жены и соратницы, а не самостоятельной, образованной, трудоспособной, активной личности.

Для защиты своих прав и улучшения положения женщин были организованы различные женские клубы, союзы. В данном контексте уместно упомянуть о «женском движении» во Франции, или французском феминизме. В какой-то степени индикатором статуса женщин в обществе, действительно, можно считать уровень развития «женского движения» в стране, поскольку те цели и задачи, которые ставит перед собой французский феминизм на том или ином этапе своего развития, во многом отражают реальное положение женщин в обществе.

В истории женского движения исследователи выделяют три «волны». Под хронологические рамки данной работы попадает «вторая волна феминизма». «Вторая волна феминизма» зародилась в середине 19 века и идентифицируется с возрождением женского движения и становлением теоретического феминизма. На идеологию женского движения во Франции этого этапа во многом повлияли работы Симоны де Бовуар – французского философа-экзистенциалиста, в частности ее книга «Второй пол», написанная в 1949 году.

В центре внимания С. де Бовуар — женская личность или положение женщины в исторической перспективе, заданное физиологией и анатомией, психологией и социальными традициями.

В своей работе С. де Бовуар рассматривает жизнь женщины на основе философской методологии экзистенциализма, разработанной Ж.-П. Сартром (ее мужем) в книге «Бытие и Ничто». Согласно концепции, сформулированной С. де Бовуар, доминирующие социальные, экономические и идеологические структуры патриархата не допускают женщин к материальным и интеллектуальным ресурсам социума. Автор выдвигает следующую позицию: положение женщин в обществе качественно отлично от состояния человечества в целом, ибо мужчины сформировали мир, в котором женщина обречена выступать «вторым полом».

Анализируя судьбу женщины с младенчества до старости, С. де Бовуар показывает каким образом у девочек, а потом у девушек с помощью системы воспитания и навязываемых обществом культурных навыков формируется по отношению к мужчинам комплекс неполноценности. Согласно теории С. де Бовуар, в девочке с первых же лет жизни развивают пассивность, которая изначально ей отнюдь не присуща. Мальчиков поощряют в их стремлении к самоутверждению: они должны уметь переносить удары, превозмогать боль, сдерживать слезы, нести ответственность за свои поступки. От девочки этого никто не ждет. Требования, которые предъявляют к мальчику, сразу ставят его выше девочки. Писательница показывает, как подобная «снисходительность» по отношению к девочке постепенно оттесняет ее на второй план.

Исследуя процесс становления женской личности, С. де Бовуар приходит к выводу о том, что феномен зависимости внедрен в женское сознание настолько глубоко, что женщина сама гораздо скорее психологически готова принять роль жертвы, чем сопротивляться.

Пик женского движения «второй волны» приходится на 1960 – 1970е гг. В 1968 году зародилось «Движение за освобождение женщин», главным идеологом которого и стала С.де Бовуар, а тремя годами позже появилась еще одна небезызвестная женская организация — «Выбор: дело женщин» или просто «Выбор», основанная Жизель Халими, Симоной де Бовуар и Жаном Ростаном. Деятельность этих и других организаций была направлена на расширение личных прав женщин: право на контрацепцию (получено в 1967г.), право на добровольное прерывание беременности (1975г.), возможность заниматься профессиональной деятельностью без разрешения мужа (1965г.), преимущественное право опеки над детьми при разводах и пр., и достижение юридического и социального равенства с мужчинами.

Правительственные же организации, такие как: Комитет по проблемам женского труда, Национальная делегация по вопросам положения женщин, занимались, в основном, проблемами трудовой активности женщин и использования их труда.

Женщины во Франции вышли на улицы с конкретными требованиями, отстаивая свои права и возможности. Франция пестрила демонстрациями и митингами.

Исследователи феминизма согласны в том, что неожиданно массовая социальная активность женщин произвела своего рода социальную и культурную революцию во Франции, да и во всем западном мире, кардинально повлияв на систему гендерных отношений. С этого времени женщина становится полноправным членом общества. Безусловно, остались некоторые пережитки прошлого, однако женщины с этого момента могут беспрепятственно заявлять об ущемлении их прав, открыто выражать свою гражданскую позицию по любым вопросам.

1.6. Особенности эстетического восприятия художественных фильмов

Законы эстетического в создании и восприятии образа изложены в трудах Т.В.Адорно, В.М.Аллахвердова, Р.Арнхейма, А.Ф.Лосева, Ж.Рансьера. По их мнению, эстетическое освоение человеком действительности — это сложный и многогранный процесс. Его специфика определяется непосредственностью чувственного восприятия, эмоциональной окрашенностью и творческим характером познания.

Глава 2. Образы французских женщин во Французском кинематографе «новой волны»

2.1 Организация и методика исследования

Порядок проведения исследования состоял из следующих этапов:

1. Изучение проблемы по литературным источникам;

2. Постановка целей и задач исследования, планирование стратегии исследования;

3. Проведение основного исследования, в результате которого были получены эмпирические данные;

4. Обработка эмпирических данных;

5. Заключительный анализ и оформление результатов исследования.

2.2 Анализ художественных фильмов как метод антропологического исследования

Сегодня, благодаря активному развитию информационных технологий, огромные массивы информации мы получаем на уровне визуальной коммуникации. И, несомненно, те зрительные образы, которые мы воспринимаем, обладают способностью не только нести, но и формировать наши представления об окружающем мире. Вследствие этого, элементы визуальной коммуникации и их специфика входят в сферу интересов современной науки.

Кинематограф, как тип визуальной коммуникации, оказывает сильнейшее влияние на общество, а также является транслятором окружающей реальности, поэтому его изучение становится весьма значимым.

В данной работе проводится попытка рассмотреть один из видов кинематографа, а именно художественные фильмы, в качестве аудиовизуальных источников для изучения общества в русле антропологии. Кстати сказать, такие исследователи, как Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов, В.Л.Круткин и др., причисляют художественные фильмы к источниковой базе визуальной антропологии, однако единого мнения по этому вопросу в научном сообществе нет.

Как правило, социальный контекст (как активное «вмешательство» режиссера в процесс киносъемки, отражение его мировоззрения в сценарии, сюжете фильма), который присущ производству художественных фильмов, отталкивает исследователей от выбора таких фильмов в качестве источников для научного познания, т.к. под сомнение ставится соответствие визуальной репрезентации реальному положению вещей. Однако при детальном рассмотрении становится очевидным, что именно открытая субъективность и персональность художественной киносъемки дает нам возможность выявить модель подачи информации, оценить мировоззрение автора и его восприятие действительности, а также определить характерные для той или иной эпохи ценности общества, жизненные стили, социально одобряемые или порицаемые модели поведения и др., т.к. конечным продуктом деятельности режиссера является фильм — не только как воспроизводство жизненного опыта автора и его идейной концепции, но и как целостная единица культуры, и поэтому мы в праве говорить о том, насколько отразил тот или иной фильм социальную реальность, как повлиял и повоздействовал на общество.

Оценивая художественный фильм, необходимо представлять себе к какому периоду истории он относится, поскольку любой фильм – это, во-первых, продукт, который нацелен на массовое потребление, и, соответственно, имеет цензурные и др. ограничения, во-вторых, это коммерческий проект, и поэтому направленный на удовлетворение интеллектуальных потребностей общества для достижения высокого уровня кинопроката, в третьих, это инструмент воздействия на потребителя, эффективность которого во многом зависит от уровня технического оснащения.

Изучение французского общества середины XX века по средствам оценки художественных фильмов «новой волны» особенно любопытно, т.к. общество «оживало» от военных потрясений, происходил процесс либерализации права, вследствие чего, во-первых, происходили заметные трансформации в социальной жизни общества, в частности изменение статуса женщин, а, во-вторых, у режиссеров появилась возможность максимально реалистично отображать окружающий мир, отказавшись от «шаблонности» кино, распространенном на более раннем этапе, благодаря тому, что кинематограф перестал быть политизированным, и использованию появившегося специального технического оснащения.

Приведенные ниже статистические данные позволят нам представить, насколько велико было влияние кинематографа на сознание людей в середине XX века. В это время во Франции насчитывалось около 6000 кинозалов (количество мест в среднем на один кинотеатр — 483), более 3000 кинотеатров для демонстрации фильмов на узкой плёнке, около 500 кинотеатров в Алжире (колонии Франции на тот момент); ежегодно кинотеатры Франции посещало около 400 миллионов человек. Население Франции в середине XX века составляло около 46 миллионов человек . Соответственно, ежегодно один человек посещал кинотеатр примерно 8 раз. Даже по современным меркам это достаточно высокий показатель популярности кинематографа.

2.2 «Новая волна» в кинематографе Франции

«Новой волной» французского кинематографа принято считать направление, возникшее в конце 50х – начале 60х гг. Основной его особенностью был отказ от привычных принципов съемки и предопределенности сюжетных линий. Режиссеры французской «новой волны» обратились в своих фильмах к повседневности, к повествованию историй простых людей. Представителями этого направления стали, прежде всего, молодые режиссеры (Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Ален Рене и др.), ранее занимавшиеся журналистикой, и опытные кинематографисты (Аньес Варда, Жак Розье и др.). Именно они начали критиковать сложившийся к этому времени стиль французского кинематографа за пробуржуазную и коммерческую направленность.

Несмотря на то, что эти молодые режиссеры шли против всех традиционных устоев, продюсеры с легкостью поддерживали все их начинания, и способствовали развитию нового кино. Это стало возможным, во-первых, благодаря политике французского правительства, которое ввело направленную на поддержку низкобюджетного авторского кино систему «аванс в счет сборов», за счет которой в 1958–1962 гг. вышли в свет несколько сотен фильмов, во-вторых, большое значение имело появление высокочувствительной кинопленки и легкой и недорогой съемочной и звукозаписывающей аппаратуры, что позволило без дополнительных затрат снимать в естественных интерьерах (тем самым создавая и новые художественные возможности, и дополнительную экономию средств).

В качестве основных особенностей французского кинематографа «новой волны» можно отметить:

• Идеологическая составляющая

— актуальность затрагиваемых в фильмах тем — социальное неравенство, проституция, несовершенная система образования, политические режимы, проблемы «отцов и детей», свободные любовные отношения, Алжирская и Вьетнамская войны, атомный взрыв в Хиросиме и Нагасаки;

— своеобразный нигилизм по отношению к традиционному кинопроцессу.

• Технические характеристики:

— недорогое съемочное оборудование (легкие ручные камеры «Панафлекс», светочувствительная плёнка с выдержкой 400, синхронная запись звука, возможность перегонки изображения с 16 мм на 35 мм);

— новые монтажные приемы («jump cuts» («склейка-скачка»), ложные раккорды, выпадение фонограммы, особенные титры, и «дыры» в последовательности сцен), которые придавали динамику и позволяли обойтись без «обязательных» сцен (герои перемещались в пространстве не линейно А-В-С, а скачком — из А в С), а фонограмма и титры имели собственную художественную независимость и ценность;

— условия съемки — отсутствие павильонных съёмок, малоизвестные актеры, малая съемочная группа (режиссёр, оператор, ассистент, звукоинженер, иногда электрик), съемка без штатива.

• Режиссерская работа

— отсутствие четкого сюжета и готового сценария, режиссеры и актеры находились в состоянии импровизации, фильм обновлялся во время всего съемочного процесса от начала съемок до окончания монтажа;

— особая манера съемки: смешение документального и художественного жанров, репортажность, прямое обращение актеров в камеру; особое кадрирование; нарушение правила «восьмерки» при съемках диалога; планы со спины и т.д.;

— всевозможное цитирование: кадров и реплик из фильмов известных режиссеров (А.Хичкок, Л.Бонюэль, Г.Хоукс, Ж-П.Мельвиль); обложек киноведческих изданий («Кайе дю синема» , «Артс»); книг великих писателей и философов (О.Бальзак, Э.Кант, К.Маркс); афиш фильмов собственных коллег и др.

Взбунтовавшиеся против эстетических традиций французского кино, представители «новой волны» преследовали разные цели и вдохновлялись каждый своими идеями о мире и перспективах киноискусства, однако перечисленные выше особенности присутствуют в разной мере у всех представителей «новой волны».

Начиная с 1962 года мода на «новую волну» приутихла, и многие режиссеры пришли к классическому кинопроизводству или же стали работать на телевидение, некоторые после своего дебюта навсегда покончили с кинематографом, другие же продолжали сохранять свою независимость. Тем не менее, «новая волна» оказала огромное эстетическое влияние на многие поколения режиссеров конца ХХ века.

2.3. Анализ фильмов

В данном исследовании будет проведен анализ фильмов французских режиссеров «новой волны», которые в наибольшей степени уделяли внимание проблемам женского пола: Жана-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Алена Рене, Эрика Ромера, Жана-Франсуа Розье, Аньес Варда.

Жан Руш

«Хроника одного лета» (это этнография Франции 60-х)

Годар

«Женщина есть женщина», «Жить своей жизнью», «Замужняя женщина» , «Мужское-женское», «Безумный Пьеро», «Сделано в США», «Две или три вещи, которые я знаю о ней»

Варда

Клео от 5 до 7

Трюффо

Жюль и Джим

Розье

«Прощай Филлипина»

Рене

«Хиросима, любовь моя»

Ромер

«Булочница из Монсо», «Карьера Сюзанны», «Коллекционерка», «Моя ночь у Мод»

Внешний образ французских женщин. Безусловно, средства массовой информации, в особенности кинематограф, отражает веяния моды и формирует эталоны женского образа. Киноактрисы становятся иконами стиля и примерами для подражания для миллионов женщин. Эта тенденция прослеживается и в представленной выборке кинолент.

Как известно, в то время мода перестает быть элитарной и берет курс на массовость. Возникает конкурент французской высокой моды — «прет-а-порте» — альтернатива фабричной одежде, ассоциировавшейся с плохим качеством и примитивным дизайном; готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известного модельера либо название известной торговой марки.

Силуэт, имитирующий песочные часы, популярный в послевоенное время, как нам удалось заметить из просмотренных фильмов, теряет свою актуальность, девушки обращаются к худощавым силуэтам, нивелирующим половые различия. Зрелая, имеющая пышные формы женщина более не считается привлекательной, ее место занимает худощавая женщина-ребенок.

Соответственно, уходят из моды фасоны стиля «нью лук», созданного Кристианом Диором, который предполагал приталенные платья с широкой, разлетающейся юбкой. Соблазнительность образа также подчеркивалась роскошью туалета — элегантными шляпами и туфлями на высоком каблуке. Тщательный макияж был обязательным стилевым дополнением.

Однако нельзя сказать, что с появлением общедоступной моды изящество, элегантность и женственность утратили былую славу. Оглушительным успехом начали пользоваться костюмы от Коко Шанель, подходящие для любой фигуры. Она предложила женщинам то, чего им так не хватало: функциональную, удобную, роскошную униформу на все случаи жизни. Новые костюмы были продуманы до мелочей: силуэт — полуприлегающий, подчеркивающий фигуру, но не стесняющий движения; ткань — рыхлый, невесомый твид, отделанный плетеными кантами, с золотыми металлическими пуговицами.

Появляются также «платья-рубашки» – прямые, свободные, не отрезные в талии. Прямые платья можно было носить по-разному – с поясом, четко обозначающим талию, с поясом на бедрах или вообще без пояса. Это была первая заявка на свободу выбора.

Матье Сен Лоран, более известный как Ив Сен Лоран, в то время получил славу благодаря своим простым эскизам с большими бантами контрастных цветов, ярко подчеркивающим силуэт и женским широким поясам.

Мода перестает покорно служить избранным. Она вынуждена была прислушаться к реальным требованиям большинства. В этом направлении был сделан еще один решительный шаг – в моду вошли женские брюки, причем в качестве полноправной одежды, такой же, как юбки. Одновременно стали стремительно укорачиваться платья и юбки. С наступлением они укорачивались на 5-7 см. Началось триумфальное шествие мини-длины, сначала, как обычно, встреченной в штыки, а затем укоренившейся повсеместно.

Женщина рубежа 50-60х гг. XX века — молодая и независимая, освобождающаяся от надоевшей роли домашней хозяйки. Возник парадоксальный имидж женщины-девочки, инфантильной, но в то же время уже много познавшей.

Жан-Люк Годар

«Замужняя женщина. Фрагменты фильма, сделанного в 1964 году» (1964)

«Женщины живут ради мужчин,

но ничего ради них не делают»

Шарлот, главная героиня фильма

Фильм состоит из семи эпизодов, которые в совокупности составляют несколько дней из жизни женщины по имени Шарлот.

У Шарлоты есть муж, и есть любовник. К каждому из них она относится с любовью, но хочет выбрать кого-то одного. Режиссер Жан-Люк Годар показывает процесс принятия решения, который происходит в голове женщины…

Проблематика фильма выявляет потребности французских женщин во взаимоотношениях с мужчиной: недостаток мужского внимания, романтики, исключение излишней прагматичности в отношениях между супругами и др. Все это говорит о том, что в недалеком прошлом французские женщины воспринимались мужчинами как атрибут семейной жизни, а сейчас они вышли на новый социальный уровень, стали более претенциозны и независимы.

Нижеприведенная цитата Жана-Люка Годара раскрывает режиссерскую работу: «Если Вы делаете фильм о любви, то ни в коем случае в нем не должно быть никаких преследований и драк. Если вы снимаете комедию нравов – никакой интриги. А если уж есть интрига – тогда никаких характеров. А значит, горе мне, потому что я только что снял «Замужнюю женщину», где субъекты рассматриваются как объекты, преследования на такси чередуются с этнологическими интервью, где зрелище жизни смешано с ее анализом, в общем, фильм, в котором кино резвится, свободное и счастливое оттого, что оно есть лишь то, что оно есть» .

«Мужское-женское» (1966)

«Этот фильм мог бы называться

дети Маркса и кока-колы…»

Цитата из фильма

Сюжет фильма построен на контрасте «мужского» и «женского», при этом с «мужским» ассоциируются твердые идейные позиции, противостояние новым веяниям общественной жизни, в то время как с «женским» — либеральные взгляды на жизнь, принятие идеалов современного общества.

В качестве главных героев фильма, Жан-Люк Годар выбрал представителей молодого поколения Поля и Мадлен, которых наделил ярко выраженными индивидуальными особенностями. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, Мадлен хочет стать певицей, имеет либеральные взгляды на жизнь и пытается во всем соответствовать нормам современного мира.

Доминирующими темами разговоров стали злободневные проблемы на пороге революционных изменений: равенство полов и переосмысление традиционных устоев общества, возможность самовыражения и сексуальная свобода… Символично то, что в конце фильма Поль умирает, а вместе с ним умирает и традиционный уклад жизни. Мадлен, будучи беременной, не решается сделать аборт, и частичка души Поля навсегда останется с ней …

 Индивидуальный имидж главной героини фильма Мадлен

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примеры, примечания

Индивидуально-психологические свойства индивида

1. Доброта 5 Мадлен позволила Полю жить вместе с ней в съемной квартире (54:10)

2. Целеустремленность 6 Реализация своего желания стать певицей (30:49, 49:35, 94:15)

3. Сила воли 5 Способность управлять своей жизнью (31:30)

4. Уверенность в себе, непосредственность 5 Достаточная вера в себя для преодоления трудностей в жизни

5. Ответственность 4 Боязнь поговорить о возможной беременности с партнером (49:30)

6. Житейская мудрость 5 Монолог о жизни женщин во Франции (14:00)

7. Энергичность 5 Умение мобилизации сил для достижения цели

Проявление индивидуально-психологических свойств индивида

8. Любовь к близким 5 Гармоничные взаимоотношения с сожительницам (54:40)

9. Патриотизм, любовь к Франции 5 Принятие Франции в сочетании с возможностью переезда в другую страну

10. Решительность 4 Проявление воли в принятии и продвижении трудных решений

11. Трудолюбие 5 Увлеченность работой

12. Самостоятельность 5 Умение ставить перед собой определенные цели и самостоятельно добиваться их достижения

13. Принципиальность 6 Наличие принципов в сочетание с возможностью поступиться ими в редких ситуациях

14. Честность 5 Искренность во взаимоотношениях (13:36)

15. Справедливость 5 Следование моральному принципу, который основывается на идее равенства

16. Эмоциональность 3 Непосредственность в восприятии событий

 Социальный имидж Мадлен

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примечания, примеры

Признаки экономической независимости

1. Наличие работы 5 Раньше работала фотографом, сейчас записывает песни (05:00)

2. Наличие жилья 5 Наличие съемного жилья (54:10)

3. Финансовая обеспеченность 5 Средний доход (постоянное посещение кинотеатров, кафе, кабаре)

Коммуникативные навыки

4. Коммуникабельность 5 Легкое установление контакта с людьми (01:30, 96:52)

5. Тактичность 8

Общественно-политический статус

6. Заинтересованность в политике 2 Общее впечатление

7. Участие в общественных организациях 0 Данный аспект в фильме не освещен

8. Степень расизма 5 Любовь к своей нации и уважительное отношение к другим (49:35)

9. Степень дискриминации 8 Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом

10. Авторитет в обществе 5 Желание работать над самосовершенствованием

Личностные характеристики

11. Наличие образования 5 Наличие среднего образования

12. Наличие хобби 3 Постоянные походы в кино (75:49)

13. Чувство юмора 8 Чувство юмора, умение замечать комизм ситуации (14:17)

14. Любовь к избранному делу 7 Желание петь

15. Наличие партнера 4 Наличие одного партнера, начало отношений (21:33)

16. Степень сексуальной свободы 5 Наличие одного постоянного партнера, доверительные отношения с ним (54:43)

17. Степень самореализации 5 Стремление к раскрытию своего природного потенциала

Безумный Пьеро (1965)

Двое влюбленных Фердинанд и Марианна сбегают от людей и обстоятельств и едут к морю, встречая на своем пути множество испытаний. Они безумны и беспечны, веселы и ветрены, живут одним днем, пытаясь найти смысл жизни. Фердинанд «говорит словами, а Марианна чувствами», поэтому они невсегда могут понять друг друга, но именно это их и притягивает.

Жан-Люк Годар очень тонко изобразил любовные отношения на фоне материального мира. На протяжении всего фильма прослеживается лейтмотив войны во Вьетнаме (в кинотеатре, по радио в машине), происходят криминальные разборки, словом, жизнь бьет ключом, но все это не имеет особого значения для Марианны и Фердинанда, ими движут только чувства.

Фильм выходит за рамки жанровых ограничений, сочетая в себе элементы драмы, мюзикла, романтической мелодрамы, авантюрных приключений и др. Жан-Люк Годар вновь выступил в роли новатора, авангардиста, привнеся в кинематограф интригу, незабываемую эстетическую атмосферу, живость восприятия, великолепие красок и цветов…

 Индивидуальный имидж главной героини фильма Марианны

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примеры, примечания

Индивидуально-психологические свойства индивида

1. Доброта 2 Отсутствие желания приносить людям добро

2. Целеустремленность 0 Отсутствие целей в жизни (46:40)

3. Сила воли 5 Способность управлять своей жизнью в сочетании с возможностью поддаться влиянию извне

4. Уверенность в себе, непосредственность 5 Достаточная вера в себя для преодоления трудностей в жизни

5. Ответственность 2 Неумение принимать ответственность на себя за собственные поступки, деяния

6. Житейская мудрость 5 Наличие жизненного опыта в сочетании с возможностью допустить ошибку в жизни

7. Энергичность 6 Умение мобилизации сил для достижения цели

Проявление индивидуально-психологических свойств индивида

8. Любовь к близким 3 Любовь к прежде всего к себе, а также к партнеру (16:58)

9. Патриотизм, любовь к Франции 5 Принятие Франции с возможностью переехать в другую страну (23:46)

10. Решительность 5 Проявление воли в принятии и продвижении трудных решений

11. Трудолюбие 0 Отсутствие желания работать

12. Самостоятельность 1 Неспособность управлять своей жизнью,

13. Принципиальность 0 Отсутствие каких-либо принципов

14. Честность 0 Способность преступить закон для достижения корыстных целей (20:06, 23:26, 25:05, 28:04, 34:00, 69:00; 88:15)

15. Справедливость 0 Совершение поступков, не соответствующее моральным и правовым нормам (20:06, 23:26, 25:05, 28:04, 34:00, 69:00; 88:15)

16. Эмоциональность 7 Чувствительность, эмоциональность (46:50)

 Социальный имидж Марианны

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примечания, примеры

Признаки экономической независимости

1. Наличие работы 0 Отсутствие работы на данный момент, ранее работала лифтером (83:40)

2. Наличие жилья 0 Отсутствие жилья, в недавнем прошлом совместное проживание с партнером (14:20)

3. Финансовая обеспеченность 2 Нет постоянного дохода, финансовая помощь брата (23:17,

Коммуникативные навыки

4. Коммуникабельность 5 Способность к коммуникации (2:51)

5. Тактичность 2 Общее впечатление

Общественно-политический статус

6. Заинтересованность в политике 5 Умеренный интерес к определенным событиям в политике (53:30, 84:20)

7. Участие в общественных организациях 0 Неучастие в общественных организациях

8. Степень расизма 5 Любовь к своей нации и терпимое отношение к людям другой национальности

9. Степень дискриминации 10 Независимость, непосредственность, свобода

10. Авторитет в обществе 3 Нежелание проявлять инициативу

Личностные характеристики

11. Наличие образования 0 Аспект в фильме не освещен

12. Наличие хобби 5 Увлечение музыкой, танцами (50:00, 56:40)

13. Чувство юмора 5 Умение замечать комизм ситуации

14. Любовь к избранному делу 0 Умеренная любовь к избранному делу

15. Наличие партнера 5 Наличие постоянного партнера; искренние, уважительные отношения

16. Степень сексуальной свободы 5 Наличие сексуальных отношений с одним постоянным партнером

17. Степень самореализации 3 Желание раскрыть природный потенциал

«Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1967)

«Я была миром, а мир был мной…»

Жюльет, главная героиня фильма

«Мертвые предметы всегда живы.

Живые люди — часто уже мертвы»

Цитата из фильма

Фильм раскрывает тему женской проституции во Франции в 60х годах XX века. В центре внимания – замужняя женщина Жюльет, которая вынуждена работать проституткой, чтобы прокормить свою семью. Благодаря талантливой сценарной и постановочной работе режиссеру удалось показать ее внутренний мир, восприятие жизни…

Фильм имеет остросоциальный характер, заставляет задуматься не только о существующих общественных проблемах, но и о смысле бытия, радостях и горестях жизни.

 Индивидуальный имидж главной героини фильма Жюльет

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примеры, примечания

Индивидуально-психологические свойства индивида

1. Доброта 7 Забота о благополучии др. человека, о его моральном достоинстве

2. Целеустремленность 4 Наличие целей в сочетании с возможностью их неполного исполнения

3. Сила воли 5 Способность управлять своей жизнью в сочетании с возможностью поддаться влиянию извне

4. Уверенность в себе, непосредственность 3 Вера в себя для преодоления трудностей в жизни

5. Ответственность 5 Способность отвечать за свои поступки

6. Житейская мудрость 5 Наличие жизненного опыта в сочетании с возможностью допустить ошибку в жизни

7. Энергичность 4 Умение мобилизации сил для достижения цели

Проявление индивидуально-психологических свойств индивида

8. Любовь к близким 7 Любовь к супругу, детям (77:35)

9. Патриотизм, любовь к Франции 4 Принятие Франции в сочетании с возможностью переезда в другую страну

10. Решительность 3 Сомнительность в принятии и продвижении трудных решений

11. Трудолюбие 3 Нежелание работать

12. Самостоятельность 3 Умение ставить перед собой определенные цели в совокупности с неполным их исполнением

13. Принципиальность 7 Следование своим убеждениям в сочетании с возможностью в редких случаях поступиться ими

14. Честность 4 Искренность во взаимоотношениях

15. Справедливость 4 Справедливое отношение к жизни

16. Эмоциональность 3 Спокойное восприятие событий

 Социальный имидж Жюльет

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примечания, примеры

Признаки экономической независимости

1. Наличие работы Занимается проституцией (24:25, 30:32)

2. Наличие жилья 10 Наличие собственного жилья

3. Финансовая обеспеченность 3 Доход ниже прожиточного минимума (6:43)

Коммуникативные навыки

4. Коммуникабельность 5 Способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей

5. Тактичность 7 Вежливое, тактичное поведение (17:30)

Общественно-политический статус

6. Заинтересованность в политике 5 Умеренный интерес

7. Участие в общественных организациях 0 Не участвует

8. Степень расизма 4 Любовь к своей нации и терпимое отношение к людям другой национальности

9. Степень дискриминации 5 Чувство гендерной дискриминации

10. Авторитет в обществе 4 Желание работать над самосовершенствованием и самовоспитанием

Личностные характеристики

11. Наличие образования Данный аспект в фильме не освещен

12. Наличие хобби 1 Неимение особенных увлечений, за исключением чтения перед сном

13. Чувство юмора 5 Способность понимать юмор

14. Любовь к избранному делу 0 Нежелание заниматься избранным делом

15. Наличие партнера 5 Наличие одного партнера (6:16, 13:08)

16. Степень сексуальной свободы 8 Сексуальные отношения с разными мужчинами

17. Степень самореализации 5 Монологи о существовании (70:47)

«Сделано в США» (1966)

«Потеряв мир, я хочу найти саму себя

и раствориться в движении…»

Пола, главная героиня фильма

Сюжет фильма весьма простой: главная героиня Пола, узнав о смерти своего возлюбленного, решила найти тех людей, которые его убили, и отомстить им. Столь заурядный фильм Жан-Люк Годар превращает в уникальное авторское произведение. Молодая, уверенная в себе, независимая Пола размышляет о непостоянстве жизни, о происходящих в мире событиях, о том, кто она есть и кем была…

Фильм «Сделано в США» Жана-Люка Годара – это крик души, требующий обратить взоры к проблемам социального характера. Стилистика фильма, а именно нестандартное цветовое решение, образы, монтаж, позволила проникнуться чувствами и мыслями автора. Важно подчеркнуть, что главное действующее лицо в интеллектуальном фильме с политической подоплекой – женщина, что само по себе заставляет задуматься о происходящих социальных изменениях.

 Индивидуальный имидж главной героини фильма Полы

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примеры, примечания

Индивидуально-психологические свойства индивида

1. Доброта 10 Забота не только о благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве (01:20)

2. Целеустремленность 5 Наличие целей в сочетании с возможностью их неполного исполнения (29:40)

3. Сила воли 3 Способность поддаваться влиянию извне (01:20)

4. Уверенность в себе, непосредственность 5 Достаточная вера в себя для преодоления трудностей в жизни

5. Ответственность 6 Любовь к избранному делу

6. Житейская мудрость 5 Наличие жизненного опыта в сочетании с возможностью допустить ошибку в жизни (29:40, 37:20)

7. Энергичность 5 Умение мобилизации сил для достижения цели

Проявление индивидуально-психологических свойств индивида

8. Любовь к близким 10 Безграничная любовь к близким (01:30)

9. Патриотизм, любовь к Франции 2 Непринятие Франции: некоторых аспектов (52:00)

10. Решительность 10 Храбрость; способность самостоятельно и своевременно принимать серьезные решения

11. Трудолюбие 5 Увлеченность работой

12. Самостоятельность 6 Умение ставить цели и добиваться их реализации (29:40)

13. Принципиальность 5 Наличие принципов в сочетание с возможностью поступиться ими (01:23:23)

14. Честность 0 Возможность преступить закон для достижения своих целей (08:45)

15. Справедливость 5 Справедливое отношение к жизни

16. Эмоциональность 8 Экспрессивность в восприятии окружающего мира; выразительная жестикуляция

 Социальный имидж Полы

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примечания, примеры

Признаки экономической независимости

1. Наличие работы 7 Работала в журналистом (01:08:37)

2. Наличие жилья Аспект не отражен в фильме

3. Финансовая обеспеченность 7 Доход выше прожиточного минимума (20:57)

Коммуникативные навыки

4. Коммуникабельность 5 Коммуникабельность, легкое установление контактов (20:00)

5. Тактичность 5 Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом в сочетании с возможностью поступиться этическими нормами в крайних ситуациях

Общественно-политический статус

6. Заинтересованность в политике 8 Интерес к определенным событиям (03:10, 32:40, 01:10:15)

7. Участие в общественных организациях 0 Неучастие в общественных организациях

8. Степень расизма 5 Любовь к своей нации и терпимое отношение к людям другой национальности

9. Степень дискриминации 7 Чувство гендерной дискриминации в редких случаях

10. Авторитет в обществе 5 Желание работать над самосовершенствованием и самовоспитанием

Личностные характеристики

11. Наличие образования 5 Среднее образование на основании общего впечатления

12. Наличие хобби Аспект не отражен в фильме

13. Чувство юмора 5 Способность понимать юмор (29:30)

14. Любовь к избранному делу Аспект не отражен в фильме

15. Наличие партнера 10 Глубокие, искренние чувства к погибшему возлюбленному (01:40)

16. Степень сексуальной свободы 0 Отсутствие сексуальной связи с кем-либо

17. Степень самореализации 5 Стремление к раскрытию своего природного потенциала

«Женщина есть женщина» (1961)

«Женщина есть женщина» — это романтическая комедия Жана-Люка Годара, легкая для восприятия с забавным сюжетом. Главная героиня Анжела, чувствуя внутреннюю неудовлетворенность скучной жизнью, решает, что выйти из замкнутого круга поможет рождение ребенка, но муж не готов отцовству и считает, что всему свое время. Изобретательность Анжелы все же позволяет ей добиться своего весьма нетривиальным способом.

Несмотря на комичность сюжета, фильм гармонично вобрал в себя и довольно серьезные идеи о равенстве полов, социальном положении женщин и др. Жан-Люк Годар рисует портрет уверенной в своих силах, непосредственной, коммуникабельной, целеустремленной молодой женщины, которая добивается того, чего она хочет.

 Индивидуальный образ главной героини фильма Анжелы

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примеры, примечания

Индивидуально-психологические свойства индивида

1. Доброта 7 Мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию

2. Целеустремленность 6 Наличие целей в сочетании с возможностью их неполного исполнения

3. Сила воли 7 Способность управлять своей жизнью

4. Уверенность в себе, непосредственность 7 Вера в свои силы

5. Ответственность 8 Способность нести ответственность не только за себя

6. Житейская мудрость 5 Наличие жизненного опыта в сочетании с возможностью допустить ошибку в жизни

7. Энергичность 10 Жажда деятельности, готовность принимать решения и отстаивать их; активность; настойчивость

Проявление индивидуально-психологических свойств индивида

8. Любовь к близким 5 Умеренная любовь к близким

9. Патриотизм, любовь к Франции 5 Принятие Франции в сочетании с возможностью переехать в другую страну (74:25)

10. Решительность 9 Любовь и преданность Франции

11. Трудолюбие 4 Увлеченность работой

12. Самостоятельность 5 Умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств.силами

13. Принципиальность 7 Следование своим убеждениям в сочетании с возможностью в редких случаях ими поступиться

14. Честность 4 Искренность во взаимоотношениях

15. Справедливость 5 Справедливое отношение; следование моральному принципу, который основывается на идее равенства

16. Эмоциональность 9 Избыточная эмоциональность (20:00, 43:36)

 Социальный имидж Анжелы

№ Качество Оценка по шкале от 0 до 10 Примечания, примеры

Признаки экономической независимости

1. Наличие работы 5 Частичная занятость (06:00)

2. Наличие жилья 5 Наличие съемного жилья

3. Финансовая обеспеченность 3 Доход ниже прожиточного минимума (06:05)

Коммуникативные навыки

4. Коммуникабельность 8 Склонность к постоянному общению из общего впечатления

5. Тактичность 4

Общественно-политический статус

6. Заинтересованность в политике 0 Незаинтересованность в политике

7. Участие в общественных организациях 0 Неучастие в общественных организациях

8. Степень расизма 2 Уважительное отношение к людям других национальностей

9. Степень дискриминации 10 Независимость, непосредственность, свобода

10. Авторитет в обществе 2 Слабое проявление инициативы в общественной жизни по общему впечатлению

Личностные характеристики

11. Наличие образования Аспект не отражен

12. Наличие хобби Аспект не отражен

13. Чувство юмора 7 Умение замечать комизм ситуации, генерировать высказывания

14. Любовь к избранному делу 5 Умеренная любовь к избранному делу

15. Наличие партнера 10 Наличие постоянного партнера; глубокие, гармоничные, доверительные отношения

16. Степень сексуальной свободы 5 Наличие сексуальных отношений только с одним партнером

17. Степень самореализации 5 Стремление к раскрытию своего потенциала

«Жить своей жизнью» (1962)

Фильм повествует о судьбе молодой женщины Наны, которая хочет стать актрисой, но, столкнувшись с материальными трудностями, начинает заниматься проституцией.

Великолепная игра актеров, способных погрузить в мир неподдельных человеческих эмоций, и отличная режиссерская работа, позволяют полностью проникнуться чувствами главной героини. Большое количество диалогов на совершенно разные темы дают возможность раскрыть внутренний мир Наны, ее душу, которая оказывается чистой и светлой…