Правовые основы СНГ
В декабре 1991-го и январе 1992 года в Минске и Москве на высшем уровне подписаны соглашения и протоколы, определившие принципы и характер новых взаимоотношений между республиками, призванные координировать их усилия в экономической сфере, в оборонной области и военном строительстве, в исследовании космического пространства и защите окружающей среды, в решении многих гуманитарных проблем.
На заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, которые были проведены в течение 1992 года, приняты документы, заложившие правовой фундамент строительства СНГ.
Важнейший из документов — Устав Содружества Независимых Государств- принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске.
В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусмотрена также возможность присоединения к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах его деятельности в качестве ассоциированных

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

членов на условиях, определенных отдельным соглашением.
Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, развития взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.
В целях формирования и развития общего экономического пространства и углубления всесторонних и взаимовыгодных экономических отношений, 24 сентября 1993 года главы девяти государств Содружества подписали Договор о создании Экономического союза. Грузия и Туркменистан стали его полноправными членами в декабре 1993 года, а Украина присоединилась к Экономическому союзу в качестве ассоциированного члена 15 апреля 1994 года.
В развитие интеграционного процесса Содружества были разработаны конкретные мероприятия на ближайшую перспективу по углублению сотрудничества в шести основных сферах: экономическое, в военной области, в области миротворчества, в пограничных вопросах, в гуманитарной и социальной областях, координация внешнеполитической деятельности.
Реализуя принятую в Меморандуме Совета глав государств Содружества возможность разноскоростного движения в Содружестве Независимых Государств, многовариантность форм участия в его деятельности, продвижение по пути углубления интеграции между теми странами, которые готовы к более тесному взаимодействию в различных сферах, 29 марта 1996 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Отмечая, что целью Договора является создание в перспективе Сообщества интегрированных государств, стороны подтвердили свое участие в Содружестве Независимых Государств и готовность осуществлять в его рамках интеграционные процессы.
Позднее, 2 апреля 1996 года, Российская Федерация и Республика Беларусь, подтверждая свое участие в СНГ и Договоре между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, подписали Договор об образовании Сообщества, глубоко интегрированного политически и экономически в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
В феврале 1999 года к Договору вышеназванных государств об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан.
Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами — членами. не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступит в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.
На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).
Государствами — членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.
Целями Содружества являются:
1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
2. всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств — членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
3. обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
4. сотрудничество между государствами — членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
5. содействие гражданам государств — членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
6. взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
7. мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества. (ст.2 Устава СНГ).
Устав обобщил и обозначил систему созданных к тому времени координирующих институтов, а также определил основные сферы реализуемой через них совместной деятельности: обеспечение основных прав и свобод человека; координация внешнеторговой деятельности; сотрудничество в развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; развитие транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Институциональная организация Содружества постоянно развивается и совершенствуется. Важнейшие функции девяти из координирующих институтов представлены в Уставе СНГ, поэтому их называют «уставными». Прочие, за некоторыми исключениями, отнесены к органам отраслевого сотрудничества. Председательствуют в органах Содружества поочередно все входящие в него государства, сроком не более одного года. Предшествующий и последующий председатель органа Содружества являются сопредседателями, один из которых замещает председателя в случае временного отсутствия последнего.
Правовые основы деятельности по коллективной безопасности
В последние годы на постсоветском пространстве мы наблюдаем процесс становления новых международных организаций, членами которых являются, как правило, только (или в основном) бывшие советские республики. И Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), безусловно, представляют научный интерес и достойны тщательных исследований с точки зрения международного права.
Распад СССР имел следствием в том числе и исчезновение мощного военного субъекта с карты мира — одну из крупнейших по численности армий. Для государств, появившихся в результате событий 1991 года, вопросы безопасности имели приоритетный характер — обеспечение независимости страны всегда подразумевает решение проблемы обеспечения национальной безопасности.
В ст. о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 8 декабря 1991 г. говорилось, что государства «будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», «сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием».
Принятый в январе 1993 г. Устав СНГ определил в качестве целей Содружества «сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2). К сферам совместной деятельности отнесено сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ (ст. 4).
Можно выделить три этапа в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве: первый — это наличие все еще общего оборонного пространства, когда сотрудничество было необходимо для максимально безболезненного разделения некогда единой военной системы, второй — договорный (Договор о коллективной безопасности 1992 г.) — формирование некоторых институциональных и иных основ сотрудничества уже собственных, независимых вооруженных сил, формирование подходов к угрозам и т.д., третий — институционный (ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС) — это собственно появление в регионе международных организаций, призванных обеспечивать безопасность государств с высоким потенциалом их взаимодействия.
Ключевым документом, который лег в основу сотрудничества государств СНГ по вопросам безопасности, стал Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Он был заключен в Ташкенте 15 мая 1992 г. еще до принятия Устава СНГ и носил срочный характер (5 лет с возможностью последующего продления). Состав участников договора менялся: первоначально ДКБ подписали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, затем присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Грузия (9 декабря 1993 г.), Белоруссия (31 декабря 1993 г.).
Договор закреплял целое направление деятельности только начинавшего формироваться Содружества. В преамбуле говорится о создании государствами-участниками собственных Вооруженных Сил и необходимости строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений и укрепления мер доверия. В ст. 1 Договора подтверждается принцип неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и мирного разрешения споров. Государства обязались не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств или в действиях, направленных против другого государства-участника.
Принципиальное значение имеет ст. 4 Договора, в которой говорится, что в случае совершения агрессии в отношении государства-участника со стороны какой-либо страны такие действия будут рассматриваться как агрессия против всех государств, участвующих в ДКБ, которые окажут любую необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Единственным органом, упомянутым ܰв Договоре (ст. 3), был Совет ܰколлективной безопасности в составе глав государств-участников и главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ, на который ܰвозлагались координация и обеспечение совместной деятельности государств, а также создание других органов (ст. 5), деятельность которых регулировалась специальными положениями. К ним, в частности, относились Совет министров иностранных ܰдел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности и Секретариат.
Договор не имел четко выраженной связи с Содружеством Независимых Государств, норма ст. 3 о «главнокомандующем Объединенными Вооруженными Силами СНГ» — единственное упоминание о Содружестве вДКБ.
Между тем имеются и иные мнения по этому вопросу. Как отмечает В. Д. Николаенко, изначально Договор рассматривался как «своего рода военно-политическое ответвление Содружества… Ряд органов Содружества, такие, как Советы министров иностранных ܰдел и обороны, ܰШтаб по ܰкоординации военного сотрудничества СНГ, обслуживали и ܰДоговор»
В пользу аргумента о самостоятельном характере ДКБ ܰговорит следующее:
Во-первых, ряд членов СНГ (Украина, ܰМолдова ܰи Туркменистан) не участвовали в Договоре, а потому идентифицировать деятельность в рамках Договора о коллективной безопасности и ܰв рамках СНГ некорректно.
Во-вторых, учреждение Совета коллективной безопасности — высшего политического органа государств-участников ДКБ — само по себе означает самостоятельный характер Договора: если бы ДКБ изначально рассматривался как часть СНГ, то ܰне потребовалось бы учреждения дополнительного органа. Достаточно было задействовать Совет глав государств СНГ.
В-третьих, ܰгосударства-участники ДКБ действительно использовали структурные возможности СНГ, ܰно на тот момент не могло быть иначе: согласно Положению о Совете коллективной безопасности (раздел П) формирование консультативных органов (иностранных дел, обороны) находилось в компетенции Совета, однако само Положение вступало в силу одновременно с ܰДоговором , что произошло значительно ܰпозднее, чем ܰвозникла ܰнеобходимость ܰв подобных органах. ܰПоэтому именно Совету министров иностранных ܰдел ܰи Совету министров обороны ܰгосударств-участников СНГ было поручено доработать проект Протокола к Договору о коллективной безопасности с учетом предложений и поправок ряда государств .
В 2001 г. было принято решение о создании в Центральноазиатском регионе ответственности ДКБ структуры для противодействия международному терроризму и экстремизму — Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР). Четыре государства-участника ДКБ, относящиеся к данному региону (Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), выделили ܰиз состава своих вооруженных сил по батальону с боевой техникой и вооружением (общая численность ܰКСБР составляла на тот момент примерно 1500 человек). ܰПостоянно ܰдействующая оперативная группа ܰШтаба ܰКСБР расположена ܰв Киргизии (г. Бишкек).
Наибольший интерес вызывает Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. ܰВо-первых, он был заключен сравнительно ܰнедавно (в ноябре 2005 г.). Во-вторых, приоритет в союзнических отношениях, очевидно, придается вопросам военного характера, регламентация которых занимает большую часть соглашения.
Первой закреплена норма о коллективной самообороне и обязательстве предоставить подвергшейся агрессии стороне необходимую, в том числе военную, помощь (ст. 2). Сотрудничеству в борьбе с новыми угрозами (терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, транснациональной организованной преступностью ܰи т.д.) ܰпосвящена ст. 6 ܰДоговора, обязывающая стороны координировать и объединять усилия по противодействию указанным угрозам.
В связи с этим встает вопрос о соотношении обязательств государств, вытекающих из различных соглашений. Безусловно, приоритет в вопросах обеспечения безопасности имеют обязательства, вытекающие из Устава ООН (ст. 43, 49 и т.п.). Об этом говорится и в преамбуле Устава ОДКБ, где сказано, что государства-члены ܰдействуют «в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН». Что же касается соотношения обязательств по Уставу ОДКБ и обязательств по указанным двусторонним договорам, то, на наш взгляд, в каждом конкретном случае это должно решаться отдельно. Положение же ст. 6 Устава, гласящей, что Устав «не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются», скорее всего относится к соглашениям, где одной стороной является государство — член ОДКБ, а другой стороной — государство, не входящее в организацию.
2.2. Уставные органы СНГ
1. Совет глав государств
Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества
Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:
• внесения поправок в Устав СНГ;
• создания новых или упразднения существующих органов Содружества;
• оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;
• заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;
• назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;
• делегирования полномочий нижестоящим органам;
• утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.
Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов. Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.
Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.
Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.
Это согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ.
Решением Совета глав государств от 16 сентября 2004 года в Астане Председателем Совета глав государств Содружества Независимых Государств утвержден Президент Российской Федерации В.В.Путин.
2. Совет глав правительств
Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.
Совет глав правительств Содружества решает вопросы:
• реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;
• реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;
• принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;
• развития систем транспорта, связи, энергетических систем;
• сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
• разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;
• создания органов Содружества в рамках его компетенции;
• назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;
• финансового обеспечения деятельности органов Содружества.
Совета глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.
Председателем Совета глав правительств является
Премьер-министр Республики Молдовы Василий Павлович Тарлев.
3. Совет министров иностранных дел
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности.
В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИДе, где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.
СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также настоящим Положением.
Основными задачами СМИД являются:
• организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;
• содействие развитию сотрудничества государств-участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб;
• содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников Содружества;
• поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве;
• содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества.
СМИД осуществляет следующие функции:
• рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений;
• дает свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;
• проводит консультации в области внешней политики государств-участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес;
• содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах;
• рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив;
• осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров;
• рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и ряд других документов.
СМИД как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных решений.
Председатель Совета министров иностранных дел — Лавров Сергей Викторович, Министр иностранных дел Российской Федерации.
4. Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО)
Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года.
Является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.
Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.
Штаб по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны.
Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.
Совет Министров Обороны:
• рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства государств- участников Содружества и при необходимости вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств;
• осуществляет координацию военного сотрудничества государств-членов Содружества;
• разрабатывает предложения по координации усилий государств-участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств-участников Содружества и их внешних границах; по сближению нормативно-правовых актов государств-участников Содружества в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
• осуществляет организацию деятельности групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.
Председатель Совета министров обороны — Иванов Сергей Борисович, Министр обороны Российской Федерации.
5. Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ)
Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года. Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств- участников СНГ
Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств- участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.
Координационная служба — постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.
Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Функции Совета командующих Пограничными войсками:
• согласовывает усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов;
• координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них;
• развивает дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников Содружества;
• содействует развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров.
6. Межпарламентская Ассамблея
Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.
В 1993 — 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.
26 мая 1995 года главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств ~ участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. В 1997 году к Конвенции присоединилась Республика Молдова. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств.
Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.
Межпарламентская Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Парламентам для использования в национальном законотворческом процессе направлены модельные акты и рекомендации МПА о социальных правах и гарантиях граждан, защите прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защите гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.
Парламентами — участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли.
Межпарламентская Ассамблея принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников Содружества Независимых Государств договоров (соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, — и иных международных договоров, участие в которых государств — участников Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств.
Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в “горячих точках” стран Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности.
В прошедшие с момента образования Ассамблеи годы ее усилия были направлены на содействие Совету глав государств — членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении региональных конфликтов, укреплении мира в Нагорном Карабахе; Приднестровье, Республика Молдова; Абхазии, Грузия, а также на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Советом МПА образованы комиссии Межпарламентской Ассамблеи по урегулированию конфликтов в указанных регионах СНГ.
Достигнуты существенные результаты, важнейшим из которых стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола — единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе.
В октябре 1999 года и январе 2000 года группа депутатов парламентов -членов МПА работала в районе Северного Кавказа Российской Федерации (Чечня, Ингушетия, Дагестан) с целью получения информации о ходе антитеррористической операции федеральных сил России в Чечне и о положении временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Итоги работы депутатской группы доведены до сведения депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ и Европарламента.
Одним из ответственных направлений деятельности МПА является установление и развитие контактов с другими международными парламентскими организациями.
С рядом организаций взаимоотношения строятся на договорной основе. Так, в июне 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). В июне 1998 года были подписаны Совместное заявление Совета МПА и Бюро ПА ОБСЕ (Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) и Меморандум о сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с Секретариатом Совета МПА. В декабре 1998 года — Протокол о сотрудничестве между МПА и ПАЧЭС (Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества). В январе 1999 года в Гватемале было подписано Соглашение о сотрудничестве по обмену информацией между Советом МПА и Центрально-американским парламентом (ЦАП). В июне 1999 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась торжественная церемония подписания Меморандума о намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных областях.
Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год.
Подготовку мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.
В соответствии с договором между Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и Советом Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств Секретариат Совета МПА осуществляет также информационное, правовое, материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Межпарламентского Комитета и его органов.
Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления и контрольно-бюджетная.
Межпарламентская Ассамблея выступила инициатором проведения ежегодных Петербургских экономических форумов. Работа экономического форума посвящена поиску новых путей обеспечения устойчивого развития стран СНГ, углубления их экономической интеграции, анализу возможностей международного инвестиционного сотрудничества.
7. Экономический Суд СНГ.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств определяют компетенцию, порядок организации и деятельности Суда. Участниками названного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:
возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;
о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.
Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.
Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.
Сторонами (участниками) спора могут быть государства-участники Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также и другие государства Содружества, предусмотревшие возможность рассмотрения спора Экономическим Судом в межгосударственных, межправительственных соглашениях и договорах.
Экономический Суд осуществляет также толкование:
• применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов;
• актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.
В соответствии с подписанным 3 марта 2004 года Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, Суду подведомственны дела по межгосударственным спорам экономического характера, возникающим при применении Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами Сообщества решений; при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями его органов. Одновременно к ведению Суда могут быть отнесены иные споры, предусмотренные действующими международными договорами в рамках Сообщества. Споры рассматриваются Судом по заявлению заинтересованных государств-членов ЕврАзЭС в лице их правительств.
В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель и заместители Председателя Экономического Суда избираются судьями большинством голосов и утверждаются Советом глав государств СНГ сроком на 5 лет.
С марта 2003 года Председателем Экономического Суда СНГ избрана Керимбаева А.Ш., заместителем Председателя – Симонян Г.В.
Пленум Экономического Суда – его высший коллегиальный орган. В состав Пленума входят судьи Экономического Суда и председатели высших хозяйственных судов восьми государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда – Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.
Пленум Экономического Суда СНГ выполняет различные функции: как высшая инстанция по осуществлению судопроизводства рассматривает жалобы на решения коллегий Суда; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, актов СНГ по экономическим спорам; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников вышеназванного Соглашения предложения по устранению коллизий в законодательстве стран Содружества; утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие его деятельность.
Председатель Экономического Суда одновременно является Председателем Пленума Экономического Суда. Секретарь Пленума Экономического Суда избирается членами Пленума Экономического Суда из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на 5 лет. В марте 2004 года Секретарем Пленума Экономического Суда СНГ избрана Молчанова Т.Н.
2.3. Специализированные органы СНГ
1. Экономический Совет
Экономический совет Содружества Независимых Государств (далее — Совет) — основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, Договором о создании Экономического союза, настоящим Положением.
Совет строит свою работу на основе общепризнанных норм международного права и суверенитета государств Содружества.
В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ.
Основными направлениями деятельности Совета являются:
1. содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
2. разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества;
3. разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита;
4. расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры.
Основными же функциями Совета являются:
1. содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в том числе по снижению и отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, созданию механизмов тарифного и нетарифного регулирования;
2. разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
3. создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
4. формирование заинтересованными сторонами Общего аграрного рынка путем создания условий для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов, развития производственной кооперации по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, образования оптовых продовольственных рынков и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынках государств-участников Содружества Независимых Государств;
5. содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации, защиты интеллектуальной собственности и взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов;
6. выработка предложений по вопросам перспектив экономического сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на основе анализа основных тенденций социально-экономического развития и хода экономических реформ; подготовка рекомендаций по совершенствованию производственно-технологических связей, согласование с заинтересованными государствами совместных программ по развитию экономики;
7. содействие вхождению государств Содружества в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с другими международными организациями;
8. принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
9. содействие сближению национального законодательства в рамках компетенции Совета.
2. Органы отраслевого сотрудничества.
Уставом предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества. Создано 70 таких органов. Они призваны способствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств, согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствовать практической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки, в гуманитарной сфере, в военном строительстве.
В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов Содружества.
Одним из первых, в декабре 1991 года, был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с Решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 года преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках государств-членов СНГ.
Межгосударственные и межправительственные советы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируют взаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующим направлениям:
1. промышленность — Межгосударственный совет руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и металла, Межгосударственный совет по антимонопольной политике и др.;
2. сельское хозяйство — Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса по вопросам семеноводства, Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии;
3. транспорт и связь — Совет по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный совет по космосу, Межгосударственный консультативный совет «Радионавигация», Региональное содружество в области связи, Координационный совет межправительственной фельдъегерской связи государств-участников СНГ;
4. научно-технический прогресс — Межгосударственный научно-технический совет, Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации,
Координационный совет по информатизации государств-участников СНГ;
5. энергетика — Электроэнергетический совет Содружества Независимых Государств, Межправительственный совет по нефти и газу, Межправительственный совет по сотрудничеству в области химии и нефтехимии;
6. торговля, финансы и таможенная политика — Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; Межгосударственный банк, Совет руководителей таможенных служб государств-участников Содружества, Межгосударственный валютный комитет;
7. экологическая безопасность — Межгосударственный экологический совет; Межгосударственный совет по гидрометеорологии;
8. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера — Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
9. безопасность и борьба с преступностью –
10. Совет министров внутренних дел;
11. Совет руководителей органов безопасности и специальных служб;
12. Координационный совет генеральных прокуроров;
13. Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований.
Решением Совета глав государств Содружества от 21 июня 2000 года создан Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Созданы межгосударственные (межправительственные) советы для координации работы и в других сферах взаимодействия государств-членов Содружества. Среди них:
1. Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ;
2. Межгосударственный Координационный Совет Межгосударственной телерадиокомпании «Мир»;
3. Антитеррористический центр государств-участников СНГ;
4. Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ;
5. Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств;
6. Совет по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств;
7. Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма;
8. Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций (обществ);
9. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ;
10. Научно-консультативный центр частного права СНГ;
11. Правовой консультативный совет государств-участников Содружества и другие.
21 октября 1994 года Советом глав правительств Содружества утверждены Общее положение о межгосударственны (межправительственных) органах Содружества и Примерное соглашение межгосударственного (межправительственного) органа СНГ с государством местонахождения об условиях его пребывания.
Совет глав правительств 3 ноября 1995 года, рассмотрев доклад Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза о деятельности межгосударственных и межправительственных органов СНГ, занимающихся координацией вопросов экономического характера, принял развернутое Решение, направленное на координацию усилий этих органов на достижение реальной экономической интеграции входящих в Содружество государств и обеспечения на этой основе преодоления спада в экономике и создание предпосылок для ее роста. В соответствии с Решением Совета глав государств Содружества «О совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ » от 2 апреля 1999 года девять органов отраслевого сотрудничества, финансируемых из бюджетов государств-участников СНГ, были переданы Исполнительному комитету СНГ..