Аспекты психологии общения
1.1 Содержание и виды общения
Общение, несомненно, имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, учится правильно выражать свои мысли. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Общение — настолько уникальный и многоуровневый процесс, что можно рассматривать различные его аспекты.
Рассмотрим общение с точки зрения классических источников по психологии, выделим самые базовые его понятия и содержания.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. С этим определением Андреевой Г.М. сложно не согласиться. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее, соответственно, – реципиентом.
Общение, по сути, — сложный, многоплановый процесс взаимодействия людей.
В ходе этого процесса устанавливаются и развиваются:
контакты между людьми;
происходит обмен информацией;
восприятие и понимание другого человека;
осуществляется взаимовлияние;
вырабатывается тактика отношений.
В общении автор хочет выделить ряд аспектов: цель, содержание и средства. Рассмотрим их подробнее.
Маклаков А. утверждает: «Цель общения – это то, ради чего происходит процесс взаимодействия, установление отношений.» Общение служит развитию психологических отношений между собеседниками, установлению межличностных контактов, формированию личности.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Такое определение дает Немов Р.С. Содержанием общения, следовательно, могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов. Но, хочется выделить, что у человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение разнообразно и богато по своему внутреннему содержанию.
По содержанию общение можно разделить на:
материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения потребностей субъектов.
когнитивное – обмен знаниями.
деятельное – обмен действиями, умениями, навыками. Примером когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами учебной деятельности, где от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте — оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.
мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?» Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Конечно, средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это некий способ ее передачи. Информация между людьми передается с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи.
Рыжковская Т.Л. дает следующие виды общения по средствам :
вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
По целям общение автор предлагает разделить на:
биологическое — общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
социальное — общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, личностного роста индивида.
По посредованности:
непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
прямое общение — строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т.д.);
косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Существуют также и другие виды общения:
деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
В зависимости от участников можно выделить лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.
В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.
Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.
Рыжковская Т.Л. считает, что межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. Задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение — отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.
Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.
Опосредованное общение — коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).
Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение — не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо наоборот — конфронтации.
Общение также можно разделить на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.
По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины – разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные — взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом реализуется содержание общения и достигаются его цели.
Информация может передаваться и приниматься различными способами:
телесными контактами (касание тела, руками и т.п.);
на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за деятельностью другого человека, восприятие звуковых сигналов).
Человек изобрел и усовершенствовал такие способы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), технические средства передачи и приема информации (радио, телевидение, телефон, магнитофон и т.д.).
В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами). К ним относится:
общение как коммуникация — обмен информацией между общающимися ;
общение как интеракция — организация взаимодействия установление отношений определённого типа (выработка стратегии и тактики);
общение как социальная перцепция — восприятие друг друга, взаимная оценка и установление на этой основе взаимопонимания.
Рассмотрим аспекты общения в управленческой деятельности. О чем нам пишет такой автор литературы по психологии управления, как Урбанович А.А .
Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий :
восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения);
обмен информацией (коммуникативная сторона общения);
выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается для другого и происходит их духовное обогащение.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Это — универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Выделение любой проблемы в качестве самостоятельной области научного исследования предполагает решение ряда ключевых вопросов:
определение специфики объекта изучения;
проведение категориально понятийного анализа;
разработка принципов и методов исследования.
Но в таком ключе проблема общения начала рассматриваться лишь в два последних десятилетия (до 70-хгодов преобладал теоретико-философский подход). Таким образом, проблема общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Однако ее значение настолько велико, что категория общения очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий в психологической науке, наряду с такими категориями, как «деятельность», «личность», «сознание» и др.
Разновидностью ролевого общения является управленческое общение, то есть общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости исходя из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации.
Основные функции управленческого общения:
выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);
получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации;
выдача оценочной информации об итогах реализации задания.
Первая функция в управленческом общении присутствует всегда, она главная и ведущая. Вторая и третья функции могут и не быть в том или ином конкретном акте управленческого общения.
Почему авторы считают, что первая функция главная? Потому что от ее качества зависит качество исполнительной деятельности. Кроме того, первая функция еще и наиболее сложная. На этой стадии чаще всего возникают проблемы и конфликты, так как руководитель изменяет взгляды, отношения, установки, вид деятельности, действия, поведение другого человека, других людей.
Управленческое общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его мы контактируем и взаимодействуем не ради праздного любопытства, не «просто так», а для того, чтобы решить какую-либо деловую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения.
Изучение общения показывает сложность этого социального феномена. Эта сложность требует выделения отдельных составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения как социального феномена. Одним из удачных является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения:
перцептивную (то есть взаимовосприятие партнеров по общению);
коммуникативную(то есть взаимообмен информацией);
интерактивную(то есть взаимодействие партнеров по общению).
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и др. Исходя из этого, различают несколько оснований разделения различных видов общения.
По характеру связи общающихся общение делится на:
непосредственное, как контакт «с глазу на глаз»;
опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.
По количеству участвующих в общении людей различают:
межперсональное общение, то есть непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;
массовое общение, то есть множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
По включенности в процесс общения социальных слагаемых можно выделить:
межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);
и ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем общения» в рамках исполнения конкретной социальной роли. Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, а и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они носят по отношению к социальной роли подчиненный характер.
По используемым знаковым системам некоторые авторы управленческих пособий и литературы, такие как Урбанович А.А., различают:
вербальное (речевое) общение, которое в свою очередь делится на устную и письменную речь;
невербальное (бессловесное) общение, играющее в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80 % информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.
По- мнению автора, невербальные средства играют не малую роль в деятельности подразделений пограничного контроля. Рассмотрим их подробную классификацию.
Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные. Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях. К основным визуальным средствам общения относят:
движения мышц лица, обычно называемые мимикой;
движения рук, ног, то есть жесты;
движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;
пространственную и временную организацию общения (расстояния до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемикой;
выражение лица, выражение глаз;
позы, осанка, посадка головы;
направление взгляда, визуальные контакты;
кожные реакции — покраснение, бледность, потливость;
подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.).
Рассмотрим классификацию аудиальных средств общения Ильина Е.П. :
паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;
экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).
Тактильные средства общения включают все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.).
К ольфакторным средствам общения относят:
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественный и искусственный запахи человека. На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбка, рукопожатие и др.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова.
Например, в течение часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз — восемьдесят, итальянец — сто десять, мексиканец — более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Выводы:
Общение – это многогранный и разносторонний феномен человечества. Нельзя говорить о нем только в одном значении.
В общении важны как вербальные средства, так и невербальные. И одни, несомненно не могут существовать без других. По- мнению автора, они будут особенно важны в его дальнейшей деятельности. Перейдем непосредственно к ним.
1.2 Роль вербального и невербального общения
Вербальное и невербальное общение играет важную роль в подразделении пограничного контроля. Именно навыки и знания данных видов общения позволяет выявить и задержать нарушителей государственной границы, понять, что не так в их поведении. Ведь поведение человека, его движения и жесты, могут противоречить его словам и говорить о том, что данный человек пытается обмануть пограничный контроль и, в большинстве случаях, незаконно пересечь государственную границу.
Хочется начать с рассмотрения вербальных средств, которые относятся к числу повсеместно применяемых и наиболее хорошо изученных. Именно они являются основными составляющими таких основных видов психологического влияния, как внушение, убеждение, заражение, уподобление и манипулирование. Тем не менее, при всей распространенности этого средства общения и влияния следует понимать, что собственно о вербальном воздействии вне присутствия других компонентов речь идет в ограниченном числе ситуаций.
Вне зависимости от того, какого рода способ вербального воздействия выбран, в нем всегда присутствует значительная доля сопутствующих невербальных элементов, в частности:
в случае устной речи:
внешние визуальные характеристики субъекта влияния;
паралингвистические компоненты его речи;
экстралингвистические компоненты его поведения;
проксемические компоненты его поведения;
кинетические компоненты его поведения;
такесические компоненты его поведения;
визуалистические компоненты его поведения;
в случае письменной речи:
особенности пространственного расположения;
особенности цветопередачи;
особенности графики;
особенности дизайна.
Помимо связи с невербальными средствами общения, вербальные сочетаются и со средствами:
влияния на мотивационно-потребностную сферу, в зависимости от потребностного и деятельностного контекста — статуса партнеров по взаимодействию и особенностей сферы взаимодействия;
привлечения к совместной деятельности.
Вербальные средства влияния как самостоятельно, так и в совокупности с другими средствами широко используются в практике общения, взаимодействия и воздействия. Содержание информационного сообщения, зафиксированное посредством слов, выступающих в качестве носителей определенных значений, может адресоваться:
к воображению объекта;
к его эмпирическому опыту;
к конкретному состоянию;
к актуальному переживанию.
Выделим следующие функции вербальных средств влияния в общем контексте его целей и задач:
формирование совместно с другими средствами целостного и внутренне единого комплекса средств влияния, продуктивность применения которых находится в прямой зависимости от непротиворечивости и сочетаемости его компонентов;
выступление в качестве средства осознания и выражения системы «Я» индивидуума;
исполнение роли элемента процесса коммуникации как передачи информации;
выступление в качестве средства удовлетворения потребностей;
осуществление знаковой функции в контексте других средств влияния.
Последняя позиция является принципиально важной для понимания роли вербальных средств влияния в контексте общения и психологического влияния в целом. Итак, стимулы, воздействующие на анализаторы, вне зависимости от их модальности запечатлеваются не
только в виде образов, но и как некие знаки, давая возможность впоследствии, оперируя ими, включать их в смысловой контекст конкретной ситуации. Поэтому в сознании индивидуума значения сохраняются в разнообразных формах, объединенных в субъективные семантические пространства, или «семантические поля», состоящие из следующих элементов:
образов;
символов;
символических действий;
знаков;
вербальных форм.
Отметим, что при влиянии стимулов, направленных на разные анализаторы, принципиально важной является опора на знаковую, опосредующую функцию слова.
Понимание текста в качестве продукта деятельности субъекта становится основой для анализа механизма вербального влияния. Ключевое понятие текстовой деятельности, в терминологии Т. М. Дридзе, помещено в контекст деятельности общения, которая и мотивирует создание и интерпретацию сообщения для реализации коммуникативно-познавательных задач. Предпосылки интерпретации текстов создают возможности варьирования языковых выражений, по представлениям П. Б. Паршина, В. М. Сергеева. При расхождении смыслов знаковых средств партнеров по общению варьирование выражений становится:
средством речевого воздействия — при осознании субъектом и неосознании объектом;
средством анализа субъекта — при осознании объектом и неосознании субъектом;
средством речевого противостояния — при осознании субъектом и объектом.
В связи с этим рождаются эффекты, возникающие в процессе создания и интерпретации текстов, обусловленные следующими факторами:
лингвистическим уровнем, обусловленным спецификой знаковых средств;
экстралингвистическим уровнем, обусловленным средствами реализации коммуникативных интенций.
При анализе механизма вербального влияния невозможно обойтись без опоры на семантику. В связи с этим коротко охарактеризуем теорию речевого воздействия, основные положения которой гласят, что:
субъекты взаимодействия используют разные, но отождествимые способы передачи информации, а использование разных средств для передачи конкретной информации номинируется как вариативная интерпретация действительности;
существуют эксплицитный (фокусирующий) и имплицитный (установочный) компоненты информации, размещение семантической информации именно в установочном компоненте становится важным способом влияния;
следствие из первых двух позиций состоит в том, что наличие разных планов содержания высказывания становится лингвистической предпосылкой вариативной интерпретации действительности.
Средствами вариативной интерпретации действительности, способными играть воздейственную роль, то есть оказывать психологическое влияние, могут быть:
выражения, подменяющие рациональную составляющую в построении образа эмоциональной, — метафоры, неологизмы, жаргонизмы;
лексическое отражение положения доминирования-подчинения;
синтаксические трансформации с изменением соотношения семантических полей;
изменение порядка слов в высказываниях, перефокусирующее внимание;
вопросы — установочные, риторические, в форме просьбы.
Известны работы Р. Бэндлера и Д. Гриндераомета — и трансформационных языковых моделях, но наиболее удобна классификация Ю. И. Левина, представляющая средства вариативной интерпретации действительности следующим образом:
аннулирующее преобразование — умалчивание существенного;
фингирующее преобразование — введение лишнего;
индефинитизирующее преобразование — замена обобщенным;
модальное преобразование — привнесение гипотетичности.
Можно констатировать, что вследствие действия механизма вариативной интерпретации вербальные средства влияния могут использоваться в целях контроля над сознанием и поведением адресата сообщения. Достигается это путем введения его в заблуждение без сообщения заведомо ложных сведений, а лишь с использованием семантических средств.
В рамках освещения характера вербальных средств влияния осталось рассмотреть в контексте вариативной интерпретации действительности следующие варианты:
внушение — как бесконфликтное принятие информации при снижении ее сознательного анализа и некритическом отношении, согласно представлениям В. М. Бехтерева , К. И. Платонова , Т. М. Дридзе и др., с опорой на механизмы:
фонетико-фонологический;
лексический;
синтаксический;
макроструктурный;
убеждение — как обращение к собственному критическому суждению путем отбора, логического упорядочивания фактов и выводов на основании личного опыта.
Иногда выделяется еще и информирование — как наиболее нейтральная для личности подача информации, когда внимание не фиксируется на задаче психологического влияния на человека и сохраняется иллюзия свободы определения отношения объекта к содержанию сообщения. Мы, однако, полагаем, что информирование не может быть отнесено к видам влияния, поскольку оно является сущностью процесса коммуникации, в качестве одной из составляющих общения, как контекста и способа влияния.
Все эти варианты вербального влияния представляют разнообразные возможности использования механизмов вариативной интерпретации действительности. Целью их применения, как правило, является сокрытие, камуфлирование коммуникативного намерения. Однако даже в наиболее нейтральном варианте — информировании, самостоятельность объекта в определении отношения является иллюзорной, поскольку сопутствующими условиями являются такие, как:
недоступность разнообразных источников информации;
фрагментарность ее подачи;
отсутствие навыков анализа у объекта;
отсутствие критической установки в отношении конкретных источников;
недостаточно высокий уровень интеллекта объекта.
При этом для придания конкретного направления в формировании объектом выводов субъект использует такие приемы, как:
обеспечение высокой плотности информации;
разнообразие информации;
глубина информации.
Итак, делая выводы из всего изложенного выше материала, мы можем констатировать, что при использовании вербальных средств психологического влияния чаще всего задействуются механизмы вариативной интерпретации действительности, предназначенные для достижения следующих целей:
скрытия коммуникативного намерения для реализации истинного, а не декларируемого;
создания приемлемого образа действительности;
структурирования аргументации для повышения убедительности аргументов.
Подводя итоги раздела, посвященного средствам психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они, в основном, применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимодействие и между собой. Понятно, что конечный продукт процесса психологического влияния предопределен сочетаемостью, взаимодополняемостью применяемых средств воздействия. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относятся разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклектичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктивность и глубина влияния различных групп средств зависят от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эффектов. Вопрос конструирования различных средств для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния.
Исходя из изложенного материала, хочется вывести отдельное определение влияния. Что такое влияние? Под термином «влияние» принято понимать процесс и результат. Изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним. Соответственно, психология влияния изучает процессы и ре¬зультаты изменения поведения человека, его воззрений и суждений как другим человеком, так и средствами массовой информации, рек¬ламой.
Это постановка человека в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя крайностями (альтернативами). Пси¬хологическую манипуляцию часто называют психологической лов¬костью. В Оксфордском словаре термин «манипуляция» опреде¬ляется как акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или об¬работка. Данное слово заменило термин «макиавеллизм» (от име¬ни итальянского политика Никколо Макиавелли, ставшего нарица¬тельным для обозначения нравственной позиции «цель оправдыва¬ет любые средства»).
К основным средствам психологического влияния принято от¬носить:
слово — главный инструмент влияния, включающий в себя угрозы, обещания, настойчивые просьбы, интригующие сведения и т.д., при этом вербальная информация должна быть насыщена ин¬тонациями, эмоционально окрашена, увлекательна по содержанию, ошеломляюща по темпу;
взгляд, мимику, жесты, позу — сопровождают речь, облег¬чают достижение цели; наиболее эффективно на психическую сфе¬ру влияют пристальный, магический взгляд и яркие смены выраже¬ния лица, позволяющие подчинить как человека, так и животное, навязать им определенные действия;
символику — действует на подсознание, наиболее активно используется в рекламе. В качестве основных средств психологического влияния высту¬пают также чувства, поведение, ситуация, окружающая обстанов¬ка и многое другое.
Перейдем к невербальному общению. При невербальном общении средством передачи информации являются поза, мимика, жесты, интонации, взгляд и т.д.
По-мнению автора, невербальное общение играет в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным рассмотренным мной, от 60 до 80% информации от собеседника мы получаем именно по невербальному каналу.
Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят:
визуальные;
аудиальные;
тактильные;
ольфакторные.
Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях.
К основным визуальным средствам общения принято относить:
мимику;
жесты;
движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;
пространственную и временную организацию общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемимикой;
выражение лица, выражение глаз;
позу, осанку, посадку головы;
направление взгляда, визуальные контакты;
кожные реакции (покраснение, бледность, потливость;
подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения);
средства преобразование природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и т.д.)
Выделяют две группы аудиальных средств общения:
паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность, (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;
экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).
Тактильные средства общения включают в себя все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.)
К ольфакторным средствам общения можно отнести:
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественный и искусственный запах человека.
На невербальные средства общения накладывают сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбкой, рукопожатием и д.р.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова.
Например, в течение часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз – восемьдесят, итальянец – сто десять, мексиканец – более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
По характеру связи общающихся различают:
непосредственное общение, как контакт «с глазу на глаз»;
опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.
По количеству участвующих в общении людей различают:
межперсональное общение, т.е. непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;
массовое общение, т.е. множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникации, опосредованные различными видами средств массовой информации.
По включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:
межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);
ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнения конкретной социальной роли.
Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, но и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они вносят по отношению к социальной роли подчиненный характер.
Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделим три основных стиля:
ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличии от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;
манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение;
гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.
Гуманистическое общение определяется не столько извне (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности.
Каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.
Вообще, невербалика — практически синоним понятия невербальное общение, хотя к невербалике относят и интерпретацию телесных знаков (значение мимики и жестов), которые человек передавать не планировал и которые к категории общение в строгом смысле отнесены быть не могут.
Невербалика включает в себя следующие компоненты:
паралингвистика (звучание, темп, громкость, интонации);
кинесика (жесты, жестовые процессы и жестовые системы);
проксемика (пространство и дистанцирование);
мимика (движения лицевых мышц);
гаптика (касания и тактильная коммуникация);
хроменика (время общения);
одорика (запахи, косметика, татуаж);
аускультация (слышание, восприятие звука);
системология (систематизация пространства, расположение объектов, смыслы, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации);
актоника (действия, ритуалы, поступки, что-либо означающие);
гастика (коммуникативные функции пищи и напитков, снадобий и угощений, приемов пищи, поведения во время еды).
Для того, чтобы воспринять и осмыслить все названные компоненты невербалики, необходимо использовать технические средства фиксации (например, видеозапись). В этом случае каждый компонент может быть тщательно описан и изучен. Однако в реальной жизни такая подробная фиксация и проработка всех компонентов невозможна. В этом случае применяется выборочная фиксация. Компоненты, которые легче всего отслеживать и интерпретировать в процессе общения – это мимика, поза, жесты, дистанцирование и интонация. Остальные составляющие невербалики фиксируются дополнительно, по возможности.
Рассмотрим некоторые компоненты невербалики более подробно .
Жесты — движения тела, обычно кистей рук, которые в целом отражают мысль или чувство.
Жесты — символы — очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспринимаемого человека. Жесты бывают произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражающими случайное состояние. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.
Жесты — иллюстраторы — используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы — играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты — адапторы — сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний — нервное перебирание, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Жесты можно классифицировать следующим образом˸
описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие – эти жесты сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;
конвенциональные – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста͵ имеют собственное значение в общении;
модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;
жесты, используемые в различных ритуалах.
Мимика –это совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение.
Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.
Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
Проксемика, или еще ее называют пространственная психология, – термин, введенный американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.
Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости. Интимное расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (к примеру, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга. Личное пространство может достигать 120 см, здесь физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих пределах бывают бесконечно разнообразными – от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующего любопытства. Социальные расстояния располагаются в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения. Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами – таково общение докладчика с аудиторией (Холл, 1995).
Кроме расстояния как такового, в организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче могут перейти в отношения к конфронтации, борьбе, чем при других вариантах расположения. Наиболее нейтральным является взаимное расположение партнеров под каким-либо углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу.
Проксемика включает в себя анализ территориальности. Типы территорий бывают классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействий. Категоризация по размеру ранжирует территорию от крошечной (пятачок в переполненном транспорте) до достаточно большой, чтобы можно было взаимодействовать нескольким людям.
По признаку собственности территория должна быть разделена на первичную (занимаемую только данным человеком) и вторичную (разделяемую им с другими), а также на публичную (к примеру, двор возле дома), временную (к примеру, рабочее место в офисе или на предприятии) и домашнюю.
По типу осуществляемого на них взаимодействия можно выделять территории официальные, деловые и интимные. Важный аспект изучения территориальности – реакции людей на проникновение других или узурпацию другими принадлежащего им пространства.
Еще одна область изучения данного раздела проксемики – бездомность и перенаселенность, вырабатывающие особые модели поведения и межличностного контакта.
Гаптика(от греч. hбpto — хватаю, касаюсь) — синоним активного осязания, осуществляемого посредством ощупывания(обследования) объекта восприятия рукой. Исследования гаптики направлены на выявление роли движений руки и пальцев в формировании целостного образа при отражении формы, величины, консистенции, фактуры и других свойств объектов.
Таким образом, мы видим, что невербалика интересна и изучать ее аспекты и элементы можно бесконечно. Человек – не только социальное существо, но и биологическое, и он может по жестам, мимике, прикосновениям чувствовать и понимать, что от него хотят, что пытаются ему сказать, или наоборот утаить от него. Инстинкты помогают человеку причитать язык невербалики.
Рассмотрев первую главу, сделаем выводы:
общение – многоаспектный психологический феномен, который помогает обмениваться информацией, взаимодействовать между собой людям;
одна из главных целей общения – установление отношений между индивидами;
одно из главных делений общения – является деление на вербальное и невербальное общение.
Так, мы рассмотрели теоретическую основу общения, которую изложили в своих трудах многие ученые. Но для успешного осуществления своей деятельности, а именно осуществления пограничного контроля, необходимо не только знать положения об общении, но и совершенствовать общение, повышать и развивать его культуру. Ведь все люди индивидуальны и нельзя взаимодействовать со всеми по одному шаблону.

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные