Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ особенностей агрессивности и механизмов психологической защиты
1.1 Проблема агрессии и агрессивности в психологии
1.2 Агрессивность в юношеском возрасте
1.3 Механизмы психологической защиты как психологический феномен
Введение
Актуальность. В современном мире большое значение отдается изучению агрессивности в психологии. Как правило, агрессия и агрессивное поведение рассматривают как деятельность направленная

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость
разрушение и причинение вреда. При этом нормальный уровень агрессивности, под которым понимается стремление к независимости, активное отстаивание своего мнения и решительные действия для достижения цели, является необходимым для человека в процессе выживания и жизни.
Однако в ряде случаев агрессивное поведение моет стать личностным отклонение и привести к деструктивному поведению, а также нарушить процесс социальной адаптации.
Агрессивность как устойчивая характеристика личности, которая отражает его склонность к агрессивному поведению, т.е к нанесению вреда социальному окружению, имеет важную роль в профессиональной сфере по типу «человек-человек». Построение эффективного взаимодействия требует уважения к мнению другого человека, навыков конструктивного общения, умения адаптироваться в коллективе. Снижение уровня адаптации и использование директивных и деструктивных стратегий общения характерно в ситуации повышенной агрессивности человека. Психологические защитные механизмы, как и агрессивность, носят адаптивную функцию, и их избыточное проявление может также свидетельствовать о дезадаптации личности. Неадекватное и избыточное проявление агрессивности и механизмов психологической защите может помешать в становлении профессиональной деятельности, в нашем случае, медицинской, что понесет за собой конфликты в общении.
При этом агрессивное поведение может являться проявление реакции на угрозу и стресс, как психологическая защита, в таком случае личность должна быть способна корректировать и анализировать (совладать) со своим поведением.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и агрессивностью у студентов медицинского вуза
Задачи:
1. Провести анализ и обобщение литературного материала по проблеме агрессивности и механизмов психологической защиты у студентов вузов
2. Изучить показатели агрессивности и особенности механизмов психологической защиты у студентов медицинского вуза
3. Выявить наличие взаимосвязи между механизмами психологической защиты и наличием агрессивности у студентов медицинского вуза
Гипотеза:
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между агрессивностью и механизмами психологической защита у студентов медицинского вуза
Объект исследования: студенты медицинского вуза курс 1, лечебный факультет.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты и агрессивность у студентов медицинского вуза
Методический аппарат исследования: анализ и обобщение литературного материала по проблеме исследования; опросник Баса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций; Тест-опросник механизмов психологической защиты, разработанный Р. Плутчиком; тест руки Вагнера.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей агрессивности и механизмов психологической защиты
1.1. Проблема агрессии и агрессивности в психологии.
Вопросами агрессивного поведения и агрессией интересовались лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных сторона — философии, религии, поэзии, психологии. Термин «агрессия» в переводе с латинского » agressio » означает нападение, приступ. Не удивительно, что со словом агрессия присуще такие синонимы как нападение, захват, переход границ, проявление враждебности. Термином агрессия обычно обозначают атакующие, нападающее, враждебное поведение. [7]
В настоящее время существует большое количество определений понятия агрессии и агрессивности, предложенных различными авторами, но не одно из них не является абсолютным. На основе анализа литературы можно выделить несколько взглядов на содержание понятия агрессия.
Так, некоторые авторы (Н.Д.Левитов, Т.Г. Румянцева, Г.М. Андреева и др.) под агрессией понимали состояние, которое включает в себя угрозу нападения, враждебность и насильственные действия по отношению к другим. Кроме того, многие авторы разделяют понятия агрессии как некой специфической формы поведения и агрессивности как психологического свойства личности.[24] Если обратиться к психологическому словарю, то можно обнаружить такое определение агрессии как: — это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, а также наносит вред как одушевленным так и неодушевленным объектам нападения, результатом чего становится нанесение физического и психологического ущерба или дискомфорта людям.[7,12]
В свою очередь Ковалев считал, что агрессивные действия связаны с агрессивностью, как чертой личности. Он дает следующее определение агрессивности: — это устойчивый набор личностных качества, которые способствуют совпадению потребности и цели насильственного поведения, а также уровень агрессивного поведения зависит от наличия и степени выраженности у человека конфликтных свойств личности. [8]
Также можно рассмотреть агрессивное поведение с точки зрения социального взаимодействия. В определении агрессивного поведения важным является понятие нормы. Норма поведения в социуме, в жизни, которая представляет собой контроль за теми или иными действиями. Если нормы соблюдены то поведение считается социально приемлемым, если же существует отклонение от нормы, то поведению могут дать определение агрессивного или деструктивного. [8,12]
Поэтому можно сделать вывод, что поведение называют агрессивным во-первых , когда нарушены нормы поведения; во-вторых, когда действия ведут к негативным последствия для тех, на кого оно направлено. [1]
Но, также нельзя утверждать, что агрессия несет только отрицательное влияние и является абсолютно негативным. Агрессия является неотъемлемой частью личности человека, динамической характеристикой активности человека. Каждый должен обладать определенной степенью агрессивности. Полное отсутствие агрессивности влечет за собой не способность противостоять, пассивность. В норме она может исполнять позитивную роль. Например, всем известна «спортивная» агрессия, которая приводит к активности и решительным действиям спортсменам и игрокам. Так, многие направляют свою агрессию в спорт, в тренировки, силовые действия без вреда для окружающих. Кроме того, агрессивность носит защитный характер, как элемент инстинкта самосохранения, в случаях, когда нападения является решающим защитным действием. [2,8]
Часто агрессия несет ситуативный характер, а также имеет определенною избирательную направленность. Эта направленность зависит от особенностей мотивационно — потребностной сферы человека, от его ценностей и ориентаций. Из ходя из этого, можно выделить конструктивную и деструктивную агрессию, и только последняя несет вред для окружающих.[24]
В работах зарубежных психологов агрессия рассматривается как форма поведения, направленная на причинение вреда другому живому существу, является физическим или вербальным актом поведения, нацеленным на угрозу и вред, причиняющее дискомфорт другим. [2]
По мнению, Р. Лазаруса возбудителем агрессии является угроза, которая вызывает стресс, и уже как следствие ответа на стресс появляется агрессия. Стресс выступает причиной агрессии и агрессивного поведения, а его выраженность зависти от способности человека справляться со стрессом и агрессией. Надо понимать, что от оценки и анализа угрозы, зависят действия человека, так, если угроза будет переоценена может произойти отказ от агрессии, а значит и от борьбы с ней; ели же угроза недостаточно осознана и недооценена -это придет к поражению, и даже возможно к состоянию фрустрации. [2]
Среди зарубежных теорий агрессивного поведения есть таки как: мнение о биологической обусловленности агрессивного поведения (З.Фрейд, К.Лоренс), первый считал, что источник агрессивности является перенос влечение к смерти с самого себя на других, второй же считал, утверждал, что агрессивность — это инстинкт заложенный природой для выживания и адаптации. При этом оба ученых сходятся в том, что агрессивность имеет биологическую основу. [14]
Также под агрессии понимают активное стремление к самоутверждению. Агрессия как средство достижение цели и как способ противостояния внешним факторам. Агрессия как стремление подчинять себе других. С такой позиции человека могут считать агрессивным, если он обладает качествами лидера, стремиться к власти и добивается её любым способом (Ф.Алан, Л.Бендер, Т. Мэй и др.)[2,6]
Также существует фрустрационные подход к вопросу агрессивного поведения Дж. Долларда. Согласно его мнению, агрессия является реакцией на фрустрацию, т.е попытка преодолеть препятствия на пути к удовлетворению своей потребности, цели, достижение которой принесет эмоциональное равновесие и удовольствие. В рамках этой теории, агрессия всегда является результатом фрустрации, а фрустрация всегда ведет за собой агрессию.[14] Позже эту теорию доработал Л.Берковец. Он утверждал, что агрессия не всегда влечет за собой агрессивные действия, но она способствует готовности к ним, при этом эти агрессивные действия возникают при определенных условиях; именно использование агрессивных действий для выхода из фрустрирующей ситуации вырабатывает привычку к подобный действиям, формирует модель для решения таких ситуаций. [5]
Фрустрационный подход со временем претерпел ряд изменений и из него выделились два самостоятельных направлений. Одно из них это теория социального научения агрессии. Данная теория объединяет и основывается на таких понятиях как «фрустрация» и «инстинкт». По теории социального научения агрессии предполагается, что агрессию изнутри человека на поверхность вытаскивают глубинные эмоции, и при этом сам человек научился вызывать свою агрессию в ситуациях, которые того требуют. Человек научился использовать свою агрессию для собственной выгоды, для решения своих проблем, как действия достижения цели, принял как модель поведения в определенных условиях. Такую модель он мог видеть у других людей, родителей, так как мы учимся в процессе взаимодействия с другими людьми. Повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам акты агрессивного поведения: на улице, дома, на работе, в СМИ, поэтому как и многие другие социальные навыки, мы также принимаем для себя навыки агрессивного поведения. Активным сторонником теории социального научения агрессии выступал А. Бандура. Сейчас данная теория является одной из самых популярных и актуальных, её используют для предсказания агрессивного поведения, особенно она эффективна когда известны сведения об агрессор и ситуации социального развития. . [5,14]
На данное время в психологии есть большое количество разных классификаций агрессии. Более детальную и развернутую разработана А.Бассом. В основу своей классификации она взял такие параметры как:
• физическая-вербальная агрессия,
• прямая-косвенная агрессия,
• активная-пассивная агрессия
и выделил восемь видов агрессивного поведения:
• активная — физическая — прямая (нанесение телесных повреждений)
• активная — вербальная — прямая (нанесение оскорбления)
• активная — физическая — косвенная (телесные повреждения наносятся чему-то, что заменяет жертву)
• активная — вербальная -косвенная (злословие, сквернословие)
• пассивная — вербальная- прямая (отказ разговаривать)
• пассивная — вербальная — косвенная (отказ соглашаться )
• пассивная -физическая -прямая (действия против кого-то)
• пассивная — физическая -косвенная (негативизм) [2]
Также А. Басс выделил два типа агрессивных проявлений: мотивационная агрессия (агрессия как самоцель), и инструментальная (агрессия как средство).
Мотивационная агрессия является прямым отражением деструктивных тенденций человека, где агрессия — это цель личности и несет разрушающих эффект.
Также выделяют реактивную и проактивную агрессию: первая является реакцией на угрозу и стресс, а вторая — способ удовлетворения потребностей.
Одной из актуальных классификаций является разработанная Г.Амоном. Он выделил:
• конструктивную агрессию — активное и открытое проявление агрессии, которое реализуется в пределах нормы, т.е социально приемлема, подвержена саморегуляции.
• дифференциальная агрессия — агрессивные побуждения не реализуются, так как нет навыков для этого, присуще эмоциональное подавление
• деструктивная агрессия — проявление агрессии, которое связано с нанесение физического и психологического ущерба.[1]
С. Фешбах выделяет три типа агрессии:
• враждебная агрессия — причинение психологического и физического ущерба другим людям или животным
• инструментальная агрессия — использование агрессии как средства для решения проблемы
• экспрессивная агрессия — агрессия как способ самовыражения[6]
Кроме этого, к прочим классификациям И.Б. Бойко приписывал адаптивную агрессию, где агрессивность является определенным стилем поведения, которое соответствует конкретной среде и социуму, а также патологическую агрессию — которая основана на психологической расстройстве или недоразвитии. [1,6]
В современной психологии агрессии подразделяют на позитивную и негативную. Первая обеспечивает человеку, группе и обществу в целом возможность выживания, развития и безопасности; вторая, наоборот, направлена на причинение вреда окружающим ради удовлетворения потребностей самого индивида.
Агрессивность также рассматривают в психологии как устойчивую личностную черту, которая выражается в склонности проявлять агрессивное поведение. Но в таком случае нужно иметь в виду, что в психически здорый человек реагирует на внешние события и угрозы не только агрессией, но и другими действиями, т.е агрессия не является единственным способом решения проблемы, есть еще бегство, ряд познавательных процессов, переговоры. Кроме того, агрессивные действия поддаются контролю и могут быть проанализированы и откорректированы.[8]
Также интенсивность агрессивных реакций зависит от культурных ценностей и норм личности, от реакции нервной системы, предыдущего опыта, от оценки и анализа различных раздражителей, которые взывают агрессию, степени их важности.
Существует качественная и количественная характеристика агрессивности. Агрессивность имеет степень выраженности: от практически полного отсутствия до предельного развития. Люди, которые отличаются высокой степенью агрессивности, в большинстве случаев решают возникшую проблему путем агрессивных действий, почти всегда вспыльчивы. Они склонны проявлять свою агрессию даже тогда, когда того не требуется. [2,6]
Конечно, надо отметить, что агрессивность как устойчива черта личности, которая проявляется в агрессивной поведение, сама по себе не является еще показателем социальной опасности субъекта. То, что человек склонен к агрессии не делает из него абсолютно опасным. Агрессивность в совокупности с другими психологическими и личностными характеристиками может быть направлена в позитивное русло, что может способствовать сохранению социальных контактов и благополучному существованию человека в социуме.
Кроме того, что агрессивность может быть устойчивой, она также может носить ситуационный характер. Агрессия может выступать как форма психологической защиты и как средство взаимодействия со средой. В процессе жизни агрессивность меняется под влиянием внутренних мотивов и психофизиологических факторов, а также внешних воздействий
1.2. Агрессивность в студенческий период
Для начало определим, что мы подразумеваем под студенческим периодом: термин «студенчество» обозначает социально профессиональную группу людей, объединенных процессом обучения в профессиональном учебном заведении (институт, колледж).Обучение в вузе является важным периодом социализации человека. Под социализацией понимается процесс усвоения человеком социальных навыков и опыта, которое осуществляется в общении и деятельности. В процессе обучения индивид получает новые знания, связанные с профессией, самореализуется, практикуется в межличностных отношениях, овладевает новой социальной ролью. Студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности и свободе принятий решений — обучение в вузе дает такую возможность. [21,23]
Социально-экономический уровень развития страны и условия на рынке труда влияют на характеристику студенческого возраста, так как актуальной проблемой для студентов является невостребованность профессии, проблема трудоустройства. Выбор будущей профессии опирается на показатели востребованности на рынке труда, стремление студентов быть успешными, престиж, самореализация.
Период студенчества совпадает со периодом юности, который отличается сложностью становления личности. Юность — это период жизни после отрочества до взрослости (15-16 лет до 21-25 лет). Период полного становления личности. В период юности происходит становлении внутренней позиции по отношению к себе, к другим, формируются моральные ценности, ориентации и жизненные цели. [10]
Юность — это период самоанализа и самоопределения. Происходит сравнение между «идеальным» и «я — реальным», при этом отсутствие объективности в этом вопросе приводит к неуверенности в себе , которое может сопровождаться проявление агрессивности. По Эриксону, юношеский возраст формируется вокруг кризиса идентичности, который строится из идентификации, самоопределения и индивидуально-личностных выборов. [10, 23]
Самоопределения занимает важное место в юношеском возрасте. Оно включает в себя профессиональное, личностное, духовное самоопределение. Это процесс принятия себя в обществе, своего места в нем. В этом период личность сопоставляется себя с определенными принятыми в обществе стандартами и существующими общественными ценностями. [12]
Также юношескому возрасту свойственны взгляды в будущее. Юноши ориентируются на свои жизненные цели и свое будущее, мечты о нем занимают центральное место в переживаниях юношей. Поэтому появляется такое явление как формирование жизненных планов. Жизненный план — это совокупность определенных намерений, когда формируются желаемая цель и способы её достижения, эта некий план, на который ориентируются молодые люди. При этом зачастую эти планы имеют высокий уровень притязаний во всех сферах жизни. Но не всегда большие надежды соотносятся с возможностями в достижениях желаемого. Иногда цели, которые наметили для себя юноши и девушки оказываются не достижимыми, так как они могут столкнуться со сложностью реализации своих потребностей, или другими преградами. Все это может привезти к разного рода психологическим и эмоциональным проявлениям, неудачи и не оправданность надежд может служит толчком для агрессивного поведения. [10]
Еще одним важным достижением юношеского возраста является новый уровень самосознания, характеризующееся такими параметрами: открытие своего внутреннего мира со всей его индивидуальной целостностью и уникальностью; формирования личной идентичности; стремление к самопознанию; самоуважение; становление личностного бытия. [8,10]
Условием успешной деятельности студента в процессе обучения в вузе является быстрая адаптация к новым условиям, которая способствует минимизации конфликтов и агрессивных проявления.Одним из важных моментов в социализации студентов имеет взаимодействие с преподавателем и группой. Отношение педагога к студенту должно быть как к зрелой личности, только в таком случае это будет способствовать благоприятному развитию личности студента. [18]
Отношения в студенческом коллективе содействует нормальному развитию студента. Ведь большую часть времени он проводит в этой группе, именно здесь формируются навыки общения, организации совместной деятельности, обмен опытом и интересами. Межличностные отношения в студенческой группе влияют на личность студента в целом, на его профессиональные и учебные успехи. Следствие не благоприятного взаимодействия в группе может стать межличностная агрессия. Это агрессия между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причина такой агрессии может стать: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.[13,23]
Студентам также свойственная личностная агрессия, причины которой связаны с индивидуально-психологическими особенностями и проявляется как: оценка поведения другого человека как недопустимое, недостаточная психологическая устойчивость, когда агрессивное поведение считается единственно возможным решением проблемы в ситуации, плохо развитая способность к эмпатии, завышенные или заниженные требования к другим или к себе, заниженная самооценка, холерический тип темперамента, акцентуации характера.[16]
На первых курсах у студентов идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию поведения студентов оказывает влияние темперамент, уровень воспитания и черты характера. Первокурсники имеют обостренное чувство собственного достоинства, категоричности, однозначности в оценки фактов, событий и своего поведения, а также максимализм. [18,23]
Юношескому периоду на первых этапах свойственен рационализм и нежелание принимать все на веру, что ведет к недоверию старшим, в большей степени к преподавателям вуза, что может везти к конфликтным ситуациям. К старшим курсам агрессия студентов приобретает более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых агрессивное поведение становятся редким явлением. Агрессивное поведение может привести к разрыву отношений.[10]
Одной из распространенных причин агрессии между студентами и преподавателями является неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).[1,28]
Основным противоречием юношеского возраста является противоречие между развивающимися потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Оно может принять форму противоречия между мечтами и действительностью, между тем, чего еще надо достичь. В ранней юности человек испытывает острую потребность, скорее стать по-настоящему взрослым, он полон ожидания чего-то интересного, важного, неизведанного.[28]
Противоречивыми могут быть отношения между интересами и способностями молодого человека, а также между его природными данными и приобретаемыми свойствами личности. Зачастую последнее противоречие выступает как борьба между типологическими особенностями личности и формирующимися чертами характера. Так, например, стремление девушки с холерическим темпераментом выработать выдержку, ровность поведения, тактичность по отношению к людям, может вступить в противоречие с особенностями, присущими ей как человеку данного типа темперамента. Ранняя юность — пора переживания сильных многообразных чувств, нравственных, интеллектуальных, эстетических. Нравственные чувства в юношеском возрасте разнообразны по своему содержанию и направленности. Это чувства совести, гуманизма, коллективизма, дружбы и товарищества, развивающиеся под влиянием многих условий, и прежде всего организация образа жизни в институте и в семье. Учебная, общественная и трудовая деятельность — источник многообразных переживаний студентов.
Агрессия в юношеском возрасте является весьма настораживающим фактором, поскольку негативно влияет на взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, учебную деятельность, индивидуальное развитие, а также на успешность в их будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы остановиться на таком факторе, как самооценка. А. А. Реан в своем исследовании пришел к выводу, что уровень выраженности агрессивных реакций взаимосвязан с самооценкой юношей. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой агрессии связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о самостоятельной, высокоавтономной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.[18, 26]
Таким образом, анализируя особенности юношеского возраста, мы пришли к следующему выводу: главными новообразованиями является самоопределение (социальное, психологическое, личностное),появление ориентации на будущее, стремление к самореализации и самоутверждению.Условием успешности в процессе обучения является быстрая адаптация, положительное межличностное взаимодействие, и контроль за собственным поведением.
На первых курсах обучения студентам свойственны агрессивные реакции на разного рода ситуации. Причинами агрессивного поведения может служить личная неприязнь, самооценка, личностные качества, психологическая несовместимость, несогласованность желаемого и реального результата, а также агрессивное поведение может быть реакцией на стресс и изменения в жизни студента, как следствие адаптации или защитной реакции на кажущуюся угрозу.
1.3 Механизмы психологической защиты как психологический феномен
Одним из важных вкладов психоанализа в теорию личности стала концепция психологической защиты. Впервые феномен психологической защиты как научный факт был зафиксирован в парадигме психоаналитической теории, затем этим вопросом активно занимались представители глубинной психологии.
Существует более десятка разных вариантов определения понятия психологическая защита, также как и классификаций механизмов психологической защиты. Так, среди авторов нет единого мнения в том, сколько механизмов психологической защиты существует. Например, Ж. Колеман описывал 17 механизмов, а Анна Фрейд предлагала список из 15 значений. В словаре по психиатрии, который был опубликован 1975 году Американской психиатрической ассоциацией, описано 23 механизма защиты. [27]
Термин «психологическая защита» ввел З.Фрейд в 1984 г. в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован для описания борьбы «Я» с болезненными мыслями. З. Фрейд первым дал описание функционального назначения (цели) психологической защиты. По его мнению, она заключается в ослаблении интрапсихического конфликта, который обусловлен противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризировнными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. [19]
Нельзя пройти мимо работ Э. Фромма, который рассматривал межличностный и внутриличностный аспект психологической защити со стороны человеческой агрессии. В своих трудах он выделил две формы агрессии:
• доброкачественную, оборонительную агрессию, которая необходима для выживания, проявляется при угрозе жизни
• злокачественная, деструктивная — эта агрессия как жестокость свойственна только человеку и имеет целенаправленный характер.
В случае изучения психологической защиты Э.Фромм обращает свое внимание на первую агрессию — оборонительную — или по другому псевдоагрессия, где агрессия выступает как самоутверждение и конформистская агрессия. Он читал, что существуют защитные действия агрессивного характера, которые в свою очередь присущи всем людям. Истоки этих действий находятся в межличностных отношениях, социальных условиях и природе человека.[29]
Степень развития агрессии как самоутверждения зависит от наличия целенаправленной (наступательной) активности, избыток и недостаток которой приводит к неадекватным проявлениям и деформации личности (конфликтность, формирование различны комплексов). Конформистская агрессия основывается на принципе послушания (подчинения). Послушание отождествляется с добродетелью в обществе, а непослушание — с грехом. В таком случае защитные агрессивные действия вызваны тем, что неподчинение становится угрозой и требует защитных мер. [19,20]
Также свой вклад в изучение психологических защит внес Р. Плутчик, который считал, что механизмы психологической защиты связаны с эмоциями, а эмоции выступают в роли базисных средств адаптации. Он выделил восемь адаптивных реакций: отвержение, реинтеграция, ориентация, исследование, инкорпорация, протекция, разрушение, воспроизводство. Эти реакции являются прототипами базисным эмоциям таким как: страх, печаль, гнев, принятие, ожидание, отвращение, удивление. Также Р. Плутчик установил, что механизмы психологической защиты характеризуются биполярностью (противоположностью), также как полярны эмоции — основы: страх-гнев, принятие-отвращение, радость-печаль, ожидание — удивление). Он присвоил каждой эмоции свой механизм и получил четыре пары: подавление — замещение, отрицание- проекция, интеллектуализация — регрессия, реактивное образование — компенсация.
Кроме того, им была выдвинуто предположение о развитие психологических защит в процессе взросления. На ранних этапах развития возникают механизмы защиты, которые связаны с перцептивными процессами (отрицание, регрессия и их аналоги).Эти механизмы являются примитивны и свойственных менее эмоционально зрелых личностям. Следом появляются механизмы, которые связаны с процессами памяти (вытеснение, подавление). Последними формируются механизмы психологической защиты формируются самые сложные виды защит, которые связаны с переработкой информации (рационализация и др.)[22]
В отечественной психологии проблемами психологической защитой занимались такие ученые как Е.Л. Доценко, Б.В. Зейгарник, Ф.В. Бассин, Е.Т. Соколова и др. Ф.В. Бассин утверждал, что психологическая защита — это нормальный каждодневно работающий механизм сознания человека. Он считал, что психологическая защита имеет огромное значения для снятия разного типа напряжений в человеческой жизни. Ф.В. Бассин утверждал, что психологическая защита может предотвратить нарушение в поведении личности, которое возникает при противоречии бессознательного и сознательного. Именном психологическая защита способствует снятию эмоционального напряжения и регуляции поведения.[19, 25]
Таким образом, механизмы психологической защиты направлены на минимизацию негативных переживаний, связанных с травматическими событиями и конфликтами, которые представляют угрозу для личности.
Основным критерием для установления эффективности механизмов психологической защиты можно считать устранение тревоги и страха. Выделяют успешную и неуспешную психологическую защиту. К результатам первой относится ликвидация эмоционального напряжения, связанного с негативной ситуацией; к результатам неуспешной защиты относят отсутствие первого результата и многократное использование механизмов защиты. [19, 25]
Также у психологической защиты имеется два последствия: позитивное и негативное. Позитивные последствия: Защитные механизмы личности бессознательно оберегают психику от травм. Позволяют сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться более или менее успешной адаптации. Полезный (адаптивный) эффект психологическая защита в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик.
Негативные последствия: мешают человеку осознать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что часто затрудняет эффективное разрешение личных проблем. Может исказиться смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба психике. лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. При существенном конфликте, требующем устранения его причин, защита играет, скорее, негативную роль, затушевывая его и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности. Альтернативой в подобных ситуациях может быть либо реальное вмешательство в ситуацию и преобразование ее, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности.[19]
Итак целью психологической зашиты является снижение эмоционального напряжения и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты реализуют регуляцию, редуцируют эмоционального напряжения и тревогу, а также обеспечивает направленность поведения. [9]
Основной проблемой психологической защиты явлеется противоречие между желанием человека сохранить психическое здоровье и теми потерями, которые появляются из-за переизбытка использования защитных механизмов.Как уже было, сказано единой классификации механизмов психологической защиты не существует. Опираясь на мнение Б.Д. Карварского их можно разделить на четыре группы.[9, 19]
Первая группа: к ней относятся такие механизмы психологической защиты, которые не требуют переработки информации. Сюда мы относим вытеснение, подавление, отрицание и др. Кратко по каждому: вытеснение — перевод определенных травматических событий, явлений, мыслей из сознания в бессознательное и удержание его там. Подавление — подавление и избегание травматической информации, отрицание — отказ принимать событие или ситуацию, игнорирование негативной информации; блокирование — торможение эмоций, мыслей.[19]
Вторая группа: сюда относятся механизмы психологической защиты направленные на изменение (искажение) информации, эмоций, чувства и поведения человека. Ко второй группе относится: рационализация, интеллектуализация, изоляция, проекция, смещение, идентификация. [19]
Рационализация — это процесс, при котором личность старается дать логическое объяснение определенным событиям, поступкам, чувствам, при этом истинные мотивы не раскрываются. При этом механизме личность сама себя оправдывает, сглаживая травматическое событие, объясняя и успокаивая самого себя и других, пытается сделать его не таким болезненным для себя или менее значимым. [9]
Интеллектуализация — это схожий с рационализаций механизм, но все таки отличный от неё. Этот механизм психологической защиты заключается в обосновании своих переживаний, вызванных конфликтами и эмоциями. Все переживания заменяются логическими рассуждениями, встраивается цепочка обоснований своих чувств и эмоций; попытка решить проблему не прибегая к эмоциям, а используя только логику и рассуждения. [19]
Изоляция — это процесс при котором определенные травмирующие мысли или события отделяются от остальных мыслей и переживаний. Личность отказывает вспоминать и говорить на болезненную тему.[19]
Проекция — это процесс при котором происходит операция выделения в другом человек тех качеств, желаний и чувств, которые он испытывает или отвергает сам. Проекция может проявляться в отождествлении себя с вымышленными героями, персонажами книг, фильмов или реальных людей. По мнению З.Фрейда проекция — это приписывание тех качеств, которые человек не замечает в себе, другим людям.[25]
Идентификация -это процесс приписывания человеком чувств, эмоций, мыслей, настроений свойственных другой личности. Выделяют первичную и вторичную идентификацию. Первая характеризуются поглощением объект для установления базовой идентичности, вторая связана с установление половой идентичности. Так, одним из примеров может служить идентификация с агрессором. При этом процессе чтобы избавиться от какого-либо страха надо установить его источником контакт, примерить на себя его роль.[19,25]
Третья группа: это те механизмы психологической защиты, которые ведут к разрядке эмоционального напряжения. Сюда относим: реализация в действии; соматизация; сублимация. Реализация в действиях представляет собой процесс, где эмоциональная разрядка происходит посредствам активизации экспрессивного поведения. Реализация в действиях может привести к развитию алкогольной, наркотической зависимости.
Соматизация — проявление эмоциональных переживаний в виде разного рода вегетативных и конверсионных синдромах. Эта психологическая защита имеет телесное проявление. Отсюда возникновение соматических заболеваний.
Сублимация — перенос сексуальной энергии на несексуальную деятельность. Например, на танцевальную, художественную, исследовательскую или любую другую деятельность. [30]
Четвертая группа: механизмы психологической защиты по типу манипуляций. Выделяют: регрессию, уход в болезнь, уход в фантазии.
Уход в болезнь — это процесс отказа от самостоятельных решений, принятие роли больного, для того, чтобы снять с себя любую ответственность за свои действия и решения.
Уход в фантазии — удовлетворение своих потребностей с использованием воображения. Приукрашивание своих способностей для того, чтобы придать большой значимости себе самому. [30]
Регрессия — переход на боле ранние стадии личностного развития, демонстрация беспомощности, слабости. Ярким проявлением являются слезы, как реакция на стресс или травму.[19,25]
Кроме такой классификации также иногда выделяют восемь механизмов: замещение, проекция, рационализация, регрессия, вытеснение, компенсация, реактивные образования, отрицание. (Г. Келлерман, Р. Плутчик). [22]Компенсация — это механизм при котором, личность заменяет свой неуспех в одном виде деятельности на успех в другом. Реактивное образование — это процесс при котором личность совладает с негативными и неприемлемыми для неё эмоциями и импульсами посредствам замены их на противоположные. [22]
Многие авторы стараются разграничивать механизмы психологической защиты и совладения (копинг-стратегий). Одной из самых распространенных идей является, та по которой психологическая защита направлена на отказ от решения проблемы, а копинг-стратегия характеризуется стремлением преодоления трудностей.
Формирование системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе его индивидуального научения и развития. Определенный набор механизмов психологической защиты формируется в процессе становления личности, и зависит от конкретных обстоятельств жизни, от внутрисемейных и межличностных отношений с окружающими людьми. [9]
Актуальное место в формирование механизмов защиты занимает подростковый и юношеский возраст, где происходят изменения в самосознании, и построение Я- концепции. Последняя является результатом воспитания и обучения, социализации человека. Она играет важную роль в дальнейшей судьбе человека, его осознанному и неосознанному поведению, является регулятором поведения и определяет социальную адаптацию к новым условиям жизни.[23]
Формирование позитивной Я -концепции способствует самоуважению, адекватной самооценке, быстрой адаптации. Негативное построение Я- концепции ведет к неуверенности в себе, неадекватной самооценке, приводит к нарушениям в поведении. [23]
Юноша утративший самоуважение будет находится в постоянном конфликте с самим собой такой процесс приводи к деструктивному поведению и может служить проявлению агрессивности. Я — концепция способствует формированию внутренней согласованности личности, позитивном представлении о себе.
Также вокруг, образа Я формируется ряд психологических защит, которые направлены на сохранения этого образа, поэтому определенный стиль поведения является результатом стремления стабилизации и развития принятых представлений о себе. [23, 28]
Самооценка и адекватная Я -концепция играют важную роль в формировании навыков межличностного отношения и социальной адаптации. Расхождение между Я -реальным и Я -идеальным, может поставить человека в условия выбора при котором он стремиться сохранить ядро своей личности и для этого может быть использован один из механизмов психологической защиты.
Таким образом, плохая социальная адаптация, связанная с расхождением в Я- концепции, ее негативной направленностью и низкой самооценкой приводят к нарушениям психологического здоровья. В этом случае единственным сохраняющим фактором выступает психологическая защита, которая искажает негативное воздействие, давая возможность индивиду приспособиться и не конфликтовать с самим собой и окружающими.[23]
Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я — концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.
В юношеском возрасте могут быть использованы все из приведенных механизмов психологической защиты, в зависимости от их использования ранее и эффективности в той или иной ситуации. В этом возрасте часто может быть использована смех как психологическая защита, а также вымещение.
Вымещение — это механизм психологической защиты, при котором отрицательная (негативная) эмоциональная реакция направляется не на саму травмирующую ситуацию, а на любой другой объект не относящийся к травме. Проявлением может стать агрессивные действия. Этот механизм хорошо и наглядно отражен в карикатурах Бидструпа. Босс отругал заместителя, заместитель — клерка, клерк — рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул ногой собаку, собака укусила выходящего в то время на улицу босса. [30]
Юмор, как психологическая защита, свойственен многим людям для скрытия от себя и других вытесненной в бессознательное недостигнутой цели. Юмор выступает как самоутверждение. Юмор делает может сделать людей душой компании и компенсировать их внешность, какие-либо недостатки, придать уверенности. В крайнем своем воплощении подшучивание на другими может явится единственным способом самоутверждения, так как зачастую те над кем подшучивали обходят и добиваются тех целей, которые не смог добиться этот человек. Чаще ирония и смех используются в группах молодежи. 30]
Таким образом, психологическая защита является неотъемлемой частью нашей жизни, так как каждый человек стремится сохранить свою личность в безопасности и ликвидировать любое причиняющее ему дискомфорт событие, эмоции, чувства; снять эмоциональное напряжение, с которым личность не может справиться. Психологическая защита способствует сохранению личности не только от внешних угрожающих и травмирующих факторов, но и от собственных внутренних переживаний, которые также могут привести к деструктивному поведению.
Инструментами для этого служат разного рода механизмы психологических защит, которые подбираются в зависимости от особенностей самого индивида и их эффективности. При этом нужно учитывать, что важным является баланс при котором использование механизмов психологической защиты не должно нанести вред, поэтому существует тонкая грань между негативными и положительными сторонами применения психологической защиты.
Выводы по Главе 1.
Изучение психологических подходов, исследующих природу и механизмы агрессивного поведения, позволяет сказать, что нет единого мнения к пониманию термина агрессивное поведение.
Под агрессивным поведением мы будем понимать негативную реакцию, которая провоцируется ситуацией фрустрации, когда возникают препятствия на пути к достижению цели и удовлетворению интересов. Под агрессивностью мы понимаем, свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному действию, некая предрасположенность осознаваемая или неосознаваемая агрессивному поведению.
Агрессивность в юношеском возрасте обоснована стремлением к самоутверждению, как способ адаптации и реакции на изменения в себе и в окружающем мире. Причинами агрессивного поведения в юношеском возрасте может стать личностная предрасположенность, психологическая несовместимость с членами группы, заниженная самооценка, а также как следствия принятая модель агрессивного поведения для решения конфликтных ситуаций.
Под психологической защитой мы понимаем набор механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
Список литературы
1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 449 с.
2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Берон, Д.Ричардсон. — СПб.: Питер, 1997. — 336с.
3. .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 2000 — 464с.
4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль./ Л. Берковиц — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 510 с.
6. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60-71.
7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь; сост. Л.А.Карпенко / Под общей редакцией А.В. Петровского, Г. Ярошевского. — М.: Политиздат. 1985. — 431с.
8. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалёв. — М.: Просвещение, 1969. — 391с.
9. Киршбаум Э.И. Психологическая защита./ Э.И Киршбаум — М., 2000. — 181 с.
10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 464 с.
11. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
12. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1967. — №6. — Стр.118-126.Лоренц, К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц.- М.: Республика, 1994. — 384 с.
13. Леонтьев, A.A. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1974.
14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. — 688с.
15. Михайловская, И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения / И.Б. Михайловская, Г.В.Вершинина. -М.: Просвещение, 1990. — 143с.
16. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. — СПб.: Изд-во «Лань»; Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. — 128с.
17. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
19. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие— Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.- 83 с.
20. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов — M.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
21. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография / С.Т. Посохова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. -240с.
22. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57-63
23. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. — М.: Знание, 1994. -364 с.
24. Румянцева, Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности» / Т.Г. Румянцева. — Минск, 1982. — 79с.
25. Романова E.С Механизмы психологической защиты./ E.С Романова, Л.P. Гребенников– М., 1996. – 139.
26. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. — М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998. -96с.
27. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. / А. Фрейд– М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
28. Фернхем А.П. Личность и социальное поведение. / А.П, Фернхем, П. Хейвен.- СПб.: Питер, 2001- 259 с.
29. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 672 с.
30. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1./ В. Шмидбауэр.- М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.