Содержание 3
Глава I Теоретическое обоснование влияния средств туризма на формирование здорового образа жизни школьников старших классов
1.1 Возрастные особенности физического развития детей 14-17 лет
1.2 Понятие о здоровом образе жизни и влияние туристической деятельности на его формирование у школьников старших классов
1.3 Принципы и методы спортивного туризма в целях формирования основ здорового образа жизни у школьников старших классов
Выводы по 1 главе
Глава II. Цель задачи организация и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Методы исследования
Глава III.Экспериментальная методика применения средств пешего туризма на занятиях в кружках станции юных туристов
3.1 Программа занятий пешим туризмом в целях ведения здорового образа жизни школьников
3.2 Оценка эффективности применения методики занятий пешим туризмом
Выводы по 3 главе
Заключение
Практические рекомендации
Список литературы
Приложение

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

Работа № 4020. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Формирование ведения здорового образа жизни начинается с раннего возраста но в старшем школьном возрасте должна быть сформирована мотивация быть здоровым такой вид спорта как пеший туризм помогает и направляет подростка на понятие значение и формирования здорового образа жизни.
Двигательная активность физические упражнения основные навыки гигиены и здорового образа жизни являются эффективным средством профилактики заболеваний и гармонического развития личности. Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических функций оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Такой подход к пониманию здоровью предполагает тесную взаимосвязь здоровья с резервными возможностями организма.
Оздоровительный туризм физические упражнения ходьба бег и т.д. должны прочно войти в повседневный быт школьника который хочет сохранить здоровье работоспособность полноценную и радостную жизнь.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным перед различными заболеваниями.
Актуальность исследования состоит в том что основной причиной частых заболеваний плохой адаптации к условиям внешней среды у учащихся школ является не соблюдение основ здорового образа жизни. Для усиления мотиваций старшеклассников к здоровьесбережению нужны многообразные средства интересные и применяемые для подросткового возраста таким средством является оздоровительный туризм.
Объект — формирование здорового образа жизни школьников старших классов.
Предмет – особенности влияния средств туризма на формирование здорового образа жизни школьника старших классов.
Цель – выявить с помощью анализа литературных данных и эксперимента эффективные средства и методики пешего туризма для формирования основ здорового образа жизни у старшеклассников.
Гипотеза – мы предполагаем что применение средств оздоровительного туризма является рациональным и эффективным в формировании ведения здорового образа жизни школьников старших классов.
Задачи исследования
1. Провести анализ литературных источников и выявить основные характеристики ведения здорового образа жизни школьников старших классов.
2. Определить принципы и методы наиболее рациональные средства спортивного туризма в целях формирования основ здорового образа школьников старших классов.
3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы применение программы мероприятий пешего туризма анализ исследования и выводы.
Методы исследования. Анализ литературы педагогический эксперимент беседа анкетирование тестирование физического развития школьников старших классов.
База исследования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования « Станция юных туристов» г. Тирасполь первого года обучения.
Этапы эксперимента
I этап – констатирующий. Анализ литературы с целью теоретического обоснования влияния средств туризма на формирование здорового образа жизни школьников старших классов. Разработка программы мероприятий пешего туризма применяемой в целях формирования основ здорового образа жизни школьников старших классов.
II этап – формирующий. На данном этапе проведена опытно-экспериментальная работа на занятиях в группах Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования « Станция юных туристов» г. Тирасполя в период с сентября 2015 года по февраль 2016 года.
III этап – итоговый. Сравнительный анализ опытно -экспериментальных данных исследования. Выводы оформление квалификационной дипломной работы.
Структура дипломной работы. Введение три главы заключение список литературы приложение.
Глава I. Теоретическое обоснование влияния средств туризма на формирование здорового образа жизни школьников старших классов
1.1.Возрастные особенности физического развития детей 14-17 лет
Старший школьный возраст относится к началу юношеского и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых.
У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры у юношей она нарастает равномерно у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса в большей — мышц таза. У девушек масса мышц на 13 меньше они уступают в силе юношам. [28]
Масса сердца у девушек на 10-15 меньше чем у юношей. Частота сердечных сокращений выше чем у юношей дыхание чаще а жизненная емкость легких на 1 л меньше.
Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя. [24]
У юношей быстро увеличивается мышечная масса эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.
Продолжают увеличиваться масса сердца скорость сокращений сердечной мышцы минутный объем крови улучшается нервная и гормональная регуляция сердечнососудистой системы.
Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности сравнивают свои физические данные с данными однолеток.
Юноши переоценивают свои силы часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы не уверены в себе особенно в упражнениях требующих смелости и решительности более эмоциональны и чувствительны.
При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий с взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня характерного для спортивной тренировки. [28]
При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза избегать упражнений вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания натуживанием подниманием тяжестей прыжков в глубину.
Содержание уроков дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола.
В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями опираясь на знания учащихся полученные на уроках физики химии биологии.
Используются высокие нагрузки и упражнения требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности. [24 28]
Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости что способствует повышению работоспособности развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80—85 максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики бодибилдинга упражнений выполняемых под музыку.
В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр для девушек — различные виды аэробики художественная гимнастика для юношей — элементы борьбы строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий упражнения на тренажерах атлетизм.
Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте
• укреплять здоровье содействовать всестороннему физическому развитию достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения
• обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств
• углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля
• формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования. [716]
Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.
В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.
Как свидетельствуют многочисленные научные сообщения практика физической культуры и спорта специальные педагогические воздействия оказывают значительное влияние на уровень развития физических способностей учащихся в разные периоды их возрастного развития.
При развитии силовых способностей рекомендуется применять разнообразные средства а также следующие методы
• повторное поднимание веса до выраженного утомления
• поднимание предельного веса
• поднимание умеренного веса с максимальной скоростью.
Следовательно используют методы повторного максимального и динамического усилий. В практике физического воспитания школьников они имеют свои особенности.
В подростковом возрасте дети среднего школьного возраста создаются более благоприятные посылки для развития как скоростно-силовых так и силовых способностей. На уроках физической культуры и спортивной тренировки применяются динамические силовые упражнения с небольшими отягощениями лазание по канату переноска груза толкание ядра. [24]
В возрасте 15—16 лет активно формируется силовая выносливость увеличивается количество упражнений с отягощениями проводятся лазания по канату на скорость применяются элементы борьбы. У девушек силовые упражнения ограничиваются из-за уменьшения относительной силы мышц.
Подбор средств способствующих развитию силы должен предусматривать гармоническое развитие мускулатуры и достаточное соразмерное возрасту развитие мышечной массы. Практика свидетельствует о том что силовые способности у подростков можно развивать применяя упражнения со штангой.
Опыт передовой практики отечественных специалистов в области физической культуры позволяет считать что собственно силовые способности — мышечную силу — следует развивать с подросткового возраста используя при этом методы повторных и динамических усилий. Применяются упражнения с повышенным сопротивлением необходимо преодолевать тяжесть различных предметов гантели штанга мешки с песком и т. д. противодействие партнера сопротивление внешней среды и упражнения с отягощением равным весу собственного тела а также тренажерные устройства. [24]
Силовые упражнения с малыми и средними отягощениями выполняются повторными сериями. Не рекомендуется выполнять упражнения требующие больших силовых напряжений в особенности с задержкой дыхания. Упражнения необходимо координировать с ритмом дыхания.
Средства развития силы должны способствовать формированию основных групп мышц нижних и верхних конечностей плечевого пояса и т. д. Наибольший эффект в воспитании силовых способностей достигается при применении такой формы организации занятий которая позволила бы комплексно развивать все мышечные группы. [20]
Такое физическое качество как быстрота наиболее успешно развивается в младшем и среднем школьном возрасте. Поэтому в этом же возрасте целесообразно развивать быстроту средствами физического воспитания направленными на повышение частоты движений. В возрасте же 12—15 лет следует повышать скоростные способности применяя скоростно-силовые упражнения. Продолжительность выполнения скоростного упражнения для детей и подростков должна быть в пределах 4-6 секунд. Преподаватель должен добиваться того чтобы хоть в малых объемах от занятия к занятию повышались скоростные способности увеличивалось количество движений в единицу времени.
Используемые для воспитания данной способности упражнения не должны носить однообразного характера. Их задача — охватывать различные группы мышц совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы повышать координационную способность занимающихся.
Особый интерес представляют исследования направленные на определение интервалов отдыха между выполняемыми скоростными упражнениями В занятиях с детьми среднего школьного возраста для воспитания скоростных качеств при повторном выполнении упражнений целесообразны относительно короткие интервалы отдыха в пределах 2 мин с использованием которых можно проводить более интенсивные занятия. Однако интервалы отдыха как и периоды работы не должны быть постоянными. Их следует варьировать чтобы избежать стабилизации уровней в развитии быстроты и скоростной выносливости связанных с адаптацией организма к однообразной часто повторяющейся работе.
Особое значение приобретают исследования в которых обоснованы методические указания по организации занятий. Рекомендуется перед выполнением упражнения на быстроту проводить разминку не менее 15—20 мин. Особое значение практика уделяет необходимости подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению быстрых движений. [20]
При подборе средств направленных на воспитание быстроты кроме скоростных упражнений бегового характера используются также упражнения других видов.
Развитие выносливости в среднем и старшем школьном возрасте воспитывается в том случае если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста что в значительной степени способствует повышению работоспособности. Это подтверждается и одним из теоретических определений самого понятия выносливость — способность организма бороться с утомлением.
Практика свидетельствует что статическая выносливость отлично воспитывается с помощью упражнений в сопротивлении связанных со значительным напряжением и с элементами статики. При этом в виде отдыха рекомендуются динамические упражнения и упражнения на расслабление. Отличным средством воспитания общей выносливости считается медленный бег особенно по пересеченной местности. [8]
При развитии выносливости применяется серия разнообразных средств тренировочного воздействия. Равномерный метод работы состоит в том чтобы давать нагрузки с учетом индивидуальной физической подготовленности школьников и регулировать ее во времени. Упражнения при этом методе выполняются в одном темпе без скачков и ускорений. Регулировать нагрузку количеством повторения упражнений при достаточных интервалах отдыха дает возможность метод повторений. Переменной работы метод заключается в том чтобы упражнения выполнялись в переменном темпе. Что касается интервалов отдыха между выполнением упражнений на выносливость то они зависят от длины дистанции и составляют от 1 до 4 мин. Частота сердечных сокращений у учащихся в зависимости от физической подготовленности — от 140 до 180 ударов в минуту.
Интенсивность выполнения упражнений при развитии выносливости у старшеклассников должна быть выше критической — 75—80 от максимальной. Интервалы отдыха как правило заполняются малоинтенсивной работой.
Гибкость в школьном возрасте взаимосвязана с другими физическими способностями и влияет на уровень их развития. [8]
Проведенные Б.М. Сергеевым исследования позволяют говорить об эффективности следующих упражнений при избирательном воспитании гибкости. Так для позвоночника применяют наклоны из различных исходных положений выполняемые с помощью и без помощи партнера для тазобедренного сустава — махи ногами в переднезаднем и поперечном направлениях выпады шпагат в упоре на руках с покачиванием упражнения у гимнастической стенки для суставов плечевого пояса — рывки руками в различных плоскостях вращение руками упражнение с палками упражнения у гимнастической стенки. [16]
При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями применяются и статические. Рекомендуется использовать две группы упражнений которые различаются по режиму работы мышц в первой группе растягивание чередуется с расслаблением или сокращением во второй — создается равномерная нагрузка на мышцы. Таким образом динамические и статические упражнения по-разному влияют на увеличение активной и пассивной гибкости. Смешанные упражнения динамико-статические увеличивают как активную так и пассивную подвижность. Следовательно для развития гибкости можно использовать динамико-статический режим.
Дозировка упражнений на гибкость у девочек девушек школьного возраста несколько отличается от дозировки для мальчиков юношей.
Развитие ловкости в школьном возрасте. Ловкость воспитывается в процессе обучения усвоения многих и разнообразных двигательных умений и навыков. В. М. Зациорский отмечает что поскольку ловкость определяет быстроту овладения навыками движений то можно сказать что «тренировать ловкость — значит тренировать тренируемость» т. е. чем выше у человека ловкость тем быстрее у него будет улучшаться техника выполнения физических упражнений следовательно при воспитании ловкости могут использоваться методы применяемые при обучении движениям. [1]
Рассматривая взаимоотношения двигательных навыков и ловкости нельзя не сказать о взаимосвязи данной способности с другими физическими способностями. Сила мышц скоростные способности гибкость и в известной мере выносливость наряду с кинестезией представляют собой своеобразный субстрат ловкости. С одной стороны уровень ее зависит от степени развития других двигательных качеств а с другой — определяет возможности их рационального использования.
Эффективным средством воспитания ловкости являются подвижные игры гимнастика акробатика легкоатлетические прыжки метание. При выполнении упражнений направленных на воспитание ловкости соблюдаются следующие методические приемы применение необычных исходных положений зеркальное выполнение упражнений изменение скорости темпа движений пространственных границ в которых выполняется упражнение смена способов выполнения упражнений противодействий усложнение упражнений дополнительными движениями [20].
1.2.Понятие о здоровом образе жизни и влияние туристической деятельности на его формирование у школьников старших классов
Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества.
Здоровье – это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты медицины также не склонны ставить между ними знак равенства. Действительно хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Часто заболевания обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии результаты клинических физиологических биохимических исследований [31].
Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений носящих официальный характер Большая Советская Энциклопедия БСЭ устав Всемирной Организации Здравоохранения. По определению БСЭ «здоровье – естественное состояние организма характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение «Здоровье – такое состояние организма человека когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения… В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные но и количественные признаки поскольку существует понятие о степени здоровья. В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека» [3].
На сегодняшний день наиболее более конкретное определение здоровья «здоровье – отсутствие болезней и повреждений гармоничное физическое развитие нормальное функционирование органов и систем высокая работоспособность устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды. [27]
В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей рождаемостью смертностью детской смертностью уровнем физического развития заболеваемостью средней продолжительностью жизни. [30]
Вероятно ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам набор которых ещё нуждается в уточнении.
Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёнными такими как И.И. Брехман вводится понятие «третьего состояния». «Состояние человека промежуточное между здоровьем и болезнью совмещает в себе и то и другое». Это так называемое «третье состояние». К людям находящимся в третьем состоянии И.И. Брехман относит людей подвергающихся вредным химическим воздействиям людей регулярно потребляющих алкоголь людей пренебрегающих правилами здорового и правильного питания лиц с тенденциями к гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехмана «больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий как от здоровья так и от болезней. Если последняя продолжается сутки недели месяцы и редко дольше то третье состояние сохраняется годы десятилетия и даже всю жизнь. В третьем состоянии «истоки всех болезней». Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задач медицины. [3]
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним прежде всего следует отнести нарушение гигиенических требований режима дня режима питания учебного процесса недостатки калорийности питания неблагоприятные экологические факторы вредные привычки отягчённая или неблагополучная наследственность низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни ЗОЖ. Учёные определили что состояние здоровья человека больше всего — на 50-55 зависит от образа жизни а остальные 50 приходятся на экологию 20 наследственность 15-20 медицину 10 т. е. на независящие от человека причины. В свою очередь в здоровом образе жизни основная роль отво¬дится правильно организованной двигательной активности которая со¬ставляет около 30 из пятидесяти. [25]
Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоро-вительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья правильно дышать правильно пить правильно есть правильно расслабляться правильно беречься правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко когда утверждал что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен а хотеть это делать б знать как правильно это делать в умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система физического воспитания подрастающих поколений. [13]
Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни ЗОЖ необходимо соблюдать следующие условия достаточная двигательная активность правильное питание наличие чистого воздуха и воды постоянное закаливание возможно большая связь с природой соблюдение правил личной гигиены отказ от вредных привычек рациональный режим труда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни — ЗОЖ.
Таким образом здоровый образ жизни ЗОЖ — это процесс со-блюдения человеком определённых норм правил и ограничений в по-вседневной жизни способствующих сохранению здоровья оптимальному приспособлению организма к условиям среды высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья в которой можно выделить следующие основные компоненты
• осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности
• целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья
• использование естественных природных факторов в укреплении здоровья закаливание и цивилизованное отношение к природе
• активная борьба с вредными привычками и их полное искоре-нение
• деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности учитывающий индивидуальные интересы потребности возможности и связь с его учебной профессиональной и бытовой деятельностью.
Таким образом ЗОЖ представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок.
Таким образом ЗОЖ представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. Физическая активность человека — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том что физическая активность абсолютно необходима ребёнку и взрослому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни главным регулятором всех функций организма.
Следовательно физическая культура не просто одна из составляющих но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики регулярных физкультурно-оздоровительных занятий систематических закаливающих процедур а также других видов двигательной активности направленных на сохранение и приумножение здоровья. [20]
Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма способствует сохранению здоровья высокой работоспособности продлению жизни.
ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены суточного режима ухода за телом одеждой обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. [5]
Мощным оздоровительным средством ЗОЖ является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2-4 раза а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм повышает тонус центральной нервной системы улучшает кровообращение нормализует обмен веществ. [22]
Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привычек. Алкоголь наркотики курение злейшие враги человека главная причина многих опасных заболеваний резко сокращающих продолжительность жизни людей чрезмерные и постоянные физически нагрузки приводят к переутомлению организма это ведет к усталости и ослаблению организма.
Важным компонентом ведения здорового образа жизни является рациональная организация жизнедеятельности особенно в школьном возрасте.
Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Однако оно предполагает прежде всего активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения главной отличительной чертой культурной цивилизованной личности. [25]
Важнейшей задачей настоящего времени является создание моды на здоровье здоровый образ жизни. При этом следует учитывать то что легче усваиваются те формы поведения которые в той или иной степени связаны с биологическими потребностями организма. Одной из таких потребностей у человека является потребность в двигательной активности особенно ярко проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладываться основы ЗОЖ и мода на такой стиль жизни.
Здоровый образ жизни основой которого является режим ограничений и режим на¬грузок должен занять ведущее место.
Влияние туристической деятельности на формирование основ ЗОЖ у школьников старших классов. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности в том числе и умственной. Специальные исследования показали что основной причиной низкой успеваемости у 85 учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память внимание усидчивость и результативность умственной деятельности. [1]
Движения мышечные напряжения физическая работа рациональный распорядок дня и питания были и остаются важнейшим условием поддержания нормального состояния человеческого организма. Известные афоризмы «Движение — жизнь» «Движение — залог здоровья» и др. отражают общепризнанность и неоспоримость значения двигательной активности для здоровья человека. [2]
О том что жизнь требует движения утверждал ещё Аристотель. С тех древних времён известно что движение является основным стимулятором жизнедеятельности человеческого организма.
Уже довольно давно усилиями мыслителей и естествоиспытателей добыты ценнейшие данные о том что «работа строит орган» что «частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган развивает его увеличивает и сообщает ему силу соразмерную с длительностью самого употребления». Это положение составляет суть того что великим французским естествоиспытателем Ж-Б. Ламарком определено как «первый закон — закон упражнения». Позже в деталях было понято и описано удивительное свойство живых систем которое заключается в том что в отличие от технических механизмов они не только не изнашиваются от работы но и совершенствуются развиваются благодаря свойственной живому способности с превышением восполнять то что утрачено им в процессе работы явление «суперкомпенсации» или «избыточной ком¬пенсации» по А. А. Ухтомскому.
Регулярные занятия туризмом в первую очередь влияют на опорно-двигательный аппарат его мышечную систему. Во время занятия различными видами туризма усиливается кровоток. Кровь приносит к мышцам значительно больше кислорода и питательных веществ. При этом в мышцах открываются дополнительные резервные капилляры количество циркулирующей крови значительно возрастает что вызывает улучшение обмена веществ повышение эффективности функционирования различных органов и систем. [1]
Следовательно спортивный туризм действуют не изолированно на какой-либо орган или систему а на весь организм в целом вызывая изменения не только в структуре мышц суставов связок но и во внутренних органах и их функциях обмене веществ иммунной системе.
Усиление мышечной деятельности при занятиях спортивным туризмом заставляет работать с дополнительной нагрузкой сердце лёгкие и другие органы и системы организма повышая тем самым его функциональные возможности сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. У людей занимающихся туризмом наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания действия проникающей радиации на состав крови устойчивость к перегреванию охлаждению.
Таким образом под влиянием занятий спортивным туризмом увеличивается работоспособность сердца содержание гемоглобина и количества эритроцитов повышается фагоцитарная защитная функция крови. Под влиянием физических упражнений выполняемых в процессе занятий туризмом совершенствуются не только функции но и строение внутренних органов. [3]
Физические упражнения выполняемые во время занятий туризмом повышают общий тонус стимулируют защитные силы организма насыщая кровь пластическими строительными материалами способствуют ускорению восстановительных процессов ускоряя тем самым выздоровление. [1]
Следовательно туризм выступают в роли эффективного средства неспецифической реабилитации и профилактики множества функциональных расстройств и заболеваний
По вопросу стратегии борьбы за здоровье человека охраны самой человеческой природы учёные всего мира на редкость единодушны. По-давляющее большинство из них главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья видит в систематической физической активности на протяжении всей индивидуальной жизни.
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечнососудистую систему.
Имеется и множество других весьма полезных следствий от регу-лярных занятий туризмом которые касаются психологической и социальной сферы жизнедеятельности человека.
1.3 Принципы и методы спортивного туризма в целях формирования основ здорового образа жизни у школьников старших классов
В практике спортивного туризма интегральная подготовка часто отождествляется с набором определенного количества совершенных походов и путешествий для выполнения классификационных нормативов. В таком случае минимальные объемы интегральной подготовки в часах можно представить как нормативные затраты времени на совершение спортивных походов и путешествий определенной категории сложности. Например для походов 1 2 3 4 5 6-й категорий сложности можно считать что нормативными затратами являются 60 80 100 130 160 200 часов соответственно. [12]
Максимальные объемы интегральной подготовки можно ориентировочно представить в соответствии с ограничениями классификационных нормативов на зачеты походов. Например не более четырех походов в календарном году в том числе не более трех походов 4–6-й категории сложности из которых не более двух – 6-й к.с. В таком случае максимальные объемы интегральной подготовки высококвалифицированных спортсменов могут составить около 560 часов. Для начинающих туристов при последовательном наборе участия в походах 1 2 3 4-й к.с. максимальный объем интегральной подготовки может составить около 370 часов. В спортивном туризме известны случаи когда самостоятельные занятия туризмом практически сводятся к организации и проведению походов различной сложности. [21]
В таком случае осознанно или нет происходит подмена многокомпонентной системы туристской подготовки одной интегральной подготовкой. В многолетнем цикле такой подготовки возожжен рост спортивных результатов но эффективность такого роста с точки зрения качества спортивных достижений и уровня безопасности остается как правило на низком уровне. Однако сам факт такого подхода к подготовке туристов показывает большие возможности интегральной подготовки недооценивать которую просто нельзя.
Физическая подготовка должна обеспечить
1. общую физическую подготовленность
2. специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения и преодолеваемых препятствий
3. закаливание организма — его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении перегревании повышенной влажности или сухости воздуха недостатке кислорода и т.п. [4]
Общая физическая подготовка служит основой специальной подготовки. Без поддержания ее на высоком уровне невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества необходимые туристам любой специализации общую выносливость силу гибкость тела быстроту движений и ловкость. Если одно из них отстает в развитии следует дополнительно применять средства благотворно воздействующие на это отстающее качество. Общая физическая подготовка особенно важна на начальных этапах занятий туризмом и в подготовительном периоде круглогодичной тренировки спортсменов любой квалификации так как позволяет значительно повысить общий уровень функциональных возможностей организма. [7]
Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками необходимыми для какого-либо определенного вида туризма так как ориентирована на развитие специальных физических способностей. Например для туристов велосипедистов лыжников пешеходников особенно важна специальная выносливость и сила ног для туристов водников особое значение имеют специальная выносливость и сила рук. Способность к координации движений сохранению статического и динамического равновесия необходимы всем туристам но особенно важны и специфичны эти качества в горном туризме так как именно они зачастую определяют уровень техники преодоления естественных препятствий в горах.
Особое значение в специальной физической подготовке имеет развитие способностей передвижения с рюкзаками и преодоления естественных препятствий с грузом. Развитие специальной выносливости для каждого вида туризма имеет свою особенность. Например в горном туризме специальную выносливость связывают с выполнением большого объема физической нагрузки умеренной мощности в условиях высокогорья с пониженным содержанием кислорода в воздухе. В спортивном ориентировании необходима специальная выносливость в кроссовом беге достаточно высокой скорости по пересеченной местности. В специальной физической подготовке туристов необходимо обратить внимание на развитие специальной способности переключаться с одного вида нагрузки на другой и рационально расходовать силы. [18]
Туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний умений навыков необходимых для занятий спортивным туризмом и совершенствования в этом виде спорта. По своей сути — это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.
Достижение высоких спортивных результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса
1. обеспечения всестороннего физического развития
2. воспитания высоких моральных качеств
3. овладения туристской техникой и тактикой
4. приобретения необходимых знаний по основам теории методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки
5. совершенствования спортивного мастерства.
Эти задачи нужно решать комплексно на всех учебно-тренировочных занятиях. Они обязательны для всех туристов-спортсменов от новичков до мастеров спорта при подготовке к соревнованиям любого масштаба. Лучшие результаты дают тренировки на которых учитывается фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании тех или иных задач поставленных квалифицированным тренером. [2]
Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа спортивных тренировок. В иерархии принципов в системе физического воспитания выделяют следующие обще методические принципы
1. принцип сознательности и активности
2. принцип наглядности
3. принцип доступности и индивидуализации.
Принцип сознательности и активности — это понимание целей и задач тренировки сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса степень включения туристов в работу.
Если физические упражнения и технические приемы выполняются туристами с увлечением разумной активностью пониманием пользы от этих занятий то усвоение материала будет более глубоким. Умение тренироваться самостоятельно и активно с чувством личной ответственности необходимо каждому туристу. [4]
Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов связанных с техникой страховки. Например технический прием страховки веревкой с использованием трения через карабин или выступ нельзя осваивать механически поскольку для выполнения приема требуются разные углы охвата веревкой. Таких приемов в туристской технике много поэтому здесь важна роль принципа сознательности в тренировках. [21]
На тренировках все туристы получают задание от тренера однако контролировать действия самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый.
Принцип наглядности заключается в том что тренер не только объясняет как выполнить тот или иной прием но и показывает его выполнение в целом и по частям сам или просит сделать это обученного данному приему туриста. С успехом можно использовать для наглядности фотографический материал и киноленты плакаты и рисунки. Наглядность повышает качество и быстроту обучения но не нужно слепо копировать какой-либо прием. Виды наглядности зрительная звуковая двигательная. [28]
Принцип наглядности необходимо использовать на всех этапах тренировочного процесса. В начале обучения — показ приема выполненного в совершенстве далее — показ приема в том виде как его делают туристы на тренировках после выявления и исправления ошибок — сравнительный анализ различных особенностей выполнения приема. Все это можно сделать с помощью технических средств однако сила примера оказывает гораздо большее влияние. Недостаточно опытный турист равняется прежде всего на своих хорошо подготовленных товарищей в чем и заключается особенность коллективных тренировок.
Принцип доступности и индивидуализации показывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно связан с принципами систематичности и постепенности. Важность соблюдения принципа определяется тем что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающегося. Требования вытекающие из принципа строгое определение меры доступного последовательное обеспечение методических условий доступности от освоенного к неосвоенному от известного к неизвестному от простого к сложному от легкого к трудному использование средств и методов с учетом индивидуальных различий и способностей. [24]
Если какой-нибудь прием выполняется большинством туристов бессознательно с грубыми ошибками а некоторыми вообще не выполняется из-за трудности значит этот прием в данное время занимающимся недоступен. Трудно например освоить прыжок в кошках с ледорубом через трещину если обучающийся еще не умеет ходить на кошках и осуществлять страховку ледорубом а ледовая трещина пугает его.
К специфическим принципам физического воспитания относятся
1. принцип непрерывности процесса физического воспитания
2. принцип системного чередования нагрузок и отдыха
3. принцип постепенности
4. принцип циклического построения системы занятий.
Принцип непрерывности процесса физического воспитания — это перманентная преемственность эффекта занятия закрепление в памяти достигнутого уровня владения двигательными действиями.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха — рациональное посторенние системы занятий физическими упражнениями должно гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов и исключить превращение полезного кумулятивного эффекта нагрузок в переутомление или перетренированность. [28]
Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И. П. Павлов подчеркивал что многие задачи которые сначала кажутся невыполнимыми в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными.
Равномерное нарастание нагрузки в период тренировки увеличение объема и интенсивности выполняемой работы повышение требований к уровню развития волевых качеств постепенное усложнение задач и действий все эти положения основаны на принципе постепенности. [20]
Органы и системы организма на тренировках включаются в усиленную работу не сразу поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать разминку. Весь тренировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повышения нагрузок достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла к другому.
В одном тренировочном цикле недельном месячном или годовом сохраняются примерно одинаковые уровни средней интенсивности и продолжительности занятий а в следующем цикле они увеличиваются.
Принцип постепенности учитывается не только в процессе подготовки к соревнованиям но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший туристский поход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так команда туристов получает штрафные баллы за построение маршрута начавшегося с предельных технических сложностей и физических нагрузок. [1]
Принцип циклического построения системы занятий повторность занятий и серий в порядке кругооборота. Выделяют микроциклы мезоциклы и макроциклы. [28]
В систему подготовки спортсмена включают спортивную тренировку спортивные состязания внетренировочные факторы дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки. К средствам спортивной тренировки относят обще-подготовительные специально-подготовительные подводящие упражнения имитационные упражнения подготовительные упражнения и соревновательные средства.
В методах спортивной тренировки выделяют
1. общепедагогические словесный наглядный
2. специфические строго регламентированные упражнения соревновательный игровой
3. дополнительные специально разработанные применительно к запросам спортивной практики аутогенная тренировка психомоторная тренировка тренировка в условиях среднегорья и другие.
Спортивная тренировка — это педагогический процесс. На нее распространяются общепедагогические принципы и принципы методики физического воспитания. Однако в сфере спорта действуют и свои закономерности и принципы. Специфические принципы спортивной тренировки
1. направленность на максимально возможные достижения углубленная специализация и индивидуализация
2. единство общей и специальной подготовки спортсмена
3. непрерывность тренировочного процесса
4. единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок
5. волнообразность динамики нагрузок
6. цикличность тренировочного процесса.
Методы используемые в процессе физического воспитания делятся на общепедагогические рисунок 1 и специфические.
Рисунок 1. Общепедагогические методы физического воспитания
Классификация специфических методов
1. методы частично регламентированного упражнения соревновательный игровой
2. методы строго регламентированного упражнения
3. методы обучения двигательным действиям метод расчлененного конструктивного упражнения метод избирательного упражнения метод целостно-конструктивного упражнения метод «сопряженного» воздействия
4. методы развития двигательных качеств методы стандартно-повторного упражнения непрерывного и интервального.
В процессе тренировки туристы получают определенную нагрузку. Эта нагрузка складывается из объема и интенсивности выполнения упражнений. Объем нагрузки определяется количеством выполняемых упражнений за одну тренировку или тренировочный цикл. Его можно выразить в километрах для циклических занятий или в часах для ациклических упражнений. Интенсивность определяется скоростью выполнения определенного объема нагрузки. [18]
В практике спортивного туризма используют различные методы выполнения упражнений
Равномерный метод характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки которая сохраняется постоянной в основной части тренировки. Он используется на протяжении всего тренировочного процесса в основном для втягивания организма в работу после соревнований и развития общей выносливости в подготовительном периоде.
Переменный метод характеризуется изменением уровня интенсивности нагрузки при выполнении непрерывной работы. Этот метод можно считать универсальным так как он предоставляет широкие возможности для тренера и туристов особенно при самостоятельных тренировках. Изменение нагрузки производят постепенно в соответствии с самочувствием тренирующегося. Здесь можно использовать «рваный» бег или «фартлек» это переменные скорости при беге на длинные дистанции. [28]
Контрольный метод связан с применением в тренировочном цикле контрольных нормативов используемых для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейших тренировок. Контроль производится по общефизической и технической подготовке.
Интервальный метод применяется для решения специфических задач например развития в короткий срок максимальных возможностей сердечнососудистой системы. Метод заключается в многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности с небольшим отдыхом после серии упражнений и повторений этой серии.
Повторный метод заключается в повторных обычно максимальных по интенсивности нагрузках с отдыхом между ними. При этом объем нагрузок может быть различным. [20]
Соревновательный метод основан на использовании соревновательных нагрузок типичных для туристских соревнований в тренировочном процессе. При этом желательно воспроизводить специфические условия соревнования на тренировках и принимать участие в достаточно большом количестве соревнований.
Метод отягощения предусматривает выполнение упражнений с добавочной нагрузкой отягощения грузом. В туризме этот метод целесообразно использовать при совершенствовании мастерства преодоления естественных препятствий например скал.
Метод выполнения упражнений до отказа характеризуется высоким уровнем нагрузки. При этом упражнение выполняется до предельного состояния при котором выполнить упражнение практически невозможно.
Игровой метод основан на сочетании различных ситуаций и соответствующих самостоятельных действий занимающихся игроков. Метод стимулирует проявление активности двигательного творчества ловкости отличается эмоциональностью и комплексным характером физической и умственной деятельности. При всех достоинствах этого метода следует учитывать и его недостатки невозможность дозирования индивидуальных нагрузок для развития тех или иных качеств туристов. Метод следует применять преимущественно в переходном периоде при восстановлении сил и в подготовительном периоде в сочетании с другими методами для развития координации движений и быстроты. [8]
Круговой метод заключается в выполнении специально подобранных комплексных упражнений в их чередовании с целью развития различных групп мышц и спортивных качеств. В тренировках туристов этот метод должен быть преобладающим так как позволяет наиболее эффективно использовать преимущества каждого метода выполнения упражнений в определенном сочетании. При круговом методе тренировки чередуются упражнения технические приемы заменяются игрой. В случае правильно подобранного чередования упражнений достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении что дает возможность увеличить объем тренировочных нагрузок.
Благоприятным формированием на здоровый образ жизни влияет такое средство как пеший туризм.
Активный туризм требует от путешественника выносливости силы быстроты неприхотливости закаленности хладнокровия владения специальной техникой. Приобрести все эти качества выработать специальные и физические навыки позволит туристу физическая подготовка.
Физическая подготовка туриста должна быть непрерывной и круглогодичной.
Физическая подготовка складывается из утренней гимнастики специальных тренировочных занятий и походов выходного дня.
Выносливость — одно из самых важных физических качеств туристов.
Развитие силы — это не столько развитие мускулатуры всего тела туриста сколько развитие приспособленности мышц к динамической работе определенной мощности типичной для туристов. [1]
Подвижность в суставах определяет гибкость тела быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях.
Выводы по 1 главе
Здоровый образ жизни – это активное состояние человека требующее проявления волевых усилий осмысления поступков и поведения ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья восстановлению работоспособности.
Здоровый образ жизни объединяет всё что способствует успешному выполнению учебной игровой трудовой деятельности общественных и бытовых функций выполняемых оптимальных условиях способствующих сохранению укреплению здоровья и повышению работоспособности.
Основное содержание процесса формирования основ знаний в здоровом образе жизни у школьников во внеурочной деятельности составляют комплексные оздоровительные мероприятия оптимально организованный режим дня систематические занятия физическими упражнениями рациональное питание медико-профилактические мероприятия направленные на сохранение укрепление здоровья и повышение работоспособности старшеклассников а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
В формировании знаний о здоровом образе жизни у школьника педагог может использовать различные активные группы форм и методов используя их в построении учебно-воспитательного процесса варьируя ими однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда когда педагог будет сам являться примером для подражания и когда работа будет проводиться в системе.
Необходимо выделить основные характеристики ведения здорового образа жизни школьников старших классов
— адекватная двигательная активность
— рациональный режим дня недели и т.д.
— рациональное питание
— закаливание и укрепление иммунитета
— отсутствие вредных привычек
— валеологическое самообразование.
Акцентируя внимание на факторах благополучия здоровья и используя их на практических занятиях туризма в разных формах можно предупредить появления и развития многих заболеваний у подростка.
Учебный воспитательный процесс построен таким образом чтобы формировать у воспитанников потребность в хорошем здоровье научить ответственно относиться к своему здоровью. Заинтересовав темой и целью похода можно в рамках режима похода привить навыки к ведению здорового образа жизни у старшеклассников.
Глава II. Цель задачи организация и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Цель – выявить с помощью анализа литературных данных и эксперимента эффективные средства и методики пешего туризма для формирования основ здорового образа жизни у старшеклассников.
Задачи исследования
1. Провести анализ литературных источников и выявить основные характеристики ведения здорового образа жизни школьников старших классов.
2. Определить принципы и методы наиболее рациональные средства спортивного туризма в целях формирования основ здорового образа школьников старших классов.
3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы применение программы мероприятий пешего туризма анализ исследования и выводы.
2.2 Организация исследования.
Исследование организовано на базе Муниципального Учреждения Дополнительного Образования «Станции Юных Туристов» 1 года обучения. В период с сентября 2015 года по февраль 2016 года обучения. В исследовании участвовало 20 подростков. В предварительной беседе с учащимися было получено их добровольное согласие на участие в педагогическом исследовании. Выбор группы проводился исходя из мнения о том что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств приобщение к вредным привычкам. Для контроля результата исследования было проведено анкетирование группы 20 школьников учащихся старших классов школ Тирасполя не занимающихся туризмом.
Среди учащихся было проведено анкетирование на тему «Место здорового образа жизни в вашей повседневной жизни». Анкетирование проводилось до и после программы мероприятий оздоровительного туризма походы выходного дня экскурсии. Анкетирование после цикла походов и сравнительный анализ данных «до» и «после» выявил результативность применения средств пешего туризма в воспитании мотиваций школьников.
2.3 Методы исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы
— изучение и анализ научно-методологической литературы
— педагогические наблюдения
— педагогический эксперимент
— анкетирование составлена анкета из 9 вопросов по характеристикам ведения здорового образа жизни анкетирование проведено до и после эксперимента и сопоставлялось с результатами контрольной группы составлен критерий оценки уровня знаний и умений ведения здорового образа жизни таблица 1.
Таблица 1.
Уровень знаний и умений ведения ЗОЖ группы школьников старших классов
Уровень знаний ЗОЖ Показатель в
Низкий меньше 50
Средний 50 — 70
Высокий больше 71
— беседа как дополнительный метод исследования в течение педагогического эксперимента о ведении здорового образа жизни
— математическая статистика средний показатель по тестированию знаний и навыков индивидуально как уровень формирования основ ЗОЖ в группе. Для статистической обработки применялась формула среднего арифметического значения
Обозначаем среднее арифметичекоое значение Х
где Х1Х2Х3….Хn – значение каждого испытуемого n-количество испытуемых.
Глава III. Экспериментальная методика применения средств пешего туризма на занятиях в кружках станции юных туристов
3.1. Программа занятий пешим туризмом в целях ведения здорового образа жизни школьников
Для внедрения программы эксперимента была выбрана группа старшеклассников занимающихся спортивным туризмом в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования « Станция юных туристов» г. Тирасполя. Состав группы – 20 учащихся возраста 14-16 лет.
Перед началом проведения выхода в лес и занятиями пешим туризмом с ребятами проводилось анкетирование таблица 2.
Таблица 2.
Анкета «Место здорового образа жизни в вашей повседневной жизни» для школьников старших классов
Программа мероприятий туристических занятий секции
«Пеший туризм» в целях формирования основ здорового образа жизни старшеклассников
Введение. Дети в возрасте от 14 – 17 лет имеют наиболее высокие темпы развития физического потенциала в целом. Для них характерным является стремление к неординарным поступкам жажда состязаний тяга к творчеству. У юношей и девушек закладываются основные черты личности заканчивается формирование характера. Поэтому необходимо привитие умений и навыков позволяющих в условиях экстремальных ситуаций не только осуществлять грамотные действия по спасению оказать помощь попавшим в беду людям а в случае необходимости – руководить проведением поисково-спасательных работ.
Программа секции рассматривает темы касающиеся подготовки и осуществления как простого однодневного туристического похода так и сложного многодневного путешествия. Дает практические советы относительно походного быта пополнения запасов продовольствия и воды приготовления пищи а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях.
Кроме того программа предусматривает знания о животных и растениях представляющих опасность для человека. Содержит информацию об оказании первой помощи при болезнях и несчастных случаях от которых не застрахован не один путешественник.
Учитывая тягу молодых людей этого возраста к состязательности романтике и высокую степень социализации личности программа секции «Пеший туризм» предполагает проводить общешкольные соревнования типа преодоления спортивно – туристической полосы препятствий проведения поисково-спасательных работ а также многодневные и однодневные туристические походы в теплый и холодный периоды года.
Благодаря полученным знаниям школьники будут учиться самостоятельно мыслить работать творчески приобщаться к науке учитывать пути и возможности своего организма.
Программа секции – это активный отдых связанный с физическим трудом заряд бодрости и творческое удовлетворение.
В подготовке к занятиям необходимо использовать различного рода литературу научную научно-популярную художественную местную и периодическую печать справочники и др.
Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель – экскурсии творческие дела подготовка проектов умение планировать и организовывать походы спасательные работы благоустраивать территорию с учетом наиболее экономичного и экологически чистого использования представленного вокруг материла.
Воспитываются такие качества отзывчивость дружелюбие чувство прекрасного творческие и интеллектуальные способности усидчивость трудолюбие коммуникативные качества самостоятельность организованность правильное и рациональное ведения режима дня и питания.
Цель программы. Формирование у ребят выбора здорового образа жизни навыков безопасного поведения в природных условиях и в условиях самостоятельной жизни.
Задачи
— формировать знания о человеке как целостной биологической системе гигиенических факторах оказывающих существенное влияние на психическое физическое и социальное развитие личности
— формировать ответственное отношение к окружающей среде
— следить за развитием умственного физического экологического здоровья
— обучить практическим умениям и навыкам для обеспечения безопасности учащихся
— защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях
— приобщение к здоровому образу жизни.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Материал программы может быть предложен для освоения учащимися 6 — 11 -х классов общеобразовательных школ.
Секцию «Пеший туризм» могут посещать ребята проявляющие интерес к туризму.
Программа призвана расширить теоретическую базу знаний образовательных областей «Экология» «Естествознание» «Технология» «Основы безопасности жизнедеятельности» «География» «Физическая культура» «ЗОЖ» и осуществляет возможность для их практического применения.
Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается контрольными вопросами подготовкой и защитой проектов. А в каникулярное время и летом в конце учебного года организацией и проведением туристических походов.
Предполагаемая программа способствует социализации личности влияет на оздоровление физическое и психическое развитие личности.
Объем материала подобран и рассчитан на проведение занятий по 4 часа в неделю Всего 144 часа.
Количество обучающихся в группе может быть 15-20 человек.
Умения и навыки 1. Проводить организовывать походы игры мероприятия 2. Выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях сознательное отношение к личной безопасности. 3. Укрепить приобретенные способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих условиях 4. Оказывать первую помощь пострадавшим.
Данная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Основной идеей в подаче материала является личностно — ориентированный подход необходимый для развития творчества ответственности.
Формы и методы организации работы секции экскурсионная трудовая оформительская игровая практическая двигательная бытовая экспериментальная общение таблицы 3 4.
Таблица 3.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН мероприятий секции «Пеший туризм»
Таблица 4.
Темы занятий секции «Пеший туризм»
Тема Примерное количество часов
теория практика
1. Введение. Организация работы кружка. 1
2. Основные виды туризма. Обязанности членов туристической группы.
Обязанности руководителя штурмана санитара кострового и т.д.
Практическая часть составление плана работы согласно обязанностям в походе. 1 1
3. Основные правила укладки рюкзака. Типы рюкзаков спальных мешков преимущества и недостатки.
Практическая часть самостоятельно уложить рюкзак отрегулировать его по спине и осуществлять его элементарный ремонт. 1 2
4. Устройство карабина и страховочной системы.
Практическая часть отработка практических навыков использования карабина страховки обвязки. 1 3
5. Основные способы звуковой сигнализации.
Практическая часть подача сигналов различными способами выработка условных сигналов в туристической группе. 1 1
6. Основные виды костров.
Практическая часть отработка практических навыков по укладыванию и разведению шести типов костров тушение тремя способами заготовка сушняка и дров техника безопасности при использовании спичек.. 1 4
7. Топографические карты и знаки.
Практическая часть отработка практических навыков по составлению плана-схемы маршрута прохождению маршрута по плану карте ориентирование по карте. 1 4
8. Устройство компаса. Стороны света Азимут градусы.
Практическая часть отработка практических навыков ориентирования с помощью компаса. 1 2
9. Способы ориентирования. Ориентирование по солнцу приметам и т.д
Практическая часть отработка практических навыков и способов ориентирования. 2 3
10. Теоретическая часть Особенности автономного существования путешествия и ориентирования в различных климатических зонах. Тундра. Лесотундра. Тайга. Пустыня. Джунгли. Моря и океаны. Ориентирование в лесу в степи.
Практическая часть Игра « Путешествие в пустыне». 3 2
11. Правила передвижения по пересеченной местности. Техника передвижения по равнине травянистой поверхности песку мокрому грунту через кустарники по болоту камням.
Практическая часть отработка практических навыков передвижения по пересеченной местности и использование самостраховки. 2 6
12 Личное снаряжение. Перечень личного снаряжения специальное снаряжение и требования к нему.
Практическая часть отработка практических навыков по умению подбирать одежду обувь в зависимости от погоды и похода. 2 2
13 Основные виды узлов морской встречный скользящий рифовый восьмерка и т.д.
Практическая часть отработка практических навыков по распознаванию и завязыванию узлов. 1 3
14 Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Признаки здоровья и болезни основные факторы влияющие на здоровье.
Практическая часть отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при различных заболеваниях. 2 5
15 Теоретическая часть Животный и растительный мир представляющий опасность для человека. Комары и москиты. Клещи. Пчелы и осы. Мухи и муравьи. Блохи и вши. Пауки. Сороконожки и гусеницы. Пиявки и глисты. Ядовитые змеи и ящерицы. Опасные ядовитые морские животные. Хищные животные. Опасные млекопитающие. Ядовитые растения.
Практическая часть викторина по пройденной теме. 3 1
16 Теоретическая часть Профилактика и помощь при отравлениях и укусах. Первая помощь при змеином укусе. Меры профилактики и оказание первой помощи после ожогов медуз и уколов ядовитых рыб. Помощь при отравлении. Картина отравления ядовитыми грибами. Помощь при отравлении грибами.
Практическая часть отработка навыков при различных укусах и инфекциях оказание первой помощи пострадавшему. Тестирование. 2 2
17 Теоретическая часть Медицинская помощь и профилактика заболеваний и несчастных случаев. Ранения и кровотечения. Переломы вывихи ушибы сотрясение мозга. Шок. Способы транспортировки пострадавшего наложение повязок. Несчастный случай на воде. Ожоги. Переохлаждения. ЖК заболевания. Простуда. Горная болезнь. Полезные советы. Походная аптечка.
Практическая часть отработка практических навыков. Тестирование. 3 4
18 Подготовка к походу. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Подбор продуктов
Практическая часть организация и подготовка к походу укладывание рюкзака составление перечня необходимых вещей для похода сбор группового снаряжения. 2 2
19 Разработка маршрута однодневного похода.
Практическая часть составление меню расфасовка и упаковка продуктов составление маршрута похода распределение должностных обязанностей. 2 2
20 Основные меры безопасности в походе. Объективные не менее четырех и субъективные не менее шести опасности в походе.
Практическая часть отработка практических навыков по выбору безопасного места для привала и ночлега. 2 5
21 Защита проекта «Организация похода» 2
22 Участие в походе 3 дня-54ч
ИТОГО 34 110
Материально – технические и методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете и на прилегающей территории. В кабинете есть необходимая литература по данной теме. Оборудованы рабочие места имеется самое простое туристическое снаряжение компасы рюкзаки палатки лопатки средства индивидуальной защиты медицинская аптечка спортивный инвентарь таблица 5.
Методическое обеспечение программы викторины и творческие задания по основным темам перечень практических работ программы проведения различных соревнований специальная и методическая литература.
Занятия проводятся различными методами обучения частично — поисковый проблемный исследовательский проектный.
Таблица 5.
Перечень оборудования для походов и занятий секции
Основными формами являются
Прогулка – это простейшая форма туристической деятельности доступная для детей любого возраста.
Экскурсия – посещения объекта с научными учебными или общекультурными целями.
Поход – передвижение туристкой группы активным способом по заранее составленному маршруту по территории родного края отдаленному району страны или за ее пределами. Продолжительность похода может составлять от одного до нескольких дней.
Неотъемлемой частью обучения здоровому образу жизни является двигательная активность в экскурсиях и походах.
Проводились походы выходного дня экскурсии — целью и задачами которыми являлись привлечь учащихся старших классов к основам ведения ЗОЖ. Организация рационального режима дня питания. Беседы должны проводиться без психологического давления на личность подростка. В процессе общения уважать и учитывать мнения каждого. При общении с учащимися использовать их активность и творческий потенциал.
При общении употреблять ключевые вопросы
— знаете ли вы что…
— что вы думаете каково ваше мнение о том что…
— почему вы поступаете так…
— что нужно сделать чтобы больше ваших сверстников выбирали здоровый образ жизни
Таким образом общие задачи работы в походах у педагога
— повысить уровень знаний в области здорового образа жизни
— мотивировать школьников на выбор поведения не наносящие ущерба здоровью
— активизировать действие в защиту здорового образа жизни
— осуществлять грамотную квалифицированную заботу о здоровье детей.
О потенциале туризма в формировании основ ЗОЖ у учащихся можно говорить в нескольких стадиях
1. Физические нагрузки в походах в основном аэробные которые доступны и посильны для учащихся с различной физической подготовкой.
В туризме нет критерии рекордов запланированный маршрут в 10 км можно преодолевать за один день с младшими школьниками и за четыре часа со старшими школьниками все зависит от физических возможностей учащихся.
2. Морально психологический настрой в группе участников похода дают более легкое преодоление физической нагрузки что положительно предрасполагает подростков к занятиям физической культуры.
3. В соревнованиях и походах формируется распорядок дня режим питания.
3.2 Оценка эффективности применения методики занятий пешим туризмом
Эффективность применения методик занятий пешего туризма отразилась в закреплении знаний о режиме дня личной гигиене о предупреждении ряда инфекционных заболеваний рациональному питанию. По итогам собеседования с учащимися ясно что мероприятия оздоровительного туризма развили наблюдательность сообразительность смелость решительность самостоятельность у старшеклассников.
Сопоставив и сравнив данные анкет приложение 23 мы выявили что до начала эксперимента в экспериментальной группе положительных ответов в среднем 30 по результатам таблицы 1 это низкий уровень знаний и умений ЗОЖ. После внедрения экспериментальной программы занятий пешим туризмом в целях введения ЗОЖ школьников и проведения походов выходного дня и экскурсий в экспериментальной группе на ответ ДА ответило в среднем 56 школьников. Это средний показатель уровня знаний и умений ведения ЗОЖ группы школьников старших классов. Таким образом по результатам проведенного эксперимента можно отметить что вследствие применения программы с использованием теоретических занятий походов экскурсий результаты учащихся экспериментальной группы увеличены с низкого до среднего уровня владения основами ЗОЖ.
Параллельно проведённое анкетирование контрольной группы выявило низкий уровень культуры ЗОЖ старшеклассников – 31. Это значение было зафиксировано нами в экспериментальной группе до применения программы мероприятий оздоровительного туризма. По итогу в экспериментальной группе на 25 положительных ответов больше чем в контрольной группе таблица 6.
Таблица 6
Анализ анкетирования «Место здорового образа жизни в вашей повседневной жизни» в экспериментальной и контрольной группах
Сравнительные показатели экспериментальная группа до эксперимента экспериментальная группа после эксперимента Контрольная группа
Средний показатель в группе 30 56 31
Среднегрупповой уровень знаний и умений ведения ЗОЖ низкий средний низкий
Пеший туризм способствует повышению общей и специальной физической подготовки удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта раскрытию и совершенствованию спортивных талантов подготовке к участию в спортивных соревнованиях.
В результате заметно улучшилось состояние и настроение старшеклассников перед началом учебных и учебно-тренировочных занятий.
Повышение уровня знаний и умений ведения ЗОЖ экспериментальной группы с «низкий» до «средний» доказывает эффективность применения средств оздоровительного туризма в формировании ведения здорового образа жизни школьников старших классов.
Выводы по 3 главе
В результате анализа отдельных показателей анкетирования ясно что наиболее «результативными» оказались характеристики «режим дня» и «двигательная активность».
После походов большая часть школьников из группы 23 имеют свой личный распорядок дня. Из этого можно сделать вывод старшеклассники осознали что соблюдение режима дня предполагает более быстрое врабатывание чёткую организацию любой деятельности крепкий сон. Было выяснено что основными режимными моментами в суточном бюджете времени у учеников являются учебные занятия в школе и дома подвижные игры спортивные развлечения прогулки свободное время приём пищи ночной сон помощь в семье.
Актуальным становится внедрение более разнообразных форм туризма в жизнь старшеклассников необходимость в этом диктует рост объёма информации в жизни школьников. Технический прогресс компьютеризация должны не противопоставляться двигательной активности режиму питания психорегуляции а дополнять методики ведения ЗОЖ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Список литературы
1. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. — М.1989
2. Бардин К.В. Азбука туризма. — М. 1981
3. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. Изд – 2 доп. — М. «Физкультура и спорт» 1990.
4. Булгаков А.А. Туризм для всех учеб. — М. Физкультура и спорт 2004.
5. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания уч пособие для студентов педагогических вузов М. Просвещение 1986.
6. Долотина О.П. Морозова Н.З. Хронин В.Г. Колеева Е.В. – «Физическая культура» — Калининград 1998.
7. Дубровский В.И. Спортивная медицина Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М. ФиС – 1970. 2009
9. Исаев А. – Если хочешь быть здоров. М. Физкультура и спорт. 1998.
10. Кайков Г.Д. Работал с ослабленными детьми. Физическая культура в школе 1995 6 стр 78
11. Контратьева М.М. Звонок на урок здоровья. Просвещение М. 1991.
12. Кузьмин. Наш семейный доктор. М. Мир книги. 2001
13. Куколевский Г.М. Гигиенический режим спортсмена. М. Физкультура и спорт 1967.
14. Лаптев А.А. Закаляйтесь на здоровье. М. Медицина 1991
15. Лисицин Ю.Г. Образ жизни и здоровье населения. М. «Знание». 1987
16. Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л. «Знание» 1987.
17. Лукьяненко И.П. Книга туриста. М. «Академия» 2002
18. Макаревич Э.А. Туристские походы выходного дня Учеб. пособие. — Минск изд-во «Полымя» 2005
19. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М. «Академия» 2002
20. Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории М. Просвещение 1991
21. Мукоянов П.И. Зимние спортивные походы. Учеб пособие. — М. Физическая культура и Спорт 2006
22. Полиевский А. Физкультура и закаливание в семье. М. Медицина 1984.
23. Семёнов В.С. Культура и развитие человека. Вопросы философии – 1982.
24. Смирнов В. М. Дубровский В. И. С50 \ Физиология физического воспитания и спорта Учеб. для студ. сред и высш. учебных заведений. — М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2002.
25. Соловьёв Г.М. Биосоциальные проблемы ЗОЖ. уч пособ. Ставрополь 1998.
26. Соловьёв Г.М. Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры – Ставрополь СГУ. 1998.
27. Филинкова О.В. Моё кредо — быть здоровым Физкультура в школе 1997.
28. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта Учебное пособие для студента высшего учебного заведений. — М. Издательский центр «Академия» 2000.
29. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций.М. «Академия» 2000.
30. Шейко Н. Формула молодости и красоты М. мир книги 2001.
31. Шубик В.М. Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов. М. «Физкультура и спорт» 1995.