Сравнительный анализ этапов развития отечественного политического консалтинга
Зарождение отечественного политического консалтинга
Отсчетной точкой политического консультирования в России можно считать 1989 год. Это были первые выборы которые были конкурентными — выборы Съезда народных депутатов СССР. «При всем ограниченном характере конкурентного выбора, в некоторых избирательных округах отдельные кандидаты уже тогда пытались применить современные политические технологии для достижения электорального успеха» . Но в то время подобная практика была, можно сказать, экзотикой, поэтому она существенно не повлияла на итог избирательной кампании.
В настоящее время принято считать, что история рынка политического консалтинга берет свое начало одновременно с развитием демократии, которое можно отнести к 1994 году.
Исторические события, произошедшие в России в конце XX века, существенно изменили политическую систему — на смену социализму пришла демократия. В конце 1993 года происходит принятие Конституции Российской Федерации, в которой прописаны и закреплены демократические принципы. Республика Советов, отличительной особенностью которой была монопольная власть коммунистической партии, сменяется демократической республикой с ее многопартийностью, выборами Президента и парламента. В связи с такими изменениями в России стал постепенно появляться и развиваться политический консалтинг, или политическое консультирование.
Спрос начал расти большими темпами, но, к сожалению, квалифицированное предложение не поспевало за ним. Ведь несколько профессиональных команд вряд ли могли удовлетворить потребности заказчиков, поскольку требовалось обеспечить выборы, когда избиралось около 80 губернаторов, и на каждый пост претендовало в среднем 57 кандидатов. На выборах в Думу предлагали свою кандидатуру в каждом из 225 округов более 10 кандидатов. Кроме того, организовывались выборы в местные органы власти.
Сейчас сложно представить политика, который бы выиграл политическую борьбу без использования специалистов в области консалтинга и политических технологий. Не стоит забывать, что обращение к услугам политических консультантов может существенно изменить политическую ситуацию, а значит, и историю города, региона или всей страны (последнее изменение уже может повлиять на отношения с другими государствами).
Со временем крупные, в первую очередь московские, фирмы заинтересовались в рекламе своей деятельности. В связи с этим, в прессе начали появляться публикации о том, какие компании принимают участие в организации крупных проектов и что относится к специфике их деятельности. На сегодняшний день существует большое множество фирм, выпускающих в качестве продукта политические технологии или их составляющие элементы. Проанализировав данные организации, их деятельность можно поделить на четыре основные направления:
— проведение предвыборных кампаний;
— научная направленность;
— проведение акций, заказов потребителей;
— группы политического влияния.
При более подробном рассмотрении функций данных компаний, можно разделить их на следующие виды:
1) выборные организации делятся на созидающие (маркетологи) и разрушающие (компании по подавлению предвыборной агитации конкурентов);
2) организации, специализирующиеся на проведении рекламных акций, пиара, создании индивидуального имиджа и т.д.;
3) научные компании, которые проводят исследования в сфере политических технологий и обучают потребителей;
4) политические группы – к этой категории относятся лоббирующие партии и группы политического влияния.
По самостоятельности функционирования на рынке компании можно разделить на внутренние и внешние. Отличие между ними заключается в сфере деятельности, а именно работают ли они на конкретного политического субъекта на постоянной основе или же свободны в выборе клиентов.
К внутренним организациям можно отнести департаменты партий, компаний, занимающиеся выборами, а также отдельные лица по связям с общественностью. Каждая солидная партия имеет свои внутренние политические технологии. Практически у каждого серьезного политического актора, как правило, есть свой пресссекретарь или отдел, специализирующийся на работе с общественностью. В структуре влиятельных политических партий (например, Единой России, КПРФ, ЛДПР) предусмотрен департамент по организации и проведении выборов, действующий на постоянной основе.
Обычные выборные маркетологи занимаются только лишь предвыборными кампаниями разных уровней. Когда речь идет об организации предвыборных кампаний, имеется в виду именно эта часть политических технологов. По различным оценкам, в России функционирует около двух десятков крупных организаций, которые занимаются предвыборными кампаниями по всей территории России . Такие фирмы проводят нужные исследования, составляют будущую стратегию кампании, организовывают всю работу предвыборного штаба, набирают работников, управляют агитационной кампанией и тому подобное. “Под ключ” – так называется этот комплекс работ.
Предварительная оценка работы с кандидатом в депутаты Госдумы РФ на предстоящих выборах зависят от множества факторов (действующий ли депутат, партийный или нет, соперники, история округа и кандидата и т.д.).
Неквалифицированные участники также действуют на этом рынке. Они появились в период недостатка в профессионалах и большого расширения рынка политтехнологий, и в основном состоят из несостоявшихся политиков, политологов, журналистов и рекламистов, а также простых людей, которые пытаются воспользоваться рыночной ситуацией вакуума на рынке профессиональных услуг.
“Силовики” – это группы, занимающиеся подавлением конкурента – решают вопрос силой, то есть, другими словами физически препятствуют проведению конкуренту предвыборной борьбы. Как пример, используются разные способы ограничения свободного доступа в округ, отключение тепло энергоснабжения, и другие виды блокирования работы штабов и людей, поддерживающих конкурентов, и многое другое. Риск таких запрещенных приемов растет при дефиците времени и ресурсов.
Фирмы узкой специализации направлены на профессиональное исполнение конкретного вида работ. Подобных организаций довольно много, и политические заказы – это не основной вид их деятельности. Связанными с политтехнологиями можно отметить PRагентства, агентства по рекламе, агентства по связям с общественностью, имиджмейкерские конторы и другие. Но при этом деятельность PRагентств все же больше других близка к понятию политтехнологий.
Выражают интересы своей организации и политические группы, которые включают в себя лоббистские группы и группы давления, которые лоббируют и “продавливают” принятие нужных решений от определенных ответственных органов. В основном это официальные лица, занимающие высокие посты, и выполняющие просьбы, приказы, поддерживаемых ими определенных корпораций, группировок или же личностей, заинтересованных в принятии выгодных им решений ответственными лицами.
Ограничивает финансирование предвыборных кампаний избирательное законодательство, но как показывает практика, невозможно выполнить нужные действия, имея малый бюджет. По этой причине, основная часть финансирования ведется “в черную”, что делает данный рынок довольно закрытым для неквалифицированных специалистов, а сама реклама несет только индивидуальный характер, в основном это происходит по рекомендациям определенных клиентов.
На данный момент среди специалистов, которые, так или иначе, связаны с политическим консультированием, нет единого определения данной профессии. «Этих людей называют политическими технологами, политконсультантами, имиджмейкерами, а саму профессию — политтехнология»
Из за неустоявшейся методологии под политическим консалтингом (ПК) мы будем понимать следующее: ПК — это оказание профессиональной помощи политикампрактикам в решении политических задач. На основании анализа позиций разных авторов к сфере деятельности таких специалистов относится следующее:
содержательная, или стратегическая, сторона политических и избирательных кампаний, в т. ч. исследование стереотипов массового сознания;
работа с гражданами (использование полевых технологий), агитационная деятельность;
управление политическими проектами — избирательными кампаниями и партийным строительством;
работа непосредственно с клиентом: создание имиджа, обучение навыкам делового общения, подготовка к публичным выступлениям и т. п.
Государство принимает систему мер по повышению культуры участия и проведения избирательных кампаний, в том числе осуществляет программу повышения правовой культуры организаторов выборов и избирателей, которая реализуется Российским Центром обучения избирательным технологиям. Центром регулярно проводятся консультации, курсы обучения, семинары для всех кто участвует в избирательном процессе. Программа этого центра состоит из нескольких частей: подготовка персонала, который будет заниматься организацией выборов и повышением их квалификации; повышение правовой культуры непосредственно избирателей; разработка, издание и распространение учебной и иной специальной литературы для организаторов выборов; создание видео аудиоматериалов; проведение семинаров и совещаний по вопросам правового характера организаторов выборов.
Есть специализированные курсы в некоторых ВУЗах РФ по обучению политическим технологиям. Так, на данный момент существуют: на кафедре теории политического маркетинга и партий Российской Академии госслужбы при Президенте России курс “Избирательные технологии”, на факультете психологии Государственного СанктПетербургского Университета специализация “Политическая психология”. Курсы по политическим технологиям, политическому консалтингу проводятся и в рязанских вузах, в частности в РГУ имени С.А.Есенина.
К сожалению, на сегодняшний день нет единого представления о политическом консалтинге и, соответственно, о специалистах этой сферы — политических консультантах (политтехнологах). В научной сфере отсутствуют исследования по данной тематике и крайне мало литературы российских авторов, что определяет актуальность и новизну подобных работ.
Для вопросов обучения, подготовки специалистов необходимо определить какими качествами должен обладать политический консультант, или политтехнолог. Он:
отличается стремлением к независимости и конкуренции в своей профессиональной деятельности;
несмотря на то, что стабильность места жительства не является важным, всетаки есть склонность к долговременным проектам, но в своем городе или же в другом городе (регионе) — ненадолго;
это человек амбициозный, уверенный в себе, склонный завышать свою самооценку, общительный, но при этом проявляющий признаки, характерные для интроверта;
и самое главное, что специалист, который хочет добиться успехов в сфере политического консалтинга, должен быть готов проявить самые разнообразные личностные особенности.
Отбор и обучение политических консультантов, или политтехнологов, выделение факторов успешного взаимодействия тандема «политический консультантполитик» (клиент или заказчик), определение степени влияния политтехнологов на происходящие изменения в политике являются важными вопросами, требующими дальнейшего изучения и, в последующем, регулирования в целях демократического правового развития политической системы России.
2.2. Фрагментация рынка российского политического консалтинга
Представления о политикокоммуникативной деятельности в нашей стране с начала 1990х гг. в процессе ее становления основывались на опыте и деятельности западных PRспециалистов, чьи переведенные книги дали возможность апробировать PRтехнологии в российских условиях. В свою очередь, методом проб и ошибок в России сложилась собственная система представлений о политикокоммуникативной деятельности.
За последнее десятилетие в России мы стали свидетелями процессов формирования и становления новых политических реалий, связанных с деятельностью специалистов в сфере политических PRпрактик. Этот период имеет временную протяженность, охватывающую президентство В. В. Путина, и является ярким продолжением профессионального использования политического PR и политических технологий 19972000 годов. Связан этот процесс с тем, что перед руководством страны на 2000 год стояли новые грандиозные задачи, в частности, повышение рейтинга нового президента в политических условиях, оставшихся после президентства Б. Н. Ельцина, изменение риторики российских властей на международной арене и попытки создания новых идеологических конструктов, объединяющих вокруг себя и артикулирующих интересы граждан России.
В этой связи, представляется немаловажным определение особенностей политикокоммуникативной деятельности, присущих именно российской системе. Можно ли сегодня говорить, что система сформировалась? Сложились ли профессиональные подходы к политикокоммуникативной деятельности? Образовались ли полноценные политические институты?
Политикокоммуникативную деятельность в России можно определить как политическую PRпрактику, которая лежит на стыке двух направлений собственно PR в политике и политических технологий, к которым исследователи относят пропаганду, политическую рекламу и информационноновостной менеджмент .
Сама специфичность российской политической системы и этапов ее становления в последние десятилетия способствовала возникновению новых способов политической коммуникации в постсоветской России. Началом можно считать 1993 г., когда был проведен всероссийский референдум по вынесению всенародного вотума доверия Президенту, Верховному Совету и Правительству России . Политическая PRкампания, разработанная президентским штабом, подсказывала гражданам России «правильные» ответы на вопросы, вынесенные на референдум, которые позволили бы Б. Н. Ельцину остаться на своем посту, а противостоящий ему Верховный Совет, наоборот, был бы переизбран.
В 1993 г. были сделаны первые шаги в сфере политических коммуникаций. В связи с отсутствием опыта использования подобных технологий не было и профессиональных политических консультантов, способных разрабатывать эффективную предвыборную кампанию. Лишь на последующих парламентских выборах народные избранники осознали необходимость в услугах специалистов в области политического PR и политических технологий .
Приемы PR стали главным орудием политических кампаний и в политике в целом . Выделившись, благодаря многообразию и специфике в отдельное понятие и направление деятельности, «политтехнологии» стали широко применяться и в «черном» пиаре. Результаты «белого» и «черного» PR вошли в нашу жизнь с подачи общественнополитической прессы, в основном в приложении к политическим или выборным проектам, затем закрепились в литературе, и как следствие в практической деятельности.
В общественном сознании «черный» PR стал ассоциироваться с неэтичными методами и технологиями, прямо противоречащими закону; с компроматом (в случае использования заведомо ложной информации или информации, собранной незаконными методами); с подкупом журналистов и размещением информации, выгодной для заказчика на платной основе .
Процветанию черного PR способствует и слабое законодательное регулирование, его фрагментарность. В частности, в Федеральных Законах «О выборах» и «О рекламе», можно найти ряд пунктов, которые могут быть определены как характеристики «черного PR». Например, ст.9 закона «О рекламе» запрещает заведомо ложную информацию в публикациях, а оплаченные материалы в СМИ должны быть распознаваемы как реклама с указанием пометки «на правах рекламы».
Чаще всего «черный» PR безымянен: распространение негативной информации осуществляется либо анонимно, либо от несуществующего источника, либо от «подставных» лиц . Однако, «Черный PR» как явление ни в коей мере не умаляет важность роли PRтехнологий в политической деятельности. Более того, развитому обществу присущи как раз связи с общественностью, основанные на принципе гражданского консенсуса и «общественного договора».
В России в начале XXI века сложились два направления PR деятельности: корпоративный («Бизнес»PR) и политический PR . Богатый международный опыт в значительной мере был востребован и адаптирован к российским условиям именно политическим консалтингом. На политический PR приходилось около 60% российского рынка PRуслуг (по данным на 2001 год ежегодно на политический PR затрачивалось около 200 млн долларов).
Характерной особенностью современного политического дискурса в России является сосуществование различных технологий информационного воздействия и политических практик: политической пропаганды, политической рекламы, политического PR и новостного менеджмента. Такое положение обусловлено природой информационного общества, где с возрастанием глобальной роли средств массовой информации наблюдается интенсивная медиатизация всех сторон общественной жизни, в том числе сферы политических коммуникаций.
Политический PR в России пытается формировать доверие к определенному политическому деятелю (политической партии), то есть создать плацдарм для дальнейшей обработки массового сознания. Политическая пропаганда на основе сформированного доверия внедряет в массовое сознание определенные политические установки и стереотипы и формирует определенный тип политического поведения. Политическая реклама побуждает тех, кого удалось «обработать» пропаганде, проголосовать за определенную политическую партию (политического деятеля).
В процессе политической коммуникации переживают сегодня значительные трансформации и такие традиционные функции СМИ, как информационная и посредническая. Все заметнее становится тенденция использования ресурсов массмедиа, например, для популяризации того или иного кандидата на выборах или политического деятеля. Происходит широкое внедрение коммуникативных политических технологий и механизмов манипулятивного информационного воздействия на массовую аудиторию в структуру СМИ.
Эксперты прогнозируют в скором времени появление единого интегрированного комплекса массовых коммуникативных технологий в системе политической коммуникации. Задачей этого комплекса будет не просто пропагандистское и информационное воздействие на аудиторию в целях политического влияния, традиционно осуществлявшееся через СМИ и носившее, преимущественно, тактический и фрагментарный характер. Главной задачей станет реализация долговременной комплексной стратегии политического управления и влияния, конструирование с помощью СМИ новой политической реальности.
Отдельной новеллы заслуживают политические консалтинговые фирмы. Это новый вид частного предпринимательства, именуемого политическим бизнесом. Началу избирательной кампании предшествуют серьезные маркетинговые исследования, сбор информации о конкретном округе, настроениях и проблемах избирателей, что соответствующим образом отражается в предвыборных программах и выступлениях кандидатов. По ходу избирательной кампании осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать характер и степень влияния кампании на избирателей, своевременно вносить коррективы в стратегию и тактику борьбы.
Личные контакты кандидатов с избирателями уступают место широкомасштабному использованию, прежде всего, телевидения, которое более эффективно «продвигает» политический товар. Стилистика телевизионного жанра коренным образом меняет политический стиль. Актуальным становиться не доминирование, а общение, умение расположить к себе людей, установить с ними контакт. В центр избирательных кампаний выдвигаются не политические идеи и дискуссии, а личность и имидж политиков; происходит то, что называют персонализацией и «депрограмматизацией» политической борьбы.
Стоит отметить, что помимо традиционных СМИ, в политических коммуникациях активно задействован интернет, который уже прочно вошел в круг инструментов PR для политических структур. Способы применения сетевых технологий в политическом PR постепенно эволюционировали от создания простого, презентационного вебресурса к конструированию комплексных интерактивных каналов интернеткоммуникации и виртуальных сообществ.
Применение интернета как инструмента политического PR постепенно изменяло способы деятельности и рефлексии не только политиков, но и социально активной части общества. Использование киберпространства проявилось в широком распространении объединений и сообществ, альтернативных прежним формальным структурам гражданского общества. Сетевые формы распространяются и в деятельности политических партий, например, целый ряд политических деятелей таких, как Н. Белых, Е. Ройзман, И. Стариков и В. Шендерович использовали в своих избирательных кампаниях блоги. Более того, свой блог в октябре 2008 г. открылся у Президента РФ Д. А. Медведева , ресурс является дискуссионной площадкой, на которой пользователи «Живого Журнала» (ЖЖ) имеют возможность обсудить видео и текстовые обращения Президента РОССИИ.
Среди объединений и движений актуализировалась роль виртуальных политических субъектов: виртуальных политических клубов, экспертных сетей и сообществ. Наиболее активными среди них являются экспертные сети (например, «Полит.ру», «Кремль.орг», «Интеллектуалс.ру», виртуальный клуб «Агентства политических новостей», портал социальной сети «Свободный мир»), которые функционируют в качестве открытых дискуссионных клубов для обсуждения острых политических вопросов. Основной ресурс, благодаря которому они имеют влияние на власть и участвуют в принятии политических решений, является их авторитет, а также экспертное знание, носителями которого они являются.
Мобилизация сторонников путем создания сообществ в интернете стала основным трендом российской политики последних лет. Одним из наиболее популярных среди россиян является российский «Живой Журнал». Степень политизированности контента таких дневников очень высока, возможно, это связано с тем, что в отечественной прессе высказать свои политические взгляды становится все труднее.
В сфере политической PRдеятельности можно выделить и ряд организаций, определяющих конъюнктуру рынка политического PR с 1990х гг с точки зрения коммуникативных стратегий. Специфика их деятельности заключается в проведении избирательных кампаний разного уровня, социологических исследований, организации PRкампаний, GR и лоббирования. Они взаимодействуют с общественными организациями, политическими партиями, представителями органов государственной власти как федеральной, так и региональной.
На развитие рынка политического PR повлияли также и некоммерческие организации. Их деятельность в политической сфере и в формировании политики России в целом достаточно важна. Они стали, так называемыми, «мозговыми центрами» или «прожекторами модернизации», как характеризует их газета «Аргументы и факты» . Специфика их деятельности состоит в политическом консалтинге, политической аналитике, оценке политических рисков, изучении содержания политических процессов, прогнозировании возможного развития событий, а также разработке предвыборных стратегий. Такие организации работают с государственными учреждениями, предприятиями крупного и среднего бизнеса, политическими партиями, правительствами и посольствами зарубежных государств.
Эти структуры внесли наиболее весомый вклад в развитие рынка политической PRдеятельности и избирательных технологий одного из первых востребованных секторов политического консалтинга в России, они оказались конкурентоспособными в условиях российских политических реалий. Будучи «мозговыми ресурсами» власти и общества, такие организации показали, что способны консультировать руководство страны, а обществу объяснять происходящие в стране процессы и решения, принимаемые властью.
В целом, несмотря на то, что сфера политикокоммуникативной деятельности в России достаточно молода, можно отметить, что в ней уже сформировались основные механизмы профессионального подхода, и поэтому любой политический институт, либо политик, ставящий перед собой цель стать публичным, должен быть «встроен» в систему политических коммуникаций. И именно для этого необходимо будет иметь полное представление о политикокоммуникативной деятельности в нашей стране.
2.3. Консьюмеризация отечественного политического консалтинга
Политический консалтинг в избирательных кампаниях современной России как профессиональный вид деятельности появляется в конце 80х – начале 90х гг. XX века. Хронологически это совпало со становлением и развитием политикоизбирательного маркетинга, определяемого отечественными исследователями как «деятельность по управлению процессом изучения и прогнозирования спроса на политический «товар», создание его новых видов в соответствии с требованиями и ожиданиями политического рынка, повышения привлекательности и успешного продвижения востребованного политического «товара» на основе использования адекватных и эффективных политических технологий» .
Отметим, что становление политического консалтинга в России происходило в сложный, переходный период в условиях размытости социальных границ, нестабильности партийнополитической системы и воспроизводства практики использования административного ресурса для корректировки электорального поведения граждан. Постоянно меняющиеся «правила игры» на электоральном поле страны также были сдерживающим фактором, препятствующим стабилизации отечественного политического консалтинга и его институционализации как прикладной политической науки.
Считается, что впервые к политконсалтинговым услугам обратились при проведении выборов народных депутатов СССР в 1989 г. Согласно экспертам, «выборы народных депутатов СССР 1989 г. еще не были в полной мере свободными, и не везде они были альтернативными, но это был огромный шаг по сравнению с советскими «выборами без выборов» . По мнению отечественных исследователей, в России годом появления института политического консалтинга как посредника между новой, непопулярной в народе политической элитой и населением считается 1993 г. В этот период на политическом поле заявляют о себе такие игроки, как политические партии и общественные организации.
Отметим тот факт, что профессионализация сферы политического консультирования происходила постепенно. Сначала оно было представлено волонтерскими движениями – работа выполнялась на безвозмездной основе, потом, объединившись, группа специалистовпрактиков организовывала учреждения, специализирующиеся в области политического PR, технологий и коммуникаций – консалтинговые агентства и фирмы.
В политологической научной литературе как зарубежными, так и отечественными авторами не дано четкого определения рассматриваемой деятельности. Попытаемся разобраться в трактовке категории понятия с точки зрения исследователей, специализирующихся на проблемах политического PR и коммуникаций.
Так, зарубежный исследователь Д. Ниммо связывал понятие политического консультирования, прежде всего, с проведением избирательных кампаний. Он отмечал, что видимая сторона технологического исполнения политического процесса обычно представлена заявлениями, выступлениями, поездками и другими освещаемыми СМИ акциями партийных лидеров, депутатов, кандидатов на выборные государственные должности, но специалисты знают, что за спиной публичных политиков стоят люди, обеспечивающие подготовку и проведение кампаний своими организаторскими способностями, консультациями, талантом, интеллектом, знанием новейших политических технологий .
Отечественные исследователи интерпретируют понятие политического консультирования как в широком, так и в узком смысле слова. Так, в широком смысле под политическим консалтингом отечественные специалистыпрактики понимают «разновидность профессиональной помощи специалистов в виде советов, рекомендаций и консультаций политическим лидерам и государственным деятелям в решении ими специализированных политических задач» . А. П. Ситников и Е. Г. Морозова современное политическое консультирование определяют как профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийнополитических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационнопропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампании .
В отечественной политологической литературе под политическим консалтингом в узком смысле слова понимается «сфера оплачиваемых услуг специалистов в области технологий избирательных кампаний» . «Политическая энциклопедия» определяет политический консалтинг как профессиональную деятельность политолога по оказанию научноаналитической поддержки субъекту в принятии решения .
Свое видение предложили региональные исследователи Р. Ф. Латыпов и В. Ю. Романов, определив политический консалтинг как интегрирующую категорию. Согласно им, под политическим консалтингом следует понимать «сферу профессиональной деятельности по интеллектуальному обеспечению политологического, информационного, социологического, психологического, имиджевого, юридического, организационного и финансового аспектов подготовки и проведения избирательной кампании» .
Исходя из изложенных точек зрений предложим свою трактовку политконсалтинговой деятельности. Под политконсалтинговой деятельностью избирательных кампаний следует понимать интегрированный вид деятельности по оказанию профессиональной помощи субъектам политики в решении специализированных задач, цель которого заключается в обеспечении победы на выборах, используя специальные средства и методы (технологии) ведения предвыборной борьбы.
При изучении категории политического консультирования в политических кампаниях как на федеральном, так и региональном уровнях следует учесть ряд факторов.
Вопервых, не вызывает сомнение, что на федеральном и региональном уровнях практически все участники предвыборной борьбы обращаются за помощью к специалистам по политическому PR. При этом для достижения максимального успеха, популяризации имиджа политика и политической партии специалисты используют такие средства политического консалтинга, как политическая реклама, PRтехнологии, телевидение, радио, Интернет. Также для оценки социальнополитической и экономической ситуации региона, мониторинга динамики электоральных предпочтений, анализа конъюнктуры политического рынка, выявления уровня доверия избирателей к политической элите, определения политического имиджа субъекта политики консультанты в своей работе прибегают к количественным и качественным методам социологических исследований.
Вовторых, среди зарубежных и отечественных специалистов политической PRиндустрии распространена практика одновременного ведения предвыборной борьбы сразу на нескольких территориях, цель которых заключается в максимальном получении прибыли.
Ряд исследователей придерживаются мнения о том, что на результат работы столичного политконсультанта, приглашенного в избирательную кампанию регионального уровня как «исполнителя» политического «заказа», влияет, прежде всего, незнание специфики и особенностей региона. Однако столичные политконсультанты утверждают обратное: они, как правило, способны оценить ситуацию «со стороны», опираясь на личный опыт.
Политический консалтинг в современной России с момента своего зарождения и поступательного развития претерпел существенные изменения. Представляется возможность рассмотреть несколько этапов в становлении отечественного политического консалтинга как прикладного вида деятельности.
Первый этап – этап внедрения. Хронологические рамки: период с конца 80х до середины 90х гг. XX века, именуемый как «протоконсалтинг». Согласно мнению исследователей, «первые в СССР альтернативные выборы проходили в условиях сохранившейся однопартийной системы, поэтому на них не было конкуренции между партиями и не существовало какихлибо предвыборных платформ, способных объединить значительное число кандидатов. Каждый кандидат представлял лишь себя и свою обычно немногочисленную команду (группу поддержки), при этом у многих кандидатов команды возникали уже в процессе предвыборной агитации». Это были первые успешные попытки пошагового внедрения методов и технологий политического консалтинга в борьбе за политическую власть.
Так, в Москве по телевидению в прямом эфире транслировались дебаты между кандидатами. Прямой эфир позволял кандидатам говорить все, что они считали нужным сказать, без оглядки на цезуру. Впервые с телеэкрана можно было услышать серьезную критику руководства страны и партии . Тогда на российской политической арене появились Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Геннадий Бурбулис, Юрий Калмыков, Элла Памфилова, Михаил Полторанин, Гавриил Попов, Евгений Примаков, Михаил Прусак, Юрий Скоков, Анатолий Собчак, Олег Сосковец, Николай Травкин, Николай Федоров, Святослав Федоров и многие другие, позже сыгравшие значительную роль в становлении российской демократической государственности. Формированием их имиджа занималась целая команда профессиональных политических консультантов. На работу привлекались специалисты разных сфер деятельности: журналисты, социологи, политологи, педагоги, юристы и т.д.
Популярность политконсалтинговой деятельности возрастает с момента появления на предвыборном поле политических партий (1993). «Отличительной особенностью выборов в Федеральное Собрание в 1993 году стало вступление в предвыборную борьбу не только отдельных кандидатов, но и политических партий и объединений. Впервые было принято решение голосовать по партийным спискам» ,– все это способствовало профессионализации и интернационализации отечественного политического консалтинга в мировое политическое пространство.
Несостоятельность использования западных маркетинговых технологий на отечественном политическом рынке доказана фактом поражения первых политических партий. «Как известно, «Выбор России» (партия Е. Гайдара) потерпела на выборах 93 года серьезное поражение, набрав по партийным спискам лишь 15.5% голосов» , хотя на выборах были использованы СМИ как одно их эффективных методов борьбы за голоса и массированное средство воздействия на сознание избирателей. Регулярные избирательные кампании федерального и регионального уровней позволили политическим консультантам усовершенствовать методы и технологии ведения предвыборной борьбы, открыть новые финансовые возможности.
Период с середины и до конца 90х гг. ХХ века можно обозначить как второй этап в развитии отечественного политического консалтинга, именуемый как «непродолжительный золотой век отечественного политического консалтинга». Отличительная особенность заключается в его бурном развитии, что связано с увеличением роли политических акторов на рынке политических услуг, агрессивной конкурентной средой, внедрением и активным использованием «грязных» политтехнологий, появлением многочисленных консалтинговых агентств и структур, оказывающих профессиональную помощь как политикам, так и политическим партиям.
Формирование рынка политического консалтинга привело к профессионализации, интернационализации и глобализации деятельности. Успех как на федеральных, так и на региональных выборах обеспечивался за счет внедрения новых политических PRтехнологий, использования современных средств и методов политического консалтинга (агитация, пропаганда, политическая реклама, медиарилейшнз, GRтехнологии, фандрайзинг, спичрайтинг), грамотно разработанной стратегии и тактики ведения предвыборной борьбы. Каждая избирательная кампания отличалась своей уникальностью, оригинальностью, непредсказуемостью. Выборы Президента РФ в 1996 г. стали кульминационным моментом в становлении отечественной модели политического консультирования. «Тогда вся страна увидела, как с помощью определенных знаний и умений можно совершить чудо и привести президента, чей рейтинг едва достиг 6 процентов, к победе на выборах с 53 процентами голосов избирателей»,– отмечает Е. Любарская .
Отметим, что в этот период параллельно шло формирование на политическом рынке внутреннего консалтинга политических партий, который завершился успешной институциализацией рынка консалтинговых услуг.
Третий этап – с 2000х гг. по 2008 г. Период президентства Владимира Владимировича Путина, который отмечается трансформацией политической системы России. Модернизация избирательного законодательства привела к смене избирательной системы, повышению роли политических партий на политическом рынке, отмене губернаторских выборов в регионах России, отмене графы «против всех», порога явки. Все эти факторы привели к сужению рынка политического консалтинга, встал вопрос о дальнейшей судьбе его функционирования. Исследователи прогнозировали: и закат деятельности, и ее дальнейшее функционирование, «…пока жив, хоть один политик». В частности, генеральный директор ЦПК «Никколо М» Екатерина Егорова и председатель директоров ГК «Никколо М» Игорь Минтусов, на вопрос журналиста: «Каковы ваши прогнозы относительно будущего политконсалтинга в России?» ответили: «Я думаю, что у политконсалтинга в России хорошее будущее.
Неясно, правда, насколько востребована окажется деятельность политконсультантов во время тех или иных выборов, но до тех пор, пока существует хотя бы один политик, первые будут востребованы и, надеюсь, процветать» (Е. Егорова). «Политконсалтинг – это не только избирательные технологии, это антикризисный и репутационный PR, формирование имиджа политика, GRкоммуникации. Через 20 лет изменятся и политические лидеры, и политические консультанты, а политический консалтинг останется. В том, что у политического PR хорошие перспективы, я абсолютно уверен»(И. Минтусов) .
Согласно мнению региональных исследователей , «кризис российского политического консалтинга действительно имеет место быть, но вызван не только изменениями «правил игры» на электоральном поле, но и причинами идейноконцептуального характера.
Ряд исследователей характеризуют данный этап как этап маркетингового авторитаризма, который определяют как «режим, в котором правящая элита не позволяет себе совершать действия, значимо складывающиеся негативным образом на популярности в массах ее официального лидера» .
Ситуация после выборов 2004 г., по мнению экспертов, существенно изменилась в сторону трансформации рынка политического консультирования, обозначив две тенденции:
1) существенное развитие получил региональный политический PRрынок;
2) в ряде крупных корпораций и политических партий были созданы собственные PRструктуры и аналитические центры, занимающиеся текущей избирательной кампанией, задача которых заключается в отслеживании социальнополитической ситуации центра (региона), формировании «повестки дня», организации и запуске информации в электронные и печатные СМИ, повышении имиджа организации.
Единственно реальная публичная конкуренция будет происходить в рамках треугольника «федеральный центр – региональные интересы – местный бизнес», что говорит о том, что акцент сместился на развитие и профессионализацию регионального рынка политического консультирования .
Однако следует помнить, что крупные структуры, целенаправленно занимающиеся политическим консалтингом и способные провести «полный цикл выборного процесса, работают в основном в Москве» .
С выборами нового Президента страны обозначился новый этап – четвертый – в развитии политического консалтинга в России. В Посланиях Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев акцентировал внимание на модернизации политической системы страны. Президент РФ определял место и роль политических игроков (партий, кандидатов), что гарантировало полноценное существование их на политическом рынке и повышает уровень и качество народовластного представительства во власти.
Все перечисленные этапы характеризуют процесс профессионализации политконсалтинговой деятельности как современной политической PRиндустрии.
Для отечественного политического консалтинга в отличие от западных его аналогов, по мнению ряда экспертов, характерны:
1) процесс непрерывного развития;
2) относительная молодость и интенсивное взросление;
3) большая сложность, что связано с неустоявшимися политическими традициями, бурно и непредсказуемо протекаемыми политическими процессами;
4) хорошее знание российскими специалистами местных условий, широта, гибкость и нестабильность мышления.
Что касается недостатков деятельности. К ним относятся:
отсутствие законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, это рождает «грязные технологии», «серый» и «черный» нал, а активное его использование в ходе проводимых избирательных кампаний приводит к политическому отчуждению электората и явлению абсентеизма;
технологической неразвитости консультантов, их юридической неграмотности;
«отсутствию профессионального заказа» их клиентовполитиков;
увлечению использования негативных технологий и многому другому.
В крупных и малых городах субъектов Российской Федерации появились специальные фирмы, оказывающие услуги в области политического консалтинга. Ими между циклами и в ходе проведения как федеральных, так и региональных избирательных кампаний осуществлялись замеры динамики социальнополитических ситуаций в регионах, проводились количественные и качественные исследования, определялись рейтинги политических партий, кандидатов, а также уровень доверия и предпочтений электората и т.д.
Специалистам по политическому консультированию как на международном, федеральном, так и на региональном уровнях необходимо сотрудничать с зарубежными коллегами, обмениваться опытом ведения предвыборной борьбы, осуществлять совместные проекты по формированию имиджа политиков и политических партий.
Важно создавать новые и укреплять имеющиеся консалтинговые фирмы, что позволит вытеснить с политического рынка неквалифицированных специалистов по политическим технологиям. Следует продолжить изучение феномена политического консалтинга как ключевого актора политикотрансформационного процесса, учитывая особенности и тенденции его развития в избирательных кампаниях постсоветской России.