ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Российская Федерация, провозглашенная социальным государством, сегодня становится страной, где социальная политика занимает одно из важнейших мест. Наиболее значимым для сегодняшней государственной политики становится выявление причин социального неравенства, нахождение путей его преодоления, именно эти обстоятельства и направления в общегосударственной политике стали актуальными перспективами дальнейшего развития всего российского общества. Сложные социальные проблемы (бедность, инвалидность, сиротство, социальное неблагополучие) являются объектом теоретических исследований социологической науки и практики.
В последние годы термин «инвалид» используется всё реже. Сегодня чаще можно услышать заменяющий толерантный термин «люди с ограниченными возможностями здоровья» (лица с ОВЗ). Люди, имеющие некоторые отклонения (ограничения) в здоровье, остаются и должны оставаться такими же полноценными гражданами общества, личностями, так и обычные типичные индивиды, не имеющие каких либо нарушений. Нынешняя реальность, отображающая стремительное развитие средств техники и коммуникации, позволяет людям с ОВЗ находиться в самом центре общественной, социальной и культурной жизни социума.
Главная их проблема – здоровье, все остальные стороны жизни, которая присуща и доступна людям с хорошим физическим состоянием, так же желанны, интересны и вполне доступны даже при самых тяжелых физических недостатках. Но здесь без помощи семьи, общества, государства не обойтись. А это значит, что окружающие должны обеспечивать и прилагать усилия для того, чтобы адаптировать максимально быстро, безболезненно и результативно людей с ограничениями в здоровье в нормальную осознанную общественно-социальную, образовательную, досуговую и творческую деятельность. Чаще всего такие обязанности возлагаются на социальных работников: специалистов, педагогов. Нужно отметить, что политика государственной власти в части разработки, принятия и организации целого комплекса мер по социальной поддержке, реабилитации и ассимиляции инвалидов в общество определена в числе приоритетных направлений социальной политики всего государства.
Актуальность темы данного исследования обусловлена наличием в социальной структуре общества существенного числа лиц, которые имеют симптомы ограничения в возможностях здоровья, в активной и полноценной жизнедеятельности. Прошедшие в нашей стране социально-экономические преобразования привели к тому, что в обществе всё более явно углубились противоречия не только различных социальных групп, определяемых уровнем их доходов. Достаточно серьезно обострились в настоящее время проблемы граждан, имеющих инвалидность.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Специалисты-эксперты ООН по проблемам инвалидов подчеркивают, что инвалиды составляют около 10 процентов общей численности жителей мирового сообщества. В России за последние годы отмечается тенденция к изменению числа инвалидов. Если на 1 января 2000 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 1,109 миллиона инвалидов, в 2005 году – 1,799 млн человек, но уже на 1 января 2014 г. — 729 тысяч инвалидов . Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В отечественных изысканиях вопросы работы с инвалидами исследовали А.Н.Аверин, С.С.Васильева, Н.Н.Гриценко, С.С.Лебедева, А.И.Кравченко, В.В.Коробкова, Г.Ф.Нестерова, К.Н.Гусов, Р.И.Ерусланова и многие другие. При этом отечественными исследователями было разработано достаточно большое количество по данному направлению социальной, образовательной, культурно-досуговой деятельности государственных органов и учреждений. Кроме того, проблемы людей, имеющих инвалидность, обозначаются и рассматриваются в публикациях специальных тематических газет и журналов («Русский инвалид», «Социальная защита», «Социальная работа», «Социальное обеспечение»). При этом проведенный анализ показал, что существует недостаток глубоких исследований, которые могут предоставить единое представление о сущности данного направления государственно-социальной деятельности, что и требует дополнительной разработки.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
— рассмотреть понятие инвалидности как социальной категории, ее особенности;
— проанализировать проблемы занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— изучить «защищенный рынок труда» и анализ структуры занятости лиц с ОВЗ;
В качестве источников исследования применены Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, определяющие и регламентирующие основные положения вопросов, данные опросов, мониторингов и тп.
Основными методами исследования стали: методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы сбора первичной информации, общенаучные методы, метод анализа, синтеза.
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1.1 Инвалиды как социальная категория и ее особенности
Инвалидность в последнее время все чаще воспринимается обществом как один из возможных социальных статусов.
Меры социальной защиты, лиц с ОВЗ в том числе в области занятости принимаемые правительством, со временем приобретают все большую актуальность и значимость. Это делается для того, чтобы максимально сократить дистанцию в сфере трудоустройства инвалидов между типичными индивидами.
Ограничение возможностей здоровья из-за инвалидности в той или иной степени означает для индивида наличие проблем в социальном функционировании. Именно поэтому инвалиды являются категорией граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке со стороны государства.
Согласно законодательству, инвалидом считается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .(ссылка)
Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .
Признание гражданина инвалидом осуществляется в результате проведения медико-социальной экспертизы. При ее проведении комплексно оценивается состояние организма и уровень здоровья гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ .
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и нарушения жизненно важных функций организма человека медико-социальной экспертизой устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид». Инвалидность может быть получена с рождения, или приобретена в результате заболеваний или травм. Медико-социальная экспертиза проводится по месту жительства лица, или же по месту его пребывания, а также по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ Согласно законодательству, медико-социальная экспертиза также может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро .
Перечислим условия для присвоения человеку определенной группы инвалидности:
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию .
Для установления инвалидности и присвоения группы инвалидности необходимо наличие всех трех указанных условий.
Решение об установлении инвалидности или об отказе в признании лица инвалидом принимается большинством медицинских специалистов, которые участвовали в проведении медико-социальной экспертизы. Решение объявляется либо самому лицу, проходившему указанную экспертизу, либо его законному представителю.
Перечислим критерии для установления определенной группы инвалидности.
Как уже было указано выше, критерием для установления определенной группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Для первой группы установления инвалидности выделяются следующие критерии:
-способность к самообслуживанию 3 степени;
-способность к передвижению 3 степени;
-способность к ориентации 3 степени;
-способность к общению 3 степени;
-способность контролировать своё поведение 3 степени .
Для второй группы установления инвалидности выделяются следующие критерии:
-способности к самообслуживанию 2 степени;
-способности к передвижению 2 степени;
-способности к ориентации 2 степени;
-способности к общению 2 степени;
-способности контролировать своё поведение 2 степени.
Для третьей группы установления инвалидности выделяются следующие критерии:
-способность к самообслуживанию 1 степени;
способность к передвижению 1 степени;
-способность к ориентации 1 степени;
способность к общению 1 степени;
способность контролировать своё поведение 1 степени.
Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), предусматривающих необходимость социальной защиты.
Все аспекты регулирования трудовых отношений трудоспособной категории инвалидов и порядок предоставления или льгот содержатся в таких федеральных законах и нормативно-правовых актах, как Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015), «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) .
Социальная защита инвалидов осуществляется согласно упомянутому выше Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно указанным законодательным актам и нормативам, социальная защита инвалидов представляет собой комплекс гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества .Перечислим меры, принимаемые службой медико-социальной экспертизы :
-определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
-разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
-участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
-определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профзаболевание;
Реабилитация лиц с инвалидностью представляет собой установленный законодательством комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или максимальную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация к условиям современного социума. Реабилитация инвалидов включает в себя следующие мероприятия:
-медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии и реконструктивной хирургии;
-профессиональную реабилитацию, которая включает в себя профессиональную ориентацию инвалидов, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию.
Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов — это утвержденный законодательством перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета. Данный перечень утвержден в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Глава III. Реабилитация и абилитация инвалидов) .
Россия как социальное государство способствует решению проблем, возникающих у лиц с ОВЗ, в раных сферах, в том числе в области занятости. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ путем проведения следующих социальных мероприятий:
-осуществления льготной финансово — кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
— установления в организациях независимо от организационно — правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества рабочих мест для инвалидов;
-резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
-стимулирования создания предприятиями дополнительных рабочих мест (в т.ч. специальных) для трудоустройства инвалидов.
-создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов.
-организации обучения инвалидов новым профессиям;
-установление квоты для приема на работу инвалидов и создания на предприятиях, независимо от организационно — правовых форм, специальных рабочих мест для инвалидов.
Законодательство обязывает местные органы власти создавать все условия для организации предпринимательской деятельности инвалидов .
В целях обеспечения занятости инвалидов работодатель обязан создавать в соответствии с квотой или выделять (резервировать) рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также обеспечивать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Предприятие обязано организовать обучение инвалида новым профессиям .
Администрация обязана устанавливать инвалидам в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и др. льготные условия труда. Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, что их работа не запрещена медицинскими рекомендациями .
Кроме того ежегодный отпуск инвалидам I и II групп предоставляется по их желанию в любое время года продолжительностью 30 календарных дней .
Также в целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды имеют право создавать общественные объединения, движения и формы в порядке, установленном законодательством РФ.(дата обращения)
Таким образом, в данном параграфе была приведена характеристика инвалидов как социальной категории граждан, указаны права и льготы инвалидов, меры по социальной защите и поддержке лиц с инвалидностью со стороны государства.
ВЫВОДЫ по параграфу
1.2 Проблемы занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья
Трудоустройство инвалидов — актуальная задача общества, которая требует поиска новых методов, технологий. Проблема трудоустройства инвалидов на сегодняшний день становится наиболее острой среди других вопросов жизнедеятельности инвалидов. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 9,2%. Из 2,57 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,75 млн. человек или 68,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.(сноска)
Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов данной категории.В то же время, в целом уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.
Трудоустройство человека с инвалидностью признается сложным этапом его профессиональной реабилитации, который заключается в процессе подбора работы и трудоустройства. Как было отмечено выше, работа предоставляет возможность инвалиду обеспечить достойный уровень существования вне пенсионных выплат.
Большинство инвалидов, желающих трудиться, не могут этого сделать по множеству причин. Проблемы начинаются на стадии получения профессионального образования. Даже после реформ и мероприятий по адаптации и обеспечению доступа инвалидов не во всех образовательных учреждениях возможно обучение инвалидов в среде типичных сверстников. До сих пор существуют учебные заведения, которые не принимают инвалидов из-за отсутствия доступности: учебные, а также санитарно-бытовые помещения не оборудованы, а существующие учебные программы не адаптированы под специальные нужды инвалидов.
Не менее серьезными препятствиями и возможности трудоустройства инвалидов оказывается ограниченный доступ к транспортной инфраструктуре. При поступлении на работу инвалиды зачастую поставлены перед необходимостью ежедневно встречаться с проблемами недооборудованного согласно нормам и требованиям законодательства общественного транспорта, надобности применения сторонней помощи при передвижении.
В результате ситуация мейнстрима и увеличение физической и психологической нагрузки заставляет человека с инвалидностью искать другую работу, либо перестать предпринимать попытки к трудоустройству. С учетом всех этих обстоятельств инвалиды предпочитают самозанятость или прибегают к частичной занятости вблизи к месту проживания. Следствием дефицита профессиональной поддержки и содействия становится пониженная трудовая мотивация, а значит — трудности с выбором рабочего места.
Но существуют и такие трудности в процессе трудоустройства инвалидов, которые зависят не только от лиц с ОВЗ. Большинство работодателей в кризисной экономической ситуации отказываются от работы с инвалидами. Основных причин несколько: (СНОСКА Воеводина «Поиск») «отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест на предприятиях, приспособленных для работы инвалидов, отсутствие у работодателей стимулов для приема на работу инвалидов, недостаточно высокая профессиональная квалификация людей с ОВЗ, жесткие требования законодательства в части организации труда инвалидов и т.д.
Работодатели часто не воспринимают инвалидов в качестве полноправных работников и считают их прием на работу значительной проблемой, которая требует дополнительных затрат.
По данным Министерства труда и социального развития РФ в службы занятости обращается гораздо меньшее количество инвалидов, чем на самом деле нуждается в трудоустройстве. Связано это, прежде всего, с тем, что у индивидов нет уверенности в том, что сотрудники службы занятости на самом деле смогут помочь в решении проблемы трудоустройства. Людям с ОВЗ трудно быть равнозначными конкурентами на рынке труда в сравнении с людьми, не испытывающими проблем со здоровьем. Кроме того, общий невысокий уровень потенциального трудоустройства в целом снижает степень ожиданий людей с ОВЗ при решении проблемы трудоустройства.
При этом мотивация инвалидов к трудоустройству в возрасте 16-35 лет и старше существенно различается. Для молодых инвалидов работа – это стремление общаться со своими сверстниками. И тут они могут столкнуться с проблемами, характерными для большинства молодежи, — недостаток или отсутствие опыта работы и необходимость формирования специальных условий труда работодателем. Нужно отметить, что даже хорошо организованное получение профессионального образования молодыми инвалидами теряет всякое значение, если ему не сопутствует последующее гарантированное трудоустройство.
Законодательство Российской Федерации предусматривает равные права лиц с ограниченными возможностями здоровья не только на образование, но и на труд. Но даже существующие законодательные нормы слабо помогают молодым людям с ОВЗ успешно трудоустроиться.
Проведя анализ отечественных работ по проблемам трудоустройства данной категории граждан можно выделить следующие причины, способствующие их безработице:
1. Конкурентоспособность инвалидов на рынке труда зачастую ниже в сравнении с другими категориями граждан.
2. Трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не предполагают наличия специально оборудованных, с учетом патологии инвалидов, рабочих мест.
3. Недостаточное количество вакансий для инвалидов или предложенные вакансии, которые не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускника. Чаще всего это профессии с низким уровнем требований, и – соответственно – заработной платы: укладчик-упаковщик, сборщик изделий, менеджер бухгалтер, дворник, слесарь-сантехник, делопроизводитель, курьер. Отсутствие возможности получить хорошую должность снижает мотивацию инвалидов еще на этапе профессионального самоопределения.
4. В городском банке вакансий, рекомендуемых инвалидам, бóльшая часть в действительности не может быть использована: отсутствуют специально созданные условия труда. Количество специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, чрезвычайно ограничено, как правило, они расположены в крупных мегаполисах, что осложняет их доступность .
5. Отсутствие вакансий для надомного и дистанционного труда, или их незначительное количество.
6. Нежелание работодателей принимать на работу инвалидов.
7. Конкуренция между инвалидами и гражданами, не имеющими ограничений к выполняемой работе по состоянию здоровья. Часто работодатель делает свой выбор в пользу физически здоровых работников, руководствуясь тем, что при приеме на работу инвалида он вынужден нести дополнительные расходы на подготовку рабочего места, обеспечить замену работника-инвалида во время его лечения, учитывать его психологические особенности.
8. Боязнь инвалида потерять свою пенсию в связи с трудоустройством» .
Несмотря на меры, содержащиеся в международном и российском законодательстве по трудоустройству инвалидов, государству и общественности предстоит еще многое решить для достижения прогресса в данном направлении. По данным Министерства социального развития РФ только около 10—20% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, причем, ситуация усложняется. (сноска)
Таким образом нежелание работодателей брать на работу людей с ОВЗ чаще всего обусловлено тем обстоятельством, что российское законодательство в целом направлено не на поощрение, а на принуждение работодателей. Кроме того, пока не преодолены проблемы инвалидов с передвижением, транспортировкой к месту работы, техническими приспособлениями доступной среды. Дополнительные препятствия : низкая конкурентоспособность лиц с ОВЗ на открытом рынке труда; проблемы их трудоустройства и создания для них рабочих мест; в целом снижение среди молодежи престижа рабочих профессий и специальностей .
1.3 «Защищенный рынок труда»
и анализ структуры занятости лиц с ОВЗ
Тенденции мирового финансово-экономического кризиса способны создавать проблемы, которые характерны не только для отдельно взятого государства, но и для многих стран. В этот период обостряются проблемы занятости, которые требуют поиска новых решений. В нашей стране разработаны дополнительные мероприятия, цель которых – «снижение напряженности на региональных рынках труда»,согласно им внесены изменения в Закон о занятости, пересмотрена миграционная политика; создан государственный интернет-портал, призванный информировать население о состоянии рынка труда и содействовать трудоустройству граждан. В нашей стране произошло перераспределение функций: основная часть полномочий была передана на регионы, произошла децентрализация регулирования занятости. В связи с этим будут сокращены и расходы на осуществление полномочий РФ в области содействия занятости населения, которые регламентирует законодательство.
В связи с этим необходима работа по формированию принципиально нового, более гибкого механизма, который бы дал возможность более эффективно адаптироваться к современным обстоятельствам.
В некоторых странах для оптимизации состояния рынка труда была разработана модель «защищенного гибкого рынка». Ее национальные разновидности достаточно эффективно реализуются в Австрии, Дании и Нидерландах.
Кратко рассмотрим порядок использования такой модели: «государство законодательно закрепляет гибкие условия найма и увольнения работников, предоставляющие работодателю широкую степень свободы, которая необходима для проведения реструктуризаций (объективно необходимых в логике инновационного развития). Однако одновременно оно принимает на себя дополнительный объем социальных обязательств, компенсирующий работникам снижение объема социальных гарантий, предоставлявшихся работодателями.
Общие принципы реализации данной модели строятся на четырех основных компонентах, к числу которых относятся: современные системы социального обеспечения, действенная и активная политика на рынке труда, комплексные стратегии непрерывного обучения, гибкие и надежные договорные механизмы» .
На настоящее время наилучшим образом проработана и достаточно апробирована датская модель.
В России перестройка такой модели с применением национальных, исторических, социально-экономических, культурных особенностей является достаточно сложной. Но при этом применение модели «защищенного рынка» оценивается специалистами как наиболее перспективный путь разрешения чрезвычайно основательных проблем российского рынка труда.(сноска)
По мнению специалистов, переход к защищенному гибкому рынку предусматривает решение следующих задач:
— формирование более эффективной системы социального обеспечения (создание фонда занятости на основе софинасирования от работодателей, наемных работников и государства, организация дополнительного добровольного страхования на случай безработицы);
— развитие комплексных стратегий непрерывного обучения (включение в распространение программ обучения без отрыва от производства, на рабочих местах; воссоздание системы профессионального обучения в общеобразовательных учебных учреждениях).
Реализация активных мер на рынке труда должна стать одним из приоритетов государственной политики занятости. В числе главных задач, провозглашаемых в концепциях и программах социально-экономического развития, на сегодняшний день декларируют повышение качества рабочей силы и создание новых эффективных рабочих мест. Однако практическая политика направлена преимущественно на сохранение существующих рабочих мест, что воспроизводит уже имеющуюся структуру занятости. В тоже время, по мнению населения, оптимальным способом решения проблем занятости является стимулирование бизнеса к созданию рабочих мест, а также создание благоприятных условий для малого предпринимательства» .
Ещё одна мера, содействующая внедрению модели «защищенного рынка» — работа государства на рынке труда по созданию новых рабочих мест. Для этого, прежде всего, предлагается активное и оперативное введение в действие неиспользуемых производственных мощностей. Эффективным методом является расширение программы самозанятости населения. Такая деятельность дает достаточно эффективные результаты.
Требования времени, развитие информационных технологий достаточно необходимым элементом активной политики занятости позиционируют расширение сферы информированности населения о состоянии рынка труда и прогнозах его развития. В 2009 году была создана единая база «Работа в России» – общероссийский банк вакансий. Также актуальным становится процесс по подготовке и доведению до населения прогноза баланса трудовых ресурсов, подготовкой которого занимается Минсоцразвития РФ. Такой прогноз скоординирован с краткосрочными и долгосрочными тенденциями развития экономики страны, разрабатывается как по видам деятельности, так и по регионам.
Нужно подчеркнуть, что комплексная политика построения защищенного гибкого рынка труда не сводится к выше обозначенным направлениям и не исчерпывает всех возможностей государства как агента, ответственного за амортизацию социальных рисков в сфере труда. Тем не менее, данная эта триада: создание более эффективной системы социального обеспечения (посредством внедрения страховых принципов); содействие развитию и совершенствованию человеческого потенциала (путем реализации концепции непрерывного обучения); обеспечение условий для реализации конституционно провозглашаемого права граждан на труд (благодаря расширению информированности и содействию создания рабочих мест) – представляет собой своеобразный костяк, на котором базируется национальная модель, органически увязывающая защищенность и гибкость отношений занятости в современных динамично меняющихся условиях.
Применение модели «защищенного рынка» в области занятости населения наиболее важным стаовится в отношении людей с ОВЗ, как правило, испытывающих наибольшие проблемы с трудоустройством. Данное направление государственной деятельности оказывает максимально глубокое влияние на жизнь людей с ОВЗ в целом. Получение профессии и дальнейшее трудоустройство значительно снижают эмоциональную напряженность людей с ОВЗ, кроме того – что немаловажно, результатом решения этих вопросов становится достойное материальное положении инвалидов, смена их социального статуса, максимальное включение в общественно-социальную и культурно-досуговую деятельность. Все эти факторы приводят к самореализации людей с ОВЗ, и – как итог — снижению уровня и объема необходимой поддержки со стороны государства.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность работающих инвалидов, в том числе в возрасте, превышающем возраст выхода на пенсию, с 2006 года выросла с 1,752 млн. до 2,275 млн. человек. На начало 2015 года она составила 17,7% от общей численности инвалидов всех возрастов, за исключением численности детей-инвалидов. При этом уровень трудоустройства инвалидов составляет 35% .
Исходя из высокой социальной значимости деятельности государственных органов по содействию трудоустройству инвалидов, перед всей системы занятости обозначена цель — поднять степень трудоустройства инвалидов до среднего показателя по всем категориям безработных граждан. Для этого требуется создать условия для лиц с ОВЗ, способных и желающих работать, при которых они смогут найти свою профессиональную траекторию и трудоустроиться на адаптированное рабочее место.
В целях определения потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела Минтрудом России 29 декабря 2012 года утвержден приказ № 643 «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела» .
При работе по проведению указанного мониторинга органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны проводить выборочный опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста для определения их потребности в трудоустройстве.
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ в 2015 году органы исполнительной власти 28 субъектов провели выборочный опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста. Проанализируем данные, выявленные по результатам опроса.
В опросе приняли участие более 15,0 тыс. незанятых инвалидов трудоспособного возраста, из них женщины – 6553 чел. (43,7% от числа опрошенных) и 8453 – мужчины (56,3% от числа опрошенных) – рисунок 1.
Рисунок 1 – Половая принадлежность незанятых инвалидов
При этом 5689 инвалидов (37,9%) – городские жители, 5175 инвалидов (34,5%) жители села, 2182 инвалида (14,5%) – проживают в столичном, краевом или областном центре и 1960 инвалидов (13,1%) – в поселении городского типа.
Кроме того, из числа респондентов, в возрасте от 51 до 55 лет — 5795 человек (38,6%), от 40 до 50 лет – 4913 чел. (32,7%), от 30 до 39 лет – 2467 чел. (16,4%), от 19 до 29 лет – 1673 человека (11,2%), от 16 до 18 лет – 158 человек (1,1%) – (Рисунок 2.)
Рисунок 2 – Возраст незанятых инвалидов
При этом большинство лиц с ОВЗ – 10760 человек, или 71,7% от числа опрошенных, принадлежат к III группе инвалидности, II группа у 4042 инвалида (26,9% от числа опрошенных) и I группа – 204 инвалида или 1,4% от числа опрошенных.
С учетом уровня имеющегося профессионального образования опрошенные люди с ОВЗ представлены следующим образом: 3730 инвалидов (24,9% от числа опрошенных) — имеют общее среднее образование, 7034 инвалида (46,9%) – среднее профессиональное, 2200 инвалидов (14,7%) – высшее профессиональное, 1219 инвалидов (8,1%) – неполное среднее, 823 инвалида (5,5%) – начальное образование – (Рисунок 3.)
Рисунок 3 – Уровень образования незанятых инвалидов
В результате исследования министерства было установлено, что желание получить профессиональное обучение изъявили 2904 инвалида, что составляет около 19,4% от числа опрошенных инвалидов.
Из числа опрошенных инвалидов численность неработающих свыше трех лет составила 3956 человек (26,4%), от 1 года до 3 лет – 4533 человека (30,2%), от 6 месяцев до 1 года – 2346 человек (15,6%), до 6 месяцев – 4171 человек (27,8%). Наибольшая часть инвалидов, 5273 человека (35,1%), искали работу более 1 года, от 6 месяцев до 1 года – 3511 человек (23,4%), от 3 до 6 месяцев – 3311 человек (22,1%), и 2911 человек (19,2%) находились в поиске работы менее 3 месяцев. Необходимо отметить, что о потребности в трудоустройстве заявили 10273 инвалида или 68,5% от числа опрошенных, 1355 инвалидов или 9% заявили о потребности в смене работы, 3378 инвалидов или 22,5% не изъявили желания работать.
Нужно отметить, что особенностью данной категории граждан является повышенная ориентация на частичную занятость (неполный рабочий день или неделю) (около 45% от численности опрошенных). При этом 3241 инвалид или 21,6% от числа опрошенных высказали желание работать в организациях реального сектора экономики, 2533 инвалида или 16,9% – на предприятии, которые специализируются на занятости инвалидов, 719 инвалидов (4,8%) имеют желание открыть собственное дело и 8513 инвалидов (56,7%) не высказали четких предпочтений. Данные результаты напрямую не отражают отношение инвалидов к собственной занятости, но дают основания сделать вывод о том, что настойчивое стремление к трудоустройству присутствует не у всех из них.
Кроме того анализ результатов проведенного мониторинга предоставил возможность сделать следующие выводы:
 потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока – около 77% от численности опрошенных инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;
 уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий – более 61,6% от численности опрошенных имеет профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование 14,7%, среднее профессиональное образование – 46,9%;
 потребность инвалидов в профессиональном обучении высокая – около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;
 инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы, по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет – около 26% .
Учитывая, что для решения проблемы трудоустройства лиц с ОВЗ требуется организовать условия, при которых они смогут найти работу и трудоустроиться на адаптированное к специальным потребностям рабочее место, органам службы занятости населения предстоит большой объем работы по формированию системы сведений о специальных рабочих местах.
По результатам мониторинга по состоянию на 31 декабря 2014 года продолжают осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащенных) рабочих местах 23,65 тыс. инвалидов или 83,8% от общей численности трудоустроенных инвалидов на эти рабочие места в течение 2014-2012 годов, из них в 2012 году продолжали осуществлять трудовую деятельность на данных рабочих местах 9,3 тыс. инвалидов или 83,7% от общей численности трудоустроенных инвалидов за 2012 год; в 2013 году — 6,2 тыс. инвалидов или 81,6%; в 2014 году – 8,15 тыс. инвалидов или 83,2%.
Всего за период с 2012 по 2014 годы уволились 4,57 тыс. инвалидов или 16,2% от общей численности трудоустроенных инвалидов в 2010-2012 годах. Основной причиной увольнения 94% от общего числа уволенных инвалидов являлось собственное желание; в связи с выходом на пенсию по старости прекратили осуществлять трудовую деятельность 1,5%; по соглашению сторон были уволены также около 1,5%; 3% были уволены по иным причинам. Указанные рабочие места были замещены инвалидами, имеющими аналогичные ограничения жизнедеятельности. Для сравнения: в 2012 году доля выбывших по различным причинам работников в численности занятых составила 7,9%. Таким образом в России 2 миллиона 300 тысяч инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, из них 800 тысяч хотят работать, но не могут трудоустроиться.
С 2012 года было ликвидировано 2,84 тыс. рабочих мест или 12% от общего количества созданных (оборудованных) рабочих мест для инвалидов. Основной причиной ликвидации становится прекращение деятельности (ликвидация) индивидуального предпринимателя (организации).
Предлагаемые государством мероприятия для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, могут быть «представлены следующим образом:
 установление квот в организациях для приёма инвалидов на работу;
 установление минимального количества мест в организациях для приёма инвалидов на работу;
 резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов;
 стимулирование организаций для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов;
 создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
 обучение инвалидов новым профессиям.
Квоты согласно действующему законодательству РФ, определяются от 2% до 4% средней численности работников при условии, что в организации работает более 100 сотрудников, и не более 3% от численности работников не менее 35 и не более 100. От соблюдения квоты освобождаются организации, являющиеся общественными объединениями инвалидов, а также организации, образованные ими, чей капитал состоит из вкладов первых.
Нужно отметить, что российское законодательство содержит достаточно широкий перечень нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы профессионального образования и занятости инвалидов. Рассмотрим наиболее значимые:
 федеральный Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», гарантирующий разработку индивидуальных программ реабилитации;
 федеральные законы от 10 июля 1992 г. № 32661 «Об образовании», от 22 августа 1996 г. № 125ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», впервые гарантирующие право на общедоступное образование независимо от состояния здоровья;
 федеральный Закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», гарантирующий инвалидам профессиональную реабилитацию и переобучение в результате травм и несчастных случаев на производстве за счет средств социального страхования;
 указы Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов».
Таким образом, на сегодняшний день сформировалась правовая база, устанавливающая определенные правовые льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере профессионального образования, которые в основном сводятся к следующему – ( Таблица 1. )
Таблица 1 – Основные гарантии для людей с ОВЗ в части профессионального образования

пп Гарантии Краткий комментарий
1 Общедоступность и бесплатность профессионального образования независимо от состояния здоровья гарантируется статьей 5 Закона РФ «Об образовании». При этом, общедоступность и бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования гарантируется на конкурсной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые
2 Индивидуальная программа реабилитации инвалида как дополнительная гарантия права инвалидов на получение профессионального образования, установлена статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и предполагает создание инвалидам необходимых условий, исходя из индивидуальных обстоятельств и потребностей, связанных с состоянием здоровья.
3 Зачисление в образовательное учреждение вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов эта льгота установлена статьей 16 Закона РФ «Об образовании» и статьей 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, поступающих в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которым согласно заключению учреждения федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях
4 Льготный порядок сдачи выпускных и вступительных экзаменов предусмотрен статьей 16 Закона РФ «Об образовании»
5 Государственная социальная стипендия в обязательном порядке назначается студентам-инвалидам, обучающимся в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования
6 Бесплатное или предоставляемое на льготных условиях обеспечение спец. учебными пособиями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
7 Право на проф. переобучение в результате трудового увечья или профзаболевания установлено пп.3 п.1 ст.8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболевании» и оплачивается в соответствии с договором, заключенным страховщиком с образовательным учреждением профессионального или дополнительного образования.
В настоящее время работа по совершенствованию и реформированию законодательства в данной области продолжается — вносятся поправки в действующие законы, разрабатываются и готовятся к принятию новые законопроекты.

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные