Введение
Актуальность темы. Необходимость профилактики различных видов девиантного поведения подростков обусловлена рисками их психофизиологического развития и особенностями современной социокультурной ситуации которая способствует формированию в них химических и нехимических зависимостей социальной дезадаптации снижению ответственности за собственное здоровье и характер взаимодействия с другими членами общества.
В последние десятилетия в результате интенсивного расширения круга аддикций в основе которых находятся никотин алкоголь наркотические вещества а также азартные компьютерные игры Интернет у современных подростков все больше проявляется девиантное поведение.

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

Работа № 4096. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Анализ литературных источников. Различные виды аддиктивного поведения молодежи особенности ее проявления исследовались А. Айвазовой В. Ананьевым Н. Бочкаревою Г. Золотовою Ц. Короленко А. Котляровым Н. Максимовой В. Менделевич В. Оржеховскою Г. Старшенбаум С. Толстоуховою И. Шишовою В. Шабашною А. Шайдулиной и др.
Вопросы профилактики аддиктивного поведения на основе химических аддикций наркотических алкогольных рассматривались в диссертационных исследованиях по педагогике и психологии в частности педагогические условия профилактики наркомании среди подростков И. Шишова социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения студентов в учебных заведениях І—II уровня аккредитации Г. Золотова социально-психологические детерминанты аддиктивного поведения А. Савчук.
Недостаточно исследованными остаются не химические аддикции прежде всего такие как патологическая склонность к азартным играм гэмблинг компьютерная аддикция в которых объектом захвата является определенный вид деятельности а не психоактивные вещества а также наблюдается патологическая привязанность к виртуальному миру.
Особенности влияния компьютера на личность рассматриваются в основном в различных аспектах в трудах иностранных исследователи» как технологические зависимости Г. Гриффитс как виды бегства подростков от реальности Н.Пезешкиан как средство изменения эмоционального состояния X.Шиффер в контексте патологического использования компьютера Г.Шоттон. Изучению современных компьютерных игр и их влияния на подростков посвящены труды И. Болонова И. Бурлакова А. Войскунского А. Гордеевой Г. Петрусь С. Шапкина и другие.
Однако проблема профилактики компьютерной аддикции у подростков пока не стала предметом специального научного исследования. Потребность в нем определяется также постоянным ростом пользователей компьютером среди детей неконтролируемым время пользования им как в домашних условиях так и в компьютерных клубах а также особым репертуаром игр установленным фактам жестокого поведения подростков после компьютерных игр сюжеты которых построены на основе силового противостояния и различных преследований сражений бегства от врагов или их уничтожения.
Следовательно социальная значимость недостаточная разработанность проблемы в теории социальной педагогики ее актуальность для практики воспитания обусловили выбор темы научного исследования Социально-педагогические условия профилактики компьютерной аддикции подростков.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке социально-педагогических условий первичной профилактики компьютерной аддикции подростков.
Объект исследования — профилактика компьютерной аддикции у несовершеннолетних.
Предмет исследования — социально-педагогические условия первичной профилактики компьютерной аддикции подростков.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования
1. Проанализировать и обобщить теоретические положения относительно компьютерной аддикции же формы аддиктивного поведения личности и уточнить понятия компьютерная аддикция подростка.
2. Определить основные подходы к профилактике аддиктивного поведения подростков.
3. Разработать критерии и показатели компьютерной аддикции выявить уровни ее сформированности у подростков раскрыть этапы особенности проявления и выяснить ее причины.
4. Определить обосновать и экспериментально проверить социально — педагогические условия первичной профилактики компьютерной аддикции подростков.
Теоретической основой исследования являются современные знания о человеке его потребности и возможности основные положения теории личностно-ориентированного воспитания взаимозависимости воспитания и психического развития ребенка внешних и внутренних факторов становления личности И. Бех И. Кон А. Леонтьев Л. Обухова и др. относительно возрастных особенностей подростков Л. Божович Л. Выготский Д. Эльконин И. Кон Г. Словно и др. относительно аддиктивного поведения личности В. Битенский М. Докторович Г. Золотова Н. Максимова В. Менделевич С. Толсгоухова и др. социально-педагогические технологии профилактической работы Т. Алексеенко А. Беспалько И. Зверева А. Мудрик В. Оржеховская С. Харченко и др..
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования
— теоретические анализ синтез педагогической психологической социологической методической литературы с целью выяснения классификаций аддикций уточнение сущности понятия компьютерная аддикция подростка и определение его типовых характеристик основных механизмов формирования компьютерной аддикции и обоснование социально-педагогических условий ее профилактики разработки критериев оценки компьютерной аддикции подростков сравнение классификация и обобщение результатов эксперимента
— эмпирические педагогическое наблюдение непосредственное опосредованное за поведением эмоциональными состояниями подростков во время игры на компьютере и по ее завершению опрос анкетирование интервью подростков и их родителей психодиагностические методики для определения уровней компьютерной аддикции подростков педагогический эксперимент констатирующий формирующий контрольный этапы с целью проверки социально-педагогических условий первичной профилактики компьютерной аддикции подростков.
— математической статистики обобщение эмпирических данных в процессе сравнения результатов констатирующего и формирующего этапов исследования.
Глава. Теоретические основы профилактики аддиктивного поведения подростков
1.1. Взгляды ученых на профилактику аддиктивного поведения подростков
Проблема компьютерной аддикции подростков тесно связана с категориями социальная дезадаптация и аддиктивное поведение которые как показывает теоретический анализ были предметом научных исследований в психологии и педагогике. Социальная дезадаптация проявляется в нетипичных формах поведения и отношениях которые противоречат социальным нормам конкретной среды и могут вызвать личные деформации проблемы во взаимоотношениях с другими.
Аддиктивное поведение рассматривается один из типов девиантного поведения для которой также характерно отклонение от социальных норм. По утверждению А. Личко и В. Битенского термин аддиктивное поведение является наиболее адекватным в отношении подростков поскольку указывает на то что речь идет не о болезни а только нарушение поведения для него присуще стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения психического состояния благодаря приему различных психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Базовой характеристикой аддиктивного поведения личности может быть отрицательная страсть что предшествует формированию зависимости. Типичные психологические особенности аддиктивного поведения личности рассматриваются в трудах в. Менделевич Н. Орзак Г. Старшенбаум М. Шоттон и др.
Возникновения компьютерной аддикции тесно связано с интенсивным развитием новых компьютерных технологий и Интернет которые как обосновывает X. Шаффер являются относительно сильными современными средствами изменения эмоционального состояния реализации различных форм аддиктивного поведения лиц которые патологически используют компьютер.
Компьютерную адикцию дифференцируют на два вида Интернет-аддикцию Я. Кимберли А. Голдберг Дж. Сулер К. Янг и игровую аддикцию С. Проценко. В этих двух видах есть как общие так и отличительные черты. Общим является характерен уход от реальности которое происходит в виде своеобразного бегства когда взамен гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности наблюдается активизация деятельности в каком-либо одном направлении. Виртуальная реальность которая обеспечивает зрительный слуховой и кинестетический анализаторы и таким образом представляет собой конкуренцию истинной реальности. Граница между такими реальностями размыта благодаря действиям направленным на компьютер и окружающие объекты кроме того работа за компьютером связана с дополнительным эмоциональным напряжением. Исследователи рассматривают психологические аспекты компьютерной аддикции по аналогии с наркотической алкогольной и другими видами зависимостей.
Учитывая отсутствие в научной литературе единого толкования понятия компьютерная аддикция применительно к подростковому возрасту чрезмерные увлечения современных подростков компьютерными играми нами предложено понятие в следующей формулировке компьютерная аддикция подростка — это разновидность девиации личности который определяется искусственным изменением психологического состояния и ценностных приоритетов в результате сосредоточения внимания на игровой компьютерной деятельности замещает реальную жизнь или способствует избежанию ответственности сложных проблем поиска путей их решения удовлетворяет потребность к проявлению эмоций в смоделированных игровых ситуациях и компенсирует дефицит социальных контактов социальных притязаний и непосредственного общения с ровесниками и в семейной среде
Структуру компьютерной аддикции составляют совокупность когнитивного эмоционального поведенческий компонентов и их связи. В дальнейшем исследовании она служила нам ориентиром в осуществлении констатирующего и формовочного экспериментов.
На основе трудов Е. Эшрова В. Менделевича и Г. Старшенбаума нами были определены этапы формирования компьютерной аддикции у подростков а именно эмоциональное увлечения подросток понимает что существуют доступные средства быстро и без особых усилий изменить свое настроение самочувствие.
Группа риска — подростки с низкой адаптивной способностью одинокие неустойчивые к стрессам с явными проявлениями недовольства собой жизнью окружением попытка замены чем чаще используют компьютер тем больше межличностные отношения отходят на второй план повторное обращение к Интернету игры провоцируют любые события вызывающие ощущение дискомфорта неудовлетворенности тревоги в реальной жизни замена обращение к компьютеру становится привычным методом реагирования на неурядицы в жизни мотивация искусственного изменения своего состояния становится более интенсивной и отношение к близким теряет свою значимость кризис наблюдается полное доминирование аддиктивного поведения для которой характерно погружение в аддиктивный процесс отчуждение от общения с другими людьми игра на компьютере может не приносить такого удовольствия как раньше поэтому возможно апатичное состояние аддикта.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было выяснено что риск формирования компьютерной аддикции как проявления социальной дезадаптации возрастает именно в подростковом возрасте поскольку для него характерна повышенная внушаемость интерес к новому желание получения новых впечатлений ощущений. При этом наиболее рискованным является тот период когда подросток переживает кризис развития и кризис идентичности. В это время ему свойственны незрелые моральные убеждения повышенный эгоцентризм проявление упрямству протесту борьбе против воспитательных авторитетов стремление к независимости самостоятельности неизвестному рискованному а также склонность преувеличивать или недооценивать степень сложности проблемы преобладание пассивных форм преодоления стрессовых ситуаций что может служить предпосылками формирования аддиктивного поведения и компьютерной аддикции у подростков. Этому также способствуют особенности построения компьютерных игр и заложенный в них механизм погружения в игру который создает эффект участия игрока в виртуальной реальности. Развитие феномена воображаемого друга Г. Старшенбаум отвлекает от выполнения определенных социальных обязательств в реальной жизни. Разрушительный характер компьютерной аддикции проявляется в потере значения и ценности эмоциональных отношений с людьми обострении межличностных конфликтов. Эти риски обусловливают необходимость профилактической работы с подростками.
1.2. Профилактика игровой аддикции у подростков
В научной литературе термин профилактика толкуется как комплекс правовых экономических политических психолого-педагогических мероприятий направленных на предупреждение негативных явлений в социальной среде. В социальной педагогике ее обоснованию посвящены работы Т. Алексеенко А. Беспалько И. Зверевой А. Капской В. Оржеховской И. Пинчук С. Толстоуховой и др.
Социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения — это научно обоснованная деятельность направленная на минимизацию факторов социального риска создание оптимальной социальной ситуации развития личности различных видов его активности раскрытие внутреннего потенциала связанная с выявлением и исправлением негативных информационных педагогических психологических факторов обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и молодежи.
Существенную роль в современной профилактической работе играют профилактические интервенции целенаправленное воздействие на целевую группу профилактики с целью изменения его отношения к проблеме и преодоления факторов приводящих к проблеме задача которых заключается в том чтобы изменить некорректные и сформировать устойчивые адекватные установки относительно проблемы и поведения сформировать умения и навыки необходимые для предупреждения и преодоления проблем а также для удовлетворения собственных нужд безопасным и эффективным путем.
Все профилактические действия согласно решению ВОЗ дифференцируются на первичные вторичные третичные. Первоначальными определяются такие что выполняются в здоровой среде. Их задача — предупреждение возникновения в среде ровесников определенного негативного явления и проблем связанных с ним.
На основе анализа литературных источников выделены основные подходы к профилактической работе и распространенные модели профилактики негативных явлений в молодежной среде структуру профилактических действий.
Глава 2. Эмпирическое и экспериментальное исследование игровой аддикции подростков
2.1. Эмпирическое исследование игровой аддикции подростков
В основу всех классификаций компьютерных игр положено разделение на ролевые в которых роли компьютерных героев принимается игроками и не ролевые аркады головоломки игры на быстроту реакции традиционно азартные игры. Нами было также обобщены основные жанры компьютерных игр аркадные адвентюрные ролевые спортивные стратегические игры-имитаторы логические традиционные и раскрыты их характеристики.
В ходе эксперимента выяснено что ролевые компьютерные игры значительно сильнее влияют на подростков вызывают дезадаптацию и личностные нарушения которые проявляются в смещены Я-реального и Я-виртуального. Вследствие идентификации игрока с главным героем игры и последующей потребностью пребывания в виртуальном мире ролевые игры способны вызывать зависимость.
Диагностика сформированности компьютерной аддикции подростков была направлена на выявление отношение подростков к развитию компьютерных технологий осведомленности относительно опасного влияния на здоровье поведение настроение человека который чрезмерно увлекается компьютерными играми определение количества времени проводимого подростками за компьютером потребности подростков в общении острых ощущениях переживаниях причин увлечения компьютерными играми определение уровня агрессивности тревожности степени изолированности особенностей самооценки современных подростков в жизни которых компьютер принадлежит значительное место.
Методика диагностики включала педагогическое наблюдение специально разработанные для подростков и их родителей опрос анкетирование интервью в том числе перекрестного характера беседы психодиагностические тесты и методики.
Педагогическое наблюдение проводилось в компьютерных клубах и на уроках информатики с целью установления
— реакции подростков на различные виды деятельности за компьютером работа с программами творческая деятельность игровая деятельность
— физического и эмоционального состояния во время работы за компьютером усталость апатия удовольствие эйфория и тому подобное
— времени посещения подростками компьютерных клубов после уроков во время уроков в выходной день
— длительности времени пребывания за компьютером
— настроений игроков до начала во время и после игры.
Перекрестное опроса включало анкетирование и интервьюирование подростков и их родителей относительно пребывания подростков в компьютерных клубах.
Целью наблюдения было определение того как подростки проводят свободное время сколько времени отводят работе и игре на компьютере компьютерным играм предпочитают пытаются в своем поведении подражать компьютерных героев влияет ли игра на компьютере на отношения подростка с друзьями и родителями.
Данные анкет были проанализированы и соотнесены с общей картиной исследования а также данными педагогических наблюдений.
Психодиагностические тесты и методики дали возможность определить потребность подростков в поисках чувств общении или уединенные меру их изолированности агрессивности фрустрации и тревожности в поведении особенности самооценки.
Обработка экспериментальных данных осуществлялась на основе разработанных критериев компьютерной аддикции подростков и их показателей информационно-ценностного знания о возможностях использования компьютера о последствиях влияния компьютера на здоровье о видах игр и их назначение эмоционально-мотивационного самооценка психического состояния степень изолированности степень потребности в поисках острых ощущений операционно-практического время проведенное за компьютерными играми приоритеты в выборе видов игр способы организации свободного времени что позволило выявить уровни компьютерной аддикции у подростков и представить в них педагогические характеристики.
Низкий уровень. К этому уровню отнесены подростков у которых преобладает потребность познания при работе или игре на компьютере им присущи ориентация на конструктивное использование компьютера проведения интересного досуга отдых. Они имеют другие увлечения и легко переключаются на другие виды деятельности. Подростки этого уровня характеризуются высокой самооценкой устойчивостью к неудачам отсутствием тревожности страха перед трудностями уравновешенностью сдержанностью рассудительностью. Они имеют низкий показатель социальной изолированности потребности в острых ощущениях предпочтение отдается стабильности и упорядоченности. Время проведенное за игрой на компьютере у таких подростков ограничивается одним часом в день 193.
Средний уровень характерен подросткам которые имеют ситуативные интересы и потребности в отношении компьютерных игр время от времени играют в ролевые и познавательные игры интересуются новинками в области компьютерных игровых технологий. Эмоциональное состояние во время игры на компьютере у них спокойный подростки проявляют самоконтроль уверенность самостоятельность. Иногда в них проявляется несдержанность во время общения с родителями и сверстниками. Самооценка у таких подростков несколько занижена неудачи и трудности иногда вызывают у них боязнь. Характерными для них является средний уровень социальной изолированности потребности в острых ощущениях открытость новому опыту сдержанность Время проведенное за игрой на компьютере ограничивается двумя часами в день 495.
Высокий уровень. К этому уровню отнесены подростков играющих в ролевые компьютерные игры испытывают постоянное желание вернуться к игре теряют контроль времени пребывания за компьютером. Такие подростки ассоциируют свою жизнь с компьютерными героями присваивают не только роль компьютерного персонажа но и их характер. Они проявляют агрессивное поведение высокий уровень тревожности страх перед неудачами и избежания трудностей желание уйти от реальности замкнуться в себе низкую самооценку. Круг интересов и сферы социальной активности у них сужены. им присущи несдержанность нежелание и трудности в общении с родителями сверстниками. Игра на компьютере является для них средством бегства от проблем реальной жизни перемены настроения успокоения. Такие подростки демонстрируют высокий уровень социальной изолированности потребности в острых ощущениях страсти часто не контролируемой до новых впечатлений что может провоцировать на рискованные действия Время проведенное за игрой на компьютере составляет три часа и более в день 312.
Учитывая полученные результаты эксперимента была разработана методика формирующего эксперимента.
2.2. Экспериментальное исследование социально — педагогических условий первичной профилактики игровой аддикции подростков
С целью проведения формирующего эксперимента нами была разработана экспериментальная методика что концептуально соответствует теоретическим положениям диссертационной работы. В ее основу положено содержание формы и методы профилактической работы сосредоточены на формировании у подростков умений и навыков необходимых для предупреждения и преодоления компьютерной аддикции а также для удовлетворения потребности получения новых впечатлений положительных эмоций преодоления дискомфорта альтернативным путем.
Экспериментальная работа с подростками была направлена на повышение их осведомленности о возможностях использования компьютера современных объективных знаний о рисках влияния компьютера на здоровье поведение настроение уменьшение их агрессивности и тревожности формирование ответственного отношения к собственному здоровью мотивации к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни. В решении поставленных задач применялся покомпонентный подход.
Реализация когнитивного компонента осуществлялась через усвоение подростками знаний о влиянии компьютера на здоровье человека особенности компьютерных игр и их потенциальное влияние на формирование личности возможности использования компьютера в жизни. Восприятие и анализ полученной информации давали возможность подросткам расширить собственный опыт сравнить его с чужим. Профилактическая работа осуществлялась в основном на тематических воспитательных часах тренинговых занятиях уроках информатики.
Эмоциональный компонент реализовывался через осмысление подростками поведения и поступков геймеров собственного поведения осознание их последствий для своего здоровья отношений с родными и друзьями. Действенными средствами эмоционального воздействия на подростков оказались специально подобранные ролевые игры упражнения в ходе тренинга. Так упражнения Жизнь с компьютером История про геймера дали возможность подросткам понять проблемы связанные с чрезмерным увлечением компьютерными играми. Игровое упражнение Спорные утверждения предоставила возможность ее участникам выяснить свои взгляды на проблему чрезмерного увлечения компьютерными играми стимулировала их к осмыслению и прогнозированию последствий своих действий. Упражнение Часть моего Я предоставляла возможность подросткам взглянуть на себя со стороны и понять свое эмоциональное состояние во время пребывания за компьютером.
Поведенческий компонент воплощался через приобретение подростками практических умений и навыков безопасного пользования компьютером упражнение За компьютером решения конфликтных ситуаций снижение уровня напряжения агрессии принятия решений ролевая игра Конфликт с родителями освоение интересных компьютерных программ направленных на формирование конструктивного мышления и поступков с возможностью использования их в дальнейшей жизни конкурс на лучшую презентацию Мир моих увлечений поиск альтернативных форм и видов проведения свободного времени с пользой для здоровья.
С целью профилактики утомляемости учащихся за компьютером на уроках информатики было осуществлено работу с учителями предметниками в частности проведены беседы на темы Основные правила безопасного пользования компьютером. Наладка безопасности как должно быть организовано рабочее место сколько времени можно работать за компьютером и тому подобное Скорая помощь о необходимости делать перерывы во время которых проводить гимнастику для глаз физические упражнения для снятия напряжения и усталости и т.д..
Несмотря на то что профилактика компьютерных аддикций подростков требует комплексного подхода в формовочном эксперименте значительное внимание уделялось работе с родителями которые своим неправильным поведением могут создавать проблемные ситуации в семейном воспитании и эмоциональном самочувствии детей.
Организация работы с родителями предполагала групповые тематические лектории родительские собрания и индивидуальные беседы консультации по вопросам воспитания и развития детей формы работы и направлялась на обращение их внимания на актуальные проблемы детей возможностей их лучшего познания улучшения межличностных взаимоотношений. Этому способствовал цикл тематических лекториев Почему подростковый возраст является наиболее рискованным для формирования компьютерной аддикции.
Семейные конфликты и отсутствие взаимопонимания детей и родителей как факторы развития компьютерной аддикции Особенности компьютерных игр и их потенциальное влияние на формирование личности подростка проведение которых предусматривало использование элементов дискуссий групповых бесед социальной рекламы. Активно осуществлялось также индивидуальное педагогическое консультирование. Результатом такой работы стало выяснение родителями различных способов уменьшения рисков относительно формирования компьютерной аддикции подростков и выработка стратегии решения проблемных воспитательных ситуаций связанных с формированием компьютерной аддикции.
Эффективность определенных и внедренных социально-педагогических условий первичной профилактики компьютерной аддикции подростков определялась на основании динамики изменений ее уровней в начале и в конце экспериментальной работы. Графически динамику уровней компьютерной аддикции подростков в экспериментальной и контрольной группах представлено на рис. 1 2.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал что в экспериментальной группе уменьшение количества подростков с высоким уровнем компьютерной аддикции происходило динамичнее чем в контрольной а именно на 142 с 321 до 179 и на 23 с 304 до 281 соответственно. В экспериментальных группах подростков с низким уровнем компьютерной аддикции стало больше на 202 с 179 до 381 а в контрольных лишь на 30 с 207 до 237. Количество подростков со средним уровнем компьютерной аддикции в экспериментальной группе уменьшилось на 60 с 500 до 440 за счет смещения до низкого уровня. В контрольной группе на этом уровне существенных изменений не произошло.
Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных дает основания для обобщающего вывода что разработано содержание формы и методы профилактической работы определены и обоснованы социально-педагогические условия способствуют росту эффективности профилактики компьютерной аддикции подростков что подтверждается результатами контрольного среза.
Заключение
Список использованных источников и литературы
17. Носов Н. А. Виртуальная психология Н. А. Носов. — М. Аграф 2000.
18. Носов Н. А. Психология виртуальных реальностей Н. А. Носов Психологическое обозрение. — 2008. — 1. — С. 91-99.
19. Носов Н. А. Психология и психотехника виртуальных реальностей Н. А. Носов Е. В. Вучетич Московский психотерапевтический журнал. — 2013. — 3. — С. 181-182.
20. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. –СПб. «Питер» 2010. – 432 с.
21. Россия сетевая. Атлас Интернета Фонд «Общественное мнение» -М. Издательство «Европа» 2006. — 192 с.
22. Симатова О. Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения О. Б. Симатова Вестник ЧитГУ. — 2008. — 1. — С. 83-92.
Приложение
Приложение 1. Рис.1 Динамика уровней игровой аддикции подростков в экспериментальных группах
Приложение 2. Рис.2 Динамика уровней игровой аддикции в контрольных группах