Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятия интонационная выразительность речи
1.2. Особенности формирования интонационной выразительности речи дошкольников
Глава 2. Влияние пересказа на развитие интонационной выразительности речи
2.1. Пересказ виды пересказа
2.2. Отбор произведений для пересказа
2.3. Языковые средства выразительности литературных произведений как основа работы над интонационной выразительностью
2.4. Методика работы по обучению детей интонационной выразительности речи в процессе пересказа
Заключение
Список литературы
Приложение…………39

Работа № 4100. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Имеется много исследований которые с большой убедительностью показали что все психические процессы у ребенка — восприятие память внимание мыслительные операции воображение — развиваются через речь Л. С. Выготский А Л. Леонтьев А. Р. Лурия и др.. Результаты таких исследований детской речи и данные полученные другими советскими исследователями показали что основной формой воспитательного воздействия обеспечивающего своевременное развитие речи является общение т. е. Такое взаимоотношение взрослого с ребенком при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него начиная с первого месяца жизни.
Рассматривание картин иллюстраций предметов о которых пойдет речь в рассказе лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа использование загадок пословиц потешек стихов и т.д. способствующих пониманию содержания рассказа наблюдения в природе и окружающей жизни обращение к личному опыту детей.
Пересказ является для детей новым видом речевой деятельности. Они пересказывают небольшие рассказы и сказки знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.
Без потребности выразить свои стремления чувства мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций вызывающих у школьников потребности высказываний желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой когда она выразительна.
Исторический опыт показывает что взрослые подкрепляют у ребёнка не столько грамматически правильные сколько умные и правдивые оригинальные и семантически точные высказывания. Таким образом речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления уровень развитости речи используется также как один из важнейших критериев мыслительного развития школьника. И об усвоении материала по различным предметам и об общем умственном развитии школьника как впрочем и взрослого человека судят по тому как он сумел изложить ту или иную тему в своей речи — в письменном сочинении в докладе в сообщении в пересказе наконец в ответе на вопрос.
Цель исследования теоретически рассмотреть и обосновать развитие компонентов интонации у детей дошкольного возраста в процессе пересказа литературных произведений.
Задачи
• исследовать понятие интонационная выразительность речи и особенности ее формирования в дошокльном возрасте.
• Исследовать влияние пересказа на развитие интонационной выразительности речи.
• Исследовать понятие пересказа его видов особенностей отбора произведений для него языковые средства выразительности литературынх произведений
• Рассмотреть методику работы по обучению детей интонационной выразительности речи в процессе пересказа.
Гипотеза исследования развитие компонентов интонации у детей дошкольного возраста возможно в процессе пересказа литературных произведений.
Глава 1. Теоретические основы формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятия интонационная выразительность речи
Развитие выразительности речи дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития развития мышления подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов ударение мелодика темп ритм сила тембр.
Интонация фонетически организует речь является средством выражения различных синтаксических значений и категорий а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Она усиливает значение слова. Она усиливает значение слова.
Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует будет зависеть стиль его связной речи.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха недоразвития речевого слуха неправильного речевого воспитания различных нарушений речи например дизартрии ринолалии и пр..
Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Педагог при заучивании стихотворений при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети слыша правильную выразительную речь воспитателя и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.
Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни.Нужно показать ему как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей дружелюбно просят о чем-то товарища ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.
Организовывая какое-нибудь мероприятие приглашение гостей посещение другой группы совместный утренник воспитатель тактично иногда в шутливой вопросительной форме напоминает детям о том как надо разговаривать. В таких играх как Телефон Встреча куклы Магазин Почта во время экскурсий закрепляются не только слова вежливых обращений но и их звуковая формаПоздоровайтесь негромко приветливо— напоминает воспитатель перед входом в библиотеку и заботливо спрашивает у сотрудников не помешали ли им извиняется за доставленное беспокойство.
Есть ряд игр и хороводов где текст чаще всего фольклорный произносится с особенно яркими интонациями Коршун и наседка Ладушки Идет коза рогатая.
Путем кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем чтобы во время ответа ребенок обращался к слушателям принимал спокойную позу объясняет почему это важно. В младших группах можно использовать игровое упражнение которое заключается в том что кукла выполняет необходимые действия правильно берет указку становится к картине боком громко называет изображенное на картине и др. игровые действия с игрушкой выполняет воспитатель.
В старших группах используется такой прием включение показа отдельных навыков речевого общения в игру Так или не так. Правильные действия дети оценивают красной фишкой поднимая ее чтобы видели все неправильные — черной.
Во всех группах при воспитании интонационной выразительности речи оправдано применение подсказывающей формы вопроса так как такой прием облегчает ребенку поиск выразительного средства помогает найти наиболее точное определение например Какое стихотворение — веселое или грустное Как звучат слова Васи — ласково или грубо
Очень эффективен прием — чтение в лицах по ролям.Материалом могут служить короткие стихотворения потешки шутки например Ножки ножки где вы были — За грибами в лес ходили.
В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей способствующими естественности как бы непроизвольности интонаций. Например движения ребенка руками при словах Шу полетели На головку сели — вызывают у него радость в голосе улыбку движение пальчиками изображающими рога помогает появлению интонации шутливой угрозы в голосе и соответствующей мимики сказка Коза рогатая. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки стихотворения имени кого-либо из детей присутствующих на занятии.
Активный прием — творческие задания. Варианты таких заданий разработаны Л. С. Фурминой подойти к товарищу и попросить у него игрушку так чтобы остальные могли определить как ее попросили вежливо обидчиво резко и т. п..
Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения для выступления перед малышами на празднике для подарка маме бабушке и т. д.. Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка вызывает желание прочитать особенно хорошо по-своему.
1.2. Особенности формирования интонационной выразительности речи дошкольников
Основное развитие ребенка происходит в возрасте до 7 лет. В возрасте от 1 года до 3 лет его речь совершенствуется но еще пока малопонятна через общение со взрослыми он обогащает свой словарный запас через пересказ рассказов сказок своих эмоций он учиться общаться с родителями и сверстниками. Развитие ребенка за весь дошкольный период происходит очень бурно и неравномерно у некоторых детей даже запаздывает развитие в некоторых функциях. Изучением развития человека его души изучает такая наука как психология.
Психология от др.-греч. — душа знание — наука изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных а также особенности поведения отдельных людей групп и коллективов. Соединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.
Включает в себя фундаментамльную психологию выявляющую факты механизмы и законы психической деятельности прикладнумю психологию изучающую с опорой на данные фундаментальной психологии психические явления в естественных условиях и практимческую психологию занимающуюся применением психологических знаний на практике.
Общая характеристика личности младшего дошкольного школьника
Дошкольный возраст — период воспитания накопления знаний период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста доверчивое подчинение авторитету повышенная восприимчивость внимательность наивно игровое отношение ко многому из того с чем они сталкиваются — так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.
Психические процессы дошкольников развиваются интенсивно но неравномерно. Восприятие является свежим широким и острым. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого не умеют выделять главное существенного в воспринятом для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится более управляемым оно освобождается от влияния непосредственной деятельности с которой раньше было неразрывно связано увеличивается место организованного наблюдения.
Активный словарный запас которым располагает ребенок в 4 года дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря когда надо передать событие участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.
Для того чтобы бодрствование ребенка было полноценным надо вызвать у него положительные эмоции формировать новые потребности и соответствующую активность. Это может сделать взрослый общаясь с ребенком с первых месяцев его жизни. Без соответствующего воспитательного влияния взрослого жизнь ребенка бедна и примитивна. В этих случаях он на первом году безрадостен вял апатичен неподвижен. В дальнейшем у такого ребенка задерживается развитие движений речи.
В возрасте 5 лет происходит дальнейшее обогащение словарного фонда вырабатывается регуляция громкости произношения слов и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.
До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет понимая все что говорят ему взрослые хорошо выполняя их просьбы не произносить ни одного слова — либо вообще молчать либо разговаривать со взрослыми с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так что дети упорно молчащие до 2 лет в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать то что он видел правильно произносить слова и фразы. Дошкольник даже хорошо владеющий речью часто например не осознает что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи как она становится источником его активных наблюдений.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи когда в период формирования устной а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить иначе они могут задержать умственное развитие ребенка травмировать его психику.
Разговаривать с ребенком нужно самой простой понятной для него правильной речью с четким правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.
В возрасте 4-5 лет когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы нормально произносить звуки. У него появляется возможность рассказывать сказки он делает это по особенному.
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их он начинает уже осмысливать их звуковую сторону пытается установить более тесную связь между предметом и словом его обозначающим стремится по-своему осознать названия некоторых предметов действий т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова которые отсутствуют в родном языке лопаткой копают значит она копатка а не лопатка.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены Тут сидят Таня и Света существительные и глаголы во множественном числе Чашки стоят на столе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий в речи появляются краткие причастия.
В этом возрасте ребенок еще не способен логично связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях свидетелем которых он был не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании которая характерна для монологической речи.
Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы действующих лиц или перечисляет действия которые они совершает прыгает умывается. Имея хорошую память малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения потешки а неоднократно прослушав одну и ту же сказку может почти дословно передать ее содержание часто даже не понимая смысла слов.
Итак на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения игрушки посуду одежду мебель. Шире начинают использовать кроме существительных и глаголов другие части речи прилагательные наречия предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
На 5 году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки рассказа.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.
Итак к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
На 6 году жизни ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение более развернутыми фразы точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так чтобы окружающим его слушателям было понятно что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.
Глава 2. Влияние пересказа на развитие интонационной выразительности речи
2.1. Пересказ виды пересказа
Пересказ как средство формирования связной речи предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи ее выразительные качества произношение усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас благоприятствует развитию восприятия памяти внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей чувства языка — внимания к лексической грамматической синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.
Связная речь — смысловое развёрнутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.
Пересказ — первый вид рассказов которому воспитатели начинают учить детей это воспроизвеение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.
Текстами для пересказывания могут быть 1 сообщения бытового характера которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи
2 произведения художественной литературы которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Существуют разные виды пересказа подробный или близкий к тексту краткий или сжатый выборочный с перестройкой текста с творческими дополнениями. В детском саду используется главным образом пересказ близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного усвоения логики и структуры образца его языка. Например пересказ с перестройкой текста от лица разных героев в силу своей сложности проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды начало концовку произведения.
Требования к пересказам детей таковы
• Осмысленность т.е. полное понимание текста является главным в обучении.
• Полнота передачи произведения т.е. отсутствие существенных пропусков нарушающих логику изложения.
• Последовательность и связность пересказа.
• Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
• Плавность пересказа отсутствие длительных ненужных пауз.
• Выразительность и фонетическая правильность речи культура поведения во время пересказа.
Типичная структура занятий по пересказу
1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию подготовке детей к восприятию текста которая может достигаться путем краткой вступительной беседы показа картинки напоминания о наблюдениях загадки.
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение сообщаются его название автор. Новый для детей текст рассказывается читается без предупреждения о последующем пересказе поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
3. Беседа по содержанию прочитанного направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек настольного и теневого театра игры-драматизации детей.
Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения в старших группах читаются заранее не менее чем за неделю до пересказа установлено что отсроченные во времени пересказы более полны последовательны и связны. Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе читают уже знакомое им произведение проводят беседу по его содержанию при необходимости читают еще раз далее следуют пересказы детей.
Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе по мере надобности они имеют место и по ходу занятия между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков фраз.
В процессе беседы используются вопросы к детям в том числе о выразительности речи Ласково или грубо говорит Вася Какое слово в этом предложении самое главное И т. п. а также объяснения указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз варианты произнесения выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка договаривание ребенком начатой фразы попеременное проговаривание последовательных предложений а также отраженный пересказ повторение ребенком сказанного педагогом особенно начальных фраз. Кстати и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Между пересказами если их качество невысоко так же как и в беседе используют указания упражнения. В тех случаях когда произведение делится на логические части и достаточно длинно сказки Теремок На машине Н. Павловой и др. применяется пересказ по частям причем сменой рассказчиков руководит педагог останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Очень полезно предлагать некоторым детям исправить улучшить пересказ повторив по-новому реплику концовку или небольшой неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос ко всей группе или к рассказчику не кажется ли вам что рассказывать надо было веселее
Нужно помнить что оценка творческой художественной деятельности какой является пересказ должна быть особенно тактичной допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений Мне кажется… Я советую Сереже… А может быть лучше…
Среди других словесных приемов конечно используются и вопросы но меньше чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.
Если в произведении есть диалог то на помощь педагогу особенно в деле формирования выразительности детской речи приходит пересказ по ролям в лицах. Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик.
Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек силуэтов.
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев а также построение пересказа по аналогии с прочитанным с включением другого героя.
2.2. Отбор произведений для пересказа
Художественные произведения предлагаемые образовательные программы для детских учреждений направлены прежде всего на нравственно-эстетические общечеловеческие ценностные ориентации чувства оценки и отношения ко всем явлениям жизни предметному миру и человеку обществу и природе добру и злу милосердию и жестокости выраженным в произведениях художественного творчества языком литературы.
Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные маленьким детям по содержанию близкие их опыту чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
Нужно чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать сюжетные с четкой композицией с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем короткими четкими фразами отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность наличие богатых и точных определений сравнений свежесть желательно также наличие несложных форм прямой речи что способствует формированию выразительности речи детей.
Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. В этой связи методисту следует предостеречь воспитателей от ошибки которую те иногда допускают — список сказок рекомендованный программой для рассказывания детям используется ими для рассказывания детьми хотя там упомянуты обширные произведения сложные по содержанию и композиции [3 с. 69].
Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают что важен не размер а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно последовательно.
Этим требованиям отвечают народные сказки короткие рассказы К. Д. Ушинского Л. Н. Толстого М. Пришвина В. Бианки Е. Чарушина В. Осеевой Н. Калининой и других.
Не рекомендуется пересказывать стихотворения так как это нарушает единство формы и содержания воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно наизусть.
Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали что осмысление материала установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности то старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности.
В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу к активному овладению содержанием словарем выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.
2.3. Языковые средства выразительности литературных произведений как основа работы над интонационной выразительностью речи
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую чем младшие дошкольники самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале у них расширяется словарь усиливается языковое чутье внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий — дети прилагают усилия чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные удачно найденные образные выражения которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы рекомендуемые для пересказа в старшей группе несколько сложнее по своей структуре языковому материалу и количеству действующих лиц чем тексты для средней группы.
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно последовательно полно без искажения пропусков повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц использовать в пересказах смысловые ударения паузы определенные художественные средства характерные для сказок зачин повторы и т.д.. Дети учатся говорить не торопясь достаточно громко без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение если рассказ их захватывает вызывает сильные переживания становится им близким даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно для пересказа лучше подбирать тексты связанные с привычными для детей ситуациями или такие которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ если он построен таким образом что между его частями прослеживается логическая связь одна часть подводит к другой и разъясняет ее а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Язык произведений которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому что их язык усложняется постепенно текст рассказов для маленьких значительно проще предложения короче чем в таких произведениях как Косточка Лев и собачка и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой В. Бианки М. Пришвина.
Если в тексте предлагаемом для пересказа встречаются новые слова то сначала дети стараются заменить их привычными знакомыми. Впоследствии как показали наблюдения они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения причастные и деепричастные обороты вводные предложения сложные метафоры. Таким образом для пересказа пригодны рассказы в прозе доступные дошкольнику по содержанию языку и грамматической структуре.
Очень сложен для детей такой тип речи как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки опуская разного рода описания. Это объясняется тем что в памяти детей ярче сохраняется то что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому что дети если в их представлениях есть яркий образ иногда дополняют свой пересказ описанием которого может и не быть например в сказке. В процессе наблюдений выяснилось что если у детей есть представление о предмете или явлении описываемом в рассказе то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете то они пропускают описательные места. Следовательно для пересказа надо предлагать такие произведения в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.
В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают что важен не размер а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует прежде всего учитывать их содержание доступность динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить что размер произведения влияет на восприятие усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения отбираемого для пересказа необходимо учитывать следующее
— если пересказ проводился уже в средней группе то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя
— в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее точнее и полнее чем длинные.
Таким образом работа по обучению пересказу должна вестись систематично примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия. Начинать следует с коротких сказок и рассказов так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Пересказ строится по следующей схеме
Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения главным образом его идеи оживление аналогичного личного опыта детей показ картинки и др..
Задачи
• выяснить знания детей по теме произведения
• обеспечить понимание слов и выражений которые будут в тексте
• расширить представления детей о предмете о котором идет речь в произведении
• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются если произведение уже хорошо знакомо детям.
Подготовительная беседа анализ произведения.
Цели ее уточнение содержания главным образом идеи и характеристик образов последовательности событий привлечение внимания к языку ненавязчиво подчеркнуть точные определения сравнения фразеологизмы активная подготовка к выразительному пересказу работа над прямой речью действующих лиц осмысление интонаций ударений темпа особенно в важных композиционных моментах.
Все эти цели решаются в единстве при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
Повторное чтение суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ например Вслушивайтесь как я читаю. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста несколько секунд.
Пересказ 3—7 человек. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы пересказ по ролям инсценировка.
Анализ пересказов детей анализируется подробно первый пересказ остальные — менее подробно в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети.
Нужно помнить что оценка творческой художественной деятельности какой является пересказ должна быть особенно тактичной допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений Мне кажется… Я советую Сереже… А может быть лучше…
2.4. Методика работы по обучению детей интонационной выразительности речи в процессе пересказа
Программа воспитания в детском саду ставит перед педагогом такие задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном правильно отражать в речи воспринятое рассказывать последовательно с достаточной полнотой и законченностью не отвлекаясь от темы приучать дошкольников рассказывать не торопясь помогать или находить нужные слова выражения поощрять использование точных названий предметов действий качеств развивать образную речь учить рассказывать живо выразительно. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития детей дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка лексикой грамматическим строем.
Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения. Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада. Обучение пересказыванию вводиться с декабря- января но если у всех детей грамотная речь развита хорошо занятия можно начинать раньше.
В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи совершенствуется их логическая речь формируются навыки пересказывания простых и составных рассказов.
В старшей группе совершенствуется развитие связной речи. Задачи обучения пересказыванию в старшей группе таковы учить детей связно последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя передавать диалогическую речь меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц излагать содержание близко к тексту использовать авторские слова и выражения. В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.
В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности он подводит их к звуковому анализу слов на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки неизученные детали в старшей группе. Ребёнок 6-7 лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом отменить пропуски перестановку материала возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища. Дети продолжают учиться излагать тексты связно последовательно полно без искажения пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц использовать в пересказах смысловые ударения паузы определенные художественные средства характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.
Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов пересказывать прочитанное воспитателем выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.
В Программе воспитания в детском саду Васильевой показан объем знаний и умений который должны усвоить дети в зависимости от возраста группы и индивидуальных особенностей ребёнка. Методы и приёмы воспитателя различные выразительное двух и трёх кратное чтение текста беседа о прочитанном показ иллюстраций речевые упражнения указания относительно способов и качества выполнения заданий оценка и т.д.
Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы сказки но и сам воспроизводит их в собственной речи воздействие художественных произведений на его личность на его речевые развития усиливаются. Прежде всего воспитатель должен выразительно прочитать рассказ который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа основное значение которой – выяснить правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо с широким привлечением образной художественной речи чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога. В процессе беседы подготавливающей детей к пересказу они активно оперируют в литературном материале. Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами главным образом всевозможными вопросами.
Различают следующие типы вопросов помогающих пересказу монологического текста
1 вопрос направляющий совместное пересказывание вопрос к последнему слову фразы
2 подсказывающий вопрос
3 наводящий вопрос
4 прямой вопрос
5 цепь прямых вопросов план
6 вопросы поисковые
7 вопросы — указания.
Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей подготовка их к восприятию текста например отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа активизация лексического материала по теме произведения – уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др. [8 с. 134].
В целях организации восприятия направления внимания на важные смысловые моменты а также на некоторые языковые особенности при повторном чтении необходимо использовать прием завершения детьми отдельных предложений нужным словом или словосочетанием.
Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме причем вопросы составить так чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Кроме того из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова- определения сравнительные конструкции служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний обозначающих действия значительно облегчает им последующее составление пересказа.
Все занятия по обучению детей пересказу на наш взгляд эффективно проводить малогрупповым методом – по 5 – 6 человек что позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей и наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа. Работа с детьми проводимая в форме живого речевого общения способствует их интересу к занятиям и активизации их речевых проявлений. На занятиях по обучению пересказу используются как основные педагогические приемы так и вспомогательные средства служащие факторами облегчающими и направляющими процесс становления связной речи.
Наиболее значимыми из таких факторов являются наглядность при которой происходит речевой акт моделирование плана высказывания.
Уровень умений пересказывания художественных произведений на определённом возрастном этапе определяется Программой развития в детском саду там же даются рекомендации использования тех или иных произведений а также основные направления работы Приложение.
На начальном этапе работы дети обучаются адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Максимально используются приемы выделения главных звеньев сюжета произведения пересказывание по опорным вопросам по иллюстрациям. В дальнейшем к концу первого года обучения можно переходить к составлению пересказа по предварительному словесному плану-схеме.
Вместе с тем предусматривается постепенный переход от коллективного пересказа текста когда поочередно каждый ребенок пересказывает по одному последовательному фрагменту рассказа к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом.
На втором году обучения детей учат составлять пересказ без опоры на наглядный материал уделяя особое внимание формированию навыков планирования составляемого пересказа.
Наряду с основными приемами мы рекомендуем применять ряд специальных вспомогательных и активизирующих приемов работы. К ним относятся
1. Составление пересказа по фильмам без звука. Этот прием очень нравится детям. Они чувствуют себя участниками общего процесса демонстрации фильма озвучивая его кадры. Такая эмоционально положительная мотивация активизирует речевые возможности детей побуждая их к четкому последовательному пересказу.
2. Рисование на сюжет пересказываемого произведения. Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказывания на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить как был описан в рассказе тот предмет и место действия которые они хотят изобразить. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок что способствует лучшему осмыслению текста формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными эмоциональными и информатированными.
3. Эффективным средством обучения является использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов перемещаемых на панно. На фоне отдельных предметов дом сарай лес крупным планом даются изображения предметов располагаемые линейно в соответствии с последовательностью фрагментов эпизодов рассказа. Демонстрационное панно используется многопланово для иллюстрирования педагогом текста для иллюстрирования ребенком пересказа своего или товарища. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия внимания детей формированию навыков контроля и самоконтроля помогает более точно воспроизводить последовательность событий. Эффективно использовать картины-панно при обучении детей планированию составляемого пересказа. Например при пересказе рассказа Н. Сладкова Медведь и солнце мы применяем иллюстративное панно на котором последовательно появляются все персонажи повествования. Постепенно первоначальный рисунок леса заполняется действующими лицами приобретая к финалу законченный вид являющийся опорой для дальнейшего пересказа.
4. В целях обучения детей действиям планирования при пересказе на втором году обучения рекомендуется использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты изображающие отдельные фрагменты рассказа. Моделируя сюжетное содержание рассказа М.Горького Воробьишко мы последовательно заполняем блоки-квадраты условными силуэтными черно-белыми изображениями персонажей и значимых объектов. После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. На втором занятии вся схема повторяется одним-двумя детьми самостоятельно. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. Возможен также пересказ текста повторно без опоры на наглядную схему. Применение условной наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа планирование рассказа в целом или выборочно распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета и пересказывание по готовой схеме воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составляемой схеме. Работа по наглядной схеме в сочетании с традиционными приемами обучения словесному планированию пересказа способствует лучшему усвоению способа программирования содержания развернутого высказывания путем установления основных смысловых звеньев рассказа их последовательности и взаимосвязи.
5. Начиная со второго года обучения занятия по пересказу сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания с элементами творчества. Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста можно использовать прием мыслительного вхождения в описанную ситуацию когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа причем не только живых объектов но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа например от лица Медведя Снега или Штанишек пересказ рассказа Н.Сладкова Медведь и солнце ребенок становится реальным участником описываемых событий переносит на себя переживания героев рассказа учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают размышляют удивляются радуются. Постепенно дети овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки с включением новых действующих лиц и т.д.
6. Большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети по указаниям педагога вносят дополнения уточнения указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем правильном употреблении словоформ и построении предложений.
Второй этап системы работы по формированию связной речи направлен на развитие навыков пересказа. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи ее выразительные качества произношение усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас благоприятствует развитию восприятия памяти внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей чувства языка — внимания к лексической грамматической синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.
Следует помнить что обучать ребёнка пересказу следует только тогда когда у ребёнка есть фразеологическая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные речевые и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть доступны по своему содержанию и форме.
До начала чтения рассказа логопед объясняет смысл детям смысл трудных слов. они проговариваются хором и индивидуально. далее проводится небольшая беседа подводящая детей к содержанию произведения.
Прочитав рассказ логопед задаёт вопросы с целью выяснить поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа
1.Логопед пересказывает а ребёнок в зависимости от своих речевых возможностей вставляет слово или предложение.
2. Если ребёнок пересказывает с большими паузами то логопед задаёт наводящие вопросы.
3.Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.
4. Пересказ организуется по цепочке когда один ребёнок начинает пересказывать следующий продолжает а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание умение слушать товарища и следить за его речью.
5. Часто применяется пересказ в лицах типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям так как он близок к игровому.
Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий можно рекомендовать и более сложные виды работы.
Это может быть выборочный пересказ краткий пересказ творческое рассказывание [6 с. 13].
Заключение
Список литературы
12. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] Е. И. Тихеева. – М. Просвещение 2001.- 111с. ISBN 5-09-000726-8.
13. Л.П.Федоренко Г.А.Фомичева В.К.Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста М. 1977 г.
Приложение 1