1 Методы профилактики конфликтов у младших подростков

Конфликт между подростками – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности. Ведь любая совместная деятельность– проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у младших подростков не сформирована, так как у взрослых людей. И важнейшая задача социального педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. Ежели конфликт произошел – научить выходить из него с минимальными потерями. Профилактика конфликта понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия [Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 272 с.].
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские конфликты обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относится как к естественным явлениям в жизни. Небольшие конфликты можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребёнок не может обойтись. [Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 272 с.].
Задача педагогов состоит в том, чтобы научить подростков некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом подросток должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра. Поэтому главная задача педагога – помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из конфликтной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта [Шумилин А.П. Межличностные конфликты в школьном возрасте / Ред. А.П. Шумилин – М.: МГУ, 2006. – 121 с.,с.21].
В любом конфликте педагог должен высказать подросткам своё отношение к нему через «Я — сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дошкольники ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с подростками , в конце концов, приведёт к мирному её решению. И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы ученики учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами. [Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 272 с.].
1.Стратегия игнорирования. Несомненно, что подростки получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Драка – это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если драки подростков игнорировать, они будут возобновляться снова.
2.Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые подростки делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Драка, не законченная вшколе, будет продолжена за её границей. И для каких-то подростков драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их педагогом [Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 272 с.].
3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что педагог помогает подросткам разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают подростки . Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если подросток отличается повышенной конфликтностью [Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 272 с.].
Педагогу при разрешении конфликта необходимо во-первых признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте младшие подростки достаточно эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте. Во-вторых выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
После признания наличия конфликта и невозможности решить его «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта педагога. Разработать варианты разрешений конфликта и методы педагогических воздействий [Сухомлинский В.А. / Методика воспитания коллектива – М.: Просвещение. 1981. – 396 с.].
Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.
Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.[Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология./Я.Л. Коломенский – СПб: Питер. 2001 – 416 с.].
Деятельность педагога должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения. Профессиональная компетентность педагога состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный предмет конфликта.Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, педагог должен учитывать их характерные особенности. [Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. /Я.Л. Коломенский – СПб: Питер. 2001 – 416 с.].
При разрешении конфликта социальный педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному. Присутствие других подростков при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл. Профессиональная позиция педагога – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки подростковые конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. [Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология./Я.Л. Коломенский – СПб: Питер. 2001 – 416 с.].
Для этой цели в педагогической деятельности при профилактике конфликтов используются различные методы, приемы и средства.
В теории и практике школьной педагогики все большее значение придается коллективной деятельности на занятиях, как способу профилактики конфликтов подростков . Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, подросток учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат [Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия. 2004 – 315 с.].
На данный момент ведущий коллективной деятельностью , с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов года является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности. Так же при этом решается ряд задач, включающих: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, способности к организации деятельности и управлению ею, развитие навыков организации рационального использования рабочего пространства и времени, освоение умения самостоятельно и совместно с педагогами и товарищами планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, решать творческие задачи, работать с информацией. Следует отметить, что контакты между подростками в данном виде деятельности порождают потребность в межличностном общении, их практическое взаимодействие. Личность складывается только в ее отношениях с окружающими людьми и лишь с ними начинает функционировать.
При работе в проектной деятельности решается проблема межличностных конфликтов в коллективе, подросткам необходимо работать над вместе и сообща ,а так же не вступать в конфликт, что бы выполнить задание.
Проекты, используемые в учебной и внеучебной деятельности на этой ступени, должны учитывать, что межличностные отношения, возникающие в этом виде деятельности, появляются и развиваются в процессе общения и поэтому должны учитывать:
1. Выбор организационных форм (выставка проектных работ, вернисаж творческих работ, спектакль, фотоальбом и др.) и методов проектной деятельности (трудовая, игровая, познавательная, творческая и др.), которые существенно влияют на взаимоотношения ее участников, совершенствование межличностных отношений в коллективах воспитанников.
2. Психологическую совместимость участников межличностных отношений в этом виде деятельности. Я.Л. Коломинский в качестве одной из характеристик отбора в конкретную группу определил такой критерий, как желание человека совместно с кем-либо участвовать в какой-либо деятельности. Следует учитывать, что если в сфере дружеского общения подросток может выбрать себе партнеров по личному предпочтению, то в коллективной проектной деятельности он не всегда может это сделать.
Игра для подростков является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения [Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.:Просвещение.2003 – 123 с ,с.89]. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. [Кроповницкий]. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [Эльконин Б.Д. Психология игры.//. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития подростков формируют умение общаться в коллективе сверстников[Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.:Просвещение.2003 – 123 с.].
Кроме игровых методов в педагогике, широко используются «созидающие» и «тормозящие» приемы в профилактике конфликта. [Рыбакова М. М. Межличностные конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова – М.: Просвещение, 2001. – С. 128.]: к созидающим приемам относятся такие, как:
• поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения,
• укрепление веры в собственные силы дошкольника, доверие и др.
к тормозящим относятся такие, как:
• приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие,
• мнимое недоверие, проявление возмущения,
• осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной педагогической ситуации, мотивов поведения подростка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации. Таким образом, при выборе методов профилактики конфликтов у подростков педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности подростков , а так же проанализировать возможные причины конфликтов. В заключении хочется отметить, что среди педагогических методов профилактики конфликтов у младших подростков наиболее эффективны игровые методы.

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

3. Диагностика взаимоотношений классного коллектива

Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения конфликтов у подростков
Экспериментально–исследовательская работа проводилась на базе ГБОУ СОШ № 509 города Санкт-Петербурга, Красносельский район. В эксперименте принимали участие 29 учеников 6 «В» класса. Наша школа существует всего 2 года, так как коллективы классов были сформированы из учеников различных школ, то происходят межличностные конфликты между учениками, а также между учениками и преподавателями. Не установлены школьные традиции, а также социальные правила поведения в школе.
Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:
1. Социометрия
2. Диагностика межличностных отношений Т.Лири
3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)
Методика 1. «Социометрия
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Цель проведения: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Процедура: каждому участнику выдается заранее приготовленный лист, дается инструкция. После сбора ответы обрабатываются и делается вывод.
Инструкция: Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: «У вас через несколько дней вечер в классе, «Капустник». С кем из присутствующих в классе вы бы хотели подготовить номер для выступления?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. СПАСИБО!
Выводы:
Социометрия, проведенная в 6 «В» классе, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе предпочитаемых одни девочки. Лидерами класса являются мальчики Лабжания Д. и Штин М. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Потапова Дарья; Ушаков Павел). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Методика 2.Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)(приложение 2)
Выводы: Подводя итоги диагностики, мы выявили следующее: Большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как соперничество – 12 учеников – т.е. эти ребята стремятся добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересует. На сотрудничество идут лишь 6 учеников – они признают право остальных на собственное мнение и готовы его понять, они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы. На взаимные уступки способны лишь – 3 ученика, т.е. хоть он и принимает точку зрения других, но лишь до определенной степени, при повторном возникновении конфликтной ситуации его поведение может измениться. К избеганию прибегают 4 человека – они попросту уклоняются от решения конфликта, считают, что все когда-нибудь разрешится само собой. Приспособление – 4 ученика – призывая к солидарности одноклассников, он, тем не менее, старается держаться особняком от всех, в удобном для него случае поддерживая сторону сильнейшего.
Исследование классного коллектива по данным методикам показало, что в 6 «В» подростки предрасположены к конфликтным ситуация. Малое количество детей готово к сотрудничеству, каждый подросток считает свое поведение правильным. В результате проведенного эксперимента были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 2-х классов в ГБОУ №509. К ним относятся:
Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% — редко и 14% никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не случающуюся никогда – 61%, и только 16% отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.
Агрессивные формы общения, которые отметили 30% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;
Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили только 12% учащихся, большинство (54%) не отметили эту причину, и 35% отметили, как редкую.
Таким образом, основными причинами конфликтов учащихся 6 «В» класса ГБОУ №509 являются трудности в общении.
4 Этапы деятельности социального педагога в предотвращении конфликтной ситуации младших подростков
Для того чтобы предотвратить и провести профилактику конфликтов у подростков и помочь им преодолеть трудности во взаимоотношениях, работа социального педагога должна была направлена в первую очередь на то, чтобы:
1) расширить представления подростков о собственном «Я»;
2) формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение ;
3) развивать гибкость в межличностных отношениях ;
4) формировать адекватные поведенческие стратегии ;
Для профилактики конфликтов в подростковом коллективе мы будем использовались следующие методы: игр: испытания, ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), релаксационные упражнения, приемы сказотерапии, метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно.
1этап Начальная стадия. На этом этапе акцент ставится на формирование доверия участников друг к другу и к социальному педагогу, сплоченности групп. На данном этапе включаются упражнения, предлагающие групповую работу над общей задачей (прорисовывание своих чувств, для того чтобы повысить уровень понимания и вербализации своих чувств; игры-испытания, которые дают возможность испытать себя, помогают проявиться сильным сторонам своего характера и личности в целом, продемонстрировать свои возможности одноклассникам, в процессе преодоления препятствий группой у участников формируется такие ценности как чуткость, терпимость, умение прощать, слушать другого, принимать ответственность)
Упражнения достаточно сложны и развивают навык планирования, как собственной деятельности, так и работы команды. Разнообразие игр-испытаний позволяет каждому участнику найти свое место в группе и проявить себя.
2 этап. Конфликт, доминирование, сопротивление. На данном этапе характерны противоречия между членами группы и лидером, начинается борьба за возможность контролировать процесс, который происходит в группе. На этом этапе важно сделать свои чувства предметом анализа. Участники говорят о своей злости, своих страхах. Сложность заключается в том, что, несмотря на активную демонстрацию в обществе одноклассников демонстративного поведения, подростки чрезвычайно озабочены мнением, которое о них складывается у окружающих. На этом этапе идет активная работа участников со своими чувствами. Используются методы арт-терапии (проективный рисунок). Проговаривание своих чувств в различных ситуациях представляет сложность для подростков. Проецирование же своих эмоциональных состояний на бумагу помогает участникам более открыто говорить о чувствах.
3 этап. Развитие сплоченности. Здесь группа преобразовывается в единое целое. Участники делятся своими секретами, появляется больше свободы для самораскрытия. Именно на этом этапе становится возможным формирование новых установок. Существует ряд признаков, по которым социальный педагог может заметить о переходе группы на другую стадию. Появляется меньше демонстративности и больше искренности в поведении детей. На завершающем круге группа часто задерживается и не хочет расходиться. Становятся заметны периоды молчания, не как сопротивления группы, а как совместного переживания. Часто участники остаются и продолжают обсуждать какую-то тему. На этом этапе в большей степени используется когнитивный подход.

Метод 6 шляп профилактики конфликтов

Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
Методика 6 шляп поможет социальному педагогу провести профилактику конфликтной ситуации в неординарной и креативной обстановке.
Метод «Шести шляп мышления»— это один из приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной. Особенно хорошо он подходит для оценки ситуации в нашем случае конфликтной ситуации, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями, что бы каждый участник процесса сделал для себя какие то выводы
Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.
Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.
Мы предложили ученикам поучаствовать в дискуссии разрешения конфликтной ситуации при использовании метода 6 шляп.
Так как социометрическое исследование ситуации в классе показало, что существует ученик в категории непринятые, а также в категории отверженные. Большая половина класса состоит в контакте между собой и не принимает, таких учеников как он.
Нами была разработана методическая программа по профилактике конфликтов в классе. Этапами этой программы стали :
• вышеизложенные исследования
• Упражнения «Рисунок моего настроения»
• Упражение «Руки»
• Упражнение «Лава»
• Упражнение «Импульс»
• Опросник Басса- Дарки
• показ фильма
• завершающая дискуссия с использованием креативного метода
« Шести шляп»
Ситуация:
Ученики 25 штук
Классный руководитель провел работу по сплачению коллектива, ученики учатся в 7 классе и их коллектив можно охарактеризовать как дружный
И туту них в классе появляется доносчик, ябеда. Который рассказывает учителям какие поступки совершают его одноклассники, при этом он делает это не нарочно а в илу своего подросткового возраста не может отслеживать информацию которая исходит от него.

Приложение

Упражнение 1 .«Рисунок моего настроения»
Участникам группы предлогается нарисовать свое настроение на листе бумаги. Подчеркивается, что рисунок может быть как конкретным, так и абстрактным. Предлагаются различные изобразительные материалы (гуашь, акварельные краска, восковые мелки, карандаши, пастель, фломастеры).
После того как все участники выразили себя на листе бумаги, предлагается показать рисунки друг другу, рассказать о том, что именно изображено на рисунке и какое настроение отражает данный рисунок.
Упражение 2. «Руки» (класс делится на 2-3 группы, при выполнении другого упражениеич участники меняют состав групп).
Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и присит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого участника поднять левую руку и соединяет их друг с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы руки не держали соседи, и чтобы не оказалось, что два участника держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг, не расцепляя рук.
Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в восьмерку.
Упражнение 3. «Лава»
Необходимый инвентарь: круглые коврики диаметром 24-27 см, стулья.
Инструкция: «Я предлагаю вам отправиться в путешествие в горы. Перед вами котлован с кипящей лавой. Нужно перебраться через него, обогнув горную гряду