Содержание 3
Введение 4
Глава I. Теоретикометодологические подходы к изучению доходов населения 7
1.1. Сущность состав структура и классификация доходов населения 7
1.2. Основные показатели и основные источники доходов населения 12
Глава II. Денежные доходы населения России в современных условиях 19
2.1. Динамика уровня доходов населения РФ 19
2.2. Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума 28
Глава III. Основные меры по повышению доходов и уровня жизни населения РФ 32
Заключение 39
Список литературы 41

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

Работа № 4119. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
В рыночной экономике важнейшим показателем позволяющим оценить возможности как человека так и семьи является доход. Он определяет степень удовлетворения потребностей человека и представляет собой общую сумму денег которые были заработаны или получены в течение определенного периода.
Актуальность изучения доходов населения трудно переоценить так как оно важно как для целей планирования государственного бюджета социальных расходов пособий пенсий так и для коммерческих структур которые могут использовать данные статистики для прогнозирования и анализа платежеспособного спроса на продукцию.
В жизни каждого человека доходы играют существенную значимость так как ониявляются непосредственным источником удовлетворения безграничных потребностей всего общества. Главным источником для человека является заработная плата. Однако чаще её величина не достаточна чтобы соблюдать даже самые необходимые условия существования людей. Возникает необходимость для государства регулирования заработной платы а для населения поиск других источников доходов. Нередко доходы большей части населения существенно низки по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы тем выше спрос на продукцию и услуги производимые различными отраслями тем выше качество продукции т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов её конкурентоспособность выше эффективность производства значит лучше экономическая ситуация в стране.
В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты государство проводит социальную политику важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни но и как факторы определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы как элемент экономического подъема который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов и как следствие низкая покупательная способность основной массы населения денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров есть одной из основных причин стагнации экономики России
Для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и конечно своевременная выплата зарплаты пенсий стипендий и других социальных выплат является необходимым для подъема экономики.
Денежные доходы населения включают оплату труда доходы от предпринимательской деятельности пенсии стипендии различные пособия доходы от собственности в виде процентов дивиденды ренту средства от продажи ценных бумаг недвижимости продукции сельского хозяйства различных идей а также доходы от различных услуг оказанных на стороне.
Уровень доходов населения важнейший индикатор благосостояния общества которое определяет фактор в отношении социальных возможностей населения отдыха получения образования поддержания здоровья.
Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью вопроса изучения доходов населения. Цель курсовой работы – изучение доходов населения их источников и структуры распределения.
Достижение поставленной цели предопределило постановку следующих задач
раскрыть сущность охарактеризовать состав и структуру доходов населения
рассмотреть классификацию и основные показатели доходов населения
охарактеризовать основные источники доходов населения
проанализировать динамику доходов населения РФ
рассмотреть соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума
определить основные меры по повышению доходов и уровня жизни населения РФ.
Объектом исследования являются денежные доходы населения и механизм их формирования.
Предмет исследования экономические отношения которые возникают в процессе распределения и перераспределения доходов и составляют сущность доходов населения и основу механизма их формирования.
Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов публикации в экономической периодической печати доклады и выступления на конференциях и семинарах данные сайтов Федеральной службы государственной статистики и Министерства экономического развития РФ
В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования изучение и анализ научной литературы обобщение изученной информации моделирование.
Курсовая работа структурно состоит из введения трех глав заключения и списка литературы. В первой главе изучаются теоретикометодологические подходы к изучению доходов населения. Вторая глава посвящена анализу денежных доходов населения России в современных условиях. В третьей главе выявляются основные меры по повышению доходов и уровня жизни населения.

Глава I. Теоретикометодологические подходы к изучению доходов населения

1.1. Сущность состав структура и классификация доходов населения
Рыночная экономика требует теоретического переосмысления процессов происходящих в сфере распределительных отношений. Это относится прежде всего к перестройке подходов применяемых в рамках экономической теории к определению понятия и содержания доходов населения их дифференциации и порождаемого ею расслоения населения к прослеживанию тенденций изменения уровня жизни населения к рассмотрению вопросов формирования и роста доходов в контексте проведения адекватной государственной политики доходов .
В имеющихся научных исследованиях проблема доходов как правило рассматривается в разрезе формирования доходов населения при разных его моделях либо в аспекте распределения доходов при различных условиях хозяйствования. Зачастую данный вопрос исследуется во взаимосвязи только с бедностью нищетой социальной защитой населения. Количественные и качественные изменения размеров доходов и преобразования распределительных принципов должны исследоваться во взаимосвязи с теоретическими положениями относящимися как в целом к экономике так и к сфере теории доходов.
В этом контексте важно отметить взаимосвязь понятий доход и богатство. Понятие богатство шире. Доходы состоят из запасов денег благ и услуг членов общества на данный момент и не всегда связаны с их использованием через потребление. Доход составляет основу формирования богатства и определяется за какойто промежуток времени обычно за год. Не всегда рост доходов и увеличение богатства изменяются в одном и том же направлении.
Но в целом доходы и богатство населения являются основой удовлетворения материальных и духовных потребностей людей и выступают важнейшим фактором роста общественного благосостояния.
В современной экономической литературе существуют различные подходы к определению сущности доходов населения и исходя из уровня их исследования трактуются поразному. Обобщая эти подходы можно отметить что их исследование проведено по двум основным направлениям. В рамках первого направления отраженного в Экономиксе рассматриваются количественные взаимосвязи т.е. доходы населения определяются как сумма денежных поступлений или наличных денег в единицу времени. Суть исследования заключается в изучении количественных характеристик доходов рассматриваемых как некоторая сумма денег оказывающая внимание на спрос и предложение и сама в свою очередь определяемая соотношением спроса и предложения на факторы производства.
Доходы населения это совокупность денежных и натуральных поступлений получаемых отдельным лицом или семьей домохозяйством из различных источников в течение определенного периода и расходуемых на потребление накопление различные сборы и налоги. В данном определении доходов на наш взгляд не учтены бесплатные услуги которые также входят в состав доходов населения.
Доходы населения как экономическая категория представляют собой совокупность отношений которые возникают между хозяйствующими субъектами и государством с одной стороны домохозяйствами и индивидами с другой по поводу присвоения распределения и перераспределения части вновь созданной стоимости.
Сущность доходов наиболее полно отражается в их функциях. Выделены следующие основные функции доходов населения воспроизводственная статусная стимулирующая формирующая платежеспособный спрос и как фактор повышения благосостояния .
Воспроизводственная функция
Она поۡкۡазۡыۡвۡает роль доۡхоۡдоۡв в проۡцессе воспроизводства нۡасеۡлеۡнۡиۡя. Все виды доходов являются основными источниками обеспечения нормального уровня жизни населения а именно заработная плата доходы от личного подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности.
Статусная функция
Доходы являются основным показателем который определяет социальное положение людей не только при их сравнении внутри страны но также и при межстрановых сравнениях уровни жизни.
Стимулирующая функция
Данная функция направлена на стимулирование улучшения способностей людей в процессе их деятельности.Получение доходов должно быть взаимосвязано с конечными результатами работы и обеспечить мотивацию людей в повышении своих доходов.
Функция фактора повышения благосостояния
Доходы населения основа удовлетворения важнейших потребностей людей определяющие уровень общественного благосостояния. Благосостояние как экономическая теория определяется степенью удовлетворения основных потребностей населения. Доходы используют не только для удовлетворения материальных потребностей но и используются для улучшения качественных характеристих жизнидеятельности людей. Так доходы выступают важным фактором повышения благосостояния населения и материальной их характеристики.
В условиях рыночной экономики произошли определенные изменения в структуре доходов населения
вопервых изменились формы доходов т.е. к традиционным добавились доходы от предпринимательской деятельности собственности недвижимости ценных бумаг иностранной валюты
вовторых модифицировались количественная и качественная составляющие доходов появились такие характеристики как реально располагаемые доходы коэффициент концентрации и дифференциации дефицит дохода прожиточный минимум уровень бедности покупательная способность денежных доходов населения и т.д
втретьих прибавились новые направления использования доходов обязательные платежи и взносы расходы на покупку иностранной валюты ценных бумаг личной недвижимости вклады в коммерческие банки и др.
В условиях рыночной экономики существенно меняется структура доходов населения. Преобразования отношений собственности формирование новых форм хозяйствования и рынков труда и капитала внесли соответствующие изменения в структуру доходов населения. В ней выделяются такие формы как оплата труда и доход от предпринимательской деятельности доход от личного подсобного хозяйства пенсии пособия и стипендии дивиденты поступления от продажи ценных бумаг поступления от кредитов ссуд страхования а также прочие поступления.
Доходы населения неоднородны и могут быть классифицированы по ряду признаков Табл.1.
Таблица 1
Классификация доходов населения
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц доходов от предпринимательской деятельности пенсий стипендий различных пособий доходов от собственности в виде процентов дивидентов ренты сумм от продажи ценных бумаг недвижимости продукции сельского хозяйства различных изделий доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума отдыха получения образования поддержания здоровья. Среди факторов оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения кроме размеров самой заработной платы выступает динамика розничных цен степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

1.2. Основные показатели и основные источники доходов населения

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход NT количество денег полученное отдельными лицами в течение определенного периода характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
Располагаемый доход DI доход использующийся на личное потребление и личные сбережения. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реальные располагаемые доходы который рассчитывается с учетом индекса цен.
Реальный доход RI количество товаров и услуг которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода с поправкой на изменение уровня цен.
Доход конечная цель действий каждого активного участника рыночной экономики объективный и мощный стимул повседневной деятельности человека. Но высокие личные доходы являются единственным источником удовлетворения общих потребностей расширения производства поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так Все не могут быть богатыми но никто не должен быть бедным.
Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса надежность его источников эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы исследуя образование и движение совокупного дохода.
Доход является денежной оценкой результатов деятельности физического или юридического лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под доходом имеют в виду денежную сумму регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег точно также как и мы не расстаемся со своими деньгами не приобретая взамен нечто полезное именно для нас.
Сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества а размер дохода показатель масштаба этого участия. Деньги единственная вещь которую нельзя выдать самому себе их можно получить только от других людей.
Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае при объективной невозможности участвовать в ней пенсионеры молодежь в дотрудоспособном возрасте инвалиды иждивенцы безработные. Данные категории населения поддерживаются всем обществом от имени которого правительство регулярно выплачивает денежные пособия. Эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода но рыночными они не являются.
Рыночный доход всегда есть результат наших полезных усилий для других людей. Он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемыми другими людьми спросом.
Взаимодействие спроса и предложения объективный механизм образования доходов в рыночной экономике в том числе и доходов населения. Конечно в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.
Основными источниками формирования доходов населения являются
заработная плата и другие выплаты которые работники получают за свой труд в денежной или натуральной форме
доходы от собственности например платежи за использование финансовых активов зданий земли авторских прав патентов и т.д.
доходы от индивидуальной трудовой деятельности
выплаты и льготы из общественных фондов потребления специальных фондов ежегодные выплаты по страхованию жизни
доходы от личного подсобного хозяйства сада огорода стоимость чистой продукции.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда доходы от предпринимательской деятельности и собственности а также социальные трансфертыы .
Величина потока доходов зависит в основном от владения факторами производства и от того запаса материальных активов дома машины земля и другая недвижимость финансовых ценностей наличные деньги сберегательные счета ценные бумаги драгоценные металлы и человеческого капитала престижное образование знания умения опыт которые в экономической теории определяют как богатство. Существует двусторонняя положительная связь между доходом потоком и запасом богатством чем больше поток доходов тем больше пополнятся запас богатства чем больше запас богатства тем больше величина потока доходов.
Поток доходов поступающих в домашние хозяйства зависит и от того как распределяется национальный доход в настоящий период времени между отдельными семьями и индивидами. Персональное распределение рационального дохода между индивидами связано с большим количеством объективных и субъективных факторов которые делают практически невозможным точную и справедливую оценку индивидуального вклада в общественное производство. Это обуславливает неравенство в рыночном распределении доходов.
Динамика реальных доходов определяется показателями такими как
1 уровень заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности
2 размер доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства
3 величина выплат и льгот из общественных социальных фондов потребления всем слоям населения
4 динамика налогов и налоговой политики государства
5 тенденция и конъюктура цен уровень инфляции.
Существуют явления влияющие на уровень доходов
1. Различия физических умственных и предпринимательских способностей.
Способности людей разнообразны одни обладают от природы хорошими способностями и имеют более высокую производительность труда и получают высокие доходы чем те которые обделены данными способностями. Некоторые способности людей уникальные и ограниченные что приносит их владельцам интеллектуальную ренту.
2. Различия в доходности профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность обуславливается соотношением спроса и предложения на те или иные профессиональные услуги затратами на получение образования. Можно говорить о том что высокие доходы юристов программистов обусловлены неэластичным предложением их услуг вследствие особых психологических и умственных данных высоких затрат времени и денежных средств для получения образования и высоким спросом на их услуги от чего зависит их доход.
3. Различия в производительности и интенсивности труда.
Неравенство в производительности труда вызывающее неравенство доходов может быть признано социально справедливым если в конкурентную борьбу на рынке вступают работники с одинаковыми физическими и умственными способностями. Люди затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполнения работы имеют более высоких доходов чем те кто трудится расслаблено. Но прямой зависимостью между интенсивностью труда и его доходностью нет.
4. Проблема экономических возможностей.
Создаются неравные для всех стартовые экономические условия в связи с существованием неравного доступа к общественным и частным благам. Даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение образования распределены так что часть молодых людей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу что сказывается на уровне квалификации перспективах трудоустройства и получения доходов.
Несмотря на влияние вышеотмеченных факторов на неравенство доходов общепризнанным является то что самые большие различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве.
5. Различия социальноэкономических условий в регионах.
6. Различия в отношении у риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие доходы.
7. Дискриминация в трудовых отношениях.
8. Неформальные отношения и др.
Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирование приобретения населением финансовых активов и имущества владение которыми влияет на уровень жизни.
Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей один из них объем личных доходов населения все виды доходов населения полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан на основе статистики семейных бюджетов но он не отражает ни общих ни реальных доходов населения.
Совокупные доходы населения определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления.
Стоимость услуг определяется расчетным путем.
Владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления.
Вычитая из личных номинальных доходов налоги обязательные платежи и взносы в общественные организации находят личные располагаемые доходы населения ту часть личных доходов которую владельцы их направляют на потребление и сбережение.
Между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег показателю обратному уровню цен.
Реальное значение показатели дохода приобретают если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается с помощью индексов покупательной способности денег Iп. с. д. или индексовцен на потребительские товары и услуги Ip.
С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реально располагаемых доходов населения
Анализ доходов семьи домохозяйства начинается с вычисления общих их уровней что представляет собой сложную экономическую задачу которая включает наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов а также факторы от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения групп различающихся по статусу в занятости составу семей и д .
Таким образом обобщая материалы первой главы можно сделать следующие выводы
Доходы населения как экономическая категория представляют собой совокупность отношений возникающих между хозяйствующими субъектами и государством с одной стороны домохозяйствами и индивидами с другой по поводу присвоения распределения и перераспределения части вновь созданной стоимости.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц доходов от предпринимательской деятельности пенсий стипедний различных пособий доходов от собственности в виде процентов дивидендов ренты сумм от продажи ценных бумаг недвижимости продукции сельского хозяйства различных изделий доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов население являются оплата труда доходы от предпринимательской деятельности и собственности а также социальные трансферты.

Глава II. Денежные доходы населения России в современных условиях
2.1. Динамика уровня доходов населения РФ
По оценке Росстата среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в декабре 2015 г. составила 42684 рубля а по сравнению с декабрем 2014 г. выросла на 16 реальная заработная плата снизилась на 10. Среднемесячная начисленная заработная плата в декабре 2014 г. составила 41985 рублей и по сравнению с декабрем 2013 г. выросла на 61 среднемесячная начисленная заработная плата в декабре 2013 г. по оценке Росстата составила 39380 рублей Рис. 2.
Рис. 2. Дۡиۡнۡаۡмۡиۡкۡа среднемесячной нۡачۡисۡлеۡнۡноۡй зарботной пۡлۡатۡы в 201ۡ3 – 2015 гۡг. руб.
Как видим из рис. 2 в период 20132015 гг. среднемесячная начисленная заработная плата возросла на 3304 рубля с 39380 рублей в 2013 году до 42684 рубля в 2015г.
В целом за январьдекабрь 2015 г. номинальная начисленная заработная плата по оценке Росстата составила 33925 рублей номинальный прирост относительно 2014 года составил 106 а реальная заработная плата снизилась на 95. За 2014 год по оценке Росстата номинальная начисленная заработная плата составила 32600 рублей прирост относительно 2013 года 92 при этом реальный прирост составил 13 в 2013 году 48 за 2013 год номинальная начисленная заработная плата составила 29940 рублей Рис. 3
Рис. 3. Дۡиۡнۡаۡмۡи номинальной нۡачۡисۡлеۡнۡноۡй заработной пۡлۡатۡы в 201ۡ3ۡ2015 гг. руб.
С 2013 по 2015 гг. номинальная начисленная заработная плата росла во всех наблюдаемых видах экономической деятельности. Начиная с сентября 2015 г. в финансовой деятельности и в государственном управлении а также в обеспечении военной безопасности сохраняются отрицательные темпы роста номинальной заработной платы. Так снижение заработной платы в финансовой деятельности в ноябре 2015 г. относительно ноября 2014 г. составило 08 в государственном управлении и обеспечению военной безопасности снижению составило 11. Кроме этих видов экономической деятельности в ноябре 2015 г. отрицательные темпы роста номинальной заработной платы отмечались так же в торговле автотранспортными средствами и мотоциклами снижение относительно ноября 2014 г. составило 08.
Заработная плата в финансовой деятельности остается одной их самых высоких среди наблюдаемых видов экономической деятельности и превышает среднемесячную заработную плату в целом в экономике в 2 раза. Лидерами по уровню оплаты труда так же остаются отрасли топливноэнергетического сектора среднемесячная заработная плата в которых текущем году превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2126 раза.
Аутсайдерами по уровню заработной платы остаются текстильное и швейное производство 47 от среднероссийской заработной платы производство кожи изделий из кожи и производство обуви 53 и сельское хозяйство 58. Для обеспечения дополнительной поддержки наименее оплачиваемой категории работающих граждан в кризисный период был принят Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. 376ФЗ О внесении изменений в статью 1 федерального закона О минимальном размере оплаты труда в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда МРОТ с 1 января 2016г. повышен на 4 до 6ۡ204 рублей.
По данным полученным от организаций кроме субъектов малого предпринимательства суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2016 г. составила 36 млрд.руб. и снизилась по сравнению с 1 декабря 2015 г. на 84 . Суммарная задолженность по заработной плате отмеченная на 1 января 2016 г. составляет 407 от максимального значения отмеченного в прошлый финансовый криз 2009 года и не превышает 1 месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности
В части пенсионного обеспечения в 2014 году было продолжено повышение общего уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров. Трудовые пенсии увеличены с 1 февраля 2014 г. на 65 и с 1 апреля на 17. Кроме того социальная пенсия с 1 апреля 2014 г. проиндексирована на 171.
В результате проведенных мер повышены размеры трудовых пенсий почти 38 млн. человек. Средний размер назначенных пенсии по предварительным данным Росстата в 2014 году составил 10786 рублей и увеличился по сравнению с 2013 годом на 88.
С 1 января 2015 года в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсий. Стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля проиндексированы на 114 процента. В результате стоимость одного пенсионного коэффициента составила 71 руб. 41 коп.
Индексация страховой пенсии и фиксированная выплата к ней позволила увеличить уровень пенсионного обеспечения почти 39 млн. человек получающих на дату перерасчета страховые пенсии.
Кроме того с 1 апреля 2015 г. на 103 проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Данное повышение затронуло свыше 3 млн. человек получателей социальных пенсий и выплат.
В 2015 году по предварительный оценке Росстата средний размер назначенных пенсий составил 11984 рубля и увеличился на 112 по сравнению с 2014 годом. Средний размер трудовой пенсии в 2013 году составил 10201 рубль Табл. 2 Рис. 4.
Таблица 2
Рис. 4. Среۡдۡнۡиۡй размер нۡазۡнۡачеۡнۡноۡй пенсии в 201ۡ3ۡ2015 гг. руб.
В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан осуществлена индексация в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года 384 ФЗ О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. На 55 с 1 января 2015 г. были увеличены размеры государственных пособий и социальных выплат гражданам имеющим детей финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации а также ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 апреля ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан финансируемых из федерального бюджета.
В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан с 1 января 2014 г. осуществлена индексация государственных пособий и социальных выплат гражданам. В соответствии с законодательством Российской Федерации размер индексации указанных выплат соответствует прогнозному уровню инфляции предусмотренному Федеральным законом О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и составляет 105. Вместе с тем фактическая инфляция на конец 2014 года составила 114 в среднем за год 78 что превышает коэффициент индексации.
В целях повышения уровня текущих доходов многодетных семей в субъектах Российской Федерации продолжалось осуществление установленных в соответсвии с Указом Президентам Российской Федерации от 07.05.2012 г. 606 ежемесячных денежных выплат нуждающимся семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей. В 2014 году Правительством РФ осуществлялось софинансирование указанных расходов 51 субъекта РФ в том числе республики Крым и г.Севастополя в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Федеральным законом от 02.12.2012 г. 331ФЗ с 1 января 2014 г. увеличен размер единовременной выплаты в случае смерти застрахованного до 1 млн.рублей. В 2014 году на финансовое обеспечение оздоровления детей в организациях расположенных в Республике Крым и г. Севастополе из федерального бюджета было выделено 188 млрд. рублей на финансовое обеспечение санитарнокурортного лечения граждан имеющих право на получение набора социальных услуг в санитарнокурортных организациях расположенных в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе 23 млрд. рублей.
С 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 г. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличен размер единовременной выплаты в случае смерти застрахованного с 805 тыс. рублей до 1 млн.рублей.
По результатам 2014 года реальные располагаемые доходы населения снизились на 1 по сравнению с 2013 годом. В целом за 2014 год объем денежных доходов населения по предварительной оценке составил 47779 6 млрд. рублей с ростом относительно 2013 года на 7. Денежные расходы и сбережения по сравнению с 2013 годом выросли на 76 и составили 476649 млрд. рублей. В течении семи месяцев 2014 г. расходы населения превышали его доходы однако по итогам года денежные доходы населения превысили расходы на 1147 млрд. рублей в 2013 году на 3318 млрд. рублей
Зафиксированное в 2014 г. снижение реальных располагаемых доходов населения продолжилось и усилилось в 2015 году. Несмотря на существенное замедление спада в декабре 2015 г. снижение 07 к декабрю 2014 г. после снижения на 65 в ноябре 2015 г. в годовом выражении объясняемое низкой базой декабря 2014 года и снижением динамики индекса потребительских цен в целом в 2015 году реальные располагаемые доходы населения снизились на 4.
По предварительной оценке Росстата объем денежных доходов населения в 2015 составил 532029 млрд. рублей с ростом относительно 2014 года на 102. Стоит отметить замедление темпов роста доходов в течении года с 128 в I квартале до 93 в IV квартале 2015 года. Денежные расходы и сбережения за год увеличились на 120 относительно уровня 2014 года и составили 536209 млрд. рублей. Традиционное превышение доходов над расходами и сбережениями зафиксированное в декабре 2015 года не компенсировало превышения расходов и сбережений над доходами в I квартале 2015 года в результате чего в целом за 2015 год расходы и сбережения населения превысили доходы на 418 млрд. рублей ۡРۡис. 5.
Рис. 5. Дۡиۡнۡаۡмۡиۡкۡа объема деۡнеۡжۡнۡыۡх доходов нۡасеۡлеۡнۡиۡя 20132015 гۡг. руб.
Из данных рис. 5. мы видим что объем денежных доходов населения в период 20132015 годов возрос на 87679 рублей.
В течение всего 2015 года население придерживалось сберегательной модели поведения. В результате доля доходов направленная на приобретение товаров и оплату услуг снизилась до 712 с 753 в 2014 году справочно в 2013 г. 736 в 2012 г. 742. Таким образом можно говорить о достаточно серьезных изменениях в потребительском поведении населения произошедших в ответ на неблагоприятную экономическую динамику. В условиях сокращения реальных заработных плат и реальных располагаемых доходов население в целях экономии сократило объем расходов на те покупки которые можно отложить.
Сокращение потребительского кредитования выступило еще одним фактором способствующим снижению доли потребительских расходов. По оценкам Росстата снижение объема задолженности по кредитам населения в 2015 году составило 8229 млрд. рублей.
В структуре использования денежных доходов население значительно увеличило долю сбережений снизив уровень потребления. При этом течение года население использовало разные формы сбережений. Доля доходов направленных на приобретение валюты по итогам года составила 42 против 58 в 2014 году. Высокая значимость банковских вкладов как инструмента сбережения в 2015 году объясняется более высокой чем в прошлые годы доходностью депозитов. Прирост сбережений на депозитных счетах населения составил 5 доходов населения 26724 млрд. рублей в то время как в 2014 г. по результатам года был зафиксирован отток денежных средств с депозитов в размере 3084 млрд. рублей. Наиболее значимый прирост средств на депозитных счетах населения пришелся на декабрь 2015 года составив 10333 млрд. рублей.
Доля доходов направленная на приобретение недвижимости в 2015 г. оказалась на 2 ниже чем в 2014 году составив 25. Это связано с тем что повышение ставок по кредитам сделало ипотеку менее доступной для населения.
Доля доходов направленная на приобретение государственных и других ценных бумаг в 2015 году осталась стабильной относительно уровня 2014 составив 15 в 2014 г. 14.
В результате норма чистых сбережений в целом за 2015 год составила 154 что стало максимальным показателем за последние 5 лет.
Дифференциация населения по уровню доходов за 2013 год составила 162 раз против 164 в 2012 году. На долю 10 наиболее обеспеченного населения в 2013 году приходилось 307 общего объема денежных доходов населения 308 в 2012 году а на долю 10 наименее обеспеченного населения 19 так же как и за аналогичный период 2012 года. Дифференциация населения по уровню доходов за 2014 год составила 160 против 163 в 2013 году. Дифференциация населения по уровню доходов за 2015 год составила 155 раз против 160 раз в 2014 году.
Данные о денежном довольствии военнослужащих в 2013 2015 годах представлены в таблице 2.
С назначением С. Шойгу министром обороны военнослужащим Вооруженных сил повышали дополнительные выплаты за счет внутренних резервов.
Таблица 2
Под большим сомнением было дальнейшее повышение этих выплат так как финансовые резервы МО РФ не вечны а сложная экономическая ситуация международные санкции и военная операция в Сирии скорее всего «съедят» все имеющиеся резервы.
В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. 371ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих военнослужащих и приравненных к ним лиц должностных окладов судей выплат пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2016 году оклады денежного содержания по воинским должностям и оклады по воинским званиям не увеличиваются не индексируются.
2.2. Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума
В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2014 год составила 8050 рублей с ростом к соответствующему периоду 2013 года на 102. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в 2014 году оценивается на уровне 8683 рубля пенсионеров 6614 рублей и детей 7752 рубля Тۡабۡл. 3.
Таблица 3
Величина проۡжۡиточۡноۡго минимума в 201ۡ3ۡ2015 гг. в среۡдۡнеۡм на дуۡшу населения руб. в месۡяۡц
Начиная с 2013 года прожиточный минимум рассчитывается на основании потребительской корзины утвержденной Федеральным законом от 03.12.2012 г. 227ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации. В целом за 2013 г. величина прожиточного минимума на душу населения оценивается на уровне 7306 рублей с ростом к соответствующему периоду 2012 года на 122. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в 2013 году оценивался на уровне 7871 рубля пенсионеров 5998 рублей и детей 7022 рубля.
По Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2014 год составила 8050 рублей с ростом к соответствующему периоду 2013 года на 102. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в 2014 году оценивается на уровне 8683 рубля пенсионеров 6617 рублей и детей 7752 рубля.
Высокие темпы роста инфляции в 2015 оду стали причиной существенного роста величины прожиточного минимума.
В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2015 год по предварительной оценке составила 9701 рубль с ростом к соответствующему периоду 2014 года на 205. при среднегодовом росте потребительских цен на 155. Прожиточный минимум трудоспособного населения в 2015 году оценивается на уровне 10455 рублей пенсионеров 7965 рублей и детей 9472 рубля Рис. 67.
Рис. 6. Дۡиۡнۡаۡмۡиۡкۡа величины проۡжۡиточۡноۡго минимума в 201ۡ3ۡ2015 гг. руб.
Основной рост величины прожиточного минимума пришелся на III кварталы 2015 года в то время как снижение стоимости продуктов питания в составе потребительской корзины детом и осенью 2015 года привело к снижению размера величины прожиточного минимума в IۡIۡIۡIV кварталах 2015 гоۡдۡа.
Рис. 7. Веۡлۡичۡиۡнۡа прожиточного мۡиۡнۡиۡмуۡмۡа по соۡцۡиۡаۡлۡьۡноۡдеۡмоۡгрۡафۡичесۡкۡиۡм группам нۡасеۡлеۡнۡиۡя в 201ۡ3ۡ2015 гг. руб.
Существенный рост величины прожиточного минимум в начале года в свою очередь повлек за собой рост уровня бедности. Как и ожидалось сезонное снижение цен на отдельные группы продовольственных товаров обеспечило положительную динамику доли бедного населения снизив ее в III квартале до 124. В целом в 2015 году уровень бедности составил 141.
Подводя итог второй главы можно сделать следующие выводы
В период 20132015 гг. среднемесячная начисленная заработная плата возросла на 3304 рубля с 39380 рублей в 2013 году до 42684 рубля в 2015 г.
Средний размер назначенной пенсии в период 2013 2015 гг. возрос на 1783 рубля.
Объем денежных доходов населения в период 20132015 гг. возрос на 87679 рублей.

Глава III. Основные меры по повышению доходов и уровня жизни населения РФ
Правительством Российской Федерации разработан Прогноз социальноэкономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Прогноз социальноэкономического развития на 20162018 гг. характеризует развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности продолжения применения на протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций. Ограничение доступа на мировые рынки капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала частного сектора связанный с погашением внешнего долга оказывают негативное влияние на восстановление инвестиционной активности.
Повышение качества жизни и инвестиций в человеческий капитал являются одним из основных приоритетов экономической политики в прогнозный период 20162018 гг. Приложение 1.
Для повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий в некоторых областях. В области образования с 2015 года планируются проводиться региональные национальные и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства всероссийские олимпиады и конкурсы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для повышения общественного престижа рабочих профессий и среднего профессионального образования.
В 2015 году утверждена программа содействия созданию в субъектах РФ исходя из прогнозируемой потребности новых мест в общеобразовательных организациях на 20152025 гг. будут установлены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей кроме того будет создана сеть ресурсных учебнометодических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.
В области профессионального развития в течение ближайших трех лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитии профессиональных квалификаций в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников а так же формирование системы независимой оценки их профессионального уровня. К 2018 году количество работников и специалистов а так же формирование системы независимой оценки их профессионального уровня. К 2018 году количество работников и специалистов подтвердивших квалификации в независимых центрах сертификации квалификаций планируется довести до показателя 1675 тыс. человек на конец года нарастающим итогом.
В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются
обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медикоэкономической эффективности системы здравоохранения на основе научно обоснованного анализа
разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи внедрение системы клинических рекомендаций протоколов лечения
принятие дорожной карты развития центров ядерной медицины и диагностики.
На показатели рынка труда все большее внимание оказывает снижение численности населения трудоспособного возраста ограничивая предложение трудовых ресурсов. С учетом того что в средних возрастах 3049 лет коэффициенты экономической активности у российского населения уже сейчас близки к максимальным в целях поддержания численности экономически активного населения предполагается умеренный рост экономической активности молодежи и людей около пенсионного возраста. За счет этого в ближайшей перспективе масштабы сокращения экономически активного населения будут меньше чем сокращение населения трудоспособного возраста. Численность экономически активного населения снизится с 726 млн.человек в 2015 году до 719 млн.человек в 2018 году. Приложение 2.
В 2016 году начался процесс восстановления экономики который повлечет за собой снижение безработицы до 57 экономически активного населения в 2018 году.
При этом в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов снижение численности безработных не приведет к увеличению численности занятого населения. Численность занятого населения продолжит сокращаться с 684 млн.человек в 2015 году до 678 млн.человек в 2018 году.
Во внебюджетном секторе экономики по мере снижения эффекта от девальвации национальной валюты в конце 20142015 гг. и на фоне повышения темпов роста экономики темпы роста реальной заработной платы будут ускоряться и в 2018 году превысят темпы роста ВВП.
Реальная заработная плата в целом по экономике за 20162018 гг. в условиях базового сценария увеличится на 58. Однако учитывая масштабы сокращения в 2015 году реальная заработная плата до уровня 2014 года в рассматриваемый период не восстановится.
В области пенсионного обеспечения в прогнозе заложено изменение в 2016 году порядка индексации страховых пенсий и фиксированных выплат к ним предусматривается проведение индексации с 1 февраля на целевой уровень инфляции 4.
При этом в 2016 году может быть проведена доиндексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом развития экономической ситуации в первом полугодии 2016 года.
В результате в целом за 20162018 гг. средний размер страховой пенсии без учета доиндексации в 2016 году вырастет в 124 раза.
В 2015 году за счет высокой индексации на 114 соотношение пенсии и заработной платы приблизилось к максимуму 2010 года когда были реализованы масштабные меры по повышению уровня пенсионного обеспечения.
К 2018 году с учетом сдержанного подхода к увеличению всех социальных расходов соотношение пенсии и заработной платы несколько снизится.
В 2016 году за счет отмены индексации заработной платы бюджетников и более низкой чем в сценарных условиях индексации пенсий реальные располагаемые доходы населения останутся в области отрицательных значений 07 к уровню 2015 года. В 20142018 гг. ожидается постепенное ускорение роста реальных располагаемых доходов до 1519. Росту доходов будут способствовать ускорение роста заработной платы и снижение инфляции. В резуьтате за 20162018 гг. реальные располагаемые доходы населения вырастут на 27.
После июльского максимума 163 в августе норма сбережений снизилась до 148 с исключением сезонного фактора. При этом норма сбережений находится на высоком уровне превышая значения 20122014 гг. Ожидается что до конца года ситуация существенно не поменяется и население продолжит активно создавать сбережения с целью защитить свои доходы от высокой инфляции формируя резерв на случай возможного ухудшения экономической ситуации. С учетом этого ожидается что в 2015 году склонность к сбережениям составит 143 против 93 в 2014 году.
В 20162018 гг. по мере стабилизации экономической ситуации и восстановления потребительсокой уверенности населения поддерживаемой ростом доходов склонность населения к сбережениям начинает снижаться с 143 в 2015 году до 133 в 2018 году. В этих условиях начинает ускоряться потребительский спрос поддерживаемый умеренным восстановлением потребительского кредитования. Оборот розничной торговли ускорится с 04 в 2016 году до 23 в 2018 году.
Значительный рост потребительских цен в текущем году повлиял на увеличение стоимости потребительской корзины. По сравнению с первым полугодием 2014 г. величина прожиточного минимума за первое полугодие 2015 года увеличилась на 239. С учетом прогнозных оценок по инфляции до конца года величина прожиточного минимума на душу населения в целом за 2015 год оценивается на уровне 9981 рубль с ростом к 2014 году на 24.
Прогноз величины прожиточного минимума на 20162018 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины установленной Федеральным законом О потребительской корзине в целом по Российской Федерации на основе нормативностатистического метода расчета. При этом в 2018 году должна быть проведена актуализация потребительской корзины что может привести к увеличению величины прожиточного минимума. В 2018 году прожиточный минимум на душу населения составил 12655 рублей с ростом к 2015 году на 268 .
Снижение реальной заработной платы реальных располагаемых денежных доходов и существенное повышение величины прожиточного минимума в текущем году повлияло на уровень жизни населения. В I квартале 2015 г. уровень бедности вырос до 159. Следует отметить что рост бедности в начале года определяется сезонными факторами. По мере некоторого замедления инфляции во II квартале уровень бедности сократился и по итогам первого полугодия составил 151. Ожидается что уровень бедности продолжит снижаться и в целом в 2015 году по оценке составит 132.
В 20162018 гг. по мере восстановления динамики доходов населения и снижения темпов роста инфляции ожидается что уровень бедности начнет снижаться. Однако в 2018 году с учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины этот процесс может затормозиться. По оценке уровень бедности в 2018 году может составить 125.
Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой среднедушевых доходов необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов необходимы эффективные социальные лифты доступ к качественному профессиональному образованию укрепление малого и среднего бизнеса во всех регионах страны. Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.
Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка изза неразвитости рынка жилья и политических установок в частности стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах – субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям. Плюс к этому – неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы приводит к тому что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило нужен пенсионный капитал крупные накопления на старость.
Специалисты предлагают следующие решения территориальная миграция реструктуризация нежизнеспособных производств оптимизация бюджетной сферы стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.
Только после того как будет создан устойчивый средний класс можно говорить о существенном повышении уровня жизни т. к. средний класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ направленных на повышение уровня жизни.
Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров уровень бедности и благополучие индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров законов и других нормативных актов бюджетов и экономических рычагов.
Общество также беспокоит тот факт что низкие темпы роста минимальных социальноэкономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.
Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики особенно региональной которая направлена на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе при разработке социальных программ.
Обобщая материал третьей главы можно сделать вывод что повышение качества жизни граждан России – это главный вопрос государственной политики который является одним из основных приоритетов эۡкоۡноۡмۡичесۡкоۡй политики в проۡгۡнозۡнۡыۡй период 2016ۡ2018 годов.
Заключение
Список литературы
Лашкевич Н. Под тяжестью легкой корзины Рос. Федерация сегодня. 2014. 5. С.3639.
Макроэкономика Учебник Под ред. С.Ф.Серегиной. – М. Юрайт 2016. – 528 с.
Мамаева Л.Н. Экономическая теория Учебник Л.Н.Мамаева. – М. Феникс 2015. – 368 с.