СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ М. ВЕБЕРА К ХАРАКТЕРИСТИКАМ РЕЛИГИИ 7
1.1. Взгляды ученого на религиозную этику 7
1.2. Особенности богословия протестантизма и его социальные последствия
1.3. Отношение протестантизма и православия к экономической жизни 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ М. ВЕБЕРА 24
2.1. Методология и методика эмпирического исследования. 24
2.2 Результаты анализа отношения современного российского общества относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии 26
2.3 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования анализа отношения современного российского общества относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии с другими исследованиями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

Работа № 4130. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный мир представляет собой сложную систему со многими взаимосвязанными элементами. Эта система находится в состоянии неустойчивого равновесия. В подобных условиях с остротой встает вопрос о поддержании в обществе определенного уровня социальной интеграции социальной стабильности которые бы давали возможность без потери необходимым изменениям поддерживать гармонию отношений и целостность социального организма и не допускать разрушительных для всего социального целого потрясений. Обеспечение такой интеграции определенного социального консенсуса является одним из важных условий существования общества как целостного образования.
На протяжении всей истории человечества одним из важнейших инструментов духовного идеологического морального воздействия на отдельных людей и общество в целом были системы религиозных верований. Определенные позиции религия занимает и в современном обществе. Поэтому естественным является вопрос о возможности религий и отдельных религий и религии как социального института способствовать поддержанию необходимого уровня социальной интеграции в обществе.
Подобные вопросы поднимались в трудах целого ряда выдающихся социологов которые пытались выяснить те пути которыми религиозные верования и организации способствуют интегративным процессам в обществе. Но до сих пор попытки критического анализа этих теорий носили эпизодический несистемный характер.
Изучение значение религии как социального института для интеграции общества которое она занимала в теориях классиков социологической мысли не могло не привлечь внимание современных исследователей и критиков. Теории места религии в обществе таких социологов как Г. Спенсер Э. Дюркгейм М. Вебер Т. Парсонс П. Сорокин и других произвели значительное влияние на подходы к изучению общества вызывали восхищение но в то же время встретились с жесткой критикой. Преимущественно эта критика была направлена на противоречивые теоретические построения М. Вебера.
Наиболее разработанной темой является критическое переосмысление работ в области социологии религии М. Вебера. Целый ряд исследователей в области истории социологической мысли обращались к их работам выдвигали аргументы в пользу этих теорий или пытались опровергнуть их.
Цель исследования состоит в оценке социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии.
Объектом исследования является социологические подходы М. Вебера к характеристикам религии.
Предметом исследования выступает отношение современного российского общества относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем современное российское общество в основном не поддерживает подходы М. Вебера к характеристикам религии так как недостаточно информированы об их содержании.
Для реализации цели исследования в курсовой работе решались следующие исследовательские задачи
— теоретический анализ и обобщения научной литературы по проблеме
исследования
— теоретический анализ отношения современного российского общества
относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам
религии
— разработка исследовательского замысла и процедуры исследования
— формирование исследовательской выборки
— разработка содержания исследовательской анкеты
— проведение анкетирования
разработка исследовательского инструментария для проведения интервью
— проведение интервьюирования
— представление полученных результатов их обработка и анализ
— формирование исследовательских выводов.
В работе использованы следующие методы социологического исследования теоретические методы теоретический анализ научной литературы эмпирические методы количественный метод эмпирического социологического исследования опрос качественный метод интервьюирование.
Теоретическая и методологическая основа работы
Теоретическую и методологическую основу моей работе составляют веберовские теоретические построения которые нашли широкий отклик в научной среде. Его труды по социологии религии и особенно по вопросу значение протестантизма для формирования капиталистического духа вызвали целый шквал публикаций и работ как на Западе так и в советской науке. Отношение к этой проблеме можно сравнить с качелями периодически сменяют друг друга категорическое отрицание достижений Вебера в этой области и Веберовский Ренессанс. На Западе известны такие веберианци как И. Вайс В. Шлюхтер Ф. Тенбрук. В советской науке к этому вопросу подробно подходили Ю.Н. Давыдов П.П. Гайденко Л. Ионин.
Теоретическая значимость работы заключается в том что данное исследование сможет глубоко и точно описать и определить отношение современного общества к характеристикам религии М. Вебера.
Практическая значимость результатов. Изучение научных разработок зарубежных социологов по вопросу значение религии в поддержании социальной стабильности в обществе дает возможность использовать их результаты в качестве теоретико-методологической основы для проведения отечественных социологических исследований и наработки теоретического материала в области социологии религии. Рассмотрение проблем которых автор касается в своей работе помогают более полно понять сферу научных интересов ведущих социологов и более глубоко понять их общесоциологические теории тем самым обогащая наследие истории социологии. Материалы работы могут служить теоретико-методологической основой для социологического изучения религиозных процессов настоящего теоретических разработок социологии религии и религиоведения. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании учебных курсов по истории социологии социологии религии других социологических дисциплин религиоведения философии религии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ М. ВЕБЕРА К ХАРАКТЕРИСТИКАМ РЕЛИГИИ

1.1. Взгляды ученого на религиозную этику

Чтобы понять взаимосвязь между основными идеями аскетического протестантизма и правилами повседневной хозяйственной жизни следует прежде всего обратиться к тем богословским сочинениям которые выросли из повседневной практики душеспасительной. Потому что в те времена когда мыслями о потустороннем мире была полна вся жизнь когда разрешение причаститься прямо влияло на социальное положение верующего и когда значение духовника и проповедника в деле спасения души соблюдение церковной дисциплины достигало таких масштабов которых мы современные люди просто не можем представить чтобы убедиться в этом достаточно обратиться хотя бы к собранию «consilia» «casus conscientiae» и т. д. — в те времена религиозные идеи под влиянием которых формировалась такая практика были одновременно решающими факторами формирования «национального характера».
В связи с этим М. Вебер видел принципиальную разницу между хозяйственной этикой христианства иудаизма — с одной стороны и соответствующими предписаниями конфуцианства индуизма и буддизма — с другой. При всех достаточно глубоких различиях в характере вероучения и культа три вышеназванные религии имеют определенную общую черту их аскетизм имеет пассивно-созерцательный характер.
Конфуцианство — это сословная этика «литераторов» высокообразованных императорских чиновников которые с пренебрежением относились к простым людям. Это этика «порядка» приспособления к существующей системе социальных отношений.
«Религией интеллектуалов» называет М. Вебер и индуизм подчеркивая в то же время что в отличие от конфуцианцев индуисты не стремятся к постижению государственных должностей а образуют наследственную касту «специалистов по личным и обрядовым делам» — касту которая оказывает значительное влияние на общественную жизнь способствуя закреплению существующих порядков . Буддизм же который возник несколько позже был движением нищенствующих монахов пропагандировали аскетический образ жизни и стремились вообще не вмешиваться в светские дела. Таким образом хозяйственную этику трех вышеупомянутых религий можно в соответствии с ее направленностью назвать этикой приспособления к миру конфуцианство или этикой бегства от мира индуизм и особенно буддизм. В последнем случае отношение религии к всякой хозяйственной деятельности может принимать откровенно негативный характер.
Принципиально иной была этическая позиция по хозяйству и вообще всей светской жизни которую содержали священные книги раннего иудаизма и христианства. Последнее возникло как религия путешествующих ремесленников став позже «специфически светской бюргерской религией» . В силу ряда специфических обстоятельств носители этих двух религий выработали в себе убеждение что они посланы Господом в мир чтобы улучшить его и поэтому считали допустимого активно и одновременно рационально действовать в различных сферах — хозяйственной политической культурной и т. д. Такая рационально-активистская установка присуща также мусульманству однако здесь она не получила полного развития.
Христианская идея рационального «улучшения мира» попав на благодатную почву западноевропейской бюргерской культуры стала мощным инновационным фактором. Определенное значение здесь имело также и то обстоятельство что этические нормы Ветхого и Нового Завета изложены в простой образной доступной для массового восприятия литературной форме. «Хотя каждый ребенок легко поймет содержание гомеровского эпоса или основные события «Махабхараты» все же этические системы что их содержат античная мифология «Бхагавадгита» или учение Будды не так уж и просты для понимания. Зато «тот этический а также прагматично-космологический рационализм его содержит древнееврейское «Священное писание» в принципе доступно для всех. Представление о трансцендентном монотеистическом Боге правящем миром есть как царь как отец который бывает ласковым и бывает строгим который любит свой народ но может и жестоко его наказывать который позволяет ублажать себя молитвой и действиями в соответствии с его указаниями — это и конструкция дает рациональное толкование мира доступное время пониманию простых людей и даже детей» .
Акцентирование аскетического значения постоянной профессии служит идеализацией современной профессиональной специализации так же как и провиденциальное понимание стремление к наживе служит идеализацией делового человека . Аскетично настроенным пуританам одинаково сразу как аристократическая небрежность знати так и чванство выскочек. Зато трезвый буржуа — selfmademar — вызывает у них полное этическое одобрение . Выражение «God blesseth his trade» — распространенное пожелание в адрес тех святых которые добивались успеха выполняя Божьи наставления. Человек всем обязан только себе англ.. Да благословит Бог дела его англ.. Как считал пуританин который по совету Бакстера контролировал свою избранность сравнивая свое душевное состояние с душевным состоянием библейских героев и понимал библейские выражения «как параграфы кодекса» в том же направлении действовала вся мощь ветхозаветного Бога награждал своих избранных за их благочестие еще в этой жизни .
Таким образом путем сравнительно-исторического анализа хозяйственной этики мировых религий Вебер подтвердил и углубил выводы «Протестантской этики» по стимулирующему или наоборот негативного влияния религиозных представлений на экономическое поведение людей. Он показал что духовные корни пуританской аскезы достигают еще ветхозаветных времен когда древнепалестинские пророки обосновали и практически воплотили в жизнь требования рациональной этики которая требовала не бегства от мира и не приспособление к его порядкам а вселяла надежду в будущее радикальное изменение этих порядков и требовала активно способствовать ускорению этого события.
Так что и здесь религиозные представления становятся фактором который способствует формированию определенной социальной позиции — в данном случае критической по существующему социальному строю эта проблема была всесторонне исследована коллегой М. Вебера в его работе о социальном учение христианской церкви и христианских сект.
Критики М. Вебера — особенно те кто придерживался марксистской ориентации — неоднократно упрекали его в преувеличении значения религиозных факторов социальной жизни и в попытке выдать протестантизм за единственную причину появления капитализма. Как упомянуто выше автор «Протестантской этики» никогда не стремился подменить одностороннюю «материалистическую» интерпретацию причинных связей истории культуры таким же односторонне «спиритуалистическим» объяснением. Он исходил из того что и то и другое объяснение одинаково возможно учитывая невероятное многообразие и сложность явлений истории и культуры и их взаимное влияние друг на друга. Кроме того М. Вебер неоднократно подчеркивал что в его исследованиях говорится о давно минувших временах когда «дух» капитализма только рождался а не о современной системе капиталистического хозяйства которая уже давно не нуждается в религиозной опоре.
Сегодняшняя экономическая жизнь так же как и современная политика право наука имеют собственную логику развития собственные критерии рациональности собственную профессиональную этику. В своих работах «Политика как призвание и профессия» и «Наука как призвание и профессия» М. Вебер специально изучал те этические критерии которыми руководствуются в своей деятельности специалисты-политики и специалисты-ученые. Каждая из этих сфер профессиональной деятельности имеет собственные специфические ценности и в этом может считаться полностью автономной. Каким образом упомянутые ценности соотносятся с «аскетическим рационализмом» это М. Вебер считал отдельным вопросом который заслуживает специального изучения.
1.2. Особенности богословия протестантизма и его социальные последствия
Анализируя работу М. Вебера Протестантская этика и дух капитализма можно выделить две основные мысли.
Во-первых появляется новое представление о труде. Если традиционное представление о труде было таким являлось необходимостью для поддержки жизни то в протестантизме труд является главным фактором святости человека .
То есть нельзя быть святым если всегда не работаешь это касается не только миссионеров и служителей но и всех советских членов общества.
Обычный светский труд становится в протестантизме чуть ли не основным фактором спасения.
Во-вторых появляется учение о светском аскетизме. Отказавшись от Церковного Предания в протестантской практике не осталось место монашеству. Однако возникает представление что каждый член протестантской общины должен вести практически монашескую жизнь .
По мнению М. Вебера именно эти два учения протестантского богословия были основными факторами накопления капитала. Остальные предпосылки считались главными в традиционной марксистской экономической теории относятся Вебером к второстепенным. Тезис Маркса что бытие определяет мировоззрение опровергаются М. Вебером который предлагает теорию факторов. По которой … все элементы общественной жизни равнозначны равноценные на каких этапах общества может доминировать например религия на других экономика . По Веберу в данном историческом случае именно религия определяет материальное бытие то есть капитализм со всеми его благами .
Стоит отметить что среди протестантов распространилась проповедь светского аскетизма. Как считали реформаторы в отличие от основной массы
католиков — настоящий христианин должен постоянно контролировать свои
поступки и мысли чтобы не прогневать Бога. По сути сама идея была неплохой однако лидеры реформации на этом не остановились. Они решили поднять христианство на качественно новый уровень не учитывая при этом церковный опыт то есть Предание Церкви.
Как отмечалось ранее протестантизм выступал против католицизма.
Данное противостояние достигло такого уровня что реформаторы признавали только Священное Писание.
Однако протестантское богословие унаследовало учение блаженного Августина о предопределении рус. Предопределении человека. В Вестминстерском вероисповедании отмечается что «Бог проявляя величие своим решением обрек одних людей к вечной жизни других же приговорил к вечной смерти. Тех из рода человеческого кого избрали для жизни Бог еще до творения мира избрал для спасения во Христе и вечного блаженства.
И угодно было Богу согласно неожиданным решением и волей Его которыми Он дарует благодать или отказывает в ней как Ему угодно для возвеличивания своей неограниченной власти над созданиями своими обойти остальные людей своей лаской и осудить их на бесчестие и гнев за их грехи на славу своей высокой справедливости». Таким образом широко проповедуется мнение что не каждый имеет шанс спастись а только избранные уверены в получении ими благодати. И избранным для спасения также часто приходится бороться за достижение благодати которую дает ему осознание выполненного долга что никогда его не покидает. Что же касается тех кто не является избранным то они также должны выполнять заповеди божьи хотя и не смогут никогда попасть в Рай.
М. Вебер пишет «Когда те что оттолкнуть Богом стали бы жаловаться на незаслуженную кару которые постигла то они сподобились бы к животным которые недовольны тем что не родились людьми. » . Однако у каждого возникает вопрос избран ли я Что касается лидеров реформации то они были уверены что являются избранными. Простому верующему в этом случае было не так просто определить то к какой группе людей он относится. Это порождало сомнения в сердцах прихожан что не могло не вызвать недоразумений.
Далее М. Вебер пишет «… это Учение имело прежде всего одно следствие ощущение неведомого ранее внутреннего одиночества отдельного человека» .
То есть человек самостоятельно должен был идти к своей цели — спасению. Никто не мог ему помочь — ни семья ни духовный наставник ни церковь. Возникала пропасть между людьми христианин надеялся только на себя и на Бога. Однако рано или поздно все равно возникал вопрос возможно кто-то из членов семьи не является избранным Учение о предопределении в протестантизме обусловили нарушения солидарности в западном обществе. К человеку не преуспевшему в обществе относились как к обреченному. Такому лицу невозможно помочь поэтому с ним вообще лучше не общаться.
Все вышесказанное со временем должно было привести к значительным проблемам что вскоре и в самом деле случилось. Доказательством этого является ситуация сложившаяся в Америке во времена владычества Англии. Населения Северных Английских колоний в Америке состояло преимущественно из различных английских сектантов которых преследовали на родине. Эти колонисты были проникнуты горячим религиозным чувством а испытания и преследования воспитали в них замкнутость узость мировоззрения и нетерпимость. Последователи отдельных сект были в вечной борьбе проклиная друг друга и угрожая адом. Религиозная полемика и формальное выполнение обрядов мало-помалу заменили все те добрые качества которые присущи любой обычной христианской общине придавая ей силу и ценность. Понятно что эта формальная религиозность насквозь пропитана лицемерие. Это оно заставляло сектантов относиться к людям которые уклонялись от обрядовых формальностей или не принадлежали к существующим общин как к людям второго сорта. В лучшем случае их жалели как обреченных сатане в худшем — игнорировали угнетали смотрели как на что-то плохое ужасное .
1.3. Отношение протестантизма и православия к экономической жизни
Несмотря на все сказанное выше протестантизм имел и значительное положительное влияние. И в первую очередь это проявлялось в хозяйственном жизни.
Прямым доказательством этого является ситуация которая сложилась в странах принявших протестантизм. Так в Голландии где действительное господство кальвинизма продолжалось лишь семь лет простота жизненного уклада которая утвердилась в настоящих религиозных кругах стала при наличии огромного состояния ярко выраженным импульсом для накопления капитала . Причиной этого является то что протестантизм способствовал переходу от средневекового экстенсивного экономического развития к интенсивному капиталистическому способу ведения хозяйства.
Бердяев анализируя работу «Протестантская этика и дух капитализма» пишет что М. Вебер достаточно показал что на начальной стадии капитализма лежало то что он называл светская аскеза. Действительно другое видение человеком своих отношений с Богом привело в конце концов к бурному развитию науки и техники развития производства по всем направлениям колоссальном расширению рынка однако одновременно привело и к тому глобальному кризису в первую очередь экологической которая потрясает сегодня наш мир и угрожает ему полной гибелью . Для данной работы необходимо определить какое место в этом процессе занимал протестантизм. Для этого необходимо рассмотреть влияние канонов молодой религии на общество.
Сильное влияние на человека осуществляет идея протестантов о морской аскезе суть которой состояла в переносе аскетического образа жизни с монастырей в повседневное бытие. С духовной точки зрения это была неплохая идея ведь аскетизм способствовал быстрому сближению Бога и человека поскольку протестантская аскеза отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась ограничить потребление особенно когда оно приобретало чрезмерный характер.
Аскетизм имел также значительное влияние на хозяйственную жизнь. Доказательством этого является значительное обогащение монастырей где монахи проводили все время в молитве и труда при этом они имели незначительные потребности в свою очередь влекло значительном накоплению ценностей в монастырях. В соответствии перейдя в мирскую жизнь аскетизм приводит к стремительному накоплению первичного капитала что стало причиной перехода от феодализма к капитализму. Ведь в средневековье достоянию капитала мешало расточительность феодалов.
Однако можно предположить что мирская аскеза имеет также и негативное влияние. Во-первых в протестантизме при уменьшении количества религиозных обрядов повышается роль труда стала обязательным элементом спасения.
Поэтому религия становится довольно привычным обыденным явлением. Возникает угроза того что человек может сделать вывод что для спастись достаточно просто честно работать в то время как религиозные обряды становятся лишь частью хороших традиций. Это могло быть одним из факторов процесса секуляризации а это при найме не очень полезно для религиозной жизни.
Во-вторых идею мирской аскезы значительно затмевает идея избранности. М. Вебер пишет «… обоснование кальвинистской этики учением о предопределении привело к тому что духовную аристократию монахов вне мира вытеснила духовная аристократия в миру. Издавна обречена Богом к спасению аристократия которая по своей непогрешимости была отделена от остальных издавна обреченных на гибель людей делает принципиально непреодолимую пропасть. Эта пропасть в своей непреодолимости и невидимости была куда более жуткой чем те видимые преграды отделявшие от мира средневекового монаха — она глубоко проникала во все сферы социальной жизни» .
Интересным элементом протестантской этики мнение что целью аскезы было уничтожение «чувственного наслаждения жизнью» через регламентацию жизни религиозным канонам также надеяться на счастливую жизнь можно только после смерти. С православной точки зрения — это лишний спиритуализм. Царство небесное в сердце вашем» — эти слова Иисуса помогали осознать что человек может предчувствовать Рай еще при жизни.
Также утверждалось что «допустимость наслаждения художественными ценностями это учение всегда связывает с одним характерным ограничением – это наслаждение должна быть бесплатным» .
Возникал вопрос об оплате деятелям культуры за их труд. Это привело к тому что в странах где преобладал протестантизм культура претерпевала значительные притеснений со стороны церкви. «Гнев и ненависть пуритан к всего того в чем можно было видеть проявления предрассудков к любым реминисценций магических и религиозных ритуалов приобщения к благодати распространялись на христианский праздник Рождества а также на то всю непосредственное радость которую приносило верующим церковное искусство» .
Здесь будет целесообразно обратиться к православному учению выяснив его позицию по данному вопросу. Так в «Основах социальной концепции русской православной церкви» пишется «Церковь благословляет любую труд направленная на благо людей при этом не отдается предпочтение никакому виду человеческой деятельности если она соответствует христианским нормам морали». То есть искусство тем более церковное тоже представляет собой необходимую составляющую развития современного общества. Известный православный деятель XX в .. прп. Силуан Афонский считает что человек который живет духовно работая в сфере науки проявляет большие способности в ней чем ученый атеист поскольку «живет в плане более высоком и большого достоинства чем тот которому принадлежит научной жизни сфера логического мышления» .
Однако искусство — не единственный вид деятельности отношение к которому отличается в православной церкви и протестантизме. Сюда целесообразно будет отнести предпринимательство или менеджмент непосредственно связанные с данным исследованием. Ранее владелец капитала был в основном и его распорядителем поэтому понятие «предприниматель» выражало социальный статус а не профессию человека. Однако в XX в. появляется большое количество профессионалов которые не имея собственного капитала распоряжались чужим получая за это плату. Данная профессия и получила название «менеджмент». На сегодняшний день она является одной из важнейших сфер деятельности.
Это подтверждает и то обстоятельство что лишь 5 людей имеют управленческих способности.
Во-первых предприниматель в современном обществе воспринимается скорее как эксплуататор а не профессионал. Причина заключается в том что бизнесом на прежнем социалистическом пространстве занималась политическая экс-верхушка СССР доверия к которой у простого населения никогда не было. Значительную роль сыграло также то что Церковь не отмечала на пользе подобной деятельности. Однако сейчас отношение к предпринимательству становится если не доверчивым то более терпимым понимающим. В «Основах социальной концепции русской православной церкви» указано что доходы от предпринимательской деятельности церкви могут облагаться» есть церковь не только не против бизнеса но и подтверждает собственное участие в нем.
Во-вторых любая организация производства независимо от того в чьей собственности находится капитал тесно связана с богатством и распоряжением ним. Вспомним слова Иисуса Христа «По правде скажу вам что трудно войти в Царство Небесное. И еще говорю вам удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко чем богатому войти в Царство Божие» Мф. 19 23-24. То есть на первый взгляд может показаться что богатство – это нечто противоположное праведной жизни. Однако необходимо упомянуть что богатыми были Соломон Авраам это также касается и некоторых первых христиан а не говоря уже о праведных христиан последующих периодов. Обладая значительным имуществом не согрешит тот кто использует его по воле божьей. Великолепие порождает большие искушения и основная задача предпринимателя — не поддаться им. Отсюда можно сделать вывод что владение и распоряжение богатством носит в себе элемент испытания. В «Основах социальной концепции русской православной церкви» отмечено что абсолютная власть принадлежит только Всевышнему поэтому радость жизни человека заключается не в обладании а в жертвенности. Если забыть об этом тогда появится чрезмерное желание наживы.
Особенно ярко это проявлялось в протестантизме желание наживы иногда перерастало в настоящую спортивную игру. Также существовала и другая крайность «Нажива накопление все больших денег при полном отказе от всякой наслаждения может принести богатство. Вот высшее благо этой этики Бенджамина Франклина». Конечно это было положительным для экономики однако полный отказ от наслаждения также невозможно. В Библии сказано что «работающий имеет право пользоваться плодами своего труда кто посадил виноград — не ест плодов его Кто пашет должен пахать с надеждой также кто мелет должен молоты с надеждой получить желаемое.
Также предприниматель имеет право на использование части средств полученных от его деятельности. Однако часто довольно сложно определить где заканчивается правомерное пользование имуществом и начинается злоупотребление. Так например когда два человека подсчитывают сколько средств необходимо потратить на еду за один месяц в результате подсчета получается что один тратит больше то есть ведет более расточительное жизни. Однако в сравнении с третьим хозяином это соотношение может оказаться еще больше. То бишь уровень расточительности невозможно определить по сравнению с расходами одного хозяина с среднеарифметическими затратами социальной группы к которой относится данный субъект. Также проблему осложняет то что те же среднеарифметические затраты не являются постоянным значением. Доказательством может служить то что еще 10 лет назад мобильные телефоны были знаком превосходства «избранных» над остальными сегодня это — необходимый атрибут повседневной жизни. Отсюда можно сделать вывод что уровень расходов желание наживы и границы злоупотребления каждый выбирает сам хотя в этом ему может значительно помочь духовный наставник. В протестантизме возникают проблемы ведь роль духовного наставника здесь значительно снижается. А как результат — возникновение крайностей от чрезмерного потребления и к полному отказу от удовольствия.
В «Основах социальной концепции русской православной церкви» отмечено «Писание говорит о двух моральных стимулах к труду работать чтобы прокормиться самому чтобы никому не быть в тягость и работать чтобы подать неожиданным». Апостол пишет что лучше работать делая собственными руками полезное чтобы было из чего выделить нуждающимся Еф. 4 28. Такая работа воспитывает душу и закаляет человека дает христианину возможность проявить свою веру в желаемых Богу делах милосердия и любви к ближнему Мф. 5 16 Иак. 2 17 »[150] То есть необходимо работать чтобы обеспечить себя и родных а также помочь тем кто нуждается в помощи. С православной точки зрения Бог дает человеку богатство для того чтобы он мог им мудро пользоваться.
После проведенного анализа и исследования возникают вопросы чем именно отличается отношение православной и протестантской церкви в богатстве Почему последняя имеет такое значительное влияние на развитие экономики в Западных странах Православие на самом деле не уделяло внимание разработке учений об экономике и труду поскольку любое учение возникает только в том случае когда на него есть потребность в обществе. Вообще православное богословие всегда реагировало на потребности времени православные отцы на Собор не производили планы пятилеток. До появления протестантизма с его отличием в учение о труде в православном мире вообще не могло быть разработано единой церковной точки зрения. В царской России правящее место даже в Церкви занимала феодальная верста которая не нуждалась в идеях классической экономической теории. После октябрьской революции православная церковь вообще не могла заниматься этими вопросами. Только в 2000 г. были утверждены Основы социальной концепции Русской Православной Церкви где представлены основные положения церкви в отношении различных общественных вопросов в том числе о вопросах хозяйственной деятельности. Само название Основы … свидетельствует о том что социальное учение Православной Церкви в перспективе может разрабатываться более подробно это касается также и учения о хозяйственной деятельности.
Протестантизм зарождался как оппозиция традиционному обществу с его феодальной системой поэтому брал на вооружение контроль над экономической жизнью. Протестантская этика не противоречит объективным законам экономики изложенным А. Смитом а также поддерживает их. То бишь протестантизм стал своеобразным катализатором для смены формаций.
Православию не было свойственно брать под жесткий контроль общественную жизнь предоставляя значительное внимание свободе. Обычно в православном богословии не было таких учений которые были бы катализатором смены общественно-экономической формации.
Поэтому исторически сложилось так что православная религия не способствовала развитию капитализма.
Все же стоит отметить что в православном богословии также рассматривается учение о труде. Как для протестантов главное «призвание» — работа которая предоставлена тебе сверху так и для православных христиан труд является основой послушания.
Исходя из произведения М. Вебера протестантское учение заставляло рядового протестанта искать симптомы своей избранности в материальном достатке.
Если даже в православном богословии отсутствуют такие мотивы рыночных отношений как это наблюдается в протестантизме с соборной точки зрения все же таки можно находить в Предании элементы учения о труде и уже на их основе разрабатывать дальнейшее социальное учение о хозяйственной деятельности которое бы соответствовало потребностям современного общества но не противоречило бы духу общего православного учения. Дальнейшие эти разработки можно было бы воплощать в общественную жизнь в рамках определенных церковных социальных программ.
Все это перспектива разработки православной социологии которой надо сказать как самостоятельной научной дисциплины еще не существует.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ ВЕБЕРА
2.1. Методология и методика эмпирического исследования
Цель исследования состоит в оценке социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии.
Объектом исследования является социологические подходы М. Вебера к характеристикам религии.
Предметом исследования выступает отношение современного российского общества относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем современное российское общество в основном не поддерживают подходы М. Вебера к характеристикам религии так как недостаточно информированы о его содержании.
Для реализации цели исследования и подтверждения исследовательской гипотезы в курсовой работе решались следующие исследовательские задачи — разработка методологии и методики эмпирического исследования — организация и проведение количественного и качественного эмпирического исследований обработка и интерпретация полученных результатов.
В работе использованы следующие методы социологического исследования эмпирические методы количественный метод эмпирического социологического исследования анкетный опрос качественный метод интервьюирование.
Проведение исследования как важнейшего способа научного познания требует четкого планирования последовательности проведения определенных экспериментальных действий. Эти положения и характер исследования позволили определить его организацию которая была построена с учетом временного фактора и первоочередности выполнения исследовательских задач.
Отбор контингента исследуемых был обусловлен несколькими факторами во-первых выбор возрастной представленности исследуемых был обусловлен требованиями настоящего во-вторых акцентирование внимания на разнополой избирательности обусловлено результатами исследований.
Метод теоретического анализа и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Данный метод направлен на анализ научно-методической литературы и использовался с целью получения исходных данных для разностороннего исследования социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии. По данной проблеме всего проанализировано более 40 литературных источников. Данный метод применялся на всех этапах исследования. Изучение результатов исследований отечественных и зарубежных авторов а также практический опыт позволили оценить состояние исследуемой проблемы определить уровень актуальности изучаемого вопроса разработать анкету.
Метод сравнительного анализа и обобщения полученных результатов. Метод использовался с целью сравнения полученных результатов исследования. Он позволил сформулировать закономерности полученных результатов и наметить новые вопросы проблемы исследования.
Был осуществлен теоретический анализ существующих подходов к выбранной проблеме определены этапы и методы эмпирического исследования. Данный этап включал анализ научной литературы. Это позволило нам обосновать цели и задачи для их решения а также определить предмет и объект исследования. В первую очередь были изучены и проанализированы литературные источники по следующим вопросам
• Социологические взгляды М. Вебера
• Социологические подходы М. Вебера к характеристикам религии.
Определены объект предмет и методы исследования представлены задачи исследования. Проведено уточнение путей исследования в соответствии с целью и задачами исследования.
На втором этапе — проведено исследование.
Выборка была представлена 30 респондентами.
Характеристика выборки представлена в таблице 1.
Таблица 1
Общая характеристика респондентов
Результаты ответов на четвертый вопрос «Кто Вы по вероисповеданию» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты ответа на вопрос 4 «Кто Вы по вероисповеданию»
Анализ рисунка 4 дает нам информацию о том что 67 20 человек являются православными 23 7 человек — мусульманами и 10 3 человека оказались нерелигиозными.
Результаты ответов на пятый вопрос «Знаете ли вы кто такой Макс Вебер» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Результаты ответа на вопрос 5 «Знаете ли вы кто такой Макс Вебер»
Результаты рисунка 5 говорят о том что большинство участвующих в исследовании впервые слышат об ученом М. Вебере таких составляет 47 14 человек тех кто знает ученого – 30 9 человек 23 7 человек – те кто однажды слышал это имя.
Результаты ответов на шестой вопрос «Чем занимался М. Вебер» представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Результаты ответов на вопрос 6 «Чем занимался М. Вебер».
Итак исходя из результатов ответов на шестой вопрос следует что 13 4 человека предположили что ученый является философом 37 11 человек сказали что М. Вебер – это политик 50 15 человек ответили что Вебер является социологом.
Ответы на седьмой вопрос «Разделяете ли Вы взгляды М. Вебера на религию» отражаются на рисунке 7.
Рисунок 7. Результаты ответов на вопрос 7 «Разделяете ли Вы взгляды М. Вебера на религию»
Результаты вопроса 7 «Разделяете ли Вы взгляды М. Вебера на религию» распределились следующим образом 10 3 человека разделили взгляды ученого на религию 30 9 человек выбрали ответ «нет» 27 8 человек затруднились ответить 33 10 человек не знают ответа на вопрос.
2.3 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования анализа отношения современного российского общества относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии с
другими исследованиями
В данном разделе работы сравним наши результаты эмпирического исследования анализа отношения современного российского общества относительно социологических подходов М. Вебера к характеристикам религии с другими исследованиями.
Подтверждаются результаты ранее проведенных социологических исследований связанных с тем что люди более молодого возраста студенты те кто недавно окончили вуз педагоги более осведомлены о взглядах М. Вебера по сравнению с людьми более старшего возраста поколения СССР. Хотя в целом можно утверждать что большая часть респондентов имеют представление о М. Вебере.
О Максе Вебере в бывшем СССР было известно очень мало но если о нем и писали исследователи то раскрывали его труды только в негативном свете поскольку взгляды Вебера во многом противоречили марксистско-ленинской идеологии. Лишь в последнее время теперь уже в отечественной литературе стали появляться реальные оценки веберовских работ. О такой тенденции свидетельствуют и результаты опроса люди старшего возраста вообще не знают кто такой М. Вебер 17.
Анализ результатов исследования позволяет утверждать что подтверждена тенденция связанная с тем что 35 респондентов считают что М. Вебер занимался исключительно понятиями общества и к исследованию религий не имеет никакого отношения 25 респондентов утверждают что М. Вебер был протестантом и утверждают что развивал идеи именно протестантизма 13 респондентов считают его известным философом 27 респондентов затрудняются в ответе.
Нынешнее понимание концепций Вебера обществом практически слилось с западной точкой зрения где Макса Вебера в течение целого столетия считают едва ли не самым выдающимся современным исследователем природных особенностей человека общества и религии. Его произведения как классические изучаются в средних и высших учебных заведениях всего мира а имя его навеки заняло подобающее ему место среди классиков мировой мысли.
Таким образом гипотеза исследования подтвердилась современное российское общество в основном не поддерживает подходы М. Вебера к характеристикам религии так как недостаточно информированы об их содержании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
18. Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. — К. 2001
19. Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера монография. — М. Изд-во МГУ 1992. — 207 с.
20. Старец Силуан. Жизнь и поучения. — М. 1991
21. Трубицын Д.В. Социология религии макса вебера и культурный детерминизм в проблеме модернизации Гуманитарный вектор. Серия Педагогика психология. 2008. 2. URL
22. Хаксли О. Рай и ад Изменённые состояния сознания и культура Хрестоматия. — СПб. Питер 2009. – 336 с.
23. Eisenstadt S. N. Innerweltliche Transzendenz und die Strukturierung der Welt Max Webers Studie über China und die Gestalt der chinesischen Zivilisation Max Webers Studie über Konfuzianismus und Taosismus Interpretation und Kritik Hrsg. W. Scluchter. Frankfurt am Main Suhrkamp. S. 363–411.
24. Schluchter W. 1988a. Vorwort Max Webers Studie über Konfuzianismus und Taosismus Interpretation und Kritik Hrsg. W. Scluchter. Frankfurt am Main Suhrkamp. S. 7–10.
25. Schluchter W. 1988b. Einleitung Max Webers Studie über Konfuzianismus und Taosismus Interpretation und Kritik Hrsg. W. Scluchter. Frankfurt am Main Suhrkamp. S. 11–54.
26. Weber M. 1915а. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen. Religionssoziologische Skizzen. Einleitung. Der Konfuzianismus I II Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 41. Band. Heft 1. S. 1–87.
27. Weber M. 1915b. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen. Zweiter Artikel. Der Konfuzianismus III IV. Schluß. Zwischenbetrachtung. Stufen und Richtungen der re-RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. 2015. VOL. 14. NO3 111 ligiösen Weltablehnung Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 41. Band. Heft 2. S. 335–421.
28. Weber M.. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen. Einleitung Teil 1 Konfuzianismus und Taoismus Zwischenbetrachtung Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Band 1. Tübingen Mohr. S. 237–573.
29. Weber M. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen. Teil 2 Hinduismus und Buddhismus Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Band 2. Tübingen Mohr.
30. Weber M. 1988c [1921]. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen. Teil 3 Das antike Judentum Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Band 3. Tübingen Mohr.
31. Weber M. 2003. Gesamtausgabe. Band II8 Briefe 1913–1914 Hrsg. M. Rainer Lepsius W. J. Mommsen. Tübingen Mohr.
32. Weischenberg S. Kaesler D. 2015. Max Weber China und die Medien Zwei Studien zum 150. Geburtstag des Soziologen. Wiesbaden Springer.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1