Содержание
Введение 3
Глава 1. Организация социальное страхование и социального обеспечения в Российской Федерации и принципы их финансирования 5
1.1.Система социального страхования в Российской Федерации 5
1.1.Система социального обеспечения в Российской Федерации 8
1.1.Внебюджетные фонды Российской Федерации 10
Глава 2. Анализ сложившегося механизма системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 14
2.1.Финансовый механизм системы социального страхования в Российской Федерации 14
2.1.Финансовый механизм системы социального обеспечения в Российской Федерации 18
Глава 3. Направление дальнейшего развития системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 22
3.1.Опыт зарубежных стран в организации системы социального страхования и социального обеспечения 22
3.1.Предложения по усовершенствованию механизмов социального страхования и социального обеспечения 25
Заключение 29
Список литературы31

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

Работа № 4157. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
В настоящее время Российская Федерация переживает особый период в своём развитии – период реформирования социально значимых систем. С момента распада СССР прошло более 20 лет за эти годы в нашем государстве выросло новое поколение людей сформировались новые социальные институты выстроилась система социальной защиты социальной поддержки и социального обслуживания граждан. XXI является веком высоких технологий и веком стремительного развития государств.
Новые технологии средства передвижения общения и.т.д. изменяются и усовершенствуются с невероятной скоростью именно поэтому в каждом государстве происходят постоянные изменения связанные как с общемировыми так и с внутренними процессами за исключением государств находящихся на ранних стадиях развития цивилизации. Такой высокий темп жизни диктует свои правила – государству постоянно необходимо вносить корректировки в жизненно важные для него системы с целью своевременного и качественного удовлетворения потребностей своих граждан. В связи с этим в последние два года в нашей стране происходят серьезное изменения сферы пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Актуальность данной темы в том что с 1 января 2015 году в России вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» который коренным образом изменяет всю систему социального обслуживания.
Основной целью данного закона является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций иными словами – придание социальному обслуживанию рыночного характера когда бесплатно услуги будут предоставляться лишь незначительной действительно нуждающейся в помощи части населения. Кроме этого закон призван ликвидировать монополию государства на учреждения социального обслуживания и создать в данной сфере конкурентную среду которая поспособствует повышению качества оказания социальных услуг и расширению их спектра. Необходимость принятия данного закона была связана с большим количеством нуждающихся в социальной поддержке по некоторым данным их число достигает 34 млн.
Конституция РФ гарантирует населению социальную поддержку но поскольку государство не в состоянии обеспечить качественное оказание социальных услуг такому огромному количеству нуждающихся данный закон необходим.
Таким образом цель данной работы – рассмотреть финансовый механизм системы социального страхования и обеспечения в России и проблемы его реализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи
1. Рассмотреть организацию социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации и принципы их финансирования
2. Провести анализ сложившегося механизма системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации
3. Охарактеризовать направление дальнейшего развития системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации.
Работа состоит из введения 3 глав заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Организация социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации и принципы их финансирования

1.1.Система социального страхования в Российской Федерации

В Российской Федерации осуществляется обязательное социальное страхование которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное государственное социальное страхование является одной из организационно-правовых форм социальной защиты населения.
Обязательное социальное страхование – это система правовых экономических и организационных мер создаваемых государством для компенсации или минимизации последствий изменения материального или социального положения работающих граждан и иных категорий граждан вследствие признания их безработными трудового увечья профессионального заболевания инвалидности болезни и травмы беременности и родов потери кормильца наступления старости необходимости получения медицинской помощи санаторно-курортного лечения а также наступления других социальных страховых рисков подлежащих обязательному социальному страхования которые установлены законом РФ. Система социального страхования является основным институтом социальной защиты в условиях рыночной экономики. Она создана для того чтобы обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости в случае болезни полной или частичной утраты трудоспособности потери кормильца безработицы. Главная цель института обязательного социального страхования заключается сохранении имеющегося или достигнутого жизненного уровня застрахованных лиц .
Учитывая то что социальное страхование имеет особую значимость для развития страны и граждан а также оказывает влияние на общественные процессы государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования которые дают возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей ответственность субъектов обязательного социального страхования а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются
— общедоступный вид правоотношений субъектов социального страхования тем самым обеспечивая обязательность участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых ненадобность кропотливой и затруднительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их выполнения между работодателями и работниками
— обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев
— высокий уровень надежности сохранности финансовых средств что достигается солидарностью поколений и применения государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств
— обязательное социальное страхование более «дешевое» для населения чем личное страхование оно обеспечивается массовым характером обязательного участия в нем почти всех работающих и бесприбыльными формами организации работы в отличие от личного страхования которое преследует получение прибыли и направлено в основном на «выгодных» клиентов.
Функционирование системы социального страхования непосредственно связано с содержанием понятия «социальный риск». В современном обществе высока вероятность возникновения ситуаций социального риска например вследствие несчастного случая утраты способности человека к труду в результате болезни рождения ребенка и ухода за ним старости безработицы и так далее.
К основным видам социального страхования в России относятся страховые пенсии пенсионное обеспечение страхование по болезни страхование по безработице медицинское страхование страхование от несчастных случаев на производстве страхование по уходу за нетрудоспособными членами общества.
Виды социальных страховых рисков и страховые случаи определены Федеральным законом РФ 157 — ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Государство в свою очередь гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования.
Препятствиями которые затрудняют формирование института социального страхования являются
— большой объем теневого рынка труда и доходов связанный с нерегистрируемой занятостью неофициальной и неучитываемой заработной платой. Все это существенно снижает уровень социальных гарантий для работников и сужает экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов. По оценкам экспертов сегодня в России из 87 млн. трудоспособного населения только 48 млн. человек 55 официально платят налоги
— устаревшее социальное законодательство сохраняющее нестраховые механизмы приобретения прав на социальное страхование стимулирует уклонение работников и работодателей от оформления трудовых отношений и уплаты налогов и страховых взносов в полном объеме
— довольно-таки высокие и необоснованные различия в системе заработной платы и доходах населения в различных сферах экономики и регионах страны а также ее слабая привязка к системе страховых отчислений и системе социальной защиты в целом
— несовершенство механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы поскольку ее размеры не позволяют связать уровень социальной защиты с объемом заработанных пенсионных прав и других социальных выплат.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод что социальное страхование играет важную роль в современном обществе. Его суть заключается в распределении социального риска на работодателей и самих работающих которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. Система социального страхования – это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики который призван обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости в случае болезни полной или частичной утраты трудоспособности потери кормильца безработицы.
Наличие проблем в системе социального страхования говорит о том что потенциал социального страхования в России задействован в незначительной мере. Поэтому стратегической задачей общества а также совместными усилиями законодательной и исполнительной власти объединений работодателей и профсоюзов на современном этапе должна стать реализация системы обязательного социального страхования. Необходимо выработать более адекватную для России модель социального страхования отвечающую всем задачам стоящим перед российским обществом.
1.2.Система социального обеспечения в Российской Федерации
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон 422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» который объединил в себе два закона регламентировавших ранее социальное обслуживание Федеральный закон от 2 августа 1995 г. 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» .
Принятие нового закона о социальном обслуживании с точки зрения систематизации законодательства несомненно явление позитивное. Тем более что существовавшие законы были приняты в нелогичной последовательности — сначала был принят закон касающийся отдельных субъектов социального обслуживания а позднее приняли основы социального обслуживания т.е. нормы общего характера.
С содержательной стороны новый закон имеет и положительные и отрицательные стороны. К положительным аспектам можно отнести более четкое определение лиц нуждающихся в социальном обслуживании ст. 15 тогда как в ранее действовавшем законе к клиентам социальных служб относили всех граждан находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация определялась как ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина которую он не может преодолеть самостоятельно. В качестве примеров такой ситуации закон приводил следующие ситуации инвалидность неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом болезнью сиротство безнадзорность малообеспеченность безработица отсутствие определенного места жительства конфликты и жестокое обращение в семье одиночество и т.п. Такая расплывчатая формулировка позволяла излишне широко трактовать круг лиц имеющих право на социальное обслуживание. Кроме того в новом законе более четко и подробно регламентированы полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания а также организация предоставления социальных услуг. Вводится социальное сопровождение т.е. содействие в получении необходимой медицинской психологической педагогической юридической социальной помощи. Кроме того предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания социальных услуг. В законе прописаны права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.
В отличие от ранее действовавших законов в новом законе не регламентируется трудовая деятельность лиц находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания. Ничего не сказано о праве граждан находящихся в стационарном учреждении социального обслуживания на сохранение за ними жилого помещения. В ранее действовавшем законе говорилось о сохранении занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного муниципального жилищных фондов в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания а в случае если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении.
В случае отказа от услуг стационарного учреждения по истечении указанного срока граждане имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. В настоящее время Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ст. 17 предусматривает что при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания жилое помещение занимаемое инвалидом по договору социального найма сохраняется за ним в течение шести месяцев. Но это касается только инвалидов. Остается только уповать на ст. 71 Жилищного кодекса которая предусматривает что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Следовательно гражданин должен заключать только срочный договор на стационарное социальное обслуживание чтобы сохранить за собой право на жилое помещение на случай отказа от такого обслуживания на которое он имеет право. Кроме того закон не регламентирует профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания не предусмотрел право граждан проживающих в стационарных учреждениях на предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов с учетом интересов верующих различных конфессий. И это далеко не полный перечень вопросов которые не регламентированы новым законом о со-циальном обслуживании.
Таким образом можно с уверенностью говорить о том что новый закон о социальном обслуживании практически переводит социальное обслуживание в договорную сферу т.е. в сферу действия гражданского права а не права социального обеспечения что вряд ли улучшает положение граждан нуждающихся в социальном обслуживании и увеличивает их социальную защищенность. Кроме того закон создает необходимость принятия множества новых подзаконных актов регламентирующих порядок и условия предоставления отдельных видов социального обслуживания.
1.3.Внебюджетные фонды Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность — человек его права и свободы. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства .
Так одно из основных направлений социальной политики нашего государства — социальное страхование признающее социальные права наивысшей ценностью и осуществляющее защиту этих прав. При этом обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования посредством например стимулирования рождаемости помощи пострадавшим на производстве содействия людям с ограниченными возможностями. Количество страхователей стоящих на учете в органах ФСС РФ составляет порядка 52 млн работодателей количество застрахованных лиц достигает 586 млн человек. Соответственно Фонд затрагивает и защищает интересы большинства населения страны что говорит о его значимости.
Социальное страхование в России — не тяжелое наследие СССР а необходимый фундамент для существования страны. Значение ФСС достаточно велико он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений соци-ального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам и работодателям гарантировать социальную защиту. И те инновационные инструменты которые создает Фонд — реальная помощь.
Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях оплата больничных выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий связанных с материнством.
Остаются нерешенными вопросы касающиеся вектора развития социального страхования стоит выбор между путем либерализации полной модернизации и усиления роли государственного влияния и значения.
В рамках же выбранного направления лежит необходимость эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственного внебюджетного фонда — ФСС РФ принципы построения которого на данный момент исключительной определенностью не отличаются.
Кроме того российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем дефицит средств Фондов несоблюдение страховых принципов что объясняется радом внешних факторов неблагоприятное состояние национальной экономики сильнейшая дифференциация доходов населения.
Эффективность работы экономики страны определяет виды и объем финансового обеспечения. На это указывает анализ проведенный в отношении объемов социального страхования в европейских странах. Так развивающиеся страны с относительно невысоким экономическим потенциалом расходуют на социальное обеспечение не более 16−18 ВНП расходы в высокоразвитых странах составляют 30 ВНП. В России данный показатель состав-ляет около 13 то есть можно отметить низкий уровень страховой защиты не способный обеспечить достойную жизнь в отдельных случаях. Столь низкий показатель расходов на цели социальной защиты позволяет выплачивать пенсии и пособия размер которых в совокупном выражении лишь 30–35 размера предшествующей заработной платы. Стоит заметить что и средней размер самой заработной платы в несколько раз меньше средних размеров заработных плат в европейских странах .
Как показывает мировой опыт в рыночных условиях наиболее эффективным выступает такой механизм формирования фонда при котором большая часть нагрузки приходится на работодателя 40−60 часть ложится на плечи работников 10−30 и оставшаяся часть остается на доле осуществляющего обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения государства 20−40 . Данный механизм отражает идею совместной ответственности за социальные риски.
Таким образом в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение а скорее осознанная необходимость.
Не так давно многие ученые были убеждены в том что более современной систему социального страхования могут сделать разгосударствление и переход на рыночное регулирование. В рамках данного подхода подразумевается разграничение социального страхования и государственного социального обеспечения разделение участников социальной защиты на тех кто получает ее из дотаций федерального бюджета и на тех кто получает средства из страховых фондов. Тем не менее нельзя недооценивать роль государства выступающего порой основным и самым важным страхователем. Ведь государственное влияние в том числе и финансовое на систему социального страхования помогает системе в целом более или менее успешно решать свои задачи.
Обозначенное мнение ориентировалось в первую очередь на то что существующая в стране система больше похожа на систему социального обеспечения нежели на страхование в полном смысле слова.
На данный момент о расформировании или замены ныне действующего Фонда социального страхования в правительстве речи не идет. Напротив все возможные силы направлены на его укрепление расширение и создание улучшенных нормативных актов касающихся страхования. С учетом подведенных итогов Правление ФСС планирует обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов продолжить реализацию пилотных проектов своевременно организовывать финансовое обеспечение обя-зательств предоставлять государственные услуги посредством единого портала перейти на прямую выплату пособий.
Однако интенсификация и совершенствование деятельности одного лишь Фонда социального страхования — необходим комплексный подход к оптимизации деятельности всех составляющих системы социальной защиты населения и обязательного социального пенсионного и медицинского страхования. Только в этом случае будет обеспечена социально-экономическая эффективность для застрахованных лиц по реализации их прав на получение социальных гарантий независимо от сложившейся жизненной ситуации .
Среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить такие как
— дублирование функций отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования
— отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования
— отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов
— применение заниженного по сравнению с социальными стандартами минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума размера страховых выплат в связи с материнством особенно для неработающих женщин что ведет к нарушению процесса реали-зации социальных гарантий
— применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета индексации размера страховых выплат
— непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.
В этой связи целесообразным представляется определение стратегии социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования ориентированного на результат на достижение социальной и экономической эффективности деятельности. Важно начать применение актуарных расчетов для определения размера страховых взносов по каждой группе застрахованных лиц и для каждого страхователя с учетом всей совокупности влияющих факторов с последующей ликвидацией самостоятельных профессионально-отраслевых видов социального страхования совершенствовать механизм индексации размера страховых выплат. Значимым было бы и установление страховых тарифов обоснованных с экономической позиции которые смогли бы действительно поддержать определенный уровень замещения заработка работника при на-ступлении страховых случаев. Кроме того работодатели обязаны в полной мере нести ответственность за применение различного рода незаконных схем при оплате труда а для этого необходимо ввести соответствующие статьи в административный и уголовный кодексы.
Естественно потенциально возможные изменения необходимо детально проанализировать и апробировать. Для перераспределения обязательств потребуется изменение законодательной базы а для появления у работников возможности самостоятельно выплачивать страховые взносы важно увеличить размер заработной платы.

Глава 2. Анализ сложившегося механизма системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации
2.1.Финансовый механизм системы социального страхования в Российской Федерации
За последние десятилетия в России шел процесс разработки и становления законодательной базы социального страхования регламентирующей деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере и создание государственных внебюджетных социальных фонды а именно Пенсионного фонда Российской Федерации который занимается обеспечением страхования и выплатой пенсий по старости инвалидности а также по потере кормильца Фонда обязательного медицинского страхования выполняющего функции финансирования медицинских услуг на региональном и муниципальном уровне такие как например госпитализация неотложная помощь лекарственная терапия при стационарном лечении Фонда социального страхования Российской Федерации ответственного за финансирование пособий по временной нетрудоспособности по материнству по рождению и уходу за ребенком компенсациипо утрате трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональной травмой осуществляющего выплаты по реабилитации и профилактическому лечению в санаторно-курортных учреждениях пособий на погребение и т.д. Фонда занятости ликвидирован в 2000 году и Государственной службы занятости представляющей собой сетевые региональные и местные подразделения управляемые Министерством труда и социального развития Российской Федерации и выполняющие функции связанные с выплатой пособий по безработице и трудоустройству безработных.
Пусть формы и механизмы социального страхования по-прежнему далеки от совершенства однако они позволяют предотвращать появление частных и массовых случаев падения уровня жизни граждан до состояния нищеты предоставляя должное социальное обеспечение пенсионерам финансовые ресурсы для оказания все необходимой медицинской помощи.
На этом этапе данной работы напрашивается вывод о том что становление социального страхования в России состоялось. Последующая эволюция социального страхования будет протекать в условиях динамично меняющихся экономических отношений и с учетом необходимости ощутимого повышения уровня жизни российских граждан.
Актуальные проблемы системы социального страхования в России.
Здесь будет приведен ряд пунктов отмеченных в этой связи представителями Минтруда России работниками государственных внебюджетных социальных фондов а также учеными и специалистами.
Во-первых отмечается такой факт как незавершенный процесс правового регулирования системы обязательного социального страхования.
Долгое время законодательно не были определены порядки особенности процедуры источники поступления средств для выплаты страховой части трудовой пенсии. Помимо этого присутствуют и некоторые противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах почасти затрагивающей Единый социальный налог.
Во-вторых существует срочная надобность в повышении уровня пенсионного медицинского и социального страхования и изыскании соответствующих средств для реализации данной цели. Здесь специалистами активно предлагается принятие мер способствующих доведению уровня выплат до минимальных значений предусмотренных Конвенцией МОТ 102 О минимальных нормах социального обеспечения а также Европейским Союзом.
Так фактический уровень замещения пенсией предшествующей ей заработной платы работника так называемый коэффициент замещения на конец 2014 года составлял по отношению к средней величине пенсий 326 в то время как в нормах Конвенции МОТ 102 минимальное значение прописана как равное или превышающее 40 стандарт Европейского Союза равен по этому показателю 55.
Не менее острой выглядит проблема в значительной мере низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2014 г. составил всего 55 прожиточного минимума граждан в то время как его величина должна составлять более 80 прожиточного минимума.
Средний размер пенсии хотя и несколько превысил прожиточный минимум и составил 102 его величины но абсолютные размеры пенсий подавляющего большинства получателей не способны обеспечить их основные нужды.
Если говорить о пенсионном страховании то задачи государственной социальной политики должны быть обозначены в первую очередь в рамках
повышения минимальных размеров страховых трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума.
В-третьих система социального страхования не может похвастаться реализацией принципа зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав что в большей степени свойственно категориям застрахованных граждан имеющих средний и ли высокий размер заработка. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них не выходят за пределы 15-25 от размеров предшествующей им величин заработной платы.
Методы улучшения деятельности системы социального страхования.
В настоящий момент Правительство РФ одним из первостепенных приоритетов видит повышение уровня и качества жизни населения. Однако такая задача ставит целый ряд мер для реализации мер направленных на повышение доходов населения эффективности социальных услуг предоставляемых государством усиление адресности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.
Позиция Минтруда России по вопросам решения данной проблемы была неоднократно озвучена и заключается в том что для реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд таких задач как
— завершение формирования законодательно-правовой базы
— оптимизация соотношения уровня данных обязательств к финансовым ресурсам
— повышение эффективности администрирования расходов в системе обязательного социального страхования
— создание условий баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов в долгосрочной перспективе.
Одним из важнейших направлений совершенствования системы социального страхования должна выступать ее переориентация с эгалитарных уравнительных принципов начисления выплат на страховые ведущие учет накапливаемых индивидуальных страховых прав и финансовых ресурсов застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования.
Международный и отечественный опыт в этой среде говорит о том что целесообразно формирование финансовой системы социального страхования отдельно от системы государственного бюджета что позволит достичь автономии финансовых ресурсов и исключения нецелевого использования их в нестраховых целях.
Подобные действия позволят обеспечить тесную связь между страховыми взносами и выплатами что поможет стимулировать работников и работодателей на легализацию деятельности и повышение уровня заработной платы.
В этом случае действенными могли бы оказаться следующие меры
— минимальный размер страховых пенсий и пособий должен постепенно расти чтобы в ближайшем будущем за 5-7 лет их размер сравнялся с прожиточным минимумом пенсионеров и получателей пособий
— средний размер пенсий и пособий должен быть повышен за такой же период до 140-150 от уровня прожиточного минимума
— максимальный размер страховых выплат должен быть равен коэффициенту замещения не ниже 50-60 от предыдущего заработка.
Применив эти меры можно будет говорить о создании предпосылок для внедрения механизмов социального страхования которые могли бы позволить значительно поднять уровень пенсий и выплат а следовательно и поднять уровень жизни российских граждан.
В Российской Федерации неоднократно осуществлялась деятельность по реформированию социального страхования к примеру замена с 01.01.2001 г. главного источника поступления средств страховых взносов на единый социальный налог и вступление в силу с 01.01.2003 г. закона о налоге по категории плательщиков – страхователей осуществляющих с недавних пор платежи по специальным налоговым режимам но эти меры не принесли ощутимого положительного результата. Уменьшение ставки по единому социальному налогу повлекло лишь сокращение отчислений во внебюджетные фонды ликвидацию предоставляемого работающим гражданам санаторно-курортного лечения введение оплаты больничного листа за счет средств обязательного социального страхования начиная с третьего дня. Откровенно говоря в какой-то момент был утрачен страховой характер обязательного социального страхования взносы были обезличены превратившись в некий эквивалент обязательного платежа ставшего орудием перераспределительной финансовой политики государства. Наблюдалось существенное снижение мотивации работников и работодателей как и их заинтересованности в собственной социальной защите в форме социального страхования.
Одним из ключевых моментов в процессе улучшения работы системы социального страхования видится принятие тех мер которые будут направлены на обретение финансовой устойчивости системой путем достижения сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Решение этой задачи ставит необходимость в установлении явных границ между сферой социального страхования и сферой социального обеспечения разделении расходов на страховые и нестраховые. Мы полагаем что выплаты пособия по временной нетрудоспособности беременности и родам носят в высшей степени страховой характер расходы на выплату пособий при рождении ребенка по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам а расходы на санаторно-курортное лечение предоставляемое населению и оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этих соображений предлагается определять по каждому виду расходов проводимых средствами определенными на социальное страхование свои источники финансирования. Это имеет место на существовании при условии выстраивания четкого порядка оплаты труда и уделения должного внимания условиям сопровождающим этот процесс гражданам занятым на производстве а также перспективы определенного увеличения их заработка. Также вполне разумной кажется постановка вопроса о введении на постоянной и обязательной основе в формирование доходов по бюджету социального страхования персональных страховых взносов.
Таким образом можно заключить что система обязательного социального страхования в России функционирует в силу своих возможностей в условиях рыночного устройства экономики однако требует внесения корректировок для оптимизации работы по предоставлению гражданам всех необходимых социальных услуг и надежной защиты от социальных рисков.
2.2.Финансовый механизм системы социального обеспечения в Российской Федерации
Федеральный закон 442 устанавливающий правовые организационные и экономические основы социального обслуживания граждан полномочия органов государственной власти в сфере социального обслуживания права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг направлен на перестройку системы предоставления социального обслуживания в России. Он положил начало модернизации всей нормативной правовой базы регулирующей эту сферу деятельности.
О реализации принципа социальной справедливости в правовом регулировании социального обслуживания российских граждан можно судить предприняв попытку краткого анализа новелл этого Закона. К ним относятся индивидуальный и межведомственный подходы к рассмотрению трудной жизненной ситуации к выведению людей из нее модели социального сопровождения разгосударствление сферы социальных услуг.
Ключевым нововведением является принцип индивидуального подхода к каждому человеку нуждающемуся в помощи. На первый план выходит решение проблем конкретного человека. Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальной помощи является наличие обстоятельств которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам Закон относит следующие случаи ст. 15
— полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание самостоятельно передвигаться обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания травмы возраста или наличия инвалидности
— наличие в семье инвалида или инвалидов в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов нуждающихся в постоянном постороннем уходе
— наличие ребенка или детей в том числе находящихся под опекой попечительством испытывающих трудности в социальной адаптации
— отсутствие возможности обеспечения ухода в том числе временного за инвалидом ребенком детьми а также отсутствие попечения над ними
— наличие внутрисемейного конфликта в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью лицами имеющими пристрастие к азартным играм лицами страдающими психическими расстройствами наличие насилия в семье
— отсутствие определенного места жительства в том числе у лица не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
— отсутствие работы и средств к существованию.
Данный перечень может быть расширен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В отношении каждого гражданина разрабатывается индивидуальная программа т.е. документ в котором указаны форма социального обслуживания виды объем периодичность условия сроки предоставления социальных услуг перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг а также мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа для гражданина имеет рекомендательный характер для поставщика социальных услуг — обязательный характер. Гражданин имеет право выбрать поставщика социальных услуг и заключить с ним договор об их предоставлении.
В Законе определены виды социальных услуг и их социальная направленность ст. 20 Закона
— социально-бытовые направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту
— социально-медицинские направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья
— социально-психологические предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия
— социально-педагогические направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг формирование у них позитивных интересов в том числе в сфере досуга организацию их досуга оказание помощи семье в воспитании детей
— социально-трудовые направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем связанных с трудовой адаптацией
— социально-правовые направленные на оказание помощи в получении юридических услуг в том числе бесплатно в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг имеющих ограничения жизнедеятельности в том числе детей-инвалидов
— срочные социальные услуги.
В свою очередь срочные социальные услуги связаны с обеспечением бесплатным горячим питанием или наборами продуктов одеждой обувью и другими предметами первой необходимости содействием в получении временного жилого помещения содействием в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг содействием в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и др.
Закон вводит понятие социального сопровождения ст. 22 под которым понимается содействие в предоставлении медицинской психологической педагогической юридической социальной помощи. Оно осуществляется путем привлечения организаций предоставляющих такую помощь на основе межведомственного взаимодействия предусмотренного ст. 28 Закона и осуществляется на основе регламента определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Регламент межведомственного взаимодействия определяет
— перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляющих межведомственное взаимодействие
— виды деятельности осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации
— порядок и формы межведомственного взаимодействия
— требования к содержанию формам и условиям обмена информацией в том числе в электронной форме
— механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению
— порядок осуществления государственного контроля надзора и оценки результатов межведомственного взаимодействия.
Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Система органов социального обслуживания включает в себя федеральные и региональные органы государственной власти организации социального обслуживания находящиеся в их введении негосударственные коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания в том числе социально ориентированные некоммерческие организации предоставляющие социальные услуги индивидуальных предпринимателей осуществляющих социальное обслуживание ст. 5.
Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию получают субсидии из соответствующего бюджета.
Таким образом новеллой социального законодательства является разгосударствление системы социального обслуживания на рынок социальных услуг выходят негосударственные поставщики социальных услуг.
Передача соцуслуг негосударственному сектору в том числе бизнесу с одной стороны повышает доступность социальных услуг и позволяет увеличить количество людей имеющих на них право но с другой стороны есть опасения по снижению качества данных услуг.
О необходимости осуществления общественного контроля в сфере социального обслуживания говорится в ст. 34 Закона который осуществляется гражданами общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания которая проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации об их качестве а также в целях улучшения деятельности организаций социального обслуживания. Для ее проведения создаются общественные советы в состав которых входят представители общественных организаций. Оценка качества должна проводиться не реже чем один раз в три года.

Глава 3. Направление дальнейшего развития системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации
3.1.Опыт зарубежных стран в организации системы социального страхования и социального обеспечения
В последнее десятилетие в странах Запада заметно активизировались силы выступающие за пересмотр принципов на которых основывалось социально-экономическое и политическое развитие во второй половине ХХ в. Речь идет о характере государства благосостояния и социальной политики. Мировой финансово-экономический кризис 2008‑2009 гг. лишь актуализировал дискуссии по данным вопросам.
Важно отметить что социальное государство по-прежнему выполняет задачи которые частные рынки по техническим причинам или вообще не могут выполнить или делают это неэффективно. В том или ином виде государство благосостояния необходимо по причинам эффективности. Между тем либеральная доктрина которая с 1980-х гг. стала активно использоваться при формировании социальной политики во многих странах Запада исходит из того что неконкурентное пространство приводит к снижению экономического потенциала и динамизма развития. Отсюда предпринимавшиеся периодически попытки осуществить пересмотр характера социальной политики когда сторонники данного подхода находились у власти наиболее яркий пример – США Великобритании в целом оказывались безуспешными ибо сформировалась мощная система социальных гарантий имеющая широкую социальную поддержку и высоко интегрированная в политико-экономическую систему современного общества. Другое дело – естественный процесс трансформации или модернизации этой как и любой другой системы. Он определяется качественными сдвигами в базовых основах развития например технологической основы значительным усилением воздействия внешних факторов глобальных на развитие отдельных стран и регионов мира. В новом контексте социальная политика неизбежно становится объектом повышенного внимания и пересечения различных экономических и политических интересов а отсюда неизбежным оказывается проведение реформ в социальной сфере.
Основной акцент в новом подходе сделан на усилении индивидуальной ответственности с учетом того что государство должно оказывать гражданам необходимую поддержку. Правда вопрос об уровне этой поддержки остается за кадром. На деле это фактически означает стремление минимизировать социальные расходы которые несет государство. Не отказываясь формально от принципов «равенства и справедливости» ставится вопрос о наполнении их новым содержанием что означает во многом разрыв с характером социальной политики второй половины ХХ в.
В практическом плане первоначально попытка реализации данного подхода относится к эпохе М. Тэтчер в Великобритании и Р. Рейгана в США – 1980-е гг. Но в тот период фактически она оказалась безуспешной ибо экономика достаточно активно развивалась а система социальных гарантий уже стала важным фактором развития прочно укоренилась в сознании населения. Поэтому и консерваторы в Великобритании и республиканцы в США вынуждены были следовать так или иначе логике сформировавшейся ранее модели социальной политики хотя им все же удалось осуществить определенное снижение темпов роста социальных расходов.
Один из основных вопросов социальной политики – вопрос финансирования который тесно связан с характером распределения и перераспределения доходов и их социальной дифференциацией. Необходимо учитывать что существование нынешней модели социальной политики отличительной характеристикой которой является высокий уровень социальных расходов в ВВП объясняется комплексом факторов. Один из основных – это отнюдь не принесенная жертва на алтарь социально-политической стабильности хотя он также играет существенную роль. В данном случае речь идет о социальной политике в контексте решения экономических проблем. Было бы странно если бы в странах Запада при формировании политической стратегии осуществлении социальных реформ государство не принимало во внимание в полной мере вопросы связанные с эффективностью не проводило оценку воздействия своих решений на производительность прибыльность и конкурентоспособность.
В частности через инвестиции в человеческий капитал и обеспечение социальной консолидации механизмы мотивации государство осуществляет поддержку конкурентоспособности. Однако так или иначе социальная политика в странах Запада сбалансирована между порой противоречивыми интересами социальных партнеров работодателей и работников и социально-профессиональных групп таким образом что соответствующие расходы на развитие социальной сферы играют роль и фактора накопления и фактора спроса. Это весьма существенно ибо создает комплекс постоянных импульсов к росту и трансформации. Поэтому одна из основных проблем для государства при формировании и реализации социальной политики состоит в том чтобы обеспечить правильный баланс между накоплением и удовлетворением интересов труда . И нынешние реформы в странах Запада отнюдь не перечеркивают такой подход они направлены на то чтобы привести социальную политику в соответствие с новыми условиями развития – не только внутренними но и внешними.
Одна из важных характеристик социальной политики в странах Запада заключается в обеспечении достаточно умеренного уровня дифференциации доходов различных социальных групп. В тех где уровень социальных расходов наибольший – 30–35 ВВП в Швеции других Скандинавских странах а также Франции и т. д. в странах с преимущественно социал-демократической моделью социального государства. В США например доля заработной платы в ВВП весьма значительна – была 59 сейчас снизилась до 56 но дифференциация доходов наиболее высокая среди развитых стран а уровень социальных расходов – 17–18.
В контексте рассматриваемой темы заслуживает серьезного внимания опыт регулирования в период наступившего в 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса. Надо сказать что антикризисная политика стран Запада основывалась на активизации государственного регулирования. Власти исходили из того что необходимо поддержать потребление или платежеспособный спрос – главный фактор ВВП. В 2009 г. во Франции его снижение прогнозировалось на 07 в ФРГ – на 20 в США – 28 Великобритании – 35 Испании – 49. В результате повсеместно отмечался рост государственных расходов. Например в реальном выражении они возросли в 2007‑2009 гг. на 17 в США 14 в Испании 11 в Великобритании. Во Франции – только на 38. При этом наиболее высокий уровень централизации ресурсов в руках государства характерен для Швеции и Франции соответственно 566 и 556 в 2009 г. а в среднем в ЕС – 501 ВВП. И основная часть этих средств – социальные расходы. Во Франции социальные пособия – 346 ВВП из которых 189 в форме прямых выплат. Эти механизмы в значительной степени способствовали стабилизации доходов населения в условиях кризиса .
Обращает на себя внимание серьезный пересмотр социально-экономической политики который происходит в КНР. Об этом в частности свидетельствует то что взят курс на стимулирование потребления как фактора экономического роста. И эта политика будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых позиции этой страны будут усиливаться и в мировой экономике и мировой политике ибо в КНР и других странах Юго-Восточной Азии располагается сейчас значительная часть всей обрабатывающей промышленности в мире. Конечно они отстают и сильно зависят от новых научных идей и технологий которые разрабатываются в основном на Западе. Но они могут достаточно быстро ликвидировать отставание в этой сфере что собственно говоря и происходит. Во-вторых такая переориентация непосредственно связана с ростом благосостояния населения. Правительство приняло также серьезные меры направленные на улучшение системы социальной защиты увеличение финансирования здравоохранения пенсионного обеспечения поддержки низкооплачиваемым категориям.
В рамках нового подхода в последнее время предпринимаются действия по развитию потребительского кредитования. Согласно подсчетам зарубежных специалистов в большинстве азиатских стран совокупный долг домохозяйств составляет менее 50 ВВП по сравнению с 100 в развитых странах а в КНР и Индии – менее 15. Однако одной из проблем переориентации роста с экспорта на внутренний спрос по мнению некоторых экономистов является повышение курса национальных валют. Ибо оно может стать важным стимулом для предприятий в целях переориентации развития на внутренний рынок. Фактически длительное время они субсидировали потребителей в странах Запада через низкие курсы валюты. В результате может начаться значительное перемещение покупательной способности и потребления с Запада на Восток .
Кризис фактически поставил фундаментальный вопрос связанный с преодолением значительных разрывов в уровнях благосостояния между основными центрами мировой политико-экономической системы. А это может серьезно затронуть страны Запада и в социально-экономическом и в политическом отношении ибо они должны будут так или иначе адаптироваться к новым условиям «жизни по средствам» в то время как сейчас их потребление особенно это касается США существенно превосходит вклад в производство мирового ВВП. Таким образом кризис объективно поставил в повестку дня проблему модернизации общества на глобальном и национальном уровнях. Эта проблема касается не только России но и развитых стран Запада а также активно развивающих стран Азии.
Одним из важнейших элементов новой социальной политики ориентированной на модернизацию общества могла бы стать задача связанная с преодолением избыточного неравенства. Обусловленное несправедливым характером распределения доходов и собственности оно является препятствием для консолидации общества и мотивации эффективной экономической и трудовой деятельности. В результате общество теряет значительную часть потенциала роста благосостояния. Хотя несомненно что политика государства должна быть ориентирована на достижение эффективного баланса направленного на развитие между потреблением и накоплением а значит эффективного баланса отношений между социальными группами.
3.2.Предложения по усовершенствованию финансового механизма социального страхования и социального обеспечения
Дисбаланс сырьевой модели экономики РФ так или иначе связанный с падением мировых цен на нефть введением международных санкций оказывает неблагоприятное воздействие на уровень социального развития общества. По данным Федеральной службы государственной статистики значительно увеличились темпы сокращения реальных доходов населения. За I квартал 2015 года снижение составило 14 в то время как за весь 2014 год этот показатель составил 08. Индекс потребительской уверенности населения снизился и составил -32. В сравнении со странам ЕС более низкий показатель наблюдается только у Болгарии -359. Доля населения считающего что его материальное положение ухудшилось составляет 52. При этом удельный вес населения которое ожидает улучшения своего материального состояния в ближайшие 12 месяцев составляет только 8. В этих условиях существенное значение приобретает наличие эффективной системы социальной поддержки населения.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством ключевой обязанностью которого является обеспечение условий для достойного развития человеческого потенциала. В 2014 году отчет составлен по данным за 2012-2013гг. согласно индексу человеческого развития Human Development Index из 187 стран Россия заняла 57 место потеряв две позиции по сравнению с прошлым годом но сохранив свое положение в верхней трети подгруппы стран с высоким уровнем человеческого развития. На сложившейся рейтинг России оказывают влияние низкая продолжительность жизни в стране 691 лет и существующая дифференциация доходов населения.
Социальная ответственность государства проявляется в реализации программ социальной защиты населения. Отечественная система социальной поддержки сочетает в себе механизмы поглощения социальных рисков распределения рисков и их предупреждения. Ключевая роль принадлежит прямому финансированию компенсации последствий социальных рисков и страховому механизму . Политика доходов выражается в установлении минимального размера оплаты труда и налоговых льгот для юридических и физических лиц при осуществлении расходов на социальные цели применение которых позволяет не допустить значительного снижения доходов населения при наступлении социального риска.
На государственном уровне в рамках системы социального обеспечения всем гражданам вне зависимости от их участия в общественно полезном труде гарантируется доход не ниже установленных минимальных социальных стандартов. За IV квартал 2014 года в РФ социальный минимум прожиточный минимум составил 8234 руб. на душу населения в том числе для трудоспособного населения — 8885 руб для пенсионеров — 6785 руб. для детей 7899 руб. В I квартале 2015 года в связи с ростом цен данный показатель планируется повысить на 173. Исходя из этого показателя устанавливаются размеры социальных пособии и выплат.
В условиях экономического кризиса фактически социальный минимум устанавливается с учетом существующего дефицита финансовых ресурсов в результате чего он не соответствует принципу достаточности для обеспечения здоровья и жизнедеятельности человека. Социальные программы государства реализуются также в форме обязательного социального страхования. Финансовую основу этой системы составляют государственные внебюджетные фонды. Это специфические страховые фонды аккумулирующие средства которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту и расходующие эти средства в соответствии с действием социальных рисков. К сожалению существует только исчерпывающий перечень фондов а законодательное определения понятия «государственный внебюджетный фонд ГВФ» отсутствует. В результате в своей деятельности фонды руководствуются принципами как бюджетного так и страхового характера . С одной стороны это публичные страховщики с другой — они созданы как дополнение к бюджетным средствам и включены в бюджетную систему страны. Средства фондов имеют строго целевую направленность. Расходные обязательства фондов в сфере компенсации социальных рисков реализуются как за счет бюджетных так и страховых средств поскольку выплата пособий предусмотрена как для работающих так и неработающих граждан. Участие последних в системе не предопределено предварительной уплатой взносов и нарушает страховые принципы. Иными словами не все доходы бюджетов фондов являются финансовой основой исключительно обязательного социального страхования. Фонды также реализуют функции в сфере социального обеспечения за рамками страховой системы.
Кроме этого государство в системе социального страхования выступает в качестве страхователя неработающего населения а также финансирует страховые пособия некоторым категориям граждан в повышенных размерах. Государство участвует в системе в качестве гаранта ее финансовой устойчивости. При необходимости за счет бюджетных трансфертов покрывается дефицит бюджетов ГВФ и финансируются выпадающие доходы системы в результате установления пониженных страховых тарифов. Основная нагрузка на федеральный бюджет связана с финансированием дефицита Пенсионного фонда России. В 2015 году бюджет фонда запланирован с дефицитом 623 млрд руб. Для решения проблемы зависимости системы обязательного пенсионного страхования от бюджетных трансфертов было принято решение о реформировании накопительной составляющей в результате чего она была заморожена на 2014-2015 гг. Как результат изъятие накоплений в распределительную систему позволило высвободить бюджетные средства и направить их на решение других бюджетных задач.
Изменение пенсионной формулы также имеет своей целью уменьшение дефицита пенсионной системы. Однако оптимизация пенсионных расходов не всегда означает повышение пенсионных выплат. Так например стоимость пенсионного коэффициента может изменяться в зависимости от суммы поступивших средств в Пенсионный фонд. Иными словами в неблагоприятный период стоимость пенсионного коэффициента может быть снижена что соответственно скажется на размере пенсионных выплат. Кроме этого в результате пенсионной реформы законодатель оставил за собой возможность повышать нагрузку на бизнес по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без увеличения ставок только за счет изменения предельного порога для начисления страховых взносов.
Дефицит бюджета ФФ ОМС за 2015 год составляет 43 млрд руб. В условиях недостаточности бюджетных средств законодатель повысил нагрузку на бизнес за счет отмены предельного порога для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Однако это не решает проблемы финансовой наполняемости системы. Объем финансирования отечественного здравоохранения остается ниже рекомендованного ВОЗ.
Основная стратегия государства в области здравоохранения заключается в формировании госзаказа на оказание бесплатной медицинской помощи и дальнейшая оптимизация расходов. Однако при формировании программы государственных гарантий в области здравоохранения фактически оказалось что объемы медицинской помощи занижены по сравнению с потребностями населения в медицинском обслуживании. Кроме этого по данным Счетной палаты России проводимая реформа здравоохранения подразумевающая структурные изменения фактически привела к снижению качества и доступности медицинской помощи.
Необходимо отметить что государственный уровень социальной поддержки предоставляет лишь минимальные социальные гарантии в то время как корпоративный уровень позволяет сохранить достигнутый социально-трудовой статус а уровень домашнего хозяйства — приумножить благосостояние. Однако государственные структуры не уделяют должного внимания развитию трехуровневой системы социальной защиты. Лишь стратегия развития пенсионной системы предусматривает создание трехуровневой пенсионной модели при которой важную роль в повышении уровня пенсионного обеспечения должна играть корпоративная и индивидуальная пенсия.
Необходимым условием для повышения эффективности отечественной системы социальной защиты населения является развитие корпоративной социальной ответственности бизнеса КСО. В современной России социальные программы в основном реализуются крупными компаниями которые зависимы от мировой экономики и участвуют в международных отношениях. Малый и средний бизнес не имеют возможности уделять должного внимания данной проблеме. Около 100 крупных компаний в России занимаются корпоративной социальной ответственностью и только 50 из них имеют развитые системы управления КСО. Поэтому в целом можно сказать что и государство и бизнес практически не участвует в разработке сегмента корпоративной социальной ответственности и недооценивают его значение не учитывают его в планах стратегического развития. В результате продвижение российского бизнеса на мировом рынке существенно затруднено. Помимо этого государство лишается и не развивает такой источник финансирования социальных расходов как корпоративная благотворительность.
Заключение
Список литературы
13. Asian consumer spending. Shopaholics wanted The Economist. 2011. Vol. 391. 8637. P. 86–87.
14. Farnsworth K. Corporate power and social policy in a global economy. Bristol Policy press Univ. of Bristol 2014. P. 24.
15. Le modele francais et la crise. France pourquoi ca ne va pas plus mal Alternatives economiques. 2011. 282. P. 8–10.