ВВЕДЕНИЕ
Наличие в настоящее время мирового финансового кризиса свидетельствует о том, что существуют проблемы в государственной долговой политики.
Идеальным состоянием государственного бюджета считается баланс между расходами и доходами. Но в последнее время наблюдается значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами, вследствие чего происходит рост дефицита бюджета. Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Один из традиционных способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займы. Вследствие чего образуется государственный долг, который в настоящее время играет значительную роль в макроэкономической системе любой страны.
В первую очередь, в Российской Федерации необходимо не только покрытие бюджетного дефицита, но и финансирование государственных инвестиций на восстановление и модернизацию российской экономики. Если за счет осуществления государственных заимствований удастся хотя бы частично восполнить дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, в которых испытывает острую потребность экономика России, то в этом случае рост объема государственного внутреннего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание будут оправданы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях наращивания объемов государственных заимствований на внутреннем рынке возрастает актуальность совершенствования управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, сущность и виды государственного долга.
2. Проанализировать структуру и динамику государственного внутреннего долга.
3. Исследовать управление внутренним долгом.
4. Сформулировать пути совершенствования по управления внутренним долгом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

В экономической литературе можно найти более десятка трактовок понятия «государственный долг». При этом ряд определений значительно различаются между собой.
Для западных представителей мысли характерно определение государственного долга путем анализа дефицита государственного бюджета.
По мнению американских экономистов П.А. Самуэльсон и В.Д. Нордхаус «государственный долг – это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов »
Например, российский профессор Б.И. Алехин также придерживается данной точки зрения. По его мнению: «Если расходы государства превышают его доходы (бюджет дефицитен), то возникает необходимость в заимствованиях. Каждый новый дефицит прибавляется к новому долгу. Если доходы превышают расходы (бюджет профицитен), то появляется возможность отдать долг. Каждый новый профицит вычитается из прежнего долга. Таким образом, долг (как запас) есть результат сложения бюджетных сальдо за прошлые года ».
Российские экономисты, в отличие от зарубежных, подходят к определению государственного долга с двух точек зрения – экономической и материальной.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
Из российских экономистов экономической точки зрения придерживается Ю.Я. Вавилов. Он отмечает: «Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти России с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации .
С материальной точки зрения государственный долг – это общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам невыплаченным по ним процентам .
Но более правильным стоило бы считать «законное» определение государственного долга. Однако Бюджетном кодексе тоже нет единого толкования. В главе 1 статья 6 под государственным и муниципальным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальным образованием.
В главе 14 статья 97 говорится о том, что к государственному долгу РФ относят долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Сегодня отсутствует единая, типовая классификация видов государственного долга. Тем не менее, выделим один основной критерий – по виду валюты, в которой номинировано долговое обязательство. Согласно этому критерию государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
Согласно ст.6 Бюджетному Кодексу Российской Федерации под внешним долгом стоит понимать обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Россией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Под внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов России, и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Теперь подробнее остановимся на структуре внутреннего государственного долга.
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА
На современном этапе российская экономика находится в достаточно сложных условиях обусловленных введением санкций, что оказывает влияние не только на социально-экономическое развитие Российской Федерации, но и на осуществляемую долговую политику, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Данные условия обусловливают необходимость поиска новых инструментов и путей реализации эффективной долговой политики.
Государственной долг Российской Федерации по состоянию на
1 января 2016 года составил 10 952,2 млрд. рублей, при этом прирост по итогам 2015 года составил 653,1 млрд. рублей или 6,3%.
Если говорить о структуре долга, то доля государственного внутреннего долга в 2016 году понизилась с 70,3% до 66,7%. Несмотря на это внутренний долг составляет большую часть государственного долга, что говорит нам о том, что основная часть дефицита бюджета покрывается за счет внутренних заимствований. Это связанно с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещение внешнего долга внутренним.
На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» от 15 февраля 2016 года рассмотрим динамику государственного внутреннего долга.
Таблица
ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объем государственного внутреннего долга, всего в том числе государственные гарантии
01.01.2013 4 977,90 906,6
01.01.2014 5 722,24 1 289,85
01.01.2015 7 241,17 1 765,46
01.01.2016 7 307,61 1 734,52
Исходя из данных, представленных в таблицы, можно сделать вывод о том, что наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2014 году относительно 2013 г. составил 14,95%, в 2015 г. – 26,54%, в 2016 г. – 0,91%. Несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение его темпов в 2014 и 2016 годах, а в 2015 году прослеживается значительный скачок внутреннего роста.
Государственные гарантии в общей сумме долга: в 2013 г. составляли 18,21%, в 2014 г. – 22,54%, в 2015 г. -24,38, в 2016 г. – 23,74%. Прослеживается тенденция к увеличению государственных гарантий в сумме внутреннего долга.
Однако большую часть государственного внутреннего долга составляет государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах России.
Исходя из данных, представленных выше, очевидно, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. При этом доля указанного долга в объеме государственного внутреннего долга с 2013 года снизилась с 81,79% до 76,26% в 2016 году, приблизительно на 5,5%.
Можно сделать вывод о том, что в последние годы внутренний рынок государственных ценных бумаг демонстрирует устойчивый рост, став ключевым сегментом финансового сектора страны. Однако стоит заметить, что в процентном соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, показатель снижается в связи с тем, что растет задолженность по государственным гарантиям в общем объеме внутреннего долга.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете..» устанавливаются верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации. На 1 января 2015 года верхний предел был установлена в сумме 7 245,52 млрд. рублей, а на 1 января 2016 года — 8 466,49 и на 2017 г. – 9 335, 49.
УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
Одним из наиболее универсальных методов управления долгом считается реструктуризация. Согласно ст. 105 БК РФ, это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
В августе 1998 года при выводе России из кризиса использовались следующие мероприятия:
• реструктуризация облигационных займов в облигации с более поздним сроком погашения;
• использование различных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам;
• привлечение кредитов банков для платежей по облигациям;
• прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты;
• выкуп своих обязательств с дисконтом;
• досрочный выкуп своих обязательств.
Еще один способ управления долгом – это погашение накопившейся задолженности путем новых заимствований, или рефинансирование долга. Например, этот способ использовался в СССР при погашении задолженности по трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, – это быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства.
Государственный долг зависит от размера бюджетного дефицита и от тех источников, которые будут задействованы государством для его покрытия.
Основными задачами являются, во-первых, эффективное целевое использование заимствованных средств, а, во-вторых, — построение отлаженной системы управления государственным долгом.
Методы управления долгом, в первую очередь, влияют на уже имеющие обязательства и обуславливают минимизацию расходов на обслуживание и размер самой суммы основного долга, но не предусматривают привлечение новых заимствований.
Некоторые развитые страны считают, что увеличение государственного долга не оказывает негативное влияние на экономику страны: такие страны не предпринимают шагов к полному погашению государственной задолженности. Но здесь важно понимать, что факторами, определяющими динамику долга, является величина сальдо бюджета и динамика реального ВВП.. Полезность для страны государственного долга заключается в возможности привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга (в процентах ВВП) за определенный период времени.
Не нужно забывать, что рост государственного долга не беспределен. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал, что существуют значительные риски в сфере государственных долгов, не исключая и развитые страны, где такие риски ранее предполагались минимальными. Выявились проблемы в аналитическом аппарате по оценке и прогнозированию рисков. Выключение новых инструментов по оценке рисков в методику определения долговой устойчивости существенно расширяет ее аналитическую основу. Учитываются риски платежеспособности и ликвидности, основанные на уровне накопленного государственного долга, валовой потребности и финансировании, а также структуре долга. Так рекомендуемые новые международные методологические подходы к оценке долговой устойчивости позволяют производить сравнение показателей государственного долга, потребности финансирования, а также ликвидности с критериями раннего предупреждения, предназначенными для оценки уязвимости долга.