Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации все еще продолжается реформирование системы налогообложения. Этот процесс в целом уже утратил радикальный характер, тем не менее продолжается кропотливая правовая работа по уточнению состава налогов и сборов, совершенствованию их юридических конструкций. Соответствующим проблемам уделяется огромное внимание со стороны государства и общества, они также являются предметом многочисленных научных исследований. На

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

этом фоне явно обойдены вниманием фискальные сборы, иные обязательные платежи, которые по своей правовой природе тесно примыкают к налоговым платежам, имеют с последними много общих признаков, но с правовой точки зрения им не тождественны.
Система неналоговых платежей (квазиналоги, квазисборы) является неоднородной, поскольку включает как фискальные сборы, так и другие обязательные платежи, не являющиеся источником формирования доходов бюджета.
Таким образом, данная тема является актуальной.
Цель курсовой работы — анализ существующих в Российской Федерации квазиналогов и квазисборов, разработка основных путей решения выявленных проблем.
Поставленная цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
 рассмотреть сущность и особенности квазиналогов и квазисборов;
 провести анализ роли квазиналогов в формирование доходов бюджетной системы;
 изучить фискальное значение квазисборов.
Квазиналог — это обязательный платеж, у которого отсутствует какой-либо юридический признак налога, так как такой платеж, как правило, является возмездным.
К квазиналогам можно отнести: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентную пошлину, парафискалитет и др.
Квазисбор — это обязательный взнос, у которого отсутствует юридический признак сбора, но при этом взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
К квазисборам можно отнести : лицензионные сборы, консульские сборы, сборы за действия организаций технической инвентаризации по паспортизации и плановой технической инвентаризации, сборы за предоставление информации, сведений, документов сборы за проведение экспертиз (за проведение государственной экологической экспертизы, за проведение государственной экспертизы градостроительной документации, за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации, регистрационные сборы за выдачу регистрационных свидетельств участникам особой экономической зоны.
Объектом исследования является система налоговых и неналоговых платежей и сборов в Российской Федерации.
Предметом исследования являются квазиналоги и квазисборы.
Структура курсовой работы определяется целями и задами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Сущность и виды платежей, имеющих природу налога или сбора

1.1 Сущность и особенности квазиналогов и квазисборов

В России существуют налоговые и неналоговые платежи. Однако не всегда можно было четко распределить налоговые и неналоговые обязательные платежи. В настоящее время подобное распределение можно произвести по признаку нормативно-отраслевого регулирования. В соответствии с ним налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.
При этом сбором как налоговым платежом следует называть обязательный взнос, закрепленный законодательством о налогах и сборах.
Налоговый сбор выступает преградой в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поэтому устанавливается федеральным законом (п. 3 ст. 55 Конституции РФ) и соответственно подпадает под режим налогово-правового регулирования.
Кроме того, в отличие от налога неналоговый сбор, в том числе парафискалитет, обладает признаком компенсационности. Уплата налога не находится в прямой зависимости от оказания государством «комплекса услуг» налогоплательщику. Напротив, плательщик неналогового сбора вправе требовать от государства предоставления определенного «преимущества» в соответствии с характером уплаченного сбора. То есть если налогоплательщик ничего не получает взамен за уплату налогов, то плательщик неналогового платежа вправе, напротив, получить что-то взамен в связи с уплатой сбора.
Так, в качестве критерия для разграничения налоговых и неналоговых платежей предлагается одноименная классификация доходов бюджетов, представленная в ст. 41 БК РФ. Однако указанный критерий имеет формальный характер и не решает вопрос о классификации обязательных платежей поскольку среди обязательных платежей, относящихся законодателем к неналоговым доходам бюджета, существуют платежи, правовая природа которых соответствует признакам налога и сбора, закрепленным в ст. 8 НК РФ (например, таможенная пошлина, некоторые виды лицензионных сборов, патентные пошлины).
Все многообразие фискальных платежей подразделяется на две основные группы: налоговые и неналоговые. К первым следует относить собственно налоги и налоговые сборы, в том числе налоговые пошлины, как разновидность налоговых сборов. Ко вторым относятся все иные обязательные платежи, включая различные неналоговые сборы, пошлины, платы, платежи и отчисления, которые в литературе иногда называют общим термином «квазиналоги».
Природа налоговых и неналоговых платежей, несмотря на достаточно длительную их историю, и сегодня остается дискуссионной. Д.В.Винницкий, разработавший авторскую концепцию фискальных взиманий, исходит из того, что нет оснований исключать сборы любого вида из сферы действия налогового законодательства. Фискальные платежи не предусмотрены законодательством о налогах и сборах, а бюджетным законодательством определяются как неналоговые доходы бюджетной системы. Соответственно их установление осуществляется вне налогово-правового регулирования на основе законодательных актов иной отраслевой принадлежности. Более того, установление ряда фискальных сборов осуществляется посредством принятия подзаконных нормативных правовых актов.
В большой степени современное понимание понятий налог и сбор нашло отражение в определениях, приведенных в ст. 8 Налогового кодекса. Однако большинство авторов научных работ по налогам отмечает неполноту и неоднозначность данных определений, требующих дополнительных комментариев для их практического применения. Результатом неоднозначного подхода в вопросах определения налога и сбора, налоговых и неналоговых платежей явился факт формального сокращения видов налоговых платежей. При этом реально не произошло сокращения обязательных платежей в бюджетную систему России, а только некоторые из них изменили свой статус и стали неналоговыми доходами. Разделение произошло фактически без учета не только правовой природы различных доходов бюджетной системы, но и без учета технологии их администрирования.
Таким образом, можно утверждать, что главным видом доходов бюджетной системы современной России по-прежнему являются платежи, администрируемые в процессе налогообложения, порядок осуществления которого регулируется налоговым правом.
В теории налогового права квазиналоги (неналоговые платежи) чаще всего принято сравнивать с такими понятиями как «пошлина» и «сбор». В Российской Федерации к группе квазиналогов и квазисборов можно отнести: таможенные пошлины и сборы, патентные пошлины и некоторые другие обязательные платежи. И. И. Кучеров включает в эту группу ряд таможенных платежей: ввозную и вывозную таможенную пошлину, таможенные сборы, специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины. В свою очередь, среди таможенных сборов выделяются сборы за таможенное оформление, сборы за таможенное сопровождение и сборы за хранение. То обстоятельство, что такие платежи не предусмотрены законодательством о налогах и сборах, и позволяет рассматривать их в качестве обязательных неналоговых платежей или квазиналогов.
Среди неналоговых платежей, кроме квазиналогов, можно выделить и группу парафискальных платежей, к которым относятся обязательные сборы, устанавливаемые в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примерами парафискальных платежей могут служить: а) третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ; б) консульские сборы взимаемые за консульские действия и иные консульские услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в соответствии с тарифом, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации; в) портовые сборы, представляющие собой государственные регулируемые тарифы, взимаемые за услуги, оказываемые судам в морских торговых портах Российской Федерации: корабельный, маячный, канальный, причальный и др. Ставки портовых сборов определяются Министерством транспорта Российской Федерации. Полученные от уплаты портовых сборов средства используют на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов.
С. Г. Пепеляев отмечает, что при уплате сборов и (или) пошлин всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы, что характерно сегодня и для квазиналогов. Специальный интерес государства при введении новой платы за проезд большегрузного транспорта — это дополнительное получение финансовых средств на содержание дорог общего пользования федерального значения. В этом смысле сборы, пошлины и квазиналоги относятся к индивидуальным платежам. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, государственные расходы не могут и не должны покрываться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством, в ответ на платежеспособный спрос.
Цель взыскания пошлин и сборов состоит в покрытии без убытков, но и без чистого дохода издержек государства. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, довольно часто плата за государственные услуги превышает связанные с нею расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а действие признается обязательным ради взыскания платежа. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы
— это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке. То же самое можно сказать и о новых видах установленных обязательных платежей.
Размеры таких платежей должны быть обоснованы, при определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений, размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены сами платежи.
Однако современные тенденции развития финансово-бюджетной политики государства указывают на то, что Правительство РФ в сегодняшней тяжелой для страны экономической ситуации не может выработать четкой налоговой политики для формирования доходной части бюджета. С одной стороны, оно не намерено увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, поскольку в текущих условиях это станет дополнительным ограничителем развития экономики. С другой стороны, по словам депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ О. Дмитриевой, Правительство РФ сокращает доходы граждан и не брезгует дополнительным для них налогообложением. Это и новый налог на малый бизнес (торговый сбор), и транспортный платеж для грузовиков под названием «Платон», и другие «квазиналоги». Поэтому сегодня бедный с каждого рубля своей зарплаты вместе с подоходным налогом платит государству 43 коп., богатый — 28 коп., а сверхбогатый — только 13 коп.
Вопрос о дополнительных сборах в бюджетную систему государства на сегодняшний день является очень актуальным. Со страниц СМИ не сходят сообщения о новых инициативах Правительства РФ в сфере налогообложения: это предполагаемое введение курортного сбора, которым турист фактически должен оплачивать улучшение пляжей, строительство дорог и новых отелей; сборы для 22 видов самых популярных среди населения услуг малого бизнеса -автомастерских, салонов красоты, химчисток, фотоателье и швейных мастерских; дополнительный налог на культуру, который предлагает ввести Министерство культуры Российской Федерации; дополнительные платежи за пользование электричеством, которые планирует ввести Министерство энергетики Российской Федерации на содержание электросетей.
Таким образом можно сделать вывод, что в России существуют налоговые и неналоговые платежи. К налогам относятся платежи, которые имеют нормативное закрепление в Налоговом кодексе. Неналоговые платежи, в свою очередь, имеют иное нормативное регулирование. Они включают в себя все иные обязательные платежи, включая различные неналоговые сборы, пошлины, платы, платежи и отчисления, которые в литературе иногда называют терминами «квазиналоги» и «квазисборы». Они всегда преследуют специальную цель и специальные интересы. А именно получение дополнительных финансовых средств. Также хочется добавить, что вопрос о дополнительных сборах в бюджетную систему государства на сегодняшний день является крайне актуальным.
1.2 Виды квазиналогов
Квазиналогами следует именовать обязательные платежи, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога, например, индивидуальная безвозмездность, принудительность взимания или предусмотренность в налоговом законе. К таковым можно отнести: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентную пошлину, ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и другие.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды имеют очень много общего с налогами. Отличие заключается в том, что признак индивидуальной безвозмездности у страховых взносов отсутствует, т.е. они являются возмездными. Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством.
Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН). Но с 1 января 2010 года был заменен прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.
Если страхователь — плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.
Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели — юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, — адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Патентная пошлина является одной из самых наименее исследованных в юридической науке. Противоречивые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по поводу правовой природы данной пошлины только усугубляют проблему ее единообразного понимания.
Сложность понимания правовой природы патентной пошлины очевидна, поскольку, с одной стороны, она является инструментом удовлетворения интересов государства, но в то же время ее уплата является необходимым условием для удовлетворения интересов изобретателей посредством защиты их прав от третьих лиц. Иными словами, патентная пошлина является необходимым барьером, разделяющим публичные и частные интересы, что порождает ее противоречивую оценку.
Законодатель не дает четкого определения патентной пошлины, однако анализ статьи 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации помогает разграничить патентную от иных пошлин, которые взимаются при совершении Федеральной службой по интеллектуальной собственности юридически значимых действий в отношении:
— программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем;
— товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.
Важно отметить, что в соответствии с рассматриваемой статьей патентные пошлины уплачиваются не только за совершение юридически значимых действий, связанных с объектами патентных прав, под которыми статья 1349 ГК РФ понимает «результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам», а также за совершение юридически значимых действий в отношении селекционных достижений.
Далее хочется заострить внимание на таможенных пошлинах. Базой для исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров, определяемая декларантом, таможенным представителем или таможенным органом
Оплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Таможенного Союза.
При таможенном оформлении на таможенной территории Таможенного Союза уплачиваются следующие таможенные платежи:
 ввозная таможенная пошлина;
 вывозная таможенная пошлина;
 налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза;
 акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза.
Ввозная таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного Союза. Ставки ввозной таможенной пошлины установлены в Едином таможенном тарифе Таможенного Союза.
Существуют три варианта ставок ввозных таможенных пошлин:
 Адвалорная — ставка таможенного платежа, исчисляемая в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров
 Специфическая — установленная в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик)
 Комбинированная.
При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Таможенного Союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Вывозная пошлина таможенная пошлина, взимаемая при вывозе(экспорте) товаров; используется в целях пополнения государственного бюджета; стимулирует поставки товаров на внутренний рынок за счет снижения прибылей при экспорте, а также внешнеторговые поставки товаров, в расширении которых государство заинтересовано; ограничивает экспорт товаров, вывоз которых нежелателен.
Ставки экспортных пошлин установлены достаточно высокими, причём большинство из них являются специфическими, то есть зависящими от количества экспортируемого товара.
Экспортные пошлины позволяют поддерживать на внутрироссийском рынке более низкий уровень цен на некоторые виды товаров (в частности, энергоносители) по сравнению с ценами мирового рынка.
Кроме того, роль экспортных пошлин состоит, во-первых, в регулировании объёмов вывоза сырья и полуфабрикатов (в том числе нефти) с целью обеспечения потребностей внутреннего рынка, во-вторых, в стимулировании переработки (обработки) указанной продукции на территории России и последующего экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости.
При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза взимается налог на добавленную стоимость ввозимых товаров. Ставки федеральных налогов установлены разделом VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 18 процентов.
К таможенным платежам относится также акциз — косвенный налог, применяемый к товарам повышенного спроса, включаемый в цену товара и уплачиваемый при ввозе, производстве и реализации товара.
Акциз подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Объектом налогообложения для данного вида платежа, соответственно, является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.
Таким образом можно сделать вывод, что квазиналогами являются обязательные платежи, у которых отсутствует юридический признак налога. К таковым можно отнести страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентную пошлину, ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
1.3 Виды квазисборов
Квазисбор — это обязательный взнос, у которого отсутствует юридический признак сбора, но при этом взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
К квазисборам можно отнести :
 таможенные сборы;
 портовые сборы;
 третейские сборы;
 плата за негативное воздействие на окружающую среду.
 сборы, которые находят свое отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О недрах»
Далее хочется подробнее рассмотреть предложенные квазисборы.
Таможенный сбор представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанны с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются Прави-тельством РФ. Они дифференцированы в зависимости от таможен¬ной стоимости товаров и ограничены приблизительной стоимостью оказанных услуг — 100 тыс. руб.
Ввоз и вывоз товаров может преследовать различные цели. В связи с этим законодательством разработаны разные таможенные режимы.
Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок примене¬ния в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также статус товаров в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной терри¬тории РФ или за ее пределами.
Также следует разграничить таможенные пошлины от таможенных сборов. В отличие от таможенных пошлин, таможенные сборы взимаются не за сам товар, а за услуги по его выпуску, хранению и сопровождению, вне зависимости от его категории. Декларанту – владельцу товара — можно лично не обращаться в таможню с целью уплаты таможенных пошлин и сборов, это может делать третье лицо, на которого возложена такая обязанность. Это же лицо может самостоятельно рассчитать ту сумму, которая взимается в виде сбора за таможенные операции, сопровождение транспортных средств с товаром и его хранение. Сбор за таможенные операции выплачивается одновременно с подачей декларации, за транспортное сопровождение – до его начала, за хранение – до того, как товар будет выдан декларанту или лицу, его замещающему.
Портовые сборы представляют собой платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Это денежные сборы (платежи), взимаемые с судовладельцев и грузовладельцев портовыми, городскими властями, таможенными и другими органами для покрытия затрат на строительство и содержание портов, подъездных путей к ним, маяков, надзорных органов и т.п. Сборы по принадлежности подразделяются на государственные и местные.
Портовые сборы также фактически представляют собой государственные регулируемые тарифы, взимаемые за услуги, оказываемые судам в морских торговых судах Российской Федерации. К регулируемым портовым сборам относятся: корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный. Ставки портовых сборов определяются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством экономики РФ, при этом начальники морских администраций портов вправе предоставлять отдельным судовладельцам (судоходным компаниям) скидки. Полученные от уплаты портовых сборов средства используются на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов.
Портовые сборы устанавливаются в едином размере для всех портов России. Ставки морских сборов являются предельно максимальными, их увеличение недопустимо, кроме случаев утверждения новых ставок портовых сборов. Однако установление максимальных пределов портовых сборов не лишает администрации порта права уменьшать сумму сбора в зависимости от указанных выше обстоятельств и факторов, определяющих ставку сбора.
«Третейский сбор» – сумма, уплачиваемая истцом по каждому поданному в Третейский суд исковому заявлению и направляемая на покрытие общих расходов Третейского суда, связанных с проведением третейского разбирательства и деятельностью Третейского суда в целом (на организационное, материальное и иное обеспечение деятельности Третейского суда и развитие третейского разбирательства), выплаты гонораров третейским судьям, докладчикам, председателю Третейского суда (или заместителю председателя).
«Дополнительные расходы сторон» — особые издержки возникающие, в связи с разбирательством конкретного дела: расходы, понесенные третейскими судьями — на оплату проезда к месту рассмотрения спора, расходы по проживанию и т.д., если избранный стороной третейский судья, имеет постоянное местопребывание вне места проведения заседаний в г. Москве и Московской области; суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесенные свидетелями; расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение Третейского суда; иные расходы, определяемые Третейским судом.
Третейский сбор уплачивается полностью, либо авансом до назначения дела к разбирательству.
Если в установленный срок третейский сбор не будет уплачен, то Третейский суд вправе вынести определение о прекращении третейского разбирательства по правилам, установленным Постановлением Третейского суда. В этом случае прекращение третейского разбирательства не препятствует повторному обращению с таким же требованием в Третейский суд в общем порядке, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для прекращения третейского разбирательства.
Размер третейского сбора определяется в зависимости от цены иска, исчисляется в российских рублях.
Консульские сборы взимаются за консульские действия и иные консульские услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в соответствии с тарифом, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации. Иностранец, обращающийся за российской визой, оплачивает консульству Российской Федерации сбор за действия, осуществляемые над его документами. Консульский сбор возврату не подлежит, а его стоимость может изменяться без предварительного уведомления.
Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду находят отражение в законе.
К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:
 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
 сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
 хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, а также не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого или при использовании недр для других целей, не связанных с его добычей.
С пользователей недр в соответствии с действующим законодательством и постановлениями Правительства Российской Федерации взимаются платежи, которые включают плату за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плату за пользование акваторией и участками морского дна.
Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, акцизные и другие сборы и платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая плату за используемые ими земельные участки.
За выдачу лицензий на право пользования недрами взимаются сборы. Размер сборов и порядок их взимания определяются Геолкомом России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.
Таким образом можно сделать вывод, что квазисборы являются обязательными взносами, у которых отсутствует юридический признак сбора, но при этом взимаемый с организаций и физических лиц. К квазисборам относятся : таможенные сборы, портовые сборы, третейские сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сборы, которые прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «О недрах»

Глава 2. Анализ значимости квазиналогов и квазисборов для бюджетной системы
2.1. Роль квазиналогов в формирование доходов бюджетной системы
Как известно, Федеральная таможенная служба выполняет различные функции — защищает страну от нелегального ввоза ряда товаров, препятствует провозу наркотиков, оружия, взрывчатки и т.д., стимулирует развитие производств, устанавливая определенный размер пошлины на ресурсы. Однако на данный момент самая основная её функция — фискальная. И именно она главенствовала среди остальных функций во все времена, ведь это одна из самых больших статей в бюджете нашего государства.
Тем не менее, объем платежей, который поступает в бюджет от таможенной деятельности, варьируется в зависимости от экономической ситуации, времени года. Отличается он и в рамках каждого регионального таможенного управления.
Патентные пошлины не включены в состав налогов и сборов так как отсутствуют в Налоговом кодексе Российской Федерации. Вопросы касаемо порядка и срока уплаты, размеры, основания освобождения от уплаты, перечень юридически значимых действий, за совершение которых необходимо платить патентную пошлину регламентировано ст. 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Сумма, полученная Патентным ведомством за совершение юридически значимых действий, указанных в ст. 1249 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в виде патентных пошлин подлежат зачислению в доход федерального бюджета.
На сегодняшний день сумма доходов, получаемого государством в федеральный бюджет от патентных пошлин очень незначительна и в процентном соотношении от общего дохода федерального бюджета не составляет и 1%.
Таблица№1
Структура доходов федерального бюджета, %
наименование 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Налоговые и неналоговые доходы 99,2 98,5 98,6
Патентные и иные пошлины 0,1 0,12 0,15
Патентные пошлины за селекционные достижения 0,02 0,05 0,1
Патентные и иные пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания и др. 0,08 0,09 0,05
Анализ таблицы №1 показывает, что практически нет доходов в федеральный бюджет от платежей в виде патентных пошлин. Возникает вопрос: «Зачем тогда нужна патентная пошлина?».
Потребность патентной пошлины обусловлена потребностью в патентном праве, а патентное право, в свою очередь, необходима в связи с невозможностью охраны результатов творчества технического и конструкторского характера средствами авторского права, потому что в отличие от объектов защиты авторского права полезные модели, изобретения, промышленные образцы и другие в принципе возможно повторить. Поэтому их охрана направлена на формализацию в законе их признаков, проверку новизны и установление особого режима по их использованию, охрану которого может обеспечить только патентное право.
Таким образом, значение патентной пошлины не в том, чтобы повысить статьи доходной части федерального бюджета, а компенсировать деятельность Патентного ведомства. Прослеживается интересы государства поддержания на низком уровне размеров сумм, уплачиваемых при получении патента, а именно патентных пошлин, с целью развития творчества у населения технического и конструкторского характера и доступного закрепления результатов своих работ патентом. Поэтому на сегодняшний день сумма доходов, получаемого государством в федеральный бюджет от патентных пошлин очень незначительна и в процентном соотношении от общего дохода федерального бюджета не составляет и 1%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02 мая 2015 г. № 112-ФЗ) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. № 278-ФЗ)// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации.» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 02.01.2000 № 2-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Закон Омской области от 29 ноября 2012 г. № 1488-ОЗ «О патентной системе налогообложения» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. – 2012. – № 6 (79). – Ст. 4911.
6. Указ президента Российской Федерации 10 сентября 1996 года N 1342 «О признании утратившими силу некоторых указов президента Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Закон Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Акжигитова А. Н. Налоги и налоговое планирование, учебное пособие.– Пенза, 2008.
9. Васянина Е. Л. Фискальное право России: монография / под ред. С. В. Запольского. – М., 2013.
10. Парыгина В. А., Тедеев А. А. Налоговое право России: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2012.
11. Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси, Учебник. – М., 1998.
12. Налоговое администрирование: учебное пособие / под ред. Л. И. Гончаренко. – М., 2013.
13. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для вузов. – М., 2010.
14. Лыкова Л. Н., Букина И. С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник. – М., 2013.
15. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения, Учебное пособие. – М., 2011.
16. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: электронный учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2014.
17. Погорелова М. Я. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное пособие. – М., 2013.
18. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие / под ред. А. А. Ялбулганова. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Теория и практика налогообложения: учебник / под ред. Н. И. Малис. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учебник. – М., 2013.