Содержание
Введение 3
Глава 1. Актуальные вопросы организации службы скорой медицинской помощи 6
1.1. Основные тенденции и проблемы организации службы скорой медицинской помощи 6
1.2. Эффективность использования врачебных фельдшерских и специализированных бригад СМИ 14
1.3. Проблемы подготовки и повышении квалификации кадров службы СМП 17
1.4. Организационные аспекты работы службы СМП 20
1.5. Клинические аспекты работы службы СМП 21
1.6. Контроль качества в службе ССМП 22
Выводы к главе 1 26
Глава 2. Методика методы и база исследования 28
Выводы к главе 2 37
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

Работа № 4190. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи в которых работают около 20 тысяч врачей и свыше 70 тысяч средних медицинских работников. Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 миллионов вызовов оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан. В Санкт-Петербурге в течение последних лет скорая медицинская помощь ежегодно оказывается каждому пятому жителю города а каждый десятый госпитализируется в экстренном порядке. Служба скорой медицинской помощи на современном этапе оказалась одной из самых востребованных из-за ухудшения здоровья населения ослабления медицинской профилактики снижения доступности медицинской помощи в целом.
Вместе с тем сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению не обеспечивает необходимой эффективности являясь к тому же высоко затратной. По данным некоторых авторов почти в 60 процентах случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций на места происшествий выполняется несвоевременно. Неэффективно используются специализированные врачебные бригады простаивающие большую часть времени или выполняющие непрофильные вызовы.
Анализ литературных источников. Отечественные исследователи единодушно высказывают мнение что организация службы СМП нуждается в новых современных подходах Кучеренко В.З. Апанасенко Б.Г. и др. Элькис И.Ш. Минасян А.М. Руденко М.В. Руденко М.И. Белов В.А. Кириллов В.В. Чагин В.И. Карпеев А.А Яровинский М.Я. Багдасарьян A.C. Мещерская Л.А. Карпеев A.A. Мыльникова Л.А. Мыльникова И.A. и др. Хальфин P.A. Мыльникова И.A..
Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования необходимость детального изучения службы скорой медицинской помощи в крупном городе.
Объект исследования. Объектом данного дипломного исследования является организация деятельности станции службы медицинской помощи.
Предмет исследования. Предметом исследования является организация деятельности фельдшера на станции службы медицинской помощи.
Цель исследования. Разработать научно обоснованные организации скорой медицинской помощи на до госпитальном этапе в крупном городе в современных социально-экономических условиях.
Задачи исследования
1. Провести историко-аналигическое исследование развития скорой медицинской помощи в России и Санкт-Петербурге в ХХ-ХХІ вв.
2. Проанализировать опыт работы службы скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге за последние 10 лет.
3. Проанализировать эффективность различных форм организации экстренной медицинской помощи на до госпитальном этапе и обосновать необходимость разделения скорой и неотложной помощи в крупном городе.
4. Изучить используемые технологии и средства управления службой скорой медицинской помощи. Определить пути повышения эффективности управления службой.
5. Проанализировать роль социально-психологических факторов в эффективности работы службы скорой медицинской помощи. Разработать рекомендации по использованию социально-психологических методов управления персоналом службы.
Методы исследования. Методологической основой данной работы стали такие методы как исторический структурный комплексный сравнительный аналитический статистический и другие.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследовании состоит в том что впервые проведен комплексный анализ оказания экстренной медицинской помощи на до госпитальном этапе населению крупного города с учетом современных тенденций развития системы здравоохранения таких как разделение служб скорой и неотложной помощи развитие службы медицины катастроф изменения системы финансирования станций скорой медицинской помощи формирования новых подходов к управлению государственными муниципальными медицинскими организациями. В ходе углубленного социологического исследования было изучено состояние социально-психологического климата в городской станции скорой медицинской помощи оценено его влияние на деятельность организации и разработаны рекомендации по использованию социально-психологических методов в работе с персоналом занимающимся оказанием экстренной медицинской помощи. Анализ работы служб скорой и неотложной помощи позволил определить условия необходимые для скоординированной работы обеих служб и эффективного оказания экстренной до госпитальной помощи.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения двух глав первая из которых делится на под главы выводов к главам заключения списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Актуальные вопросы организации службы скорой медицинской помощи

1.1. Основные тенденции и проблемы организации службы скорой медицинской помощи

В соответствии с существующими нормативно-правовыми документами скорая медицинская помощь круглосуточно оказывается взрослому и детскому населению как на месте происшествия так и в пути следования в стационар при состояниях угрожающих здоровью и жизни людей которые вызваны внезапными заболеваниями обострением хронических заболеваний несчастными случаями травмами и отравлениями осложнениями при беременности и родах.
Создание в нашей стране системы лечебно-профилактических учреждений скорой медицинской помощи СМП вызвано рядом особенностей которыми отличается скорая медицинская помощь. К числу этих особенностей относятся доступность безотказный характер предоставления определяющее значение фактора времени «золотой час» диагностическая неопределенность необходимость постсиндромной диагностики и терапии много профильность этапность оказания преемственность оказания помощи между этапами высокая ресурсо- емкость.
В действующих законодательных и нормативных правовых актах в частности в приказе Минздрава России от 26.03.99 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» оказание СМП рассматривается как вид медицинской помощи являющийся до госпитальным этапом.
Однако в медицинской литературе и нормативных документах до сих пор не было четкого разграничения и определения понятий относящихся к системе оказания экстренной медицинской помощи.
Между тем неточности в словоупотреблении приводят к разночтениям и неверному пониманию сущности предмета обсуждения.
Статья 39 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» например содержит несколько расплывчатую формулировку относительно того кем оказывается скорая медицинская помощь. Приводим две первых фразы статьи 39 «Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях требующих срочного медицинского вмешательства при несчастных случаях травмах отравлениях и других состояниях и заболеваниях осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной ведомственной подчиненности и формы собственности медицинскими работниками а также лицами обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или специальному правилу. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации».
Возникают вопросы
а Скорая медицинская помощь как вид помощи — что это
б Скорая медицинская помощь как система — это все лечебно- профилактические учреждения независимо от формы собственности
в А должны ли частные лечебные учреждения оказывать скорую медицинскую помощь бесплатно — «за счет бюджетов всех уровней»
Наиболее ярко выражена постановка терминологических проблем в сообщении. Однако эти проблемы касаются главным образом терминов в области показателей и форм работы станции скорой медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь СМП — вид и система экстренной медицинской помощи оказываемой при неотложных состояниях больным и пострадавшим.
Экстренная медицинская помощь ЭМП — комплекс осуществляемых безотлагательно лечебно-диагностических и тактических мероприятий направленных на устранение внезапно возникшего патологического состояния угрожающего жизни и здоровью человека неотложного состояния или окружающим его лицам на всех этапах лечения.
Скорая медицинская помощь как вид медицинской помощи — комплекс осуществляемых безотлагательно лечебно-диагностических и тактических мероприятий направленных на устранение внезапно возникшего патологического состояния угрожающего жизни и здоровью человека неотложного состояния или окружающим его лицам на до госпитальном этапе.
Скорая медицинская помощь как система представляет собой совокупность нормативов структур и механизмов взаимодействия обеспечивающих оказание скорой медицинской помощи ее научное и методическое обеспечение и подготовку кадров.
Определение «скорой медицинской помощи» как системы имеет более широкое толкование характеризующее все ее компоненты. Т.е. понятие «системы СМП» подразумевает и оказание экстренной медицинской помощи на всех ее этапах и научно-методическое ее обеспечение и подготовку специалистов а потому включает наряду со службами СМП станциями отделениями и больницами СМП специализированные научно-исследовательские институты центры подготовки специалистов СМП и центры медицины катастроф.
Служба скорой медицинской помощи — государственные или муниципальные учреждения здравоохранения — станции отделения скорой медицинской помощи оказывающие экстренную медицинскую помощь при неотложных состояниях больным и пострадавшим на до госпитальном этапе силами выездных бригад скорой медицинской помощи.
Особым видом экстренной помощи является квартирная помощь — вид и система экстренной медицинской помощи оказываемой больным на дому амбулаторными учреждениями при внезапно возникших патологических состояниях непосредственно не угрожающих жизни человека.
В Санкт-Петербурге служба скорой медицинской помощи состоит из городской станции скорой медицинской помощи и отделений скорой медицинской помощи при поликлиниках. Последние выполняют вызовы к больным в местах их проживания при острых и обострениях хронических заболеваний фактически осуществляя функции и квартирной помощи и бывшей «неотложной помощи»
Больница скорой медицинской помощи — лечебно-профилактическое учреждение стационарного типа имеющее в своем составе отделение скорой медицинской помощи. Все прочие стационары оказывающие экстренную медицинскую помощь больницами скорой помощи называться не могут. Они должны именоваться больницами экстренной медицинской помощи. В противном случае возникает путаница в определении понятий и занятий. Тогда появляются на свет мягко выражаясь некачественные нормативные документы. В 80-е годы XX века в ряде крупных городов по приказу Минздрава СССР происходит административное подчинение станций скорой медицинской помощи больницам переименовывавшимся в больницы скорой помощи. Попытка «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань» показал что в этих условиях резко падает своевременность и эффективность оказания экстренной помощи на до госпитальном этапе больным и пострадавшим. И.Б. Улыбин и соавторы считают что такая «реформа» скорой помощи могла появиться только в результате некомпетентности ее авторов.
До госпитальный этап ЭМП — оказание скорой медицинской помощи вне лечебного учреждения стационарного или амбулаторного типа.
Станция СМП — государственное или муниципальное учреждение здравоохранения предназначенное для оказания СМП на до госпитальном этапе выездными бригадами и располагающее необходимыми для этого силами и средствами.
Выездная бригада скорой медицинской помощи — коллектив работников службы скорой медицинской помощи оказывающий экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте вызова и в санитарном транспорте по пути следования в лечебно-профилактическое учреждение.
В зависимости от состава оснащенности и задач выездные бригады подразделяются на линейные врачебные и фельдшерские и специализированные.
Выездная линейная врачебная бригада скорой медицинской помощи — выездная бригада скорой медицинской помощи возглавляемая врачом имеющим специальность «скорая медицинская помощь».
Выездная специализированная бригада скорой медицинской помощи — выездная бригада предназначенная для оказания экстренной медицинской помощи на до госпитальном этапе в объеме специализированной помощи имеющая в составе врача имеющего базовую специальность «скорая медицинская помощь» и дополнительную специальность специальности по профилю специализированной бригады и располагающего необходимым специальным оборудованием.
Основными типами специализированных выездных бригад являются
— реанимационно-хирургическая
— кардиореанимационная
— психиатрическая
— педиатрическая
— нейрореанимационная и другие.
Выездная фельдшерская бригада скорой медицинской помощи — выездная бригада скорой медицинской помощи возглавляемая фельдшером предназначенная для оказания СМП в объеме доврачебной с элементами квалифицированной медицинской помощи.
Санитарный транспорт — специальное транспортное средство оснащенное медицинскими носилками и медицинским оборудованием и предназначенное для оказания экстренной медицинской помощи и транспортировки больного.
Основными типами санитарного транспорта являются автомобильный авиационный водный.
Неотложное состояние НС — внезапно возникшее патологическое изменение функций организма человека угрожающее его жизни здоровью или окружающим его лицам.
Неотложные состояния классифицируются следующим образом
1 состояние угрожающее жизни — патологическое состояние характеризующееся нарушением витальных функций кровообращения и дыхания
2 состояния угрожающие здоровью — патологические состояния с высоким риском развития нарушений витальных функций или способные вызвать стойкие нарушения здоровья которые могут наступить при отсутствии своевременной медицинской помощи в ближайшее время
3 состояния требующие срочного медицинского вмешательства в интересах окружающих в связи с поведением больного.
Особым видом неотложных состояний являются роды. По сути роды являются физиологическим актом и могут быть разрешены без неотложного медицинского вмешательства. Вместе с тем. определенный риск осложнений включая угрожающие жизни диктует необходимость их отнесения к неотложным состояниям и включения в сферу оказания скорой медицинской помощи. Именно такой подход законодательно закреплен Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.
Основными причинами НС являются
— острые заболевания
— обострения хронических заболеваний
— травмы
— отравления.
Основными принципами ЭМП являются
— Безотлагательный характер ее оказания. Обусловлен нарушением жизненно важных функций у больного пострадавшего или высоким риском их развития вследствие быстрого прогрессирования патологического состояния при отсутствии адекватного лечебного пособия.
— Безотказный характер ее оказания по инициативе медицинских работников при неотложных состояниях. СМП оказывается вне зависимости от социальных национальных культурно-религиозных и иных особенностей больного пострадавшего. Однако пациент имеет право отказаться от медицинской помощи.
— Безоплатный характер получения помощи больными пострадавшими при неотложных состояниях.
— Государственное регулирование предполагает ответственность органов исполнительной власти за организацию бесперебойного оказания ЭМП.
Объем СМП — совокупность безотлагательных лечебно-диагностических мероприятий направленных на устранение неотложного состояния.
В зависимости от условий оказания помощи обусловленных этапом ее оказания наличия специального медицинского оснащения и кадров помощь может оказываться в следующих объемах
Первая помощь больным и пострадавшим само- и взаимопомощь.
Медицинская помощь — помощь оказываемая медицинскими работниками первая квалифицированная специализированная.
Первая медицинская помощь — помощь оказываемая медицинским работником при отсутствии условий для оказания квалифицированной помощи.
Квалифицированная медицинская помощь — достаточная медицинская помощь оказываемая медицинским работником имеющим базовое образование по необходимому профилю в соответствующих условиях и с соответствующим оборудованием.
Специализированная медицинская помощь — исчерпывающая медицинская помощь оказываемая врачом имеющим дополнительное образование помимо базового в соответствующих условиях и с соответствующим оборудованием
Перечень минимально необходимых лечебно-диагностических мероприятий каждого из объемов ЭМП регламентируется соответствующими стандартами протоколами. В зависимости от оперативной обстановки объем оказания СМП может быть неполным что определяется соответствующими нормативными документами.
Стандарт ЭМП — обязательный перечень утвержденных государством минимально необходимых лечебно-диагностических мероприятий в типичных клинических ситуациях соответствующий этапу и объему оказания ЭМП.
Протокол ЭМП — перечень минимально необходимых лечебно- диагностических мероприятий в типичных клинических ситуациях временно утверждаемый территориальными органами управления здравоохранением.
Алгоритм ЭМП — последовательность необходимых лечебно- диагностических мероприятий в типичных клинических ситуациях соответствующий этапу и объему оказания ЭМП.
Тактика ЭМП — средства и методы применяемые для своевременного и эффективного оказания ЭМП на всех ее этапах.
Специалисты Центрального военно-клинического госпиталя им. H.H. Бурденко выделяют организационные методические клинические и технические аспекты оказания СМП. Организационные аспекты включают совершенствование системы управления на основе внедрения новых технологий включая развертывание компьютерных сетей. В методическом плане по мнению авторов приоритетное внимание должно уделяться диагностике неотложных состояний. Технические аспекты включают вопросы транспорта связи телемедицины. Необходимо выделить также проблемы эффективности использования потенциала службы СМИ и кадровые проблемы.
1.2. Эффективность использования врачебных фельдшерских и специализированных бригад СМИ
Идеология скорой медицинской помощи в нашей стране всегда предполагала оказание на до госпитальном этапе доврачебной и врачебной помощи в максимальном объеме. A.A. Карпеева высказал мнение о возможности поэтапной переориентации на новую идеологию — поддержание жизненных функций пациента и максимально быстрая транспортировка его в лечебное учреждение. По мнению A.A. Карпеева такая переориентация — дело не очень близкого будущего. Ее реализация возможна только после реальных сдвигов в реформировании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи усиления роли подразделений интенсивного лечения переоснащения приемных отделений больниц изменения их функций. Автор полагает что со временем линейные врачебные бригады частично уступят место фельдшерским а частично вместе с узкоспециализированными станут бригадами интенсивной терапии. Это конечно будет предполагать существенные изменения и в подготовке врачебного и фельдшерского персонала.
Такой организационный подход характерен для ряда зарубежных стран в частности США. Он предусматривает отказ от использования врачей и отсутствие специализированных служб на до госпитальном этапе оказания скорой помощи. Обоснования данного подхода — прежде всего экономические парамедик на до госпитальном этапе оказания помощи обходится в 5-6 раз «дешевле» чем врач . Вместе с тем. опыт работы зарубежных служб СМИ свидетельствует что парамедики в силу недостаточности медицинской подготовки не могут осуществить сортировку пострадавших по тяжести повреждений на месте происшествия не всегда способны определить требуется ли пациенту лечение в условиях госпитального отделения скорой помощи. К тому же в современных условиях значительному числу пациентов необходима квалифицированная помощь на до госпитальном этапе иммобилизация и адекватное обезболивание при травмах дефибрилляция при остановке сердца тромболитическая терапия при инфаркте миокарда очевидно что парамедики не способны оказать такую помощь.
Таким образом полный отказ от использования врачей на до госпитальном этапе оказания экстренной помощи нецелесообразен. Но разумной мерой является изменение соотношения фельдшерских и врачебных бригад в сторону увеличения количества первых. Это безусловно удешевит оказание скорой медицинской помощи которая в нашей стране является высоко затратной.
Противопоставление прежней и новой моделей оказания СМП неправомерно т.к. под необходимым объемом помощи как и раньше понимается полноценное оказание экстренной помощи в пределах имеющегося оснащения бригад. Прежняя и новая модели должны дополнять друг друга.
В Санкт-Петербурге накоплен опыт использования фельдшерских бригад СМП. Такие бригады начали создаваться в городе с 1988 г. по данным Б. Тайца их число достигло 30. За 10 лет они выезжали на 69952 вызова что составило 50 вызовов выполненных линейными врачебными бригадами. В 1998 г. по данным А.З. Ханина в городе действовало 29 фельдшерских бригад СМП — в 3 раза меньше чем врачебных 96. При этом суточное количество вызовов почти одинаково на фельдшерские бригады приходится в среднем 788 вызова на врачебные — 853 причина — меньшие затраты времени фельдшерскими бригадами на один вызов. Автор считает что фельдшерские бригады СМП являются хорошей альтернативой получившим распространение за рубежом парамедицинским бригадам и могут использоваться достаточно эффективно в тех случаях когда нет настоятельной необходимости в экстренной врачебной помощи. А.З. Ханин указывает на возможность возрастания роли фельдшерских бригад СМП с формированием отделений неотложной медицины в многопрофильных стационарах но только при непременном условии малого радиуса обслуживания.
Необходимость изменения соотношения врачебных и фельдшерских бригад СМП в сторону преобладания последних декларировалась в приказе Минздрава РФ от 26.03.99 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации». Анализ итогов первого периода реформы СМП в России начатой в 1999 г. показал что доля фельдшерских бригад в структуре станций СМП по различным территориям составляет от 40 до 60. В то же время имеет место такое негативное явление как вызов фельдшерских бригад на врачебные вызовы с оказанием неотложной помощи в ограниченном фельдшерском объеме по данным М.А. Кириченко и др. в крупных городах частота таких вызовов достигает 50. С этим связана другая негативная тенденция — увеличение количества выездов на повторные вызовы 636 случаев по данным тех же авторов. В связи с этим необходимо четко определять показания к врачебной или фельдшерской экстренной помощи.
В отраслевой программе «Скорая медицинская помощь» предусмотрена разработка научно обоснованных нормативов планирования службы СМП по составу и профильности бригад. Здесь необходим дифференцированный подход учитывающий конкретную специфику территорий и условий оказания СМП. Для врачебных фельдшерских и специализированных бригад должна соответствовать структуре потребности в СМП и быть взаимосвязанной с другими этапами оказания СМП.
1.3. Проблемы подготовки и повышении квалификации кадров службы СМП
Серьезной проблемой службы СМП является продолжающийся отток квалифицированных кадров. Укомплектованность службы СМП врачебными кадрами составляет в настоящее время 909 а занятость рабочих мест по среднему и младшему медицинскому персоналу составила соответственно 970 и 937 но показатель наличия физических лиц составляет всего 585. Квалификационную категорию имеют лишь около 30 врачей скорой помощи а сертификат специалиста — 14.
P.A. Хальфин и Л.А. Мыльникова считают что причины оттока кадров прежде всего связаны со значительным падением престижности профессии резким увеличением нагрузки низкой заработной платой и социальной незащищенностью работников СМП. A.A. Карпеев указывает также на тот факт что работники скорой помощи все чаще становятся объектом нападения преступных и асоциальных элементов. На необходимость борьбы с профессиональным стрессом работников скорой помощи указывается в работах М.Д. Петраш и др. K.L. Mahony. Ставится вопрос о необходимости введения дополнительных социальных льгот для медицинского персонала бригад СМП например таких же как для врачей-спасателей системы МЧС.
В связи с высокой текучестью кадров особые требования предъявляются к обучению персонала службы СМП. Тем не менее в процессе обучения как врачи так и средние медицинские работники не получают необходимой теоретической и практической подготовки отсутствует тренажерное оборудование.
С внедрением общей врачебной практики встал вопрос о реорганизации службы скорой и неотложной помощи в службу скорой помощи. Необходимо существенно повысить ее мобильность и эффективность при оказании помощи больным и пострадавшим нуждающимся в срочной помощи по жизненным показаниям. Для этого врачей общей практики ВОП необходимо наделить соответствующей компетенцией должным организационно-правовым регламентом работы и др. Целесообразно использовать опыт зарубежных стран. В частности в Великобритании врачи общей практики участвуют в оказании экстренной помощи что согласно исследованию дает экономию средств.
В Санкт-Петербурге осуществляется переработка программы подготовки специалистов для службы СМП. Эту функцию взяли на себя НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе кафедра неотложной медицины Медицинской академии последипломного образования МАПО и городская станция скорой помощи. В 1997 г. станцией скорой помощи разработаны «Протоколы действий для фельдшерских бригад скорой помощи» в соответствии с которыми в учебном центре станции проводятся циклы повышения квалификации. Кафедра неотложной медицины МАПО организована в 1982 г. как кафедра скорой помощи постоянно курирует подготовку врачей до госпитального этапа и координирует лечебную работу на станции СМП. Разработанные кафедрой «Стандарты неотложной медицинской помощи на до госпитальном этапе» утверждены Комитетом по здравоохранению Администрации города и Министерством здравоохранения Ленинградской области.
Совершенствование подготовки кадров является одним из важнейших направлений реализации отраслевой программы «Скорая медицинская помощь». Программой предусматривается разработка общих требований к подготовке и переподготовке персонала унифицированных программ основных требований к техническому оснащению учебного процесса по вопросам СМП в том числе созданию тренажерных классов на станциях и в больницах СМП.
1.4. Организационные аспекты работы службы СМП
Анализ деятельности службы СМП проведенный A.A. Карпеевым позволил выявить некоторые негативные тенденции характерные для современного этапа ее организации разброс объемов оказанной скорой помощи по регионам нерациональное использование специализированных бригад СМП и выполнение функций не свойственных скорой медицинской помощи.
Разброс данных об объеме оказанной СМП наблюдается не только по стране в целом но даже в пределах одного федерального округа. Так. в Новгородской области Северо-Западный федеральный округ число вызовов на 1 тыс. человек составляет 468 а в Ленинградской области — только 300. т.е. в 15 раза меньше.
A.A. Карпеев 1999 отмечает что количество фельдшерских бригад СМП возросло в последнее время на 7 врачебных — на 2 и в то же время число специализированных бригад увеличилось на 11. Причем специализированные бригады кроме педиатрических по мнению автора было бы правильнее называть узкоспециализированными. Повсеместно отмечается их нерациональное использование специализированные бригады или простаивают в ожидании вызова или выполняют обычные вызовы.
Практически везде из года в год нарастает выполнение так называемых не свойственных скорой медицинской помощи функций. Это прежде всего транспортировки больных в целом по стране они составляют около 16 общего числа вызовов а в Санкт-Петербурге с транспортировкой больных связана 13 вызовов скорой помощи. Сюда же относятся вызовы по поводу острых простудных заболеваний обострений хронических заболеваний и др. В общей сложности выполнение не свойственных скорой помощи функций составляет 60 и более очевидно что из-за этого значительное количество вызовов к больным нуждающимся в экстренном медицинском пособии выполняется несвоевременно.
Одна из негативных тенденций последних лет — рост травматизма в особенности дорожно-транспортного и криминального. Постоянно увеличивается и число пострадавших в техногенных авариях и катастрофах стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях мирного времени. В Санкт-Петербурге только число выездов с угрозой взрывов в 1998 г. по сравнению с 1996 г. возросло в 3 раза и достигло 300 в 1998 г. в городе при чрезвычайных ситуациях погибло 182 человека ранены 1480 число вызовов скорой помощи на дорожно-транспортные происшествия в 1998 г. составило 6987. По данным P.A. Хальфина и JI.A. Мыльниковой не менее 40 пострадавших в чрезвычайных ситуациях нуждаются в экстренной госпитализации. В связи с этим во-первых возрастает необходимость решения одной из основных проблем скорой медицинской помощи — проблема обучения приемам само- и взаимопомощи пусть даже не всего населения но отдельных его категорий в первую очередь работников милиции ГИБДД пожарной службы во-вторых становится очевидной целесообразность включения службы СМП в состав службы медицины катастроф. Очень важна взаимосвязь диспетчерской службы СМП с другими оперативными службами города своевременный обмен информацией наличие оперативной связи с нарядами и расчетами милиции и пожарных.
1.5. Клинические аспекты работы службы СМП
Важнейшей особенностью экстренной медицины является диагностическая неопределенность обусловленная в первую очередь ограничением времени и объема исследования на до госпитальном этапе. Известно что своевременность и эффективность лечения больных в стационаре зависят в значительной степени от правильности и полноты обследования их на до госпитальном этапе времени прошедшего от момента возникновения заболевания до начала лечебно-диагностического процесса во внебольничных условиях включая диагностику и оказание помощи по неотложным показаниям. В настоящее время по данным скорой помощи им. И.И. Джанелидзе смена диагноза и в том числе профиля лечения отмечается в 15 случаев при экстренной госпитализации. Гипердиагностика у больных хирургического профиля отмечается в 25-32 случаев. В связи с этим особое значение имеет необходимость разработки критериев диагностики неотложных состояний и оказания помощи при них на до госпитальном этапе. Разработка универсальных алгоритмов принятия медицинских решений повышает возможности оказания СМП и ее качество.
При этом следует иметь в виду что сотрудники СМП в условиях дефицита времени обязаны осуществить весь комплекс лечебных и диагностических манипуляций и правильно определить тактику ведения больного. Невозможность проведения многих диагностических манипуляций часто вынуждает проводить лишь симптоматическую терапию. Ситуация осложняется еще и тем что условия не позволяют иметь под рукой весь арсенал современных лекарственных средств. Поэтому проблема выбора необходимых препаратов удовлетворяющих современным требованиям клинической фармакологии эффективность безопасность компанентность и стоимость представляется чрезвычайно актуальной.
1.6. Контроль качества в службе ССМП
Проводимая в стране реформа здравоохранения и переход к обязательному медицинскому страхованию обусловили необходимость решения одной из наиболее важных задач — создание действенной системы контроля качества медицинской помощи КМП. Вопросы обеспечения и оценки КМП представляют сложную и многогранную проблему.
По определению международных ISO 8402 и национальных ГОСТ 15467 стандартов качество — это совокупность свойств и характеристик услуги которые определяют их способность удовлетворять установленные или предъявляемые требования. Таким образом качество медицинской помощи целесообразно определить как совокупность характеристик подтверждающих соответствие оказания медицинской помощи имеющимся потребностям пациента населения и его групп его ожиданиям современному уровню медицинской науки и технологии.
Эксперты ВОЗ включают в понятие качества медицинскою обслуживания следующие компоненты
— эффективность — соотношение между фактическим воздействием и максимальным которое возможно в идеальных условиях
— экономичность — соотношение между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимостью
— адекватность — удовлетворение потребностей населения
— научно-технический уровень — степень применения при оказании медицинской помощи имеющихся знаний и техники.
A. Donabedian выделяет 7 атрибутов КМП действенность эффективность продуктивность оптимальность приемлемость законность справедливость.
Согласно рекомендациям Рабочей группы ВОЗ по обеспечению качества деятельность по контролю и обеспечению КМП должна осуществляться с учетом его четырех существенных признаков компонентов безопасности доступности оптимальности медицинской помощи и удовлетворенности пациентов. Экспертная группа ВОЗ дает следующее определение качественной медицинской помощи «Каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и лечебной помощи который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами как его возраст заболевание сопутствующий диагноз реакция на выбранное лечение и др. При этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи максимальными должны быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи а также полученные результаты».
В настоящее время предложено основываясь на официальных документах Российской Федерации и рекомендациях ВОЗ выделять следующие свойства медицинской помощи свидетельствующие о ее качестве доступность безопасность удовлетворенность оптимальность стабильность развитие обоснованность.
Для анализа структурного компонента КМП предлагают систему критериев оценки для аккредитации материальной и кадровой базы ЛПУ в том числе медицинского и технического оборудования отмечается что самой важной составляющей структурного компонента является профессиональная подготовка кадров. Процессуальный подход предназначен для оценки качества лечебно-диагностических технологий в ЛПУ методами заполнения экспертных карт амбулаторных и стационарных пациентов. Результативный подход оценивает КМП по конечным результатам деятельности. Так в стационаре основными целями медицинских вмешательств являются излечение больного купирование патологического процесса восстановление нормального функционального состояния облегчение страдания и предупреждение осложнений а в условиях амбулаторно-поликлинического звена — ранняя и своевременная диагностика заболеваний. Главной целью экстренной медицинской помощи является устранение острого патологического процесса.
Структурное качество — это составляющая качества медицинской помощи описывающая условия ее оказания. В понятие «условия» включаются квалификация кадров наличие и состояние оборудования состояние зданий и помещений лекарственное обеспечение в медицинском учреждении наличие и пополнение расходных материалов рациональность использования всех видов ресурсов финансирование ЛПУ и т.п. Структурное качество может определяться на двух уровнях как по отношению к медицинскому учреждению в целом с его материально-технической базой кадровым обеспечением организацией работы сервисными условиями в этом случае говорят о возможностях ЛПУ оказывать медицинские услуги должного уровня так и к каждому медицинскому работнику в отдельности. В последнем случае оцениваются его профессиональные качества то есть сумма знаний умений навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляций.
Качество технологии — это составляющая качества мел» ни некой помощи описывающая насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий окатанных конкретному больному был оптимален. При этом предполагается что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше но н не больше оптимально и а последовательность выполнения — строго выдержана. Если на лечение больного было затрачено больше средств чем это необходимо — такая помощь не будет признана качественной даже если при в целом буду достигнуты хорошие результаты лечения. Качество технологии оценивается только на одном уровне — по отношению к конкретному больному с учетом клинического диагноза ендов сопутствующей патологии возраста больного и других биологических факторов.
Важный принцип лежащий в основе процессуального подхода к системе обеспечения качества — это создание таких условий когда ошибка конкретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результата медицинской помощи
Качество результата — это составляющая качества медицинской помощи соотношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми. В зависимости от исследуемого объекта под планируемыми результатами можно понимать
— динамику состояния здоровья конкретного пациента
— результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период
— состояние здоровья населения территории.
Выводы к главе 1
Уровень обращаемости за скорой медицинской помощью и Санкт- Петербурге в расчете на 1ООО населения в 2005 году составил 3393 что ниже среднего по Российской Федерации 345 — 348 Это в определенной степени обусловлено более четким разделением функций скорой и неотложной медицинской помощи. В структуре выездов бригад скорой помощи большая часть приходится на внезапные заболевания <435 второе место по причине вызова занимают несчастные случаи 333. значительную долю составляет экстренная транспортировка больных рожениц и родильниц — 226 а роды н патология беременности являются поводом к вызову лишь в 06 случаев
Среди несчастных случаев явившихся причиной вызова скорой помощи заметной тенденцией последних лет является продолжающееся увеличение числа пострадавших в результате ДТП При этом в подавляющем большинстве случаев причиной ДТП послужил легковой автотранспорт на долю которою приходится от 863 до 917 пострадавших. Очевидно что это связано со значительным увеличением этой категории транспорта.
В последние годы увеличивается число и частота летальных исходов при выезде бригад. Увеличение числа летальных исходов в динамике произошло за счет летальности до прибытия составляющей 947 всех случаев. В ходе исследования не было выявлено значимой связи между ростом частоты летальных исходов с уровнем оперативности работы службы скорой медицинской помощи. Па наш взгляд основной причинной роста до госпитальной легальности является утяжеление заболеваний и состояний больных.
Глава 2. Методика методы и база исследования
Для достижения поставленной пели н реализаций задач исследования был использован комплекс различных методов.
В число основных блоков методики исследования включено изучение существующей нормативно-правовой базы по организации службы скорой медицинской помощи населению. При анализе нормативной пазы по выбранной теме были использованы следующие законодательные и подзаконные акты
— Гражданский Кодекс РФ
— Бюджетный кодекс РФ
— Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г.
— Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28061991 г. с изменениями н дополнениями от 01.041993 г.
— Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 г
— Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 158-ФЗ от 25.09.1998 г.
— Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
— Постановление Правительства РФ от 03051994 г. 420
— Постановление Правительства РФ от 28.02.1961 195
— Постановление 11равнтельства РФ от 0504.1999 г. 374
— Приказ Минздрава СССР от 20.05.1988 г. 404
— Постановление Правительства РФ от 11 101993 г. 1018
— Постановление Правительства РФ от 23.01.1992 г. 41 «О мерах по выполнению закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ».
— Прикуп Минздрава РФ от 20031992 г. 93 «О мерах по выполнению закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»
— Приказ Минздрава РФ от 16.09.1997г. 275
— Приказ Минздрава РФ от 26.03.1999 г. 100
— Приказ Минздрава РФ от 23. 1.1999 г. 394589 «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам пострадавшим от террористических актов»
— Приказ Минздрава РФ от 14.08.2002 г. 265
— Приказ Минздрава РФ от ]4.10.2002 г 313
— Приказ Минздрава РФ от 09.062003 г. 230
— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 г. 179
— Закон Санкт-Петербурга «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
— Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 г 1917 «О Концепции модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы»
— Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 16.02.1998 г. 164-р
— Приказ Комитета здравоохранению Мэрии Санкт-Петербурга от 05.091995 г. N 484 «О введении системы управления качеством медицинской и фармацевтической помощи на территории Санкт-Петербурга»
В качестве исследования выбрано государственное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» г. Санкт-Петербурга Выбор данного объекта обусловлен типичной для крупных городов структурой организации службы скорой медицинской помощи включая разветвленную сеть подстанций развитую инфраструктуру учреждений и служб здравоохранения. Предполагается что выводы сделанные при изучении данного объекта могут быть обобщены на подобные службы других крупных городов численностью населения более 1 миллиона человек.
Важно отметить что служба СМИ в Санкт-Петербурге существует более 100 лет на протяжении которых она неоднократно подвергалась реформированию.
7 марта 1899 года в Санкт-Петербурге по инициативе профессора H.A. Вельяминова и под патронажем императрицы Марии Федоровны были открыты 3 станций первой помощи Первая помощь оказывалась на улицах и в общественных местах больные и пострадавшие доставлялись в больницы или на квартиры. В 1912 году добровольно и безвозмездно оказывали экстренную помощь уже 50 врачей-добровольцев.
В 1914 году станции были расформированы а материальная часть передана в военное ведомство вновь функционировать скорая помощь начала в 1917 году
В 1931 году были организованы первые специализированные бригады – психиатрические. В 1932 году были организованы районные пункты неотложном помощи в задачу которых входило оказание экстренной помощи при острых заболеваниях »местах проживания граждан.
Необходимо упомянуть что в годы Великой Отечественной войны Станция скорой помощи помимо основной работы обеспечивала н «Дорогу жизни»
Новой реформе служба скорой медицинской помощи подверглась в 1448 голу когда неотложная медицинская помощь была изъята из ведения поликлиник и вошла в состав Ленинградской станции скорой медицинской помощи. Это объединение просу шествовало лишь 8 лет и из-за значительных недостатков такой формы 1 июля 1956 гола службы скорой и неотложной помощи были разделены
В конце 50-х—начале 60-х годов появились первые специализированные соматические бригады противошоковые неврологические кардиологические.
В 70-е годы по приказу Минздрава СССР начинается очередное объединение скорой и неотложной медицинской помощи создается единый центр по приему и передаче вызовов от населения.
В 1988 году в течение 3-х месяцев июнь июль н август в Санкт- Петербурге было проведено поэтапное разделение служб скорой и неотложкой медицинской помощи с передачей последней а создаваемые территориальные медицинские объединения районов ТМО
В итоге по состоянию на сегодняшний день служба экстренной помощи на до госпитальном этапе представлена в Санкт-Петербурге городской станцией СМИ с 24 подстанциями на 5-И бригад 20 линейных и 4-мя специализированными и оперативным центром «03» а также отделениями СМИ при поликлиниках.
Организация и определение путей развития городской службы скорой медицинской помощи находятся в прямой зависимости от структуры и темпов развития обслуживаемой данной службой территории. В нашем исследовании такой территорией явился Санкт-Петербург который представляет собой крупнейший мегаполис на территории Северо-Западного федерального округа России Сегодня это город с много молнийным населением численности которого составляет более 4 миллионов человек.
Важнейшей географической особенностью Санкт-Петербурга является го что он расположен в устье реки Невы на 41 острове омываемыми многочисленными реками н Нева Большая. Средняя и Малая Невка. Волковка. Екатерингофка Ждановка Мойка. Фонтанка Карновка. Ох га. Монастырка Оккервиль Пряжка. Ивановка Смоленка Тараканова и др.. каналами Бумажный Гребной Грибоедова Крюков Обводный Литовский Вам ком кий Шкинсрскнй рукавами. протоками и проливами Протяженность города с севера на тог составляет более 60 км Широкая сеть водных преград с большим числом разводящихся мостов также учитывается при организации оказания круглосуточной экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим. Кроме того Санкт- Петербург является городом с чрезвычайно развитой транспортной инфраструктурой Наиболее значимыми ее составляющими являются
— наличие морских н речных пассажирских и транспортных портов
— функционирование 3-х аэропортов с междугородними и международными авиалиниями
— наличие пяти железнодорожных вокзалов
— функционирование более 60 станций на четырех основных линиях метрополитена
— наличие обширной сети трамвайных путей и линий городского транспорта автобусное и троллейбусное сообщение.
Все это обуславливает повышенную степень риска выражающуюся в объективных предпосылках для возникновения аварий дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев а также чрезвычайных ситуаций
Для рациональной организации скорой круглосуточной медицинской помощи больным н пострадавшим Санкт-Петербург разделен на три медико- географические зоны Северная Южная и Центральная объединяющие каждая территории нескольких существующих административных районов города.
Граница Северной медико-reo графической юны с Центральной медико-географической зоной Санкт-Петербурга проходит по линии Шоссе росавиации — Подюстровскнй проспект — Литовская улица — улица Александра Матросова — Большая Невка.
Граница между Центральной с Южной медико-географическими зонами проходит по линии улица Коллонтий — Дальневосточный проспект — Зольная улица — набережная Обводного канала. При этом расположенные на набережной Обводного канала Балтийский н Варшавский вокзалы включены в Центральную медико-географическую зону.
По данным за 2006 год общая численность населения обслуживаемого подстанциями Городской станции скорой медицинский помощи составила 4056300 человека. При этом как показано в таблице 2.1 численность населения районов которые обслуживают отдельные подстанции варьирует от 126300 человек 1-я подстанция обслуживающая Петроградский район до 462100 человек 16-я и 23-я подстанции обслуживающие Калининский район.
Население пригородов Колпнио. Кронштадт. Петродворец. Пушкин Ломоносов Сестрорецк Зеленогорек Павловск административно входящих в состав г. Санкт-Петербурга обслуживается самостоятельными станциями скорой медицинской помощи.
В составе ГССМП работает I84 различных по своему профилю бригад бригады санитарного транспорта акушерские фельдшерские линейные врачебные специализированные в составе отделении СМИ при поликлиниках именовавшиеся ранее отделениями неотложной помощи — 183. В пригородах существуют самостоятельные станции СМП — без разделения на скорую и неотложную помощь.
Необходимо отметить что в 1992 г. в связи с увеличением числа травм связанных в первую очередь ДТП взрывами огнестрельными и ножевыми ранениями пожарами и отравлениями а также высокой вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций на базе ГССМП был создан Территориальный центр медицины катастроф.
Сегодня на станции работает свыше 2 тысяч сотрудников из них — 430 врачей и около 1500 среднего медицинского персонала. Бригады ГССМП выполняют ежегодно более 450000 вызовов
С целью изучения показателей деятельности Городской станции скорой медицинской помощи в динамике нами были проанализированы отчетные данные этой службы за 1997-2005 гг. в целом и по отдельным подстанциям. Необходимые для этого сведения были представлены форме 05у «Дневник работы станции скорой медицинской помощи» форме 09у «Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи» и в форме месячного отчета подстанции. С помощью этой формы были получены следующие показатели
— количество выполненных вызовов вместе с безрезультатными
— количество выполненных вызовов с оказанием медицинской помощи
— количество случаев внезапных заболеваний
— количество несчастных случаев
— количество больных доставленных в стационар
— количество больных доставленных в травмпункт
— среднесуточная нагрузка бригад
— количество летальных случаев
— количество больных в терминальном состоянии
— количество оказанных экстренных пособий пострадавшим с травматическим шоком
— количество оказанных экстренных пособий бальным с травматическим и гипонолемичееким шоком.
Кроме того часть данных включая данные о штатах учреждения была получена из годовых статистических отчетов «Сведения о деятельности лечебно-профилактического учреждения за год».
Для детального изучения медико-социальных характеристик пациентов которым была оказана скорая медицинская помощь анализа показателей и объема оказанной помощи в том числе на госпитальном этапе нами было проведено выборочное исследование случаев оказания скорой медицинской помощи с доставкой в приемные отделения стационаров на основе разработанных аналогов к сопроводительному листу. Сбор проводился с применением специально разработанных Карт изучения пациента скорой медицинской помощи.
Карта включала в себя следующие разделы
— Ф.И.О. и возраст пациента
— характер и время возникновения экстренного случая
— характер оказанной выездной бригадой помощи
— временные параметры время поступления вызова время доставки в стационар
— диагнозы при направлении в стационар приемного отделения заключи-тельный диагноз стационара
— длительность и исход пребывания в стационаре
— примечания.
Всего собрано и обработано 1890 карт.
Уровень диагностической работы службы СМИ определялся по результатам анализа расхождения диагнозов при госпитализации больных. Экспертным путем было изучено 52670 талонов к сопроводительному листу на больных и пострадавших доставленных бригадами СМИ в приемные отделения стационаров Экспертиза проводилась под руководством автора с при-влечением старших врачей подстанций скорой помощи и ведущих специалистов скорой помощи им И.И. Джанелидзе.
При анализе правильности направления больных была проведена экспертная проверка 69863 историй болезни амбулаторных больных многопрофильных стационаров. Экспертиза историй болезни проводилась ведущими специалистами НИИ скорой помощи им И.И. Джанелидзе под руководством автора.
Для оценки такого важного качественного показателя как уровень летальности было проведено детальное сплошное изучения всех 11623 летальных случаев за 2005 гол на основании изучения «Карт вызова скорой медицинской Тюмени».
С целью изучения мнения медицинского персонала подстанций о проблемах и перспективах развития службы скорой медицинской помощи было проведено анкетирование врачей и фельдшеров по специально разработанным формам.
Анкета включала следующие группы вопросов
— демографические данные и сведения о квалификации респондента
— вопросы касающиеся нагрузки на бригаду
— вопросы касающиеся оснащенности бригад скорой медицинской помощи
— вопросы о структуре и организации службы скорой медицинской помощи
— вопросы о взаимодействии службы скорой медицинской помощи с другими компонентами системы оказания экстренной медицинской помощи населению
— вопросы о причинах случаев безрезультатных и необоснованных вызовов и практических предложениях по снижению их числа.
Часть вопросов носила закрытый характер т.е. респондентам были предложены варианты ответов. Другая часть анкеты предусматривала ответы респондентов в произвольной форме т.е. вопросы были открытыми.
Анализ ответов на открытые вопросы представляет собой качественное исследование задачами которого являются изучение спектра упоминаемых респондентами категорий ответов и причинно-следственных связей между явлениями в соответствии с их мнением.
Всего было обработано 559 анкет.
Для определения степени удовлетворенности пациентов оказанной помощи по специально разработанным формам было проведено анкетирование 239 пациентов городских больниц госпитализированных но экстренным показаниям бригадами ГССМП н бригадами отделении неотложной медицинской помощи. Вопросы анкеты были направлены на изучение следующих параметров
— социальный статуе пациента
— оперативность работы службы скорой помощи
— качество оказанной медицинской помощи.
С целью изучения социально-психологическою климата СПК в ГУЗ ГССМП и его влияния на деятельность станции было проведено анкетирование сотрудников но специально разработанным анкетам. Анкеты включали вопросы объединенные в 5 основных блоков
— оценка престижа профессии
— оценка условии труда и быта
— отношение сотрудников к работе и своим обязанностям
— взаимоотношение сотрудников в коллективе
— оценка обстоятельств деятельное станции.
На добровольной основе анонимно было опрошено 221 сотрудников городской станции скорой медицинской помощи
Для обоснования показателей потребности населения и экстренной вне- больничной медицинской помощи применяются следующие основные методы исследования статистический экспертный методы теория массового обслуживания.
Дли планирования работы станции скорой медицинской помощи таким образом чтобы число вызовов выполненных с опозданием не превышало заданной величины расчет необходимого числа выездных бригад следует проводить на основе теории массового обслуживания. В рамках теории массового обслуживания станция скорой медицинской помощи представляет собой многоканальную систему массового обслуживания больных и пострадавших с однотипными и разнотипными обслуживающими каналами.
Таким образом при выполнении исследования использовались историко-аналитический метод» метод экспертных опенок метод социологическою опроса» методы системною анализа и современные статистические методы исследования в том числе расчет относительных и средних величин с определением их достоверности и достоверности их разности показателей динамического ряда проводился регрессионный анализ».
Выводы к главе 2
При анонимном анкетировании более 34 опрошенных сотрудников выездных бригад сказали что им всегда 129 иди часто 63.7 удастся оказывать пациентам помощь а соответствии с действующими рекомендациями. В значительной степени это связано с достаточным мнению самих работников уровнем технического оснащения выездных бригад а также уровнем обеспеченности медикаментами и расходными материалами на что указало 695 и 866 опрошенных соответственно.
Значительное большинство 981 пациентов удовлетворены работой выездных бригад скорой помощи. При этом на общую удовлетворенность наибольшее влияние оказывают такие параметры как «качество» и «профессионализм» помощи оказываемой выездными оршадами скорой помощи. «Быстрота»» оказания помощи является третьим по значимости фактором для пациентов. Что касается «платности» предоставляемых услуг то как покатывают результаты исследования это мало влияет на уровень удовлетворенность в целом.
Заключение
Список использованных источников и литературы
17. Стародубов В.И. Калининская АА. Шляфер С. 11. Кузнецов С.И. Бальзамова Л.А. Анализ деятельности служб скорой и неотложной помощи г. Самары Экономика здравоохранения. — 2003. — 9. — С.23-25.
18. Степанов В.В. Перечень документов по организации скорой медицинской помощи И Здравоохранение. — 2004. — 6. — С. 143-145.
19. Тайц Б. Служба скорой помощи в Санкт-Петербурге Н Врач. — 1999 -5.-С 37-38.
20. Фиалко В. А. До госпитальный и госпитальный этапы экстренной медицинской помощи преодоление «доминантного синдрома» к истории вопроса Преемственность в оказании экстренной медицинской помощи на до- н госпитальном этапах Сб. материалов науч.-практ. конф — Екатеринбург 2002. — С.5-8.
21. Фиалко В.А. Улыбин. Б. О путях реформирования отечественной службы скорой медицинской помощи Н Скорая мед. помощь. — 2000. — Т.1 3.-С.42-50.
22. Хальфнн P.A.. Мыльникова Л.А. О совершенствование организации и развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации Здравоохранение — 2003 — 3. — С. 17-20.
23. Хальфнн P.A. Мыльникова Л.А. Скорая медицинская помощь в Российской Федерации состояние проблемы пути решения Скорая мед. помощь. — 2002. — Т.3 3. — С.4-7.
24. Ханин А.З. Работа фельдшерских бригад скорой медицинской помощи в мегаполисе Скорая помощь. — 2000. — 1. — С.56-58.
25. Шестаков Г.С. К вопросу реформирования службы скорой медицинской помощи больших городов в современных условиях Скорая мед. помощь. — 2001. — 4 — С.21-22.