Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы речевого развития дошкольников с ОНР в процессе наблюдения за природой 7
1. Особенности словаря детей шестого года жизни с ОНР 7
2. Значение природы в умственном и речевом развитии дошкольников 15
3. Наблюдение как метод познания природы 19
4. Виды наблюдений в природе 21
Глава II. Развитие словаря детей в процессе наблюдений в природе 26
1. Условия для проведения опытно-экспериментальной работы с детьми 26
2. Выявление уровня развития словаря детей 6-ого года жизни с ОНР в старшей логопедической группе базового ДОУ 27
3. Развитие словаря детей в процессе организации наблюдений в природе 34
4. Анализ результативности проведенной работы с детьми 47
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 57

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

Работа № 4198. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Работа над словом — исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Нет такого явления которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром в том числе и с природой осуществляется с помощью различных методов и средств. О.И. Соловьева А.М. Бородич в своих исследованиях отмечают что важнейшим методом в работе с дошкольниками является наблюдение. Авторы подчёркивают что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу за каким-нибудь процессом трудом взрослых уходом за животными и т.п. и доказывают что в процессе наблюдений в природе у детей значительно обогащается словарный запас.
Н.Ф.Виноградова также утверждает что природа со всем многообразием форм красок звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета его форму симметрию цвета их гармоничное сочетание и контраст цветов или дисгармонию определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов объектов и явлений их свойств и качеств а также сформированности соответствующих представлений[3 168]. Общеизвестно что составными частями эстетического отношения являются эстетическое восприятие формы объектов цвета симметрии ритма композиции Эстетическая оценка природы и её явлений эстетическое суждение ребёнка о природе в котором выделяются качества объектов и явлений природы и которые в свою очередь также требуют определённого лексического богатства.
Потребность в овладении детьми лексикой природоведческой тематики педагогические возможности влияния средств природы на развитие словаря ребенка роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой и вместе с тем отсутствие системы в проведении природоведческих наблюдений педагогами ДОУ позволили нам определить проблему и тему для проведения исследования.
Тема нашего учебного исследования согласована с педагогами базового ДОУ и соответствует освоению профессиональных компетенций ПМ 02 ПМ 03.
Цель работы изучение влияния метода наблюдения на развитие словаря детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи далее ОНР.
Объект исследования — процесс развития словаря детей 6-ого года жизни.
Предмет изучения — использование наблюдений в природе .
Задачи
1. Провести теоретическое исследование проблемы развития словаря детей дошкольного возраста и наблюдения как ведущего метода ознакомления детей с природой.
2. Подобрать диагностическую методику для выявления уровня развития словаря детей 6-ого года жизни с ОНР.
3. Провести обследование словаря детей.
4. Разработать план разных видов наблюдений в природе.
5. Организовать работу направленную на развитие словаря детей в процессе наблюдений в природе.
6. Выявить результативность проведенной работы.
Словарь основных понятий
Слово – одна из основных структурных единиц языка которая служит для именования предметов их качеств и характеристик их взаимодействий а также именования мнимых и отвлечённых понятий создаваемых человеческим воображением. По лексическому значению слова классифицируются по возрастающему перечню по мере развития лексикологии семантики учения о словообразовании этимологии и стилистики.
Словарь — это словарный запас ребенка включающий в себя слова которые ребёнок не только понимает но и использует в своей речи регулярно. А так же слова значение которых ребёнок понимает но не применяет эти слова в своей повседневной речи.
Активный словарь – часть лексического и фразеологического состава языка употребительная в данный период в той или иной речевой сфере.
Словарная работа – это одна и важнейших областей методики преподавания русского языка и одно из направлений в работе по развитию речи детей. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется во-первых исключительно важной ролью слова в языке являясь центральной единицей языка оно несёт разнообразную функционально-стилистическую и грамматическую информацию занимая определенные позиции в коммуникативных единицах-предложениях слово обеспечивает акты речевого общения людей во-вторых потребностью в постоянном пополнении запаса слов.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств структуры и внешнего строения предметов причин изменения и развития объектов растений животных сезонных явлений.
Природа – это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений.
Природное явление – характеризует погоду с сезонными изменениями природы и наблюдается в определенные сезоны года.

Глава 1. Теоретические основы речевого развития дошкольников с ОНР в процессе наблюдения за природой

1. Особенности словаря детей шестого года жизни с ОНР

Работа над словом — исходной единицей языка — занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е.И.Тихеевой А.М. Бородич Ю.С.Ляховской Н.П.Савельевой А.П.Иваненко В.В.Гербовой В.И.Яшиной Е.М.Струниной А.А.Смаги А.И.Лаврентьевой и др.
Исследования доказывают что ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова чтобы обеспечить семантически адекватное его использование формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.
В настоящее время имеются работы в которых раскрывается сущность и закономерности развития словаря детей дошкольного возраста и даётся достаточно полная характеристика понятия «слово».
Н.А. Стародубова указывая на важность словарной работы говорит о том что реальное употребление слова в речи — это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных. Работа над словом – это прежде всего работа по осмыслению его значения. Автор показывает что слово — это воспроизводящая лексическая единица имеющая в своей исходной форме одно ударение фонетическую выраженность которая предполагает обязательное наличие звучания звуковой оболочки формы материального существования слова. Каждое слово имеет отнесенность к определенной части речи и для него характерна грамматическая оформленность каждое слово имеет строго закрепленное место в грамматической системе языка так как относится к определенной части речи знаменательной или служебной — и оформляется в соответствии с грамматическими законами языка. Для слова характерна такая характеристика как непроницаемость т.е. невозможность произвольных вставок и изменений внутри слова приводящих либо к бессмыслице либо к появлению новых слов наличие значения являющегося частью содержательной стороны слова [20 234].
Овладение словарным составом родного языка по мнению ряда исследователей таких как В.И.Яшина и другие — это необходимое условие освоения его грамматического строя развития связной монологической речи воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как средства общения так же связано прежде всего со словом. Говорящий пользуется словами составляет из них словосочетания предложения а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова [27 346].
По мнению Е.М. Струниной словесные обозначения наименования предметов дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью — как стихийного так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов обучению семантически адекватному употреблению синонимов антонимов многозначных слов развитию умения понимать переносные значения.
Л.С.Выготский считает что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований. Рассматривая проблему формирования понятий он говорил что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию «понятие невозможно без слов мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [7 674].
В.И.Яшина А.И.Лаврентьева утверждают что в развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов составляющих тематический ряд образует семантическое поле которое располагается вокруг ядра. Например многозначное слово «игла» в значении лист хвойного дерева входит в семантическое поле дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая растет – опадает слово «игла для шитья» входит в другое семантическое поле шить — зашивать — вышивать — платье — рубашка — узор — острая — тупая и т.д. [27 56].
В процессе словарной работы как и при решении других задач речевого воспитания следует стремиться подчеркивают авторы к тому чтобы речь ребенка приобретала такие качества как точность правильность выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства которые адекватно отражают замысел говорящего.
Все названные выше аспекты лексической работы представлены в программе по развитию речи О.С.Ушаковой. Эта работа по мнению автора должна проводиться в форме словесных упражнений выполнения творческих заданий [22 146].
Как было отмечено выше в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав детей дошкольного возраста исследователи выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей. Так среди существительных в словаре преобладают слова обозначающие людей регулярно повторяются прилагательные со значением размера «большой» «маленький» «огромный» «средний» и др. и обозначающие цвет «черный» «красный» «белый» «синий» важное место занимают местоименные прилагательные «такой» «который» «этот» «всякий» «каждый» «мой» «самый» «свой» «наш» преобладают отрицательные оценки над положительными активно употребляется сравнительная степень прилагательных.
По мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается но и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля так и распределение лексики внутри семантического поля выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова обладающие выраженными семантическими признаками. А.И. Лаврентьева выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов от 20 до 50. При этом набор лексики является неупорядоченным.
На втором этапе словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы малыша о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том что в его сознании формируется некоторая система слов относящихся к одной ситуации образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка ассоциацию с другими элементами этой группы. Этот этап А. И.Лаврентьева определяет как ситуационный а группы слов — как ситуационные поля.
В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы который определяется как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии «большой — маленький» «хороший — плохой». При этом противопоставление «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных «длинный — маленький» «толстый —маленький» а противопоставление «хороший — плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных «злой — хороший».
Особенностью четвертого этапа развития лексической системы является преодоление этих замен а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.
Приведённые данные исследования А. И. Лаврентьевой позволяют нам утверждать что у детей старшего дошкольного возраста возможно развитие лексической системности формирование словаря определённой тематики поэтому нами и был выбран именно этот возраст.
В правильности такого выбора нас убеждает исследование О.С. Ушаковой в котором показано что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в плане освоения семантических полей. В основу экспериментального исследования ею положен метод ассоциативного эксперимента и доказано что развитие лексической системности и организация семантических полей находит свое отражение в изменении характера ассоциативных реакций [22 34]. Автор анализируя результаты ассоциативного эксперимента проведенного с детьми четырёх и шести лет отмечает высокий уровень стереотипности реакций на слова-стимулы. При этом процент стереотипных реакций увеличивается у шестилетних детей по сравнению с четырехлетними. Это явление свидетельствует об активном овладении ими в этот период аспектами значения слова.
Второй этап характеризуется усвоением смысловых связей слов значительно отличающихся друг от друга по семантике но имеющих ситуативную образную связь. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций которые опираются на определенные представления «дом — крыша» «высоко — дерево» и т.д. Семантическое поле еще структурно не организовано не оформлено.
На третьем этапе формируются понятия процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между семантически близкими словами которые различаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций «дерево — береза» «высоко — низко». Происходит дифференциация структуры семантического поля наиболее характерными отношениями внутри которого являются объединение группировки и противопоставление.
Словесные обозначения наименования предметов как было показано выше дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью составной частью которой является природное окружение поэтому содержанием тематической группы была выбрана природоведческая лексика.
Рассмотрим более подробно возможности ассоциативного метода разработанного болгарским исследователем Ф.Г. Даскаловой и дополненного О.С. Ушаковой для анализа лексического развития детей в процессе проявления вербальных ассоциаций и существующее разнообразие их типов. В процессе ассоциативного эксперимента исследователи А. Р. Лурия А.А. Леонтьев О.С. Ушакова Е.М. Струнина А.А. Смага А.И. Лаврентьева и др. выделяют следующие типы вербальных ассоциаций которые характерны для дошкольников.
1. Синтагматические ассоциации когда слово-реакция и слово-стимул относятся к разным частям речи «пить — молоко» «желтый — цветочек» «дерево — растет».
2. Парадигматические ассоциации когда слово-стимул и слово-реакция различаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком «дерево — береза» «кошка — собака» «посуда — чашка». Парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами выражают различные отношения. Среди них у дошкольников наблюдаются следующие ассоциации выражающие синонимические отношения «смелость — храбрость» они встречаются редко ассоциации выражающие антонимические отношения «высоко — низко» «хороший — плохой» — ассоциации выражающие отношения подобия. В этом случае происходит выбор одного из элементов группы «желтый — красный» «собака — кошка» «два — три» ассоциации выражающие родовидовые отношения «посуда — кастрюля» «дерево — береза» ассоциации выражающие отношения «целое — часть» «дом — крыша» «дерево — ветка».
3. Тематические ассоциации. Эти ассоциации относятся к смысловым реакциям характеризуют отношения одного семантического поля. Тематические ассоциации предполагают что слово-стимул и слово-реакция различаются более чем по одному семантическому признаку. У дошкольников наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций отношения объекта и места его нахождения «собака — конура» «посуда—дом» отношения объекта и действия которое осуществляется с данным предметом «посуда — мыть» «карандаши — рисовать» причинно-следственные отношения «смелость — победа». Эти ассоциации являются у детей единичными ассоциации орудия действия и объекта обозначенного словом-стимулом «бабочка — сачок» отношения признака и объекта который обладает этим признаком отношения образа действия и предмета «весело — праздник» «высоко — дерево» ассоциации по одному общему признаку «бабочка — птица».
4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакций приводятся слова производные от искомого. Выделяются два подвида таких ассоциаций слова-стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи «заяц — зайчишка» «быстро — быстрее» «говорят —разговаривают» слова-стимулы и слова-реакции относятся к разным частям речи «весело — веселый» «высоко — высокий» «лисий — лиса».
5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа «стол — столы» «бабочка — бабочки».
6. Фонетические ассоциации когда слово-реакция созвучно слову-стимулу но явная семантическая связь между словами отсутствует «бабочка — бабушка» «петь — пить». Эти ассоциации у детей встречаются редко.
7. Случайные ассоциации когда между словом-стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи так и звуковое сходство «быстро — группа» «лисий — лодка». Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций очень распространен у детей пяти-шести лет.
В процессе речевого развития у ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. По данным Н. В. Серебряковой в семь лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности в организации семантических полей. Это выражается в том что существенно претерпевает изменение соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. У детей пяти-шести лет синтагматические реакции преобладают над парадигматическими. Они встречаются во много раз чаще. В семь-восемь лет наоборот парадигматические реакции встречаются гораздо чаще чем синтагматические.
У детей пяти-шести лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В семь лет тематические ассоциации наблюдаются значительно реже чем парадигматические. Это свидетельствует о том что у детей семи-восьми лет уже начинает формироваться ядро семантического поля. Таким образом в исследованиях показано что стратегия поиска ассоциативных реакций у детей меняется с возрастом.
Наше столь пристальное внимание к анализу работы над расширением семантического поля проявлению тематических ассоциаций объясняется тем что в условиях детского сада развитие речи пронизывает всю деятельность ребенка решаются задачи умственного развития формирования познавательных способностей. Если в обучении родному языку центральное место занимает работа над словом определяющим свойством которого является семантическое содержание значение то ребенок может творчески использовать его в своей речи высказывании.
Анализ исследований позволяет сделать вывод что семантический аспект работы очень важен так как расширение словарного запаса часто замедляется оттого что не раскрываются условия употребления слова его возможной лексической сочетаемости.
А для формирования умения правильного употребления необходимо развитие умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом. Такое развитие способствует совершенствованию связной речи как в отношении ее качеств так и в отношении ее образности выразительности.
Рассмотрим значение природы в умственном и речевом развитии дошкольников.
2. Значение природы в умственном и речевом развитии дошкольников
Ознакомление с природой формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания является одним из путей решения проблемы развитии речи дошкольников и определяется программой развития и воспитания детей в дошкольном учреждении.
Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь названия животных растений явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет по-своему хочет ощутить то что видит или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой» которая находится рядом.
Великий педагог Ушинский утверждал что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал что природа — один из могущественных факторов воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого фактора всегда будет отзываться сухостью односторонностью неприятной искусственностью. Природа — это мир который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть слышать чувствовать и воспринимать как прекрасно то что связывается с понятием Родина [19298].
Продолжая мысль о ценности природы в воспитании ребенка В.А. Сухомлинский писал «Природа — «клад» красоты общаясь с ней дети обогащаются духовно нравственно заряжаются энергией добра. Общение с природой — воспитание сердца. Человек стал человеком когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе шорох снежинок и завывание вьюги за окном ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи — услышал и затаил дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Ввести ребенка в этот мир раскрыть его красоту неповторимость научить любить беречь природу — задача взрослых» [21 127].
Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе будь то веточка растения воробей жук или щенок.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений
1. Овладение словами обозначающими предметы и явления окружающего мира на основе их целостного восприятия.
2. Углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений освоение содержания слова на уровне его значения.
3. Формирование родовых и видовых обобщений а также усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Первое направление словарной работы — овладение словами — представлено в работах Е. И.Тихеевой А. М. Бородич В.В.Гербовой Ю.С.Ляховской и др. Исследователи уделяли большое внимание выделению предмета из среды формированию его отчетливого образа представления и соединению образа и слова. На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи о типичных погодных типичных атмосферных явлений — дождь снегопад ветер иней.
По мнению В.В. Гербовой слово должно опираться на представление о предмете. Она подчеркивает что появление слова в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того что слово освоено и работа над ним завершена. При этом немаловажное значение имеет эстетическое отношение к предметам и явлениям природного окружения которое рассматривается в настоящее время в двух смыслах
в узком — как субъективное эмоциональное состояние отклик на эстетический объект завершающая фаза эстетического восприятия
в широком — как объективное социальное явление духовная связь человека с миром предполагающее эстетическое познание оценку и деятельности.
Отечественная педагогика и методика развития речи исходят из положений материалистической философии о том что каждый человек «присваивает» опыт материальной и духовной культуры. В результате происходит не просто накопление фактов а развитие разнообразных в том числе и художественных качеств и способностей личности. Ребенок учится воспринимать эстетические явления. У него формируется способность сопереживать и чувствовать.
Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах явлениях и переживают в связи с этим эстетические чувства. Мы убеждены что природа со всем многообразием форм красок звуков является богатейшим источником эстетических переживаний ребёнка которые ребёнок передаёт посредством языка в своей речевой деятельности.
Реализация второго направления разработанного Н.Ф. Виноградовой А.А. Смага А.П. Иваненко В.И. Яшиной и др. — углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений так же может быть эффективна решена в процессе ознакомления с природой. Так у детей формируются представления о свойствах и состоянии воды и их зависимости от температуры воздуха
• жидкая вода может быть твердой лед снег
• в морозную погоду снег рассыпается скрипит под ногами
• в теплую — начинает подтаивать становиться влажным.
Детей знакомят с такими объектами неживой природы как глина и песок. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется через него свободно проходит вода а если его увлажнить он становится пластичным и тогда из него можно строить лепить. Глина не пропускает воду сухая рассыпается а влажная может приобретать любую форму.
Дети знакомятся с почвой с ее обработкой подготовкой к выращиванию растений. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Условием для уточнения представлений дошкольников о песке камнях глине почве о значение этих материалов для жизни используются различного вида деятельности посадка и пересадка растений и т.д.
Рассмотрим наблюдение как метод познания природы.
3. Наблюдение как метод познания природы
Наблюдение – это целенаправленное восприятие сложный познавательный процесс в котором проявляется единство чувственного и рационального.
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира выделять в них существенное основное замечать происходящие изменения устанавливать их причины делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста развивая его наблюдательность умение сосредотачиваться на наблюдаемом замечать главное размышлять над увиденным выражать мысли словом [26 57].
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений об окружающем мире и развития познавательных процессов — восприятия памяти мышления воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка поиск ответов на поставленные вопросы сравнение сопоставление. Глубоко прав был К. Д. Ушинский когда отмечал «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях оно должно упражнять их способность наблюдения».
Наблюдения проводятся в процессе специально организованной образовательной деятельности наблюдение за рыбкой кошкой с котятами на экскурсиях в природу.
Целью наблюдения может быть формирование различных представлений – установление свойств и качеств структуры и внешнего строения предметов причин изменения и развития объектов растений животных сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы организующие активное восприятие детей задает вопросы предлагает обследовать сравнивать объекты между собой устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания педагог должен регулировать его по времени объему и содержанию [15 с. 89].
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания [14 145].
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми с небольшими группами в 3—6 человек так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения а также от задач стоящих перед воспитателем. Так в процессе организованной образовательной деятельности далее ООД можно наблюдать за животными и растениями трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей участвующих в наблюдении оно может быть индивидуальным групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим длительным и итоговым обобщающим.
Подготовка к наблюдению включает в себя следующее. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей задачи содержание знаний умений и навыков в соответствии с программой которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения растение животное объект неживой природы который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы миски с кормом и водой тряпочки щеточки которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов термометр лупа и т.д.. Необходимо продумать и организацию детей как разместить их чтобы объект хорошо был виден всем чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.
Рассмотрим виды наблюдений в природе.
4. Виды наблюдений в природе
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных объектов неживой природы распознавания особенностей тех или иных объектов их свойств признаков качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает у детей накопление ярких живых знаний о природе. Используется наблюдение способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например определить по цвету зрелый или незрелый плод узнать по упавшему семени какому дереву оно принадлежит по следу — какое животное прошло и так далее.
В зависимости от количества детей участвующих в наблюдении оно может быть индивидуальным групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим длительным итоговым обобщающим.
Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. В организации наблюдений следует предусматривать системность что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное глубокое представление об окружающей природе.
2. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
3. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе желание как можно больше узнать о ней.
4. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Наблюдения бывают разных видов
1. Кратковременные наблюдения за погодой поведением птиц животных. Они как правило проводятся ежедневно на прогулке.
2. Длительные наблюдения. Содержание длительных наблюдений многообразно рост и развитие растений установление их основных изменений развитие животных и птиц сезонные наблюдения за неживой и живой природой и др.
Организуя длительное наблюдение воспитатель должен знать основные этапы стадии роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект сравнить его состояние с тем что было раньше определить признаки по которым изменения хорошо заметны. Обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».
3. Распознающие наблюдения – используются для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных объектов неживой природы распознавания особенностей тех или иных объектов их свойств признаков качеств.
4. Воссоздающие наблюдения — позволяют установить целое явление по отдельным его признакам. Например определить по цвету зрелый или незрелый плод узнать по упавшему семени какому дереву оно принадлежит по следу — какое животное прошло и т. д.
Для успешного достижения цели наблюдения можно выделить специальные приёмы организующие активное восприятие детей
• вопросы
• обследование объекта наблюдения
• сравнение объектов между собой
• установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.
Требования к организации наблюдения
• цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно
• для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний
• в организации наблюдений следует предусматривать системность что обеспечит их взаимосвязь
• наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей
• наблюдение должно возбудить интерес детей к природе желание как можно больше узнать о ней
• знания полученные детьми в процессе наблюдений должны закрепляться уточняться обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм последующей работы
• в результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы и очень важно отношение к нему.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения Е. А. Флерина Е.И. Радина П. Г. Саморукова и др. а именно
• объект наблюдения должен быть интересен для детей так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления
• объект наблюдается в таких условиях которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада а не в групповой комнате и т.п.
• педагог намечает цель наблюдения определяет круг новых знаний продумывает как их связать с опытом детей
• детям дается целевая установка для наблюдения что обеспечивает полноту восприятия будем наблюдать за кроликом потом его нарисуем придумаем о нем рассказ
• усвоенные в процессе наблюдения знания зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей в пересказывании рисовании лепке художественном труде игре
• обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами особенностями объектов возрастом детей
• наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом называть предметы их признаки действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов действий признаков благодаря чему формируются более полные и осознанные представления обогащается словарь развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения можно обратиться к строчке стихотворения пословице народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей [24 83].
Таким образом наблюдение – это сложная познавательная деятельность в ней участвуют восприятие мышление и речь требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт знания и умения ребенка.
Правильная организация наблюдений решает задачи формирует у детей знания о природе учит наблюдать развивает наблюдательность речь воспитывает эстетически. Необходимо чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей заставляло их думать искать ответы на поставленные вопросы развивало любознательность воспитывало интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему.
Глава II. Развитие словаря детей в процессе наблюдений в природе
1. Условия для проведения опытно-экспериментальной работы с детьми
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГБДОУ детский сад 135 комбинированного вида Выборгского района СПб с детьми старшей логопедической группы.
Списочный состав группы 16 детей. В эксперименте приняли участие 15 детей с ОНР 3 девочки и 12 мальчиков. Все дети имеют недостатки в развитии речи. Группу дети посещают первый год.
Работа проводилась с сентября по март.
В дошкольном учреждении созданы условия для организации наблюдений с детьми в группе и на прогулке есть уголок природы прогулочная площадка с цветниками различными породами деревьев и кустарников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа и состояла из трёх видов экспериментов
1. констатирующий эксперимент
2. формирующий эксперимент
3. контрольный эксперимент.
2. Выявление уровня развития словаря детей 6-ого года жизни с ОНР в старшей логопедической группе базового ДОУ
Оценивая состояние словаря детей мы изучали природоведческий словарь названия птиц животных насекомых деревьев а так же слов-обобщений глагольный словарь глаголы обозначающие передвижения животных и насекомых словарь сезонных явлений.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы диагностические задания из методического пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Е. В. Колесниковой «Тесты для детей 6 лет». Обследование включало в себя шесть заданий и проводилось индивидуально с каждым ребёнком Приложение 1 Приложение 8.
Диагностическое задание 1 Животные.
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображением диких и домашних животных. Детям предлагалось назвать животных и обобщить их в две группы а затем назвать эти две группы. Кроме этого было необходимо объяснить почему одних животных называют домашними а других дикими.
Перечень домашних животных корова кошка свинья собака.
Перечень диких животных волк лиса заяц медведь.
Результаты проведенного задания оценивались по следующим критериям
«+» –назвал всех животных и слова-обобщения
«» – правильно назвал только животных
«–» – назвал не всех животных не назвал слово-обобщение.
7 детей что составило 47 показали высокий уровень. Это Соня А. Артём Д. Максим Д. Максим К. Павел М. Рустам С. Кирилл Т.. Они назвали всех животных и слова-обобщения.
8 детей что составило 53 показали средний уровень. Это Макар А. Артемий К. Юля П. Вадим П. Максим Ш. Саша Ш. Егор Ф. Они назвали только животных но некоторые из детей смогли обобщающие слова «домашние животные» и объяснить значение этих слов.
Низкий уровень не был выявлен ни у одного ребёнка.
Диагностическое задание 2 Птицы.
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц. Детям предлагалось назвать всех птиц и обобщить их в две группы перелетные и зимующие. Важно было чтоб ребёнок правильно назвал две группы птиц и правильно распределил птиц по этим группам.
Перечень перелетных птиц грач скворец журавль.
Перечень зимующих птиц воробей ворона голубь сорока.
Результаты проведенного задания оценивались по следующим критериям
«+» – правильно назвал птиц и слов-обобщения
«» – правильно назвал только птиц
«–» – не назвал правильно всех птиц.
3 ребенка что составило 20 показали высокий уровень. Это Максим Д. Максим К. Юля П. Хотя не все дети сразу называли птиц правильно но потом они исправлялись и отражали в слове правильное название.
4 ребенка 27 показали средний уровень. Это Соня А. Макар А. Артём Д. Павел М.. У них возникли трудности с определением с названием всех птиц и обобщающих понятий. Дети не смогли подобрать нужное слово обозначающее понятие даже с помощью наводящих вопросов.
8 детей 53 показали низкий уровень. Это Пётр В. Артемий К. Вадим П. Рустам С. Кирилл Т. Максим Ш. Саша Ш. Егор Ф. Мальчики смогли назвать лишь некоторых птиц. С предложенной классификации справиться не смогли. Однако Артемий К. смог обобщить и верно назвать группы птиц.
Диагностическое задание 3 Словарь глаголов.
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображением насекомых которые летают ползают и прыгают. Задачей детей было назвать насекомых и сказать каким способом они передвигаются.
Перечень насекомых которые летают бабочка стрекоза пчела божья коровка.
Перечень насекомых которые прыгают кузнечик.
Перечень насекомых которые ползают муравей.
Результаты проведенного задания оценивались по следующим критериям
«+» – правильно назвал насекомых и вид их передвижения
«» – правильно назвал не всех насекомых или не всех видов передвижения допустив одну ошибку
«–» – правильно назвал не всех насекомых или не всех видов передвижения допустив более одной ошибки.
10 детей 67 показали высокий уровень использования в речи глаголов с приставками. Это Петр В. Артём Д. Максим Д. Артемий К. Максим К. Юля П. Вадим П. Рустам С. Кирилл Т. Егор Ф.
5 детей 33 показали средний уровень. Это Соня А. Макар А. Павел М. Максим Ш. Саша Ш. При этом Павел М. допустили ошибку в назывании способа передвижения насекомых а все остальные дети в назывании самих насекомых.
Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Диагностическое задание 4 «Что где растет»
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображениями леса огорода и сада а так же с изображениями грибов ягод фруктов и овощей. Задачей детей было верно назвать все картинки и иметь верное представление о месте произрастания разных растений.
Результаты проведенного задания оценивались по следующим критериям
«+» – правильно назвал все картинки и верно их соединил
«» – правильно назвал все картинки и допустил одну ошибку в соединении картинки
«–» – правильно назвал не все картинки и допустил более одной ошибки в соединении картинок.
11 детей 73 показали высокий уровень. Это Петр В. Артем Д. Максим Д. Артемий К. Максим К. Павел М. Юля П. Вадим П. Рустам С. Крилл Т. Саша Ш.
4 детей 27 показали средний уровень. Это Соня А. Макар А. Максим Ш. Егор Ф. У этой группы детей возникли трудности с соединением картинок и названием ягод.
Диагностическое задание 5 «Деревья»
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображениями листьев и плодов деревьев и самих деревьев. Задачей детей было правильно назвать картинки и соединить их.
Результаты проведенного задания оценивались по следующим критериям
«+» – правильно назвал все картинки и верно соединил их
«» – правильно назвал все картинки и соединил их с помощью воспитателя в виде наводящих вопросов или допустив одну ошибку
«–» – правильно назвал все картинки и соединил их с помощью воспитателя в виде наводящих вопросов допустив одну и более ошибок.
8 детей 53 показали высокий уровень. Это Соня А. Артём Д. Максим Д. Павел М. Вадим П. Кирилл Т. Саша Ш. Юля П.
7 детей 47 показали средний уровень. Это Макар А. Петр В. Артемий К. Максим К. Рустам С. Максим Ш. Егор Ф.
Диагностическое задание 6 Сезонный словарь. Осень.
Перед детьми выкладывалась предметная картинка с изображением природных и социальных явлений осенью.
«+» – правильно описал все природные и социальные явления
«» – правильно описал все природные и социальные явления но с наводящими вопросами воспитателя или неполно
«–» – неправильно описал природные и социальные явления.
11 детей 73 показали высокий уровень и правильно описали все природные и социальные явления. Это Соня А. Петр В. Максим Д. Артемий К. Максим К. Павел М. Юля П. Вадим П. Кирилл Т. Саша Ш. Егор Ф. Эти дети составили полный описательный рассказ по картинке.
4 ребенка 27 показали средний уровень и правильно описали все природные и социальные явления но с наводящими вопросами воспитателя. Это Макар А. Артём Д. Рустам С. Максим Ш.
Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Уровень развития словаря детей определяли по выполнению всех шести заданий
Кроме обследования состояния словаря детей мы провели анкетирование родителей наших воспитанников. Анкета состояла из семи вопросов направленных на выявление уровня сформированности представлений об окружающей природе и на выявление умения наблюдать за ней.
В анкетировании приняли участие 15 родителей Приложение 2.
1. Все 15 родителей выразили убеждение в том что их детей интересуют наблюдения в природе. Было замечание одного из родителей что интерес к наблюдению возникает у ребенка только после обращения внимания на природные изменения со стороны взрослого.
2. На вопрос «Умеет ли Ваш ребенок наблюдать» все родители ответили положительно. Отец Максима К. заметил ребенок делает это непродолжительное время чаще совместно со взрослым.
3. Рассказывая о формах проявления умения наблюдать родители говорили о том что дети задают им вопросы делятся впечатлениями просят объяснить конкретные природные явления. А так же о том что эти вопросы обсуждаются дома.
4. Отвечая на вопрос «Какие природные объекты явления привлекают его внимание» родители отмечали конкретные объекты. Например
• животные растения облака звезды
• выпавший снег его таяние дождь листопады распустившиеся цветы
• признаки разных времен года
• птицы красивые деревья восходы и закаты радуга
• смены времен года например почему летом в воде можно купаться в купальнике а зимой она скована льдом
• круговорот солнца наблюдение за радугой насекомые небо и земля.
1. В ответе на вопрос «Знает ли ребенок названия животных птиц растений» мнения родителей разделилось ровно пополам. 50 родителей считают что их дети могут назвать животных птиц и растений. Другие 50 родителей отметили недостаток природоведческих знаний у их ребенка а также то что ребенок не знает редкие виды животных. Как показало наше исследование большинство детей хорошо справляются с названиями животных и растений особенно широко известных. Но это не касается темы «Птицы» практически все дети показали плохие результаты участвуя в констатирующем эксперименте.
2. На вопрос «Умеет ли ребенок рассказывать о признаках времен года Достаточен ли для этого словарный запас ребенка» все родители отвечали положительно однако половина родителей заметили что нужно продолжать развивать словарный запас.
3. На вопрос «Надо ли с Вашей точки зрения учить детей наблюдать Почему» родители ответили довольно интересно и наиболее полно. Вот некоторые их ответы
• «Да это позволяет развивать кругозор умение осмысливать окружающий мир умение составлять собственное впечатление о предметах и явлениях».
• «Да. Для развития логики и выражения своих мыслей».
• «Конечно нужно. Наблюдение помогает изучению мира ребенок учится отвечать на вопросы «Почему так происходит Для чего» и т. д.».
• «Надо учиться наблюдать за природой. Это способствует развитию логики речи ребёнка».
• «Обязательно надо учиться наблюдать за всем что происходит вокруг.
Это расширяет мировоззрение обогащает внутренний мир ребенка учит ценить жизнь ее красоту».
Таким образом можно сделать следующие выводы
• родители понимают роль наблюдений за природой в развитии личности и в развитии речи ребёнка
• во всех семьях ведутся обсуждения различных наблюдений в природе
• родители всегда отвечают на вопросы детей о природных изменениях
• дети с удовольствием наблюдают за природой живо интересуются тем что им непонятно
• детям по силам самостоятельно составлять рассказы о признаках разных времен года но у них еще не сформировался полностью необходимый для этого словарный запас.
Итак на этапе констатирующего эксперимента нами было успешно проведено обследование состояния словаря детей и анкетирование родителей наших воспитанников по вопросам направленным на выявление уровня сформированности представлений об окружающей природе и на выявление умения наблюдать за ней. Полученные результаты позволили спланировать и выстроить работу по развитию словаря детей в процессе организации наблюдений в природе.
3. Развитие словаря детей в процессе организации наблюдений в природе
По результатам проведённой диагностики и тестирования мы определили следующие задачи для проведения формирующего эксперимента
1. Определить виды природоведческих наблюдений на январь-февраль месяцы. Разработать план использования различных наблюдений и экспериментов в разных видах совместной деятельности организуемых в режиме дня
2. Провести серию наблюдений за природой с детьми
3. Разработать перечень слов которыми дети должны овладеть в процессе разных наблюдений.
Приступая к составлению плана наблюдений мы прежде всего познакомились с образовательной областью «Познание» общеобразовательной программы «От рождения до школы» для детей старшей группы а также с рабочей программы педагогов группы в которой проходили практику. Наметили перечни наблюдений на прогулках длительных наблюдений. Определяя темы наблюдений мы учитывали также лексические темы над которыми работала группа в период проведения формирующего эксперимента «Животные» домашние и дикие «Птицы» зимующие и перелетные «Насекомые и способы их передвижения» «Что где растет» «Деревья» «Зима» а также результаты констатирующего эксперимента.
Из длительных наблюдений мы запланировали проведение
• наблюдения за продолжительностью светового дня
• наблюдение за погодой в течение всего периода преддипломной практики
• наблюдение за ростом лука.
Кроме этого мы включили в план проведение ежедневных наблюдений за природой т.к. констатирующий эксперимент показал недостаточно чёткие представления у детей по целому ряду объектов и явлений. Особое внимание уделили теме «Птицы». По этой теме дети показали самый низкий уровень представлений.
Наблюдения с детьми мы проводили во время прогулок и в группе в уголке природы.
Для успешного достижения поставленных целей продумывали и использовали специальные приемы организующие активное восприятие детей во время наблюдения задавали им вопросы предлагали выполнить обследовательские действия сравнить объекты между собой установить связи между отдельными объектами и явлениями природы. Для отражения результатов наблюдения мы использовали календарь наблюдений календарь погоды.
Организуя наблюдения за продолжительностью светового дня мы ставили перед собой следующие цели
• обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени день становиться короче. А с приходом весны день становится длиннее.
• обогащать словарь детей за счёт слов сезон свет световой день продолжительность дня сутки схема.
Организуя это длительное наблюдение мы проанализировали прогнозируемые изменения светового дня. В соответствии с ними разделили наблюдение на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводилось когда изменения проявились достаточно ярко а так же в то же время что и предыдущее наблюдение. Спланировали эпизодичные наблюдения и их очередность в режиме дня детей. Наблюдение начали с беседы об изменениях длительности светового дня. Уточняли с детьми что нужно сделать чтобы определить эти изменения. Мы побуждали детей каждый раз обращать внимание на степень освещенности помещений группы сравнить её с тем что было раньше определить признаки по которым изменения хорошо заметны например нужно ли сейчас зажигать все лампы в группе
Эти наблюдения вызвали у детей интерес что способствовало развитию внимания и повышению их речевой активности. Для детей стало большим открытием что разница в длине светового дня столь велика от сезона к сезону. Приложение 3.
В процессе длительного наблюдения за погодой в течение февраля мы закрепляли у детей понимание слов облачно пасмурно ясная погода ветрено безветренно осадки снег дождь моросит и др. и поощряли использование этих слов в активном словаре. Перед выходом на прогулку каждый раз давали детям задание определить особенности погоды и отразить их соответствующими словами. Дети хорошо справлялись с этим заданием. Однако когда кто-то затруднялся подобрать слово характеризующее погоду или говорил «погода хорошая плохая» предлагали остальным помочь найти точное слово.
После возвращения с прогулки результаты наблюдения фиксировали в календаре погоды. Дети делали это по желанию или по поручению взрослого. По окончании работы всегда предлагали ребёнку словесно отчитаться о выполнении задания ещё раз отразив в слове состояние погоды которую наблюдали на прогулке Приложение 4.
После проведения непрерывной образовательной деятельности по посадке лука мы организовали с детьми длительное наблюдение за его ростом. В процессе НОД мы решали следующие задачи
• уточнить представление о луке как об овоще полезном для здоровья
• познакомить с тем что лук можно сажать в воду что для роста ему нужна не только вода но также и тепло и свет
• формировать активный словарь.
НОД мы начали с вопроса «Из чего можно вырастить зеленый лук» Затем уточнили что такое лук рассмотрели луковицу познакомили с тем как «посадить» луковицу в воду. Выполняя задания в соответствии с ходом занятия обогащали словарь детей новыми словами лук репчатый луковица донце шейка чешуи. После выполнения детьми соответствующих действий предложили выяснить экспериментальным способом какой лук быстрее прорастет тот который с обрезанной верхушкой или обычный
НОД завершили зарисовкой лука в банке. Затем каждый день рассматривали с детьми «посаженные» ими луковицы. Как только дети замечали появление изменений корешки листья предлагали зафиксировать их в календаре природы. Закрепляли новые представления в речи корешки тонкие белые короткие корешков стало больше они выросли стали длиннее листья у лука яркого зелёного цвета листья длинные похожи на трубочку и т.п.
После того как лук вырос и его использовали по назначению во время обеда индивидуально с детьми по схематичным зарисовкам которые они вели во время наблюдения вспоминали и составляли рассказ о том «Как мы выращивали лук». В ходе рассказа дети использовали слова которые освоили в процессе длительного наблюдения Приложение 5.
Помимо длительных наблюдений ежедневно на прогулках мы проводили обычные кратковременные наблюдения. Содержание этой работы соответствовало лексическим темам над которыми работал логопед и с учётом результатов констатирующего эксперимента. Во время проведения наблюдений на прогулках мы постоянно уделяли внимание словарной работе.
Так наблюдая за снегом и льдом мы формировали представления о разнообразных состояниях воды развивали познавательные процессы а также проводили словарную работу Какой снег зимой белый пушистый серебристый мохнатый махровый молочный чистый воздушный тяжелый искристый холодный легкий мокрый блестящий красивый хрустящий рассыпчатый мягкий рыхлый глубокий липкий скрипучий. Лед какой прозрачный тонкий толстый блестящий стеклянный голубой скользкий гладкий холодный. Активизировали в речи детей существительные снег снеговик снегурочка сугроб метель вьюга снежинка льдина гололед сосулька.
Играли в дидактические игры
1. «Придумай предложение»
Дидактическая задача научить составлять предложения со словом снег.
2. «Какой лёд»
Дидактическая задача научить детей подбирать относительные прилагательные расширить их словарный запас.
3. «Слова – родственники»
Дидактическая задача упражнять в подборе однокоренных слов к слову «снег».
Для закреплений знаний о свойствах снега и льда использовали совместную с педагогом трудовую деятельность на площадке
• сбор снега для зимних построек чистка дорожек от снега коллективная работа
• постройка и уход за ледяными горками
• лепка снежков снеговиков снежной крепости.
После завершения прогулки в группе предлагали детям составить рассказ о том какое трудовое задание они выполняли что и как делали. Обращали внимание детей на удачное точное использование слов обозначающих признаков снега и льда в процессе рассказа.
Наблюдая за повадками зимующих птиц у кормушек мы формировали у детей представление об особенностях внешнего вида и поведения птицы в зимнее время. В процессе этих наблюдений мы вводили и активизировали в речи детей такие слова как перья крылья клюв размер цвет строение зимующие птицы воробьи сороки голуби снегири вороны перелетные кормушка подкормка птиц зёрна. Учили заботиться о зимующих птицах прививали любовь к живым обитателям. Организовывали совместную с педагогом трудовую деятельность на участке детского сада
• очистка кормушки от снега или замерзшего корма по необходимости
• подкормка птиц на участке.
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей позволило нам уточнить представление детей об особенностях их строения образа жизни выявить признаки их сходства и различия. Во время наблюдений мы воспитывали сочувственное отношение к зимующим птицам заботу о них желание поддержать птиц в зимний период. Описывая воробья и синицу мы упражняли детей в использовании названия их частей тела особенностей оперения точными словами характеризовали клюв хвост ноги.
Для этого задавали детям следующие вопросы
• Чем отличается воробей от синички
• Что у них общего
• Как ведут себя эти птицы на кормушке
• Расскажите о повадках воробья и синицы
• Чем питаются эти птицы
• Почему птицы зимой прилетают ближе к жилью людей
• Приносят ли пользу эти птицы
• Как мы можем заботиться о птицах в холодное время года
Играли в дидактическую игру «Снегирь». В этой игре мы учили детей употреблять в речи новые слова перья голова клюв хвост крылья ходит сидит прыгает летает.
Рассматривая на участке хвойные деревья уточняли и расширяли представления о ели и сосне. Упражняли детей в названии частей деревьев. Развивали умение анализировать сравнивать делать выводы. Проводя словарную работу познакомили детей со словами лапник хвоя. После наблюдения загадали детям загадку
Что же это за девица
Ни швея ни мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год
Анализируя загадку уточнили кого в ней называют девицей Почему в загадке говорится о том что эта девица ни швея ни мастерица Какие слова помогли отгадать эту загадку
Наблюдая за деревьями и кустарниками расширяли представления о растениях в зимний период закрепляли умение находить признаки сходства и различия деревьев и кустарников. Чтобы ответить на поставленные воспитателем вопросы в процессе наблюдения дети должны были использовать в ответе слова обозначающие название знакомых деревьев и кустарников их особенности части.
Для закреплений знаний о деревьях и кустарниках умений ухаживать заботиться о растениях на участке детского сада прививать любовь и бережное отношение к живой природе использовали совместную с педагогом трудовую деятельность на площадке
• утепление снегом деревьев и кустарников
• стряхивание мокрого снега с веток
• укрытие снегом посадок в цветнике.
Наблюдение за снежинками также начали с загадки.
Что за звёздочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные вырезные
А возьмёшь – вода в руке
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
Рассматривая снежинки обращали внимание на то что они бывают разными по форме учили сравнивать отражать результаты сравнения в слове
• На что похожи снежинки
• Расскажите про узор снежинок.
• Найдите две одинаковые снежинки.
• Почему снежинки тают на ладошке
Играли в дидактическую игру «Найди пару». В игре дети должны были составить пары снежинок описав особенности их структуры. Одновременно мы развивали внимание наблюдательность.
На одной из прогулок мы рассмотрели травянистые растения под снегом. Обратили внимание на условия жизни растений зимой на особые защитные свойства снега. Закрепляли умение использовать точные слова в ответах на предложенные вопросы
• Почему травянистые растения нуждаются в защите зимой
• Расскажите как удается растениям пережить холода
• Растения зимой «умирают» или «засыпают»
Наблюдение за травянистыми растениями под снегом закончили загадкой
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету
Растет цветет она все лето.
Коровам без неё – беда
Она их главная еда. Трава.
После того как дети назвали предмет отгадки уточнили что помогло им отгадать загадку какими словами в ней рассказывается о траве. Приложение 6.
Беседы с детьми в процессе проведения повседневных наблюдений помогали нам решать задачи словарной работы.
Так в беседе о снеге мы активизировали в речи детей слова тает замерзает снежная крупа снежные хлопья снегопад. В разговоре на тему «Следы птиц на снегу» — уточнили понимание детьми слова «след» предложили детям дать объяснение почему на снегу остаются птичьи следы и как определить каким птицам принадлежат разные следы
Наблюдая за облаками использовали следующие вопросы к детям
• Какие бывают облака
• Из чего они образуются
• На что бывают похожи облака
Наблюдая за ветром спрашивали
• Есть ли сегодня ветер Какой он силы
• Как определить силу ветра
• Как определить с какой стороны дует ветер
• Как по-другому назвать слабый ветер лёгкий
• Как называется сильный ветер который всё сметает и крушит на своём пути
• Как сказать про ветер который дует с юга с севера с запада с востока
• Как назвать ветер который то затихает на время то дует с новой силой порывистый.
Аналогичные беседы проводили наблюдая за воронами и голубями за инеем за другими явлениями природы.
Обследование проведённое в констатирующем эксперименте показало что большинство детей имеют слабые представления о классе птиц. Поэтому мы особое внимание уделили знакомству детей с разными птицами. Мы наблюдали разных птиц на прогулке индивидуально и с небольшими подгруппами рассматривали иллюстрации с изображением птиц рассказывали и читали детям художественную литературу о птицах. Для закрепления уточнения и обобщения полученных представлений о жизни птиц о том как птицы приспосабливаются к зиме знаний зимующих и перелетных птиц был проведен НОД в процессе которого интегративно решались и задачи развития словаря детей.
По итогам наблюдений проводили и индивидуальные беседы с детьми. Например с Максимом Коженковым разговаривали о зиме. В процессе разговора систематизировали представления ребёнка о зимних явлениях Максим самостоятельно установил связь между температурой воздуха состоянием воды земли растений жизни животных птиц. Принимая активное участие в разговоре на предложенную тему ребёнок продемонстрировал наличие слов необходимых для выражения своих мыслей.
В детском саду созданы условия для организации наблюдений с детьми в группе. Есть уголок природы. Он расположен у окна. Подбор и размещение объектов соответствуют возрасту детей. Постоянными обитателями уголка природы являются комнатные растения. Их в уголке несколько видов с разнообразными стеблями прямостоящие вьющиеся стелющиеся и другие.
Есть в уголке временные обитатели поделки из природного материала ветки деревьев посадки.
В уголке природы проводились длительные наблюдения за ростом лука и гороха за ветками в вазе и комнатными растениями весной.
Для обобщения у детей представлений о явлениях и объектах природы сформированных во время наблюдений и других видов работы с детьми мы провели викторину «Знатоки природы». В процессе викторины мы решали следующие задачи
• закрепляли знания детей о природе о животных
• формировали умение быстро находить правильный ответ
• закрепляли в речи детей названия животных
• упражняли в подборе антонимов и синонимов в умении отгадывать загадки
• воспитывали интерес к природе и бережное отношение к ней.
В процессе викторины дети выполняли различные задания
1. Подбери слова
Лук сажаем корнями вниз ростки растут ……….вверх
Весной на ветках появляются……….почки а из почек……….листочки
Под снегом трава зимой…………… спит прячется от холода
Весна бывает ранняя бывает ……………….. поздняя
Ягода малины сладкие а ягоды рябины ……. горькие
Январь год начинает а декабрь ………………заканчивает
В феврале часто бывают …… метели. Как назвать это другим словом……….вьюга пурга
2. Отгадай загадки про птиц.
1. Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь
Кто по пашне скачет
Грач
2. Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
Воробей
3. Птица Мира и добра
Птица счастья и тепла
Эта птица – почтальон
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях
На деревьях и ветвях.
Он воркует не поет
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал…
Птицу эту кто узнал
Голубь
4. Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома –
Длинноногий длинноносый
Длинношеий безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Аист
5. Спереди — шильце сзади — вильце
Сверху — черное суконце
Снизу — белое полотенце.
Ласточка
3. Ответить на вопросы
У кого из животных есть иголки еж дикобраз.
Кто зимой в лесу всю зиму спит медведь барсук еж
В какое время года на деревьях распускаются листочки весной
Лев — дикое животное или домашнее дикое
Когда собирают урожай с полей и огородов осенью
У какого домашнего животного есть рога и копыта бык корова коза баран
Какое животное можно назвать длинноухим заяц
4. Игра «Разрезанные картинки».
Собери из восьми картинок изображение осени для первой команды и зимы для второй команды и расскажи о признаках этого времени года.
5.Упражнение «Покажи кто как передвигается»
Покажи как передвигается заяц медведь волк и кошка.
Итоговое занятие показало следующее
Дети использовали природоведческий словарь а именно названия птиц животных насекомых и деревьев. А так же использовали глагольный словарь глаголы обозначающие передвижения животных и насекомых словарь сезонных явлений на чем основываясь можно сказать о сформированных у детей представлениях о мире природы об их умении наблюдать за этим миром.
Дети использовали слова-обобщения чаще использовали прилагательные для обозначения при¬знаков и качеств предметов для отражения временных и про¬странственных отношений начинают появляться притяжательные прилагательные лисий хвост заячья капуста и т.д. шире исполь¬зуются наречия и личные местоимения сложные предлоги из-под из-за около и др.. Дети свободно владеют функцией словообразо¬вания образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами однокоренные слова различных категорий плавать пловец пловчиха плавучий относительные прилагательные от суще¬ствительных дерево — деревянный снег — снежный и т.д.
Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно могут объяснить причину и следствие составить рассказ по картинке отличить сказку от рассказа дети более активно участвуют в беседе или разговоре спорят рассуждают довольно мотивированно отстаивают свое мнение убеждают товарищей.
Таким образом мы проводили словарную работу во время длительных наблюдений и кратковременных наблюдений на прогулке. Эффективность нашей работы мы проверили в контрольном эксперименте.
4. Анализ результативности проведенной работы с детьми
Результаты проведённой с детьми работы мы выявляли в процессе проведения контрольного эксперимента.
Задачи
1. Провести обследование на выявление динамики в развитии словаря детей.
2. Проанализировать результаты сделать выводы сформулировать рекомендации к дальнейшей работе.
В контрольном эксперименте участвовали те же 15 детей. Для обследования мы использовали как и в констатирующем эксперименте методику Е. В. Колесниковой «Тесты для детей 6 лет» направленную на оценку состояния природоведческого словаря названия птиц животных насекомых деревьев а так же слов-обобщений глагольный словарь глаголы обозначающие передвижения животных и насекомых словарь сезонных явлений.
Обследование также включало в себя шесть заданий и проводилось индивидуально с каждым ребёнком Приложение 7 и Приложение 8
Диагностическое задание 1 Животные.
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображением диких и домашних животных. Детям предлагалось назвать животных и разделить их на две группы а затем обобщающим словом назвать эти две группы. Кроме этого необходимо было объяснить почему одних животных называют домашними а других дикими.
Перечень домашних животных корова кошка свинья собака.
Перечень диких животных волк лиса заяц медведь.
13 детей что составило 86 показали высокий уровень. Это Соня А. Макар А. Воронов П. Артём Д. Максим Д. Аритемий К. Максим К. Павел М. Рустам С. Кирилл Т. Саша Ш.. Юля П. Вадим П. Они назвали всех животных и слова-обобщения а так же объяснили почему их так называют.
2 детей что составило 14 показали средний уровень. Это Максим Ш. и Егор Ф. Они назвали только животных и не смогли подобрать обобщающих слов чтобы назвать группы.
Низкий уровень не был выявлен ни у одного ребёнка.
Диагностическое задание 2 Птицы.
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц. Детям предлагалось назвать всех птиц и объединить их в две группы перелетные и зимующие. Важно было чтобы ребёнок правильно назвал обе группы и правильно разделил птиц на перелётных и зимующих.
Перечень перелетных птиц грач скворец журавль.
Перечень зимующих птиц воробей ворона голубь сорока.
Результаты проведенного задания оценивались по следующим критериям
«+» – правильно назвал птиц и слов-обобщения
«» – правильно назвал только птиц
«–» – не назвал правильно всех птиц.
6 детей что составило 40 показали высокий уровень. Это Максим Д. Максим К. Юля П. Артём Д. Саша Ш. Павел М.
9 детей 60 показали средний уровень. Это Соня А. Макар А Пётр В. Артемий К. Вадим П. Рустам С. Кирилл Т. Максим Ш. Егор Ф. У них возникли трудности с определением с названием всех птиц и с использованием в речи слов обозначающих обобщающие понятия.
Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Диагностическое задание 3 Словарь глаголов.
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображением насекомых которые летают ползают и прыгают. Задачей детей было назвать насекомых и сказать каким способом они передвигаются.
Перечень насекомых которые летают бабочка стрекоза пчела божья коровка.
Перечень насекомых которые прыгают кузнечик.
Перечень насекомых которые ползают муравей.
15 детей 100 показали высокий уровень использования в речи глаголов с приставками. Это Петр В. Артём Д. Максим Д. Артемий К. Максим К. Юля П. Вадим П. Рустам С. Кирилл Т. Егор Ф. Соня А. Макар А. Павел М. Максим Ш. Саша Ш. При этом Павел М. успешно справился с заданием и правильно ответил на все вопросы.
Детей со средним и низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Диагностическое задание 4 «Что где растет»
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображениями леса огорода и сада а так же с изображениями грибов ягод фруктов и овощей. Задачей детей было верно назвать все картинки и показать верное представление о месте произрастания разных растений.
15 детей 100 показали высокий уровень. Это Петр В. Артем Д. Максим Д. Артемий К. Максим К. Павел М. Юля П. Вадим П. Рустам Кирилл Т. Саша Ш. Соня А. Макар А. Максим Ш. Егор Ф.
Детей со средним и низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Диагностическое задание 5 «Деревья»
Перед детьми выкладывались предметные картинки с изображениями листьев и плодов деревьев и самих деревьев. Задачей детей было правильно назвать картинки и соединить их.
9 детей 60 показали высокий уровень. Это Соня А. Артём Д. Максим Д. Павел М. Вадим П. Кирилл Т. Саша Ш. Максим К. Юля П.
6 детей 40 показали средний уровень. Это Макар А. Петр В. Артемий К. Рустам С. Максим Ш. Егор Ф. Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Диагностическое задание 6 Сезонный словарь. Зима
Перед детьми выкладывалась предметная картинка с изображением зимы на которой были отражены все природные и социальные явления этого времени года.
13 детей 86 показали высокий уровень и правильно описали все природные и социальные явления. Это Соня А. Петр В. Максим Д. Артемий К. Максим К. Павел М. Юля П. Вадим П. Кирилл Т. Саша Ш. Егор Ф Артём Д. Рустам С.. Эти дети составили полный описательный рассказ по картинке.
2 ребенка 14 показали средний уровень и правильно описали все природные и социальные явления но с наводящими вопросами воспитателя. Это Макар А. Максим Ш.
Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.
Таким образом сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать следующие выводы
1. Целенаправленная работа в процессе проведённых наблюдений расширила представления детей о природных явлениях и соответственно положительно сказалась на развитии словаря детей.
2. Все дети показали динамику в развитии словаря.
3. В процессе проведённой работе значительно повысился уровень всех сторон речи.
Заключение
Список литературы
22. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста О. С. Ушакова Е. М. Струнина. — М.2014.
23. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя А. М. Федотова. — М. 2015.
24. Флёрина Е.А. Живое слово дошкольнику Е. А.Флёрина. — М. 1958.
25. Шарыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2005.
26. Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. В.К Рахлин А.Г. Рогожкин. – М. 1981.
27. Яшина В. И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей В. И. Яшина М. М. Алексеева. — М. 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ