Содержание
Введение 3
1. Лингвистические и психолого-педагогические аспекты словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста.6
2. Особенности развития словаря младших дошкольников. Задачи и содержание словарной работы.10
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в лексическом развитии младших дошкольников…..18
Заключение..36
Литература..39

Работа № 4224. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.
Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

Оплата. Контакты

Введение
Актуальность исследования. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к выводу что есть все фактические и теоретические основания утверждать что не только интеллектуальное развитие ребенка но и формирование его характера эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.
В современной методике развития словаря словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть что значение слова можно определить на основе установления трех сторон 1 соотнесенности слова с предметом 2 связи слова с определенным понятием 3 соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка В.А. Звегинцев.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работу с дошкольниками два аспекта. Первый аспект связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен в работах Е.И. Тихеевой М.М. Кониной Л.А. Пеньевской В.И. Логиновой В.В. Гербовой А.П. Иваненкой В.И. Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы его связей с другими лексическими единицами. Это направление представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников О.С. Ушаковой Е.М. Струниной и других. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой и работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного понятийного содержания слова.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей. Дети усваивают слова на основе ознакомления с окружающей жизнью.
Но круг знаний их еще слишком мал. Бывает что ребенок знает слово но за ним нет точных представлений и понятий. Словарь детей не упорядочен и не систематизирован слова живут отдельно друг от друга не зная «родства» между собой дети пользуются ими не видя сходства и различия между многими близкими но не тождественными по значению словами и иногда соединяют несоединимые слова. В основном словарь дошкольников развит односторонне в нем имеются конкретные обиходные слова но нет отвлеченных и обобщающих слов обозначающих разные сферы жизни. Зачастую кажется что ребенок понимает слова при слушании но не употребляет или употребляет их неправильно в своей речи. Речь детей часто характеризуется вялостью невыразительностью повторением одних и тех же слов. Педагогам следует так организовать работу с детьми чтобы устранить эти недостатки и помочь им овладеть таким словарем который обеспечивал бы необходимое общение в коллективе. Поэтому формирование словаря является одной из важных задач развития речи.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена большой социально-педагогической значимостью изучаемой проблемы поскольку речь играет ведущую роль в организации и развитии психической деятельности ребенка в процессе его социальной адаптации.
Цель исследования – дать теоретическое обоснование использованию дидактических игр и упражнений как важного средства формирования словаря младших дошкольников.
Объект исследования — развитие словаря детей второй младшей группы.
Предмет исследования — процесс формирования словаря младших дошкольников.
Задачи исследования
1. Обосновать лингвистические и психолого-педагогические аспекты словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности развития словаря младших дошкольников задачи и содержание словарной работы с детьми.
3. Описать методику использования дидактических игр и упражнений в лексическом развитии младших дошкольников
Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы наблюдение и анализ полученных результатов.

1. Лингвистические и психолого-педагогические аспекты словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Теоретический подход к проблеме развития речи и речевого общения в детском саду основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников сформулированных в трудах Л.С.Выготского Д.Б.Эльконина А.А.Леонтьева Ф.А.Сохина А.М.Шахнаровича. Речь ребенка развивается на основе подражания речи взрослых ее заимствования и воспроизведения. Существенную роль здесь также играют явно неподражательные элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание которое может формироваться как неосознаваемое обобщение как чувство языка. При этом подражание остается фактором речевого развития однако в основе последнего лежит активный творческий процесс овладения языком формирование речевой деятельности. Дети начиная уже с младшего дошкольного возраста даже без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности экспериментируют со словами создают новые ориентируясь как на смысловую так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня поэтому необходимо специальное обучение направленное на освоение ребенком языка.
Развитие языка понимается как длительный процесс количественного накопления слов освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом.
Для того чтобы раскрыть сущность и роль словарной работы в общеречевом развитии детей обратимся к характеристике слова его роли в языке и речи.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак обозначающий результат познания мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы отвлеченные понятия выражаются чувства и отношения. Говорящий пользуясь словами составляет из них словосочетания предложения а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы.
Слово имеет в своей исходной форме
— одно ударение
— фонетическую выраженность которая предполагает обязательное наличие звучания звуковой оболочки формы материального существования слова
— отнесенность к определенной части речи и
— грамматическую оформленность каждое слово имеет строго закрепленное место в грамматической системе языка т.к. относится к определенной части речи знаменательной или служебной и оформляется в соответствии с грамматическими законами языка
— непроницаемость т.е. невозможность произвольных вставок и изменений внутри слова приводящих либо к бессмыслице либо к появлению новых слов
— наличие значения являющегося частью содержательной стороны слова. Реальное употребление слова в речи — это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных. На значение слова оказывают влияние связь с другими словами унылая пора веселая пора контекст Она перешла на второй курсТы перешел уже всякие границы интонация слово прекрасно может обозначать высшую степень похвалы выражать иронию или сарказм.
Исследователи А.А. Леонтьев С.Л. Кацнельсон и др. в качестве основных выделяют следующие компоненты значения слова
— денотативный предметный компонент — отражение в значении слова особенностей денотата стул — это конкретный предмет
— понятийный концептуальный лексико-семантический компонент отражающий формирование понятий семантических связей слов
— коннотативный компонент отражающий эмоциональные отношения говорящего к слову — контекстуальный компонент жаркий летний день горячая вода в чайнике.
Слова в языке существуют не отдельно друг от друга. Они входят в
единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению так и по форме. К лексическим единицам относятся синонимы слова разные по звуковому составу но обозначающие одинаковые или близкие по значению явления действительности антонимы слова имеющие противоположные значения тематические группы слова одной и той же части речи объединенные однородностью или близостью значения мать брат отец сестра и т.д. — название родства идти ехать плыть летать и т.д. — глаголы передвижения. Место слова определяется также его многозначностью сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые семантические поля или так называемые вербальные связи под которыми в лингвистике понимается совокупность слов составляющих тематический ряд. По мнению В.А.Звегенцева человек в речевом акте оперирует не словами а семантическими полями и уже из них он подбирает нужное слово чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль. Овладение словом является процессом его обрастания лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова и системные связи между ними. Отсюда вытекает важный вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического грамматического значений и языковой формы звуковой морфологической на основе активного использования в речи.
Речь занимает центральное место в процессе психического развития развитие речи внутренне связанно с развитием мышления и с развитием сознания в целом. В психолого-педагогическом аспекте исследователи А.И.Максакова Е.М.Струнина О.С.Ушакова Г.М.Юртайкина Ф.А.Сохин Г.А.Тумакова и др. выделили три основных направления в развитии речи дошкольников структурное формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического лексического грамматического функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции когнитивное познавательное формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
С психологической точки зрения значение слова понимается как единство обобщения и общения коммуникации и мышления.
По мнению Л.С. Выготского именно в значении слова связан узел того единства которое мы называем речевым мышлением. Взгляд на слово как на феномен мышления определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми которая направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе по речевому развитию детей.
А сейчас перейдем к рассмотрению особенностей освоения лексики детьми младшего дошкольного возраста.

2. Особенности развития словаря младших дошкольников. Задачи и содержание словарной работы
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны количественный рост словарного запаса и его качественное развитие. Что касается второго то оно представляет по словам Л.С.Выготского грандиозную сложность.
Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов обозначающих предметы ближайшего окружения действия с ними а также отдельные их признаки. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется во-первых условиями воспитания взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов во-вторых характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Исследования А.Богатыревой показывают что понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения но и от того насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова обозначающие конкретные предметы которыми они пользуются одежда игрушки щетка лейка.
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов футляр — очечник мебель — спят там и т.д. И даже обобщающие слова в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов дети усваивают раньше других аналогичных по степени обобщения игрушки — играть одежда — одевать обувь — обувать. Наименее усвоенными оказываются слова обозначающие более отдаленные от детей явления например неурядица -это девочка у которой нарядного платья нет последователь — охотник который идет по следу.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей услышав выражение «он с петухом спать ложиться» ребенок возражает «Нет они заклюют».
Значение детских слов динамичны. Л.С.Выготский обращал внимание на то что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира значит для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. У ребенка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие обозначенное словом будучи обобщенным образом действительности растет ширится углубляется по мере развития ребенка по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности увеличивается круг людей и предметов с которыми он вступает в общение.
Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов придуманных ими. Факты собранные психологами педагогами лингвистами свидетельствуют о том что период от 2-х до 5-ти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам которые они слышат от окружающих взрослых.
Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований вместо раковина произносят ракушка вместо мыльница — мыльная мыльник. У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов Ребенок заменяет их другими вместо полка в шкафу — вешалка доска присваивает имя предмету вместо бретели — полоски лента. В связи с небольшим активным словарем ребенок старается выразить свои желании мимикой жестами и телодвижениями. Иногда дети выражают свои желания одним словом. Так в слове платье выражается просьба надеть платье.
Мышление детей этого возраста конкретно образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка прежде всего привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками.
Все ярко окрашенное звучащее двигающееся необычное по форме размерам особо интересует детей оставляет наиболее глубокий след в их сознании. Но за этими бросающимися в глаза признаками ребенок часто не видит главное.
Таким образом для детей младшего дошкольного возраста характерно освоение конкретного содержания слов необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения части предметов действия с ними.
Эти особенности развития детей и определяют задачи содержание и методику словарной работы с малышами.
В детском саду ставятся следующие задачи словарной работы
1. Обогащение словаря детей т.е. усвоение тех новых слов которых дети ранее не знали вовсе или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики названия предметов качеств свойств действий и процессов. Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений. Если запас слов растет медленно то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями то у дошкольников может возникнуть привычка болтать не вникая в смысл слов. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.
2. Закрепление и уточнение словаря. Дети младшего дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится прежде всего к трудным для них словам собирательным мебель посуда и т.д. и отвлеченным тишина доброта и т.д. существительным числительным и относительным прилагательным пассажирский городской и др. а также к словам сложным в звуковом отношении трамвай эскалатор и пр.. В силу того что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова многозначны дети часто употребляют их в неточном или даже неверном значении. Задача педагога — подвести ребят к доступному для них правильному пониманию смысла слов их оттенков научить подбирать синонимы антонимы т.е. добиться чтобы их речь выражала мысль.
3. Активизация словаря детей. Это значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи переводить слова из пассивного состояния слова которые говорящий на данном языке понимает но сам не употребляет. в активное это слова которые говорящий на данном языке не только понимает но и сам употребляет. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте. Например дети свободно говорят строфы К.Чуковского «Да здравствует мыло душистое» — но редкий ребенок нюхая розу скажет «Какой душистый цветок».
4. Устранение нелитературных слов употребляемых иногда дошкольниками исправление ошибочных ударений произношений.
Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне без употребления соответствующей терминологии.
А теперь рассмотрим особенности и содержание словарной работы в детском саду.
Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Дошкольники усваивают обществоведческий словарь слова и словосочетания обозначающие явления общественной жизни родная страна труд людей и др. природоведческий словарь названия животных растений явлений неживой природы бытовой словарь названия игрушек посуды предметов туалета мебели одежды пищи помещений частей тела и лица эмоционально-оценочный словарь слова обозначающие эмоции чувства переживания лексику связанную с математикой физическим воспитанием музыкой изобразительным искусством лексику необходимую для общения друг с другом со взрослыми для выражения собственных мыслей.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов но и названия действий состояний признаков цвет форма величина вкус свойств и качеств слова выражающие видовые названия отдельных предметов родовые фрукты посуда игрушки. транспорт и др. и отвлеченные обобщенные понятия добро зло красота и др. слова обозначающие время пространство утро день вечер близко далеко скоро долго. Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова — существительные глаголы прилагательные наречия. На данном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать следующими словами
— существительными — названиями предметов одежды посуды мебели игрушек растений дерево трава цветы овощей фруктов домашних животных их детенышей и др.
— глаголами обозначающими некоторые действия мыть варить готовить гладить стирать лечить и др.
— прилагательными большой маленький сладкий зеленый синий черный горячий холодный кислый красный желтый
— наречиями вчера сегодня завтра близко далеко низко высоко.
-необходимо увеличивать запас слов постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов игрушки одежда посуда мебель и др..
Малышей необходимо научить различать предметы по существенным признакам правильно называть их отвечая на вопросы что это кто это видеть их особенности выделять характерные признаки и качества какой а также действия связанные с ними их состояниями и возможными действиями человека что делает что с ним можно делать.
Такое обучение проводится в играх Что за предмет Кто что умеет делать.
От называния видимых и ярких признаков предмета игрушки нужно переходить к перечислению его свойств и качеств игра Кто больше слов скажет о яблоке какое оно и др..
При назывании действий объекта предмета или действий с этим предметом ребенка учат видеть начало и конец действия игра с картинками Что сначала что потом и др..
На наглядной основе малыши учатся различать слова с противоположным значением большой — маленький высокий — низкий сравнивать предметы игрушки картинки. Детей знакомят с обобщающими понятиями кофта юбка брюки – это одежда и т.д.
В.И.Логинова выделила в содержании словарной работы три направления
1 овладение словами обозначающими предметы и явления
2 освоение содержания слова на уровне его значения
3 усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Первое направление словарной работы – овладение словами представлено в работах Е.И.Тихеевой А.М.Бородич Ю.С.Ляховской В.В.Гербовой В.И.Яшиной и др. Накопление содержания детской речи осуществляется с помощью различных методов и средств
1. Наблюдение над окружающей действительностью природой общественной жизнью трудовой деятельностью людей игровой деятельностью детей. Дети учатся называть словом предметы явления неживой и живой природы доступные непосредственному восприятию признаки предметов цвет форма величина вкус правильно употреблять слова обозначающие пространство время близко далеко скоро долго утром днем вечером
2.Общение с взрослыми и сверстниками беседы совместная деятельность.
3. Речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление т.к. они не могут сами отбирать что хорошо что правильно и подражают всему что слышат
4. Художественная литература сказки стихи потешки прибаутки.
Второе направление словарной работы – освоение содержания слова — представлено в работах В.И.Логиновой и ее учеников. Исследователи разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слова.
Третье направление словарной работы – усвоение слова как единицы на уровне смысла — представлено в работах Ф.А.Сохина О.С.Ушаковой Е.М.Струниной и др. Работа над смысловой стороной осуществляется в форме лексических упражнений. Педагогу необходимо привлекать внимание детей к словам которыми можно назвать один и тот же объект кошка кисонька киска к одним и тем же словам обозначающим разные предметы и состояния носик у куклы — носик у чайника стараться активизировать в речи детей имена существительные прилагательные глаголы — в игровой форме учить детей пользоваться многозначными словами погладить — котенка щенка утюгом одежду. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям — называние слова подбор к нему признаков и действий — составление словосочетаний. затем предложений и в конечном итоге использование многозначных слов в связном тексте. Работа с детьми над синонимами переплетается с работой по усвоению тематических групп слов идти шагать плестись брести и т.д.. Работа над антонимами проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения дети глубже понимают многозначность слова.
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова обогащение его речи смысловым содержанием т.е. на качественное развитие словаря.
Работа над словом имеет особое значение в дошкольном возрасте поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи происходит становление социальных контактов формируется личность.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в лексическом развитии младших дошкольников
Дидактическая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка его эмоциональность активность развивающаяся потребность в общении.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида
1 игры с предметами игрушками природным материалом и пр.
2 настольные печатные игры
3 игры словесные.
1. Игры с предметами наиболее доступны детям младшего дошкольного возраста так как они основаны на непосредственном восприятии соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними кроме того ребенок с желанием называет увиденные предметы. В таких играх закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине большие и маленькие шарики двух-трех цветов собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов чередуя их в определенной последовательности по цвету. В процессе этой деятельности осуществляется сенсорное развитие ребенок познает свойства и качества предметов учится обобщать признаки. Такие игры воспитывают сосредоточенность умение спокойно не отвлекаясь заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом развивают способность подражать взрослому. Игры с игрушками сопровождаются движениями что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Для развития словаря используются различные категории игрушек люди фигурки детей взрослых жилища людей и их окружение средства передвижения и т.д. . Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки изображающие предметы быта а для активизации природоведческого словаря – природный материал листья овощи фрукты.
Игры-занятия с образными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем обогащают их словарный запас способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности «Оденем куклу на прогулку» «Мишка ждет гостей». В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка .Особое значение имеет предложенная Е.И.Тихеевой дидактически оборудованная кукла платье белье и обувь постель посуда мебель орудия труда которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
1. Настольные печатные игры так же как и игры с предметами основаны на принципе наглядности но в этих играх детям дается не сам предмет а его изображение. Настольно-печатные игры разнообразны по видам парные картинки лото домино складные кубики. Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых две шапочки одинаковые и по цвету фасону или две куклы внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам но и по смыслу например найти среди всех картинок два самолета два яблока.. Такие игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей в процессе которых малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами а с их изображением на картинках. Разнообразны и умственные задачи решаемые на занятиях закрепление знаний о предметах их назначении классификации обобщение предметов по существенным признакам установление взаимосвязи между предметами Например в игре «Что растет в саду в лесу в огороде» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений соотносят с местом их произрастания объединяют их по этому признаку составление целого из частей. малыши учатся складывать картинку из 2-4 частей «Наша посуда» «Игрушки».
3. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание умение прислушиваться к звукам речи повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества потешки прибаутки сказки. Воспитатель должен добиваться чтобы дети внимательно слушали и выполняли определенные действия и правила по сигналу одновременно или поочередно начинали или прекращали действие так в игре «Чей домик» малыши по очереди подают голоса обитателей домиков — взрослого животного или его детеныша. Учитывая рекомендации физиологов М.М.Кольцова и др. о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга следует проводить с детьми соответствующие игры например народную игру «Пальчики» с речевым сопровождением .
Наиболее интересны для детей и полезны для их умственного развития разнообразные игры-загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения умения определить существенные признаки предмета и по ним узнать предмет. Самые простые загадки доступные для малышей — определение знакомого предмета на ощупь Чудесный мешочек» «Угадай что делает Петрушка» узнать по описанию хорошо известный предмет животное растение. В младших группах воспитатель сам играет с детьми объясняя им правила он сам первый узнает предмет на ощупь описывает картинку. Важно чтобы игры были не только поучительными но и вызывали интерес детей радовали их.
Иногда в бессюжетные игры вводится образ например загадки загадывает Петрушка. То что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель а кукла очень повышает умственную активность малышей. .
Содержание дидактической игры определяется «Программой воспитания в детском саду» оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания уже имеющиеся у детей. Такие словарные дидактические игры помогают освоению слов в их обобщающих значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Сущность дидактической игры заключается в том что дети решают умственные задачи предложенные им в занимательной игровой форме. Они сами находят решения преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу как практическую игровую.
Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов подлежащих усвоению и подбор соответствующего материала.
Воспитательное значение правил велико если они выполняются сознательно если руководствуясь ими ребенок управляет своим поведением. Поэтому необходимо объяснять правила создавать к ним интерес до начала игры.
Таким образом дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать обогащать закреплять активизировать свой словарь.
В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры-занятия с куклой. Эти занятия ценны тем что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях по-разному изменяясь. Занятия с куклой встреча новой куклы день рождения куклы купание куклы устройство комнаты для куклы одевание куклы на прогулку укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей названия частей тела предметов одежды посуды мебели глаголы обозначающие действия во время умывания одевания еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт продумывать какие новые слова будут введены. Например на занятии Купание куклы закрепляются слова раздеть снять одеть простынка вводятся названия действий намылить смыть обтереть и др.
Игры-занятия проходят как разговор воспитателя с детьми сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту игре создает условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово.
Широко используются словесные дидактические игры. Основная цель данных игр — развивать их речевую активность умение соотносить действие со словом потешки стиха добиваться понимания ими значения слов правильного их произношения.
Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам мимике так как дети 3-4 лет быстро реагируют на выражение лица воспитателя. Например воспитатель широко открывает глаза от удивления и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо — и у всех детей на лицах грусть. Не надо изображая волка медведя козу делать страшное лицо говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть говоря «Не хочу играть в страшную козу».
Сидеть или стоять во время игры следует так чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя его рот глаза. Читать стихотворение надо так чтобы каждому казалось что это ему читают и рассказывают т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного то на другого играющего. Поэтому стихотворение потешку шутку воспитатель должен знать наизусть.
В выборе игр для малышей следует руководствоваться советами Е. И. Тихеевой использовать народное творчество как источник в котором можно найти материал отвечающий как по содержанию так и по форме требованиям предъявляемым к произведениям для детей самого раннего возраста.
В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность игрушки картинки. Она всегда активизирует речь детей побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений а также изобразительная наглядность — игрушки и картины.
Большое место занимают специальные занятия-игры по ознакомлению с предметным миром. Методика этих занятий была предложена Е.А.Тихеевой и дополнена В.И.Логиновой.
К методике занятий предъявляются следующие требования
— познавательная деятельность должна быть опосредована практическими задачами и опираться на игровые приемы
— предметы должны быть хорошо знакомы детям — те с которыми они уже действовали и назначение которых им хорошо известно
— следует подбирать дополнительные предметы лишенные какой-нибудь части детали сделанные из другого материала и потому непригодные для деятельности
— дети должны активно действовать с предметами выбирать подходящие и мотивировать свой выбор
— руководство познавательной и речевой деятельностью воспитатель осуществляет через указания как надо действовать с предметами и вопросы.
Приводим примеры дидактических игр и упражнений для развития лексической стороны речи младших дошкольников.
Словесные дидактические игры на пополнение словарного запаса.
1. «Про сороку»
Цель игры. Учить детей слушать родное слово улавливать ритм потешки понимать о чем в ней гово¬рится.
Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Во¬спитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки «варит каш¬ку» приговаривая
Слова Движения
Сорока сорока Воспитатель и дети «варят кашку» вместе.
Сорока-белобока
Кашу варила
На порог скакала
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке Загибают по очереди пальцы начиная с мизинца.
Этому на блюдечке
Этому в чашечке
Этому в мисочке
А этому ничего не дала. Большой палец не загибают.
Ты дров не таскал
Ты воды не носил Обращается к большому пальцу.
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень тут колода
Тут дрова
Тут горячая вода.
При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» де¬лает паузу а дети заканчивают фразу «на блюдечке» «в чашечке» «в мисочке».
2. «Заинька»
Цель игры. Учить детей согласовывать слова сти¬хотворения с действиями.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика он становится в центр кру¬га. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают
Заинька по сеничкам
Гуляй погуливай
Серенький по новеньким
Погуливай гуляй
Некуда заиньке выскочити
Некуда серому выпрыгнути.
Заинька поскачешь —
Выскочешь
Серенький попляшешь —
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой все хлопают в ладоши а зайчик пляшет. После этого зайчи¬ка выпускают из круга и выбирают нового. Игра повто¬ряется 2—3 раза
3. «На птичьем дворе»
Цель игры. Закрепить знания детей о том как кри¬чат домашние птицы воспитывать правильное звукопроизношение.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря Кря-кря-кря
Наши гуси у пруда — Га-га-га Га-га-га
А индюк среди двора — Бал-бал-бал Балды-балда
Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у-грру-грру-у
Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку
«Как кричат уточки» — спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет закрепляет с детьми произно¬шение звуков.
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы — «уточки» «гуси» «индюки». «Наши уточки с утра» — говорит воспитатель а дети-уточки отвечают «Кря-кря-кря Кря-кря-кря» и т. д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать как уточки а нельзя надо уметь промолчать подождать своей очереди.
4. «Конь»
Цель игры. Развивать речь детей упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изо¬бражают скачущих лошадок. Воспитатель становится так чтобы дети его видели и вместе с детьми произносит слова потешки слова заранее заучиваются на занятии.
Слова
Топ-топ-топ
Ты скачи в галоп.
Ты лети конь скоро-скоро
Через реки через горы
Все в галоп в галоп в галоп.
Гоп-гоп-гоп
Тпру..— говорит воспитатель.
Игру можно повторить меняя бейка.
Движения
Дети скачут по ком¬нате имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавлива¬ются и тоже произ¬носят «тпру».
впереди стоящего ребенка.
Приложение 2.
Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря
1. «Угадай по описанию»
Цель
Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета развивать наблюдательность.
Игровой материал
Предметные картинки снеговики матрешки петрушки неваляшки бабочки медвежата. Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
Картинки ‘снеговики’
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель показывает картинки например снеговиков и объясняет «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть то можно заметить различия».
Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
— Посмотрите на лица снеговиков. Они
— Одинаковые. Два глаза и оранжевый нос.
— На головах
— У одних снеговиков ведра у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.
— В руках
— Метлы лопатки веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке другие — в левой.
— Количество пуговиц
— Где — две где — три.
«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков когда я буду рассказывать об одном из них — предупреждает педа¬гог. — Итак угадайте о котором снеговике я расскажу.
У этого снеговика оранжевый нос из картона на голове синее ведро у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».
Давая описание педагог сначала называет признак общий для всех снеговиков оранжевый нос из картона потом указывает на признак имеющийся только у трех снеговиков синее ведро далее подчеркивает признак присущий только двум снеговикам палка красного цвета и наконец обращает внимание детей на последний — отличительный признак две пуговицы.
Можно предложить детям и иной путь анализа. Например воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек «Эта матрешка в платке красного цвета в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска.
Когда я говорю что матрешка в платке красного цвета на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит остаются три матрешки. Когда я сказала что у матрешки в руке зеленый платочек исключается еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала что у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Стало быть теперь вы ее легко сможете найти».
Ребенок вызванный к доске указывает на картинку о которой по его мнению рассказывал педагог можно сделать под ней какую-то пометку например поставить мелом черточку. Лишь после того как будут заслушаны ответы 10-12 детей воспитатель указывает на своего снеговика матрешку и др.. Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание а дети контролируют правильность выбора. Описание петрушкиэтот петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма желтая другая — красная. В руке голубой продолговатый шар.
Картинка ‘клоуны’
Описание бабочки у этой бабочки коричневое тельце два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна на нижних крылышках.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют 5 детей каждый получает по одной картинке. У воспитателя — по одному комплекту картинок каждого наименования. Педагог предлагает угадать о которой из неваляшек матрешек бабочек и т. д. он расскажет «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником с тремя пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой».
Картинка ‘матрешки’
Ребенок угадавший по описанию свою неваляшку говорит «Это моя неваляшка потому что у нее голубое платьице»- затем перечисляет все признаки которые назвал воспитатель и кладет свою картинку рядом с ее. Далее играющие получают другие картинки и игра продолжается.
2. «Уточним цвет предметов»
Цель
1. Упражнять детей в различении цвета предметов учить различать близкие цвета красный — оранжевый красный — розовый розовый — сиреневый синий — голубой и др.
2. Следить за правильностью согласования прилагательных с существительными голубая незабудка.
3. Упражнять в составлении предложений с союзом а помидор красный а морковь оранжевая.
Игровой материал
1. Таблицы с изображениями двух растений близких по цвету помидора и моркови мака и шиповника незабудки и сливы розы и сирени василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги приклеенным сверху другое — прорезано силуэтно сзади имеется конверт куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2. Цветные бумажные прямоугольники красный оранжевый розовый сиреневый голубой синий фиолетовый.
Таблица к игре ‘Уточним цвет придметов’
Ход игрового упражнения на занятии I вариант
Воспитатель показывает детям таблицу с изображением помидора и моркови но помидор пока прикрыт листком бумаги. Спрашивает «Что это Морковь. Какого цвета морковь» Морковь оранжевая.
Затем педагог выкладывает 2 прямоугольника красного и оранжевого цвета предлагает вызванному ребенку найти оранжевый прямоугольник и вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит что под белым листком бумаги еще что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем фруктом цветком.
Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они назовут помидор воспитатель поднимает листок. Затем он просит назвать цвета обоих растений морковь оранжевая а помидор — красный предлагает запомнить их и не путать.
Для закрепления представлений детей о красном и оранжевом цвете можно использовать таблицы на которых нарисованы перец и рябина апельсин и гранат.
Аналогично проводится работа по различению других цветов с использованием изображений следующих растений незабудки и сливы голубой и синий прямоугольники баклажана и василька фиолетовый и синий прямоугольники сирени и розы сиреневый и розовый прямоугольники мака и шиповника красный и розовый прямоугольники.
II вариант Наведем порядок
Воспитатель заранее вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений любые цветные прямоугольники. Предлагает детям навести порядок и переложить цветные прямоугольники в те конверты где изображены овощи фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений а дети называют сходные цвета «Незабудки голубые а сливы синие».
3. «Ход игрового упражнения на занятии»
Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы рубашки рыбки фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я про другой тот кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета то и вы должны назвать только цвет если я скажу какой формы у меня предмет то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. Эта игра хороша для индивидуальной работы по обучению рассказыва¬нию в средней группе детского сада.
Воспитатель. На моей картинке — рубашка.
Ребенок. На моей — тоже рубашка.
Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона.
Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.
Ребенок. А моя полосатая.
Воспитатель. Рубашка с одним карманом расположен¬ным на левой стороне груди.
Ребенок. Рубашка с двумя карманами расположенными снизу.
Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.
Воспитатель. У меня рыбка красного цвета.
Ребенок. А у меня голубого.
Воспитатель. У моей рыбки большой хвост.
Ребенок. У моей маленький.
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры за правильностью сравнений.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют четверо детей. На столе лежат четыре пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том что на ней изображено.
Ребенок у которого предмет того же наименования включается в сравнение. Потом эти две картинки выкладывают рядом и играющие проверяют правильно ли были названы признаки предметов обо всем ли сказано. Например
Воспитатель. У меня желтый фартук.
Ребенок. А у меня голубой.
Воспитатель. На моем фартуке один карман.
Ребенок. А на моем два кармана.
Воспитатель. Мой фартук украшен узором из малень¬ких кружков точек и треугольников.
Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.
В дальнейшем на роль ведущего можно назначать кого-нибудь из детей.
Таким образом дидактические игры и упражнения способствуют пополнению активизации и закреплению словарного запаса при условии их систематического проведения не только на занятиях по ознакомлению с окружающим но и в повседневной жизни детей.
Заключение
Литература
24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. под ред. Ф.А.Сохина. – М. Просвещение 2005.
25. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. 2001.
26. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос 2004.
27. Ушакова Т.Н Речь истоки и принципы развития. – М. ПЕР СЭ 2004.
28. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи Книга для воспитателя детского сада. – М. 1988.
29. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика Хрестоматия. Учебное пособие Составление Седова К.Ф. – М. Лабиринт 2004.
30. Эльконин Д. Психология игры. –– М. Владос 1999 г. Серия Сам себе психолог
31. Яшина В.И. Словарная работа с детьми 4-5 года жизни. – М. 1985.