Методика практико-ориентированного обучения ОБЖ
Введение
Глава 1 Теоретические основы практико-ориентированного обучения
1.1 Практико-ориентированное обучение как одно из требований ФГОС
1.2 Характеристика практико-ориентированного обучения
1.3 Особенности проведения практических работ по ОБЖ
Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка методики практико-ориентированного обучения ОБЖ
2.1 Методика организации практических работ по ОБЖ
2.2 Критерии оценки методики практико-ориентированного обучения ОБЖ
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.4 Методические рекомендации по проведению практических работ по ОБЖ
Заключение
Список литературы
Глава 1 Теоретические основы практико-ориентированного обучения
1.1 Практико-ориентированное обучение как одно из требований ФГОС
В условиях стремительного развития общества, в модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся ни сколько теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью. Развитие образования подрастающего поколения – процесс непрерывный: они учатся и развиваются не только, даже не сколько, в школе, сколько под влиянием семьи, социума, сверстников, СМИ и Интернета.
Интерес к учебному предмету может понижаться, поэтому новый ФГОС принятый в июне 2013 года ставит перед учителем задачу обеспечить познавательный интерес школьников и уровень их практических знаний, умений и навыков. Для прочного усвоения знаний по учебному предмету ОБЖ требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. Это способ организации обучения, содержание и формы организации, которые ориентированы на всестороннее развитие ребенка, прежде всего на способы самостоятельного получения знаний, развитие способностей в процессе самостоятельной познавательной деятельности, хорошее эмоциональное отношение к содержанию и обучению, гуманность образовательного процесса. К. Д. Ушинский считал, чтобы «дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель полностью руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал», это является основополагающим в педагогической деятельности, позволяющим эффективно достичь положительных результатов даже в социальном воспитании.
ФГОС рекомендует изменить характер учебной деятельности и роль учителя, потому что главной целью введения ФГОС является создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства, чтобы ученик перестал быть пассивным звеном образовательной цепи учебного процесса и стал активным субъектом. Учитель становиться организатором коммуникаций, чтобы повысить эффективность обучения, поскольку подкрепляемая практическими навыками, переход от традиционных моделей обучения к личностно и практико-ориентированным требует длительного развития учителя как «старшего товарища», в результате чего возникает следующий ряд проблем:
— как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
— как уйти от перегрузки в обучении и сохранить здоровье детей;
— как обеспечить не механическое усвоение знаний, а абстрактно-логическое с применением практико-ориентированных технологий;
— как успешно работать со всем классом и с каждым учеником на уроке.
Решить эти проблемы возможно с помощью применения практико-ориентированного обучения, на личностном уровне через раскрытие индивидуальности ребенка в правильной организации процесса обучения. Содержание учебного материала и организация учебной деятельности должны быть практико-ориентированными, в результате чего добьемся познавательного интереса и активности учащихся. Все учителя ОБЖ указывают на то, что интерес развивается, если потребности учащихся удовлетворены тем, что изучаемый материал носит практическую направленность, интересен и красочен, на этом и построен процесс обучения по развитию мышления и познавательной активности. Ученики охотно выполняют такую работу (это могут быть, например, проекты), в которой они могут проявить себя. Приемы, методы и средства обучения должны быть разнообразными, задания — доступными и направленными на практическое применение, эстетичными и интеллектуальными, например, ситуационные задачи, упражнения, сборы и так далее. Каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен особый подход. Важно обучить учащихся к самостоятельному формулированию проблемных вопросов, для этого необходимо выявить проблему, это повышает участие в активной учебной деятельности.
1.2 Характеристика практико-ориентированного обучения
Для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. Исходя из того, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической деятельности. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного обучения, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т. е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения — научения, т. е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Из некоторого множества можно выделить два способа реализации практико-ориентированных обучения: − во-первых, практико-ориентированные занятия как метод обучения; − во-вторых — как технологически организованный процесс обучения учащихся. Этот процесс основан на решении разноуровневых по сложности задач, связанных с практикой жизнедеятельности человека. Практико-ориентированные занятия в виде решения ситуационных задач представляют технологический процесс решения трехуровневых задач. Задачи первого, минимального уровня (т. н. шаблонные задачи) имеют репродуктивный характер, т. к. закрепляют полученные учениками знания. Решение их в группах носит также развивающий характер. Задачи второго, базового уровня по конструкции состоят из нескольких объединенных ассоциативными связями задач минимального уровня. Ключевым для таких задач будет вопрос «Почему?». Учащиеся должны пояснить почему, при каких условиях, вследствие чего получается искомый результат. В этом случае реализуется идея диалогичности обучения. Диалог создает оптимальные предпосылки для развития положительной мотивации к учению у ребенка, обеспечивает формирование личностной самостоятельности и ответственности, стимулирует раскрытие творческих способностей субъектов. Характеристикой диалогического взаимодействия (учитель – ученик, ученик – ученик) будет термин «развивающее», который отражает, что «…генеральный путь содействия развитию личности состоит в стимулировании (в т. ч. через предоставление возможностей самовыражения) внутренних источников этого развития». Задачи третьего уровня, повышенной сложности, решаемые в группах переменного состава, предполагают организацию развивающего и эвристического обучения. Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и пути его образования. Эвристический подход к образованию ориентирует ученика на достижение неизвестного заранее результата. Практико-ориентированные занятия в совокупности с другими методами обучения направлены на овладение умениями, практическими навыками, на выбор индивидуального пути развития качеств личности учащегося, т. е. они определяют практико-ориентированный характер учебного предмета ОБЖ. При решении конкретной ситуации обучающиеся обычно действуют, как в реальной жизни: анализируя ее, используя свой опыт, а также применяя те способы, средства и критерии анализа, которые были ими усвоены в учебном процессе. При этом обучающиеся зачастую сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими правильными и достаточно надежными, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными. Основой формирования готовности школьников к действиям при возникновении природных опасностей стала идея применения нестандартных, нетрадиционных, нелинейных педагогических технологий, опора на их творческую активность, повышение мотивации в приобретении знаний, умений и навыков обеспечения собственной безопасности, самостоятельная поисковая деятельность. Наряду с традиционными возможностями учебно-воспитательного процесса используются иные, более эффективные формы работы в данном направлении. Решение проблемы происходит путем внедрения в учебно-воспитательный процесс интерактивных методов обучения, которые базируются на «самовозбуждении», на творческом интересе к выполняемой деятельности. Понятие «интерактивный метод» в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой определяется как: «Организация совместной деятельности учащихся, выработка тактики и стратегии их взаимодействия, организация активного обмена информацией в учебном диалоге: учитель – ученик, ученик – ученик». Руководствуясь данным определением, в процессе формирования знаний и умений относительно адекватного поведения при угрозе или возникновении террористического акта и связанных с ним критических ситуациях применяем в качестве «интерактивных» различные методы. Метод анализа конкретных ситуаций предполагает использование набора ситуационных заданий теоретического и практического характера, которые уже когда-либо случались в жизни и имели конкретные последствия своего развития или были смоделированы учителем таким образом, что ученику необходимо найти способы их разрешения, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывая соображения о направленности дальнейших действий. Ученик в процессе решения поставленной перед ним или группой обучаемых задачи, проявляя творческое мышление и инициативу, представляет опасную ситуацию, оценивает ее, делает выводы о закономерностях развития ситуации и принимает целесообразное решение, вырабатывая тем самым систему аналитического поведения и постоянную готовность к принятию решений. Таким образом, данный метод позволяет максимально приблизить ребенка к пониманию сущности природных опасностей, их развития, последствий и способов нейтрализации или минимизации ущерба. Применение данного метода позволяет выявлять и формировать личностные качества обучающихся, повышать мотивацию обучения, отрабатывать полученные знания и умения на практических занятиях, проводить контроль знаний обучаемых. Игровой метод включает в себя активную учебную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Данный метод используется для придания процессу обучения эмоциональной окраски, усвоения материала через творческий процесс, в момент которого осуществляется социализация учащегося в группе одноклассников. В деятельности происходит осмысление и усвоение материала, ребята учатся предвидеть первоочередные и перспективные действия при возникновении природных опасностей. В качестве таких методов на занятиях применяем дидактические, сюжетноролевые, военизированные, деловые игры, игры на местности, ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, игры. Упомянутые методы направлены на познавательную и интеллектуальную деятельность в изучаемой области. Исследование показывает, что целенаправленному формированию готовности к действиям при возникновении природных опасностей способствуют беседы и диспуты на темы: «Что ты знаешь о природных опасностях»; «Как вести себя при возникновении природных опасностей»; «Какие качества личности необходимы для успешного преодоления опасностей природного характера» и т. д. Наблюдения за обучением учеников на уроке показывают, что на их подготовленности отрицательно сказывается выполнение однотипных задач или крайне большое их разнообразие. В первом случае в новой ситуации у них не хватает гибкости, творчества, во втором – последовательности, точности в действиях. Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий, в которых они выполняются, вырабатывает подготовленность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщенные способы действий, необходимые в чрезвычайных ситуациях. Оправданным является подход, основанный на обучении детей поведению в опасных ситуациях, регулировании степени реальности грозящей им опасности, постепенном повышении уровня самостоятельных действий.
В практико-ориентированном процессе обучения применяются различные виды практической работы учащихся (проекты, лабораторная работа, упражнения, ситуационные задачи), с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Практические работы – один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным работам. Применяется также термин «лабораторно-практическая работа», которым обохзначаются задания, направленные на формирование у школьников знаний, умений и навыков по темам предмета. Практические работы включаются в учебные программы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212)
Практическая работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Все виды практических работ, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Виды практических работ по дидактической цели делятся на пять групп:
-приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
-закрепление и уточнение знаний;
-выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
-формирование умений и навыков практического характера;
-формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп, включает в себя несколько видов практических работ, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели:
-приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
-закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
-выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
-формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Практическая работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, самостоятельности, на темп усвоения нового материала.
Анализ опыта учителей школ показал, что:
-систематически проводимые практические работы (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
-организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности.
-при тщательно продуманной методике проведения практических работ у учащихся происходит формирование умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на получение познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации практических работ на уроках и сочетании ее с различными видами работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых практические работы совершенно не организуется или проводятся нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
В процессе подготовки и выполнения практических работ развиваются самостоятельность, познавательные и творческие способности личности, потребность в самообразовании, высокая культура труда.
Практико-ориентированный подход в обучении позволяет учащимся приобрести необходимый минимум практических умений и навыков, опыт организаторской работы, теоретические знания, которые закрепляются практической деятельностью, мобильность и компетентность. Что соответствует образовательному стандарту.
1.3Особенности проведения практических работ по ОБЖ
Практические работы выполняют для овладения такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, связи теории с практикой в обучении, развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. Практические работы содействуют конкретизации и закреплению знаний, содержание и приемы выполнения обусловлены спецификой учебного предмета, например, ведущей дидактической целью практических занятий по ОБЖ является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками).
На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. На начальных этапах обучения практические работы носят преимущественно тренировочный характер, постепенно сложность работ изменяется: учащиеся от простых заданий переходят к выполнению более сложных. По мере овладения соответствующими навыками учащиеся могут проводить практические работы самостоятельно, в этом случае работы приобретают исследовательский характер.
Практические работы по предмету ОБЖ, составляются в соответствии с требованиями ФГОС. Работы предназначены для проведения практических занятий по предмету ОБЖ. Рабочие материалы по предмету составлены на основе программы по Основам безопасности жизнедеятельности 10 класса.
Таблица 1 Перечень практических работ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ УРОКОВ Кол-во часов НАИМЕНОВАНИЕ ЗАДАНИЙ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 2 Практическая работа «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования», «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций 2 Лабораторной работы «Прогнозирование техногенной катастрофы»
Современный комплекс проблем безопасности военного характера 1 Практическая работа «Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России»
Нормативно правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 1 Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 2 Проектная деятельность «Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности»
Здоровый образ жизни и его составляющие 1 Практическая работа «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны 3 Практическая работа «Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени», проектная деятельность «Средства индивидуальной защиты населения», «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности государства»
Вооружение сил РФ 1 Проектная деятельность «Определение роли Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства»
Виды и рода Вооруженных сил России 2 Проектная деятельность «Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации»
Размещение и быт военнослужащих 2 Практическая работа «Отработка порядка приема Военной присяги», решение ситуационных задач «Распределение времени и повседневный порядок»
Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы 1 Практическая работа «Общие положения суточного наряда» «Обязанности часового»
Огневая подготовка 2 Упражнения «Порядок неполной разборки и сборки автомата», Практическая работа
«Приёмы и правила стрельбы из автомата»
Строевая подготовка 2 Практическая работа «Строевые приемы и движение с оружием», «Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте»
Лабораторная работа носит обучающий характер, а практическая – контролирующий — это принципиальная разница между двумя формами практической деятельности учащихся в процессе обучения.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей). Содержанием лабораторных работ является экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение и развитие явлений, процессов и др.
Лабораторная работа «Выживание в условиях природной среды»
Задание 1 Определение сторон света по механическим часам и Солнцу.
Оборудование: наручные механические часы. Условие: определить направление на Юг с использованием наручных механических часов и Солнца.
Порядок выполнения: Необходимо расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Угол между часовой стрелкой и 12 часами разделить пополам, а линия, разделяющая этот угол, и будет указывать на Юг, причем Юг до 12ч. будет с правой стороны от Солнца, а после 12ч. с левой.
Во многих регионах страны, летом время переводится на час, поэтому полдень наступает в 13 часов дня, т.е угол измеряется между часовой стрелкой и цифрой 1. На территории России было введено декретное время, опережающее поясное на час, т.е летом у нас полдень наступает в 14 часов, а зимой – в 13 часов, соответственно угол, указывающий на Юг, уже измеряется между часовой стрелкой и цифрой 2 или 1 соответственно.
Задание 2 Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование: линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные. На основании этого существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.
Пример: Высота телеграфного столба равна 6м при измерения на линейке займет 8мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.
Задание 3 Определение расстояния по карте с использованием циркуля.
Оборудование: линейка с миллиметровыми делениями, циркуль, карта с обозначенным масштабом и проложенным карандашом извилистым маршрутом.
Порядок выполнения:
1Учитель выдает участнику карту с проложенным карандашом маршрутом.
2Устанавливается небольшой раствор циркуля, который называется шагом. Длина шага зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна превышать 1 см. Одну иглу циркуля ставят в начальную точку маршрута, а вторую в направлении измеряемой линии. Поворачивая циркуль относительно одной из игл, «шагают» по маршруту. Общая длина маршрута равна числу шагов, умноженному на шаг циркуля, плюс остаток.
3Определяется масштаб — сколько в 1-ом сантиметре карты укладывается реальных сантиметров на местности (например, 1:100 000 — в 1 см на карте 100 000 см на местности).
4Полученная длина маршрута умножается на масштаб и делится на 100 000 для перевода из см в км.
Задание 4 Лазание по гимнастическому канату с помощью ног.
Оборудование: канат для лазания в спортивном зале (длина около 5м, толщина – 40-50мм).
Порядок выполнения: Залезть по канату с помощь ног и спуститься обратно.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений — профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Содержанием практических занятий является:
— решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т. п.) ;
— выполнение вычислений, расчетов;
— работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
— работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;
— составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации.
Разработаем практическую работу по основам безопасности жизнедеятельности «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности государства» и предложим методику развития самостоятельности на основе этой работы. Она построена с учетом специфики развития самостоятельности. Цель работы: уметь различать индивидуальные средства защиты по их применению. Приобретение практических навыков использования средств индивидуальной защиты.
Практическая работа содержит задания, которые повящены изучению индивидуальных средств защиты. При выполнении заданий учащиеся приобретают следующие знания:
-состав и назначение средств индивидуальной защиты (СИЗ);
-учатся определять размер противогаза, используя данные таблицы;
-осваивают методику одевания противогаза, используя краткие теоретические сведения.
Перечень используемого оборудования: Противогаз общевойсковой и гражданский ГП – 5.
Время выполнения: 60 мин.
1Пояснение к работе.
Краткие теоретические сведения (СИЗ)
1.1Состав и назначение средств индивидуальной защиты (СИЗ)
СИЗ предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств.
СИЗ подразделяются на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.
К средствам защиты органов дыхания относятся:
— противогазы (фильтрующие и изолирующие)
— респираторы;
— противопыльные тканевые маски ПТМ -1
— ватно- марлевые повязки.
К средствам защиты кожи относятся:
— защитные комплекты
— комбинезоны и костюмы изготовленные из специальной прорезиненной ткани
— накидки
— резиновые сапоги и перчатки
— различные подручные средства.
По принципу защиты СИЗ делятся на: фильтрующие, изолирующие.
По способу изготовления СИЗ делятся на средства: изготовленные промышленностью; простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.
Фильтрующие противогазы ГП-5 (ГП-5М и ГП-7В) ГП-5 предназначены для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих (ОВ) и АХОВ, бактериальных средств.
ГП-7 защищает от ОВ и опасных веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.
Дополнительные патроны (ДП) созданы для защиты от АХОВ хлор, сероводород, сернистый газ, соляная кислота, синильная кислота, фенол, фосин.
В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения ШБ-1 («Лепесток», « Каша», У-2К, Р-2), многоразового исправления (РПГ-67, РУ-60М).
Простейшие средства защиты органов дыхания ПТМ-1 защищают органы дыхания человека от радиоактивной пыли.
« ПОХОДЫ» положения противогаза:
— верх сумки на уровне талии, клапан застегнут.
В положение «НАГОТОВЕ» противогазы переводят в готовность по команде.
Противогазы готовы!
— сумка передвигается вперед, клапан отстегивается.
В «БОЕВОМ» положении надевается лицевая часть, по команде «ГАЗЫ!»
При переводе противогаза в «боевом» положение необходимо:
— снять головной убор;
— вынуть шлем-маску из сумки, взять обеими руками за утолщенные края у нижней части, так чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные внутри;
— задержать дыхание и закрыть глаза;
— подвести шлем-маску к подбородку и резким движением руки вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы, не было вверху складок;
— сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
-надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить ее на туловище.
Противогаз считается надетым правильно, если стекла очков лицевой части находятся против глаз, шлем-маска плотно прилегает к лицу.
Необходимость сделать сильный выдох перед открытием глаз т возобновлением дыхания после надевания противогаза объясняется тем, что надо удалить из – под маски зараженный воздух, если он туда попал в момент надевания.
При надетом противогазе следует дышать глубоко и равномерно. Если нужно бегать — темпы увеличиваются постепенно.
Противогаз снимается по команде « Противогаз снять!» Для этого надо слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.
2 Ответьте на контрольные вопросы:
А) Какой из СИЗ является наиболее универсальным?
Б) Почему необходимо сделать выдох при одевании противогаза?
В) Сколько размеров имеет противогаз?
2.4 Освоить методику одевания противогаза, используя краткие теоретические сведения.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов, так Г.В. Терехова говорит в своем докладе, что метод проектов и проектная деятельность — это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.
Понятие о проекте. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:
— конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера
— форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени
— дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств
Другими словами, проект — это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Проектная деятельность. Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
— анализ проблемы;
— постановка цели;
— выбор средств ее достижения;
— поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
— оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
— Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
— Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности. Основными действиями по работе с ситуационной задачей являются:
-подготовка к занятию;
— знакомство с критериями оценки ситуационной задачи;
— уяснение сути задания и выяснение алгоритма решения ситуационной задачи;
— разработка вариантов для принятия решения, выбор критериев решения, оценка и прогноз перебираемых вариантов;
— презентация решения ситуационной задачи (письменная или устная форма);
— получение оценки и ее осмысление.
Согласно Т. Томашевскому выделяют четыре типа си¬туаций, в которых необходимо принятие решения о действии:
1 Ситуация выбора (фактически — это классическая ситуация реакции выбора): во всех этих ситуациях человек должен осу¬ществить выбор (селекцию) сигналов, классифицировать их на такие, которые требуют реакции, и такие, которые ее не требуют.
2 Сложная ситуация. Сложными ситуациями называются та¬кие ситуации, в которых человек должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источника инфор¬мации, либо выполнять более чем одно действие.
3 Ситуация предпочтения. Когда различные возможные ре¬акции имеют для человека неодинаковое значение, когда по ка¬кой-либо причине он выбирает одно из двух.
4 Вероятностные ситуации. Такого рода ситуации возникают в тех случаях, когда человек выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении инфор¬мации.
Существуют различные классификации способов принятия решений.
Например, по Мескону, выделяют:
1 Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор.
2 Решения, основанные на суждениях. Такое решение иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
3 Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
При выставлении оценки преподаватель учитывает:
— полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля),
— логичность изложения материала;
— аргументированность ответа, уровень самостоятельного мышления;
— умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
1 На заводе по производству химических веществ, произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Население ничего о происшедшем не знало, 37 человек поступило в больницу с отравлением. Но официальных сообщений не было. Какой ФЗ был нарушен, какая статья, понесет ли кто-нибудь наказание?
2 В городе N произошло наводнение. Население не успело эвакуироваться, 23 человека погибло, 17 получили различные виды травм, 320 человек понесли огромный материальный ущерб. Как вы думаете, почему такое могло произойти?
3 В Турции произошла ЧС на АЭС (погибло более 500 человек) Из России на помощь в ликвидации были отправлены войска ГО. Каким правовым документам будут подчиняться войска ГО?
4 Директору строительной компании позвонили из отдела по ГО и ЧС и предупредили, что 23 ноября на базе их предприятия будет проводиться мероприятие по ГО. Директор строительной компании, сославшись на то, что у них состоится прием нового объекта, отказал в содействии представителям отдела ГО и ЧС. Прав ли был директор?
5 При ведении военных действий случился пожар на складах, где хранилось ядерное оружие. Войска ГО прибыли на место пожара через 40 минут, через 6 часов пожар удалось потушить. Имели ли право войска ГО участвовать в тушении пожара?
6 При очередной проверке ГОУ СПО «ТГТ» был составлен акт, в котором указывалось, что учреждение не имеет плана мероприятий по ГО, не осуществляет обучения своих работников в области ГО, не имеет локальной системы оповещения. Директор учреждения отказался подписывать данный акт и выполнять предписание о ликвидации данных замечаний. Правильно ли поступил директор? Что было нарушено в данном учреждении?
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;
– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.
Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:
– сознательный подход учащихся к их выполнению;
– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
Упражнения «Порядок неполной разборки и сборки автомата»
Упражнение 1- неполная разборка автомата АК-74.
1 Автомат лежит на столе (чистой подстилке) дульной частью вперед, а ручной пулемет установлен на сошку дульной частью влево. У автомата магазин пристегнут.
2 Учащийся находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками.
Порядок выполнения упражнения
Учитель подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ».
При выполнении неполной разборке автомата учащийся отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике. Вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада. Последовательно отделяет шомпол, дульный тормоз-компенсатор, крышку ствольной коробки, возвратный механизм, затворную раму с затвором, затвор от затворной рамы и газовую трубку со ствольной накладкой.
Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ» до доклада учащегося «ГОТОВО».
Временные показатели и оценка за выполнение упражнения 1
Вид оружия – автомат АК-74
Оценка по времени (секунд):
«отлично» — 15 сек
«хорошо» — 17сек
«удовлетворительно» — 19 сек
Упражнение 2 — сборка автомата АК-74 после неполной разборки.
Условия выполнения норматива
1 Оружие разобрано. Части и механизмы автомата аккуратно разложены на столе в порядке разборки и не касаются друг друга.
2 Учащийся находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками.
Порядок выполнения упражнения
1 Учитель подает команду: «К сборке оружия — ПРИСТУПИТЬ».
2 При выполнении сборки после неполной разборке автомата учащийся последовательно выполняет все операции в обратном порядке.
3 Время отсчитывается от команды «К сборке оружия — ПРИСТУПИТЬ» до доклада учащегося «ГОТОВО».
Временные показатели и оценка за выполнение упражнения 2
Вид оружия – автомат АК-74
Оценка по времени (секунд):
«отлично» — 25 сек
«хорошо» — 27сек
«удовлетворительно» — 32 сек
Выполнение упражнения 3 — снаряжение магазина автомата АК-74 патронами
Условия выполнения упражнения
1 Учащийся находится перед подстилкой, на которой разложены магазины и учебные патроны россыпью.
2 Время отсчитывается от команды учителя «К снаряжению магазина приступить» до доклада учащегося « Готово»
Временные показатели и оценка за выполнение упражнения 3
Снаряжения магазина автомата АК-74 30 патронами:
Оценка по времени (секунд):
«отлично» — 33 сек
«хорошо» — 38 сек
«удовлетворительно»- 43 сек
Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка методики практико-ориентированного обучения ОБЖ
2.1 Методика организации практических работ по ОБЖ
В беседах с учителями ОБЖ мы установили, что методика практико-ориентированного обучения дает хорошие результаты, но необходима тщательная и систематическая подготовка к проведению практических занятий.
Куценко Алексей Григорьевич – преподаватель-организатор ОБЖ говорит в своей статье «Обучение через всю жизнь» о том, что исходя из современных требований, основными целями учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
• формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
• обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
• воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» основанного на практико-ориентированном обучении.
Одной из главных задач учебного предмета ОБЖ является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций, этого можно достичь при помощи применения практико-ориентированного обучения.
В своем опыте работы Куценко Алексей Григорьевич использует следующие виды практических занятий:
— проектная деятельность, так как этот вид практической деятельности помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов преподаватель-организатор понимает комплекс поисковых, исследова-тельских, расчет¬ных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоя¬тельно и под руководством учителя с целью практического или теоретиче¬ского решения значимой проблемы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», – это является основным тезисом практической деятельности учителя.
-ситуационные задачи, данный метод практико-ориентированного обучения, по мнению Куценко А. Г., призван воспитывать у каждого учащегося потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных задачах, учащийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!». Таким образом, практико-ориентированное обучение способствует тому, что у ребят появляется положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
Обобщив опыт работы преподавателей-организаторов по ОБЖ Чаплыгиной Ж. В. и Чистякова А.Н. можно сказать, что под самостоятельной работой учащихся понимают такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Прорабатывая литературные источники мы заметили одну закономерность, то, что самой организации самостоятельной работы на уроках ОБЖ уделяется очень мало внимания и в литературных источниках информации ничтожное количество. Так же мало этому вопросу уделяют журналы по ОБЖ, в них как правило печатается материал не по самой организации самостоятельной работы, а либо планы конспекты уроков которые, можно дать в ходе самостоятельной работы, либо программа учебного предмета ОБЖ для общеобразовательных учреждений, и разделение тем по видам занятий, и мероприятия по внеклассной работе учеников по учебному предмету ОБЖ, и предлагаемые мероприятия для проведения в учебном заведении с целью повышения уровня знаний учащихся по предмету.
Не любая тема, изучаемая на уроках безопасности жизнедеятельности в дальнейшем может быть закреплена самостоятельной работай, ведь такие как оказание первой до врачебной помощи при травмах, переломах, ожогах, отравлениях, в условиях автономного существования в природе, также изучение респираторов, противогазов, способы вязания узлов, и т.д. не целесообразно изучать самостоятельно, а лучше всего закрепить практическим занятием. Особое внимание нужно уделить и основам патриотического воспитания, ведь эта тема многогранна, некоторые разделы этой темы возможны для изучения самостоятельно, но большая часть для преподавания педагогом, ведь с помощью педагога происходит формирование патриота, человека любящего свою родину. Так же и некоторые темы изучаемые лучше всего закрепить в ходе самостоятельной работы, например, правила поведения в общественном транспорте, основные правила поведения на улицах и дорогах, правила поведения при природных катаклизмах, таких как бури, смерчи, ураганы, землетрясения, и т.д., по правилам пожарной безопасности, при техногенных авариях, меры безопасного поведения на водоемах, действия при угрозе и возникновении террористических актов, и т.д., и после самостоятельного изучения учениками пройденной темы, применить также метод самостоятельной работы, и провести проверку знаний по изученному материалу.
Можно разбить и практические и лабораторные работы отведенные программой курса ОБЖ, которые будет целесообразно дать ученикам на усвоение в виде самостоятельной работы, либо разбить урок на изучение самостоятельно, на изучение самостоятельно и с объяснением педагогом в начале урока и проверке результата на следующем занятии, так же на самостоятельное изучение и проверке результата усвоения материала в конце занятия, и абсолютно самостоятельная деятельность учеников на протяжении урока и проверке знаний учащихся педагогом на последующем занятии в виде контрольной работы, тестировании, опроса, беседы, проверке конспекта и т.д.
Методика проведения практических занятий
1. Порядок проведения практических занятий включает в себя:
1Краткое сообщение преподавателя о целях практического занятия, порядке его проведения и оформления отчета.
2 Выдача вариантов задания.
3 Выполнение задания студентами.
4 Индивидуальные консультации преподавателя в ходе практического занятия.
1 Цель работы.
2 Исходные данные для расчетов или задание в соответствии с заданным вариантом. Вариант соответствует номеру студента по списку в журнале группы.
3 В нижней части первого листа каждой практической работы выполняется штамп высотой 40 мм, который заполняется студентом.
4 Выполненное задание, с необходимыми пояснениями (расчётами).
5 Вывод, как результат достигнутой цели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Порядок выполнения работ по ликвидации последствий аварии
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Ознакомиться с порядком выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
ПОРЯДОК РАБОТЫ:
1Изучить теоретический материал.
2Составить конспект по своему варианту в виде отчета.
3Сдать отчет преподавателю на проверку.
ЗАДАНИЕ:
Описать спасательные и другие неотложные работы при локализации и ликвидации очагов заражения радиоактивными веществами.
План выполнения конспекта:
1Дать понятие об опасных факторах заданной чрезвычайной ситуации.
2Составить перечень неотложных и спасательных работ при заданной ЧС.
3Подробно описать эти работы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В большинстве случаев техногенные аварии связаны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и\или энергии. Самопроизвольное высвобождение энергии приводит к промышленным взрывам, а высвобождение вещества – к пожарам и химическому (радиоактивному) загрязнению окружающей среды.
Аварии на радиационно-опасных объектах могут сопровождаться выходом газоаэрозольного облака, которое перемещается по направлению ветра. Радиоактивные вещества из облака, оседая на местность, загрязняют её. Население, попавшее в зону распространения газоаэрозольного облака, подвергаются внешнему и внутреннему радиоактивному облучению. Внешнее облучение характеризуется воздействием на субъект ионизирующего излучения, приходящего извне. Внутреннее облучение – это облучение организма ионизирующим излучением от попавших внутрь организма радиоактивных веществ.
Отличительной особенностью аварий на химически опасных объектах с выбросом АХОВ является то, что при высоких концентрациях химических веществ поражение людей может происходить в короткие сроки. Поэтому сохранение жизни и здоровья людей будет зависеть от умелых и быстрых действий спасателей.
Основными поражающими факторами пожара являются непосредственное воздействие огня на горящие предметы и дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет излучения.
Вторичными последствиями пожаров могут быть взрывы, утечка ядовитых и загрязняющих веществ в окружающую среду, обрушение зданий и другие явления. Большой ущерб не затронутым пожаром помещениям и хранящимся в них предметам может нанести вода, применяемая для тушения пожара.
Работы по ликвидации производственных аварий характеризуются большим разнообразием по виду, характеру и масштабу выполнения. Для их выполнения необходима специальная подготовка привлекаемых подразделений и формирований, их оснащение соответствующими машинами, механизмами, оборудованием, которые требуются для условий производственных аварий.
Спасательные и другие неотложные работыв очагах поражения включают в себя:
• разведку очага поражения;
• локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;
• розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;
• оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация;
• санитарная обработка людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;
• неотложные аварийно-восстановительные работы на промышленных объектах.
По данным разведки определяют объем работ, устанавливают очередность их выполнения, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий ЧС.
Для проведения спасательных работ планируется проведение ряда неотложных мероприятий, а именно:
• устройство проездов в завалах и загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта;
• локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;
• укрепление или обрушение зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.
В качестве спасательных сил используются обученные спасательные формирования и
подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т.д.), так и спецтехнику, имеющуюся в распоряжении спасательных формирований.
Работам по ликвидации очагов поражения АХОВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания АХОВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижения глубины распространения зараженного воздуха.
Для этого проводят работы по:
• ограничению и приостановлению выброса АХОВ, путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи АХОВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и ёмкостях, перекачка жидкости из аварийной ёмкости в резервную;
• обваловыванию мест разлива АХОВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для ёмкостей;
• сбору, разлившихся АХОВ в закрытые резервные ёмкости (при наличии обваловки или поддонов);
• постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);
• изоляции зеркала разлива АХОВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.
После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.
Обеззараживание подразделяется на дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию.
Под дезактивацией понимают удаление РВ с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды. Дезактивацию проводят путем механического и физико-химического удаления РВ с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли обычно производится путем смывания её с поверхности очищаемых предметов. Химический способ основан на связывании РВ пыли специальными растворами. Для этих целей используют поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щёлочи (фосфаты натрия, щавелевая и лимонная кислоты, соли этих кислот).
Дезактивация участков территорий, имеющих твёрдое покрытие, проводится смыванием радиоактивной пыли струёй воды под большим давлением, на территориях без твёрдого покрытия предварительно проводят пылеподавление. Для этого участки местности поливают плёнкообразующими и закрепляющими составами или обрабатывают водой. После этого радиоактивную пыль удаляют с поверхности территории срезанием загрязнённого слоя грунта толщиной 5-10см бульдозерами и грейдерами. Грунт, собранный с зараженной территории, помещают в специальные металлические контейнеры и отправляют на захоронение на специальные полигоны.
Дезактивацию внутренних и наружных поверхностей зданий промышленной зоны проводят в основном безводным методом путем распыления на них пленкообразующих составов с последующим снятием образовавшихся пленок вместе с радиоактивными частицами, а также отсасыванием радиоактивной пыли мощными пылесосами.
Обеззараживание техники и транспорта производится на станциях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах, или пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.
Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол. Зараженные открытые водоёмы обрабатывают абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Для очистки рек, ручьёв и других стоков используют плотины фильтрующего типа , в которых в качестве фильтра используют абсорбирующий наполнитель. Колодцы дезактивируют многократным откачиванием воды и удалением грунта с их дна.
Продовольствие и пищевое сырьё дезактивируют путем обработки или замены зараженной тары, а не упакованные – путем снятия зараженного слоя.
Дегазацию используют для разложения ОВ и АХОВ до нетоксичных продуктов. Аммиак нейтрализуется большим количеством воды. Хлор – гашёной известью, щелочными растворами и большим количеством воды. Диоксид серы – гашёной известью, аммиачным раствором. Сероуглерод – сульфитами натрия (калия); сероводород – растворами аммиака и т.д. Для дегазации в качестве вспомогательных веществ могут быть использованы бытовые синтетические моющие средства в виде водных растворов летом или растворов в аммиачной воде (зимой). Моющие растворы не обезвреживают ОВ, а только способствуют быстрому удалению. Дегазация производится с помощью специальных технических средств: комплектов типа ИИП – 5, ИПП – 8, поливомоечных машин с применением дегазирующих веществ. К дегазирующим веществам относятся химические соединения, которые вступают в реакцию с ОВ и СДЯВ и нейтрализуют их или превращают в нетоксичные вещества.
Санитарная обработка – комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава формирований и населения РВ,ОВ или бактериологическими средствами. Санитарная обработка личного состава формирований и населения проводится в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.
При санитарной обработке производят: обеззараживание поверхности тела; обеззараживание наружных слизистых оболочек, одежды и обуви, СИЗ.
Проводят два вида санитарной обработки – полную и частичную.
Частичная обработка проводится непосредственно в очаге поражения для предотвращения вторичного инфицирования людей. Она включает механическую очистку или протирание с помощью индивидуальных противохимических пакетов, открытых участков кожи, наружных поверхностей одежды, обуви, СИЗ.
Полной санитарной обработке подвергается личный состав формирований и эвакуированное население после выхода их из загрязненных зон. При этом производится обеззараживание от радиоактивных , отравляющих и бактериальных средств. Полная санитарная обработка осуществляется на пунктах специальной обработки людей и в стационарных учреждениях системы бытового обслуживания населения, расположенных за пределами очага чрезвычайного события.
Готовность предприятия к выполнению неотложных аварийно-восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обеспеченностью силами и материальными ресурсами. Восстановление работоспособности предприятия может рассматриваться как первоочередное восстановление или как капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады.
Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает
поиск и освобождение из под завалов пострадавших.Поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проёмов, около стенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.
Значительная часть работ в очаге поражения приходится на
локализацию и ликвидацию пожаров.Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров производится эвакуация людей.
При отыскании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:
• пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;
• целые оконные проёмы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;
• сильное пламя в оконных проёмах свидетельствуют о полном развитии пожара при
• большом количестве сгораемых материалов;
• сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями (по конструкциям), если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.
Для прекращения горенияприменяют следующие способы:
• изоляция очага горения от кислорода воздуха;
• охлаждение зоны горения до температуры ниже температуры самовоспламенения ;
• разбавление реагирующих веществ негорючими веществами;
• торможение скорости горения;
• механическое сбивание пламени с очага горения;
• создание огнепреграждения на пути распространения пламени;
• изоляция горючих веществ от зоны горения.
К огнетушащим составам и средствам тушенияотносят воду, подаваемую в очаг горения сплошной струёй или в распыленном состоянии и обеспечивающую главным образом охлаждающий эффект; химическую и различной кратности воздушно-механическую пены, оказывающие в основном изолирующие действие; инертные газы, оказывающие разбавляющие действие; галогенуглеводородные составы, обладающие свойствами химического торможения; порошковые составы, обладающие универсальными огнетушащими свойствами; комбинированные составы (сочетание порошковых и пенных составов, галогенуглеводородные эмульсии).
Выбор средств пожаротушения зависит от технологии производства и физико-химических свойств применяемого сырья, полупродуктов и продуктов; от условий, исключающих появление вредных побочных явлений при реагировании огнетушащего средства с горящим веществом (например, взрывов, образования токсичных газов).