Содержание
Общая характеристика работы
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
1.1Понятие «стресс» и «стрессоустойчивость»
1.2 Теории стрессоустойчивости
1.3 Готовность к риску как фактор стрессоустойчивости
1.4 Индивидуальнопсихологические особенности личности и профессионально важные качества водителей автотранспорта
Вывод по первой главе

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные


ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Исследование индивидуально – психологических особенностей и стрессоустойчивости водителей автотранспорта
2.3 Взаимосвязь стрессоустойчивости и индивидуальнопсихологических особенностей личности водителей автотранспорта
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа № 4232. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Аварийность на автомобильном транспорте одна из острейших социальноэкономических проблем требующих разрешения на государственном уровне. Общее число погибших в дорожнотранспортных происшествиях ДТП за последние 10 лет в России эквивалентно населению среднего районного центра страны а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф. Практически треть числа погибших в ДТП составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста 2640 лет [23].
Мировая практика и результаты анализа проведенного нами по заданию Минтранса РФ свидетельствует что на транспорте более 65 всех происшествий происходит по вине человека. В связи с этим важным направлением снижения аварийности является переложение функций обеспечения безопасности при управлении транспортным средством на технические средства такие как активные и пассивные системы автомобильной безопасности технические средства транспортной инфраструктуры.
Водители маршрута можно так сказать работают в экстремальных условиях пробные изучения показали что после смены трудового дня. Статистика работы и уровень усталости водителей говорит о том что данная деятельность относится к категории тяжелого труда. В данной профессии очень важны профессиональные качества работников такие как стрессоустойчивость внимательность и самое главное ответственность.
И так следуя из того что научный и практический интерес представляет выявление психологических особенностей деятельности водителей автотранспорта их профессионально важных качеств и особенностей их становления на разных этапах профессиональной деятельности мною было отработанно ряд методик для определение профессиональноважных качеств а также была разработана программа психологической помощи которая помогает в развитии личностных и профессионалных качеств для водителей автотранспорта.
Объект работы стрессоустойчивость как свойство личности.
Предмет работы психологические особенности стрессоустойчивости водителей автотранспорта.
Гипотеза исследования заключается в том что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и индивидуально – психологическими особенностями у водителей автотранспорта.
Цель работы изучить психологические особенности стрессоустойчивости водителей автотранспорта.
При наличии цели и гипотезы исследования в рамках выпускной квалификационной работы сформулированы следующие задачи
1. Провести анализ научной литературы по проблеме стрессоустойчивости и индивидуальнопсихологических особенностей водителей а так же их склонность к риску.
2. Исследовать индивидуально – психологические особенности водителей автотранспорта выделить профессионально важные качества необходимые для осуществления профессиональной деятельности
3. Подобрать и обосновать комплекс экспериментально диагностических методик с целью выявления психологических особенностей стрессоустойчивости водителей автотранспорта
Для решения задачи диагностики психологических особенностей стрессоустойчивости водителей автотранспорта использовались следующие психологические тесты
1. 16 факторный личностный опросник Кеттелла
2. Методика диагностики категории готовности к риску «ШУБЕРТА»
3. Методика Т.Лири «Диагностика межличностных отношений».
4.Диагностика состояния стресса А.О Прохоров.
Теоретикометодологической основой работы являются актуальные положения отечественных и зарубежных ученых в области общей психологии инженерной психологии и психологии труда эргономики Е.А. Климов Б.Ф. Ломов Ф.Б. Березин В.П. Зинченко В.Штерн Б.Г. Ананьев В.Д. Небылицын Э.Ф. Зеер М.И. Дьяченко Л.А. Кандыбович А.В. Карпов А.Ф. Шикун В.А. Мазилов и др.. В ходе работы автор опирался на основные разработки в области психодиагностики профессиональнопсихологических качеств специалистов различного профиля Е.А. Климов В.Д. Шадриков Л.С. Нерсесян В.А. Моляко В.Н. Пушкин и др. а также на работы известных автотранспортных психологов В.И. Коноплянко В.М. Мишурин А.Н. Романов В.М. Курганов Э.С. Цыганков Д. Клебельсберг и др.. Вопросами изучения влияния индивидуальных качеств водителя на безопасность дорожного движения посвящены работы В. И. Коноплянко В. М. Мишурина А. Н. Романова А. И. Вайсмана М. А. Котика Е. М. Лобанова В. Н. Пушкина В. С. Мерлина Т. А. Поляновой Р. В. Ротенберга К. Марбе У. Бингема Р. Дональда В. Кроуфорда Ф. Маккена Г. Майергофера и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по проблеме взаимосвязи Личностных качеств стрессоустойчивости склонности к риску водителей маршрутного такси. Проанализировав литературные источники и нормативные документы можно сделать вывод что подавляющее большинство психограмм рассматривают водительскую профессию в целом не выделяя специальности. Разработка и внедрение технологий психологического отбора водителей пассажирского автотранспорта с нашей точки зрения является необходимой составляющей профессионального отбора. Так как обеспечить высокое качество и безопасность пассажирских автобусных перевозок смогут только высококлассные водители обладающие необходимыми для данной профессии и специальности психологическими качествами.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том что собранные и проанализированные данные могут быть использованы в ходе научных исследованиях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из следующих частей введения двух глав заключения списка литературы источников и приложений.

1.Теоретический анализ психологических особенностей стрессоустойчивости водителей автотранспорта

1.1.Понятия «стресс» и «стрессоустойчивость»

В последние десятилетия наиболее существенным становится такой вопрос как способность организма к так называемой стрессоустойчивости или же сопротивляемости организма к стрессам. В условиях современности на человека постоянно воздействуют различные стрессоры — это те факторы которые оказывают довольно таки сильное негативное влияние на психическую деятельность человека. Как правило в большинстве случаев возможность быть подверженным подобного рода перегрузкам возникает именно в конфликтных ситуациях. Поэтому на мой взгляд в конфликте наиболее четко выражается уровень стрессоустойчивости человека к тем или иным стрессорам.
Для полного раскрытия содержания данной темы рассмотрим понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» и их основных составляющих.
Итак под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека возникающее в ответ на определенные ситуации. То есть стресс — это некая ответная реакция организма на результат внешних воздействий стрессоров окружающей среды. Как правило стресс ведет к дезорганизации или же нарушению функций организма вследствие чего нарушается жизнедеятельность индивидуума.
Исследователи выделяют следующие виды стрессов
1. Эмоционально положительный — возникает на приятные для человека события где стрессовая ситуация выступает как контролируемая
2. Эмоционально отрицательный — приводит человека к стрессовому состоянию вызывая у него при этом отрицательные эмоции
3. Физиологический — возникает при воздействии на организм человека негативных факторов внешней среды
4. Психологический — ведет к нарушению психологической целостности и устойчивости личности
• информационный
• эмоциональный
5. Кратковременный — возникает на короткий промежуток времени тесно связанный с инстинктивными действиями человека
6. Долгосрочный — приводит к расстройствам и депрессиям в силу своей продолжительности и затянутости
7. Хронический — возникает при наличии или же существующей длительное время умственной и физической нагрузки на человека
Острый — предполагает потерю психологического равновесия человека вследствие какоголибо неприятного для него события или явления [2] Стресс равно как и конфликт имеет тесную связь с потребностями самого человека с не возможностью их воплотить в реальности что ведет к усилению действий с одной стороны — это механизмов психологической защиты человека с другой — усилению его физиологических возможностей.
Основными факторами влияющими на возникновение стресса считают
• организационные факторы действующие внутри организации группы плохие отношения с коллегами отсутствие рабочей нагрузки
• личностные факторы действующие под влиянием заниженной или завышенной самооценки эмоциональной неустойчивости человека.
Если же говорить о стрессоустойчивости то под этим термином следует понимать способность человека адекватно реагировать на какуюлибо напряженную ситуацию и легко переносить ее не погружаясь в состояние стресса. Как правило стрессоустойчивость предполагает взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека а именно эмоциональных волевых интеллектуальных мотивационных которые обеспечивают успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке. Т. е. данное свойство предоставляет возможность человеку преодоления различных экстремальных ситуаций обеспечивающих ему специфические формы поведения для психической адаптации позволяющая индивидууму удовлетворять свои потребности и реализовывать на этой основе наиболее значимые цели обеспечивая соответствие поведения человека требованиям среды. В свою очередь эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности [3].
Основными факторами способствующими улучшению психической адаптации человека являются
• социальная сплоченность
• умение строить межличностные отношения
• возможность открытой коммуникации свободного общения.
8. Как правило устойчивость человека в момент возникновения различных стрессовых ситуаций определяется прежде всего его индивидуальнопсихологическими качествами и мотивационной сферой.
Стресс равно как и конфликт имеет тесную связь с потребностями самого человека с не возможностью их воплотить в реальности что ведет к усилению действий с одной стороны — это механизмов психологической защиты человека с другой — усилению его физиологических возможностей.
Основными факторами влияющими на возникновение стресса считают
• организационные факторы действующие внутри организации группы плохие отношения с коллегами отсутствие рабочей нагрузки
• личностные факторы действующие под влиянием заниженной или завышенной самооценки эмоциональной неустойчивости человека.
Если же говорить о стрессоустойчивости то под этим термином следует понимать способность человека адекватно реагировать на какуюлибо напряженную ситуацию и легко переносить ее не погружаясь в состояние стресса. Как правило стрессоустойчивость предполагает взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека а именно эмоциональных волевых определения интеллектуальных мотивационных определению которые обеспечивают раннала успешное достижение влияющие цели деятельности ситуаций в сложной обстановке. Т. е. данное выделением свойство предоставляет воздействию возможность человеку требующим преодоления различных следует экстремальных ситуаций вызывающих обеспечивающих ему среди специфические формы представителей поведения для влияющие психической адаптации стрессовым позволяющая индивидууму ситуация удовлетворять свои нагрузки потребности и реализовывать причина на этой основе определяется наиболее значимые может цели обеспечивая способствующих соответствие поведения подвержены человека требованиям недвижимости среды. В свою может очередь эффективная связанные психическая адаптация никому представляет собой этом одну из предпосылок среди к успешной профессиональной воздействию деятельности [3].
Основными постепенно факторами способствующими ходе улучшению психической развития адаптации человека определяется являются
• социальная сплоченность
• умение таким строить межличностные однократно отношения
• возможность открытой таксист коммуникации свободного развитие общения.
Как правило работа устойчивость человека невероятная в момент возникновения особенности различных стрессовых обычной ситуаций определяется большое прежде всего анализу его индивидуальнопсихологическими общаться качествами и мотивационной постепенно сферой. Следует снижающих отметить что требует негативно сказывающиеся болезни на человеческой психике данного экстремальные воздействия удается не всегда приводят понимает к ухудшению эффективности только выполняемой им деятельности. Однако если работая в стрессогенных нарушений условиях человек требующим стремится мобилизировать результате активность своих один внутренних энергоресурсов большое что не может исследования не сказаться на его действовать психологическом состоянии.
Типичными скрытые болезнями «стрессовой ходе этиологии» принято устойчивость считать болезни разных сердечнососудистой системы большое желудочнокишечного тракта всегда психосоматические расстройства следующими депрессии и т. д.
Как специалист правило в жизни внутреннюю мы неоднократно сталкивается критерии со стрессовыми для проявлять нас ситуациями работа и каждый из нас социальных реагирует на них проявляется поразному. По степени высокие сопротивляемости к стрессовым работа факторам люди способствующих подразделяют на четыре влияют типа
1. Стрессонеустойчивые — люди специалист такого типа взгляд в стрессовых ситуациях значимым склонны проявлять скрытые повышенную эмоциональность выделением они крайне разнообразии возбудимы и неуравновешенны
1. Стрессотренируемые — люди фразой этого типа системы при не однократно если возникающих напряженных подвержены ситуациях пытаются обычной привыкнуть к ним также вследствие чего значимым реагируют на них всегда уже более обстоятельство спокойно
2. Стрессотормозные — люди работать данного типа реагируют к внезапным внешним подвержены изменениям относятся совладания довольно таки найти спокойно хотя психическое отличаются жесткость способствующих по отношению к мировоззренческим недвижимости установкам
3. Стрессоустойчивые — люди психическим в этом случае таксист абсолютно спокойно представители реагируют на любые проявляется перемены в жизни время какой характер обстоятельство они б не носили методов будь то он длительным раннала или временным.
В критерии силу данной страха проблемы — изучения возможных стресса и стрессоустойчивости причина его влияния скрытые на психическое спокойствие постоянно человека в различных ситуаций конфликтных ситуациях уровнем я решила провести взгляд исследование на людях — добровольцах среди большим людей старшего младшего и младшего поколения для разнообразии выявления у них проблемных стрессоустойчивости а также городе степени раздражительности нервозности в рассмотрения ситуациях конфликтности.
Таким уровнем образом необходимо нагрузки отметить что исследования стресс способен системы негативно воздействовать окружающей как на психическое работа состояние человека критерии а именно на его невероятная душевное равновесие люди удовлетворенность своей современном жизнью так стюардесса и на физическое состояние внештатным организма в целом. Стрессовые снижающих ситуации которые внештатным вызывают у человека жизни отрицательные эмоции представители приводят к психическим болезни расстройствам а те проявляется в свою очередь раннала ведут к развитию определению у него различных специалист заболеваний именно очередь на нервной почве. Ведь хотя не зря говорят важной фразой прошлого данного столетия «все реагируют болезни от нервов». Сегодня профессия эта выражение невероятной трансформировалось — все таким болезни от стресса.
В стрессогенных свою очередь хотя человек умело внутреннюю управляющий своим время эмоциональным состоянием критерии сохраняющий выдержку уровнем самообладание в конфликтных невероятная ситуациях — это врача стрессоустойчивый человек работа способный сопротивляться современном различным воздействиям водитель со стороны стрессоров.
1.2. Теории «стрессоустойчивости»
В устойчивость современном обществе постоянный постоянно изменяющиеся стремление условия развития всех личности в значительной силу степени влияют нередко на особенности протекания требует психической деятельности совладания человека. В свою нагрузки очередь эта обычной ситуация во многом удается предопределяет эффективность жизни построения конструктивной связанные жизненной стратегии него адекватной окружающей работа действительности. А именно связанные все время определению расширяется перечень проявляется обстоятельств деятельности традиционном факторов оказывающих психическое отрицательное влияние окружающей на психическую и эмоциональную раннала стабильность а также только снижающих уровень жизни стрессоустойчивости человека. Необходимо силу отметить что время стрессоустойчивость является возможной особым феноменом работать требующим комплексного анализа очередь со стороны нескольких возможной наук. Это остановимся обстоятельство обусловлено критерии сложностью структуры этом анализируемого явления.
А.П. Катунин работа отмечает что анализу стрессоустойчивость является городе сложным по структуре следует феноменом. Причем критерии на ее структуру большое окружающей влияние оказывает исследование характер деятельности поведения индивида. Все данного структурные компоненты снижающих находятся в определенной обстоятельство взаимосвязи что реагируют способствует возникновению стрессовым компенсации слабой рассмотрение выраженности одних определяется элементов за счет исследования большей развитости личностных других [8].
В.А. Бодров хотя под стрессоустойчивостью определению понимает интегративное одной свойство человека люди которое
• характеризует степень очередь его адаптации важной к воздействию экстремальных следующими факторов внешней социальной и оказывают внутренней личной среды нагрузки и деятельности
• определяется уровнем найти функциональной устойчивости психического субъекта деятельности скрытые и развития психических реагируют физиологических и социальных определенной механизмов регуляции всегда текущего функционального исследования состояния и поведения удается в этих условиях
• проявляется данного в активации функциональных специалист ресурсов мобильных может резервов организма анализ в изменении работоспособности окружающей и поведения человека данного направленных на предупреждение оказывающих функциональных расстройств иногда негативных эмоциональных также переживаний и нарушений определяется эффективности и надежности проявляется деятельности» [4].
Нами нередко стрессоустойчивость рассматривается люди как интегральная работа характеристика устойчивости младшего человека к возникновению социальных различных форм устойчивость стрессовых реакций определяется определяется индивидуально традиционном психофизиологическими социальнопсихологическими невероятной ценностными и мотивационными жизни особенностями личности. Ее рассмотрения важной чертой люди является способность следующими выдерживать стрессовую рассмотрение ситуацию обеспечивая может внутреннюю сбалансированность время и успешность деятельности [9].
Однако развитие современная психология развития при большом следует разнообразии используемых существует комплексных методов снижающих изучения стресса является и стрессоустойчивости основывается силу на традиционном подходе важной изучения обозначенных взгляд феноменов с точки психического зрения психологического определения и физиологического аспектов. В постоянный то время как является складывается необходимость социальных выхода за рамки окружающей психофизиологической поведенческой время концепции на новые обстоятельство уровни исследования данного стрессоустойчивости индивида очередь включающие социальный важные экономический и ценностный стрессогенных критерии комплексной следует оценки психической нагрузки деятельности человека.
Актуальность данного научного рассмотрения удается обозначенной тематики если в современном изменяющемся всех обществе обусловлена всегда прежде всего городе следующими противоречиями
• противоречие влияющие между требованиями общаться предъявляемыми социальной определяется действительностью и уровнем важной психологической готовности нагрузки к выполнению деятельности водитель отдельным индивидом
• противоречие личностных между степенью младшего нестабильности социально психологических определяется условий существования однократно и уровнем развития является способностей и ресурсов частой человека необходимых определенной для преодоления следует трудностей и проблемных может ситуаций
• противоречие между данный все расширяющимся постепенно полем факторов врача вызывающих постепенное определения но неизменное снижение позволяют уровня стрессоустойчивости стрессогенных человека и уровнем работа возможной специализированной проявляется психологической помощи
• противоречие младшего между разнообразностью младшего обширностью методов данный и технологий измерения какой стресса и степени всех стрессоустойчивости и отсутствием причина системы анализа может и оценки факторов большое не только вызывающих себе стрессовое состояние влияют но и способствующих постоянному работа снижению устойчивости таким человека к стрессу.
Таким обычной образом на данный определяется момент наибольший противоречие вред для часто психического и физического находится здоровья человека состоянии оказывают факторы снижающих и обстоятельства не вызывающие причина непосредственную стрессовую всегда ситуацию а постепенно значимым снижающие уровень большим стрессоустойчивости и психической действовать устойчивости человека. В ситуаций то время как если необходимо выявить проявлять и актуализировать систему только факторов способствующих часто повышению стрессоустойчивости него личности в изменяющихся реагируют условиях современного может общества.
Особое внимание городе следует уделить проблемных возможностям развития современном и повышения стрессоустойчивости. По проблемных мнению О.В. Лозгачевой требующим развитие стрессоустойчивости психического возможно через состоянии осознание своих современном личностных особенностей социальных и стремление к усовершенствованию совладания используемой модели состоянии отношений с окружающими представителей В свою очередь стремление это обстоятельство успешность предполагает трансформацию высокие мотивационной интеллектуальной стрессовые аффективной и поведенческой люди личностных структур следует в результате чего нередко внешняя детерминация какой жизнедеятельности меняется разных на внутреннюю [14].
Причем связанные необходимо отметить воздействию что психологическая таким составляющая стресса является является одной невероятная из наиболее важных какой в жизнедеятельности человека. Монина высокие Г.Б. и Раннала воздействию Н.В. в своем только исследовании подчеркивают если что психологический рассмотрение стресс является младшего одной из наиболее данного сложных для способствующих исследования категорий возможных в силу того данного что возможные значимым личностные реакции находится на стресс могут жизни быть весьма устойчивость вариативны.
Важной характеристикой принято этой разновидности невероятная стресса является является способность развиваться определенной под воздействием работа не только реальных важной но и вероятностных событий. А если именно событий также еще не произошедших только но возможных в будущем. Это стремление обстоятельство вызывает позволяют повышенные состояния влияют тревоги и страха безопасность у человека. При обычной этом на развитие работа психологического стресса младшего влияет большое люди количество личностных обычной факторов эмоциональная рассмотрение устойчивость личности внутреннюю локус контроля причина опыт совладания ходе с подобными стрессовыми ситуациями найти в прошлом когнитивные врача характеристики влияющие психическим на восприятие стрессовых большим ситуаций [15].
Следовательно проблемных современное развитие обычной психологических исследований поведения по проблемам стрессоустойчивости однократно человека во многом однократно обусловлено выделением возможной физиологического психологического причина и поведенческого уровней силу стресса. Существует найти множество подходов определенной к определению стрессоустойчивости работа человека исследований остановимся по объяснению причин специалист и условий возникновения время стресса анализу способствующих механизмов протекания водителя стресса способов представителей управления стрессом люди и приемов снижения невероятной психического и эмоционального проблемных напряжения разработаны своей методы измерения болезни подверженности стрессу важные и определения степени возможной стрессоустойчивости человека. При стрессогенных этом особого хотя анализа требует принято комплексное рассмотрение анализу факторов повышения однократно стрессоустойчивости в изменяющихся психическое условиях.
1.3 Готовность к риску как фактор стрессоустойчивости
В наше время большое количество психологов изучают личностные особенности людей у которых вид деятельности связан с экстремальными условиями труда. Гораздо больше внимания уделяется повышенной стрессоустойчивости у водителей городского автотранспорта. Общественная палата Российской Федерации уже в 2015 году выступила с инициативой организации обязательного тестирования водителей городского транспорта на их психоэмоциональное состояние и уровень стрессоустойчивости. Объясняется такой подход тем что водители городского автотранспорта несут ответственность за жизнь и здоровье пассажиров за безопасность на дорогах. Особенно это касается водителей маршрутных такси которые постоянно становятся участниками ДТП в больших и малых городах на федеральных трассах.
Рассмотрим данную проблему более подробно. В отличие от водителей автобусов в основном муниципального городского транспорта водители маршруток работают на частных предпринимателей. Которые изначально устанавливают им завышенные суммы дневной выручки что заставляет водителей совершать максимальное количество рейсов брать большее количество пассажиров что создает перегрузки и соответственно повышает угрозу жизни и здоровью людей и заставляет повышать на определенных участках дороги скоростной режим. Как видим такая ситуация изначально ставит под угрозу жизнь людей но и для самих водителей маршруток создает дополнительные стрессовые ситуации делает их более агрессивными по отношению к окружающим людям к водителям других автомобилей перемещающимся параллельно по дорогам городов.
Несколько иначе дело обстоит с водителями муниципального транспорта. Здесь нет жестких требований к суточной выручке постепенно приходит понимание того факта что общественный транспорт – это услуга и городской транспорт в большинстве стран мира является по своей сути дотационным видом транспорта. Однако водители городского транспорта водят свои транспортные средства в жестких условиях автомобильных заторов аварийных ситуаций создаваемых легкомысленными автомобилистамилюбителями риска им постоянно приходится общаться с огромным потоком пассажиров. Следовательно и тут таких категорий водителя как профессионализм и опыт работы будет не хватать возникает потребность выявления стрессоустойчивости и уровня профессионального выгорания водителей на дорогах.
Особое внимание к профессиональной подготовке водителей автотранспорта говорит в своей статье С.В. Полякова. Она обращается к требованиям выдвигаемым Федеральной программой «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 гг.» это непосредственная подготовка водителей к управлению транспортными средствами и требования к автошколам проводящим данную подготовку. С.В. Полякова считает что требования к подготовке должны быть существенно ужесточены в связи с тем что экономическое развитие страны значительно повысила общий уровень автомобилизации изменилось техническое оснащение транспортных средств на дорогах изменился возрастной молодые неопытные водители гендерный за рулем появилось много женщин и молодых девушек образовательный многие водители незаконно приобретают водительские права и статусный многие водители обладатели богатых иномарок или занимающие посты чиновников не считают себя обязанными соблюдать правила поведения на автодорогах контингент что создает дополнительные нагрузки на психоэмоциональное состояние водителей транспорта [7 54]. Е.В. Петров определяет профессионализм водителя как целый комплекс показателей безаварийность безопасность надёжность уважение других участников дорожного движения в противовес хамскому и агрессивному поведению рискованности и безответственности [6].
Ю.Н. Калюжный и Д.Л. Проказин считают необходимыми комплексную профилактику и формирование у водителей законопослушного поведения на дорогах что может снизить общие проблемы с аварийностью [3 28]. Несомненно знание правил дорожного движения негативное отношение к любим видам правонарушений на дорогах зависят от профессиональных качеств и опыта водителя. По мнению некоторых специалистов на безопасность движения влияет стиль управления транспортным средством. Так С.В. Бонкало и М.И. Петрова выделяют и описывают четыре стиля вождения [1 С. 163] 1 надёжный или безопасный 2 вежливый или адаптивный 3 агрессивный или эгоистический 4 тревожный или нестабильный. В нашем понимании для водителей автотранспорта предпочтительными можно назвать первые два стиля так как они гарантируют наибольшую безопасность движения и перевозимых людей.
Однако существуют более важные факторы влияющие на аварийные ситуации на дорогах – это физическое и психологическое состояние водителя.
Так коллектив авторов – М.М. Некрасова И.В. Федотова и М.А. Бобоха исследовали влияние на появление стрессов у водителей таких показателей как шумы напряженность на дорогах поток автотранспорта сложности магистралей в мегаполисах тяжелый труд напряженность от количества знаков и необходимости повышенного внимания при соблюдении норм движения [5]. Следовательно водитель автотранспорта должен обладать хорошим здоровьем сконцентрированным вниманием повышенной стрессоустойчивостью чтобы волнение или посторонние компоненты не отвлекали и не формировали стрессовых ситуаций для самого водителя.
Гораздо более значимым для любого водителя автотранспорта можно считать его психологическое состояние. Любой водитель городского транспорта испытывает значительные психологические перегрузки – это и поток пассажиров среди которых люди разных характеров и разного настроения возникновение личностных контактов и неадекватных ситуаций ответственность за безопасность людей при автоперевозках – водитель должен следить за обстановкой на дорогах за движением других транспортных средств уметь лавировать чтобы избежать возникновений аварийных ситуаций уметь принимать быстрые решения помимо других водителей аварийные ситуации зачастую создаются и пешеходами которые в последний момент решают перебежать дорогу или наоборот слишком медленно переходят дорогу возможны ситуации с детьми которые остались без присмотра взрослых и могут выбежать на проезжую часть еще большую проблему в современных городах создают участники социальных групп выбирающие в качестве проверки своих способностей дороги перебегают в неположенном месте неожиданно оказываются перед транспортом и т.д.. Как видим водители автотранспорта находятся в постоянной тревоге такое состояние способно вызвать истощение нервной системы человека и вызвать возникновение стресса. Стрессовое состояние способно вызвать стрессовую ситуацию уже на дороге. Психологи выделяют множество разновидностей стресса у человека но наиболее опасным они считают стресс возникающий когда люди работают на пределе своих физических и эмоциональных возможностей. Такой вид стресса характерен для многих профессий среди которых есть и профессия водителя транспорта.
Итак при современном состоянии городского транспорта и постоянно возрастающих требований к безопасности дорожного движения к водителям автотранспорта предъявляются повышенные требования к стрессоустойчивости и психологической адаптации к ситуации. Можно выделить несколько рекомендаций следуя которым водитель сможет существенно снизить уровень тревожности и стресса при движении исправность транспортного средства отсутствие любых отвлекающих предметов или действий в салоне информация о возможных пробках на пути следования четкое следование правилам дорожного движения соблюдение дистанции с другими транспортными средствами спокойствие во время выполнения своей работы не относиться к вождению как к соревнованию это наиболее актуально для водителей маршруток и автобусов не поддаваться на провокации агрессивных водителей быть предельно тактичными с пассажирами. Соблюдение таких несложных правил может снизить уровень нервозности у водителя повысить его стресоустойчивость и способствовать созданию безопасного движения на дорогах страны.
1.4. Профессионально важные работа качества и индивидуальнопсихологические большим особенности личности этом водителей автотранспорта
Сегодня определенной исследования аналитиками причина рынка труда требует проводятся регулярно часто ниже приведен личности перечень стрессовых вызывающих профессий
1. Специалист по продажам. Продвигая время товары на рынке определяется ведя многочисленные постоянный переговоры с покупателями психическое постоянными клиентами определения специалист по продажам традиционном постоянно находится болезни в невероятном нервном интегральная напряжении. Поэтому влияние спокойная на первый однократно взгляд профессия определенной занимает первую него строчку в топе один самых стрессовых особенности профессий.
2. Специалист техподдержки действовать или коллцентра. Постоянная раннала работа с людьми окружающей среди которых успешность встречаются и неадекватные анализ клиенты нахождение стрессовым в помещении с большим значимым количеством человек следующими где каждый уровнем отвечает на звонки принято высокие эмоциональные проявлять нагрузки – для уровнем того чтобы психическим выдержать напряженный постоянно трудовой день рассмотрения требуется невероятная системы стрессоустойчивость.
3. Продавецконсультант. Современный среди продавецконсультант должен врача обладать тонкими важной психологическими навыками. В общаться работе продавцу данный постоянно приходится психическое разрешать конфликтные определяется ситуации проявлять жизни сдержанность терпеливость. Только следует владея искусством однократно самоконтроля можно иногда с улыбкой общаться требует с взыскательным покупателем. Стрессоустойчивость постоянно представителям этой одной профессии жизненно работа необходима.
4. Водитель общественного удается транспорта. Мирная фразой и безопасная на первый невероятная взгляд профессия успешность в последние годы представителей становится все городе более опасной. У очередь водителя такси удается практически нет возможной никакой защиты системы особенно в ночное данного время. Если всегда в городской черте врача можно обратиться является за помощью к коллегам оказывающих полицейским то выполняя своим рейс на дальние развития расстояния искать частой поддержку будет часто не у кого. Таксист время всегда имеет методов при себе иногда определенную сумму стрессовым денег. У преступника психического может быть общаться две цели – похитить снижающих деньги или фразой автомобиль. Поэтому определяется таксист всегда внештатным пребывает в напряжении[7]. Кроме ситуация того автомагистраль – это ситуация еще один психического объект где работать приходится испытывать окружающей серьезные перегрузки. Усталость таксист в большом городе влияют наступает быстрее важной и это повышает внутреннюю риск ДТП.
5. Официант. Представители исследования этой профессии водителя на протяжении всего фразой трудового дня обычной пребывают в состоянии ходе стресса. При счет невысокой зарплате новые они постоянно ситуация получают указания «со постепенно всех сторон». Это определению и клиенты и непосредственные разных начальники. Клиенты остановимся позволяют себе личностных быть невероятно позволяют грубыми с обслуживающим частой персоналом кроме крайне того такая оказывают работа выматывает какой физически.
6. Коллектор. Стрессовые исследование ситуации у представителей реагируют этой профессии проявлять возникают постоянно. Каждый влияющие должник считает выделением что он никому психическим ничего не должен. Общество исследование и пресса относится современном к коллекторам негативно. Найти окружающей компромиссное решение важной с человеком не признающим каждый свои долги большим и действовать в рамках найти моральноэтических норм так всегда строится работа водитель профессионала и она обычной требует максимального рассмотрения нервного напряжения.
7. Педагог психическим в школе. Работа воздействию педагога не заканчивается возможные даже если причина закончился последний разных урок. Преподаватели требующим постоянно берут очередь работу «на работа дом». Давление находится на педагога идет важной с разных сторон удается ученики их родители представители руководство школы. Им противоречие предъявляют новые профессия высокие требования высокие обязывают соответствовать работа новым стандартам. И находится при этом данного они еще время должны выполнять работа свои непосредственные люди задания – давать таким знания школьникам.
8. Стюардесса. Работа всегда с людьми – это работа всегда стресс состоянии а работа на высоте каждый может стать часто двойным стрессом. Постоянная него готовность к внештатным постоянно ситуациям турбулентность работа нехватка кислорода работа общение с агрессивными оказывающих пассажирами не позволяют психического назвать профессию является стюардессы спокойной.
9. Врач разных скорой помощи. Как постоянно часто от врача ходе скорой помощи болезни зависит человеческая успешность жизнь. Стресс иногда для врача – дело влияют привычное и постоянное. Постоянные работа столкновения с болезнями удается травмами а иногда невероятная и смертельными ситуациями болезни сопровождают представителей стремление этой профессии. Нужно часто обладать невероятной остановимся стрессоустойчивостью чтобы является выдержать такой врача напряженный ритм психическим работы.
10. Продавец недвижимости. Опасности если этой работы является заключаются в ненормированном хотя рабочем дне – работать нарушений с клиентами приходится может в «любое время счет дня и ночи». Постоянный один стресс изза влияют низкой покупательской работа активности. Да и работа вызывающих с разными незнакомыми интегральная людьми не всегда устойчивость бывает приятной.
Остановимся работа на подробном изучении городе профессионально важных представители качеств водителей него автотранспорта.
Анализ причин остановимся ДТП которые работа относят на счет всегда водителя позволяет работать разделить их на непосредственно личности связанные с водительской никому деятельностью и косвенно важные влияющие на водительские среди функции. При определяется обычной записи современном данных о ДТП уровнем в протоколах расследования находится фиксируются почти определяется всегда только окружающей прямые явные причины частой ДТП которые причина устанавливаются на месте происшествия. Скрытые удается причины ДТП большим почти никогда невероятной не устанавливаются а выявляются безопасность лишь в ходе является психологического исследования способный поведения водителя действовать предшествующего ДТП. Например влияющие утомление водителя ситуация как причина подвержены ДТП может анализу быть не обнаружено стремление на месте происшествия анализ так как представителей если водитель младшего не получил серьезных причина повреждений он довольно личности сильно возбужден нарушений в результате ДТП. Лишь частой после определенного крайне профессионального анализа требующим в некоторых случаях подвержены удается установить таксист что водитель фразой был в состоянии тонкими утомления от многочасовой стремление поездки. Частой особенности причиной снижения часто надежности водителя остановимся является даже психическое не утомление а засыпание ходе или явления развитие физиологически близкие время к нему особенно развития в ночное время. Нередко стрессовым это означает современном что такой работать водитель по своей работа природе монотононеустойчив.
Существует водителя целый ряд может психологических и психофизиологических стрессовым качеств водителей личностных непосредственно влияющих общаться на безопасность движения. Некоторые очередь из этих качеств ситуация закладываются в раннем также детстве и не подвержены состоянии тренировке. Другие развитие могут быть однократно улучшены тренировкой личности или скомпенсированы фразой смежными качествами. К безопасность профессионально значимым понимает качествам водителей остановимся относятся наряду может с другими
− особенности существует зрительного восприятия ходе скорости расстояния если и пропорций предметов
− концентрация разнообразии распределение устойчивость может внимания не восприимчивость современном к помехам
− стрессоустойчивость.
Общепринято результате что скорость проявлять реакции чрезвычайно какой важна для люди водителя. Однако стрессогенных установлено что стрессогенных хороший водитель только в сложных аварийных таксист ситуациях обычно если реагирует даже крайне несколько медленнее если чем плохой профессия ибо в подобных определенной случаях надо всегда действовать точно работа и наверняка поэтому успешность для безопасности определенной дорожного движения существует чрезвычайно значима большое скорость реакции городе выбора. Повышенная личности склонность к рискованным найти манерам поведения следует напрямую связана результате с частотой нарушений частой правил дорожного проявляется движения и ДТП [19].
Из выделением этого небольшого взгляд перечисления видно данного что хороший воздействию водитель – это своим не только овладевший постепенно всеми тонкостями тонкими управления автомобилем только человек но и индивидуум исследование имеющий необходимый стюардесса для данного анализу вида движения системы набор психофизиологических своим качеств.
Индивидуальнопсихологических особенностей обеспечивающих безаварийность водительского труда напрямую связано с одной из важнейших проблем психологии – проблемой надежности человека.
Индивидуальнопсихологические особенности водителей требуют изучения с позиций системного подхода так как водитель – является основной действующего элемента системы дорогасреда водительавтомобиль по вине которого происходит около 75 дорожнотранспортных происшествий. Поскольку ДТП – следствие неблагоприятного взаимодействия элементов системы необходимо учитывать влияние межсистемных и межэлементных связей.
Техника управления автомобилем предъявляет высокие требования к умениям навыкам и личностным качествам водителя. На самом деле водителя одновременно функционируют две группы навыков навыки техники управления автомобилем которые формируют чувство автомобиля и навыки комплексной оценки среды движения которые формируют чувство среды движения тем самым позволяет предугадать изменения дорожнотранспортной ситуации. Способности и навыки управления автомобилем во многом зависят от многоуровневой структуры личности. Фактически для водителя важными становятся такие показатели профессионализма как умение ориентироваться в пространстве выбирая наиболее оптимальное направление передвижения глазомер умение определить расстояние с другими движущимися объектами ответственность на дороге знание правил дорожного движения и их соблюдение во время движения умение разбираться в транспортном средстве на котором водитель непосредственно работает чтобы иметь возможность удалить неполадки умение общаться с людьми – пассажирами пешеходами сотрудниками ДПС другими автомобилистами.
Социологи отмечают ежегодное увеличение автопарка страны на 2030. Ситуация в крупных и средних населенных пунктах усложняется с увеличивающимся потоком автомобильных средств. В городах к обычным автомобилистам и перевозчикам грузов добавляется и городской транспорт отвечающий за перемещение во всех направлениях большого потока пассажиров. Иными словами водители начинают нести ответственность не только за себя и своих личных пассажиров за доверенный груз но и за безопасность жизни и здоровья пассажиров и пешеходов. Психологи считают что уровень профессионализма водителей должен расти соответственно с той ответственностью которая на них возлагается.
Итак индивидуальнопсихологические особенности личности подразумевает сочетание ряда факторов среда транспортное средство профессиональные качества личностные качества. Если хотя бы одна из составляющих будет отсутствовать то возникнет угроза самому водителю транспортному средству пассажирам или грузу. Естественно мы не можем повлиять на окружающую среду но водитель может рассчитать свои возможности в зависимости от погодных условий. Транспортное средство как и любая техника может сломаться выйти из строя от водителя будет зависеть насколько быстро он удалит возникшие неполадки. Уже два вышеперечисленных фактора предполагают наличие у водителя профессиональных навыков и индивидуальнопсихологических особенностей– может ли водитель принимать решения быстро устранять проблемы насколько он стрессоустойчив терпим знает свои права и обязанности на трассе.
Профессиональная деятельность водителя автотранспорта определяется как «деятельность осуществляемая с использованием автотранспортных средств для выполнения всех видов перевозок пассажиров багажа и грузов за исключением перевозок для личных семейных или бытовых нужд деятельность по выполнению иных организационных и технологических операций связанных с перевозкой автомобильным транспортом а также деятельность по оказанию услуг и выполнению работ в сфере эксплуатации автотранспортных средств»[4].
Фактически для водителя важными становятся такие показатели профессионализма как умение ориентироваться в пространстве выбирая наиболее оптимальное направление передвижения глазомер умение определить расстояние с другими движущимися объектами ответственность на дороге знание правил дорожного движения и их соблюдение во время движения умение разбираться в транспортном средстве на котором водитель непосредственно работает чтобы иметь возможность удалить неполадки умение общаться с людьми – пассажирами пешеходами сотрудниками ДПС другими автомобилистами.
Транспортный процесс. Элементы.
Факторы определяющие профессиональную надежность водителя
Как определяет М.Н. Дятлов «надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медикобиологических психофизиологических и внешних факторов см.рис.. Одно из основных мест в этом комплексе занимает уровень работоспособности водителя»[5]. М.Н. Дятлов упоминает такие факторы среды которые могут показать профессиональный уровень водителя – многие водителидальнобойщики работают по несколько часов дневное и ночное время суток ведут большегрузные фуры могут оказаться в любых погодных условиях дождь снег гололед туман и т.д.. Существенно отличается качество дорог в регионах Российской Федерации и в других сопредельных странах если перевозки осуществляются на международных рейсах.
В городской среде помимо дорог или погодных условий добавляются факторы загруженности дорог повышенный уровень ДТП человеческий фактор – необходимость работать с большим потоком людей который постоянно меняет эмоциональный фон водителя скандалы споры негатив или позитив и т.д..
Здесь же следует отметить специфику работы городского пассажирского транспорта. Это троллейбусы автобусы трамваи маршрутные такси. Но их работа и требования к водителям различны. Как отмечают Ю.В. Гордина и М.А. Серебрякова весь городской пассажирский транспорт управляется муниципальными транспортными предприятиями и частными перевозчиками только цели у них заметно различаются «Работа муниципальных предприятий направлена на оказание услуг для общества коммерческих – для пассажиров использующих конкретный маршрут. Первые оперируют различными критериями эффективности – оценка качества услуг населением удовлетворение потребности в перевозках льготных граждан вторые – частными критериями имеющими отношение к финансовому результату их деятельности»[6].
Фактически и водители городского пассажирского транспорта соответствуют тем требованиям которые предъявляют к ним перевозчики
1. Водители муниципальных пассажирских средств отвечают больше за безопасность пассажиров за транспортные средств отвечают за время в пути чтобы не было больших перерывов в подаче транспорта на промежутках маршрута
2. Водители частных маршрутов это в основном автобусы и маршрутные такси могут для клиента остановить в неустановленном месте могут во избежание простоя в пробке объехать ее изменить установленный маршрут. Водители частного транспорта заинтересованы в материальном доходе соответственно увеличивают скорость на маршруте чтобы сделать больше пробегов и заработать дополнительно однако такое ускорение создает аварийные ситуации и может служить реальной угрозой жизни и безопасности самих пассажиров которые торопятся и выбирают этот вид транспорта.
Основные факторы влияющие на работоспособность водителя в пути
На уровень работоспособности водителей влияют объективные и субъективные факторы см. рис.. Как видим к объективным относится то что не зависит от водителя или его профессиональных качеств – это работа автомобильного транспорта и окружающая среда. Тут скорее будут играть роль способности водителя по выходу из возможных ситуация – устранение поломок преодоление сложной трассы в сложных погодных условиях и т.д. Субъективные факторы целиком и полностью зависят от человека – настроение состояние здоровья стрессовая ситуация и реакция на нее умение принимать решения в сложных ситуациях. Если водитель может преодолевать возникающие проблемы то данные факторы станут временными но если изза низкого профессионального уровня эти факторы станут неустранимыми то они перейдут в разряд постоянных.
Выводы по 1 главе
Итак стресс – это психофизиологическая реакция которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно да это не всегда и надо т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем выводы должны быть авторскими а не цитаты.
Профессиональная деятельность водителей подразумевает сочетание ряда факторов среда транспортное средство профессиональные качества личностные качества. Если хотя бы одна из составляющих будет отсутствовать то возникнет угроза самому водителю транспортному средству пассажирам или грузу. Естественно мы не можем повлиять на окружающую среду но водитель может рассчитать свои возможности в зависимости от погодных условий. Транспортное средство как и любая техника может сломаться выйти из строя от водителя будет зависеть насколько быстро он удалит возникшие неполадки. Уже два вышеперечисленных фактора предполагают наличие у водителя профессиональных навыков и умений на них накладывается и личностный компонент – может ли водитель принимать решения быстро устранять проблемы насколько он стрессоустойчив терпим знает свои права и обязанности на трассе.
В наше время данная тема очень актуальна роль человеческого фактора проявляется и в процессе эксплуатации автотранспортных средств. Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной дорожной обстановке необходимо изучить не только его психофизиологические свойства обеспечивающие высокий уровень водительского мастерства но и личностные качества. От поведения человека в семье в обществе по отношению к людям его взглядов интересов и убеждений будет завесить его профессиональная надежность за рулем автотранспортного средства. Личностные качества во многом определяются такими факторами как семейное воспитание круг общения образование семейное положение возраст стаж работы и другими. Они безусловно могут быть изменены но это довольно длительный процесс.
Даже при наличии совершенной транспортной техники и развитой дорожной инфраструктуры человек управляющий автомобилем остается той ключевой фигурой от которой в конечном итоге зависит ситуация на дороге. На водителя ложится ответственность за жизни пассажиров и сохранность ценных а порой и опасных грузов. Именно поэтому повышение надежности управляющей деятельности человека является одним из основных направлений в работе по снижению количества дорожнотранспортных происшествий.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей стрессоустойчивости водителей автотранспорта
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Объект работы свойства личности.
Предмет работы психологические особенности стрессоустойчивости водителей автотранспорта.
Цель работы изучить психологические особенности стрессоустойчивости водителей автотранспорта.
Гипотеза исследования заключается в том что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и индивидуально – психологическими особенностями у водителей автотранспорта.
Для решения задачи диагностики профессиональной направленности использовались следующие психологические тесты
1. 16 факторный личностный опросник Кеттелла
2. Методика диагностики категории готовности к риску «ШУБЕРТА»
3. Методика «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири.
4.Диагностика состояния стресса А.О Прохоров.
Методы математикостатистической обработки данных.
Были применены следующие методы метод определения средних ошибок средних корреляционный анализ по методу Пирсона. Статистическая обработка данных производилась с помощью компьютерной программы «Excel».
Для изучения уровня готовности к риску использовался опросник Шуберта.
Этот опросник дает представление о том какие категории водителей больше склонны к риску – по возрасту личностным особенностям или стрессоустойчивости.
Для выявления особенностей характера склонностей и интересов личности использовался 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.
Данная методика позволяет наиболее быстро и точно произвести исследование личности. В итоге проведенного анализа мы получим его ориентацию на выявление относительно независимых 16 факторов личности.
Изучены
Для изучения межличностных отношений бала отработана методика Т.Лири.
Данная методика помогает в исследовании человека о себе и идеальном «Я» и так же помогает изучить взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора «доминированиеподчинение» и «дружелюбиеагрессивность враждебность».
Так же была использована методика А.О Прохоров диагностика состояния стресса.
Данная методика позволяет выявить особенности переживания стресса степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.
Характеристика выборки
В ходе исследования было опрошено 102 человека 51 чел. 50 из которых мужчины и 51 чел. 50 женщины. Основное условие выборки предполагавшее равную представленность мужского и женского пола было соблюдено. Респонденты были в возрастной категории женщины с 23 до 46 лет мужчины – с 23 до 51 года. Все респонденты имеют различные стажи работы в профессии водитель городского автотранспорта у некоторых по данным опроса имеются собственные автомобили.
Основные этапы проведения эмпирического исследования.
Данное исследование проводилось в несколько этапов
1Участники тестирования отвечали на вопросы методик
2В ходе качественноколичественного анализа были подсчитаны и проинтерпретированы первичные данные.
3Проведение статистического анализа первичных данных эмпирического исследования.
4На последнем этапе для сравнительного статистического анализа данных использовался корреляционный анализ реализованный в программе Excel.
2.2 Исследование индивидуально – психологических особенностей и стрессоустойчивости водителей автотранспорта
На первом этапе респонденты прошли методику Диагностика состояния стресса А.О Прохоров. Произведен расчет средних значений результата которое составило 6 баллов.
Подсчитываете количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1балл ответ «нет» 0 баллов.
Средние результаты по данной методике свидетельствуют о том что водители стрессоустойчивые люди они всегда ведут себя правильно в нестандартной ситуации на дорогах и сохраняют самообладание. Умеют быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.
Далее водители прошли методику диагностики категории готовности к риску «ШУБЕРТА» по сырым данным произведен расчет среднего балла готовности к риску который составляет 16 баллов.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Показатель среднего балла свидетельствует о том что водители автотранспорта имеют среднее значение готовности к риску. Так же выявлена закономерность того что чем меньше возраст водителя тем больше присутствует склонность к риску чего нельзя сказать о водителях средних лет большинство из них совсем не готовы рисковать.
Для выявления особенностей характера склонностей и интересов личности использован 16факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла.
Таблица 2.1
Выраженность личностных факторов по методике Кеттелла
По результатам эмпирических данных можно сделать вывод того что водителям автотранспорта свойственны следующие черты личности адекватная самооценка фактор MD внимателен к людям фактор Аэмоционально устойчив фактор С самоуверенность фактор Еэнтузиастыфактор F
Данные значения характерны для водителей автотранспорта так как самоуверенность эмоциональная устойчивость внимательность к людям и адекватная самооценка без сомнения важные качества для них в их ответственной работе так как они отвечают не только за жизнь пассажиров но и за порядок на дорогах.
Они обладают выраженными особенностями характера такими как общительность открытость внимательность непринужденность работоспособность решительность что очень помогает им в трудовой деятельности.
Представители данной профессии обладают эмоциональной устойчивостью самоуверенностью и внимательностью к людям энтузиасты с очень сильным характером.
Для изучения межличностных отношений бала отработана методика Т.Лири.
Данная методика помогает в исследовании человека о себе и идеальном «Я» и так же помогает изучить взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора «доминированиеподчинение» и «дружелюбиеагрессивность враждебность».
2.3 Взаимосвязь стрессоустойчивости и индивидуальнопсихологических особенностей личности водителей автотранспорта
Был проведен корреляционный анализ данных. Подсчет корреляционной матрицы проводился с помощью компьютерной программы «Excel».
Коэффициент корреляции рассчитывался по формуле
Для n= 102 критические значения уровней достоверности колеблются в пределах r ≥ 0197 при p=005 5 достоверности r ≥ 0256 при p=001 1 достоверности p = 0001.
В результате проведенного анализа были получены связанные плеяды свойств представлены в таблице 2.3.
В корреляционном анализе выявлена взаимосвязь между мужчинами стажем и возрастом интеллектом подчиненностью низким суперэго самодостаточностью и напряженностью связанно это с тем что водители в связи с их работой находятся в постоянном напряжение так как их должность очень ответственна ведь они отвечают не только за себя но и за жизнь пассажиров. Связь с интеллектом говорит о том что человек очень собранный сообразительный обладает абстрактным мышлением умеет быстро приспосабливаться к любым жизненным ситуациям быстро принимать решение и действовать по обстоятельствам так же данные люди умеют подчинятся они хорошо выполняют свою работу всегда обходительны и тактичны с начальством. Водители очень самостоятельны находчивы не зависимы во взглядах в разных спорных вопросах умеют отстоять свою точку зрения в них присутствует простота естественность и непринужденность. Не редко в связи с переработками они подвержены влиянию чувств случая и обстоятельств которые влияют на их эмоциональный фон и поведение отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.
Так же выявлена взаимосвязь между стажем возрастом адекватной самооценкой готовностью к риску и подозрительностью. С возрастом у многих водителей проявляется нетерпимость и раздражительность в профессиональной деятельности связанно это с монотонной работой не именем карьерного роста в данной трудовой сфере. Они не переоценивают свои возможности в работе поэтому к риску они не готовы так как имеют большой опыт и знают какие могут быть последствия риска. С возрастом очень осторожны часто раздражены ярко выражена не зависимость в социальном поведении с повышением стажа человек испытывает эмоциональное напряжение и настороженность по отношению к людям.
Следующая взаимосвязь между готовностью к риску замкнутостью неадекватной самооценкой мечтательностью и жесткостью свидетельствует о том что иногда за получением прибыли молодое поколение водителей забывают о моральных нормах и ведут себя очень жестко по отношению к другим участникам дорожного движения в данном случае они переоценивают свои силы и не думают о возможных последствиях. Многие водители идут на риск изза того что они поглощены своими идеями и внутренними иллюзиями им кажется что рискнув они смогут воплотить в жизнь свои давние мечты. Конечно часто в неожиданных ситуациях им помогает воображение и находчивость.
Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между агрессивностью возрастом и общительностью означает то что люди которым присуще такие факторы как агрессивность и общительность очень властные самоуверенные и независимые любят когда ими восхищаются окружающие их люди эти свойства личности говорят о том что они очень своенравные и то что они врядли когда смогут принять власть над собой. В общении с другими всегда отстаивают свою точку зрения и свои интересы.
Так же выявлена взаимосвязь между подозрительностью стажем возрастом и экспрессивностью говорит о том что водители не смотря на свою беззаботность и импульсивность с большой осторожностью подходят к выбору товарища с возрастом они менее доверчивы предпочитают доверять только проверенным людям.
Следующая взаимосвязь между дружелюбием интеллектом спокойствием самодостаточностью данные люди не зависимы от группы они всегда самостоятельно принимают решение но при этом всегда тактичны и дружелюбны по отношению к другим людям. Многие из них имеют образование не ниже среднего они очень внимательны к окружающим людям большинство из них информированы разными интересными фактами и знаниями в разных сферах жизнедеятельности с ними очень приятно и легко общается даже не знакомым людям они всегда поддержат беседу и если нужно дадут дельный совет.
Связь между альтруизмом зависимостью от группы низким самоконтролем и напряженностью. Эти люди готовы помогать окружающим у них развито чувство ответственности им очень важно социальное одобрение других людей. У данных мужчин всегда повышенная мотивация достижения своих целей. Но при всем при этом они не умеют контролировать свои эмоции и поведение. Не смотря на большую утомляемость на работе они остаются активными и собранными до конца рабочего дня.
И последняя взаимосвязь между стрессом и спокойствием такое сочетание очень многогранно как известно стресс и спокойствие тесно связанны между собой ведь не испытав стресс в какойлибо ситуации человек не обретет спокойствие ведь только познав стресс человек который попадет в похожую ситуацию снова уже не подвергается стрессору и относится более спокойно и действует холоднокровно.
Выводы по второй главе
В эмпирической части с помощью методики Диагностика состояния стресса А.О Прохоров Шуберта16 факторного личностностного опросника Р.Б. Кеттелла и Методика «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири исследованы состояния стресса склонность к риску особенности характера водителей автотранспорта и межличностные отношения в данной сфере деятельности.
В исследуемой выработке после проведения диагностики стресса было выявлено то что большинство водителей показали результат не ниже среднего это свидетельствует о том что водители достаточно стрессоустойчивые люди они умеют очень быстро ориентироваться в нестандартной ситуации и действовать по обстоятельствам.
С помощью Кеттелла было выявлено что водителям автотранспорта свойственны следующие особенности характера что эти люди обладают осень сильным и властным характером уверенны в себе они очень быстро приспосабливаться к любым жизненным ситуациям эти люди общительны стрессоустойчивы и ответственны в своем деле.
Так же определена связь водителей с готовностью к риску водитель всегда находится в состоянии выбора ну к примеру выбирает путь наименее короткий с точки зрения времени и экономии своего топлива но и соответственно более опасного у них возникает безотчетное влечение к риску накалить обстановку но при этом они всегда стараются не выпустить сложившуюся ситуацию из под своего контроля эти люди обладают очень хорошей стрессоустойчивостью.
С помощью диагностики межличностных отношений Т.Лири дало представление о самом человеке а именно как он сам относится к себе и окружающим его людям по прохождению данной методики преобладающим результатом стало « конвенциально – сотрудничающий »тип отношений что свидетельствует о том что люди обладающие такими индивидуальноличностными характеристиками готовы сотрудничать они не агрессивны очень общительны эти люди зависимы от оценки окружающих они любят и ценят свою работу и свой коллектив.
С помощью корреляционного анализа установлены зависимости между стрессоустойчивостью и индивидуально – психологическими особенностями у водителей автотранспорта.
Также дана интерпретация выявленных взаимосвязей.
В своем исследовании поставленная задача достигнута выдвинутая гипотеза о том что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и индивидуально – психологическими особенностями у водителей автотранспорта подтверждена.
Заключение
Список использованной литературы
23.Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Статистика ДТП.
24.Аземша С. А. Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок Учеб.пособие С. А. Аземша В. А. Марковцев Д. В. Рожанский Мво образования Респ. Беларусь Беларус. гос. унт трансп. — Гомель БелГУТ 2011. — 259 с.
25. Абдулкина Н.А. Панфилов А.Н. Показатели склонности к риску и психоэмоциональная устойчивость у водителей Международный журнал экспериментального образования. 61 2014.148 с.
26. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб. Питер 2008 464 С.
27.Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта [Текст] С. В. Смирнова [и др.] Технические науки в России и за рубежом материалы III междунар. науч. конф. г. Москва июль 2014 г.. — М.БукиВеди 2014. — С. 118120.
28.Василенко В. А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом [Текст] В. А. Василенко Молодой ученый. — 2013. — 3. — С. 3739.
29.Гидденс Энтони. СУДЬБА РИСК И БЕЗОПАСНОСТЬ 1991 THESIS 1994 вып. 5. – С.107134.
30.Горбунова М.В. 333 современные профессии и специальности 111 информационных профессиограмм М.В. Горбунова Е.В. Кирилюк. – Ростов нД Феникс 2009. – 441С.
31.Гордина Ю.В. Серебрякова М.А. Определение уровня развития системы городского пассажирского транспорта и его влияние на сглаживание пространственной поляризации городов Извести Иркутской государственной экономической академии. 5 2014.457с.
32.Дятлов М. Н. Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта [Текст] М. Н. Дятлов К. О. Долгов А. Н. Тодорев Молодой ученый. — 2013. — 10. — С. 134138.
33.Дятлов М. Н. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии М. Н. Дятлов О. А. Мишустин С. Н. Мишустина С. Б. Хантимирова Молодой ученый. — 2014. — 10.
34.Значимость и методы диагностики психологических качеств будущих водителей пассажирского автотранспорта на этапе профессионального отбора [Текст] С. В. Смирнова [и др.] Современные тенденции технических наук материалы III междунар. науч. конф. г. Казань октябрь 2014 г.. — Казань Бук 2014. — С. 6668.
35.Истратова О. Н. Психодиагностика коллекция лучших тестов О. Н. Истратова Т. В. Эксакусто. — Изд. 9е. — Ростов нД Феникс 2013. — 375 [1] с. ил. — Психологический практикум.
36.Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен [Текст] А. П. Катунин Молодой ученый. — 2012. — 9. — С. 243246.
37.Ковшов А. Этапы развития профессионального образования в России Год планеты Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 2001 г. М. Республика 2001. 495 с.
38.Корнеева Е. Е. Проблема изучения склонности к риску [Электрон. ресурс] Дата обращения 29.04.2015г.
39.Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. – М. 1993.
40.Корнилова Т.В. — Экспериментальная психология. Теория и методы. М. Аспект Пресс 2002. 382 с.
41. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения Учеб. пособие С. В. Филимонов С. Г. Талышев Ю. В. Илясов — Пенза Изд — во Пенз. гос. ун — та 2007. — 98 с.
42.Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации На примере юридического Вуза. дис. канд. психол. наук Екатеринбург 2004.197с.
43. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск Вестник Московского унта серия «Психология». 2006.– 3.–с.4552.
Приложение 2
Вопросы к методике Шуберта.
1. Превысили бы Вы установленную скорость чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 кмчас
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать
6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег будучи не совсем уверенным что он сможет Вам вернуть эти деньги
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении что это безопасно
9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы
15. Могли бы Вы совершить автотурне если бы за рулем сидел Ваш знакомый который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии
16. Могли бы Вы с 10метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды
17. Могли бы Вы чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом пойти на опасную для жизни операцию
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона движущегося со скоростью 50 кмчас
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте рассчитанном только на шесть человек
20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу если бы за нее хорошо платили
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод если бы он заверил Вас что провод обесточен
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом
25. Могли бы Вы имея билеты но без денег и продуктов доехать из Москвы до Хабаровска