«Перспективы развития туризма для детей и подростков»

Оглавление
Введение 10
Глава 1. Организация детско-юношеского туризма в Российской Федерации 13
1.1. История становления детско-юношеского туризма в РФ 13
1.2. Социально-педагогические принципы детско-юношеского туризма 17
1.3. Спрос и предложение на рынке детско-юношеского туризма в Российской Федерации 21
1.4. Основные факторы развития детско-юношеского туризма в Вологодской области 27
1.5Анализ инфраструктуры детско-юношеского туризма в Вологодской области 30
1.6 Основные проблемы занятости в каникулярное время и развития детско-юношеского туризма в Вытегре 42
ГЛАВА 2. Характеристика туристического предприятия 47
2.1. Анализ внутренней и внешней среды предприятия swot анализ 49
2.2.1 Предложения по развитию рекламной политики 55
Глава 3. Разработка и внедрение на рынок туристического продукта 56
3.1. Разработка турпродукта 56
3.2. Маркетинговое исследование туристского продукта 59
3.2.1. Разработка программы тура 61
3.2.2.Расчёт себестоимости услуг 64
3.2.3. Оформление документов для турпакета 65
3.2.4. Презентация турпродукта 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 1 устав МБУК ВРЦК 76
Приложение2 маркетинговые исследования анкета 77
15. С какой целью вы бы посетили 78
Приложение 3 туристический ваучер 79
Приложение 4 памятка туриста 80
Приложение 5 инструктаж группы 86
Приложение 7 схема маршрута 88
приложение 8 договор с транспортной компанией о перевозке детей 89

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

Работа № 4237. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Вологодская область — богатейшая природная кладовая в которой собраны разнообразные минеральные растительные ресурсы обладает охотничьими угодьями. На её территории обитают десятки промысловых животных птиц и рыб. Известна область минеральными водами и грязями обширными ягодниками — клюква брусника черника и др. Имеются возможности для оздо¬ровления и лечения в уникальных медицинских учреждениях а также в сана¬ториях.
Актуальность исследования детско-юношеского туризма выражена социально-экономическими реформами совершаемыми властями городов которые направлены на создание системы оздоровления детей в рамках государства и которая работала бы по линии образования и социального страхования.
Изменения в экономике происходящие в стране выявили проблемы детского туризма потребовали внести поправки в работу главной финансово-организационной базы массового туризма.
В настоящее время существует необходимость изучения и детализирования собранных научных исследований о детско-юношеском туризме который функционирует в структурах рыночного туризма.
Целью текущего исследования является изучение современного состояния объектов детского туризма и оценка направлений развития данной отрасли туризма.
В соответствии с целью были определены ряд задач:
 определить социально-педагогические принципы детско-юношеского туризма и распределить основные требования к гармоничному развитию ребенка по средствам приемов туризма в современных условиях
 провести анализ действующей системы оздоровления детей выявить проблемы и назначить дальнейшие направления развития
 изучить оздоровительные возможности туристических зон Вологодской области для использования их в развитии линий детских туристских оздоровительных организаций
 аргументировать важность мероприятий по организации туризма детей в Вологодской области.

Разработка организации и программы детско-юношеского туризма.

Объект исследования развитие детско-юношеского туризма в Вологодской области.
Предмет исследования Состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Вологодской области.
Способы исследования содержат сбор материалов его обработка и анализ выявление положительных тенденций прогрессирования детско-юношеского туризма в обозначенном регионе.
Научная новизна тематики дипломной работы заключается в аргументировании и обосновании развития детско-юношеского туризма как многообещающего направления индустрии туризма в Вологодской области.
В качестве главного условия эффективности развития этого направления туризма может быть использована мотивация в привлечении туристов на основе создания привлекательности области.
Организация детско-юношеского туризма предполагает подробное изучение базы. Исходя из этого работе представлена подробная характеристика географического положения инфраструктуры региона а также рекреационных и туристских возможностей.
Материалы исследования данной выпускной квалификационной работы могут быть использоваться в практической деятельности руководителями как различных туристских организаций так и педагогами которые организуют детский отдых инвесторами специалистами которые занимаются разработкой конкретных программ по улучшению и развитию отдыха детей.

Глава 1. Организация детско-юношеского туризма в Российской Федерации

1.1. История становления детско-юношеского туризма в РФ

Когда в Западной Европе появились буржуазные отношения то это и выявило новые требования к воспитанию молодого поколения. В период Возрождения появился идеал когда формировалась личность всесторонне развитая. Организация в Доме игр туристических походов и явилась первой попыткой в целях образования и воспитания была организация подобных занятий в Доме игр — школе созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе Северная Италия. Его воспитанники ходили в однодневные или многодневные походы в предгорьях Альп. Ярыми сторонниками использования туристских походов в целях физического воспитания и образования учащихся были И. Меркуриалис Э. Роттердамский Х.Л. Вивес. Т. Мор Ф. Рабле М. Монтель.
В конце семнадцатых – начале восемнадцатых веков в школах-коллегиях ученикам один раз в неделю выделялся восстановительный день в который они ходили на прогулки и походы. Разрабатывая программу общедоступных средних школ Я.А. Коменский выдвигал предложения Когда учащийся заканчивает обучение у него будет два или три года для путешествий.
Заинтересованность к географическим открытиям в России исторически оказалась тесно связана с краеведением. Начало краеведческих исследований относится к периоду реформ начала восемнадцатого века и связано с указом Петра Первого от 13 февраля 1718 года. В этом указе говорилось о том что государю надо сообщать обо всех интересных находках а тех кто их откроет — наградить .
Ближе к началу 20 века в России уделяется повышенное внимание туристическому направлению в педагогике. Ведь здесь объединились интересы как учащихся так и педагогов. Большая заслуга в аргументировании положительных эффектов туризма с точки зрения получения научно — практического знания принадлежит К.Д. Ушинскому А.Я. Герду П.Ф. Каптереву .
П.Ф Лесгафт рекомендовал экскурсии как взрослым так и детям для укрепления здоровья. Именно он является основателем физкультуры.
К концу 19 века был проделан большой объем работы для того чтобы вовлечь педагогов в туристско-экскурсионную работу. Были назначены многодневные маршруты по стране два в Крыму три по Северу шесть по Кавказу и один по Уралу. Эти районы и на сегодняшний день пользуются популярностью у туристов.
До войны санатории находились на хозяйственном расчете то после путевки становятся бесплатными. Государство приняло решение взять все санатории на местный или областной бюджет.
В 1951 году правительство дало указ что все санатории должны стать профилированными вся детская санаторная сеть должна стать профилированной. Было организованно 10 медицинских профильных детских санаториев. Для каждого профиля были поставлены четкие рекомендации и сроки путевок причем врачебным внутри — санаторными комиссиями было дано право продлевать по медицинским показаниям пребывание детей на необходимое время. Также было установлена четкая специализация санаториев по возрастному критерию.
Таким образом в первой половине 50-х годов были на стадии создания все необходимые условия для возможности лечения детей в санаториях.
В 60-х годах начала развитие программа пионерских лагерей сезонного типа.
Всей стране были известны такие лагеря как Орленок и Артек.
Артек с 1925 года начал работать как Всесоюзный санаторий для школьников и пионеров. Через четыре года организаторы и пионеры приняли участие в закладке первого камня в основание будущего лагеря-санатория в верхнем парке Артека. В 30-х годах 20 века завершилось строительство корпуса вместимостью в 150 мест. К 50-ым годам Артек начинает функционировать в полную мощность. В лагерь приезжают известные личности того времени космонавты политические деятели актеры и т.д. На территории лагеря проходят съемки фильмов. В 1960 году Артек награжден Почетной грамотой Всемирного Совета Мира. На данный момент территория Артека составляет 258 га сюда входят 42 га – пляжей береговая линия длиться 75 км целых 100 га парков так же составляют территорию этого лагеря.
Более новый но не уступающий в знаменитости пионерский лагерь Орленок достроенный в 1959 году стал своеобразным символом движения пионеров Советского Союза. 12 июля 1960 года был открыт лагерь Солнечный. В первой лагерной смене было 520 детей и она длился 45 дней. Обслуживало лагерь девяносто сотрудников. В 1964 году открыт лагерь Звездный в 1965 году – Стремительный в 1966 году – Комсомольский и Штормовой. В 1967 году прошел первый Всесоюзный детский фестиваль творчества. Проект лагеря Орленок был представлен на международной выставке в Париже Экспо-67 и получил Гран-при. В культурную жизнь лагеря входили конкурсы фестивали сборы слеты.
С 1971 года началось создание абсолютно нового типа детских учреждений – имеющих направление пионерских оздоровительных лагерей работающих целый год назначенных для болеющих детей или ослабленных различными заболеваниями.
В 70-е годы была торжественно объявлена Всесоюзная экспедиция Моя Родина – СССР.
С 1992 года в России основалось туристическое движение Отечество. Участники движения регулярно принимают участие в массовых акциях. Особую позицию в движении занимает целевая программа Экология. Школьники принимают участие в конференциях ЮНЭСКО на которых рассматривают различные проблемы и их аспекты.
Детский и юношеский туризм прогрессировал в разных формах и появление каждой формы было свойственно определенному своему времени.
1.2. Социально-педагогические принципы детско-юношеского туризма
В рамках серьезных социальных изменений дифференциации основных социальных и нравственных ценностей влиявших на детей и подростков они не имеют достаточно развитой способности адаптироваться в динамично меняющихся условиях жизни.
Содержание формы и приемы воспитательной работы в тесном контакте с детским туризмом служат весьма эффективным способом действующем на развитие и совершенствование допустимых и социально-психологических условий для усвоения детьми и подростками опыта жизни для совершенствования своих личных и социально важных умений а также для отдыха обучения оздоровления и воспитания.
Туризм оказывая активное воздействие на процесс обучения и воспитание учащихся создание их социальной активности увеличивает личную и коллективную работу школьников в познании и использовании полученных знаний участие в общественном труде работе в сфере идеологии прививает бережливое отношение к природе. Этому помогает работа в школе музеев кружков клубов обществ занимающихся организацией походов и экспедиций дальние путешествия и экскурсии слеты и соревнования. Эта работа действует в форме активного поиска исследования влияющих на развитие способностей учащихся.
Туристическая работа отличается обилием форм содержания и приемов показывая в отражении объединение учебной внеклассной и внешкольных воспитательных трудов педагогических коллективов.
К социальным и педагогическим механизмам следует отнести
1 Увеличение эффективности учебного и воспитательного процесса в школах туристических походах путешествиях экспедициях экскурсиях туристических лагерях прививание любви к знаниям.
2 Применения серий подходов к воспитанию предусматривающего единство нравственного умственного эстетического трудового духовного воспитания учащихся их физического развития.
3 Появление у школьников позиции активных участников в преобразовании социальной среды путем добровольного осознанного и активного выполнения взятой на себя ответственности.
Воспитательная работа в туризме строится на основе следующих принципов
• целенаправленность
• следование высокой культуры поведения и общения
• активности в социальной среде
• общественно полезной направленности
• соответствие возрастным особенностям туристической деятельности
• разносторонности туристической деятельности.
Выполнение этих постулатов в школьном туризме создает у детей школьного возраста социально обоснованные потребности и интересы способствует выработке у них высоконравственных качеств.
Следует отметить что при начальных этапах и непосредственно проведении учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая совокупность фундаментальных научных установок. В рамках этих совокупностей выполняются следующие принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристическом учреждении с отдыхающими детьми
• личностно — деятельностный
• диалогический или полусубъектный
• индивидуально-творческий
• культуросообразности
• целесообразности
• природосообразности
• краеведческий
• целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.
Если исходить из этих теоретических позиций можно выделить те принципиальные воспитательные взгляды на которых нужно основываться в практике планирования и проведения туристических детских мероприятий.
Главной целью педагога в центре является создать модель обучающей среды для воспитанников и дальнейшее формирование развивающей среды.
Туристическо — краеведческая форма учебно-воспитательной работы является очень обширной и воодушевленно яркой стороной жизни детей. Такая форма работы содействует укреплению здоровья всестороннему воспитанию возникновению гражданственности и патриотизма растущего поколения. Смешанная работа ребят в походе должна увлекать заинтересовывать и только потом опираться на теоретически-практический характер для изучения основ туризма и укреплению здоровья. Сегодня для граждан живущих в городах оздоровление проходит через небольшие нагрузки знакомство в живую с видами находящимися на территории страны и реальный контакт с природой являются особенно актуальными.
Преподавательские факторы туризма весьма разнообразны. Это обусловлено наличием огромного количества форм и разновидностей туризма.
Туристическое общение имеет цель – выработку участвующими в походе общих ценностей туризма а также и обмен ими. В туристической деятельности это проявляется в выборочных и не последовательных контактах то есть в постоянных занятиях клубных комиссий и школ и в неоговоренных групповых занятиях. Главным пунктом работы в туризме есть творчество социальное принадлежащее с одной стороны почти каждым туристическим занятиям и весьма быстро прогрессирующими в группах туристов. Жизнь туриста сама подталкивает на развитие у человека бескорыстия стремления и умения работать в коллективе помогать своим товарищам.
Воспитательный процесс в лагере нужно понимать как совокупность логических этапов которые связываются друг с другом и являются лестницей достижения поставленной им цели и вследствие результата работы. Смотря на процесс с точки зрения планирования выделяют 3 периода логически соответствующих развитию детского объединения организационный основной итоговый. Основной включает в себя учебный учебно-демонстрационный демонстрационно-развивающий процесс. Говоря о составе деятельности мы ставим отличные друг от друга ориентиры. Действия которые грубо говоря разрешается назвать организационными общими для каждой смены ведут к достижению цели для каждой смены которую можно сформулировать как обеспечение физического психоэмоционального интеллектуального социального морально-нравственного благополучия ребенка. Итак именно эти процессы являются основой при построении любой содержательной программы и именно на них нужно опираться говоря об особенностях планирования педагогического процесса лагерной смены.
В заключение вышесказанному можно сказать что туризм во всех его проявлениях несет детям здоровье умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно знать а следовательно и любить свой город и свою Родину способности по управлению коллективом пособничеству с другими людьми и многому другому. Сложно найти иной род занятий для детей где можно было бы приобрести такой комплекс знаний и умений как при занятиях туризмом.
1.3. Спрос и предложение на рынке детско-юношеского туризма в Российской Федерации
Детско-юношеский туризм выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий путешествия детей в т.ч. школьников в возрасте от 7 до 18 лет с различными целями.
Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям по целям путешествий по форме организации по количеству участников по возрастному показателю и т.д.
С этой позиции туризм можно подразделить на
 внутренний
 международный выездной въездной
 комбинированный.
По целям путешествий выделяются следующие виды туризма
 познавательный
 спортивный
 рекреационный на отдых
 оздоровительный
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические геологические экологические исторические археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на
 плановые осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений
 самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий различают
 одно — двухдневные
 многодневные.
Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся туристские прогулки походы экспедиции слеты туристские лагеря.
По способу активного передвижения самодеятельный туризм классифицируется как
 пешеходный
 лыжный
 водный
 горный
 велотуризм
 авто-мототуризм
 комбинированный.
По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма как пешеходный лыжный водный скалолазание и горный туризм.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на
 некатегорийные
 категорийные походы 1 2 3 степени сложности.
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет 2-ой категории — от 14 лет руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются
 сезонный — каникулярный период осень зима весна — 8-12 дней лето 3 месяца
 межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского туризма существующих в настоящее время в России а именно
1 Внутренний туризм
 экскурсии для школьников
 спортивный туризм в т.ч. спортивно-туристские соревнования
 самодеятельные школьные обмены
 познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
 оздоровление и отдых в детских лагерях
2 Выездной туризм
 организация международных безвалютных обменов
 образовательные деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков победителей творческих конкурсов олимпиад и т.д.
 познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
 выезды в международные молодежные и детские центры лагеря
Отдых оздоровление лечение экскурсионные туры по России и за границу сюда входит и обучение за границей этим и обусловлен рынок туризма. Предприятия родители имеющие возможность заплатить за такой тур являются пользователями зарубежного туризма.
В зависимости от сезона интерес к путевкам растет или же идет на спад собственно как и предложение так же сюда входит такой фактор как каникулы когда дети имеют возможность отправиться в лагерь или путешествие в свободное от учебы время. Летние каникулы длятся три месяца именно поэтому они самые прибыльные и именно в этот период растет спрос и предложение.
На сегодняшний день работает огромное количество турфирм организующих детский отдых за рубежом и в России. Следует отметить несколько фирм которые не первый год функционируют на рынке детского туризма имея при этом свою специализацию и отработанные программы- — такие как Согласие Ост-Вест Спектрум Апрель Аврора-Интур Орфей Спутник Криптонтур 2000 КриСТ Ориент Каникулы Дельфин. Для детского отдыха туроператоры предлагают специализированные программы. К таким операторам относятся Солвекс Юнивер Афон Городское бюро путешествий.
Все предложения по организации летнего детского отдыха можно классифицировать следующим образом
• российские и зарубежные оздоровительные центры и детские лагеря
• экскурсионные туры по городам России и Европы осуществляемые на автобусах.
Самый высокий период спроса на школьные туры наступает в каникулы. В сфере организации каникулярного туризма основном специализируются операторы по внутреннему туризму. К таким операторам можно отнести Аврора-интур Солвекс Согласие Дельфин и др.
Первым по популярности видом детского туризма остаются летние лагеря. В свою очередь по критерию отдыха их делят на детские оздоровительные лагеря и центры ДОЛ и ДОЦ спортивно-оздоровительные лагеря и комплексы СОЛ и СОК международные детские лагеря и центры МДЛ и МДЦ. Кроме перечисленного выделяются лагеря санаторного типа. Указанные лагеря имеют специализацию профилактическое лечение.
В таблице 1 приводятся данные о наличии действующих детских оздоровительных учреждений России и общая численность детей отдохнувших в них за период с 2013 г. по 2016г.
Таблица 1
Количество действующих детских оздоровительных учреждений России и количество детей отдохнувших в них тыс.
2. 52834 52014 51698 52197 51021 50237 49244 47880 46868
Традиционными российскими дестинациями из года в год привлекающими к себе детские туристские потоки являются Подмосковье Центральная Россия.
Подмосковье и Центральная Россия — самые продаваемые летние детские направления за счет отсутствия транспортных расходов. Однако в основном все детские учреждения этих дестинаций испытывают на себе только местный спрос.
На сегодняшний день Северо-Запад является одной из самых перспективных и развиваемых дестинаций включенных в Концепцию развития туризма в Российской Федерации до 2016 года одобренную распоряжением 954-р Правительства РФ от 11 июля 2002 г.
1.4. Основные факторы развития детско-юношеского туризма в Вологодской области
Вологодская область расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины рельеф здесь холмистый — чередуются низменности Прионежская Молого-Шекснинская гряды Андогская Белозерская Кирилловская и возвышенности Андомская Вепсовская Вологодская Галичская Верхневажская. Высота области над уровнем моря 150—200 метров. Поверхность — низменная равнина с множеством озёр болот рек и многочисленными невысокими грядами и возвышенностями. На территории области водораздел Евразии между бассейнами Северного Ледовитого Атлантического океанов и бассейном внутреннего стока Каспийское море. На юго-востоке области — Северные Увалы.
Климат умеренно континентальный с продолжительной умеренно холодной зимой и относительно коротким тёплым летом. Суровость климата возрастает с запада на восток. Средняя температура января от −11 °C на западе области до −14 °C на востоке средняя температура июля соответственно от +16 °C до +18 °C. Осадков довольно много — 500—650 мм в год максимум в летние месяцы испаряемость гораздо меньше поэтому область богата реками озёрами и болотами. Снежный покров лежит 165—170 дней. Продолжительность вегетационного периода составляет около 130 дней.
Вологодская область богата водными ресурсами. Характерна густая речная сеть. В области протекают крупные реки Сухона с притоками Вологда и Двиница Юг с Лузой Молога с Чагодощей Шексна Суда верховья Унжи Андома. Реки области имеют смешанное снежно-дождевое питание. На сезон апрель — июнь приходится половина годового стока рек. Ледостав длится 160—170 дней.
В области около 4 тысяч озёр. На юго-западе расположены Шекснинское и крупное Рыбинское водохранилище на западе озёра Белое Кубенское и Воже. Онежское озеро на севере области соединяет с Волгой Волго-Балтийский водный путь. Широко распространены болота 12 территории области сосредоточены преимущественно в западных районах.
Растительность типична для средней и южной тайги. В северной части области преобладают подзолистые почвы в южной — дерново-подзолистые местами встречаются болотные почвы. Леса занимают около 75 территории области на северо-западе и юго-востоке 80 в центральной части до 50 . Более половины лесов — хвойные в основном ельники. Самые распространённые породы лесов — ель европейская и ель сибирская а также их гибрид — ель финская на втором месте — сосна обыкновенная. Пихта сибирская встречается в восточной части области а лиственница Сукачёва русская подвид лиственницы сибирской — преимущественно в восточной и северной частях. Широко распространены берёза бородавчатая берёза пушистая и осина часто образующие вторичные леса. Несколько меньше распространены ольха серая и ольха чёрная. На участках с плодородными почвами в основном в подлеске реже — во втором и первом ярусах древостоя иногда растут липа мелколистная вяз гладкий вяз шершавый на западе области добавляется клён остролистный а на юго-западе — дуб черешчатый ясень обыкновенный и лещина обыкновенная. Животный мир типичен для тайги лось бурый медведь росомаха заяц-беляк лесная куница барсук волк лисица птицы — серая куропатка тетерев рябчик. В реках и озёрах водятся лосось нельма лещ судак окунь щука и др. Природа охраняется в национальном парке Русский Север Дарвинском заповеднике и других 198 особо охраняемых природных территориях.
Из природных ресурсов основными являются запасы древесины велики запасы пресных вод часть незначительного гидроэнергопотенциала реализована на Шекснинской ГЭС. Полезными ископаемыми область не богата — имеются месторождения торфа строительных материалов поваренной соли и минеральных вод в реках встречается речной жемчуг территория на границе с Архангельской и Кировской областями перспективна к обнаружению алмазных месторождений.
В летний период в Вологодской области отдыхом и оздоровлением было охвачено 62 630 детей и подростков. В 2016 году на территории области функционировало 659 учреждений отдыха и оздоровления что на 21 ЛОУ больше чем планировалось к открытию в этом летнем сезоне из них загородных оздоровительных учреждений общего типа -22 санаториев принимающих участие в оздоровлении детей — 10 учреждений отдыха с дневным пребыванием детей — 501 лагерей труда и отдыха — 114 палаточных лагерей — 12.
1.5Анализ инфраструктуры детско-юношеского туризма в Вологодской области
Инфраструктура туризма Вологды включает в себя различные объекты. На территории города Вологда есть все что ориентированного на развитие детско – юношеского туризма которые показаны на рисунке 1.
Вологодская область обладает значительным природным и историко-культурным потенциалом. Регион отличается уникальностью имеющихся архитектурных и археологических памятников. Возрождение исторических районов г. Вытегра открывает широкие возможности для развития детско-юношеского туризма.
Всего по Вологодской области на государственном учете состоит 163 памятника истории из них федеральной категории охраны — 5.
Достопримечательные места представляющие собой целостные историко-культурные и природные комплексы могут быть рекомендованы к постановке на учет в качестве историко-культурных заповедников регионального или местного значения.
Так же в качестве объектов интереса для детско-юношеского туризма может быть использовано значительное количество действующих музеев. Сегодня в области насчитывается около 160 различных музеев областных муниципальных учебных и школьных Табл. 3.
Таблица 3
Музеи Вологодской области и Вологды
Музей кружева Г. Вологда Кремлёвская площадь 12
Вологодский Кремль г. Вологда улица Сергея Орлова 15
Архитектурно-Этнографический Музей Вологодской Области сп. Семенковское
Музей Мир забытых вещей ул. Ленинградская д
Дом-музей Петра Первого Петровский домик Вологда Советский проспект 47
Центр народных художественных промыслов и ремесел Резной Палисад Вологда улица Засодимского 5
Областная Картинная Галерея в Шаламовском Домике Вологда улица Сергея Орлова 3
Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Вологда улица Сергея Орлова 15
Музей занимательных наук Эйнштейна Вологда ул. Ленинградская 79
Продолжение таблицы 3
В Вологодской области на данный момент действует 10 туристских фирм занимающихся турдеятельностью
• Лечебно-оздоровительные туры
• Специализированные туры
• Продажа авиабилетов и жд билетов
• Экскурсионное обслуживание
• Детские туры
• Горнолыжные туры
• Приключенческие туры
В Вологодской области работают организации по детскому и юношескому туризму который организует туристские походы и досуг детей
1. молодежная общественная организация Вологодский поисковый отряд
2. молодежная общественная организация Ассоциация студентов Вологодской области
3. молодёжная общественная организация Молодёжный парламент
4. общественная организация содействия возрождению и развитию культурно-исторических традиций русского народа Исток
5. городская молодёжная общественная организация Интеллектуальный клуб Что Где Когда
6. Общественное объединение Молодежный клуб добровольцев Красного Креста
7. Вологодское городское отделение Всероссийской общественной организации Молодая Гвардия Единой России
В организации программ реабилитации и учебно-тренировочных сборов задействованы стадионы и спортивные комплексы. Спортивные сооружения сведены в следующую таблицу 4.
Таблица 4
Спортивные сооружения в Вологде и Вологодской области
Спортивный комплекс Юбилейный Череповец
Рассмотрим поподробнее объекты составляющие инфраструктуру детско-юношеского туризма.
К услугам детей представляется 15 детских санаториев из которых 8 санаторий работает круглый год.
Детские оздоровительные санатории сведены в следующую таблицу.
Таблица 5
Перечень санаторных оздоровительных лагерей 2016 год
ПП полное наименование оздоровительной организации адрес фактический и юридический режим работы краткая информация об оздоровительной организации
1 2 3 4 5
1. Жемчужина Мологи Вологодская область Череповецкий район по Николо-Раменский сельсовет в районе деревни Вешняки. Летний Детский оздоровительный лагерь Жемчужина Мологи — это настоящий райский уголок маленький город-гавань который разместил свои владения на границе Тверской и Вологодской областей. Лагерь расположен в устье рек Старорусской и Мологи неподалеку от Дарвинского заповедника.
2. ИСКРА ГОРОД ВОЛОГДА УЛ. ЛЕРМОНТОВА Д. 19 ОФИС 10 Летний Лагерь занимает большую территорию площадью 30 га. Чистый воздух соснового бора насыщен биологически активными веществами хвойных деревьев. На территории лагеря Искра имеются стадион два спортивных городка крытая спортивно-концертная площадка летняя эстрада медицинский корпус банный комплекс развлекательный центр отрядные игровые комнаты компьютерный зал видеосалон караоке аэрохоккей бильярд оборудованный пляж катамараны лодки.
3. Солнечный Вологодская обл. Сяжденский район дер. Нестериха Круглогодично для ребят отдыхающих в лагере Солнечный ежедневно проводятся разнообразные мероприятия и программы — тематические творческие и интеллектуальные конкурсы концерты викторины активные и спокойные игры эстафеты соревнования по волейболу баскетболу футболу и т.д. По вечерам проводятся дискотеки просмотры фильмов и мультфильмов костры с песнями под гитару.
4. санаторный лагерь Адонис Вологодская обл. г.Череповец ул. Ком. Белова 48 Круглогодично Лагерь находится в благоприятной зеленой зоне на берегу реки Шексны. На отдых и лечение круглогодично принимаются дети. Продолжительность смены — 21 день.
На территории лагеря Адонис имеются спортивные площадки терренкур актовый зал библиотека бильярд настольный теннис выдаются настольные игры зимой организован прокат лыж.

ДЕТСКИЙ САНАТОРНЫЙ ЛАГЕРЬ БОБРОВНИКОВО
Вологодская область Великоустюгский район п.Бобровниково
Круглогодичный
Лагерь функционирует на базе санатория Бобровниково и находится в экологически чистой курортной зоне. Рядом с лагерем находится полоса естественного песчаного пляжа.
В учебное время в лагере проводится обучение по школьной программе. Продолжительность смены — 21 день.
6. Загородный оздоровительный лагерь Дружба Вологодская область город Великий Устюг Советский проспект 85. Летний находится в 12 километрах от города Великий Устюг посреди соснового бора на территории настоящей Вотчины Деда Мороза. Здесь созданы идеальные условия для активного и здорового детского отдыха.

7. ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ ЛЕСНАЯ СКАЗКА Вологодская обл. г. Череповец пр. Победы д.16-б Летний Лагерь Лесная сказка неоднократно был отмечен дипломами областной межведомственной комиссии по организации отдыха оздоровления и занятости детей а также благодарностями Всероссийской ассоциации Дети плюс и Министерства образования и науки Российской Федерации.
8. Детский санаторный лагерь Новый источник Вологодская обл. Вологда ул. Лермонтова 19 офис 14 Круглогодично
Территория лагеря большая и благоустроенная. Здесь имеется вся необходимая инфраструктура для организации полноценного детского отдыха волейбольная и баскетбольная площадки тропа здоровья лечебный бассейн тренажерный зал детская площадка клуб кинотеатр кафе и т.д. Организуется катание на лошадях лечебная верховая езда
9 Креативный лагерь Новая волна м.Сокольники ул.5-я Сокольническая дом 1 круглогодично В лагере ребята постоянно заняты интересными делами активно проводят время в спорте и творчестве мероприятиях и развлечениях. Мы стараемся чтобы ребята развивались творчески улучшали навыки и умения физическую форму.
10 Детский оздоровительный лагерь Онежец Вологодская область город Вытегра Советский проспект д.23-б. Летний В лагере созданы идеальные условия для качественного здорового детского отдыха. Хорошие бытовые условия вкусная еда насыщенная досуговая программа профессиональные вожатые и вся необходимая инфраструктура – далеко не все что может предложить Онежец своим гостям.
Так же действуют 20 загородных оздоровительных лагерей из которых 6 лагерей работают круглогодично и 14 загородных оздоровительных лагерей которые работают сезонно.
1.6 Основные проблемы занятости в каникулярное время и развития детско-юношеского туризма в Вытегре
Детско-юношеский туризм ДЮТ является одним из самых эффективных средств оздоровления и воспитания подрастающего поколения познания своей Родины. Он позволяет при правильной педагогической постановке решать одновременно в комплексе вопросы обучения воспитания оздоровления социальной адаптации и профессиональной ориентации детей готовить подростков к жизни в обществе. Туристские походы путешествия экспедиции создают такую воспитательную среду которая уже объективно независимо от педагога воздействует на детей когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств навыков и умений.
Накоплены различные организационные формы туризма – походы ближние и дальние экскурсии с краеведческим и экологическим содержанием малозатратные и высокоэффективные с педагогической точки зрения палаточные лагеря различного профиля которые способствуют воспитанию личности ребенка на условиях самообслуживания готовя их к жизни к защите Родины. Организация занятости подростков — сложная и многоплановая проблема носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости образовательных учреждений и органов управления образованием органов местного самоуправления предприятий общественных организаций.
Организация отдыха оздоровления и занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Летние каникулы составляют четвертую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования школьников.
Количество отдыхающих детей в лагерях загородной зоны уменьшается из года в год из-за отсутствия средств у предприятий-балансодержателей оздоровительных лагерей.
Существенные затруднения вызывает организация отдыха оздоровления занятости подростков от 14 до 17 лет. Неразвита система создания временных дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних. Это обусловлено недостаточным использованием муниципальных бюджетных средств.
Существующая сеть оздоровительных учреждений не отвечающих современным техническим требованиям. Состояние материальной базы не дает предпосылок развитию инфраструктуры детского отдыха.
Проблемы организации летнего отдыха оздоровления занятости детей и подростков остается в числе наиболее острых социальных проблем и требует решения программными методами. Но благоприятные тенденции последних лет позволяют выразить надежду на то что постепенное смещение приоритетов в сторону воспитания и оздоровления подрастающего поколения будет способствовать преодолению многих негативных тенденций в обществе.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов детского туризма существующих в настоящее время в Вологодской области а именно
 экскурсии для школьников
 спортивный туризм в т.ч. спортивно-туристские соревнования
 самодеятельные школьные обмены
 познавательные и рекреационные детские туры
 оздоровление и отдых в детских лагерях
В Вологодской области в детско-юношеском туризме работает 127 педагогов дополнительного образования в кружках занимается 1900 учащихся.
Текущее состояние детско-юношеского туризма в Вологодской области можно рассматривать как этап стабилизации. Восстановлена деятельность общественных органов управления туристским движением. В течении последних трех лет 100-110 групп выходят на категорийные маршруты в которых принимают участие 1000-1100 человек. Ежегодно организуется полтора десятка палаточных лагерей географически расположенных в наиболее привлекательных с точки зрения туризма районах в которых отдыхает около 2000 детей. Большое число традиционных спортивных мероприятий туризма стало проводиться после многолетнего перерыва. Принципиально важным является поддержка всех инициатив общественников департаментом по делам молодежи спорту и туризму администрации г.Вытегра и некоторые из них стали основой для рождения новых ярких традиций в томском самодеятельном туризме.
Все это создает предпосылки для развития детско-юношеского туризма и включения в него широких слоев населения Вологодской области. Для этого необходимо реализовать ряд программных мероприятий
1. Провести структурную реорганизацию управления туризма в г. Вытегра — переподчинить учреждения дополнительного образования туристской направленности из системы образования в управление департамента по ДМСТ.
2. Разработать и принять ряд нормативно-правовых документов касающихся сферы туризма.
3. Создать прокатный фонд туристского снаряжения для нужд туристов и граждан города.
4. Создать систему обеспечения туристских мероприятий
 приобрести комплект радиосвязи дальней и ближней для использования в полевых условиях
 создать общественный спасательный отряд
 сформировать резервный фонд снаряжения для спасательных работ.
5. Создать сеть полигонов стоянок и приютов в окрестностях города.
6. Разработать маршруты выходного дня экологической краеведческой и эстетической направленности.
7. Обеспечить подготовку кадров туристского движения.
8. Укрепить и развить сеть туристских объединений и клубов по месту жительства в образовательных учреждениях и вузах г. Томска.
На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8 но есть серьезный потенциал с которым нужно работать расширяя спектр предложений.
Одна из проблем – отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и в конечном счете на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженные связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних как правило не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены по которым путевки реализуются. Что приводит к перепродажам в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.
Массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта они согласны жить вчетвером и вшестером.
Преодоление деформации организационных и педагогических целей и задач каникулярного времени. Систему летнего отдыха детей все чаще используют в качестве инструментария лишь социальной защиты детей в летний период. Летние детские здравницы превращаются подчас в учреждения социального обслуживания центр кормления детей или центр сезонного призрения за подростками а не местом для полноценного воспитания творческого развития личности подростка активной и рационально организованной физической нагрузки закаливания организма формирования здорового образа жизни.
Вышеизложенное не способствует формированию бережного отношения к окружающему миру и культуры.
Но больше всего проблем возникает с трудоустройством подростков школьники стремятся найти работу на время каникул по разным причинам. Кто-то мечтает заиметь карманные деньги или помочь своей семье поправить материальное положение. Кто-то желает самоутвердиться почувствовать себя взрослым самостоятельным и независимым а кому-то просто хочется расширить круг общения разнообразить свой досуг получить новые впечатления. Но к сожалению зачастую надежды несовершеннолетних не оправдываются. Нередки случаи когда детей просто обманывают и не выплачивают обещанной зарплаты. Такой первый трудовой опыт сыграет отрицательную роль в дальнейшей судьбе подростка и даже может закрепить в его сознании мысль о том что честным путём заработать нельзя. Именно поэтому вопросы организации труда несовершеннолетних должны прорабатываться более тщательно с работодателями и с несовершеннолетними должна проводиться предварительная беседа для того чтобы избежать дальнейшие недоразумения.
ГЛАВА 2. Характеристика туристического предприятия
Полное наименование бюджетного учреждения Муниципальное бюджетное учреждение культуры Вытегорский районный центр культуры. Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения культуры МБУК ВРЦК. Учреждение создано на основании постановления Администрации Вытегорского муниципального района от 30 декабря 2013 года 1193 в дальнейшем именуемое Учреждение создано на основании постановления Главы Вытегорского муниципального района от 29 декабря 2007 года 793 О создании муниципального учреждения Информационно-ресурсный центр.
Учреждение является некоммерческой организацией – муниципальным учреждением тип – бюджетное учреждение создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры.
Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Вытегорский муниципальный район.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Вытегорского муниципального района в дальнейшем именуемым Учредитель.
Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района.
Учреждение является юридическим лицом обладает обособленным имуществом имеет самостоятельный баланс лицевые счета печать штампы бланки со своим наименованием.
Учреждение является унитарной некоммерческой организацией – государственным учреждением тип – бюджетное учреждение создается для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти области в сфере образования.
Фактический адрес г.Вытегра Вологодской обл. Совецкий пр. д 23-а индекс 162900.
Местонахождение Учреждения г.Вытегра Вологодской обл. Совецкий пр. д 23-а индекс 162900.
Филиалы МБУК ВЦК без статуса юридического лица.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за ним так и приобретенным за счет доходов полученных от приносящей доход деятельности за исключением особо ценного движимого имущества закрепленного за ним органом по управлению имуществом области или приобретенного Учреждением за счет выделенных ему Учредителем средств а также недвижимого имущества независимо от того по каким основаниям оно поступило в оперативное управление Учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
Таким образом МБУК Вытегорский районный центр старое предприятие в Вытегорском районе которое позволяет приобщения молодёжи к культурным мероприятиям. Предприятие Вытегорский районный центр культуры является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава. приложение1
2.1. Анализ внутренней и внешней среды предприятия swot анализ
SWOT- анализ является итоговой формой анализа потенциала развития МБУК Вытегорский районный центр и позволяет выявить сильные и слабые стороны внутренние факторы перспективные возможности и риски развития внешние факторы учреждения.
Внутренние факторы. Сильные стороны
• наличие программно-методического обеспечения образовательного процесса по семи направленностям деятельности
• позитивный опыт достижения высокой результативности образовательной деятельности
• профессионализм педагогических кадров
Слабые стороны
• материально-техническое обеспечение образовательного процесса не достаточно для развития всех востребованных направленностей деятельности
• не в полной мере развиты технические условия для использования инновационных образовательных продуктов — электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
• отсутствие педагогов со специальным образованием педагог дополнительного образования
• слабая мотивация нежелание многих педагогов заниматься самообразованием
Внешние факторы. Возможности для успешного развития
• налажены взаимовыгодные партнерские отношения с рядом школ Вытегорского района.
• имеется заказ родителей образовательных учреждений на образовательные услуги МБУК Вытегорский районный центр
• готовность родительской общественности инвестировать ресурсы в развитие образовательной системы МБУК Вытегорский районный центр в форме оплаты образовательных услуг.
Возможные риски
• возможность некоторых затруднений при освоении новой системы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров
• сокращение кадров МБУК Вытегорский районный центр из-за падения престижа педагогической профессии
• затруднения в связи с совершенствованием правового положения учреждения
• наличие большого количества педагогов-совместителей.
Проблемное поле выявленное в результате анализа результатов реализации предыдущей программы и проведённый SWOT-анализ сильных и слабых сторон деятельности учреждения его дальнейших возможностей позволяет выделить стратегические направления развития МБУК Вытегорский районный центр на 2014- 2017г.г.
• обеспечение качественного и доступного образования с учётом потребностей детей и родителей внедрение современных педагогических технологий в практику МБУК Вытегорский районный центр
• разработка целевых подпрограмм и проектов в соответствии с поставленными задачами
• расширение социальной доступности и повышение качества предоставляемых услуг дополнительного образования
• ориентация на творческое развитие обучающихся посредством их включения в проектную и исследовательскую деятельность
• поддержка и сопровождение творческой инициативы педагогических работников и их участие в конкурсной проектной исследовательской деятельности
• улучшение материально-технической базы МБУК Вытегорский районный центр.
Стратегическое развитие МБУК Вытегорский районный центр как учреждения дополнительного образования возможно при условиях реализации
• стратегии дальнейшей реализации личностно деятельностного подхода в образовании
• стратегии разработки целевых проектов и программ
• стратегии развития МБУК Вытегорский районный центр как окружного методического центра. В этом случае стратегия развития учреждения выглядит следующим образом
• расширение социальной доступности и повышение качества предоставляемых услуг дополнительного образования
• развитие деятельности направленной на реализацию инвестиционной привлекательности на основе предоставления образовательных услуг востребованных различными социальными субъектами органы власти предприятия органы управления образованием и родители.
В настоящее время МБУК Вытегорский районный центр является конкурентоспособным за счёт реализации образовательных программ детских объединений и досуговых программ для учащихся школ и социального заказа со стороны родителей. Последствия позитивные привлечение дополнительных инвестиций к сохранению и расширению доступности повышению качества предоставляемых 36 услуг переход к рыночной идеологии оказания образовательных услуг развития общественного характера управления деятельностью МБУК Вытегорский районный центр.
Действия по реализации
• инновационное развитие образовательного пространства МБУК Вытегорский районный центр на основе реализации личностно деятельностного подхода использования современных образовательных технологий внедрения инновационных форм работы и т.д.
• внедрение предпрофильного обучения реализация модульных интегрированных сквозных образовательных программ социально- педагогических проектов
• введение новых образовательных услуг востребованных обучающимися и социумом
• развитие управленческой деятельности на основе государственно- общественного характера управления.
Общая оценка данная стратегия развития МБУК Вытегорский районный центр перспективна но может быть успешно реализована лишь при условии коллегиального управления процессом развития предприятия.
2.2.Описание рекламной деятельности предприятия
В анализе использования рекламных средств МБУК Вытегорский районный центр культуры следует сконцентрироваться на основном направлении его работы приносящее основную прибыль в учреждение а именно социокультурной деятельности организация концертных программ представлений праздников для различных возрастных категорий. Исследование рекламной деятельности проводилось в сроки с 25 апреля по 23 марта 2017 года.
Круг потенциальных потребителей услуг социокультурного отдела отличается большим разнообразием. Следовательно и рекламное воздействие различно главной целью рекламной деятельности социокультурного отдела является привлечение всех школ города для получения ими содержательного полезного досуга их творческого развития а так же формирование предпочтений к марке Дома культуры от сюда следует что преследуются экономические и имиджевые цели.
По цели рекламы
в основном используется информационная реклама главной функцией которой является сообщение жителям города о предстоящем мероприятии или наборе в коллективы. Также ДК используют напоминательный вид рекламы который в свою очередь информирует о периодических мероприятиях еженедельные дискотеки — услуга уже завоевавшая своих потребителей и просто требующая напоминания о ней.
По месту размещения
• Реклама в средствах массовой информации. Сообщение о предстоящих мероприятиях можно увидеть на местном телеканале но к сожалению это не видеоролики а лишь презентация тех же афиш в течении нескольких минут которые даже не имеют голосового сопровождения а лишь музыкальную подложку.
• Наружная реклама
У здания ДК можно увидеть баннеры к крупным массовым мероприятиям таким как День города Масленица и др. Небольшие афиши расклеиваются по всему городу.
Широко используется и интернет реклама но также как и телереклама и наружная она представляет собой обычную афишу размещенную в группе ДК в социальной сети.
Качество содержания и точность отражения товара
В целом на афишах отражено то что должен узнать посетитель о предстоящем мероприятии что где когда и сколько но не всегда учитываются возрастные особенности потребителя например не каждый ребенок прочитать такой шрифт. Но зато любой ребенок обратит внимание на героев известного мультфильма участие которых не было задействовано в программе что вводит в заблуждение потребителя услуги.
Анализирую рекламную политику ДК можно сделать вывод что для распространения рекламы используется достаточно каналов интенсивность рекламы тоже дает хороший результат. К сожалению очень часто реклама содержит не совсем достоверную информацию и не всегда понятна целевой аудитории. Так же реклама ДК однообразна одно и тоже изображение мы видим и на телеэкране и на баннерах и в интернете.
2.2.1 Предложения по развитию рекламной политики
Телереклама будет более эффективна если вместо просто баннера с музыкальной подложкой в эфире появиться видеоролик хотя бы просто кадры с подобного прошлогоднего мероприятия и голосовое приглашение для участия в празднике.
Так же используется очень мало печатной продукции листовки брошюры для детских и молодежных мероприятий эта реклама была бы наиболее оправдана. Листовки можно распространять в учебных заведениях города. Очень часто приходя на массовые гуляния люди не знают чем себя занять так не все запоминают во сколько и где начнет работу интересующая площадка поэтому для гуляний хорошо бы распечатать брошюры с программой праздника и раздавать на входе в парк.
Чтобы усовершенствовать рекламную политику ДК нужно разнообразить виды используемой рекламы.
Глава 3. Разработка и внедрение на рынок туристического продукта
3.1. Разработка турпродукта
Туристский продукт с подкреплением характеризует деятельность туристского предприятия направленную на формирование дружеских отношений с клиентом оказание ему всесторонней помощи дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества скорости обслуживания консультациями информацией и неформальным общением.
Туристский продукт состоит из следующих трех основных элементов
1.место назначения
2. транспорт
3. размещение
В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги
— Основные — услуги которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом по месту проживания.
— Дополнительные — услуги не предусмотренные в ваучере или путёвке доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входят в основную стоимость путёвки прокат телефон бытовое обслуживание почта обмен валюты дополнительное питание общественный транспорт развлечения и т. п.
Тур — первичная единица туристского продукта реализуемая клиенту как единое целое продукт труда туроператора на определенный маршрут в конкретные сроки и с определенным комплексом услуг. В зависимости от вида заявки туриста и от способа организации продажи туры могут быть
Индивидуальные заказные туры — это туры формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору.
Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг сориентированного на определенный вид отдыха а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура единая для всех программа строго увязанная со сроками и графиком путешествия не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг поэтому турист может либо купить его целиком либо вообще отказаться от его приобретения.
в стоимость тура должна быть включена хотя бы одна из перечисленных ниже услуг трансфер экскурсии или аренда автомобиля.
Все зарегистрированные туры получают от IATA специальный номер ITNumber вот почему эти туры еще иногда называют инклюзив-турами inclusive tours обычно публикуемый в брошюре или сообщаемый впоследствии турагенту оператором. В большинстве случаев наличие у тура этого номера дает возможность туристским агентствам получить большую сумму комиссионных при бронировании и продаже билетов связанных с участием пассажира в таком туре.
Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием туристский пакет который включает четыре обязательных элемента туристский регион транспортные услуги услуги средств размещения трансфер. Этот пакет обязательных туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта так как туристский пакет — это только часть туристского продукта точнее обязательная часть тура. В зависимости от вида тура в нем могут отсутствовать те или иные элементы.
Туристский маршрут — это заранее спланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг.
Комплекс услуг на маршруте — это те условия которые не входят в туристский пакет по которые клиент пожелал включить в программу а туроператор должен обязательно выполнить.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги — услуги не предусмотренные ваучером или путевкой и соответственно не входящие в основную стоимость путевки и предоставляемые но месту отдыха по мере возникновения потребности в них. К ним относятся прокат телефон почта обмен валюты дополнительное питание и многие другие.
Наряду с основными и дополнительными услугами разница между которыми состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу услуг туру в структуру туристского продукта входят также сопутствующие услуги к которым относят товары.
На основании выше перечисленной информации был разработан турпродукт для подростков возрастом от 14 до 17 Большое путешествие на родину Деда Мороза для группы из 8человек на 4дня и 3ночи. Стоимость данного турпродукта на 1 человека составляет 20.942р.
Пробный маркетинг дает руководству компании необходимую информацию для принятия окончательного решения выпускать или не выпускать новый продукт. Реализация тура — это сложная система операций включающая заключение договоров с поставщиками услуг и товаров подготовку путевок и договоров информационное обеспечение тура бронирование и обеспечение туристов проездными билетами оформление страховки подготовку кадров для тура собственно организация тура.
3.2. Маркетинговое исследование туристского продукта
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется в первую очередь привлекательным туристским продуктом. Термин продукт отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей например пища приготовленная поваром ресторана или услуги гида знакомящего туриста с данной местностью или музеем. Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов
1. природные ресурсы воздух вода солнце ландшафт и пр. исторические культурные архитектурные достопримечательности которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие
2. оборудование средства размещения туристов рестораны оборудование для отдыха занятий спортом и т.д. которое само по себе не является фактором влияющим на мотивацию путешествия но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию
3. возможности передвижения которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта используемые туристами. Такие возможности оцениваются скорее всего с точки зрения их экономической доступности чем с точки зрения быстроты передвижения.
Туристский продукт городов – курортов — это результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз и нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также ин формационные связи необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями.
При анализе туристского продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос Что в действительности будет покупать турист Ведь до определенного момента туристский продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности. Люди приобретают на рынке не товары а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность.
Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент когда туристское предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и как следствие полное отсутствие или наличие незначительной прибыли.
Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это может объясняться рядом факторов
1. изменением потребностей клиентов
2. выходом на рынок новых более совершенных про­дуктов
3. усилением конкуренции
4. продукт может оказаться недостаточно рентабель­ным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала.
Стадия спада означает наступление того момента когда туристская сфера начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение возможно даже до нулевой отметки размера получаемой прибыли. Переход туристского продукта в стадию спада может быть обусловлен рядом причин. Во-первых это появление на рынке новых продуктов. Во-вторых исчезновением потребности которой соответствовал данный продукт. Таким образом необходимо тщательно анализировать как продукты приносящие в течение нескольких лет мало прибыли так и те что хорошо известны на рынке но для оживления сбыта которых требуется изменить их имидж. На данный момент все стадии жизненного цикла проходит туристский продукт ориентированный на вывоз туристов за рубеж. Туристский продукт нашего региона пока находится на стадии роста. И нужно всячески способствовать развитию и продвижению тур продукта региона КМВ на рынки страны и за рубеж.
Третья не менее важная задача состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.
Таким образом был проведен опрос молодёжи с помощью анкетированияприложение2. Который выявил потребности подростков в турпродукте Большое путешествие на родину Деда Мороза для общего развития.
3.2.1. Разработка программы тура
Большое путешествие на родину Деда Мороза
Вытегра — Великий Устюг
Программа тура
1 день 0000 выезд из г. Вытегра. От автостанции
925 завтрак в д. Медведово кафе медведово
1305 обед в д. Олешково кафе Левый берег
1657 прибыте в г. Великий устюг
1730 заселение в гостиницу Айсберг
1800 свободное время
2000 ужин в гостинице
2100 общий сбор в холле гостиницы
2130 свободное время
2200 отбой
2 день 800 подьём
830 завтрак в гостинице
900 Обзорная экскурсия по городу.
1200 Обед в кафе.
1320 Мастер-класс по выбору ТурКлуба Пилигрим мастер-класс может быть — Кружевная сказка и Берестяное чудо.
1400Вертепное представление Звезды Рождественской сияние…проводится с 1 декабря по 1 февраля в остальные даты заездов – мастер-класс по народным промыслам.
1500 обед в кафе
1630Экскурсия в Дом Моды Деда Мороза только здесь вы сможете увидеть таинство создания нарядов для Деда Мороза и его свиты принять участие в волшебном дефиле изготовить сказочный сувенир своими руками посетить выставку Времена года приобрести эксклюзивный сувенир от зимнего волшебника.
1800 отьезд группы в гостиницу
1900 свободное время
2000 Ужин в гостинице
2100 сбор в холле
2200 отбой
3 день830 подъём
900Завтрак в гостинице
1000 Поездка на Вотчину Деда Мороза 12 км.
1040тропа сказок
1130 посещение Дома Деда Мороза встреча с Дедом Морозом и его помощниками
1300свободное время на Вотчине.
1400 Возвращение в город.
1450Поздний обед в кафе.
1520посещение почты и сувенирной лавки Деда Мороза специализированных сувенирных магазинов Берендей Северная чернь и др.
1730 отъезд в гостиницу
1800 сбор в холле
1900Ужин в гостинице.
2000 отбой
4 день 0000 отъезд от вокзала г. Великий Устюг
720 завтрак в п. Молочное кафе SOFI
1330 прибытие на автовокзал г. Вытегра
В стоимость тура входит
•проживание в гостинице Айсберг
•питание по программе тура
•автотранспортное обслуживание
•экскурсионное обслуживание по программе с входными билетами
• услуги гида.
В стоимость тура не входит
• Дополнительные экскурсии и питание и т. д
• Сладкий подарок от Деда мороза от 350 руб. по предварительной заявке Вручение не на Вотчине
• Индивидуальное фото с Дедом Морозом
• Фотографирование в музеях
3.2.2.Расчёт себестоимости услуг включённых в состав тура. Определение цены турпродукта
Турпродукт Большое путешествие на родину Деда МорозаВеликий Устюг
Количество человек 8 + 4
Количество днейночей 4 дня3 ночи
Стоимость автобуса с Вытегры до Великого Устюга по маршруту и обратно 6000 рч.
Стоимость проживания 1850р на 1чел.
Питание 2х разовое питание включено в стоимость проживания
Таким образом стоимость тура Большое путешествие на родину Деда МорозаВеликий Устюг на 8 человек 4 дня и 3ночи составляет 167.536руб.
3.2.3. Оформление документов для турпакета
Важной составляющей в деятельности менеджера туристского агентства является умение быстро и грамотно оформить все необходимые для совершения поездки документы. Их перечень невелик а содержание имеет стандартные формы корректирующиеся в зависимости от специфики и условий тура. Основными документами остающимися у туристов после совершения покупки остаются
— договор о туристском обслуживании контракт между турфирмой и клиентом
— турпутевка формы ТУР-1 в случае если в фирме не установлена контрольно-кассовая машина или иного образца при наличии последней
— в случае необходимости — туристский ваучер
— проездные документы
— памятка туриста.
— инструктаж группы по технике безопасности
— Технологическая карта туристского путешествия
— Информационный листок
— карта схема маршрута
Предметом исследования является документальное оформление отношений между туристом и туристической фирмой во время приобретения туристического продукта а объектом — туристские компании и туристы.
Договор о туристском обслуживании
Договор о туристском обслуживании — соглашение между потребителем туристской услуги туристом и туроператором или турагентом реализующим пакет услуг. Договор заключается в письменной форме и содержит существенные условия договора в том числе достоверную информацию о реализуемом пакете услуг розничной цене и порядке оплаты а также определяет взаимные права и обязанности сторон при организации и проведении поездки путешествия.
Настоящий договор содержит 1. Предмет договора. 2. Права и обязанности сторон. 3. Порядок расчетов. 4. Условия отмены поручения и аннулирования туристской поездки. 5. Ответственность сторон. 6. Транспортные услуги. 7. Прочие условия. 8. Порядок разрешения споров. 9. Срок действия договора. 10. Адреса и реквизиты сторон.
Турпутевка
Факт передачи туристу заказанного и оплаченного тура оформляется турпутевкой в соответствии с правилами туристической фирмы. При заказе туристом дополнительных туристических услуг не вошедших в состав тура оформляется письменное дополнение к договору.
Турпутевка выдается туристу после полной оплаты договора. Турпутевка выдается туристу под его личную роспись на корешке турпутевки остающейся у турфирмы. В отдельных согласованных туристом и тур фирмой случаях позднего бронирования когда поступление оплаты невозможно до начала осуществления туристом турпоездки но обязанность оплаты обеспечена тем или иным образом выдача турпутевок допускается до полной оплаты стоимости заказа. В случае частичной оплаты тура предоплаты возможна выдача турпутевки в качестве платежного приходного документа с последующей выдачей турпутевки на полную оплату тура.
Туристская путевка — письменный акцент оферты туроператора или турагента на продажу пакета услуг представляющий собой неотъемлемую часть договора на туристское обслуживание а также документ первичного учета деятельности туроператора или турагента. Путевка являясь бланком строгой отчетности туроператора на туристского служит подтверждением факта заключения договора обслуживание и его оплату.
Туристский ваучер
При оформлении покупки тура туристу выдается на руки
Туристский ваучер заполняется в 2-х экземплярах один остается у туриста другой остается в Агентстве.
Туристский ваучер предъявляется и сдается туристом администратору туркомплекса.
Договор и памятка подписываются туристом и руководителем фирмы адресные данные и контактный телефон туриста в договоре обязательны.
Иногородним туристам при покупке билетов на поездсамолет необходимо учитывать что запас времени до отъезда должен быть не менее 4 часов.
Кроме турпутевки туристу выдаются сопроводительные документы необходимые для осуществления турпоездки — туристическийе ваучеры проездные документы билеты страховой полис а также иные предусмотренные договором тур фирмы с туристом документы устанавливающие права на заказанные услуги иили содержащие необходимую для поездки информацию включая рекомендации о правилах поведения и обеспечения личной безопасности во время совершения турпоездки. все сопроводительные документы выдаются под личную роспись туриста.
Ваучер туристский ваучер — документ — распоряжение туроператора своему контрагенту принимающей стороне о предоставлении туристу в соответствии с заключенным договором туристского обслуживания с гарантией его оплаты последним в установленном порядке. Ваучер содержит полный и конкретный перечень оплаченных туристом услуг которые должны быть ему предоставлены. На основании ваучера проводится урегулирование взаиморасчетов между принимающей и направляющей сторонами. Форма ваучера определяется указанными выше сторонами. Ваучер устанавливает право туриста на услуги входящие в турпакет и подтверждает факт их оказания.
Перечень комплекс услуг входящих в тур турфирмы так же указывается в туристском ваучере ваучерах — документе выдаваемом туристу и устанавливающем право туриста на указанные в нем услуги. ваучер служит основанием для оказания туристических услуг во время турпоездки. приложение3
Проездные документы и памятка туристу
Компания от имени и по поручению Клиента заключает договор перевозки между Клиентом и Перевозчиком путем приобретения авиабилетов к месту туристско-экскурсионного обслуживания и обратно по маршруту указанному в Заявке. приложение4
Проездные документы на все виды транспорта должны быть выписаны на ту же фамилию которая указана в паспорте. Проверьте чтобы Ваш маршрут следования и даты въезда-выезда полностью соответствовали тому что записано в билетах.
Проездные документы билеты устанавливают право на перевозку туриста сопровождающих его лиц и их багажа и выдаются туристу под роспись. В случае включения услуги по перевозке в состав тура билеты могут быть выданы на основании туристского ваучера устанавливающего в частности право на данную услугу.
Памятка для туриста
Претензии туристов фирмам приходится выслушивать не так уж редко. Иногда все это может довести до суда. И здесь многое зависит от доказательств представленных турфирмой которые подтверждают что она не только выполнила все свои обязательства но и предоставила клиенту полную информацию о поездке перед ее началом. Причем такую информацию лучше оформлять в виде памятки.
Федеральный закон от 24 ноября1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации обязывает турфирму предоставлять клиенту информацию о туре стране куда он отправляется ее обычаях о правилах поведения на время поездки необходимых прививках. Как мы уже сказали в начале нашей статьи такую информацию можно оформить в виде памятки для туриста которая будет являться приложением к договору. Не забудьте указать в договоре что к нему прилагается памятка. Тогда в случае судебного разбирательства фирма сможет доказать что она предоставила клиенту полную информацию о туре.
Информационный листок
 Информационный листок — один из документов регламентирующий отношения туроператора и туриста. Смысл информационного листка как документа не столько в донесении до туриста знаний об условиях предстоящей поездки сколько получение гарантий того что турист ознакомлен со всей информацией о туре это подтверждается подписью туриста под информационным листком что не даст ему в дальнейшем винить менеджера туроператора в неполном донесении информации.
Содержание информационного листка разрабатывается самим туроператором. Можно выделить разделы информации которые чаще всего встречаются в информационных листках
 информация о стране или курорте на который направляется турист
 сведения о том каким транспортом можно добраться к месту отдыха
 краткое изложение правил пересечения границы
 сведения о пунктах медицинской помощи и правила страхования туристов
 сведения о средстве размещения в котором должны будут расселиться туристы
 сведения о месте и времени сбора группы
инструктаж группы
Инструктаж – процесс выдачи инструкций указаний.
Инструкция — документ содержащий правила указания или руководства устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо
1. Инструкция устанавливает порядок проведения инструктожа субъектом туристской деятельности. Цель – обеспечить соблюдение правил личной безопасности туриста.
2. Субъект туристской деятельности обязан
• Инструктаж до начала тура
• Заполнить журнал регистрации инструктожа
• Определить ответственного за проведение инструктожа
3. Инструктаж туриста должен включать
• Программу тура
• Меры обеспечивающие личную безопасность и сохранность имущества во время тура
• Сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного осуществления тура
Таким образом инструктаж проводится до начала поездки и информирует туриста о правилах личной безопасности и сохранности имущества.
Технологическая карта туристского путешествия
Технологическая карта туристского путешествия — это технологический документ определяющий содержание программы и условий обслуживания туристов на конкретном маршруте. Содержит все необходимые сведения и инструкции для персонала который выполняют определенный технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
3.2.4. Презентация турпродукта
Заключение
Список литературы
24. Квартальников В.А. Туризм и отраслевые системы. М. 2001 364 с.
25. Козырев В.М. Туристическая рента М. 2001 186 с.
29. Морозов. В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. М.Теис 2004
31. Новиков В. Управление туризмом в России. Почему бы не воспользоваться опытом других стран Туризм практика проблемы перспективы. 2. 2002 с.36 — 42
37. Суворов Е.Д. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности.[Электронный ресурс] – режим доступа ww.pravcons.r
38. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства. Москва ИКЦ МарТ 2006 – 160 с.
39. Турбизнес. 2. 2003 С. 3-7
40. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. М. 1999 235 с.
43. Федеральный закон РФ от 24.11.96 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
44. Федеральный закон РФ от 10.12.1995г. 196-ФЗ О безопасности дорожного движения
45. Федеральный закон РФ 2300-1 от 07.02.1992г. О защите прав потребителей.
46. Федеральный закон РФ 52-ФЗ от 30.03.1999 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
47. Федеральный закон РФ 128-ФЗ от 08.08.2001г. О лицензировании отдельных видов деятельности.