Введение
Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи формированием стратегии национальной семейной политики.
В настоящее время вопросам поддержки материнства и детства в том числе и многодетной семьи уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Как отметил президент Д.А. Медведев в декабре 2011 года в послании Федеральному Собранию «В короткие сроки будет начата реализация программ … для поддержки семей с тремя и более детьми» [12]
Социальная поддержка – залог успешного функционирования любой социальной группы Особенно это касается семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей так и привлечения к оказанию помощи их окружения чаще всего родных близких членов других семей оказавшихся в схожем положении квалифицированных специалистов социальной работы государственных и негосударственных структур социальной помощи населению. Как отмечает философ и социолог И.Е. Кокарев «деньги проедаются бедность остается» [19] поэтому выделяемые ресурсы должны быть направлены на включение механизмов социальной реабилитации мобилизацию собственного потенциала семьи для самостоятельного решения сложившихся трудных ситуаций.
Актуальность такого подхода к оказанию социальных услуг определяется стремлением избежать нередких сегодня случаев когда профессиональные усилия работников социальных служб удовлетворяют базовые потребности семьи и сглаживают остроту жизненных проблем приведших ее к кризису но не возвращают к полноценной самостоятельной жизни. Происходит это оттого что семья получив помощь сохраняет отчужденность и социальную изолированность возникшие в трудной жизненной ситуации.
Семья находящаяся в трудной жизненной ситуации — семья попавшая в ситуацию объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи инвалидность болезнь сиротство безнадзорность малообеспеченность безработица отсутствие определенного места жительства конфликты и жестокое обращение в семье одиночество и тому подобное которую семья не может преодолеть самостоятельно [24].
Деятельность специалистов организуется как ответ на запросы клиентов по-прежнему имеющие преимущественно материальный характер. При существующей «реактивной» позиции служб социальной защиты населения количество малоимущих семей не только уменьшается но даже растет. Количество малоимущих семей с детьми которым в 2010 году были предоставлены социальные услуги составило 44311 тысячи в 2009 году — 43907 тыс. семей численность детей в данных семьях — 60994 человек в 2009 году — 64657 тыс. человек [26]. С каждым годом количество семей с детьми которым необходимы социальные услуги увеличивается.
Поэтому проблемой нашего исследования является выявление способов эффективной социальной поддержки семей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель исследования – выявить эффективные способы социальной поддержки семей попавших в трудную жизненную ситуацию реализуемые в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения.
Объект исследования — социальная работа с семьей.
Предмет исследования – социальная работа с семьей попавшей в трудную жизненную ситуацию.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования поставлены следующие задачи
— рассмотреть понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»
— изучить нормативно-правовые основы социальной работы с семьей в современной России
— проанализировать специфику социальной работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию
— определить содержание социальной поддержки семьи реализуемой в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения
— разработать программу социальной поддержки семей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Научные разработки проблем семьи на разных этапах ее жизнедеятельности представлены в исследованиях следующих ученых И.Е.Кокарева В.И.Курбатова Е.И. Холостовой П.Д.Павленка С.И.Григорьева и др.
Характер задач исследования определил отбор используемых в работе методов. Нами были использованы следующие методы изучение и анализ отечественной и зарубежной научной литературы описание сравнение обобщение систематизация опрос анкетирование.
Структура работы включает в себя введение три главы заключение список источников и литературы приложение.

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4245. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Глава 1. Формы социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья попавшая в ситуацию объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи инвалидность сиротство безнадзорность безработица малообеспеченность болезнь отсутствие определенного места жительства конфликты и жестокое обращение в семье одиночество и тому подобное которую семья не может преодолеть самостоятельно в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов [24 с. 56].
В науке выделяют критические и напряженные виды трудной жизненной ситуации семьи.
Критическая ситуация – это ситуация когда невозможно реализовать свои стремления мотивы цели ценности – все то что может быть вызвано внутренними необходимостями семьи.
Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности которое приобрело для семьи особую значимость. Другими словами сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией когда они воспринимаются понимаются оцениваются семьей как трудные опасные.
К числу детей-сирот относятся те у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей оставшихся без попечения родителей относятся те кто остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав ограничением в родительских правах признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными ограниченно дееспособными находящимися в лечебных учреждениях объявлением их умершими отбыванием наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов отказом родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях оставшихся без попечения родителей затрачивать немалые средства на их содержание однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи так и в новых условиях опекунских приемных – т.е. в тех условиях где отсутствует генетическая связь между родителями и детьми. Основное содержание социальной работы с детьми- сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей заключается в защите их прав устройстве контроле за условиями их содержания социальной реабилитации и адаптации помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами Конвенция ООН о правах ребенка 1989г.Конституция Российской Федерации Гражданский кодекс РФ ст. 34 35 39 Семейный кодекс РФ ст. 121 – 125 и др. Жилищный кодекс РСФСР ст. 53 60 62 Федеральный закон РФ от 04.12.96 «принципы содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет» другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевым законодательством.
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению учету и избранию форм устройства детей оставшихся без попечения родителей а также по контролю за условиями их проживания воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Дети оставшиеся без попечения родителей подлежат передаче на воспитание в семью на усыновление удочерение под опекупопечительство или в приемную семью а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Законодательство таким образом отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Оказание помощи детям по разным причинам оставшимся без попечения родителей является важнейшим направлением социальной политики государства.
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей заключается в защите их прав контроле за условиями их содержания социальной реабилитации и адаптации помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства.
Усыновление удочерение ребенка – это государственный акт в связи с которым между усыновленными и их потомством а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности которые по закону существуют между родителями и детьми.
Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная форма устройства детей оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера. В 1918 году он был отменен вообще что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926г. институт усыновления был восстановлен. Сегодня усыновление является оптимальной формой воспитания и устройства ребенка зафиксированной в Семейном Кодексе Российской Федерации принятом в 1996 году ст.124-144 гл. 19.
Основной социальной целью усыновления является создание детям лишившимся попечения родителей наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. На первое место при усыновлении ставятся интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью следует исходить из общей посылки что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий как материального так и морального характера для воспитания и всестороннего развития в физическом психическом духовном и ином отношении максимально приближенных если это необходимо и возможно к обстановке привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение принадлежность к определенной религии и культуре родной язык возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое психическое духовное и нравственное развитие.
К интересам ребенка которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной одиноким мужчиной целесообразно установить соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью сможет ли заявительница заявитель по своему возрасту состоянию здоровья материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.
Именно в интересах детей не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер.
Не вызывает сомнения что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело когда речь идет об усыновлении подростка в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные трудности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами ранее не участвовавшим в их воспитании или содержании не проявлявшим о них заботы и внимания выяснить истинные мотивы усыновления соответствие его интересам усыновляемого юноши девушки. Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как «соответствующее интересам усыновляемого» поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей но и в будущем на усыновленных детей достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцати-семнадцатилетние юноши и девушки находящиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время один-три года в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными нуждающимися в помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производится в тех случаях когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами желающими быть усыновителями или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе взаимной привязанности желании юридически оформить сложившиеся взаимоотношения.
Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка – залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения на него спустя непродолжительное время обязательств по собственному содержанию или получению тех или иных льгот предусмотренных законом. Необходимо установить с какой целью производится усыновление подростка заменить ему родную семью или получить например право пользоваться жилым помещением усыновленного право получит пособие пенсию наследство причитающееся усыновленному и т.п.
Закон не содержит ограничений по усыновлению детей страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены могут быть как здоровые так и больные дети.
Предпочтение отдается усыновителям являющимся гражданами РФ а также родственникам ребенка независимо от их гражданства и места жительства перед усыновителями – иностранными гражданами
Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям родственникам. Усыновление производится судом по заявлению лиц лица желающих усыновить ребенка при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола кроме лиц которые согласно ст. 127 СК не имеют право на усыновление лишены родительских прав отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д. Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет однако по причинам признанным судом уважительными она может сокращена. Для усыновления ребенка достигшего возраста 10 лет требуется его согласие за исключением случаев специально оговоренных законом.
Практика показывает что как правило усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
Приступая к работе по усыновлению социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению усыновляется ли он законным путем дали ли кровные родители когда это необходимо и когда это возможно и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны если стоит вопрос о международном усыновлении то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка существует ли система наблюдения за усыновлением которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Кроме того необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей т.е. тщательно изучить психологическое социальное физическое и экономическое состояние а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения следует определенно знать отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка нежели на своих собственных. Кроме того следует учитывать то обстоятельство что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и усыновителей возраст состояние здоровья характерологические особенности от подготовленности ребенка к изменениям в жизни а родителей к особенностям детей особенно тогда когда усыновляют бездетные граждане. Важную роль играют семейный уклад отношения экономические возможности. И наконец необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.
Российская статистика фиксирует что в последние годы практически отсутствует очередь желающих усыновить ребенка. В абсолютных цифрах количество усыновленных детей практически не растет. Так если в 2005 году было усыновлено 14333 детей то в 2006 году – 13187 а в 2007 году эта цифра составила 15183.
Эта форма не особенно популярна среди россиян. На это есть множество причин у значительной части воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав у многих пропали без вести но судом этот факт не установлен достаточно большой процент воспитанников – дети имеющие братьев и сестер.
Отношения возникающие в связи с установлением осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными способными гражданами регулируются ГК РФ СК РФ Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 48 – ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Опека и попечительство в семейном праве – это устройство детей-сирот детей оставшихся без попечения родителей в целях их содержания воспитания и образования а также для защиты их прав и интересов.
Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна попечителя
Факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц их заменяющих ст.145 Семейного Кодекса РФ а именно
— смерть родителей объявление родителей умершими которое производится
судом по правовым последствиям приравнивается к смерти
— лишение их родительских прав
— ограничение их в родительских правах
— признание родителей недееспособными
— болезнь родителей
— длительное отсутствие родителей
— уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов
— отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений
— пребывание родителей родителя в местах лишения свободы.
Рождение ребенка у лиц не достигших 16 лет ст. 62 Семейного Кодекса РФ.
Опека и попечительство над детьми преследуют две цели а воспитание детей оставшихся без попечения родителей б защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей.
Семейным и гражданским законодательством установлено что опека устанавливается над малолетними детьми не достигшими четырнадцати лет а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей но важно в сфере защиты опекунами попечителями их личных имущественных и неимущественных прав и интересов что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан частичной или неполной. Как известно малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно решать только весьма ограниченный круг сделок мелкие бытовые сделки сделки направленные на безвозмездное получение выгоды не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации а так же сделки по распоряжению средствами предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей совершают от их имени их опекуны как законные представители. Благодаря опекуну ребенок оставшийся без попечения родителей может стать участником любого гражданского правоотношения.
Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданской дееспособности чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки что и несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет а кроме того они могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком стипендией и иными доходами осуществлять права автора произведений науки литературы или искусства изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя – попечителя. Таким образом попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над ним. Если ребенку нуждающемуся в опеки или попечительстве в течение месяца не назначен опекун или попечитель исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
В 2004 году в России под опеку было передано 65900 детей около 54% от общего числа устроенных в семьи. В 2005 году 69742 ребенка стали жить у опекунов. В 2006 году 67923 ребенка были взяты под опеку. Традиционно в России сложилось так что под опеку брали ребенка его родственники около 80% из них свыше 40% — бабушки и дедушки.
Опека наиболее популярна среди россиян о чем свидетельствует приведенная выше статистика. Опека позволяет ребенку быстрее попасть в семью так как оформляется проще чем усыновление. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитанием в семьях у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.
Практика передачи детей утративших родительское попечение на воспитание в семью стала возрождаться в России первоначально в виде создания детских домов семейного типа в том числе на основе крестьянских фермерских хозяйств.
Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание которому законом отдается безусловное предпочтение. Например в 2003 году в России на воспитание в приемную семью передано 3093 ребенка в 2004 году – 3517 в 2005 году — 4609.2
В сравнении с данными на 01.01.2006 года количество детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в семьях выросло на 3%.3
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка детей на воспитание в семью который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства нахождения ребенка и приемными родителями т.е. супругами или отдельными гражданами желающими взять ребенка детей на воспитание в семью. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц лица желающих взять ребенка детей на воспитание с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка детей которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства нахождения ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности данных лиц быть приемными родителями и другие необходимые документы.
Приемными родителями могу стать совершеннолетние граждане как состоящие так и не состоящие в браке желающие взять на воспитание оставшегося без попечения ребенка. Согласно Положению о приемной семье утвержденному Правительством РФ в 1996г. в приемной семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных наследственных и других правоотношений подобных отношениям между родителями и детьми которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей а также осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию воспитанию и образованию детей.
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается как и при усыновлении разъединять братьев и сестер за исключением случаев когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.
Данная практика не находит распространения в силу отсутствия в государственных органах опеки и попечительства служб проводящих поиск обследование семей-претендентов обучение сопровождение семей специалистами с целью оказания помощи воспитателям в воспитании приемных семей. Несмотря на то что в Семейном Кодексе ст. 151 гл. 21 говорится что в приемную семью передается на воспитание ребенок дети при этом подразумевается что приемная семья может иметь на воспитании одного ребенка имея статус «приемной семьи» на практике выходит иначе – статус присваивается только при наличии 5 детей лишенных родительского попечения и более. Последнее обуславливает возникновение негативного отношения к приемным семьям со стороны общественности психологические сложности в адаптации и интеграции детей в общество.
Не смотря на явную привлекательность данной формы семейного устройства она не получила распространения в России.
К ним относятся образовательные учреждения в которых содержатся обучаются и или воспитываются дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей учреждения социального обслуживания населения детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками социально-реабилитационные центры помощи детям оставшимся без попечения родителей социальные приюты учреждения здравоохранения дома ребенка и другие учреждения создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1
Несмотря на то что в данной области происходят заметные позитивные изменения дифференциация детских домов появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних центров помощи и т.д. проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом детей школьного возраста наносит существенный ущерб психике ребенка ухудшает его здоровье. Дети воспитывающиеся в интернатных учреждениях в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить чаще болеют хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2016 г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.1 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков приготовить поесть купить чего-либо организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы создание социального и эмоционального окружения близкого к семейному организация небольших групп семейного типа где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями» поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту неразделение братьев и сестер по разным учреждениям укрепление связей между детьми и их родителями развитие развитие у детей умений бытовых и общественных навыков необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.
Очевиден тот факт что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют ряды криминальных структур 10% -суицид остальные либо возвращаются к родителям которые были лишены родительских прав восполняя ряды алкоголиков тунеядцев либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников знакомых и т.д.1 В реабилитационных центрах воспитатели учителя социальные педагоги и психологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей изъятых из асоциальных семей элементарным навыкам самообслуживания гигиены учат детей грамоте письму счету и т.д. но по истечении срока пребывания в центре большинство детей возвращаются в кровные асоциальные семьи и как правило на протяжении одной недели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.
Практика определения детей в учреждения «по социальным показаниям» отсутствие жилья тяжелое материальное положение по договору на срок до 1 года и более – зачастую приводит к отказу от ребенка родителей.
Несмотря на то что в данной области происходят заметные позитивные изменения дифференциация детских домов появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних центров помощи и т.д. проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.
Патронатное воспитание как форма устройства детей в семьи регулируется законами субъектов Российской Федерации часть 1 статьи 123 СК РФ.
Система «Патронатное воспитание» — отличается от традиционного жизнеустройства детей лишенных родительского попечения от оформления опеки или усыновления следующими параметрами
Дети воспитанники сохраняют свой статус «сирота» при определении в замещающую семью что в настоящий момент позволяет наиболее эффективно защитить права и интересы детей оставшихся без попечения родителей.
Эта форма устройства детей пригодна для детей и с установленным статусом и без него. На патронат передаются дети на тот срок который нужен для ребенка четко разграничены права и обязанности по защите прав ребенка и определены обязанности сторон – учреждения службы патронатного воспитателя и если речь идет о социальном патронаже семьи то и кровного родителя.
Воспитатели «замещающих семей» получают заработную плату им идет рабочий стаж.
Патронатное воспитание предусматривает несколько форм патроната
Долгосрочный патронат- устройство в замещающие семьи детей лишенных родительского попечения до достижения ребенком детьми 18 лет. В этом случае возможно прерывание патроната по инициативе воспитателей и оформление усыновления опеки над несовершеннолетним. Данная форма патроната приемлема преимущественно для детских домов интернатных учреждений.
Краткосрочный патронат – устройство в замещающие семьи детей оставшихся без попечения родителей на срок до 6 месяцев преимущественно со следующим возвратом в кровную семью но возможно и оформление опеки усыновления. Данная форма позволяет определять на воспитание реабилитацию абилитацию в замещающую семью детей не только из асоциальных семей но и детей родители которых находятся под следствием в местах лишения свободы на длительном лечении родители которых пропали без вести или безвестно отсутствуют личность детей не установлена и др. случаях когда статус ребенка не установлен а также возможно временное устройство ребенка жертвы домашнего насилия на период работы с семьей.
Социальный патронат – система мер по предотвращению деградации кровной семьи и отказа от ребенка работа с семьей из которой ребенок временно изъят стоит вопрос об изъятии ребенок нуждается в защите интересов. Работа с асоциальными семьями и семьями группы риска должна строится на договорных условиях временные рамки которого не должны превышать одного месяца который должен заключаться ежемесячно в течение полугода и содержать условия реальные которые могут быть выполнены асоциальной семьей. Обязательства второй стороны договора социальная служба оказывает адресную помощь в качестве гуманитарной помощи определение ребенка в ДДУ обучение ребенка школьного возраста в классах выравнивания определение ребенка в центр дневного пребывания осуществление патронажа семьи на протяжении 3 и более лет после возврата ребенка в семью.
Объекты патроната
Органы опеки и попечительства учреждения образования социальной защиты здравоохранения уполномоченные службы по предоставлению патроната комиссии по защите прав и интересов детей службы сопровождения учреждений для детей лишенных родительского попечения дети оставшиеся без попечения родителей дети-сироты семьи нуждающиеся в помощи государства асоциальные опекунские семьи замещающие семьи.
Патронатные воспитатели по отношению к воспитаннику воспитанникам обладают правами и обязанностями делигированными им на основании договора о предоставлении возмездных услуг органами опеки и попечительства учреждением.
Замещающая семья образуется на основании договора Постановления главы администрации органа местного самоуправления о передаче ребенка детей на патронат в семью приказа директора реабилитационного центра или детского дома Дома ребенка.
Орган опеки и попечительства выдает патронатному воспитателю удостоверение воспитатель замещающей семьи зачисляется в штат учреждения для детей лишенных родительского попечения оставшихся без родительского попечения.
Устройство ребенка детей на воспитание в замещающую семью не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и воспитанником наследственных и алиментных отношений.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола за исключением
лиц лишенных родительских прав в отношении своих детей
Бывших усыновителей и опекунов если усыновление или опека отменены судом за виновные действия со стороны усыновителей опекунов
Лиц признанных судом недееспособными ограниченно дееспособными или ограниченными в родительских правах
инвалидов 1 и 2 группы
лиц имеющих вредные привычки и наклонности алкоголизм наркомания
лиц имеющих корыстные мотивировки
лиц старше 55 лет
лиц имеющих судимость за преступления против личности.
На сегодняшний день патронатное воспитание является наиболее перспективной формой жизнеустройства детей оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы является то что принимающие ребенка семьи получают специальную подготовку ребенку подбирают семью которая сможет удовлетворить все его нужды патронат позволяет плавно перевести ребенка из учреждения в семью что обеспечивает более успешную адаптацию к новым условиям.
Глава 2. Виды социального обеспечения детей оставшихся без попечения родителей
Дополнительные гарантии на медицинское обслуживание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей предусмотрено ст.7 Федерального закона 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».
Таким лицам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно- профилактическом учреждении в том числе проведение диспансеризации оздоровления регулярных медицинских осмотров. Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря базы труда и отдыха в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей являющиеся инвалидами или с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются медицинской помощью основанной на ранней диагностике корригирующими и реабилитационными методами лечения протезированием бесплатными медицинскими препаратами по рецептам врача находятся под наблюдением врачей-специалистов . Однако не исполняется в полном объеме и предоставление социальной услуги в части обеспечения детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение. Так по данным региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечиваются путевками только 658% детей-инвалидов. При этом обеспечение детей-инвалидов за счет указанного Фонда средствами индивидуальной лечебной
реабилитации протезами колясками и пр. составляет менее 50% . Совершенно очевидно что создавшееся положение вещей не позволяет родителям ребенка- инвалида его государственным представителям в полной мере исполнять свои обязанности по обеспечению надлежащих условий его жизнеобеспечения.
В Сахалинской области с 2010 года реализуется долгосрочная областная целевая программа «Доступная среда» программные мероприятия которой по отрасли «Образование» направлены прежде всего на решение задач укрепления и совершенствования материально-технической базы специальных коррекционных образовательных интернатных учреждений в которых обучаются дети-инвалиды в том числе оставшиеся без попечения родителей.
Реализация программных мероприятий позволит укрепить материально- техническую базу 24 специальных коррекционных образовательных учреждений улучшить условия содержания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволит повысить качество образовательных и медицинских услуг обеспечить проведение творческой и спортивной реабилитации воспитанников создать условия для их дальнейшей интеграции в общество.
В 39 учреждениях интернатного типа Сахалинской области медицинскую помощь детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей осуществляют 46 медицинских сестер и 25 врачей. Во всех детских домах и школах-интернатах имеются медицинские кабинеты оборудованные специальной техникой и обеспечены необходимым объемом лекарственных препаратов.
С целью раннего выявления заболеваний и оказания медицинской помощи в интернатных учреждениях Сахалинской области ежегодно проводится диспансеризация детей оставшихся без попечения родителей. По итогам диспансеризации каждому ребенку определяется индивидуальная программа профилактических мероприятий и необходимые виды дополнительного обследования и лечения. Задача органов и учреждений здравоохранения не просто выполнить задание по стопроцентной диспансеризации детей но и во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами укреплять здоровье детей и подростков на постоянной основе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года 945 «О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей находящихся в трудных жизненных ситуациях» министерством здравоохранения Сахалинской области в 2011 году проведена диспансеризация детей — сирот и детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2011 году в структуре заболеваемости у детей как и в 2010 году первое место занимают врожденные аномалии развития 1747% на втором месте — психические расстройства и расстройства поведения 1411% на третьем месте — патология органов пищеварения 1372%.
По итогам диспансеризации у 32% детей 1491 чел. зарегистрирована впервые выявленная патология — функциональные нарушения связанные с патологией центральной нервной системы эндокринной системы заболеваний органов пищеварения у детей поступивших в учреждения в текущем году.
Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей получившие основное общее или среднее полное общее образование имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Такие дети имеют право и на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.
Во время обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального среднего и высшего профобразования за лицами из числа детей указанных категорий сохраняется право на полное гособеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке до окончания обучения в данных учреждениях.
Также детям указанных категорий выплачиваются стипендия размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии а также 100-процентной заработной платы начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Выпускники всех типов образовательных учреждений приезжающие в них в каникулярное время выходные и праздничные дни по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в нем.
Выпускники обучавшиеся за счет средств федерального бюджета за исключением лиц продолжающих обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений в которых они обучались и или содержались воспитывались одеждой обувью мягким инвентарем и оборудованием по нормам утвержденным Правительством РФ а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере необходимом для приобретения указанных одежды обуви мягкого инвентаря и оборудования или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.
При предоставлении обучающимся лицам из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети указанных категорий обеспечиваются бесплатным проездом на городском пригородном в сельской местности на внутрирайонном транспорте кроме такси а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы .
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 Об образовании вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов принимаются в том числе дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей .
Следует отметить что далеко не всегда учебные заведения прежде всего высшего звена стремятся выполнять норму о предоставлении бесплатного образования выпускникам интернатных учреждений. Это было повсеместно распространено до принятия поправок в Закон N 159-ФЗ вступивших в законную силу 01.02.2012 г. Администрации учебных заведений руководствовались тем что полное государственное обеспечение указанных лиц прекращалось по достижении ими возраста 23 лет независимо от того закончили они учиться или нет. Это порождало массу проблем для учащегося ведь дополнительного заработка у него не было и спорные вопросы приходилось решать далеко не всегда успешно всеми возможными способами в том числе и в суде. Об этом же свидетельствует и судебная практика . В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.Д. Рамалданов утверждал что оспариваемые им положения Федерального закона О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей лишают права на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии лиц из числа детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет и продолжающих обучение в государственном или муниципальном учреждении профессионального образования и противоречат тем самым Конституции Российской Федерации ее статьям 1 часть 1 2 7 17 часть 1 18 19 части 1 и 2 39 части 1 и 2 40 части 1 и 3 43 части 1 и 3 и 55 части 2 и 3. Федеральный закон 159-ФЗ в ред. 2002 г. предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях абзац восьмой статьи 1. Таким образом Конституционный Суд принял решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
Дополнительные гарантии права на образование предусмотрены иными нормативно-правовыми актами в частности письмом Минобразования РФ от 26.10.2000 N 01-51-33120-05 О некоторых вопросах материального обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей далее — Типовое положение. Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Типовое положение применительно к негосударственным образовательным учреждениям для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей выполняет функции примерного.
Для следующих видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Типовое положение является примерным
детский дом для детей раннего с 15 до 3 лет дошкольного школьного возрастов смешанный
детский дом-школа школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
специальный коррекционный детский дом для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии
специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии.
Образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей далее по тексту — учреждение на основе Типового положения разрабатывает свой устав который утверждается учредителем.
Одной из основных задач образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей является освоение образовательных программ обучение и воспитание в интересах личности общества и государства.
Пунктом 17 Типового положения установлено что в учреждении где дети не только проживают но и обучаются наполняемость классов не должна превышать 20 человек.
Образовательный процесс в учреждении осуществляется с участием воспитанников и педагогических работников.
В государственных учреждениях интернатного типа Сахалинской области педагогический процесс осуществляют 1545 человек из них 117 педагогов руководящего состава 746 -учителей 682 — воспитателя .
Кроме того для детей с отклонениями в развитии в учреждении могут открываться специальные коррекционные группы классы. Определение детей в эти группы классы осуществляется исключительно на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
В Сахалинской области функционируют 24 образовательных специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В данных учреждениях образование получают 2595 детей имеющие нарушения интеллектуального и физического развития из них 572 чел. — детиоставшиеся без попечения родителей .
Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей получившие основное общее или среднее полное общее образование имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
Размер и порядок возмещения расходов устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Широкими возможностями для организации профессионального обучения выпускников учреждений для детей-сирот содействия их социальной адаптации располагают учреждения начального профессионального образования. В этих учреждениях дети-сироты лица из их числа могут получить начальное профессиональное образование а также профессиональную подготовку что в частности чрезвычайно актуально для лиц не имеющих основного общего образования прежде всего выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений классов VIII вида.
Лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Сахалинской области вопросы реализации права на получение второго начального профессионального образования без взимания платы приема и обучения лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей содержание обучающихся постановки на полное государственное обеспечение и получения стипендии отражены в Постановлении Правительства Сахалинской области от 19 января 2005 г. 20-П «О социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Содержание обучающихся осуществляется за счет средств областного бюджета предусмотренных на образование. Обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии а также сто процентов заработной платы начисленной в период производственного обучения и производственной практики .
Важную роль в решении вопросов образования и социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот играют средние специальные учебные заведения в которых дети-сироты и лица из их числа помимо среднего профессионального образования также могут получить начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку. Дети-сироты лица из их числа обучающиеся в средних специальных учебных заведениях также пользуются правом на полное государственное обеспечение и дополнительные меры по социальной поддержке.
Органы госслужбы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу обеспечивают диагностику их профпригодности с учетом состояния здоровья.
Должностные лица виновные в нарушении условий трудовых договоров регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей лицами из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей несут ответственность в порядке установленном законодательством РФ.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах госслужбы занятости в статусе безработного детям-сиротам детям оставшимся без попечения родителей выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы сложившегося в республике крае области городах Москве и Санкт-Петербурге автономной области автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профориентацию подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Работникам — детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией сокращением численности или штата работодатели их правопреемники обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профобучение с последующим их трудоустройством.
Если не представляется возможным трудоустроить детей-сирот детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа то им может быть предложено пройти профессиональную подготовку переподготовку по направлению органов службы занятости. В период обучения размер стипендии в соответствии со ст. 6 Федерального закона 159-ФЗ увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении.
В период выплаты детям-сиротам детям оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы сложившегося в субъекте РФ стипендии в повышенном размере органы службы занятости при необходимости могут запрашивать у органов опеки и попечительства сведения подтверждающие право данной категории граждан на дополнительные гарантии по социальной защите. Финансирование расходов связанных с выплатой детям-сиротам детям оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы сложившегося в субъекте РФ и стипендии в повышенном размере выплачиваемой в период профессиональной подготовки переподготовки по направлению органов службы занятости осуществляется в порядке установленном ст. 5 Федерального закона 159-ФЗ.
В целях содействия занятости выпускников учреждений для детей-сирот в субъектах Российской Федерации реализуются вариативные меры осуществляется работа по их профессиональной ориентации диагностике их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья постоянному и временному трудоустройству в которой активно используются возможности центров занятости молодежных бирж труда создаются ресурсные центры предоставляющие выпускникам учреждений для детей-сирот первичные рабочие места способствующие их закреплению на рабочих местах при трудоустройстве формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц этой категории.
К решению проблем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот привлекаются промышленные предприятия которые выступают в качестве попечителей спонсоров этих учреждений учредителей негосударственных учреждений для детей-сирот. В частности воспитанники учреждений для детей-сирот созданных при ряде предприятий Сахалинской области непосредственно на этих предприятиях осваивают рабочие специальности в дальнейшем предприятия предоставляют им рабочие места.
Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников учреждений для детей-сирот должно быть связано с совершенствованием системы учебно-воспитательной и профориентационной работы в учреждениях для детей-сирот образовательных учреждениях профессионального образования созданием дополнительных рабочих мест для таких лиц совершенствованием законодательной базы регулирующей вопросы квотирования рабочих мест для выпускников учреждений для детей-сирот предоставления соответствующих льгот предприятиям и организациям принимающим их на работу.
Еще один блок в области защиты прав и интересов детей лишенных родительского попечения и постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот связан с реализацией их права на обеспечение жилыми помещениями предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий принимаются меры обеспечивающие предоставление вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм детям-сиротам не имеющим закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы .
При отсутствии возможности незамедлительного предоставления жилого помещения для решения жилищной проблемы детей-сирот используются временные формы жилья постинтернатные блоки при детских домах и школах- интернатах общежития социальные гостиницы дома молодежи.
Органам опеки и попечительства совместно с иными уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления руководителями учреждений для детей-сирот необходимо принимать исчерпывающие меры направленные на защиту жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот включая своевременное выявление детей-сирот не имеющих права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением и постановку их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения обеспечение сохранности жилья принадлежащего воспитанникам учреждений для детей-сирот.
При этом необходимо учитывать разъяснения Верховного Суда Российской Федерации согласно которым
достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот вставшим поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья которое не было им получено и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения детей-сирот лиц из их числа жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления им жилого помещения
обеспечение детей-сирот вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий включая наличие или отсутствие других лиц обладающих аналогичным правом отсутствие свободного жилья отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений и другие обстоятельства в связи с чем отказ в предоставлении этим детям жилого помещения отвечающего требованиям законодательства не основан на законе .
Вопрос защиты жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей находится и на контроле органов прокуратуры субъектов Российской Федерации.
Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолий Паламарчук подчеркивает что зачастую сироты годами ожидая получения квартиры вынуждены проживать у родственников в общежитиях в социальных гостиницах иных специализированных жилых помещениях либо снимать жилье на свои собственные средства. При этом ежемесячная денежная компенсация за наем жилья предусмотрена не во всех регионах. В этой связи прокуроры повсеместно вносят представления главам администраций соответствующих субъектов и требуют надлежащим образом отнестись к своим обязанностям и принять исчерпывающие меры к урегулированию жилищных проблем детей не дожидаясь реакции органов прокуратуры . А. Палмарчук отметил работу прокуроров Сахалинской области которые в судебном порядке защитили права более половины детей-сирот нуждающихся во внеочередном жилье. Так за прошедший период 2011 г. в суды направлено более 300 таких исков.
На уровне федерального законодательства положения об обеспечении жилыми помещениями детей оставшихся без попечения родителей не носят четко урегулированный характер. В субъектах существуют разные подходы по формированию механизма учета таких детей формах предоставления жилья требованиях к жилому помещению наличие положений учитывающих интересы лиц которым предоставляются жилые помещения.
В Сахалинской области приняты законодательные акты которые закрепляют за несовершеннолетними данной категории право постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье с момента их первичного выявления что повышает гарантию обеспечения жилым помещением после окончания ими образовательного учреждения и позволяет сделать прогноз по количеству нуждающихся.
Исполнение федеральных законодательных требований подтверждается нормативными актами Сахалинской области — Законом области от 28.04.2005 г. 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Сахалинской области» постановлением Правительства области от 05.08.2005г. 267-П «О порядке предоставления гражданам безвозмездной финансовой помощи на строительство приобретение жилых помещений»
Глава 3. Правовое регулирование вопросов социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Сахалинской области
Государственная социальная политика — это проводимая государством политика курс действий в отношении осуществления социальных программ поддержания доходов уровня жизни населения обеспечения занятости поддержки отраслей социальной сферы предотвращения социальных конфликтов [22]. Государственная социальная политика включает в себя семейную политику.
Государственная семейная политика — комплекс целенаправленных мер экономического политического правового медико-социального информационно-просветительского и организационно-управленческого характера реализуемых федеральными региональными органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами политики в отношении развития семьи как важнейшего института общества. Семейная политика является более целенаправленной сориентированной ни конкретный объект действий – семью. Социальная работа с семьей в Российской Федерации опирается на правовые основы государственной семейной политики.
В настоящее время принципами государственной семейной политики являются [22 с. 183]
— семья не только объект но и субъект социальной поддержки т.е. экономические правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не только регламентировать поведение семьи но и способствовать ее саморазвитию выбору форм поддержки
-поддержка семьи и всех ее членов осуществляется независимо от социального положения национальности места жительства и религиозных убеждений
— приоритетность защиты интересов ребенка его полноценного физического психического интеллектуального и социального развития
— равноправие между мужчинами и женщинами в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности в распределении семейных обязанностей
— единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях
— партнерство семьи и государства
— защита семьи от нищеты и лишений связанных с вынужденными миграциями чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера войнами и вооруженными конфликтами
— осуществление дифференцированного подхода предоставление гарантий по поддержанию нетрудоспособных членов семьи
— создания условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе экономически активным членам семьи
— преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.
Для повышения эффективности реализации государственной семейной политики необходимо с одной стороны улучшить материально-техническое обеспечение реализации этой политики а с другой совершенствовать процесс подготовки специалистов в области социальной поддержки семьи. Комплексный подход к проблемам социальной поддержки семьи позволяет на междисциплинарном уровне осуществить исследования с выходом на проекты и программы социальной поддержки семьи.
Основополагающими законодательными актами которые определяют содержание семейной политики в современной России являются
— Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
— Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. 223-ФЗ.
Важное значение в реализации основных начал принципов семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеют предусмотренные Конституцией РФ от 12.12.1993г. статьи 7 и 38. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан развивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты [1 п.2 ст.7]. Материнство и детство семья находятся под защитой государства [1 п.1 ст.38]. Конституционный принцип защиты семьи материнства отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов включая не только семейное законодательство но и иные отрасли законодательства в том числе об охране здоровья о социальном обеспечении о труде и охране труда жилищное законодательство и т. д.
Наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 г. 223-ФЗ где определена обязательная государственная поддержка семьи материнства отцовства и детства [2 п.1. ст.1]. В Семейном кодексе РФ отражены важнейшие вопросы семейного права заключение и прекращение брака признание его недействительным права и обязанности супругов родителей и детей формы и порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей и др. Правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза равенства прав супругов разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Основные федеральные законы регламентирующие вопросы государственной поддержки семьи материнства и детства
— Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 5487-1 содержится нормы относящиеся к праву социального обеспечения семьи. В нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи беременных женщин и матерей [3].
— Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально-бытовых социально-медицинских психолого-педагогических социально-правовых услуг и материальной помощи проведению социальной адаптации и реабилитации граждан семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закреплены основные начала деятельности учреждений социального обслуживания в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми находящимся в трудной жизненной ситуации [5].
— Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям. Определяет государственную социальную помощью как предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий субсидий компенсаций жизненно необходимых товаров. Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте РФ [7]. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат или натуральной помощи топливо продукты питания одежда обувь медикаменты и другие виды натуральной помощи.
— Федеральный закон О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ устанавливает меры социальной поддержки семей с детьми путем предоставления им материнского семейного капитала из средств федерального бюджета [9].
— Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» от 19.05.1995 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам имеющим детей в связи с их рождением и воспитанием которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства отцовства и детства. Определены виды государственных пособий семьям с детьми [4].
— Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. 173-ФЗ устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи в том числе детей.
— Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан в том числе детям.
— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 124-ФЗ устанавливает цели государственной политики в интересах детей осуществление прав детей недопущение их дискриминации а также восстановление их прав в случаях нарушений формирование правовых основ гарантий прав ребенка содействие физическому интеллектуальному психическому духовному и нравственному развитию детей воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка а также организационные основы гарантий прав ребенка [6]. Вопросы социального обеспечения семей с детьми регулируются главным образом в рамках законодательных актов которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми так и других категорий граждан
— Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания которые в силу данного закона входят в систему профилактики.
— Федеральные законы согласно которым социальное обеспечение меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан в том числе детям Законы РФ «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 и др..
Современная семейная политика в отношении поддержки семьи и детей строится в соответствии с выше перечисленными федеральными законами которые определяют нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной семейной политики в целом. Семейная политика в регионе напрямую зависит от консолидации усилий основных федеральных актов определяющих поддержку семьи региональной культуры приоритетов в сфере социальной поддержки населения налаженных коммуникативных практик. Последнее означает что для решения проблем семьи на разных этапах возникает необходимость сотрудничества специалистов различных министерств и ведомств и прежде всего представителей административных структур работников социальной сферы образования здравоохранения управления внутренних дел комиссий по делам несовершеннолетних органов опеки и попечительства специалистов из общественных организаций. Именно такой подход позволяет найти ресурсы для социальной поддержки семьи.
На региональном уровне в Сахалинской области действует ряд законов регламентирующих социальную поддержку семьи работу с семьями с детьми на региональном и местном уровне. В Сахалинской области как и во многих других субъектах Российской Федерации создана целая система оказания помощи семьям выплата материнского капитала детских пособий предоставление льгот на лекарства.
В Сахалинской области действует закон О социальном обслуживании населения в Сахалинской области от 30.11.2004 г. N 320-ЗО где установлены правовые социальные экономические и организационные основы деятельности по социальному обслуживанию населения в Сахалинской области. Закон гарантирует гражданам пожилого возраста а также другим гражданам находящимся в трудной жизненной ситуации проживающим в Сахалинской области право на социальное обслуживание осуществляемое в государственной системе социальных служб [10].
В Сахалинской области действует Закон Сахалинской области от 29.11.2001 г. N 54-ЗО Об охране и защите прав детей в Сахалинской области. Закон определяет государственную политику Сахалинской области в отношении детей регулирует порядок финансирования мероприятий по охране и защите прав детей направленных на признание самоценности детской жизни обеспечение ребенку защиты его неотъемлемых прав гарантию свободы и достоинства детей как условий формирования полноценной личности предпосылок свободной и творческой жизни.
С целью повышения статуса семьи в Сахалинской области приняты законы «О знаке отличия Сахалинской области «Материнская Слава» 3-х степеней и «Семейная доблесть». За период действия Закона области «О знаке отличия Сахалинской области «Материнская Слава» были награждены 1 085 многодетных матерей проживающих в области. В целях реализации Закона области «О знаке отличия Сахалинской области «Семейная доблесть» награждено 23 человека
В Законе Сахалинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан уточнен размер субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по предоставлению денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан [11].
В Законе Сахалинской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке» от 28.04.2011г. 121-ЗО регламентировано бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям на территории Сахалинской области. Также для поддержки многодетных семей в Сахалинской области был принят закон «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Сахалинской области» от 31.03.2010г. 548-ЗО.
В целях создания на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки малообеспеченных многодетных неполных семей в том числе с детьми-инвалидами инвалидов пожилых людей детей-сирот детей оставшихся без попечения родителей в городе обеспечена реализация городской целевой программы «О социальной поддержке населения г. Сахалин на 2015-2020 годы».
В Сахалинской области разработана и на стадии обсуждения и принятия «Концепция государственной семейной и демографической политики в Сахалинской области на период до 2020 года» в которой разработаны механизмы стабилизации демографической ситуации и создания условий для перехода к расширенному воспроизводству населения Сахалинской области. Концепция ориентирована на использование внутреннего потенциала самой семьи в улучшении демографической ситуации положения семьи и детей.
Поддержка семьи семейных ценностей – приоритет государственной политики которой уделяется особое внимание на всех уровнях власти что подтверждается анализом нормативно-правовой базы государственной семейной политики. Семейная политика России – это деятельность государства направленная на возрождение семьи семейного образа жизни возвращение семьи органически присущих ей социальных функций на укрепление семьи как социального института.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
28. Рабочая встреча с министром здравоохранения Вопросы социального обеспечения. – 2011. — 14. – С. 2-3.
29. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы Л.В. Сафонова. – М. Академия 2006. – 224 с.
30. Холостова Е. И. Семейное воспитание и социальная работа Учебное пособие Е. И. Холостова Е. М. Черняк Н. Н. Стрельникова — М. Из-дательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2015. — 292 с.
31. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей Е.И.Холостова. – М. Дашков и К 2007. – 212с.