Содержание
Введение……………………………………………………………………стр.3
Этиология…………………………………………………………………..стр.4
Патогенез……………………………………………………………………стр.6
Клиническая картина………………………………………………………стр.7
Диагностика…………………………………………………………………стр.10
Лечение……………………………………………………………………..стр.11
Осложнения…………………………………………………………………стр.13
Сестринский уход………………………………………………………….стр.14
Профилактика………………………………………………………………стр.16
Заключение………………………………………………………………….стр.18
Список литературы…………………………………………………………стр.19

_________________________________________________________________

Работа № 42473. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Пневмония — острое инфекционное заболевание легочной паренхимы диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств или физикальным данным при наличии очаговых или инфильтративных изменений на рентгенограмме. Это

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

не значит что без рентгенограммы нельзя ставить диагноз пневмонии. Однако указанные изменения являются «золотым стандартом» поскольку позволяют дифференцировать пневмонию – преимущественно бактериальное заболевание – от чисто вирусных поражений нижних дыхательных путей бронхитов и бронхиолитов что в частности доказывается их успешным лечением без антибиотиков.
Успехи медицины ощутимы в лечении пневмонии у детей – одного из самых частых серьезных потенциально угрожающих жизни заболеваний которое среди причин смерти ушло с первого места далеко в середину и даже в конец списка. Но это не меняет серьезного отношения к пневмонии поскольку хороший ее прогноз зависит от своевременности диагноза и правильности лечебной тактики.
Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15-20 на 1000 детей первых трех лет жизни. Показатель заболеваемости в РФ в 2015 г для детей от 3 до 14 лет – 886 а у подростков 15-17 лет – 396.
Этиология
Подавляющее большинство внебольничных «домашних» «уличных» пневмоний — результат активации эндогенной бактериальной флоры носоглотки хотя возможно и экзогенное инфицирование. Многочисленные исследования показали что клинически здоровые дети в 10-20 случаев при обследовании оказываются транзиторными носителями пневмококков в 3-7 — гемофильной палочки или микоплазмы хламидии пневмонии в 20-45 — различных стафилококков. При острой респираторной вирусной инфекции ОРВИ охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться» приводя к развитию пневмонии.
 Новорожденные
 Дети 1 — 6 месяцев.
Наиболее частыми возбудителями являются вирусы грипп парагрипп аденовирус и др. E. coli и другая грамотрицательная кишечная микрофлора стафилококки.
Основным возбудителем атипичных пневмоний является Chlamidia trachomatis.
 Дети 6 месяцев – 5 лет.
Основная масса пневмоний типичные они вызываются вирусами и пневмококками 10–15 – микоплазмой и лишь 5–10 – гемофильной палочкой.
 Дети и подростки 5–17 лет.
В этом возрасте пневмококк остается практически единственным возбудителем типичных пневмоний которые составляют 40–60 всех пневмоний тогда как остальные пневмонии – атипичные вызываются микоплазмой и хламидиями.
Факторы предрасполагающие к развитию пневмонии
Дети раннего возраста
• внутриутробная гипоксия и асфиксия
• родовая травма
• пневмопатии новорождённого
• врождённые пороки сердца
• пороки развития лёгкого
• муковисцидоз
• наследственные иммунодефициты
• гипотрофии
• гиповитаминозы.
Дети школьного возраста
• хронические очаги инфекции в носоглотке
• рецидивирующие бронхиты
• муковисцидоз
• приобретённые пороки сердца
• иммунодефицитные состояния
• курение.
Патогенез
Возможны 3 пути проникновения возбудителей пневмонии в легкие аэрогенный бронхогенный гематогенный и лимфогенный из соседнего участка легочной ткани.
Наиболее частым путём проникновения микроорганизмов в лёгочную ткань является бронхогенный — и этому способствуют аспирация вдыхание микробов из окружающей среды переселение патогенной флоры из верхних отделов дыхательной системы нос глотка в нижний медицинские манипуляции — бронхоскопия интубация трахеи искусственная вентиляция легких ингаляция лекарственных веществ из обсеменённых ингаляторов и т. д.
Гематогенный путь распространения инфекции с током крови встречается реже — при внутриутробном заражении септических процессах и наркомании с внутривенным введением наркотиков.
Лимфогенный путь проникновения встречается очень редко.
Далее при пневмонии любой этиологии происходит фиксация и размножение инфекционного агента в эпителии респираторных бронхиол — развивается острый бронхит или бронхиолит различного типа — от лёгкого катарального до некротического. Распространение микроорганизмов за пределы респираторных бронхиол вызывает воспаление лёгочной ткани — пневмонию. За счёт нарушения бронхиальной проходимости возникают очаги эмфиземы. Рефлекторно с помощью кашля и чихания организм пытается восстановить проходимость бронхов но в результате происходит распространение инфекции на здоровые ткани и образуются новые очаги пневмонии.
В основе развития пневмонии лежат быстро нарастающая кислородная недостаточность гипоксемия и нарушение тканевого дыхания гипоксия которые являются следствием нарушения ритма и глубины дыхания резкого уменьшения газообмена в легочной ткани.
Развивается кислородная недостаточность дыхательная недостаточность а в тяжёлых случаях и сердечная недостаточность.
Клиническая картина
Классификация пневмоний
1. Очаговая.
2. Очагово-сливная.
3. Сегментарная.
4. Крупозная долевая плевропневмония.
5. Интерстициальная.
Очаговые пневмонии — наиболее распространенная форма пневмоний тяжесть состояния ребенка во многом зависит от размеров очага.
Жалобы
Начало заболевания острое часто — на фоне респираторной инфекции. Характеризуется резким подъёмом температуры лихорадкой кашлем с обильным выделением гнойной мокроты и в некоторых случаях плевральной боли.
Ухудшается общее состояние.
Появляются катаральные изменения в носоглотке насморк чихание кашель цианоз носогубного треугольника. Характер кашля может быть от покашливания до частого изнурительного с трудно отходящей мокротой. В акт дыхания вовлекается вспомогательная мускулатура.
При обследовании
Тоны сердца приглушены тахикардия расширение границ сердца.
Перкуторно определяется укорочение легочного звука над пораженным отделом легкого.
Аускультативно выслушиваются жесткое или ослабленное дыхание усиленная бронхофония сухие и влажные звучные мелкопузырчатые хрипы. На высоте вдоха можно выслушать крепитацию.
Для картины крови характерна анемия лейкоцитоз нейтрофилез сдвиг лейкоцитарной формулы влево умеренное увеличение СОЭ.
На рентгенограмме легких выявляются очаговые тени средней и слабой интенсивности размером 15 — 25 см обогащенный сосудистый рисунок особенно в местах очаговых теней с реакцией лимфатического аппарата легкого. В период разрешения бронхопневмонии очаговые тени становятся нечеткими количество их уменьшается.
У детей младшего возраста
Быстрое нарастание интоксикации отказ от груди дыхание стонущее срыгивание рвота жидкий стул замедленная прибавка в весе кашель у детей до 1 года вместо кашля – пена у рта цианоз носогубного треугольника и глаз симптом Знаменского покачивание головкой в такт дыханию напряжение крыльев носа раздувание щек выпячивание губ – симптом «трубача».
Очагово-сливные пневмонии характеризуются поражением нескольких сегментов или всей доли причем на фоне затемнения часто выделяются более плотные тени очагов с выраженной клеточной инфильтрацией имеющие склонность к деструкции. Очагово-сливные формы являются основным источником осложнений и характеризуются тяжелым течением.
Диагностика
1. Анамнез и клинические проявления
2. Рентгенография грудной клетки.
3. Микроскопическое исследования мокроты с окраской по Граму Gram.
4. Посев мокроты на питательные среды.
5. Общий и биохимический анализ крови.
6. Компьютерная томография грудной клетки
7. Бронхоскопия с биопсией.
Лечение
1. Обязательной госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяжелым течением болезни с угрозой развития осложнений и при неэффективности терапии в течение 24-36 часов.
2. Лечебно-охранительный режим постельный режим в остром периоде а затем щадящий режим с обязательным дневным сном спокойная обстановка.
3. Питание полноценное с достаточным количеством белков жиров углеводов и витаминов. Механически и химически щадящая пища.
При тяжелом течении пневмонии у детей раннего возраста питание проводится через зонд или парентеральное кормление.
4. Питьевой режим обильное питье чай фруктовые соки минеральная вода бульон. Объем жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет 140-150 млкг массы. Целесообразно 13 суточного объема жидкости давать в виде глюкозо-солевых растворов регидрон оралит или фруктовых овощных отваров.
5. В помещении где находится ребенок должен быть прохладный 18-19°С увлажненный воздух что способствует уменьшению и углублению дыхания а также снижает потерю воды.
Оксигенотерапия теплым увлажненным кислородом 30-38.
6. Антибактериальная терапия препаратами широкого спектра действия ампициллин оксациллин клоксациллин ампиокс в тяжелых случаях применяются цефалоспорины или аминогликозиды при подозрении на микоплазменную пневмонию – пенициллин G амоксициллин или эритромицин.
7. Противокашлевые средства лазолван бромгексин синекод бронхикум коделак.
8. Муколитики флюимуцил мукалтин проспан мукосол амбробене мукорал либексин.
9. Фитотерапия может назначаться при пневмонии детям в возрасте старше 1 года в различные периоды заболевания. Показаны грудные сборы обладающие как дезинфицирующим зверобой березовые листья исландский мох так и отхаркивающим смягчающим кашель свойствами мать-и-мачеха чабрец девясил шалфей корень солодки алтей и др..
10. Симптоматическая терапия жаропонижающие дезинтоксикационные сердечные препараты и пр.
11. Иммуностимулирующая терапия амиксин арбидол имудон.
12. Отвлекающая терапия применяется после нормализации температуры тела. Показаны горячие общие и ножные ванны горчичники горчичные ножные ванны при отсутствии аллергии к горчице.
13. Витаминотерапия. Назначают витамин С 100-300 мгсут витамин А 1-2 кап 3 раза в день витамин Е 5-10 мг 2 раза в день витамин В1 до 15 мгсут В2 5-10 мгсут В6 2-6 мгсут.
14. Дренаж положением вибрационный массаж.
15. Физиотерапия. В остром периоде при снижении температуры тела показаны УФО СВЧ УВЧ диатермия щелочные и щелочно-солевые ингаляции с йодистым калием. В периоде рассасывания назначается теплолечение парафиновые озокеритовые аппликации электрофорез магния кальция алоэ йодистого калия.
16. ЛФК массаж.
17. Синдромная терапия включает оказание помощи при дыхательной и сердечной недостаточности гипертермии нейротоксикозе судорожном синдроме.
Осложнения пневмонии
 Абсцесс и гангрена лёгкого
 Плеврит
 Эмпиема плевры
 Обструкция дыхательных путей
 Острая дыхательная недостаточность
 Эндокардит
 Перикардит
 Менингит
 Отёк лёгких
 Сепсис
Сестринский уход
1. Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима
• Создать спокойную обстановку вокруг ребенка
• Обеспечить постельный режим на период лихорадки создать возвышенное положение в постели.
• Грудного ребенка чаще брать на руки менять положение в постели поворачивать.
2. Создать оптимальный микроклимат в помещении проветривать 5-6 раз в день поддерживать температуру воздуха в пределах 18-20°С для новорожденных 23-24°С увлажнять воздух.
3. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями. В остром периоде уменьшить разовый объем пищи и увеличить количество кормлений. Пища должна быть витаминизированной механически химически и термически щадящей.
Перед началом каждого кормления проводить санацию дыхательных путей отсасывать слизь закапывать физ раствор.
4. Обеспечить питьевой режим. При тяжелом течении пневмонии проводить регидратацию оралитом регидроном фруктово-овощными отварами дегазированной минеральной водой разведенными соками отварами шиповника и грудного сбора. Суточный объем вводимой жидкости – на менее 700-1000 мл.
5. Обеспечить гигиенический уход проводить туалет кожных покровов и слизистых чаще менять нательное и постельное белье.
6. Осуществлять наблюдение за ЧДД ЧСС АД цветов кожных покровов характером дыхания кашля мокроты срыгиванием контролировать суточный диурез массу тела проводить термометрию 2-4 раза в сутки следить за общим состоянием.
7. Выполнять назначения врача – осуществлять медикаментозную терапию и оксигенотерапию теплым увлажненным кислородом 30-38 с помощью носовых катетеров маски или кислородной палатки с бронхо- и муколитиками.
8. Обучить родителей эффективным способам разжижения секрета бронхиального древа
• Вводить достаточное количество жидкости в виде теплой дегазированной щелочной минеральной воды теплого молока пополам с боржоми
• Применять настои и отвары из отхаркивающих трав мать-и-мачехи девясила багульника шалфея подорожника. Способ приготовления 1ст ложка сбора заливается 1 стаканом кипятка выдерживается на медленном огне 15-20 мин настаивается в теч часа процеживается и применяется по 1 ст ложке 4-5 раз в день.
• Проводить соляно-щелочные паровые ингаляции ингаляции с настойками эвкалипта или календулы с добавлением 20 раствора глицерина.
9. Обучить родителей приемам постурального дренажа вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функций дыхательной системы.
10. Убедить родителей в необходимости диспансерного наблюдения за ребенком врачами – педиатром пульмонологом отоларингологом.
Профилактика
Профилактика пневмоний должна начинаться еще до рождения ребенка. Предупреждение респираторных и других инфекций правильное питание матери строгие ограничения в отношении приема ею антибактериальных препаратов являются важными составляющими факторами антенатальной профилактики.
Профилактика пневмоний во многом зависит от работы родовспомогательных учреждений. Предупреждение асфиксии и травм стафилококковых и других инфекций в родах снижает вероятность бронхолегочных заболеваний в последующие годы. После рождения ребенка в профилактике пневмоний важное место занимает защита его от ОРВИ особенно в эпидемически неблагоприятные периоды года.
Борьба за естественное вскармливание своевременное введение прикорма рациональное питание детей находящихся на искусственном вскармливании являются важным звеном в комплексе профилактических мероприятий по повышению резистентности организма ребенка к инфекционным заболеваниям.
Для детей раннего возраста одним из методов профилактики пневмоний является своевременное выявление и лечение рахита хронических расстройств питания анемии диатеза так как эти заболевания предрасполагают к болезням органов дыхания.
В плане повышения сопротивляемости организма ребенка внешним воздействиям теплу холоду закаливание может быть порой самым эффективным средством защиты. Закаливающим действием обладают воздушные ванны которые ребенок должен получать начиная с рождения влажные обтирания с переходом к обливанию вначале ног затем туловища с постепенно снижающейся температурой воды солнечные ванны.
Важное значение имеют санация хронических очагов инфекции тщательное наблюдение за детьми страдающими ОРВИ бронхитами особенно протекающими на фоне сопутствующих заболеваний рахит анемия хронические расстройства питания диатезы. Поэтому этапное комплексное обследование лечение и наблюдение позволяют предотвратить развитие предрасположенности к бронхолегочным заболеваниям.
Вакцинопрофилактика.

Заключение
Список литературы
1. Сестринское дело в педиатрии. Том 1. Н. Г. Севастьянова Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2008
2. Основы сестринского дела. Л. И. Кулешова Е. В. Пустоветова. Под ред. В. В. Морозова. 4-е изд. Ростов-на-Дону Феникс 2013
3. Практическая пульмонология детского возраста справочник Под ред. В.К. Таточенко. — М. 2014.
4. Справочник по лечению детских болезней Под ред. М.В. Чичко. — Мн. Беларусь 2008.
5. Справочник семейного врача. Педиатрия Под ред. Г.П. Матвейкова С.И. Тена. — 6-е изд. перераб. и доп. – Мн. Беларусь 2012.
6. Педиатру на каждый день. 7-е издание Таточенко В.К. 2012
7. Википедия «Пневмония»