Содержание
Введение 3
1.Теоретические аспекты прав детей на образование ..6
1.1.Право на образование как конституционная категория 6
1.2.Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений 8
2.Проблемы реализации права детей на образование .16
2.1.Проблемы реализации прав детей ..16
2.2. Проблемы реализации права детей на дошкольное образование .24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4248. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. Учитывая что Конституция РФ от 12 декабря 1993г. является высшим законодательным актом в нашей стране то указанное право является неотчуждаемым и принадлежит каждому гражданину России без исключения. Вся законодательная база страны строится на положениях Конституции и ни один нормативно-правовой акт как федерального уровня так и на уровне субъекта Федерации не может противоречить Конституции как в целом так и в части. При наличии такого противоречия нормативно-правовой акт утрачивает свое значение и применению подлежат только положения Конституции РФ .
В настоящее время происходят существенные изменения в системе образования в России данные изменения затрагивают всю систему образования страны от дошкольного до послевузовского включая дополнительное образование как для детей так и для взрослых. Сейчас активно обсуждается законопроект «Об образовании» и законопроект касающийся высшего и послевузовского образования. В обсуждении указанных законопроектов принимают участие не только депутаты законодательных органов власти различных уровней но и граждане в силу того что законопроекты вынесены на всенародное обсуждение.
Многие положения законопроектов являются спорными что ведет к активной полемики вокруг них но нельзя забывать что действующее в настоящее время законодательство об образовании было сформировано в девяностые годы и к настоящему моменту морально устарело и не учитывает всех изменений произошедших в стране.
Предмет исследования – конституционный аспект прав ребенка на образование
Объект исследования – права ребенка
Цель исследования – анализ конституционных аспектов прав детей на образование
Задачи исследования
— рассмотреть теоретические аспекты прав детей на образование
— проанализировать законодательные основы прав детей на образование
— изучить проблемы правовых основ реализации прав детей на образование.
Методы исследования анализ обобщение синтез сравнительно-правовой.

1.Теоретические аспекты прав детей на образование

1.1.Право на образование как конституционная категория

Практически в каждом современном государстве право на образование имеют все граждане без исключения. Что подразумевает под собой данное выражение То что каждый вправе получить бесплатное начальное основное общее а заодно и среднее профессиональное образование. Оно должно быть общедоступным. Получить его можно в муниципальных либо государственных учреждениях.
Право ребенка на образование закреплено в Конституции. В ней также сказано что на конкурсной основе у каждого из нас есть возможность получить образование высшее.
Обязательным в нашей стране является только основное общее образование. Одна из наиболее важных родительских обязанностей заключается в контроле того как ребенок его получает. В нашей стране установлены определенные федеральные гос. стандарты образования. Также установлены определенные минимумы. Формы образования допустимы различные. Не исключена и возможность самообразования. Спасибо объявление скрыто. Человек имеет множество прав и свобод
Данное право гарантировано Конституцией РФ а также Федеральными законами от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Право на образование — это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Данное право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям
К числу прав ребенка связанных с получением образования относятся
право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов
право на ускоренный курс обучения
право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек
право на получение дополнительных образовательных услуг в том числе на платной основе
право на участие в управлении образовательным учреждением
право на получение основного общего образования на родном языке а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей предоставляемых системой образования
в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения право на перевод с согласия родителей в другие образовательные учреждения такого же типа
право на перевод в другое образовательное учреждение реализующее образовательную программу соответствующего уровня при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации
право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет при наличии согласия родителей и органа управления образованием
право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц получающих образование в семье при их положительной аттестации и по решению родителей или лиц их заменяющих
право на выбор формы образования что в данном случае означает право родителей или лиц их заменяющих выбрать для ребенка форму обучения.
Среди них право на образование занимает очень важное положение. Не стоит забывать что именно за счет него можно сделать население страны интеллектуально развитым. Конституционное право на образование – одна из основ демократического строя. Основные принципы государственной политики относящиеся к образованию заключаются в следующем — характер образования – гуманистический.
Все должно строиться на уважении общечеловеческих ценностей здоровья а также жизни. Должны учитываться все интересы личности
— культурное и образовательное пространства должны быть едины. Интересы малых народов должны учитываться ущемление в процессе образования по национальному признаку в принципе как и по любому другому является недопустимым — образование должно быть общедоступным
— характер образования может быть только светским. Навязывание детям тех или иных религиозных взглядов невозможно. Отметим что данное правило в последнее время все чаще нарушается. Современные религиозные организации не упускают возможности провести ту или иную пропаганду среди учащихся
— в образовании присутствует плюрализм имеется в виду многоистинность
— образовательные учреждения автономны а граждане страны имеют право принимать участие в их управлении.
Право на образование не только существует но оно еще и гарантируется. Законодательство гарантирует что образование может быть получено любым человеком. При этом пол национальность религиозные взгляды и прочее никакого значения не имеют совершенно. Также на получение образования не влияет происхождение социальное и материальное положение место проживания.
Действуют но не так как хотелось бы. Дело в том что качество преподавания в сельских школах до сих пор оставляет желать лучшего. В сельской местности всегда не хватает учителей техническое обеспечение плохое выпускников подобного рода учебных заведений не всегда охотно принимают в престижные университеты. Все мы имеем право на образование но не все мы хотим реализовывать его в полной мере. Можно учиться хоть всю жизнь но мы стремимся поскорее получить какой угодно диплом и начать зарабатывать деньги.
Оглянувшись вокруг несложно убедиться в том что уровень образования падает. Людей у которых действительно есть хоть какая-то мысль в глазах становится меньше. Старается ли государство поднять уровень образования К сожалению нет. Наше правительство давно уже делает все возможное чтобы ученых людей стало меньше. Положение учителей не улучшается стандарты становятся все ниже и ниже. Да право на определенный образовательный минимум у нас отобрать не могут но зато могут этот «минимум» изменить. Право на бесплатное получение высшего образования тоже никто не отменит. Вместо этого сделают меньше университетов отчего конкурс при поступлении будет очень высок .
1.2.Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений
Основным правозащитным документом прав детей провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа государства и человечества в целом.
В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения эта проблема возводится в ранг глобальной а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность. Образование во многом определяет жизнь человека его благополучие и главное — возможность самореализации.
Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования. Российская Федерация подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка признала право ребенка на образование и согласилась что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели а именно на
-развитие личности талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме
— воспитание уважения к правам человека и основным свободам а также принципам провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций
— воспитание уважения к родителям ребенка его культурной самобытности языку и ценностям к национальным ценностям страны в которой ребенок проживает страны его происхождения и к цивилизациям отличным от его собственной
— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира терпимости равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами этническими национальными и религиозными группами а также лицами из числа коренного населения
— воспитание уважения к окружающей природе.
По мнению 773 учащихся МОУ лицея 7 г. Волгограда участвовавших в социологическом опросе образование осуществляется прежде всего в интересах личности. В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека к истории и традиционной культуре поколений а также формирование личности ребенка знающего и умеющего использовать свои права
. Статья 43 Конституции РФ гласит
«1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» .
По результатам социологического опроса проведенного среди учащихся МОУ лицея 7 г. Волгограда 50 опрошенных знают что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка»
Право ребенка на образование в процессе реализации предусматривает ряд правомочий где основным правомочием является право на положительные действия т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия. При этом объектом на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека общества и государства путем удовлетворения образовательных потребностей. К данному виду правомочий можно отнести
1 право на образование адекватное современным образовательным потребностям
2 право на выбор вида получаемого образования
3 право на выбор языка образования
4 право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам.
При этом 738 опрошенных считают что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования несмотря на мнение родителей. Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в
1 правомочии требовать предоставления образования соответствующего установленным характеристикам
2 правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования
— качество в России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования его соответствие потребностям общества государства и человека достижение установленных государством образовательных уровней образовательных цензов
— доступность экономическая и физическая включая введение бесплатного образования для отдельных видов п.п. 2 3 ст. 43 Конституции РФ
— приемлемость и адаптируемость обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями
— соответствующий язык образования граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке а также на выбор языка обучения в пределах возможностей предоставляемых системой образования
— не дискриминация и правовое равенство в данной области гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола расы национальности языка происхождения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным организациям объединениям возраста состояния здоровья социального имущественного и должностного положения наличия судимости п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
— наличие системы образования и многообразие его форм ст.ст. 8 9 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
— непрерывность и системность образования
— единое образовательное пространство.
По результатам социологического опроса 795 респондентов считают что образование должно быть общедоступным вместе с тем 25 уверены что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 614 анкетируемых ответили что образование должно быть бесплатным 91 — платным среди опрошенных 25 думают что образование должно бать обязательным. Кроме того 666 считают что образование должно быть в первую очередь экономически доступным. По мнению 286 общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.
Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом так и внутригосударственным прежде всего конституционно-правовым ст. ст. 33 45 46 52 53 Конституции РФ и др. . Обращает на себя тот факт что по результатам социологического опроса 545 респондентов уверены что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 205 — органы государственной власти 114 — учителя и органы школьного самоуправления 23 уверены что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых нужны специальные организации по обеспечению права на образование 738 . Вместе с тем только 386 опрошенных знают что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах
Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности адаптация обучающихся к жизни в обществе создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии воспитание гражданственности трудолюбия уважения к правам и свободам человека любви к природе Родине семье формирование здорового образа жизни .
На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели. Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование. Таким образом право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так основным правомочием признается право на положительные действия т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия. При этом объектом на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека общества и государства путем удовлетворения образовательных потребностей. Особое место в системе защиты прав ребенка включая право на образование и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного так и федерального регионального и муниципального уровней.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на образование.
Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 г. Принцип 7 «Ребенок имеет право на получение образования »
Данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23 признается что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях которые обеспечивают его достоинство способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции признается право ребенка на образование. Ст. 29 регулирует принципы образования.
Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями принята Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями 7-10 июня 1994 г. Саламанкская декларация о принципах политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 1994 г. провозгласила что лица имеющие особые потребности в области образования должны имеет доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются средством борьбы с дискриминацией.
Декларация о правах умственно отсталых лиц принята резолюцией 2856 XXVI Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года «Умственно отсталое лицо имеет право на образование обучение»
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
В настоящее время вопросы решение вопросов связанных с реализацией прав граждан на образование строится с учетом существования 4 уровней
Федеральный уровень
Региональный уровень
Местный уровень
Уровень того или иного образовательного учреждения
Каждый уровень издает нормативные документы в пределах своей компетентности.
2.Проблемы реализации права детей на образование
2.1.Проблемы реализации прав детей
Придерживаясь гарантий отмеченных в Конституции РФ ст.6 каждый гражданин обладает образовательно-правовым статусом который основывается на единых принципах .
Они предполагают Все граждане имеют равные пава на получение образования. Является общедоступным имеет место адаптация систем образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Все дети и подростки должны его получить. Каждый гражданин обладает свободой в получении образования выборе образовательных организаций и способов получения образования. Каждый человек имеет право получить его на бесплатной основе. Все обучающиеся обладают правом получения материальной поддержки со стороны своего государства.
Кроме перечисленных главных принципов также на образовательно-правовой статус людей оказывают влияние еще такие принципы Общегосударственное культурное и образовательное пространство находится в неразрушимой связи. Государственные культуры региональные культурные обычаи могут находиться под надежной защитой которая гарантирует система образования в условиях межнационального государства. Процесс управления носит демократический государственно-социальный характер. Образовательные организации обладают широкой независимостью и академичными свободами.
Характер образования – научный он может постоянно меняться и развиваться. Получать его могут совместно мужчины и женщины. Если представленные принципы наполнить определенным правовым содержанием то они могут выступать надежным фундаментов который позволил реализовать соответствующий правовой статус граждан как участников образовательного права сотрудничества. Таким образом особу роль в установлении первоначальных государственных гарантии права играет федеральный закон. Благодаря установленным гарантиям удается создать условия и средства направленные на реализацию и всестороннюю защиту рассматриваемого права. Проблемы реализации права Самой главной проблемой образования в РФ которая и создает препятствие для полноценного осуществления гражданами своего права считаемого его постоянное недофинансирование. Причем эта проблема уместна даже несмотря на то что в последнее время вложение денежных средств во много раз превосходит расходы.
Ненадлежащее осуществление обязанностей по обеспечению жизни и здоровья детей во время образовательного процесса
На практике к подобной категории дел чаще всего относятся нарушения в образовательных организациях требований к санитарным нормам и правилам. При этом значительное число рассмотренных дел связаны с нарушениями образовательными организациями санитарных норм выявленными в ходе плановой проверки соответствующими контрольно-надзорными органными лицензионной экспертизы или проверки на основании жалоб родителей законных представителей обучающихся лиц Решение Московского городского суда от 22.01.2015 г. по делу 7-2315.
В этой связи отдельные 20 решения судов общей юрисдикции Москвы и Московской области вполне обоснованно подтвердил правомерность принятия решений районных судов о привлечении образовательные организации и их должностных лиц к ответственности за ненадлежащее осуществление обязанностей по обеспечению жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. В судебных решениях по поводу возможных нарушений санитарным норм и правил в образовательных организациях встречаются доводы суда в соответствие с которыми можно правомерно отказать родителям законным представителям в зачислении ребенка в дошкольную образовательную организацию если количества свободных мест в организации дошкольного образования не хватает для всех желающих на зачисление.
Например Апелляционное определение Московского областного суда от 02.02.2015 г. по делу 33-23352015 где отмечается что решение вопроса о создании дополнительных мест в образовательных учреждениях за счет превышения количества воспитанников в детских дошкольных учреждениях более установленных норм приведет к нарушению «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПин 2.4.1.2660-10 а также прав воспитанников посещающих дошкольное учреждение и условий лицензии которыми определено допустимое количество детей в группах
Власти многих городов в последнее время пытаются сократить очередь за счет отказа в постановку в нее детей у которых родители или сами дети не зарегистрированы постоянно или временно на территории того муниципального образования города где они претендуют на получение места. Требование наличия регистрации является незаконным так как все дети имеют право на дошкольное образование по Конституции РФ а ситуаций почему семьи не проживают по месту постоянно регистрации и не могут сделать временную достаточно много. Наиболее распространенная – аренда семьей жилья и отказ собственников регистрировать родителей ребенка по месту фактического проживания .
Вторая по распространенности ситуация когда наличие регистрации оказывается препятствием для реализации права на дошкольное образование – проживание вблизи с границами другого муниципального образования транспортная доступность дошкольных учреждений которого существенно выше чем детсадов по формальной принадлежности. В некоторых поселках в принципе нет общественного транспорта до райцентра где расположен ближайший детский сад того же района а детсад другого района может находиться в пешей доступности.
Чаще всего чиновники при отказе ссылаются на приказа Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г. 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» но эта ссылка незаконна так как в приказе речь идет об обучении по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего полного общего образования к которым учреждения дошкольного образования отношения не имеют.
Кроме того некоторые регионы принимают свои постановления регламентирующие порядок комплектования. Так в Московской области с 1 января 2013 года действует постановление Правительства МО от 29.12.2012 N 161248 О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области. Граждане не имеющие никакой регистрации на территории муниципального образования в этом постановлении просто не упоминаются что не удивительно – прямой запрет на постановку их детей в очередь был бы несомненной дискриминацией. Еще одним документом который регламентирует прием детей является Положение о комплектовании муниципальных ДОУ принятое в каждом конкретном муниципальном районе .
Обосновать нарушение прав можно таким образом
1 В силу положения статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 ред. от 30.12.2012 О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регистрация по месту жительства пребывания или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан предусмотренных Конституцией Российской Федерации законами Российской Федерации Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации[
2 Наличие регистрации по месту проживания в качестве основания для предоставления преимущественного права на прием в муниципальные и государственные дошкольные учреждения федеральными законами и законами Московской или другой – прим. области не предусмотрено.
3 Положения постановления Правительства Московской области от 29.12.2012 N 161248 О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области носят рекомендательный характер и поэтому должны соблюдаться с учетом установленных федеральными законами норм.
4 Найдите на сайте управления образования вашего муниципального района города положение о комплектовании детсадов и сошлитесь также и на него как правило в этих положениях ничего не говорится о необходимости регистрации для постановки ребенка на очередь.
5 Завершить заявление нужно примерно такими словами «В связи с вышеизложенным заявляю что отказ в рассмотрении заявлений на предоставление ребенку места в муниципальном дошкольном учреждении от граждан не имеющих постоянной или временной регистрации на территории соответствующего муниципального образования Московской области противоречит нормам федерального и законодательства Московской области. Считаю что мои права и права моего ребенка нарушены прошу содействовать в их восстановлении».
Отказ от проведения профилактических прививок в отношении своего ребенка не является основанием для решения о временном запрете в приеме малолетнего в дошкольное образовательное учреждение . По смыслу указанных норм граждане в добровольном порядке обладают правом отказа от проведения профилактических прививок в отношении своего ребенка. Принудительные меры к применению профилактических прививок законом не предусмотрено. Исключение из общих правил составляют случаи возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том что как отсутствие нехватка свободных мест в МДОУ так и любые другие обстоятельства не освобождают органы местного самоуправления от обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования. Отсутствие нехватка свободных мест вызвано несоблюдением органом местного самоуправления своей обязанности сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Так в одном из решений суд указал «Администрация должна предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений» . «Суд установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения правомерно сделал вывод о бездействии со стороны администрации < > в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений».
Но в отношении наличия очередности существуют совершенно противоположные судебные акты мотивированные тем что кроме норм устанавливающих общедоступность дошкольного образования необходимо учитывать требования действующего законодательства регулирующего деятельность образовательных учреждений. «Действительно типовые положения не содержат прямого указания на основание отказа в приеме в образовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест однако каждое из этих положений содержит строгое ограничение по количеству обучающихся и в классах и группах что прямо усматривается из текста положений. Кроме этого типовые положения содержат указания и на то что количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм и определяется исходя из потребности численности. < > санитарно-эпидемиологические правила и нормативы являются нормативными правовыми актами устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В настоящее время действует целый ряд санитарных правил и норм устройства оборудования содержания и режима специальных общеобразовательных учреждений которые достаточно четко определяют и ограничивают количество обучающихся и воспитанников в каждом конкретном учреждении определяют количественную вместимость некоторых учреждений кроме того содержат требования по количеству площади на каждого пребывающего в учреждении и содержат указания на то что количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения предусмотренной проектом по которому построено или приспособлено здание. Ограниченное количество обучающихся воспитанников также обусловлено и наличием определенного количества персонала каждого учреждения. На конкретном учреждении лежит обязанность и при этом имеется право обеспечить обучение и воспитание лишь того количества детей которое предусмотрено нормативами и в лицензии выданной учреждению .
Т.е. наличие в Административном регламенте такого основания для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги как отсутствие в учреждении свободных мест обусловлено требованиями перечисленного выше законодательства»
Другой способ защиты прав детей на доступ к дошкольному образованию который выбирают родители – это обращение в суд минуя иные государственные органы. Применяется один из двух вариантов обращения в суд а исковое заявление о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении б заявление о признании незаконным бездействия местной администрации выразившегося в не обеспечении возможности несовершеннолетнего -них получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке гл. 25 ГПК РФ.
При обращении в суд в порядке искового производства истцам приходится самим доказывать что местная администрация нарушила право ребенка на дошкольное образование что она бездействует либо действует недостаточно для реализации им этого его права что она бездействует или действует незаконно. При обращении в суд в публичном порядке задача заявителей иная так как в данном случае упрощенно говоря для администрации существует «презумпция виновности» она будет сама доказать что сделала все возможное для предоставления ребенку доступ к дошкольному образованию .
2.2.Проблемы реализации права детей на дошкольное образование
Анализ судебной практики позволяет судить о неэффективности обращения в суд в порядке искового производства. Согласно сложившейся практике суды в большинстве случаев отказывают истцам в удовлетворении исковых требований о приеме ребенка в детский сад исходя из того что получение ребенком дошкольного образования не является обязательным в силу закона как основное общее образование. В мотивировочной части судебных актов традиционно указываются следующие выводы «Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд обоснованно указал что сыну истицы не было отказано в предоставлении места в детском саду он поставлен на учет и будет устроен в детский сад в порядке очередности. Документов подтверждающих право истицы на первоочередное льготное предоставление места ребенку в дошкольных учреждениях истицей не представлено». «Учитывая что законом сроки предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не установлены а зачисление ребенка в группу сверх предельной наполняемости приведет к нарушению организации режима работы группы а также к нарушению прав других лиц состоящих в очереди на получение места в учреждении судом был сделан правильный вывод о том что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется» «в отличие от общего образования являющегося обязательным где обучение детей начинается с достижения ими возраста 65 лет дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье»
Доводы истцов о невозможности ими реализации права на распоряжение способностями к труду вызванные невозможностью отправить ребенка в детский сад судом отклоняются так как это «по мнению судебной коллегии отношения к праву на беспрепятственный доступ к дошкольному образованию ее малолетнего ребенка не имеет. Полно всесторонне и объективно выяснив обстоятельства свидетельствующие о том что < > преимущественным правом устройства сына в дошкольное учреждение не обладает очередь на получение направления в такое учреждение еще не наступила и каких-либо нарушений со стороны органа местного самоуправления при комплектовании детских дошкольных учреждений не установлено Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований»
Аналогичная практика в отношении отказа в удовлетворении требований истцов существует в Томской области Московской области Красноярском крае Самарской области Свердловской области в Республике Карелия Ленинградской области Смоленской области в Приморском крае Псковской области в Республике Алтай в Чувашии по данным Общероссийского движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» в настоящий момент жителями Чувашии подан иск в Европейский суд по правам человека
Случаи же удовлетворения исковых требований в основном связаны с установленными судом нарушениями очередности и или льготного порядка предоставления мест в МДОУ. В 2011 году пионером в этом плане стал Архангельск удовлетворяя требования Истца суд основывался на нарушении разумности срока предоставления места в МДОУ
В Кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда указано «комиссия по комплектованию ДОУ в нарушение интересов несовершеннолетней < > приняла в младшую группу 15 детей чьи родители не имеют льгот при предоставлении мест в детские дошкольные учреждения в первоочередном порядке потому указанной комиссии надлежит устранить данное нарушение. Вывод суда о том что истице не может быть отказано в предоставлении места в детском саду по причине отсутствия в нем свободных мест является правильным поскольку Российская Федерация будучи социальным государством не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств то есть неблагоприятные последствия в связи с отсутствием свободных мест в детском саду не может распространяться на несовершеннолетнюю чьи родители в соответствии с федеральным и региональным законодательством имеют льготы при приеме их детей в дошкольные образовательные учреждения»
Большинство судебных процессов инициированных в порядке ст. 25 ГПК РФ завершаются в пользу родителей. В возражениях администрации зачастую ссылаются на нормативные положения п. 6 ст. 29 Закона РФ Об образовании в соответствии с которым обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного образования возложена на органы власти субъекта РФ. Полагаем что достижением судебной практики следует считать следующую мотивировку отклонения указанного довода «положения п. 6 ст. 29 Закона РФ Об образовании в соответствии с которым обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного образования возложена на органы власти субъекта РФ. Она является несостоятельной поскольку указанная правовая норма содержит исчерпывающий перечень расходов подлежащих финансированию за счет бюджета субъекта РФ. Таким образом обязанность по финансированию всех прочих вопросов связанных с организацией предоставления дошкольного образования на территории муниципального района возложена на органы местного самоуправления указанного района. Организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения. Ссылка на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях также не влечет необходимость отмены решения суда. Указанное обстоятельство не исключает возможность возложения на администрацию района обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении»
Отказ в удовлетворении требований заявителей суды мотивируют в основном действительным отсутствием мест
Подводя итоги в первую очередь отметим что если до 2010 года случаи когда родители подавали иски к администрациям не известны в настоящее время очень много граждан по всей стране стали подавать иски к местным администрациям мэриям на предмет защиты прав своих детей на общедоступное дошкольное образование в муниципальных детских садах. Всё больше стали прибегать к законным способам защиты права. На сегодняшний день в тринадцати регионах страны родители могут получить место в детском саду именно через суд.
Но только лишь рост судебной практики удовлетворения требований истцов и заявителей не свидетельствует об улучшении ситуации в обеспечении прав граждан на доступ к дошкольному образования. Невозможность реального исполнения постановлений судов об обязании местных администраций предоставить места в МДОУ конкретным несовершеннолетним детям по различным причинам может привести к тому что параллельно с очередью детей зарегистрированных местными органами в качестве нуждающихся в предоставлении места в МДОУ возникнет очередь из тех детей кому администрации обязаны предоставить место на основании судебного решения. Более эффективными и реально обеспечивающими право детей на общедоступное дошкольное образование являются решения об удовлетворении требований прокуроров о признании незаконными бездействия местных администраций в части неисполнения требований законодательства о предоставлении общедоступного дошкольного образования и обязании организовать новые места в МДОУ к конкретному периоду времени.
Заключение
Список использованной литературы
22. Головецкий Н. Я. Государственная политика России в сфере образования понятие и принципы Н. Я. Головецкий Л. Н. Мирошниченко С. В. Колесникова Э-ж «Науковедение». — Том 7. — 5 сентябрь — октябрь 2015.
23. Рудыченко В. И. Законодательное регулирование права на образование Молодой ученый. — 2016. — 1. — С. 830-833.
24. Апелляционное определение Омского областного суда от 16 апреля 2014 г. по делу 33-2072 Справочно−правовая система «Консультант Плюс».
25. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.06.2014 33-3112 Справочно−правовая система «Консультант Плюс».
26. Рудиченко В. И. Законодательное регулирование права на образование «Молодой ученый» 2016 — 1 105 – с. 830 – 833
27. Некрасов С.И. Конституционное право России учебное пособиерекомендовано Мин. образования и науки РФ. –М. Юрайт 2016. – 351 с.
28. Стрекозов В.Г. Конституционное право России учебникрекомендовано Мин. образования и науки РФ. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. Юрайт 2015. – 316 с.
29. Смоленский М.Б. Конституционное прао России для ССУЗов. – М КноруС 2016. – 232 с.
30. Маркгейм М.В. Конституционное Право Российской Федерации учебник. – СПб Юридический центр Пресс 2013. – 439 с
31. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М. Норма-Инфра-М 2015. 768 с.
32. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм. Доктрина и практика. М. Норма 2016. 528 с.
33. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М. Юрист 2012. 247 с.
34. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России Учебник. — М. Проспект 2016. 588 с.
35. Конституционное право России. Курс лекций Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. — М. 2012. 282 с.
36. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М. Юристъ 2002. 278 с.
37. Осавелюк А.М. Являются ли международные договоры источниками конституционного права России Международное право и международные организации. 2014. 3. С. 444 — 451.
38. Пугачев А.Н. Судебный конституционный контроль Учебно-методический комплекс для магистрантов юридических специальностей. Новополоцк 2009. 311 с.
39. Стрекозов В.Г. Конституционное право Учебник. М. Юрайт 2016. 316 с
40. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права Государственная власть и местное самоуправление. 2013. 3. С. 3 – 6
41. Теория государства и права Учебник Под ред. В.К. Бабаева. М. Юрайт 2014. 720 с.
42. Чиркин В.Е. Конституционное право. Учебник для бакалавров. М. МПСУ Воронеж 2013. 237 с.
43. Чудаков М.Ф. Источники права в конституционном праве Конституционное и муниципальное право. 2013. 12. С. 4 — 8.