Содержание
Введение …3
1.Теоретиеские аспекты прав женщин на образование ……5
1.1.Сущность прав на образование 5
1.2.Конституционные гарантии прав граждан в сфере образования 11
2.Реализация прав женщин на образование в России 18
2.1. Гендерное образование в России международно-правовые аспекты…..18
2.2.Проблемы реализации прав женщин на образование ..22
Заключение ….29
Список использованной литературы …32

_________________________________________________________________

Работа № 4249. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Гендерная сегрегация в образовании проявляется не только в существовании «женских» и «мужских» вузов и студенческих мест не только в неравномерном распределении мужчин и женщин по уровням образования но и в существовании вертикальной и горизонтальной сегрегации на рынке труда самих работников системы образования на всех уровнях. При равном соотношении мужчин и женщин в общей численности профессорско-преподавательского состава российской высшей школы существует гендерная асимметрия в должностной структуре чем выше ступень должностной иерархии тем меньше на ней доля женщин и наоборот исключение составляет позиция доцента где разрыв является минимальным. Причины гендерной сегрегации в образовании тесно связаны с гендерными стереотипами и распределением ролей в обществе со всей системой гендерных отношений. Последствия гендерной сегрегации в системе образования многочисленны
1 воспроизводство «закрытых» для определенного пола профессий и профессиональной сегрегации на рынке труда включая саму систему образования феминизация начального и среднего уровня образования
2 воспроизводство вертикальной сегрегации в обществе включая саму систему образования руководители на любом уровне образования преимущественно мужчины женщины слабее представлены на высших должностях системы образования например среди профессоров
воспроизводство гендерных стереотипов о роли образования в жизни женщин о «женских» и «мужских» профессиях. В конечном итоге гендерная сегрегация в системе образования негативно влияет на возможности применения женщинами своих способностей в управлении страной в освоении новых высокотехнологических профессий на социализацию и культурное развитие мальчиков и девочек и даже на мотивацию образования
Формально доступ девочек и девушек к образованию на всех уровнях и практически во все профессии остается открытым. Однако изменения в системе образования не одинаково влияют на женщин и мужчин. По мнению специалистов рост числа студентов в последние годы происходил в основном за счет платного образования женщин. Заметим что в негосударственном среднем и высшем профессиональном образовании доля девушек выше чем в государственном. Как правило за образование в негосударственных образовательных учреждениях платят сами учащиеся. Значит вероятность того что девушки чаще платят за свое образование выше.
Предмет исследования – конституционный аспект прав женщин на образование
Объект исследования – права женщин на образование
Цель исследования – анализ конституционных аспектов прав женщин на образование
Задачи исследования
— рассмотреть теоретические аспекты прав женщин на образование
— проанализировать законодательные основы прав женщин на образование
— изучить проблемы правовых основ реализации прав женщин на образование.
Методы исследования анализ обобщение синтез сравнительно-правовой.

1.Теоретиеские аспекты прав женщин на образование
1.1.Сущность прав на образование

Право на образование -юридически обеспеченная возможность человека получить знания умения и навыки
Однако при анализе понятия «права на высшее образование» следует учитывать определенные предпосылки для реализации данного права. Безусловным требованием реализации «права на высшее образование» является наличие у человека среднего образования. Соответственно понятие «право на высшее образование» должно быть определено точнее и уже чем понятие «право на образование».
Определение понятия «права на высшее образования» — сугубо теоретический аспект исследования так как ни в одном нормативно-правовом источнике не дается определение данному праву и в целом всем правам человека. Цель достигается анализом понятия «высшее образование» и предпосылок наличия высшего образования
В статье 1.1 Конвенции о признании квалификаций относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 года «высшее образование» определяется как «все виды курсов обучения или групп курсов обучения а также подготовки специалистов или исследователей на после среднем уровне которые признаются соответствующими органами Стороны как составляющие ее систему высшего образования». В этой же статье «доступ к высшему образованию» понимается как «право лиц обладающих соответствующей квалификацией представлять свою кандидатуру и быть рассмотренным с целью приема в высшее учебное заведение». А «высшее учебное заведение» понимается как «учреждение предоставляющее высшее образование и признаваемое полномочным органом Стороны как составляющее ее систему высшего образования». Из приведенных определений мы можем выявить следующие предпосылки для реализации «права на высшее образование» а наличие среднего образования у человека б наличие высшего учебного заведения в государстве в наличие системы образования в государстве.
Следующим аспектом который требует научного анализа выступает цель реализации права на высшее образование.
Согласно статье 13 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах 1966 года «… Они соглашаются что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества способствовать взаимопониманию терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира»
В преамбуле Устава Организации Объединённых Наций по вопросам образования науки и культуры ЮНЕСКО закрепляется что «… для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости…».
Согласно пункту 1 Замечания общего порядка 13 от 1999 года Комитета ООН по экономическим социальным и культурным правам «Образование одновременно является одним из прав человека и необходимым средством для реализации других его прав. Открывая широкие возможности право на образование представляет собой главное средство с помощью которого экономически и социально маргинализованные группы взрослых и детей могут покончить с нищетой и обрести возможность полноправного участия в жизни своих общин. Образование играет жизненно важную роль в укреплении прав женщин защите детей от непосильного и опасного труда и сексуальной эксплуатации в поощрении прав человека и демократии охране окружающей среды и контроле за ростом населения».
Статья 1 а Рекомендации ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод 1974 года закрепляет что «образование» означает весь процесс общественной жизни посредством которого отдельные лица и социальные группы в рамках и для блага национального и международного сообщества сознательно учатся развивать свои дарования способности склонности и знания».
В совокупности целями реализации права на высшее образование являются
— полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства
— укрепление уважения к правам человека и основным свободам
— реализация других прав человека
— получение возможности стать полезными участниками свободного общества
— борьба с нищетой
— развитие способностей и знаний для блага национального и международного сообщества
— содействие в работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира .
Закрепление целей реализации права на образование в международных договорах дает нам возможность утверждать что несмотря на то что получение высшего образования является правом каждого человека а не обязанностью мы не должны принижать значение высшего образования и для реализации целей Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта об экономических социальных и культурных правах 1966 года нужны люди с высшим образованием так как получение начального и среднего образования недостаточно для полного развития человеческой личности создания ее достоинства укрепления уважения к правам человека и основным свободам быть полезными участниками свободного общества способствовать взаимопониманию терпимости и дружбе между всеми народами и содействовать работе ООН по поддержанию мира. Соответственно уровни образования находятся в тесной связи между собой. В дополнение к этому можно процитировать мнение британского ученого Т. Макоуэна который считает что несмотря на то что некоторые уровни образования могут быть реализованы только на определенных этапах жизни человека право на образование не должно иметь начало и конечную точку .
Раскрывая понятие «права на высшее образование» нельзя не остановиться на характеристиках высшего образования. Характеристики высшего образования могут быть разными государственные академические юридические. Безусловно нас интересуют международно-правовые характеристики высшего образования. В Замечании общего порядка 13 от 1999 года Комитета ООН по экономическим социальным и культурным правам было закреплено что право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы Кроме того Комитет выделяет следующие взаимосвязанные и основополагающие характеристики образования
а Наличие — на территории под юрисдикцией государства-участника должно иметься достаточное количество действующих учебных заведений и программ. В сфере высшего образования согласно официальной информации Министерства образования и науки Республики Казахстан МОН РК на 2011 год в Казахстане функционируют 148 вузов где обучаются 620442 студентов. На более 16 млн. с не большим населением 148 вузов является достаточным количеством по 1 вузу на 11 тыс. чел.. По сравнению с Россией на сегодняшний день в стране вместе с филиалами насчитывается 2689 вузов на 1432 млн.человек по 1 вузу на 53 тыс. чел.
б Доступность — на территории под юрисдикцией государства-участника учебные заведения и программы должны быть доступны каждому человеку без всякой дискриминации. На 2011 год в вузах на русском языке обучаются около 300 тыс. студентов около 50. Также вопросы доступности мы можем показать в соотношении численности населения и студентов. Например в Российской Федерации из 142 млн. чел. 9446 тыс. получают высшее образование каждый 15 чел. в Республике Казахстан из 16 млн. чел. -635 тыс. каждый 25 в Республике Узбекистан из 298 млн. чел. 299 тыс. -каждый 100 а в Республике Кения из 38 млн. — только 168 тыс. получают высшее образование каждый 226. Также одним из элементов доступности образования является и экономическая доступность .
Справедливости ради стоит отметить что нет официальной статистики по стоимости высшего образования в мире. Составлением стоимости высшего образования в основном занимаются образовательные агентства и компании. Средняя стоимость высшего образования в вузах Соединенных Штатов Америки которые входят в топ 50 по стране в среднем составляет 25 000 долларов в год. ВУЗы которые не входят в данный рейтинг предлагают пройти обучение в среднем за 15 000 долларов в год. В Великобритании обучение в среднем составляет 18 000 долларов в Китае — 3000 долларов в престижных государственных вузах России — 10 000 долларов в Германии — 1500 евро в Казахстане — около 2000 долларов. Данная статистика учитывает только расходы на образование. Если учесть расходы на питание проживание проезд и другие расходы то сумма увеличится как минимум в 15 раза. Как видим статистика неоднозначная и в некоторых регионах высшее образование все еще остается экономически недоступным а где экономически доступно те регионы не вызывают интереса со стороны желающих получить высшее образование. Например получение высшего образования в Казахстане или Китае.
в Приемлемость — форма и содержание образования включая программы и методы обучения должны быть приемлемыми например адекватными учитывающими культурные особенности и качественными для учащихся. В данном случае приемлемость обозначает свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только государственные образовательные учреждения но и частные обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своим собственными убеждениями которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства получения возможности быть полезными участниками свободного общества как это указано в статье 13 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах 1966 года .
г Адаптируемость — образование должно быть гибким способным адаптироваться к потребностям изменяющихся обществ и общин и соответствовать потребностям учащихся в рамках их различных социально-культурных норм. Для достижения гибкого и способного адаптироваться к потребностям изменяющихся обществ государства должны реформировать систему образования отвечающую потребностям молодежи и их родителей. Безусловным подтверждением этому может послужить создание образовательных пространств которые соответствуют принципу академической свободы. Например Европейское пространство высшего образования Болонский процесс.
Анализируя составляющие элементы права на образование необходимо отметить что элементы права на образование имеют различную внутреннюю структурную организацию. Например право на среднее образование характеризуется внутренним единством и данный уровень образования нельзя получить закончив 7-8 классов. А право на высшее образование состоит из разных ступеней «бакалавр» «магистр» «доктор» — это ученая степень а не ступень высшего образования. Международная стандартная классификация образования 2011 ЮНЕСКО вводит новое понятие — «третичное образование» которое охватывает уровни бакалавриата или его эквивалента магистратуры или её эквивалента и докторантуры или её эквивалента…» в РФ докторантура – это ученая степень а вот степень кандидата наук – это ступень высшего образования прокомментируйте это с учетом содержания международных актов. Предыдущая Международная стандартная классификация образования 1997 предусматривала два уровня высшего образования бакалавриат и магистратура. Кроме того в область регулирования всех региональных конвенции о признании квалификаций высшего образования подпадают квалификации бакалавриата магистратуры и докторантуры. Полагаем что понятия «высшее образование» и «третичное образование» схожие. И новое понятие введено в связи с функционированием различных систем высшего образования.
1.2.Конституционные гарантии прав граждан в сфере образования
Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в предмет собственного правового регулирования включает три группы отношений
1 в связи с реализацией права на образование
2 по обеспечению государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования
2 в связи с созданием условий для реализации права на образование.
Тем самым не только права получающих образование несомненно ядро образовательных отношений но и права и обязанности лиц деятельность которых связана с реализацией права на образование педагогические работники или с государственными гарантиями прав и свобод человека в сфере образования например медицинские работники в образовательных отношениях попали в сферу воздействия норм законодательства Российской Федерации об образовании.
Устанавливая в ст. 4 правило о том что нормы регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других нормативных правовых и правовых актах должны соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями установленными им законодатель создал ситуацию при которой Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» выступает как некий координационный центр диктующий свою волю иным актам невзирая на их форму например Трудовой кодекс и отраслевую принадлежность .
Исходя из сказанного выше по юридической силе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» находится лишь Конституция Российской Федерации.
Конституция России определяет основы регулирования прав и обязанностей многих субъектов деятельность которых связана с такой важной сферой жизни общества как образование. Это 1 трудовые права педагогических работников 2 принципы разграничения полномочий в части управления образованием 3 социальные права обусловленные фактом получения образования и наконец 4 непосредственные права граждан получающих образование.
Определяющее для всех из названных групп прав значение имеет статья 7 Конституции Российской Федерации поскольку именно она закладывает основу для всех социальных прав граждан и государственных обязательств в связи с их реализацией. Эти обязательства весьма часто излагаются в форме гарантий что в ряде случаев позволяет не отождествлять их с конкретными обязанностями государства. Так например в своих решениях Конституционный Суд РФ нередко исходит из того что права на получение каких-либо компенсаций связанных с переездом из районов Крайнего Севера с оплатой стоимости коммунальных расходов в сельской местности и т.п. являются мерами социальной защиты которые по своей правовой природе представляют собой социальные льготы права на которые непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекают следовательно введение этих льгот определение оснований предоставления круга субъектов на которых они распространяются источников и порядков их финансирования а также изменения является дискрецией законодателя. Поэтому они при соблюдении ряда условий могут быть отменены.
Однако мы считаем что в условиях правового и социального государства гарантии не могут быть ничем иным нежели императивными для государства видами деятельности необходимые для того чтобы граждане могли реализовать свои социальные права включая право на образование.
Что важного для дальнейшего правового регулирования сферы образования содержится в статье 7 Конституции Российской Федерации Это
1 принципы достойной жизни и свободного развития человека
2 гарантии социальной защиты включающие помимо прочего государственные пенсии и пособия
3 охрана труда и здоровья людей.
Из дефиниции «образование» следует что образование — это общественно значимое благо и процесс интеллектуального духовно-нравственного творческого физического и или профессионального развития человека .
Благо. Общественно значимое благо – это то благо доступность которого должна быть обеспечена для каждого человека в противном случае он человек не сможет вести достойный образ жизни. Общественно значимые блага – это объект социальных прав обеспечить их доступность в силу норм Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о социальных экономических и культурных правах 1966 г. обязаны все государства в пределах имеющихся у них ресурсов.
Развитие. Принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования — свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека создание условий для самореализации каждого человека свободное развитие его способностей включая предоставление права выбора форм получения образования форм обучения организации осуществляющей образовательную деятельность направленности образования в пределах предоставленных системой образования а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения методов обучения и воспитания ст. 3 .
Гарантии социальной защиты развиты в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» во множестве статей. Наибольшая концентрация норм социальной защиты содержится в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» и статье 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников гарантии их реализации».
Гарантиям права на охрану здоровья в сфере образования посвящена статья 41 «Охрана здоровья обучающихся». Охрана здоровья обучающихся включает в себя
1 оказание первичной медико-санитарной помощи
2 организацию питания обучающихся
3 определение оптимальной учебной внеучебной нагрузки режима учебных занятий и продолжительности каникул
4 пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни требованиям охраны труда
5 организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся для занятия ими физической культурой и спортом
6 прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации
7 профилактику и запрещение курения употребления алкогольных слабоалкогольных напитков пива наркотических средств и психотропных веществ их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ
8 обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность
9 профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность
10 проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий .
Эти гарантии касаются различных сфер регулирования например прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации – это предмет регулирования законодательства об охране здоровья граждан в частности Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» поэтому не все из них могут получить дальнейшую конкретизацию как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» так и в принятых в его исполнение подзаконных актах.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» произошла конкретизация ряда гарантий права обучающихся на охрану здоровья посредством закрепления обязанностей организаций осуществляющих образовательную деятельность например они обеспечивают текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся. Конечно можно спорить о том насколько правильно использована конструкция «обеспечивают» а не «осуществляют» поскольку образовательные организации должны не столько обеспечивать соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов иными лицами причастными к деятельности данной организации сколько сама организация обязана неукоснительно соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы .
При этом хотелось бы обратить внимание присутствующих на проблему связанную с тем что многие стандарты призванные быть элементами механизма гарантий прав граждан то есть должны создавать условия для реализации этих прав при попытках их воплотить в реальности приводят к обратному результату. Стандарты важны для определения конкретных границ причитающихся гражданам услуг на бесплатной основе то есть вытекающих из содержания права граждан Российской Федерации на бесплатное образование. Эти акты содержат обязательные для правоприменителей предписания на основе которых можно сделать вывод о качественных и количественных характеристиках блага получаемого гражданином на безвозмездной основе. В результате складывается негативная тенденция состоящая в том что все более усугубляется разрыв между имеющими возможностями реально существующих организаций и теми требованиями которые устанавливает государство к их деятельности с учетом новых «идеализированных» стандартов. Примером тому является сложившаяся сегодня ситуация в образовании. Так например вступившие в силу с 1 сентября 2011 г. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологческие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» содержат такие требования к помещениям в которых должна осуществляться образовательная деятельность которые не в состоянии обеспечить большинство школ России. Вместо того чтобы создавать оборудованные для сна помещения для продленных групп одноклассников муниципальные школы закрыли группы продленного дня лишив тем самым детей и их родителей необходимых им услуг. При этом никакой работы по поиску выхода из сложившейся ситуации выявления возможностей государственно-частного партнерства желания изучить и привлечь финансовые и организационные возможности иных субъектов включая родителей обучающихся проведено не было.
2.Реализация прав женщин на образование в России
2.1. Гендерное образование в России международно-правовые аспекты
Образование выступая одним из базовых институтов социализации играет ключевую роль в развитии и реализации основного принципа современного демократического общества – соблюдения прав и свобод каждого человека не зависимо от его социальных характеристик исторически являющихся факторами стратификации. К таким характеристикам относятся раса национальность религиозная принадлежность класс возраст гендер. Изучение последней в качестве критерия препятствийвозможностей свободного развития личности происходит в рамках гендерного образования.
Гендерное образование – инструмент формирования способностей к интеллектуальным и социальным новациям ориентированным на создание объективной картины мира а также воспитание адекватной оценки различий между людьми и понимания равенства их равенства несмотря на различия.
Гендерное образование приобретшее свой законный статус на Западе в 1980-е гг. в настоящий момент выступает образовательной нормой социогуманитарного знания в странах «старых демократий». Однако в России – стране консолидирующей демократические институты и осуществляющей реформу высшего образования на основе включения в процесс западных нормативов реализация гендерного подхода осуществляется благодаря инициативе преподавателей-энтузиастов нежели на основе систематического введения соответствующих нормативов в государственные образовательные стандарты. Основными истоками «гендерной слепоты» отечественного образовательного процесса выступают недостаточная осознанность гендерных проблем государством и гражданами а следовательно и большинством в академическом сообществе. Кроме того среди ученых препятствием развитию гендерного образования выступает дефицит регулярного диалога по разным интеллектуальным позициям в связи с чем гендерное измерение социальных проблем и остается на периферии анализа модернизации российского общества.
Какие же аргументы следует искать в сложившихся условиях сторонникам включения гендерного подхода в образование Наиболее эффективными на сегодняшний день представляются аргументы о необходимости соблюдения Россией в полной мере ряда норм международного правозащитного и образовательного законодательств декларирующих гендерное равенство .
Речь идет прежде всего о ратификации Россией первоначально СССР Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин принятой ООН в 1979 г. Одобрив «Женскую конвенцию» РФ обязана содействовать изменению социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин основанной на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности гендерных ролей ст. 1 ч. 1 Конвенции. Указанные социокультурные трансформации должны осуществляться в том числе и посредством образования за счет пересмотра учебных пособий и программ и адаптации методов изучения ст. 10 ч. 3 Конвенции.
Кроме того Россия одобрила Пекинскую Декларацию и Платформу действий принятые на IV Всемирной Конференции по положению женщин 1995 г. в которых также отчетливо обозначены роль образования в процессе устранения гендерной асимметрии и требования обязательств со стороны правительств в осуществлении Платформы действий.
В таком контексте отметим что интеграция гендерной проблематики в образовательное пространство Запада осуществлялась в первую очередь под влиянием требований ООН и входящих в ее структуру ЮНИФЕМ ЮНЕСКО ПРООН а также Совета Европы. Кроме разработки и принятия документов рекомендующих внедрение потенциала гендерного знания в систему высшего национального образования в рамках этих организаций создаются учебные программы – интернациональные информационные ресурсы а также осуществляется финансирование гендерных исследовательских и образовательных проектов .
Помимо принципов правозащитного законодательства Россия обязана следовать и международным образовательным нормам. Прежде всего тем которые определяют направленность государственной политики России в области образования в настоящий момент – принципам Европейского высшего образования. Соблюдение последних заключается не только во введении в учебный процесс формальных норм ЕГЭ бакалавриат магистратура и т.п. но и подразумевают соблюдение «университетами Европы знаний» единой содержательной стороны образовательного процесса. Так в Болонской декларации среди первостепенных целей реализация которых в перспективе обеспечит создание Зоны европейского высшего образования обозначено «содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий» и «содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании». Как уже говорилось выше гендерный анализ – общепринятый принцип западного образования.
Весомым критерием аргументирующим значимость влияния норм мирового сообщества на развитие отечественного гендерного образования выступает негативная международная оценка имидж России в связи с невыполнением требований по обеспечению прав женщин реализации которых помогает в том числе и специальное образование. Так созданный в 2006 г. Совет ООН по правам человека СПЧ обязывает каждое государство предоставлять периодические обзоры выполнения его обязательств в области прав человека отдельным пунктом выделяя аспекты гендера. С таких позиций игнорирование внедрения гендерного образования способно повлиять на выводы о том что риторика гендерного равенства для нашей страны – не более чем формальная презентация себя как «продвинутой». Говоря о намерениях России присоединиться к Зоне Европейского высшего образования важно подчеркнуть что в ряду задач которые предстоит решить отечественным вузам присутствует и необходимость разработки обязательного международного компонента академических программ как аналога федерального компонента в российском ГОСе. Особое значение здесь может приобрести и наличие в программах гендерных дисциплин.
Российское законодательство предоставляет всем гражданам независимо от пола право на получение основного общего и среднего профессионального образования и равную возможность на конкурсной основе получить высшее образование ст. 43 Конституции РФ ст. 5 Закона РФ Об образовании.
Образовательный уровень женщин в России выше чем у мужчин 638 женщин имеют высшее незаконченное высшее и среднее специальное образование в то время как среди мужчин этот показатель составляет 508.
В учебных заведениях девочки и женщины составляют половину и более учащихся 502 в общеобразовательной школе 573 в старших классах 55 в средних специальных и 56 в высших учебных заведениях. Среди студентов обучающихся на платной основе также число юношей и девушек примерно одинаково.
Информация которая приводится в региональных докладах подтверждает общероссийскую статистку. Так например в Иркутской области женщины составляют 55 студентов вузов и 59 учащихся средних специальных образовательных учреждений в Республике Карелия соответственно 59 и 41 в Пензенской области — 51 и 53.
Таким образом в целом женщины имеют возможность реализовать свое право на получение образования.
2.2.Проблемы реализации прав женщины на образование и на равные условия труда
Конституция России содержит две статьи предназначенные для обеспечения правового режима гендерного равенства. Данная Статья 19 пункт 3 гарантирует соблюдение равных прав и свобод мужчин и женщин за счет обеспечения равных возможностей для их реализации а также статья 15 в которой говорится что международные документы подписанные и ратифицированные Россией являются неотъемлемой частью ее законодательства и имеют приоритет над национальным законодательством. Положения устанавливающие принцип равенства содержатся также в Трудовом Семейном Уголовном и Административном кодексах Российской Федерации. Российская Федерация подписала и ратифицировала большинство международных правовых документов по обеспечению гендерного равенства. Но среди законодательных норм есть и те что нуждаются или в расширении или уточнении или пересмотре. Есть вопросы не урегулируемые законом насилие в семье например.
Основным недостатком гендерного составляющего законодательной базы Российской Федерации является отсутствие определения понятия дискриминация в отношении женщин несмотря на неоднократные указания Комиссии ООН по положению женщин о необходимости изменения существующей ситуации в соответствии с международными стандартами. В частности такое определение содержится в статье I Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
В Статье I говорится что …понятие дискриминации в отношении женщин означает любое различие исключение или ограничение по признаку пола которое направлено на ослабление или сводит на нет признание пользование или осуществление женщинами независимо от их семейного положения на основе равенства мужчин и женщин прав человека и основных свобод в политической экономической социальной культурной гражданской или любой другой области .
Учитывая наличие статей о гендерном равенстве в Конституции и других законах можно предположить что в России есть правовая основа для ликвидации дискриминации в отношении женщин. С формальной точки зрения отсутствие дискриминации по признаку пола в России гарантирована. К сожалению реальность другая не устраняется дискриминация по признаку пола во всех сферах жизни. Кроме того в финансово-экономический кризис дискриминация в отношении женщин возрастает. Наиболее тяжелые для женщины последствия дискриминации в области труда и занятости. Следует отметить что в течение рассматриваемого периода ни одно проявление дискриминации в этой области не было устранено. Сохранена горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация. Женщины в основном заняты на низкооплачиваемых рабочих местах. Женщины по-прежнему низкооплачиваемые группы людей так что даже укоренилась концепция феминизация бедности. Женские заработной платы в среднем по официальным данным составляют около 60 мужских.
И это несмотря на то что среди работающих женщин 67 с высшим и средним специальным образованием а среди мужчин таких работников только 46. Кроме того есть еще один термин «новые бедные». Это — социальная группа тех кто живет в нищете несмотря на то что у них есть работа. Большинство из них составляют женщины. Серьезной проблемой стоящей перед российским обществом — насилие в семье. Высок уровень домашнего насилия в отношении женщин около 40 подвергаются физическому насилию крайне мало институтов способствующих снижению насилия помогающих женщинам попавшим в трудную ситуацию. Россия не участвовала в кампании по борьбе с насилием в отношении женщин проводимой Советом Европы в 2006-2007 гг. Она была единственной страной-членом Совета Европы которая не ответила на вопросник Совета Европы в рамках данной кампании
Уровень образования и заработной платы. Несмотря на более быстрое чем у мужчин повышение уровня образования большинство женщин продолжают испытывать ограничения профессиональных возможностей и заняты в традиционно женских работах учителя младший медицинский персонал и т.д. где как правило платят меньше.
Сегодня нарушены и трудовые права женщины которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Законодательное введение такой нормы как отпуск по уходу за ребенком без поддержки защитного механизма сохранения рабочего места при выходе из него это еще один фактор дискриминации. Жизнеспособность отпуска по уходу за ребенком для родителей должна сопровождаться механизмом для поддержания квалификации а также выплату пособий соответствующих социальным стандартам. Вопиющим стал факт дискриминации — введение принципа платности медицинских услуг. Результат — увеличение материнской смертности рождение больных детей резкое сокращение численности населения во всех регионах России за исключением Северо-Кавказского региона с традиционно высокой рождаемостью.
Правительство России на IV Всемирной конференции по положению женщин Пекин 1995 было вынуждено взять на себя обязательства создать условия для снижения материнской и младенческой смертности. Однако это обязательство а также Международный пакт об экономических социальных и культурных правах ратифицированный Россией не выполняется. В ряде промышленно развитых стран есть закон «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин» который регулирует порядок и процедурные стороны принципа равенства и устанавливает процедуры контроля за исполнением законодательства на практике.
Например в Швеции действует Акт о равенстве между мужчинами и женщинами который регулирует вопрос в сфере трудовой деятельности. Существует институт омбудсмена а также другие варианты и механизмы недопущения дискриминации женщин правом обратиться к Европейской комиссии по правам человека и Европейский суд по правам человека которые теперь могут быть доступны и российским женщинам.
Конституция Российской Федерации содержит статью 19 пункт 3 в которой говорится о равноправии женщин но нет никаких гарантий его осуществления и санкции за нарушение этого принципа.
Для разработки национального механизма защиты прав и интересов женщин в России надо провести
1. Экспертизу действующего в России законодательства
2. Провести разработку критериев и подходов к оценке дискриминации в отношении женщин
3. Провести анализ действующего механизма органов контроля за соблюдением международного и Российского законодательства по правам женщин. Такая работа требует объединения усилий специалистов из различных отраслей и не может быть основана только на энтузиазме.
Важным принципом государственной политики в сфере образования гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России. Нужно отметить что данный принцип нарушается и к сожалению уже на уровне дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» возлагает на учредителя обязанность устанавливать порядок приема в государственные и муниципальные образовательные организации на ступени начального общего основного общего среднего полного общего и начального профессионального образования обеспечивающая прием всех граждан которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Правила приема в общеобразовательные организации предусматривают общедоступность и бесплатность общего образования что соответствует ч. 2. ст. 43 Конституции РФ . Сложившийся опыт приема в общеобразовательные организации на условиях конкурсного отбора равно как и введение платы это например под видом «взносы производимые спонсорами » — это есть прямое нарушение норм российского законодательства.
Также нужно отметить прямо растущий и обостряющийся конфликт в последние годы противопоставление так называемых «элитных» общеобразовательных организаций «простым» школам. Известно что качество образовательных услуг которая предоставляется «простыми» школами в лучшем случае не повышается а скорее незаметно снижается. Вместе с тем престиж таких школ падает гораздо быстрее чем качество предоставляемых ими услуг. В то же самое время растет престиж это а значит и востребованность «элитных» общеобразовательных организаций — разного рода лицеев гимназий при довольно сомнительном уровне обучения в них. В современных условиях услуги элитных общеобразовательных организаций пиарят – убирайте такие слова как товар практически недоступный для ребенка из среднестатистической российской семьи право граждан России на общедоступное и бесплатное основное общее образование существенно теряет цену. Можно сказать что российская система образования на деле постепенно утрачивает свою первейшую конституционно закрепленную социальную функцию.
Еще не менее важные проблемы в части законодательного обеспечения и практики реализации права на образование существуют также в сфере среднего и высшего профессионального образования. Так Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования ч. 2 ст. 43 . А что касается высшего образования то на фоне роста масштабов приема в вузы и прежде всего на платной основе происходит увеличение расходов населения на этапе подготовки к поступлению в вузы оплата репетиторов и подготовительных занятий.
Однако необходимо отметить что с одной стороны количественные данные развития профессионального образования в России говорят о повышении его доступности. Отмечаю еще одну важную проблемой которая затрагивает реализацию права на высшее образование это присоединение нашей страны к Болонской системе образования. Как всегда имеются положительные и отрицательные качества данной системы. Это с одной стороны объединение России в европейское образовательное пространство что несет в себе очевидные преимущества . Новая система создана предоставить студентам большую самостоятельность в выборе своего направления образования дополнительные возможности изменять свое расписание и трудовые затраты. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом и повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.
Это 6-летнее образование четыре года бакалавриата и еще два года магистратуры еще не имеет соответствующего правового обеспечения в трудовом законодательстве. Так как в настоящее время бакалавры ценится на рынке труда ниже дипломированных специалистов получившего высшее образование по прежней пятилетней программе обучения. При приеме на работу бакалавры не воспринимается как человек с законченным высшим образованием. Напротив магистры прошедший шестилетний курс обучения воспринимается в качестве человека с законченным высшим образованием но ценится опять же не выше дипломированных специалистов. Фактически таким образом «магистры» и «дипломированные специалисты» при приеме на работу ценятся одинаково что с точки зрения многих участников образовательного процесса делает бессмысленным не только лишний год обучения но и в целом введение всей двухступенчатой системы без соответствующих изменений в трудовом законодательстве.
Заключение
Список использованной литературы
19. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М. Юрист 2012. 247 с.
20. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России Учебник. — М. Проспект 2016. 588 с.
21. Конституционное право России. Курс лекций Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. — М. 2012. 282 с.
22. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М. Юристъ 2002. 278 с.
23. Осавелюк А.М. Являются ли международные договоры источниками конституционного права России Международное право и международные организации. 2014. 3. С. 444 — 451.
24. Пугачев А.Н. Судебный конституционный контроль Учебно-методический комплекс для магистрантов юридических специальностей. Новополоцк 2009. 311 с.
25. Стрекозов В.Г. Конституционное право Учебник. М. Юрайт 2016. 316
26. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права Государственная власть и местное самоуправление. 2013. 3. С. 3 – 6
27. Теория государства и права Учебник Под ред. В.К. Бабаева. М. Юрайт 2014. 720 с.
28. Чиркин В.Е. Конституционное право. Учебник для бакалавров. М. МПСУ Воронеж 2013. 237 с.
29. Чудаков М.Ф. Источники права в конституционном праве Конституционное и муниципальное право. 2013. 12. С. 4 — 8.
30. Сазанова Т. В. Концепция инклюзивного образования и её правовая реализация в России на фоне современных образовательных реформ »Инновационная наука» 2015 — 10-2 – 187 – 192
31. Иванихин А. А. Право на образование и гендер философско-социологические аспекты «Право человека в международном и национальном праве» 2015 – с. 240 – 246
32. Семенова Н.С. Идеология гендерного равенства в рамках реализации права на образование международно-правовой аспект Евразийский юридический журнал 2015 6. С. 59-62.
33. Семенова Н.С. Идеология гендерного равенства в рамках реализации права на образование международно-правовой аспект Евразийский юридический журнал 2015 6. С. 59-62.
34. Семенова Н.С. Международно-правовая защита традиционных ценностей реализация права на образование Обозреватель-Observer 2014 7. C. 34-43.
35. Максимов А. А. Гендерная сегрегация в сфере образования и науки «Юридическое образование и наука» 2016 — 4 – с. 11 – 15
36. Бойкова Учет гендерного фактора в военном образовании сборник статей Международной научно-практической конференции «Современная педагогика актуальные вопросы достижения и инновации» 2016 – с. 176 – 18
37. Кузнецова В. В. Проблемы реализации норм международного права в сфере высшего образования в современной России Молодой ученый. — 2014. — 5. — С. 360-363.