ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……3
Глава 1. Права человека теоретический и практический аспекты……5
1.1. Личность как носитель прав………..5
1.2. История развития и закрепления прав человека..7
Глава 2. Правозащитная система Российской Федерации…..12
2.1. Гарантии прав человека в России…12
2.2. Государственные органы и должностные лица по охране прав человека…..16
Глава 3. Международная защита прав человека понятие и механизмы реализации23
3.1. Международная система защиты прав человека…23
3.2. Европейская система защиты прав человека.27
Заключение……30
Список литературы32

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4254. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Актуальность темы исследования. Права человека являются важнейшим институтом получившим развитие не только в конституционном праве но и теории права и в ином отраслевом законодательстве. Вторую половину XX века можно охарактеризовать тем что на первое место выдвинулся институт прав человека причем как на внутригосударственном так и на международном уровне. Права человека сегодня — важнейший итог правового развития общества начиная с древнейших времен и вплоть до наших дней когда права человека стали непременным атрибутом демократического правового государства.
Следуя правовой концепции прав человека в ее современном значении Конституция Российской Федерации объявила человека его права и свободы высшей ценностью. В современной России права и свободы человека и гражданина гарантируются не только в соответствии с Конституцией и другим национальным законодательством но и согласно общепризнанным нормам и принципам международного права. Это исключительно важное положение поскольку общепризнанные нормы и принципы международного права международные договоры соответствующего государства провозглашаются как часть его национально-правовой системы.
Теоретическая база исследования основана на работах таких ученых как М.В. Баглай А.Г. Бережнов Ю.В. Ботнев Н.Н.В. Витрук Л.Д. Воеводин А.Н. Головастикова В.Е. Гулин Л.Ю. Грудцына А.А. Ковалев Е.И. Козлова О.Е. Кутафина С.Ю. Марочкин Н.И. Матузов А.С. Мордовец В.С. Нерсесянц В.Н. Протасов Н.В. Протасова И.В. Ростовщиков Ф.М. Рудинский Д.А. Садиева А.А. Тахаев В.П. Федорин а также работы других ученых.
Целью работы является исследование института прав человека и его регулирование международным и внутригосударственным правом.
Достижение поставленной цели осуществимо посредством решения следующих исследовательских задач
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в сфере прав человека их реализация.
Предметом исследования являются правовые нормы закрепляющие права человека и их защиту.
Нормативно-правовую основу работы составляют общепризнанные международные и европейские документы в сфере прав человека Конституция РФ текущее законодательство о правах человека.
Структура работы построена в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из введения трёх глав заключения и списка источников.

Глава 1. Права человека теоретический и практический аспекты
1.1. Личность как носитель прав

Положение личности в государстве определяется совокупностью самых различных факторов среди которых немаловажное значение имеет степень развитости гражданского общества состоящего из негосударственных самоуправляющихся общностей людей семейных религиозных корпоративных экономических и иных институтов которые могут и должны защищать их непосредственные интересы независимо от государственной власти. В не меньшей степени положение личности зависит как от непосредственных характеристик самого государства его типа формы правления в стране государственного устройства государственно-политического режима так и от состояния и действенности правовых институтов и учреждений государства призванных закреплять права личности и обеспечивать их реализацию .
Государство посредством правовых средств «ведет» человека в течение всей его жизни начиная от регистрации государственными органами факта рождения и заканчивая улаживанием наследственных дел ушедшего в «мир иной». Государство устанавливает гражданское состояние лица фиксирует степень его юридической принадлежности к стране постоянного проживания или временного пребывания определяет правовое положение личности с объемом формально или фактически ей принадлежащих прав и свобод предоставляет возможности для обучения профессиональной деятельности отдыха и иного рода занятий.
Личность выступает объектом правового воздействия со стороны государства в качестве
— человека как понятия раскрывающего его внегосударственное и внетерриториальное положение исходя из признания человека неотъемлемой частью исторически вечной природы не зависящей от национальных и государственных границ
— гражданина как юридически обобщенного понятия выражающего правовые взаимосвязи государства и человека в силу чего последний подпадает под действие законов которые действуют в пределах данной страны что ведет к необходимости подчинять собственное поведение установленным в государстве юридическим рамкам дозволенного и запрещенного
— индивида как конкретизирующего понятия которым раскрывается отдельное взятое лицо в совокупности его собственных биологических социальных и правовых характеристик с присущими ему определенным культурным уровнем психологической мыслительной и иной самостоятельностью .
Личность как носитель прав и обязанностей представляет собой обобщающую юридическую категорию и способна объединить в себе терминологические образы лица пребывающего в определенных взаимосвязях с государством и подпадающего под правовое воздействие а именно как субъекта права субъекта правоотношений обладателя прав свобод и ответственности правового статуса в целом носителя правосознания и правовой культуры законопослушной личности или правонарушителя и т.п.
Широкая разработанность в юридической литературе проблемы прав личности тем не менее характеризуется дискуссионностью в отношении формулировки самого понятия принадлежащего индивиду права. Уместно остановиться на обобщающем определении в основе которого учитываются позиции авторов Н.В. Витрук А.С. Мордовец И.В. Ростовщиков и ряд других акцентирующих внимание на юридической закрепленности и гарантированности возможностей личности обладать и пользоваться соответствующими социальными благами. Права личности следует
рассматривать как совокупность естественно возникающих или властно устанавливаемых возможностей поведения индивида юридически фиксированный объем которых обусловлен развитием общества и государства.
Определение передает дуалистическую сущность прав личности т.е. признание сосуществования в них двух взаимообуславливающих начал. Первое отражает фактическую закрепленность за человеком при рождении притязаний на общие для всех людей условия существования. Права человека рассматриваются естественно возникающими и неотъемлемо на основе законов природы ему присущими вне зависимости от того в каком обществе человеку «посчастливилось» появиться на свет и какой государственной власти он вынужден подчиняться. Такие права в силу своей прирожденности не нуждаются в государственном признании они не отчуждаемы и не должны нарушаться государством. Более того степень их соблюдения становится критерием уровня цивилизованности и демократии в обществе и государстве .
1.2. История развития и закрепления прав человека
Идея прав человека выдвинутая и отстаиваемая естественно-правовым учением и практика их законодательного воплощения соединяются вместе исторически не столь давно — два с небольшим столетия тому назад в период буржуазных революций провозгласивших новые либеральные ценности которые впоследствии были названы правами человека первой волны или первого поколения. К ним отнесены гражданские личные и политические права предоставляющие человеку личную свободу неприкосновенность и свободу действий в частной и публичной жизни.
Первые же попытки легализации прав и свобод личности были осуществлены еще в начале XIII в. в Англии. Так в ст. 9 Великой хартии вольностей 1215 г. отразившей борьбу сословий с единоличной властью монарха провозглашено что «ни один свободный человек да не будет схвачен ни посажен в тюрьму ни лишен насильственным образом пользования принадлежащей ему землею вольностями и привилегиями ни поставлен вне закона изгнан и подвергнут какому-либо иным образом
разорению иначе как в силу законного решения равных ему лиц или по закону страны». Именно в силу нежелания короля соблюдать указанные вольности англичане создали в том же столетии парламент как представительный и законодательный орган разделявший верховную власть в государстве и отстаивавший первенство прав свободных подданных а в последствии принявший мирового значения Habeas Corpus
Act 1679 г. и Билль о правах 1689 г. которыми утверждались личная неприкосновенность и судебная защита личных прав .
В Новое время происходит конституционное закрепление первого поколения прав человека на основе провозглашения юридического равенства пред законом т.е. распространения личных и политических прав и свобод на всех граждан в демократическом государстве. Именно этот принцип нашел свое отражение в Декларации независимости США 1776 г. которая выделяет «самоочевидной истиной что все люди созданы равными что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами среди которых право на жизнь свободу и стремление к счастью». Несколько позже в Европе французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. подтверждает что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» а «осуществление естественного права каждого человека встречает лишь те границы которые обеспечивают прочих членов общества теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом» .
Декларация выстраивает систему «естественных неотчуждаемых и священных прав человека» ставшую образцом для их последующего изложения в конституционных актах — право на личную свободу собственность безопасность и сопротивление угнетению право на равенство перед законом «все граждане равны перед законом и потому все одинаково допускаются на все общественные посты места или должности соответственно своим способностям и без иных различий кроме различий в их добродетелях и талантах» право на свободу мнений и их выражения «всякий гражданин может свободно говорить писать печатать неся ответственность за злоупотребления этой свободой в случаях установленных законом» право на свободу от произвольного
ареста задержания или изгнания «ни один человек не может быть обвинен задержан или заключен иначе как в случаях определенных законом при соблюдении процедуры предписанной законом» право на участие в государственных делах «все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании
закона» право на свободу мысли совести и религии «никого нельзя беспокоить из-за его мнений даже религиозных если их проявление не нарушает общественного порядка установленного законом» .
Предоставление личных и политических прав сопровождается возложенными на государство обязательствами не ограничивать сферу проявления индивидуальных свобод человека которые рассматриваются негативными поскольку должны быть обеспечены правом на защиту от государственного или какого-либо иного вмешательства.
В первой половине XX в. осознанная государствами необходимость
социально-экономической защиты личности ведет к формированию второго поколения прав человека или позитивных прав и свобод нормативное закрепление которых требует от государства не только их охраны но и активной положительной поддержки процессов организационного материального и иного обеспечения. К социальным экономическим и культурным правам отнесены право на труд справедливые и благоприятные условия труда право на свободу выбора сферы и формы деятельности
право на приемлемый жизненный уровень социальное обеспечение отдых и досуг право на охрану и помощь семье матерям и детям право на свободу творчества право на образование и приобщение к культурной жизни общества и ряд других .
Третье поколение прав человека основывается на солидарности людей
осознающих свою принадлежность к единой человеческой общности на Земле. Современные права на мир и международную безопасность на общее наследие человечества на благоприятную природную среду и на свободное и разумное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами на свободу доступа и пользования информацией на свободу международного общения могут быть реализованы в рамках свободных действий людей объединенных в ассоциации и общности и потому получили название коллективных. Их осуществление не должно ограничивать рассмотренные выше права и свободы людей или им противоречить более того эффективное осуществление коллективных прав может и должно способствовать и эффективной реализации индивидуальных прав человека .
Права гражданина определяются законодательством страны и всей правовой системой государства стремящегося выстроить собственную схему взаимоотношений со своими гражданами. В основном государство выделяет политические правомочия собственных граждан реализующих их возможности участвовать в государственном управлении и в общественной жизни право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности право на свободу митингов собраний и демонстраций и т.п. а также социальные и экономические права.
Глава 2. Правозащитная система Российской Федерации
2.1. Гарантии прав человека в России
Государство требуя от личности должного поведения определяемого
юридическими предписаниями в свою очередь призвано охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Оно берет на себя обязательства предоставлять гарантии защищенности личности обеспечивать ее правомочия в рамках установленного в обществе и стране правового порядка. Граждане должны иметь возможность защищать свои права непосредственно либо обращаться за их охраной и защитой в государственные органы и учреждения.
Государственные гарантии призваны сочетать воедино условия обеспечивающие осуществление прав и свобод человека тем самым способствуя формированию у личности уверенности в их надлежащей реализации. Правовая наука обращает внимание на правомерность использования комплексного понятия «правозащитная
система государства» включающего совокупность взаимосвязанных и
взаимообусловленных внутригосударственных способов и средств обеспечения прав и свобод человека. В любом случае подобная система призвана закрепить социально-экономические политические идеологические и юридические гарантии прав свобод и обязанностей человека и гражданина в современном демократическом государстве .
К социально-экономическим гарантиям относят признание государством и равную защиту всех форм собственности как государственной муниципальной так и частной и иных видов что дает возможность человеку быть экономически независимым в осуществлении своих прав и свобод. В условиях демократического общества государство гарантирует единство экономического пространства свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств поддержку конкуренции в предпринимательстве свободу экономической деятельности. Государство призвано проводить социальную политику направленную на создание условий которыми обеспечивается достойная жизнь и свободное развитие человека что подразумевает охрану труда и здоровья людей гарантированный минимальный размер оплаты труда государственную поддержку семьи материнства отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан развитие социальных служб установление государственных пенсий пособий и иных гарантий социальной защиты.
Политические гарантии связаны с государственным обеспечением различных форм осуществления власти народа что на практике должно быть реализовано в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране разделении властей и введении систем сдержек и противовесов в проведении регулярных и свободных выборов всех уровней в организации референдумов и иных форм прямого волеизъявления народа в политическом многообразии и многопартийности в обеспечении свободы инакомыслия и оппозиции и т.п.
Идеологические гарантии определяются прежде всего конституционным положением которым признается идеологическое многообразие в государстве. Оно не может устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или общеобязательной. Государство также обязуется не допускать разжигания социальной расовой национальной и религиозной розни. Религиозные объединения в условиях демократического режима признаются функционирующими отдельно от государства и равными между собой.
Юридические гарантии закрепляются всей правовой системой государства поскольку именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ст. 18 Конституции РФ. Они складываются из законодательного оформления правомочий человека и гражданина их судебной защиты правоохранительной и правозащитной деятельности государства а также государственной поддержки иных форм обеспечения прав и свобод .
Юридические гарантии объединены тем что все они изложены и закреплены в источниках действующего права а также конкретизированы в его институтах и отраслях. И потому прежде всего следует выделить законодательное обеспечение прав и свобод личности которое воплощается в
— легализации демократической сущности государства выражающейся в провозглашении и нормативно-правовом закреплении таких принципов как народовластие господство права верховенство закона разделение властей первенствующее значение общепризнанных начал и норм международного права
— установлении перечня основных прав и свобод личности в конституционных законодательных и иных нормативных правовых актах государства
— признании первичности непосредственного действия и приоритета основных прав и свобод человека и гражданина во взаимоотношениях с государством
— запрещении государственным органам должностным и иным лицам нарушать установленные права и свободы
— установлении юридической ответственности за нарушения указанных в законодательстве прав и свобод
— определении субъектов пользования правами и свободами к которым государство относит собственных граждан иностранных граждан и иные категории населения страны
— конкретизации субъективных прав и их содержания в зависимости от правового статуса личности
— определении разумных с точки зрения как государства так и мирового сообщества пределов осуществления прав и свобод личности а также установлении оснований условий и порядка их ограничения по тем или иным причинам предусмотренным законодательством страны
— указании в нормативных предписаниях на социально-экономические политические и идеологические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина
— установлении процедурного порядка осуществления правомочий личности и восстановления ее нарушенных прав и свобод
— создании государственно-правового механизма охраны прав и свобод личности
— предоставлении личности права на самостоятельную защиту от посягательств на ее права и свободы
— установлении возможности на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты .
Среди иных юридических гарантий ведущее место принадлежит обеспечению государством судебной защиты прав и свобод личности.
Всеобщность провозглашаемого демократическим государством принципа права на судебную защиту означает доступность правосудия для любого человека недопустимость каких-либо ограничений на обжалование в суд решений и действий бездействия любых государственных органов экономических и общественных организаций должностных лиц независимо от их статуса если их решения и действия нарушают права и свободы граждан или содержат угрозу такого нарушения.
Судебная защита прав и свобод личности представляет собой правовой механизм реализации обязанности государства обеспечить соблюдение соответствующих правомочий человека и гражданина закрепленных законодательным путем. Суд охраняет от различных нарушений личные права имущественные и неимущественные право на участие в государственной общественной и политической жизни.
В основе всех прав личности лежит свобода выбора поэтому одной из главных функций судебной власти признается гарантирование полноты этой свободы. И в то же время на судебную систему возложена охрана свободы гражданина лишь от противоправных посягательств на его права. К числу неправомерных действий или решений относятся те в результате осуществления которых нарушаются права и свободы гражданина создаются препятствия их осуществлению незаконно на лицо возлагаются какие-либо обязанности или оно незаконно привлекается к какой-либо ответственности.
Содержание правозащитной функции суда складывается из ряда элементов среди которых
— предупреждение нарушения прав
— восстановление нарушенного права
— отмена подзаконных нормативных актов в случае их противоречия закону признание таких актов или частей актов недействительными
— возмещение ущерба и морального вреда причиненного гражданину
— решение вопроса о юридической ответственности нарушителя прав
граждан .
2.2. Государственные органы и должностные лица по охране прав человека
Деятельность государства по охране прав личности включает совокупность профилактических мер правоохранительных органов направленных на обеспечение правопорядка и безопасности прав и свобод личности борьбу с преступностью и иными правонарушениями восстановлению нарушенных гражданских прав а также применение предусмотренных законом санкций к правонарушителям.
К числу правоохранительных органов обычно относят прокуратуру органы юстиции арбитраж органы внутренних дел налоговой службы и полиции таможенные органы службы безопасности пограничную службу и т.д. Процедура правоохранительной деятельности государства его органов и их должностных лиц практически повсеместно законодательно урегулирована что должно служить дополнительными гарантиями прав и свобод личности.
Государственные правозащитные организации и структуры создаваемые в странах со стабильной демократией или стремящихся к достижению таковой являются важным элементом системы уважения и поддержки прав человека. Подобные учреждения не заменяют собой ни государственные органы ни неправительственные организации действующие в области прав человека а выполняют дополнительные функции в единой внутригосударственной системе защиты прав человека и призваны содействовать процессу обеспечения этих прав на национальном уровне основываясь на культурных и правовых традициях страны а также на международном опыте. Определенные стандарты образования и деятельности государственных правозащитных структур выработаны мировым сообществом. Такие учреждения должны
— действовать в качестве источника информации о правах человека для
правительства и народа своей страны
— поощрять согласование национального законодательства и практики с международными документами по правам человека
— содействовать ратификации международных документов и следить за осуществлением международных стандартов в сфере прав человека
— оказывать содействие в подготовке докладов представляемых в соответствии с международными договорами
— принимать участие в разработке исследований в сфере прав человека и содействовать просвещению общественности по этим вопросам .
Действующие в различных странах государственные правозащитные организации и структуры становятся заметным явлением.
Национальные государственные комиссии по правам человека действующие ныне примерно в тридцати странах мира под различными названиями национальные центры постоянные комиссии верховные комитеты по правам человека. Их функции связаны с обобщением конкретных случаев нарушения прав человека экспертизой законопроектов с позиции возможности нарушения таких прав анализом соответствия законов государства международному и региональному правозащитному законодательству а также с правовым просвещением и правовым воспитанием населения.
Депутатские комиссии по правам человека в национальных парламентах. Предметом их деятельности являются как подготовка законопроектов направленных на соблюдение прав человека так и предварительная экспертиза иных поступающих в законодательный орган проектов актов с целью выявления норм которые могут привести к нарушениям прав человека и гражданина.
Комиссии по правам человека при главе государства в современной России — Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека целью которых в основном являются анализ информации о соблюдении прав человека в стране проведение специальных расследований по правозащитным проблемам общие и специальные доклады по правам человека
которые доводятся до сведения высшего должностного лица в государстве предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав и свобод личности и т.п.
Специализированные комиссии по правам человека для защиты интересов лиц принадлежащих к этническим языковым и религиозным меньшинствам коренному населению а также для защиты интересов мигрантов беженцев детей женщин инвалидов .
Институт омбудсмана швед. ombudsman — представитель чьих-либо интересов — специального должностного лица парламента наблюдающего за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан. Институт является по определению Международной ассоциации юристов службой предусмотренной конституцией или актом законодательной власти и возглавляемой независимым
публичным должностным лицом высокого ранга которая ответственнаперед
законодательной властью получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы служащих нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.
Парламентский институт омбудсмана имеет 200-летнюю историю и в настоящее время активно используется в более чем 100 национальных и региональных системах защиты прав и свобод человека и гражданина. Омбудсман может быть достаточно эффективным демократическим инструментом контроля над законностью деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. Он не только рассматривает и разрешает жалобы на действия бездействие властей но и участвует в процессе правотворчества выработки стандартов административной и правоприменительной практики. Уполномоченный по правам человека призван выступать в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и властными структурами. Его задачей ставится убеждение государства в необходимости перемен в той или иной сфере жизнедеятельности общества особенно там где допускаются массовые нарушения прав граждан.
В России национальный омбудсман как специализированный правозащитный институт в лице Уполномоченного по правам человека учрежден в 1997 г. Его задача заключается в осуществлении на территории России контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина гарантированных Конституцией законами и другими нормативными актами общегосударственного значения а также международными
пактами и соглашениями ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. Уполномоченный должен с помощью предоставленных ему средств способствовать восстановлению нарушенных прав совершенствованию российского законодательства по правам человека и гражданина а также приведению этого законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права развитию международного сотрудничества в области прав человека просвещению по вопросам прав и свобод личности форм и методов их защиты .
Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью быть членом политической партии или иного политического объединения преследующего политические цели.
Помимо национального омбудсмана в государствах создаются специализированные институты уполномоченных в частности по правам ребенка по правам женщин по правам заключенных по правам потребителей по этническому равноправию по правам инвалидов и т.п.
Государственная поддержка неправительственных организаций в защите прав человека заключается в обеспечении провозглашенного Международным Биллем о правах человека права каждого создавать союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Их главная особенность — самоорганизация поскольку неправительственные организации создаются по инициативе отдельных граждан или группы граждан а не правительства или государственных органов и ведут свою деятельность на добровольных началах. Законодатель устанавливая одинаковый правовой режим для всех видов и разновидностей союзов ассоциаций обеспечивает их беспрепятственную деятельность и в сфере защиты прав человека. В целом правовое регулирование формирования и деятельности неправительственных организаций вовлеченных в процессы защиты прав человека предполагает законодательный порядок их создания определение основных характеристик таких организаций негосударственный порядок создания некоммерческий характер источники основных форм финансовых поступлений системы регистрации и т.п.
Цель неправительственных правозащитных организаций — переход к
конкретизации широковещательных деклараций в области обеспечения прав человека от их провозглашения и закрепления в законодательстве к воплощению в жизнь. Тенденция к увеличению их количества в различных странах повышается и ныне число национальных неправительственных организаций превышает 50 000. Создаваемые в демократических государствах такие организации имеют ряд общих функций среди которых
— выражение запросов граждан
— поощрение свободы выражения мнения
— мобилизация общественности на участие в демократических процессах
— предупреждение на ранних этапах о насущных проблемах в правах человека как национального так и международного характера
— средство защиты конкретного человека от конкретных проявлений произвола государства
— выполнение посреднических связей между человеком и властью
— мониторинг наблюдение за политикой государства в области прав человека
— способствование внедрению в национальное законодательство международных стандартов в области прав человека .
Примечательно что в современном российском законодательстве правозащитные организации выделяются в особую категорию не правительственных организаций а их правовая суть определяется принадлежностью к важнейшим общественным институтам с которыми государственные органы призваны налаживать конструктивное
взаимодействие в целях обеспечения более эффективного контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Об основных сферах деятельности российских правозащитных организаций можно судить уже из названий наиболее известных из них Московское межэтническое межконфессиональное правозащитное благотворительное общество Омега Комитет Гражданское содействие помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет солдатских матерей Фонд защиты гласности Русский общественный фонд помощи преследуемым и их семьям Фонд Солженицына Молодежный Центр прав человека и правовой культуры Общественное объединение Право на жизнь и гражданское достоинство Орден милосердия и социальной защиты Всероссийский Фонд социально-правовой защиты и реабилитации инвалидов и многие другие .
Глава 3. Международная защита прав человека понятие и механизмы реализации
3.1. Международная система защиты прав человека
Права человека признаются ныне как на внутригосударственном так и на международном уровнях. Их значение объективно определяется достижениями современного развития человеческой цивилизации которая путем многовековых и многочисленных проб и ошибок постепенно шла к выводу о необходимости установления для всех жителей планеты Земля общих и равных неприкосновенных и неотчуждаемых прав и свобод. А государства в своем большинстве не только берут на себя обязательства по соблюдению этих прав и свобод в пределах собственной юрисдикции но и предоставляют возможности гражданам обращаться за восстановлением своих прав в соответствующие органы международных организаций членами или участниками которых эти страны являются.
Международная правозащитная система представляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов а также способов и средств используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.
В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы — универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области. Оговоримся что в международном праве обращается внимание и на существование двухсторонних межгосударственных механизмов защиты прав человека. Однако такие конструкции обычно базируются лишь на декларативных заявлениях двух стран о своей приверженности правозащитному делу и не проявляются на практике в виде действующих механизмов их реализации.
Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных соглашений в области прав человека заключенных государствами — членами ООН и прежде всего Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных экономических и культурных правах . На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-правовых договоров своих обязательств который строится на
взаимодействии следующих органов.
Совет ООН по правам человека — правозащитное учреждение сменившее Комиссию ООН по правам человека 1946-2006. Члены Совета — государства назначаемые Генеральной Ассамблеей ООН и по ее мнению призваны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека.
Комитет по правам человека ООН — орган занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах — участниках Пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств составляет комментарии к Пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта соображения не являющиеся обязательными для исполнения.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека — агентство ООН которое призвано следить за соблюдением и защитой прав гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека возглавляется Верховным комиссаром которого назначает Генеральная Ассамблея ООН сроком на 4 года.
Среди других органов ООН занимающихся вопросами прав человека Детский фонд ООН ЮНИСЕФ ЮНЕСКО Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев Добровольцы ООН и др.
Для того чтобы в ООН были признаны приемлемыми и принятыми к рассмотрению по существу сообщения частных лиц о предполагаемом нарушении государством своих обязательств необходимо соответствие частной индивидуальной петиции целому ряду требований. По правилам Факультативного протокола к указанному выше Пакту сообщение считается приемлемым если
— исчерпаны все национальные средства правовой защиты
— сообщение не является анонимным
— сообщение не представляет собой злоупотребление правом на представление подобных сообщений
— сообщение совместимо с положениями Пакта
— данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования .
Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления воздействия на государство-правонарушителя что существенным образом отличается от последствий решений например в рамках европейской системы защиты прав человека.
Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных в том числе защищать права человека на региональном уровне.
По времени создания первая среди них межамериканская система защиты прав человека функционирующая на основе Устава Организации Американских Государств Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г. и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 г. В основе действия созданного контрольного механизма положено правило по которому любое лицо или группа лиц а также неправительственная организация законно признанная в одном или более государств — членов ОАГ наделены правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека. Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека который в основном наделен функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Весьма незначительное число вынесенных Судом
решений и консультативных заключений позволяет сделать вывод о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.
Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности африканской системы защиты прав человека созданной на основе Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 г. в рамках Организации Африканского Единства. Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека результаты работы которой носят рекомендательный характер и не основаны на какой-либо процедуре налагающей обязательства на государство правонарушителя. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице Панафриканского Суда по правам человека.
Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав человека правозащитная система СНГ начало которой было заложено Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 г. а также Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека взятым на себя государствами — участниками Содружества. Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии. В это же время 2-я половина 1990-х годов большинство государств — участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы доказавшей свою большую эффективность в данной области .
3.2. Европейская система защиты прав человека
Европейская система защиты прав человека возникла после Второй мировой войны в целях осуществления более тесного союза демократических стран европейского континента для защиты и продвижения идеалов и принципов являющихся их общим наследием в том числе путем защиты и развития прав человека и основных свобод ст. 1 Устава Совета Европы от 5 мая 1949 г.. Основным документом учреждающим процедуры защиты и реализации прав и свобод жителей континента стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с дополнительными протоколами к ней например протокол N 13 от 3 мая 2002 г. — относительно отмены смертной казни при любых обстоятельствах.
В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах — членах Совета Европы претерпели принципиальные изменения.
Причинами послужившими их реформированию явились
— громоздкость и неповоротливость прежней структуры Совета Европы
— увеличение числа и сложности дел связанных с жалобами на нарушение положений Европейской конвенции
— участие в работе контрольных механизмов все большего числа стран в настоящее время в Совет Европы входит 47 государств первоначально же система задумывалась для 10-12 стран.
Ряд изменений коснулись единого юрисдикционного органа Совета работающего на постоянной основе куда частные лица получают прямой доступ впервые в практике международных судебных органов — Европейского суда по правам человека. Протокол N 14 ратифицированный Российской Федерацией в январе 2010 г. призван повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа жалоб. В частности
вводятся процедура принятия решения о неприемлемости жалобы единолично судьей и предоставление права комитетам из трех судей выносить постановление по существу жалоб. Срок полномочий судей ЕСПЧ увеличивается с 6 до 9 лет без права переизбрания. Также вводится дополнительный критерий позволяющий суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от значительности понесенного заявителем ущерба.
Европейский суд принимает дела к рассмотрению если нарушено право предусмотренное Конвенцией 1950 г. и только после того как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты и рассматривает дело если с момента вынесения окончательного решения национальными органами прошло не более шести месяцев. Частная индивидуальная петиция к тому же должна соответствовать общепринятым в международных правозащитных системах условиям не быть анонимной или аналогичной уже рассмотренной либо несовместимой с конвенционными положениями не быть явно недостаточно обоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы.
Постановление Европейского суда установившего факт нарушения
государством-участником Конвенции ее положений а все члены Совета Европы должны ратифицировать данный договор т.е. признать его обязательную юридическую силу передается руководству страны-правонарушителя которая должна принять соответствующие меры по выполнению судебного решения. Вердикт ЕСПЧ направляется министром юстиции этого государства в судебные органы причастные к
рассмотрению данного дела с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры. Постановление также должно быть опубликовано в основных периодических изданиях страны чтобы быть доступным для юристов и всех желающих с ним ознакомиться.
В постановлении может содержаться требование о возмещении понесенных расходов и издержек а также о выплате в определенный срок справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб. Государство-ответчик должно внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускали их нарушения в будущем. Как показывает практика решение Европейского суда заставляет не только государство-ответчика но и другие государства Совета Европы принимать меры по корректировке или изменению соответствующих правовых норм и положений в своей правовой системе.
Вступление России в Совет Европы ее активное участие в работе органов европейской правозащитной системы а также ратификация Российской Федерацией важнейших европейских и международных договоров конвенций и соглашений в области защиты прав человека налагают на правовую систему страны обязанность соблюдать установленные мировым сообществом стандарты в данной сфере и отлаживать юридический механизм осуществления решений специальных контрольных органов правовой защиты человека.
Заключение
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» Бюллетень Верховного Суда РФ. – N 12. – 1994.
2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических социальных и культурных правах» Бюллетень Верховного Суда РФ. – N 12. – 1994.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод Заключена в г. Риме 04.11.1950 с изм. от 13.05.2004 Собрание законодательства РФ. –08.01.2001. – N 2. – Ст. 163.
4. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – N 31. – Ст. 4398.
Специальная литература
1 Д.А. Подкрепление прав человека юридическими гарантиями Наука новые технологии и инновации. – 2015. – 10-11. – С. 68-70.
18. Тахаев А.А. К вопросу о деятельности правозащитных организаций в Российской Федерации В сборнике Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. – 2016. – С. 42-43.
19. Федорин В. П. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина учеб. пособие. – Хабаровск РИЦ ХГАЭП 2009. – 92 с.
20. Шафиров В. М. Естественно-позитивное право Введение в теорию. Монография. – Красноярск ИЦ КрасГУ 2004. – 260 с.