Содержание
Введение
Глава I. События предшествующие восшествию на престол Бориса Годунова
1.1. Годунов при Федоре Ивановиче
2.2. Дорога к престолу и смерть царевича Дмитрия
2.3. Борьба за власть
Глава II. Избрание на царство Бориса Годунова
2.1. Земский Собор 1598 года
2.2. Историческое значение избрания Годунова
Заключение
Список литературы и источников

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4255. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
7 января 1598 года в час дня умер царь Фёдор Иоаннович. Он был последним из рода Рюриковичей и на нём заканчивалась великая династия которая правила Россией без малого 736 лет.
Стало ясно – старую династию не воскресить. А значит будет новая. Будет новый царь который утешит народ в его сиротстве.
Актуальность. Когда появился новый царь — утешения и радости народу это не принесло и многих проблем не решило. А наоборот привело к одной из самых трагичных страниц в нашей истории – Смутному времени.
Почему Ведь как бы не оценивали Бориса Годунова современники и друзья и враги и историки они единодушны в своём мнении. Он был умён и расчётлив он был прекрасным оратором он был очень деятелен как руководитель он много сделал и мог сделать ещё больше. Одним словом у него были все шансы остаться в нашей истории основателем новой династии одним из лучших русских царей.
В историографии до сих пор нет единого мнения о том почему был избран на царство Борис Годунов и каково идеологическое обоснование восшествия на престол нового царя.
Объект восшествие на престол Бориса Годунова
Предмет идеологическое обоснование восшествия на престол Бориса Годунова
Цель работы обосновать идеологию восшествия на престол Бориса Годунова
Задачи
— Рассмотреть политику Годунова при Федоре Ивановиче
— Изучить дорогу к престолу и смерть царевича Дмитрия
— Проанализировать борьбу Годунова за власть
— Изучить Земский Собор 1598 года
— Выявить историческое значение избрания Годунова на царство
Методология
1. Анализ и синтез помогут нам проанализировать историческую литературу по теме и сделать некоторый общий вывод
2. Описательный метод. Позволит нам описать события связанные с воцарением Бориса Годунова
3. Системный метод. Позволит нам рассмотреть события воцарения Годунова с точки зрения связей с политической сферой экономической социальной и сферой внешнеполитических отношений страны
Историография и исторические источники стоит выделить акт Земского Собора об избрании Бориса Годунова на царство источники по делу об убийстве царевича Дмитрия результаты следственных комиссий и опросы и др.
Необходимо выделить работы таких историков как Карамзин Н.М. Пашков Б.Г. Платонов С. Ф. Скрынников Р.Г . Ключевский В. О. и др.

Глава I. События предшествующие восшествию на престол Бориса Годунова
1.1. Годунов при Федоре Ивановиче

За три года Борис Годунов освободился от всех соперников и захватил в свои руки всё правление. Он был награжден званиями конюшего «великого» и «ближнего» боярина наместника царства Казанского и Астраханского и наконец «правителя». Наделенный многими поземельными имуществами и кормлениями правивший Россией вместо царя Федора Годунов как говорят получал в год около 100 000 рублей – сумма огромная. Вместе со своими так же щедро пожалованными родственниками он мог выставить со своих имений будто бы до 100 000 ратников. Правя за Федора Годунов не только принимал иностранных послов но и прямо входил в письменные сношения с иноземными государями – привилегия которой дотоле не пользовался ни один московский боярин. Об умственных наружных и правительственных качествах Годунова современники отзываются с похвалой. Утверждают что благолепием лица разумом и велеречием Борис превосходил всех бояр. Ему было тогда около 35 лет. Но не на добродетель он направил свои способности а на подозрительность и властолюбие .
Рядом с богато одаренным от природы правителем Борисом царь Федор Иванович совсем отходил в тень. Небольшого роста неуклюжий с ястребиным носом он не мог скрыть своей простоты часто и некстати улыбаясь. Тихий ласковый он отличался набожностью и проводил время или в образной или в церкви. В промежутках он принимал бояр забавлялся шутами и карлами кулачным и медвежьим боями. Любил по праздникам самолично звонить в колокола. Почти еженедельно царь отправлялся на богомолье в какой-либо из отдаленных монастырей. Государственных забот и судов он не выносил. Встречая челобитчиков Фёдор «избывая мирской докуки» отсылал их к правителю Борису Годунову. На него же он возлагал и все важные государственные вопросы.
В делах внешней политики начало правления Бориса Годунова ознаменовалось установлением прочного мира с Польшей и войной со шведами 1590-1595 во время которой России был возвращен берег Финского залива потерянный в Ливонскую войну. С успехом продолжалась русская колонизация недавно присоединенного Поволжья и Западной Сибири. В 1591 под руководством Годунова было отражено опасное вторжение крымского хана дошедшего в набеге до Москвы. Поддерживая терское казачество Борис Годунов в годы своего правления стал деятельно вмешиваться в кавказские дела.
Из внутренних мер царствования Федора Иоанновича главнейшим было учреждение русского патриаршества.
Хотя с середины XV века русская церковь была самостоятельной митрополиты ее выбирались из среды русского духовенства и не ездили на утверждение к цареградскому патриарху однако в Москве тяготились и номинальной зависимостью своей церкви от патриарха ставшего рабом турецкого султана. Москва считала себя Третьим Римом в чистоте сохранявшим древнее православие и желала чтобы её архипастырь сравнялся со старейшими греческими иерархами .
Греческие духовные лица часто приезжали в Россию для сбора милостыни но в числе их еще не было ни одного патриарха. И вот в начале правления за царя Федора Бориса Годунова прибыл в Москву 1586 патриарх Иоаким Антиохийский. Царь принял его торжественно. Потом гостя проводили в Успенский собор к митрополиту Дионисию. Сей последний стоявший в полном облачении посреди собора первый благословил патриарха а потом принял от него благословение. Иоаким слегка заметил что пригоже было митрополиту сначала благословиться у патриарха. Но Дионисий так поступил не одной собственной волей а по согласию с государем в чем ясно сказывалась задняя мысль правительства Годунова. Затем государь отправил шурина своего Бориса к Иоакиму просить чтобы он посоветовался с другими патриархами о том как бы устроить в Московском государстве российского патриарха. Иоаким обещал. Он уехал из Москвы щедро одаренный. Другие патриархи узнав о желании правительства Бориса Годунова и Федора не спешили его исполнением и дело могло затянуться если бы случайно через два года в Москву не прибыл лично сам цареградский патриарх Иеремия который был несколько раз свергаем и возводим на свою кафедру султаном. Так как его патриаршая церковь была обращена в мечеть он намеревался строить новую и для сбора средств приехал через Литву в Московское государство.
Патриарха со свитой поместили на Рязанском подворье и снабжали обильными кормами однако приставы не пускали к нему посторонних. Так обыкновенно поступали у нас с иноземными посольствами. Торжественный царский прием гостей состоялся 21 июля 1588 года. Потом патриарха отвели в Малую Ответную палату где он беседовал с правителем Борисом Годуновым рассказав ему о бывших своих цареградских злоключениях и о своем путешествии чрез литовские земли. Но по-видимому об учреждении русского патриаршества тут не было речи. Только спустя несколько месяцев постепенно правительство Годунова вовлекло Иеремию в переговоры об этом. Он не вдруг дал согласие на учреждение русского патриаршества потом согласился но под условием самому остаться для сего в России. Тогда только открыты были официальные переговоры которые взял на себя Борис Годунов.
Правительство Бориса Годунова желало возвести в сан патриарха своего человека митрополита Иова а никак не приезжего грека. Оно поступило с обычной дипломатической ловкостью Иеремии предложили быть русским патриархом и жить в древнем стольном Владимире-Залесском. Иеремия говорил что патриарх должен жить при государе в Москве. Борис Годунов отвечал ему что царь не хочет обидеть своего богомольца митрополита Иова удаляя его из Москвы. После долгих переговоров щедрых даров и обещаний Иеремия отказался от намерения остаться в России и согласился поставить для нее патриарха из русских. Созвали духовный собор который избрал трех кандидатов на сие достоинство митрополита Иова архиепископов новгородского Александра и ростовского Варлаама предоставляя окончательный выбор государю. Но этот выбор был известен заранее государь и Борис Годунов указали на Иова. Торжественное посвящение его в патриарха происходило 26 января 1589 года в Успенском соборе оно совершено было Иеремией в сослужении с русскими архиереями. После того происходил пир в государевом дворце. Во время обеда Иов встал из-за стола и отправился на осляти вокруг Кремля потом того воротился во дворец. На другой день была торжественная трапеза у патриарха Иова. Тут он снова вышел из-за стола и сев на осля объехал вокруг Белого города только что построенного часть пути его осля вел за повод сам правитель Борис Годунов .
Спутник Иеремии архиепископ елассонский Арсений описал роскошь и великолепие Московского двора. С особым восторгом он рассказывает о приеме обоих патриархов 27 января у государя а потом в покоях сестры Бориса Годунова царицы Ирины. Он восхищается ее красотой говорит о ее жемчужной короне с 12 зубцами в ознаменование 12 апостолов и унизанной жемчугом бархатной одежде. Она вручила Иеремии кроме других подарков драгоценную чашу обильно жемчугом и самоцветными камнями и просила молить Бога о даровании ей наследника Русской державы. Правительству Бориса Годунова недешево обошлось исполнение давнего желания Москвы относительно русского патриаршества.
Возвышение Московского архипастыря принадлежало к числу важнейших дел правления Бориса Годунова. Оно повело за собой и возвышение некоторых других архиереев. Четыре архиепископии были возведены в достоинство митрополий Новгородская Казанская Ростовская и Крутицкая а шесть епископов получили титул архиепископский Вологодский Суздальский Нижегородский Смоленский Рязанский и Тверской. Кроме того установлено быть семи или восьми епископиям большая часть которых вновь учреждена каковы Псковская Ржевская Устюжская Белозерская Коломенская Брянская Дмитровская. Вселенский патриарх уехал осыпанный щедрыми подарками. В мае 1591 года в Москву прибыл тырновский митрополит Дионисий за милостыней и с грамотой которой патриархи Антиохийский и Иерусалимский совместно с Цареградским подтверждали учреждение Русского патриарха. Ему назначено было пятое место т. е. после четырех восточных патриархов Москва была не очень довольна последним условием ибо желала получить третье место на том основании что считала себя Третьим Римом.
Таким образом со времени правления Бориса Годунова русская церковь сделалась вполне самостоятельной и независимым от Царьграда патриархатом чем возвысилась и в собственных глазах и во мнении других христианских народов. Изменились и церковные отношения между Москвой и Западной Русью. Прежде возобновление в середине XV века особой Киевской митрополии разделило Русскую церковь надвое. Но после учреждения при Борисе Годунове московского патриархата западнорусские митрополиты уже не могли считать себя равными с московскими архипастырями и если не de facto то de jure восстановлялось до некоторой степени русское церковное единство. Возвышение титула сопровождалось и новыми преимуществами в обряде и облачении московский патриарх носил теперь митру с крестом наверху бархатную мантию зеленого или багряного цвета его церковный амвон вместо прежних восьми ступеней возвышался на двенадцати.
Учреждением патриаршества правитель Борис Годунов исполнил давнее желание русских людей и лично приобрел крепкую поддержку во главе Русской церкви впатриархе Иове всем ему обязанном и в других архиереях им возвышенных. Имея опору в духовенстве Борис Федорович старался расположить в свою пользу и военное сословие. Поэтому он усердно радел о его поместьях и вотчинах. По этой причине ко времени правления Бориса Годунова приписывают также начало прикрепления крестьян к земле а следовательно начало крепостного права в России.
2.2. Дорога к престолу и смерть царевича Дмитрия
Дмитрий Иванович был младшим сыном Ивана Грозного и Марии Фёдоровны Нагой незаконной супруги царя. Дмитрий прожил всего восемь лет однако события его смерти интересны по нескольким причинам. Во-первых после смерти царевича последовал период политической катастрофы страны а во-вторых в исторической науке до сих пор нет единого мнения о том кто и при каких обстоятельствах убил царевича Дмитрия .
Царевич был рожден от шестого или седьмого брака царя в то время как духовенство считает законными лишь три последовательных брака поэтому царевич мог считаться незаконнорожденным и не считаться законным претендентом на царствование.
После смерти Ивана Грозного на престол вошел Федор в 1584 году. Тогда царевич Дмитрий с регентами был направлен в Углич и стал там правящим князем. Вероятно царевич получил Углич в удел по той причине что власти опасались того что царевич может стать центром оппозиции царю Федору. Реальная власть была в руках служилых людей в Москве под руководством Михаила Битяговского. Царевич официально только получал доход со своего удела. После Фёдора Иоановича царевич Дмитрий оставался единственным представителем мужского пола из династии Рюриковичей.
15 мая 1591 года царевич Дмитрий был увлечен игрой В тычку суть которой заключалась в следующем на земле проводилась черта через которую было необходимо кинуть ножик как можно дальше. Компаньонами царевича во время игры были ровесники царевича Петр Колобов Важен Тучков Иван Красенский и Гриша Козловский. Видимо рядом присутствовала мамка Василиса кормилица Арина и посетительница Колобова. У царевича в руках был четырехгранный гвоздь если верить показаниям очевидцев событий .
Далее у царевича начался приступ черной немочи или говоря современным языком эпилепсии во время которого царевич ударил себя гвоздем в горло. Однако судя по современным знаниям об этой болезни человек во время приступа не может удержать что-то в руках поскольку в начале приступа он теряет сознание и чаще всего падает. Есть вероятность того что царевич упал на сваю и есть вероятность что когда царевич упал сваю попытались вытащить из-под ребенка поранили его и сам царевич в судорогах мог помочь тем кто попросту хотел его спасти.
Царица со своим братом Михаилом придерживались мысли что царевич был убит сыном мамки царевича Осипом Волоховым Никитой Качаловым и Динилой Битяговским по приказу служилых людей из Москвы.
Далее на звук колокола собралась толпа предполагаемые убийцы были растерзаны. Труп Дмитрия отнесли в церковь на отпевание. 19 мая 1591 года то есть через четверо суток после смерти Дмитрия из Москвы приехала следственная комиссия которая состояла из главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина митрополита Геласия Василия Шуского и Андрея Петровича Луп-Клешнина окольничего. После беглого расследования московская комиссия пришла к выводу что царевич убит не был а умер от несчастного случая
Интерес представляет Новый летописец написанный в 30-х годах XVII века. В этом произведении подробно изложена версия о гибели царевича в которой Годунов намеренно лишает Дмитрия жизни чтоб самому занять престол.
Годунов созвал своих родственников и советников после чего было решено отправить на убийство царевича Никифора Чупчурова или Владимира Заряжского однако те двое отказались чем обозлили Бориса Годунова. Тогда Андрей Клешнин один из советников Годунова стал искать человека среди своих сторонников и нашел М. Битяговского. Годунов одарил советника и отправил его в Углич вместе с сынов Динилкой и М. Качаловым. Нагая поняла умысел Бориса Годунова и начала беречь своего сына никуда от себя не отпуская. Когда царица отдыхала в хоромах мальчик вышел на прогулку с кормилицей. Когда убийцы подошли к Дмитрию Волохов взял царевича за руку и спросил не новое ли у того ожерелье на что царевич ответил что ожерелье старое и поднял шею чтоб показать свое ожерелье. Тогда убийцы ударили царевича ножом но гортани не повредили а кормилица закрыла Дмитрия своим телом и начала кричать. Волохов выбросил нож и убежал с места преступления а Качалов и Битяговский начали бить кормилицу отняли Дмитрия и закололи. На шум из Хором выбежала Нагая. Во дворе бело безлюдно т.к. все обедали и только пономарь засеревшись на колокольне начал звонить. Убийцы царевича хотели убить и пономаря но не смогли пробраться в колокольню. За это
время во дворе собрались люди которые побили камнями Битяговского его жену и советников Качалова и Волохова убили позже когда поймали тоде камнями. Всего было убить двенадцать человек.
Мы пришли к выводу что наиболее вероятной версией о гибели царевича служит версия об убийстве мальчика Волоховым Качаловым и Битяговским по приказу или намеку на то Бориса Годунова т.к. мотив этого человека понятен. Трое убийц могли действовать ожидая вознаграждения от Годунова. Версия о самоубийстве во время эпилептического припадка версия о том что кто-то из сверстников игроков с царевичем в тычку мог убить Дмитрия — маловероятны.
Тем не менее твердо утверждать о правдивости той или иной версии невозможно по причине нехватки фактов. На наш взгляд ученые никогда не придут к единогласному решению по вопросу смерти царевича Дмитрия. Неоспоримым на наш взгляд фактом является то что именно после смерти царевича начался политический кризис. Если бы царевич остался жив история страны повернула бы в другую сторону. Но это уже область интересов альтернативной истории.
2.3. Борьба за власть
Годунов вступил в правительственную среду и начал свою политическую деятельность в очень тяжелое для Московского государства время. Государство переживало сложный кризис. Последствия неудачных войн Грозного внутренний правительственный террор называемый опричниной и беспорядочное передвижение народных масс от центра к окраинам страны – расшатали к концу XVI века общественный порядок внесли разруху и разорение в хозяйственную жизнь и создали такую Смуту в умах которая томила всех ожиданием грядущих бед .
Само правительство признавало великую нищету и “изнурение”
землевладельцев и отменяло всякого рода податные льготы и изъятия пока
ситуация не измениться. Борьба с кризисом становилась неотложной задачей в глазах правительства а в то же время и в самой правительственной среде
назревали осложнения и готовилась борьба за власть. Правительству необходимо было внутреннее единство и сила а в нем росла рознь и ему грозил распад.
Борису пришлось взять на себя тяжелую заботу устройства власти и успокоения страны. К решению этих задач приложил он свои способности в этом деле он обнаружил свой бесспорный политический талант и в конце концов в нем же нашел свое вековое осуждение и гибель своей семьи.
Деятельность Годунова связана с вопросом об устройстве
власти и о борьбе за обладание ею. Это был один из самых сложных и больных вопросов московской жизни того времени. Страстность и жестокость Грозного придали ему особенную остроту вывели его из области теоретической и книжной в действительную жизнь и обагрили напрасной кровью невинных жертв царской мнительности и властолюбия.
Можно утверждать что в период опричнины Ивана Грозного удельная аристократия была практически уничтожена спаслись от гибели только те кто показался царю политически безвредным как князья Мстиславские Скопины Шуйские Пронские Сицкие Трубецкие и некоторые другие заслужившие честь быть принятыми на службу в опричнину. Однако полностью им государь не доверял по­этому путем наветов доносов и интриг первенство во дворце от круга аристократов попавших в опалу сосланных и казненных в годы опричнины со временем перешло к простым боярским семьям Захарьиных и Годуновых.
Головокружительную карьеру Годуновы сделали благодаря протекции главы опричников – Малюты Скуратова чьими услугами они не раз пользовались в борьбе за власть. Дружба с могущественным временщиком укрепилась когда Борис Годунов сочетался браком с дочерью Малюты Марией. А когда Ирина Годунова разделила супружеское ложе с тщедушным сыном царя Федором ехидно прозванным в народе «звонарем» за любовь к постам и игре на церковных колоколах дорожка к трону стала еще короче.
Перед свадьбой сына царь в целях собственного престижа возвел Дмитрия и Бориса Годуновых в боярское достоинство. Однако когда старший царевич Иван характером походивший на отца в 1582 г. скоропостижно скончался и наследником престола оказался Федор над Годуновыми стали сгущаться тучи новый престолонаследник не имел детей и вину за это возлагали на Ирину. Иван Грозный вознамерился развести сына с «бесплодной смоковницей» но его планам не суждено было сбыться. Вскоре государь смертельно заболел и занятый своим недугом оставил род Годуновых в покое но лишил их доверия. В духовной грамоте усопшего властителя фамилия Годуновых среди бояр-попечителей не фигурировала.
Федор сын Ивана IV и Анастасии Романовны правивший с 1584 по 1598 г. не унаследовал качеств отца он не обладал ни живым умом Грозного ни его железной волей ни его жестокостью – поэтому реальная власть оказалась в руках боярской думы. Наибольшее влияние на начальный период правления нового государя оказали пятеро думцев Иван Мстиславский потомок Гедемина князья Иван Шуйский и Богдан Бельский потомки Рюрика боярин Никита Юрьев-Романов брат первой супруги Ивана Грозного Анастасии и Борис Годунов обязанный своим возвышением сестре – царице Ирине .
Не желая делить власть обладавший безграничным честолюбием Борис сосредоточил все свои помыслы на том чтобы устранить соперников преодолеть или обойти препятствия к престолу. Став не только фаворитом государя но и фактическим правителем по формуле «Федор царствует а Борис управляет» Годунов решительно отодвинул в сторону не только родовитых Мстиславского и Шуйского но и влиятельных служилых людей – Головина Щелканова и других. Многие из них были тайно умерщвлены остальные отправлены в дальние монастыри и в ссылку. И наконец в 1591 г. в далеком Угличе был зарезан царевич Дмитрий – последний отпрыск Грозного сын его седьмой жены Марии Нагой.
Бояре понимали что бездетность Федора может открыть путь к престолу тому кто будет занимать более высокое положение иметь большее влияние и богатство. Понимал это и Годунов. Став правителем при слабом царе он получил от Федора титул ближнего великого боярина наместничество двух царств – Казанского и Астраханского – и обширные поместья по Двине и Москве. Кроме того благодаря мудрой экономической политике Годунов старался увеличить не только доходы государства но и свой личный доход. Об этом говорят некоторые цифры. Если в канун смерти Ивана Грозного из-за практически полного развала экономики доход казны составлял порядка 60 тыс. руб. в год то к концу правления Федора он возрос до 230 тыс. Личный же доход Бориса составлял примерно 100 тыс. руб. ежегодно. Напомним что в конце XVI в. село с несколькими деревнями продавалось за 100–200 руб. а годовой оклад денежного жалованья чиновника служившего при дворе составлял 5–10 руб.
Несмотря на огромную прибыль от владений Годунов не брезговал взятками-подношениями и имел целую армию «клиентов» поскольку получить что-либо от царя можно было только через фактического правителя. Борис вел внутренние и внешние дела государства боясь заговора бояр он наладил систему полицейского преследования своих врагов еще при жизни Федора. Годунову недоставало только царского титула.
Умирая бездетным Федор последний из рода Рюриковичей не назначил преемника а оставил на всех «своих великих государствах» жену Ирину в девичестве Годунову которая от царства – скорее всего по наущению патриарха или брата – наотрез отказалась уехала в Новодевичий монастырь и постриглась там в монахини под именем Александры. Для разрешения вопроса престолонаследия в феврале 1598 г. по инициативе Бориса Годунова впервые был собран земский собор. Имея стойкую оппозицию в лице бояр которые предлагали народу присягнуть думе как временному правительству Борис ждал земского собора в надежде что на соборе «простой народ выбрать его без договора бояр принудит».
Состав соборных людей был весьма любопытен. Из более чем 500 человек около 100 было духовных лиц – явных сторонников Годунова около 200 придворных чинов из администрации правителя около 150 московских дворян и горожан привыкших к даровым раздачам денег хлеба сиротской и вдовьей помощи от партии Годунова около 50 выборных служилых и тяглых людей из других городов из явных противников Бориса присутствовало всего 15 бояр. Иными словами благодаря интригам Бориса на соборе было представлено практически только зависимое от него чиновничество и Москва а вся остальная страна в выборах нового царя участия не принимала.
Подготавливая свой успех на одних из первых в России выборах главы государства Борис Годунов еще при жизни Федора добился замены патриарха обвинив архиепископа Дионисия в измене – с последующим арестом и ссылкой в один из дальних монастырей. Новый же патриарх Иов при открытии собора произнес прекрасную речь в которой перечислил заслуги Годунова его права на престол и со своей стороны как представитель и выразитель мнений духовенства руководившего политической системой общества высказался за кандидатуру Бориса. Эта речь не допускавшая возражений оказала огромное влияние на мнение участников собора.
Из неофициальных источников того периода известно что Годунов добивался престола всеми силами и стремился заранее обеспечить свое избрание посредством угроз просьб и подкупа перед боярами же и народом носил маску лицемерного смирения и «отказывался от высокой чести быть царем». В качестве агитаторов Борис выбрал монахов вдов и сирот которые восхваляли его перед горожанами. Люди которым бесплатно раздавали продовольствие одежду и вино толпами валили к Новодевичьему монастырю с требованием «Бориса на царство». Этот оригинальный прием избирательной агитации Годунов дополнил подкупом части бояр начальников приказов и стрельцов. Политтехнологи современных выборов организаторы «оранжевых» «белых» «розовых» и других революций должны обратить внимание на способы платной агитации успешно опробованные в России еще четыре века назад.
Итак на собор оказывалось огромное давление поэтому свободное волеизъявление и противодействие кандидатуре Годунова были практически исключены. Говоря современным языком Борис обладая огромными финансовыми ресурсами а также административной и полицейской силой сумел фактически совершить военный переворот в столице в дальнейшем узурпировав власть в стране .
17 февраля 1598 г. земский собор избрал Годунова чью кандидатуру предложил сам патриарх Иов царем. Однако Ирина благословила брата на престол лишь через четыре дня в течение которых Борис ни на минуту не выпускал ее из-под своего контроля даже жил рядом с ней в монастыре.
Выше мы лишь обобщили те исторические материалы которые знакомы широкому кругу читателей. Однако заметим что никто из известных историков не раскрывает причины богатства клана Годуновых последствия прихода Бориса к власти и влияние стран Запада на его поступки ограничиваясь внешними проявлениями деяний и реформ царя.
До XVI в. главным пунктом где хозяйственная жизнь России соприкасалась с Западом был Новгород. Дополнением к нему служили северо-западные города – Полоцк Смоленск Витебск развивался торговый путь по Западной Двине. Ко времени правления Ивана Грозного практически всю экспортно-импортную торговлю на Руси вели голландцы. Они привозили из далекой Московии в Европу лен пеньку икру и другие товары которые в тот исторический период на западноевропейском рынке назывались «голландскими». В Россию же в основном попадали французские товары. По сути торговала с Московским государством не Голландия а Франция голландцы же имевшие много судов и развитый частный купеческий капитал выступали посредниками между странами.
После открытия Америки Христобалем Колоном Колумбом во всех европейских государствах обнаружилась страсть к поиску новых стран снаряжению экспедиций для прокладывания новых торговых путей. Из Англии экспедиции направляются на север и открывают если не новую часть света как Колон то во всяком случае новую страну – Московию. Придя в 1553 г. в устье Двины Ричард Чанслер через два года добрался до Москвы и был милостиво принят Грозным желавшим установить сношения с Англией в частности для получения вооружения которое поляки и шведы не хотели пропускать с Запада. Уже в 1555 г. в результате успешных переговоров английское купечество образовало компанию получившую у короля Филиппа и королевы Марии хартию на исключительное право торговли с Московским государством. В том же году Иван IV выдал компании первую привилегию устанавливающую право на беспошлинную торговлю свободный въезд и выезд из России.
В 1567 г. английской компании была предоставлена новая крайне важная привилегия – вести беспошлинную торговлю в Казани Астрахани Нарве и Дерпте а следовательно ездить не только северным путем но и через Балтийское море. Кроме того было дозволено торговать с восточными народами в особенности с Персией проезжать в Бухару Шамаху и в Казлин. Отметим что другим иностранцам даже голландцам приезжать в Московское государство северным путем не разрешалось. В 1569 г. к списку льгот прибавилось право чеканить английские деньги на русских монетных дворах и «жить везде в России по своему закону».
Федор Иоаннович и Борис Годунов которого англичане именовали «лордом-протектором» при всем их доброжелательном отношении к компании давали ей уже гораздо меньше привилегий. Открыв после смерти Ивана Грозного Россию для иностранцев и нарушив монополию англичан на торговлю Годунов создал конкуренцию для купцов всех наций и вынудил англичан имевших право торговли без пошлин и сборов платить 2 от оборота лично ему как фактическому правителю минуя государственную казну. Отдав англичанам максимум торговых привилегий Борис от которого зависело благоволение российского правительства к торговым людям сумел наладить систему возмездного покровительства голландцам французам и иным иностранцам. В частности с его разрешения таможенные пошлины для отдельных купцов могли быть снижены в два раза или же ввезен беспошлинный контрабандный товар.
Многие историки хвалят Годунова за то что во внешней политике он продолжил дело Ивана Грозного и возвысил Россию. Однако есть ли в этом его заслуга Например в 1586 г. в Польше умер король Баторий постоянно угрожавший русскому государству. Появилась новая опасность на польский престол претендовал Сигизмунд сын шведского короля а России было выгоднее посадить на трон Рудольфа Австрийского с Австрией имелись общие интересы в отношении турок и крымских татар и эта общность могла бы стать основанием для союза трех государств. Однако успеха можно было добиться лишь вкладывая деньги в сеймы на которых избирались польские короли Борис же тратить деньги не желал. В результате королем Польши стал шведский принц который впоследствии оказал огромное негативное влияние на внутренние дела России .
Хотя Сигизмунд Ваза наследовал своему отцу 1592 г. сделавшись таким образом главой двух государств Швеция стремясь к отдельному управ­лению под руководством Карла Вазы предложила ему корону. Объединения Польши и Швеции которого так боялась Россия не произошло. К личной неприязни двух королей присоединились религиозные разногласия в их странах. Поэтому велика ли была заслуга Годунова как политика и полководца когда Россия временно завоевала утраченные при Иване Грозном города Ям Иван-город и Копорье Ведь поляки не оказали новоизбранному королю никакой значимой поддержки не желая усиливать Швецию а шведы не видели в Сигизмунде своего короля.
Овладев Ливонией и заточив в темницу королеву Марию вдову Магнуса и дочь Владимира Старицкого Борис Годунов решил использовать новые земли как приданое своей дочери Ксении при заключении династического брака. Едва Ксении исполнилось 16 лет как в Москве появился первый потенциальный жених – принц Густав сын свергнутого шведского короля Эриха XIV. Но Густав не захотел менять вероисповедание и отказываться от кухарки-сожительницы которую привез с собой поэтому свадьба не состоялась. Вторым женихом стал датский принц Иоганн. Царь Борис принял его как родного сына. Дело шло к свадьбе но внезапно у принца началась горячка и он умер не приходя в сознание. Дания заявила что его отравили. В тогдашней России все было вероятно.
Забегая несколько вперед отметим что в дальнейшем в период великой смуты Ксения по замыслу Петра Басманова закадычного друга Лжедмитрия и его наперсника в сердечных делах должна была выйти замуж за самозванца тем самым узаконив его право на российский престол. Однако незадолго до свадьбы иезуиты находившиеся при дворе Лжедмитрия донесли о сложившейся ситуации в Краков. После приезда Марины Мнишек дочери сандомирского воеводы Ксения была сослана в монастырь и пострижена в монахини под именем Ольги. Но даже при таком печальном раскладе девушке повезло больше чем ее ближайшим родственникам. Ее мать Мария в девичестве Скуратова расплачиваясь за грехи отца-палача была задушена. В страшных мучениях встретил свой смертный час и ее брат Федор Годунов.
В этот сложный исторический период боярство боявшееся открыто бороться за власть с царем Борисом право которого на царство благодаря родству с угасшей династией было в глазах народа серьезнее прав остальных претендентов могло свергнуть его только во имя этой династии. С такой точки зрения вполне целесообразно было распустить слух об убийстве царевича Дмитрия и его чудесном воскрешении. Все историки исследуя документы начала XVII в. в той или иной мере соглашаются с тем что огромную роль в появлении самозванцев сыграло московское боярство враждебное Годунову.
Мы остановились столь подробно на некоторых военных политических и иных события того времени лишь потому что местами разумная часто неуклюжая но всегда корыстная политика хитроумного царя-олигарха Бориса в отношении Польши Швеции Англии Голландии и ряда других стран а также в отношении многих иных вопросов привела к роковым для России последствиям. Например голландцы представляющие торговые интересы Франции с приходом в Московию извечных соперников французов – англичан – лишились значительной части своих внешнеэкономических преференций и стремясь вернуть былое могущество поначалу практически полностью финансировали иностранную польскую интервенцию в нашу страну и воцарение Лжедмитрия. Вооруженная в основном на деньги открыто не участвующих в военном конфликте голландцев и французов польская шляхта часть украинских реестровых и запорожских казаков служивших Речи Посполитой а также присоединившиеся к ним предводители различных российских шаек грабителей и разбойников мелкопоместное служивое дворянство и наемная немецкая пехота с молчаливого одобрения польского короля Сигизмунда принесли в Россию многолетнюю смуту кончившуюся воцарением Михаила Романова.
Победив англичан в одном из сегментов мирового торгового рынка путем организации и финансирования иностранной интервенции и смуты в России принеся нашей стране много горя голландцы все-таки добились своего заняв в XVII в. – начале XVIII в. доминирующее положение как торговые партнеры. Нидерландский резидент в России Исаак Масса писал в своем донесении в 1618 г. «В настоящее время англичане здесь осрамлены а наша речь теперь в силе… Насколько здесь прежде англичан уважали настолько их ныне презирают… в этом году прибыло лишь три английских корабля в Архангельск а наших было больше тридцати».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том что как Борис Годунов фаворит-олигарх так и Григорий Отрепьев молодой инок Чудова монастыря совершили в России так называемые цветные революции которые при стечении благоприятных политических социальных экономических и иных обстоятельств а также при надлежащем финансировании из источников внутри страны или вне ее и при надлежащих PR-технологиях по конечным целям претендентов на престол – стремление к личной власти – мало чем отличались друг от друга. При этом оба претендента не учитывали интересы не только народа но даже правящего класса.
2.1. Земский Собор 1598 года
Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. изменили структуру властной элиты и формы государственного правления. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах. Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии.
Считается что 1 августа 1598 г. представительный собор вынес окончательное решение об избрании Бориса Годунова царёмледствием чего была его коронация через месяц. Прежде чем принять это традиционное представление следует проверить дату обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. Г. Скрынников. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров. Поэтому любая попытка «перередактировать» их поменять местами и т. п. неизбежно привела бы к порче документа то есть к необходимости заново составить грамоту и вновь подписать ее.
Члены собора группировались по чинам в строго иерархическом порядке. Бояре ставили подписи вместе с боярами стольники со стольниками и т. д. За Боярской думой признавали значение высшей «палаты» на любом соборе XVI в. Поэтому списки думных людей составлялись с особой тщательностью. Для датировки утвержденной грамоты эти списки имеют самое первостепенное значение.
Основной факт состоит в том что соборный приговор об избрании Бориса на трон отразил состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г. а на январь 1599 г.
При этом важно отметить что в указанные месяцы в думе произошли большие перемены. По случаю коронации Борис раздал многим лицам думные титулы и эти назначения учтены в утвержденной грамоте.
Власти не желали признать что соборный приговор об избрании Бориса Годунова был составлен задним числом спустя много месяцев после его коронации. Поскольку люди XVI в. обладали традиционным складом мышления они всегда обращались к прецедентам. Для составителей утвержденной грамоты прецедентом служило «избрание» Земским собором в 1584 г. Фёдора сына Ивана Грозного .
Фёдор короновался ровно через месяц после того как Земский собор «избрал» его царем хотя это было простой формальностью так как он был на тот момент старшим сыном умершего Ивана Грозного то есть прямым наследником. Следуя этому образцу канцелярия снабдила соборный приговор об избрании Борис Годунова датой 1 августа чтобы доказать что коронация состоялась как раз через месяц после его соборного избрания. Выявление подлога в избирательной документации Бориса поднимает вопрос о степени ее достоверности.
Женой царя Фёдора была родная сестра Бориса Годунова – Ирина. И он прекрасно понимал что пострижение сестры царицы уменьшит его шансы на избрание и потому вопреки воле Федора пытался учредить правление царицы. В силу традиций Русского государства присяга вдове царице была делом неслыханным. Современников возмущала поспешность с которой Борис рвался к трону и старался учредить правление вдовы царицы.
При жизни Фёдора имя Ирины нередко называли вместе с именем мужа после его смерти вдову охотно именовали «великой государыней». Но такое звание было не равнозначно царскому титулу. Правление Ирины и Бориса Годуновых продержалось недолго. На третий день после присяги царица объявила о своем пострижении в монахини в присутствии многочисленной толпы.
В головы московской боярской элиты не укладывалась мысль об избрании в цари не слишком знатного костромского дворянина. Никто не сомневался в том что на троне может сидеть лишь наследник «царского корени». Ближайшими родственниками московского дома были князья Рюриковичи среди которых первенствовали «принцы крови» Шуйские.
Тем не менее самыми серьезными претендентами на корону были Борис Годунов и Фёдор Романов. Как правитель Годунов обладал более прочными политическими позициями и как бы сейчас сказали административным ресурсом но не состоял в кровном родстве с династией и поэтому не имел формальных прав на престол.
Выборная кампания Бориса Годунова имела разнообразный характер. Так Патриарх Иов и представители духовенства вели активную агитацию в пользу Годунова среди стрельцов торгово-посадских и тяглых людей в столице провинциальных городах уездах. Неоднократно предпринимались попытки найти компромисс с соперниками. Особую роль сыграла тактика ведения соборных заседаний. Сторонники Годунова не позволяли высказываться оппонентам чем создавали видимость единогласного обсуждения его кандидатуры.
Свою роль в череде выборных мероприятий сыграли московские низы. Они оказывали давление на участников заседаний тем что во время многочисленных приветствий и крестных ходов умоляли Годунова принять царство.
Завершение выборных мероприятий выразилось в составлении итогового документа проведении церемонии венчания и присяги населения новому царю. Обычай предписывал проводить присягу в зале заседания высшего государственного органа – Боярской думы. Церемонией могли руководить только старшие бояре. Дума держалась за эту привилегию. Но Борис Годунов не посчитался с традицией и велел целовать себе крест не в думе где у него было слишком много противников а в церкви где распоряжался преданный ему патриарх Иов.
Москва целовала крест царю «в пору жатвы» то есть в конце июля – августе 1598 г. Участник церемонии дьяк Иван Тимофеев рассказывал что собравшиеся в Успенском соборе москвичи громко выкрикивали слова присяги так что от их воплей не слышно было молитв и приходилось затыкать уши. По его словам население собралось в соборе потому что боялось ослушаться грозного предписания.
Текст летней присяги содержал пространный перечень обязательств подданных по отношению к «богоизбранному» царю. Вступая на трон Борис Годунов опасался тайных злоумышлений недоброжелателей. Казалось он предугадывая грядущую «смуту» старался оградить от них себя и свою семью .
По случаю «воцарения» Борис Годунов удостоил своих подданных многими льготами. Наибольшие преимущества получило дворянство. Согласно заявлениям Посольского приказа царь пожаловал всех служилых людей царской казной «на один год вдруг три жалованья велел дать». Ряд временных податных льгот получило население посадов. Льготы частично распространились и на другие категории населения. В Сибири власти пожаловали сибирских людей сложив с них подати на 1599 г.
В ходе избирательной борьбы Земский собор многократно менял свои формы и состав. Ранний январский собор 1599 г. носил по видимому традиционный характер и включал Боярскую думу высшее духовенство представителей дворян и т. д. Разногласия в думе вынудили Бориса Годунова и руководителей избирательного собора обратиться за поддержкой к столичному посадскому населению .
Сохранившаяся документация позволяет составить достаточно точное представление о выборном Земском соборе. Представительность этого собора не вызывает сомнений. В соответствии с традицией большинство его членов были назначены правительством но на нём присутствовали также представители уездного дворянства и столичного посада.
Избрание монарха на Земском соборе не означало однако введения в Русском государстве выборной монархии. В документе об избрании Бориса Фёдоровича Годунова ясно говорится о том что избирая на престол Годунова5 собор весь народ присягают в верности всему его роду новой династии. Монархия продолжала сохранять свой наследственный характер.
Мы склонны предположить что избрание Годунова на царство связанно с укреплением последнего в среде аристократии а также в огромной роли которую Годунов сыграл при царевиче Федоре. Идеология Москва — Третий Рим прочно укрепила положение Годунова как богоизбранного царя. Как мы же упоминали рукам Годунова принадлежит создание такого института как патриаршество. Это возвысило авторитет царя. Таким образом основным элементом идеологического обоснования восшествия на престол Годунова являлось православие.
2.2. Историческое значение избрания Годунова
На политику Бориса да и на положение в стране оказывал огромное влияние экономический кризис. Вызванный опричниной Ливонской войной стихийными бедствиями кризис достигает апогея в 1580-е гг. В запустение приходят многие районы центра Новгородской и Псковской земель. Резко сокращается ремесло и торговля в том числе и внешняя растут цены. Казна не могла выплатить жалованье служивым людям.
Стремясь остановить надвигающийся хаос правительство предпринимает ряд мер.
Годунов проводит реформу государева двора который с XV века стал одним их важнейших носителей московской государственности. Суть реформы заключалась в том что двор стал более замкнутой и аристократической организацией нов тоже время усилилась его служилая направленность. Боярская дума все больше превращалась в орган служилой аристократии. Своего значения в качестве высшего правительственного органа государства она не утратила.
Плодотворной была политика Годунова в церковной сфере. В 1589 г. было учреждено патриаршество. Первым патриархом стал близкий Годунову Иов. Русская церковь стала самостоятельной перестала зависеть от константинопольского патриарха что способствовало росту влияния церкви и укрепляло ей союз с государством.
Не менее эффективной была и российская внешняя политика в это время на Востоке и Западе. Строится линия укреплений призванная усилить оборону от набегов крымского хана.
Годунову удалось заключить 20–летние перемирие с Польшей и в время войны со Швецией 1590-1593 по Тявзинскому договору 1595 ей были возвращены Иваногород Ям Копорье и Корела с выходами к Балтийскому морю .
Борис Годунов был первым русским правителем решившимся отправить дворянских «ребят» за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». При нем успешно развивалось книгопечатание. Борис хотел также создать в России школы и даже университет по европейскому образцу. В 1600 в Германию им был послан немец Иоанн Крамер которому было поручено подобрать и привести в Москву профессоров и докторов. К сожалению эти его планы не были претворены в жизнь из-за сильного ортодоксального противодействия духовенства полагавшего неразумным поручение католикам и лютеранам обучать юношей. Также большое внимание царь уделял благоустройству столицы.
К унынию распространенному опалами и казнями вопреки обещанию Бориса во время царского венчания прибавились и физические бедствия. Последние годы правления Бориса Годунова оказались для России очень тяжкими. В 1601 году настал страшный голод вследствие чрезвычайно дождливого лета которое не дало хлебу созреть и раннего мороза который его окончательно побил. Люди щипали траву подобно скоту тайком ели даже человеческое мясо и во множестве умирали. Борис Годунов хотел милостями привлечь народ и велел раздавать деньги бедным людям. Но эта мера вызвала еще большее зло в Москву двинулись жители окрестных областей и гибли голодной смертью на улицах и по дорогам. К голоду присоединилась моровая язва. В одной Москве говорят погибло около полумиллиона. Только хороший урожай 1604 года прекратил бедствие. Около этого времени чтобы дать работу черным людям Борис Годунов велел сломать деревянный дворец Грозного и на его месте возвел новые каменные палаты в Кремле. В 1600 была окончена им знаменитая колокольня Ивана Великого.
В связи с голодом и мором умножились и страшные разбои. Начиналось Смутное время. Многие бояре и дворяне не имея чем кормить слуг распустили своих холопей от других холопы разбегались сами. Эти голодные бродячие толпы составляли многочисленные разбойничьи шайки которые особенно свирепствовали на Северской Украйне. Они появились под самою Москвою под начальством удалого атамана Хлопки Косолапа. Борис Годунов выслал против них значительное войско с воеводой Иваном Басмановым. Только после упорного боя царское войско рассеяло разбойников потеряв при этом своего воеводу. Хлопко был взят в плен и повешен 1604.
Недовольство царской подозрительностью и бедствия последних лет правления Бориса Годунова подкопали прочность его престола и подготовили умы к появлению самозванца Лжедмитрия.
Прежде деятельный и энергичный Борис в конце жизни все чаще устранялся от дел. Он почти не покидал дворец и никто не мог его видеть. Прошло время когда Годунов охотно благотворил сирым и убогим помогал им найти справедливость и управу на сильных. Теперь он лишь по великим праздникам показывался на народе а когда челобитчики пытались вручить ему свои жалобы их разгоняли палками. Фатальные неудачи порождали подозрительность столь чуждую Борису в лучшие времена. Царь перестал доверять своим боярам подозревал в интригах и кознях своих придворных и все чаще обращался за советами к прорицателям астрологам юродивым. Еще Горсей отмечал склонность Бориса к чернокнижию. Один из членов польского посольства в Москве в 1600 году писал «Годунов полон чар и без чародеек ничего не предпринимает даже самого малого живет их советами и наукой их слушает…». Однажды Борис пригласил в Москву некоего немца-астролога из Ливонии. Когда в небе над Москвой появилась яркая комета царь попросил составить ему гороскоп. Астролог посоветовал Борису «хорошенько открыть глаза и поглядеть кому же он оказывает доверие крепко стеречь рубежи». Годунов обращался к знаменитой в Москве юродивой Олене предсказавшей ему близкую кончину. Царь приглашал во дворец для ворожбы и другую ведунью — Дарьицу. Члены английского посольства видевшие Годунова в последние месяцы его жизни отметили многие странности в его характере. Будучи обладателем несметных сокровищ царь стал выказывать скупость и даже скаредность в мелочах. Живя отшельником в кремлевском дворце Борис по временам покидал хоромы чтобы лично осмотреть заперты ли и запечатаны входы в дворцовые погреба и в кладовые для съестных припасов. Скупость по словам очевидцев стала одной из причин утраты им популярности. Многие признаки в поведении Годунова указывали на его преждевременно наступившее одряхление. На торжественной аудиенции во дворце в честь посла английского короля Якова I царь говоря об умершей королеве Елизавете ударился в слезы. В конце жизни Годунов тревожась за будущее сына держал его при сe6e неотступно при каждом случае хотел иметь его у себя перед глазами и крайне неохотно отказывался от его присутствия. Один из ученых иноземцев попытался убедить Годунова что ради долголетия царевича и просвещения его ума ему надо предоставлять некоторую самостоятельность в занятиях. Однако Борис неизменно отклонял такие советы говоря что “один сын — все равно что ни одного сына” и он не может и на миг расстаться с ним.
В последние дни Годунова более всего мучили два вопроса. Твердо зная что младший сын Грозного мертв царь по временам впадал в сомнение почти лишался рассудка и не знал верить ли ему что Дмитрий жив или что он умер. Другой вопрос заключался в том сподобится ли он вечного блаженства на том свете. По этому поводу он советовался не только со своим духовником но и с учеными немцами. Невзирая на различие вер царь просил их «чтобы они за него молились да сподобится он вечного блаженства». После таких бесед Борис нередко приходил к мысли что для него в будущей жизни нет блаженства. Под влиянием неудач и тяжелой болезни Годунов все чаще погружался в состояние апатии и уныния. Физические и умственные силы его быстро угасали.
Борис Годунов стал первым избранным царем Русского государства не из династии Рюриковичей и вопрос о легитимности выборов всегда довлел над ним что лучше всех показал А. С. Пушкин. Вместе с тем избирательный собор 1589 г. обеспечил преемственность государственной власти стал формой консолидации политических сил в столице и на местах повысил роль сословий в общественной жизни положил определённую избирательную традицию.
Так при выдвижении царя на следующем Земском соборе в 1613 г. многие выборные мероприятия повторились. Претендент вновь обращался за поддержкой к московским служилым и тяглым людям оценивал общественное мнение в провинции вёл переговоры с представителями различных политических сил апеллировал к примерам истории.
Ближайшие предшественники Петра московские цари новой династии родоначальник которой сел на московский престол не по отцову завещанию а по всенародному избранию конечно не могли видеть в управляемом ими государстве только свою вотчину как смотрели на него государи прежней династии.
Институты сословного представительства – Земские соборы стали ярким явлением политической истории Русского государства XVI –XVII вв. Их деятельность способствовала росту общественного и национального самосознания оформила и укрепила систему государственного управления в центре и на местах подготовила условия для перерастания сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
Заключение
Список литературы и источников
14. Ключевский В. О. Сочинения В 9-ти тт. Т. VIII Статьи. М. 1990. С.334.
15. Ключевский В. О. Сочинения В 9-ти тт. Т. VIII Статьи. М. 1990. С.376.
16. Пашков Б.Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника событий»
17. Платонов С. Ф. Борис Годунов. – Спб. «Лань»2001. – 250с.
18. Радзинский Э. «Иван IV. Грозный» г. Москва 2006г.
19. Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». М. 1980. С. 123.
20. Соборное определение об избрании царём Бориса Фёдоровича Годунова – 1598 года Российское законодательство X-XX веков в 9 т. Т.3. Акты Земских соборов. М. 1985. С.36-42.