Введение ..…. 3
I. Понятие права и морали
I.I Понятие права 5
I.II Понятие морали … 7
I.III Мораль и нравственность в чем различие ….. 9
I.IV Формы выражения уголовных и нравственных норм ………. 13
II. Соотношение права и морали
II.I Общие черты и различия между правом и моралью 15
II.II Проблемы соотношения права и морали ..16
III. Нравственные аспекты уголовного процесса
III.I Нравственные аспекты заключения подозреваемых и обвиняемых под стражу на предварительном следствии ..…18
III.II Обеспечение личной безопасности участников уголовно-процессуального доказывания …20
Заключение ……..25
Библиографический список ………..27

_________________________________________________________________

Работа № 4264. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Как известно право и мораль занимают особое место в становлении личности её сознания и культуры формирования духовного мира. Эти два элемента являются одними из самых важных социальных регуляторов включенных в систему общественных отношений заточенных на развитие модернизацию и совершенствование общества. Право и мораль испокон веков были тесно связаны между собой благодаря тому что регулируют отношения в единых сферах решая противоречивые ситуации связанные с социальными регуляторами.
Сфера уголовного права не является исключением. Мораль в уголовном праве играет большую роль. Помимо применения судами различных отделений права суд и другие правоохранительные органы должны придавать большое значение соблюдения той самой грани перейдя которую можно нарушить естественные права другого человека. Уголовное право было создано для защиты общества от различных посягательств определяя какие из них действительно являются преступлениями и устанавливая за них соответствующие наказания.
Современное общество активно занимается «гуманизацией» права что помогает искоренить жестокие мучительные унижающие достоинство человека наказания. На смену смертной казни пришли более снисходительные но в то же время действенные меры.
Актуальность выбранной темы заключается в том что как Конституция РФ так и Уголовный кодекс выделят такие принципы как законность рaвенство граждaн перед законом справедливость и гумaнизм – каждый из которых регулируется моральными нормами. Принципы уголовного права отражают основные идеи из которых оно исходит и функционирует.
Для того чтобы достичь цель работы – определить роль морали в уголовном праве необходимо рассмотреть единство и возможные различия права и морали как отдельных институтов изучить их взаимодействие и предполагаемые противоречия.
Предметом исследования является понятие уголовного права и понятие морали а также их сходства и различия. Объект – уголовное право и мораль.

I. Понятие права и морали

I.I Понятие права

На протяжении многих лет ведутся споры о едином общепризнанном понятии права. «Юристы все еще ищут определение права» эти слова принадлежат Иммануилу Канту которые он сказал около 200 лет назад. Как ни странно данное выражение актуально и сегодня так как до сих пор данное понятие не существует. Более того российский ученый Спиридонов Л.И. не вселял особых надежд на достижение поставленной цели так как юристы пользуются формально-логическими методами которые пригодны исключительно для разработки традиционных определений .
Как известно существует несколько теорий о происхождении права.
Самая древняя действовавшая теория – теологическая. Люди верили что еще до их появления некое существо предписало человечеству определенный ряд правил отсюда например у христиан 10 заповедей.
Ганс Хельбр предполагал существование основной формы данной каждому человеку для того чтобы он мог ощущать право. Исходя из этого социально активные люди способствуют формированию конституционного права согласно своим ощущениям. Далее делегировать свои полномочия и избранное законодателем которые на основе сформированных понятий создают текущее законодательство а судьи приспосабливают его к реальности. Так Г. Хельб считался основоположником намботивистической теории.
В 18-м веке возникла теория естественного права её ещё называют «правом возрожденным». Развитием данной теории занимались Руссо Локк и др. Основной её идеей считалось то что каждый человек рождается уже с определённым набором неотчуждаемых прав при которых все считаются равными. Но с течением жизни и в результате конфликтных ситуаций людям понадобился механизм реализации своих естественных прав. Это произошло из-за того что далеко не каждый человек согласен с высказыванием «мои права кончаются там где начинается свобода другого». Юристы разрабатывающие данную теорию разделили право на две части позитивное право выраженное в законах и поддерживающееся государственным авторитетом и естественное право являющиеся вечным и неизменным авторитетом для всех народов. Джон Локк никогда не принимал теорию врождённых идей всегда отрицая факты истории географии где говорилось о фундаментальных принципах морали и религии. Объяснял он это тем что всеобщего согласия людей практически невозможно добиться и самоочевидность некоторых истин ещё не свидетельствует об их врождённости. Для того чтобы объяснить знание как институт Локк утверждал что в основе каждого знания заложено два вида чувственного опыта внешний и внутренний. Первый заключается в том что внешние предметы имеют воздействие на органы чувств благодаря чему в сознании человека рождаются идеи в то время как внутренний опыт основывается на рефлексии с самим собой.
Право в соответствии с марксисткой теорией есть сила привилегированного класса закрепленная в форме закона и обеспечивающаяся принуждение со стороны государства. С самого начала данная теория рассматривала право как один их видов общественного отношения. Именно поэтому государство как и всегда при обнаружении совокупности отношений юридически это оформляет. Однако это мнение было полностью раскритиковано в связи с чем в 1938 году право было признано системой правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию установленных или санкционированных государством.
С началом ХХ века наука получила активное развитие что дало своеобразный толчок к применению права на практике. Так образовалась американская социологическая школа права основоположником которой был профессор Юби. «Социологи исходили из того что право формируется из общественной практики но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям» — говорил американский ученый Р. Паунд. Основная идея данной теории заключается в наличии «живого» и «мертвого» права. Живым правом называется то право которое действует здесь и сейчас в виде решений судебных органов по актуальным на сегодняшний день вопросам пока мертвое – право закреплено в конституции. Исходя из этого социологи обращали большее внимание свободе судейского решения то есть придавали меньшее значение взаимосвязи судов с установленными правовыми нормами.
И наконец право в узком значении представляет собой систему обязательных для всеобщего исполнения социальных норм установленных и закрепленных государством. В более широком – также считается системой правовых отношений и основных прав гражданина которые гарантируются и охраняются государством. Основная функция права в государственно-организованном обществе – выступать регулятором меры и формы распределения прав и обязанностей в общественных отношениях. Помимо этого право регламентирует формирование полномочия сферы деятельности органов государственного управления определяет порядок и способы борьбы с угрозами посягательств на безопасность общественных отношений а также воздействует на различные формы межличностных отношений.
I.II Понятие морали
Так как мораль является формой общественного сознания как и право по сей день она подвергается всевозможным изменениям связанным с постоянным движением общества и отражением его социальной структуры. На формирование «новой» морали влияют также национальные бытовые политические и религиозные факторы. Если сравнить мораль первобытного общества и современные нравственные устои то можно обнаружить много несовпадений а еще больше противоречий.
Право все понимают «по-своему» то же самое и с моралью. Социологи выделяют три главных направления данной мысли.
В первом направлении – фелицитологии мораль понимается как техника искусство достижения счастья жизненная мудрость искусство избежать страдания. Данное течение близко с учением о получении наслаждения – гедонизмом. Древний мыслитель Эпикур высказал мысль о том что счастье – это состояние здорового тела и душевной безмятежности. Такое состояние по его мнению можно достичь избавясь от телесных страданий и тревог. Отсюда Эпикур выделяет два вида наслаждения физические и духовные. Физическое наслаждение человек получает когда удовлетворяет свои физические потребности к примеру в еде воде жилище одежде и т.д. в то время как духовное наслаждение приходит от общения с новыми положительными людьми либо от получения знаний.
Такой взгляд на счастье разделило большинство добродетелей эпохи утверждения буржуазных отношений. Работы Д. Локка Спинозы прямое тому подтверждение. Т. Гоббс утверждал что счастье и эгоизм – признаки естественного права человека.
Перфекционизмом называют второе направление в понимании морали где она понимается как обособленная система суть которой заключается в том как достойно прожить жизнь в соответствии с природой человека то есть в соответствии с идеалами личности обладающей совершенными личными качествами. Данная теория возвышает личность как предмет подражания с помощью основных добродетелей — признания и положительной оценке усилий приближающих индивида к идеалу образу.
Третье течение превозносить окружающий мир человека. В соответствии с данной теорией мораль – система правил определяющих поведение человека направленное на обеспечение комфорта окружающих его людей. Предметом концепции можно определить формирование общественных отношений и установление места жизни человека в обществе.
В понимании современного общества мораль выступает в роли важнейшего социального института представляя собой совокупность жизненных принципов разных временных отрезков а так же взглядов оценок и принципов. Более того основным «составляющим» морали являются нормы поведения исходящие из убеждений и определяющие взаимоотношения человека с обществом семьей государством и окружающей действительностью в целом. Нельзя не отметить наличие психологических элементов в явлении морали таких как эмоции интересы мотивы и т.д. Однако сколько бы образующих оно в себя не включало понятие морали напрямую связано с представлениями о добре и зле.
Интересно то что нравственность в своем значении предполагает не только должное поведение человека по отношению к окружающим но и к самому себе. Именно это явление называют чувством собственного достоинства. Достоинство честь человека являются важнейшими социальными ценностями которые находятся под охраной закона. Зачастую можно услышать выражение «Честь – дороже жизни» и многие будут согласны с ним. В прошлом нередки были случаи когда для того чтобы отстоять свою честь шли на дуэль. Именно так погибли Пушкин и Лермонтов. Немаловажным элементом морали также являются представления о правде и лжи честном и бесчестном. Данные явления в человеческом сознании контролирует совесть – то что действительно считается самым полным выражением нравственной наполненности человека.
I.III Мораль и нравственность в чем различие
Сущность морали состоит в оценке человеческого поведения а следовательно в предписании либо запрещении определенных действий или поступков. Основной задачей морали можно определить в соотнесении конкретного поступка с соответствующим ему законом который выступает в роли критерия для оценивания человеческого поведения. Таким образом мораль поощряет одни действия и осуждает другие.
Мораль имеет социально-общественный характер так как ее необходимость обуславливается социальными причинами. Это является объяснением ее «частичности» — неполного отношения ко всему народу в общем каждая национальная либо религиозная группа имеет свою мораль.
Мотивацией для соблюдения людьми моральных предписаний в первую очередь являются награды. Награды имеют вполне реальные формы. Так например человек способен завоевать всеобщее признание добиться авторитета выполняя моральный долг. Более того моральное поведение зачастую побуждается тенденцией к соответствию заданному обществом образцу а также определять место своего «Я» в обществе – самоутверждение. В это же самое время любой другой человек будет отображаться через призму этого собственного «Я» то есть исходя из субъективных оценок представлений и идеалов. Такой человек рассматривается как отдельное обстоятельство встречающееся в жизни которое соответствует или нет установленным принципам либо выражает или нет должного отношения. В результате этого человек переживает и адекватно воспринимает только себя – свои интересы оценки представления и качества.
Моральные нормы как правило признаются только определённой группой то есть они частичны и условны в зависимости от определённого места и времени их применения.
В сравнении с моралью нравственность абсолютная противоположность так как она имеет всеобщей и безусловный характер. Также нравственность зачастую называют «универсальной» — она не может быть выражена в конкретных формах поведения. В отличие от морального нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды а направлено на других людей с помощью выражения особого отношения к ним. Основываясь на нравственном отношении можно сказать что человек воспринимает другого ни как очередное обстоятельство жизни субъекта а как отдельную самодостаточную личность. Основным отличием нравственного отношения человека служит то что он способен увидеть другого полноценного человека а не себя в нём.
Как уже говорилось нравственное поведение самодостаточно и не требует никаких наград — человек совершает деяния не для того чтобы заслужить похвалу а просто потому что так заложено в его воспитании. Нравственность развивается вместе с личностью индивида она не может быть отделена от его собственного «Я». Если смотреть с точки зрения нравственного поведения которое направлено не на оценку а на само существование другого человека можно сказать что формирующееся представление об этом человеке не зависит от его конкретных качеств или действий. Существует одна лишь нравственная норма — любовь к другому соответственно и отношение к нему ровно как к самому себе. Отсюда и ввелось недопущение насилия ущемление прав другого вне зависимости от того какой он. Отличным примером может послужить любящая мать которая всегда помогает своему ребёнку поддерживая его советом независимо от его конкретных качеств или действий которые зачастую противоречат её собственным интересам .
По словам Выготского человек поступающей нравственно никогда не знает что он поступает именно так. Все моральные поступки мотивированные следованием определённым моральным нормам считаются основанными на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах как о богатстве и преимуществе вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным». Настоящее поведение ребёнка соответствующие всем моральным принципам с его точки зрения «должно стать его природой совершаться свободно и легко» .
Проанализировав эти высказывания можно сделать вывод о том что моральные и нравственные поведения имеют разные психологические начала. Нравственность побуждает человека относиться к другому в первую очередь с уважением и принятием его как самостоятельной и уникальной личности. Как правило такое поведение является бескорыстным и универсальным в отличие от морального которое всегда прагматично и частно. Моральное поведение мотивированное стремлением соответствовать определённому образцу всегда направлено на самоутверждение и укрепления собственной самооценки. Это объясняется тем что почти каждый человек всегда хочет быть «хорошим» а следовательно положительно оценённым обществом. Моральное поведение подразумевает другого в качестве средства для достижения положительной оценки в зависимости от того что этот другой сделал или не сделал .
У православного психолога Сурожского есть подходящее для этого случая высказывание «То что другой человек нам симпатичен или не симпатичен не исчерпывает его сущности… Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому нужно отрешиться от себя и своих суждений и тогда можно видеть вглубь и слышать другого… Видеть и слышать другого – значит приобщиться принять в себя пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования… Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания а есть устремленность к тому чтобы он был во всей полноте своего бытия» .
Однако несмотря на все противоречия морали и нравственности как определенно различных понятий вместе они описывают единое этическое начало человека. И мораль и нравственность отражаются в схожих формах поведения то есть в действиях для другого либо в пользу другого.
I.IV Формы выражения уголовных и нравственных норм
Формы выражения уголовно-правовых норм и норм морали нельзя назвать идентичными. Уголовные нормы как и все нормы права являются писаными в то время как моральные нормы носят устный неписанный характер. Такие нормы существуют в обществе в форме обычаев и традиций а также в установленных убеждениях и чувствах.
Моральные нормы основанные на общественном мнении и конкретных нравственных убеждениях зачастую используются для выделения отдельных типов поведения чего нельзя сказать о функциях обычая. Обычай как правило присущи для больших групп лиц связанных определенными интересами. Однако устные формы моральных стандартов не являются обязательным признаком данных норм. Со временем некоторые обычаи получали рукописное закрепление в виде закрепленных свадебных ритуалов или религиозных обычаев. Более того некоторые неписаные формы этических норм были закреплялись в юридических документах и соответственно были переквалифицированы в правовые нормы.
Уголовно-правовые нормы наоборот всегда устанавливаются Уголовным кодексом. Основными признаками таких норм являются четкая систематизированность микросистемность формальная определенность структура состоящая из диспозиции и санкции. Диспозиция определяет состав преступления а санкция – максимальный размер наказания устанавливаемого за конкретное деяние.
Отличительной особенностью формы моральных норм является упрощенный вид выражения. Несмотря на то что они также имеют своеобразную диспозицию и санкцию в них отсутствует определенная четкость и структурированность. В диспозиции перечисляются правила надлежащего поведения мышления и чувств а санкцией определяется наличие совести чувства меры и нравственного долга.
Таким образом у формы выражения уголовного права и морали есть не соотносимый порядок потому что правовые нормы в уголовной сфере имеют силу активного государственного принуждения применяя к нарушителям санкции соответствующие противоправному деянию в то время как моральные нормы обеспечиваются общественны порицанием – моральной санкцией.
II. Соотношение права и морали.
II.I Общие черты и различия между правом и моралью.
Как и все социальные нормы право и мораль имеют общие черты и схожие свойства. К основным общим свойствам следует отнести их причастность в содержание культуры общества являясь ценностными формами сознания. Нормативное содержание данных норм так же схоже так как и право и мораль активно влияют на все сферы общества – политическую социальную экономическую и даже культурную преследую одну общую цель согласования интересов трех субъектов – личности общества и государства. Благодаря этому в обществе налаживается порядок возвышается достоинство человека а также реализация прав и свобод граждан. Единство правовых и моральных норм объясняется общностью социально-экономических интересов
Право и мораль что общего между этими понятиями
Нормы права и нормы морали по сути не могут существовать друг друга так как дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Это объясняется тем что все правовые законы в принципе обязаны соответствовать принципам гуманизма справедливости и равенства людей которые являются моральными их составляющими. Таким образом воплощая в себе высшие моральные требования модернизированного общества.
Единство и взаимосвязь права и морали заключается в следующем
1. Нормы права и нормы морали имеют общую цель заключающуюся в утверждении и совершенствовании общечеловеческих ценностей в обществе поддержанию порядка согласовании интересов личности и общества.
2. И те и другие нормы имеют общую экономический политический и социальный базис.
3. Право и мораль фактически помогают друг другу в регулировании общественных отношений дополняя и объясняя друг друга. Так например право обязывает граждан действовать в соответствии с законом к тому же стремится и мораль. Помимо этого право и мораль «обмениваются» методами для достижения общих целей.
4. Правовые и моральные критерии имеют много общего в плане поощрения и порицания действий субъектов так как из требования к поведению граждан совершенно идентичны. Более того мораль всегда выступает в качестве ценностного критерия права.
Особенность соотношения этих двух понятий можно назвать их превращение. То есть в моменты когда моральные нормы юридически оформляются государственной властью их можно считать правовыми в то время как правовые превращаются в моральные при этическом наполнении. Отдельные юридические статьи переходят в нравственные нормы и общие правила поведения. Такие правила являются вполне добровольными однако контроль за их соблюдением обеспечивается воздействием общественного мнения.
Необходимость участия моральных норм особенно чувствуется в процессе применения норм права компетентными органами при решении юридических казусов. Так суд принимает во внимание все аспекты связанные с действующими моральными нормами которые могут повлиять на конкретную личность при принятии решения.
II.II Проблемы соотношения права и морали
Помимо тесного взаимодействия и наличием общих черт существуют отличительные особенности морали и права.
В первую очередь эти два понятия различаются по способам формирования. Правовые нормы как известно устанавливаются изменяются дополняются или санкционируются исключительно государством. В то время как моральные нормы нельзя назвать продуктом чьей-либо деятельности. Они появляются и развиваются с течением времени и процессом жизнедеятельности людей.
Во-вторых если право происходит от государства оно обеспечивается и охраняется им то мораль совершенно независима от государственного аппарата. Она опирается на силу общественного мнения.
Это происходит потому что норма права носит общеобязательный и непререкаемый характер а ее нарушение влечет наказание чего нельзя сказать о моральных нормах. Их нарушение никак не порицается со стороны государства. Так в моральном смысле человек может быть крайне негативной личностью однако его нельзя привлечь к юридической ответственности так как он не совершил никаких противоправных деяний. В этом случае само общество решает как поступать с таким человеком
Форма выражения и фиксации – ещё один критерий различия права и морали. Очевидно правовые нормы всегда закрепляются в специальных нормативных правовых актах систематизируются в общие кодексы уставы наличие которых определяет существование упорядоченного законодательства чего нельзя сказать о моральных. Вторые не имеют определенных форм выражения не всегда могут учитываться и соблюдаться так как возникают и существуют исключительно в сознании людей.
Стоит отметить что право и мораль не всегда вместе действуют в одной сфере. Границ у пространства действия моральных норм гораздо шире чем пространство для правовых. Это объясняется тем что право регулирует как правило наиболее важные вопросы общественной жизни вопросы о собственности правосудии власти или труда. Граждане обязаны соблюдать закон не выходя за определенные рамки и не вторгаясь в сферу свободных и добровольных отношений.
Мораль и право являются максимально взаимосвязанными понятиями при отсутствии которых не может существовать ни одно общество. Однако термин «мораль» состоит из более мягких и обтекаемых формулировок неся в себе больше личностного смысла. Для каждого человека мораль является чем-то иным так как на данное восприятие влияет уровень образования самой личности среда ее окружения и понятия заложенные с воспитанием.
Право же сложно определить как мягкий механизм так как соблюдение правовых норм является прямой обязанностью каждого гражданина любого государства. Правовые нормы – законы – изменяются исключительно в зависимости от механизмов регулирования обществом. Несоблюдение закона порицается определёнными санкциями со стороны государства в то время как нарушение моральных ценностей чаще всего влечет за собой общественную оценку .
Е.Н. Трубецкой подчёркивает что право затрагивает основные проблемы внешней свободы а мораль и нравственность в свою очередь занимается не только проблемами внешней свободы но и внутренними её проявлениями . Несмотря на это обе области имеют тесную взаимосвязь друг с другом. Так некоторые нравственные нормы закрепляются с помощью права в то время как часть уголовно-правовых норм носит нравственный характер.
III. Нравственные аспекты уголовного процесса
III.I Нравственные аспекты заключения подозреваемых и обвиняемых под стражу на предварительном следствии
Моральные нормы создают в сознании человека определенные суждения и представления о таких понятиях как добро и зло справедливость и честность преданность патриотизм и т.д. Именно эти суждения можно назвать регуляторами человеческого поведения.
Так взаимосвязь между правом и моралью в сознании дознавателя следователя прокурора судьи имеет прямое воздействие на его поведение манеру общения с потерпевшим или коллегой. Более того судья выносит решение по делу руководствуясь именно моральными нормами беря во внимание объективную сторону ситуации обстоятельства и личные характеристики личности обвиняемого.
Стоит заметить что достаточно большое количество правовых предписаний возникло именно на основе соответствующих моральных представлений. Например ч. 3 ст. 20 УПК гласит «Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия угроз и иных незаконных мер» — данная статья четко отображает всем известный постулат о том что любые действия которые могут унизить достоинство гражданина либо поставить под угрозу безопасность его жизнедеятельность а также необоснованно причинить ему физические либо душевные страдания запрещены. Помимо этого нравственные нормы учтены в регламентации таких процедур как допрос обыск освидетельствование следственный эксперимент. К примеру следственный эксперимент возможно проводить только если его проведение никак не будет связано с унижением достоинства и чести его участников а их здоровье не будет подвержено опасности .
Очевидно нормы морали оказывают регулирующее воздействие на поведение субъектов уголовного процесса что помогает искоренить предвзятость в действиях сотрудников органов правоохранительных органов. Более того моральные нормы напрямую говорят о необходимой толерантности то есть снисходительности а точнее нейтральном отношении к подозреваемым и обвиняемым. К данным категориям не допускается дискриминация по признакам пола расы национальности языка происхождения имущественного и должностного положения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным объединениям а также другим обстоятельствам.
III.II Обеспечение личной безопасности участников уголовно-процессуального доказывания
В современном праве беспрестанно растет количество норм ориентированных на человека на его личность. Множество государств работает над созданием а в дальнейшем совершенствованием общечеловеческих стандартов прав и свобод граждан а также предусматривают необходимые для этих организаций меры по обеспечению защиты данных прав и свобод от посягательств. Более того государствами предусматриваются всевозможные способы личной защиты с помощью юридических механизмов.
Особое место в решениях международных сообществ занимает выработка и последующее юридическое закрепление основных правовых гарантий всецело соответствующих справедливому правосудию. Одно из основных направлений – защита участников уголовного процесса которые непосредственно были подвергнуты насилию либо угрозам . Как ни странно с годами количество заинтересованных в этой проблеме граждан активно растет. Это объясняется обострением мирного положения общества в связи с расширением масштабов организованной преступности создающей реальную угрозу в отношении функционирования правосудия.
Изо дня в день все больше посягательств осуществляется на сотрудников судебных и правоохранительных органов. Помимо них объектами покушения незаконно организованных групп зачастую являются свидетели и другие участники уголовного процесса. Такие проявления можно смело назвать беспределом так как иногда преступные сообщества развязывают настоящие войны по борьбе с правоохранительными органами.
Для обеспечения гарантии прав и свобод граждан был разработан Международный Пакт о гражданских и политических правах. Особенность данного пакта заключается в том что в нем детально расписаны и четко разграничены международные стандарты в уголовном судопроизводстве. Предшественником Международного Пакта является Всеобщая декларация прав человека. Главное отличие этих двух документов – активное стремление Пакта в обеспечении гарантируемых прав. Так ст.14 перечисляет конкретные предписания относительно гарантий в уголовном судопроизводстве .
Кроме того все государства-участники подписавшие Пакт обязуются выполнять следующие
а обеспечить любому лицу права и свободы которого признаваемые в настоящем Пакте нарушены эффективное средство правовой защиты даже если это нарушение было совершено лицами действовавшими в официальном качестве
б обеспечить чтобы право на правовую защиту для любого лица требующего такой защиты устанавливалось компетентными судебными административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом предусмотренным правовой системой государства и развивать возможности судебной защиты
в обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты когда они предоставляются .
Особенность данного пакта в том что несмотря на то что его положения носят достаточно общий характер они одновременно имеют большое значение для любого лица к которому это может быть применимо. Однако на этот счет существует оппозиционное мнение. Как считает А.Д. Бойков международные пакты о правах человека не выделяют потерпевшего как отдельную процессуальную фигуру отмечая только обвиняемого подсудимого либо осужденного .
Стоит заметить что не только Пакт о гражданских и политических правах содержит нормы такого характера. Подобные предписания также закреплены в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Данный документ принято называть кодексом этических норм для правоохранительных органов на международном уровне. Основой его является положение о том что должностные лица осуществляющие полицейские функции при выполнении своих обязанностей должны уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. Помимо этого кодекс призывает к сохранению тайны всех сведений конфиденциального характера которые относятся к личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких лиц и особенно их репутации а также запрещает осуществлять подстрекать или терпимо относиться к любому действию представляющему собой жестокие бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения . Для обеспечения эффективности достижения поставленных целей международное сообщество разработало «Руководящие принципы эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Данный документ обязателен к рассмотрению сотрудниками правоохранительных органов при выполнении полицейских функций а также при особом отборе на прохождение специального обучения до вступления в должность.
Одновременно с принятием вышеперечисленных международных норм для обеспечения эффективное функционирование органов безопасности в своё время шла разработка особых документов направленных на защиту целого ряда должностных лиц при условии честного и добросовестного осуществления своих функций. Основным таким документом признан сборник «Основных принципов касающихся независимости судебных органов» в п. 11 которого говорится о том что безопасность судей необходимо закреплять в Конституции либо иных законах страны и гарантировать государством. Помимо этого запрещено неправомерное и незаконное вмешательство в судебный процесс а также каждое государство обязано обеспечить надлежащие условия функционирования правосудия .
На ряду с «Основными принципами касающихся независимости судебных органов» были разработаны «Основные принципы касающиеся роли юристов» основополагающей идеей которых является профессионализм ассоциаций юристов так как именно они играют главную роль в доброкачественном обеспечении соблюдения профессиональных норм. Более того соблюдение этических норм также не мало важно в данной сфере для обеспечения защиты членов от преследований и посягательств на их жизнь. Согласно данным принципам каждое государство должно предоставить юристам работающим на их территории беспрепятственную среду для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. К довершению всего при возникновении какой-либо опасности либо угрозы их безопасности государство обязано обеспечить им надежную защиту.
Нельзя не отметить что большую часть принципов и стандартов защиты участников уголовного судопроизводства в целом вырабатывают международные организации. Имеется ряд таких интернациональных соглашений между государствами разделяющими одни интересы в данном направлении.
Наиболее распространённые и применяемые конвенции были приняты Советом Европы их количество насчитывает более 140 единиц причем большинство из этих конвенций считаются открытыми по сей день то есть к ним могут присоединиться любые европейские государства.
Такое большое количество международных соглашений содержащих стандарты защиты участников уголовного судопроизводства порождает сложность их применения. Это объясняется тем что в некоторых случаях можно увидеть дублированность отдельных принципов. Именно поэтому на сегодняшний день перед мировым сообществом возникает вопрос об имплементации рассмотренных норм международного гуманитарного права.
Заключение
Библиографический список
16. Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия уголовное право уголовный закон уголовно-правовая политика. СПб. 2003.
17. Лукашева Е.А. Право мораль личность. М. 1986.
18. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М. 2008.
19. Махоткин В.П. Общественная опасность преступления. — М. Академия МВД РФ 2006.
20. Нагорная И.И. Моральная упречность и уголовно-правовая вина на примере доктрины смягчающих обстоятельств в странах Африки.
21. Петин И.А. Нравственность и справедливость уголовного права Российский следователь. 2009. N 14.
22. Разин А.В. Этика Учебник для ВУЗов А.В. Разин Москва Академ. проект 2004.
23. Cмиренко В.С. Основы борьбы с организованной преступностью. — М. 2006.
24. Стротович М. С. Проблемы судебной этики– М. 1974.
25. Сурожский А. О встрече. Клин 1999.
26. Фаргиев И.А. Уголовно-правовые и криминологические основы учения о потерпевшем. – М. Издательство Р. Асланова Юридический центр Пресс 2009.
27. Шитов А. Н. Моральные основания права Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.