ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ…5
1.1. Состояние здоровья подрастающего поколения как предпосылка к необходимости формирования оптимальных двигательных режимов …5
1.2. Нормы двигательной активности и способы её объективной оценки.…13
1.3. Анализ современного содержания физического воспитания в средней общеобразовательной школе17
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….31
2.1. Цель и задачи исследования31
2.2. Методы исследования…31
2.3. Организация исследования…34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ35
3.1. Оценка режима дня младших школьников.35
3.2. Моделирование двигательного режима младших школьников…37
3.3.Экспериментальное обоснование методики формирования рационального двигательного режима учащихся младших классов.…39
Выводы..45
Практические рекомендации….47
Список использованной литературы48
Приложения 51

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4273. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Актуальность. Одной из приоритетных задач Российской Федерации является формирование нового поколения обладающего знаниями и умениями соответствующими современным требованиям разделяющего традиционные нравственные ценности готового к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным «…Формирование гармоничной личности воспитание гражданина России – зрелого ответственного человека в котором сочетаются любовь к большой и малой родине общенациональная и этническая идентичность уважение к культуре традициям людей которые живут рядом».
Проблема воспитания подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта является одной из приоритетных задач образования.
Практика современной школы в течение ряда лет демонстрирует массовое снижение физической активности обучающихся. Это обусловлено прежде всего влиянием Нового времени в условиях научно-технического прогресса что приводит к ухудшению состояния здоровья повышенному травматизму и как следствие низкому уровню физической работоспособности обучающихся. Данная тенденция довольно остро ставит вопрос о разработке новых форм и подходов в реализации программ общего и дополнительного образования физкультурно–спортивной направленности сохраняя при этом традиционные и культурные ценности.
Таким образом исследование двигательной активности и проектирование мер по её оптимизации у современных учащихся младших классов весьма актуально и современно.
Цель исследования – совершенствование школьного физического воспитания.
Объект исследования процесс школьного физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования двигательный режим учащихся младших классов.
Гипотеза исследования предполагается что объективная оценка показателей двигательной активности учащихся младших классов и целенаправленное формирование рационального двигательного режима на основе системного проведения занятий футболом в школьной спортивной секции окажет положительное влияние на здоровье и работоспособность школьников.
Научная новизна исследования заключается в том что теоретически и экспериментально обоснована целесообразность проведения секционных занятий футболом для эффективного повышения двигательной активности и привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом учащихся младших классов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях разного вида.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

1.1. Состояние здоровья подрастающего поколения как предпосылка к необходимости формирования оптимальных двигательных режимов

По мнению большинства учёных полная реализация человеком его биологических и социальных функций реализация творческого потенциала заложенного в каждом ребёнке возможно лишь при условии хорошего здоровья [12 27].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного психического и физического благополучия.
По определению учёных под здоровьем понимают процесс сохранения и развития физиологических биологических и психических функций оптимальной трудовой и социальной активности максимальной продолжительности активной творческой жизни.
Здоровье людей особенно молодых членов общества является наиважнейшей социальной и экономической ценностью без высокого уровня здоровья невозможно полноценное раскрытие индивидуального потенциала личности невозможен прогресс общества в целом.
Здоровье людей является сложным явлением формирующимся под воздействием разнообразных факторов требующих самого полного изучения осмысления и учёта при разработке и реализации профилактических оздоровительных и физкультурных программ. По мнению многих учёных особое место в формировании здоровья принадлежит физическому воспитанию [4 8 14 21 35].
В настоящее время хорошо известна ведущая роль социальных условий и факторов в формировании здоровья населения. Исследования ряда учёных [1318] показали что формирующее воздействие на здоровье оказывают наследственность – 204 окружающая среда – 199 образ жизни – 512 медицина и здравоохранение – 85 .
Состояние физического здоровья и физического развития подрастающего поколения приобретает в настоящее время в Российской Федерации особую остроту поскольку отличается резким ухудшением.
Основополагающей задачей государственной политики города Москвы является создание условий для роста благосостояния населения национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором определяющим состояние здоровья населения является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
Статистика свидетельствует что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 — 50 процентов населения тогда как в Российской Федерации — только около 11 .
Кроме того о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика.
Показатели здоровья и физической подготовки детей молодежи призывников количество курильщиков в Российской Федерации рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта.
По данным международных организаций Российская Федерация находится на 143-м месте в мире по показателю ожидаемой продолжительности жизни 67 лет. В то же время в развитых странах где осуществлялись целевые программы в области физической культуры показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам. Именно поэтому в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений.
Для преодоления комплекса существующих проблем со здоровьем подрастающего поколения многие учёные проводили комплексные исследования с целью выявить основные факторы наиболее существенно влияющие на снижение здоровья подрастающего поколения [68].
По их мнению наиболее существенное негативное влияние на здоровье оказывают школьные факторы риска несоответствующая возрастным и индивидуальным особенностям организация учебно-воспитательной деятельности гиподинамия неэффективная организация физического воспитания.
Министерство образования Российской Федерации провело исследование и выявило основные школьные факторы риска это
— провалы в системе физического воспитания
— неграмотность родителей и педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья
— отсутствие работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
— частичное разрушение служб школьного врачебного контроля
— несоблюдение физиолого-гигиенических требований к учебному процессу.
Выявленные факторы требуют пристального рассмотрения и разработке незамедлительных и комплексных мер по их устранению одновременно с научным обоснованием предложенных методик и организационных мероприятий.
Ряд учёных провели комплексное изучение состояния здоровья учащихся школ различного профиля. В ходе этого исследования было выявлено что на фоне сложной экологической обстановки комплекса социально-экономических проблем узко лечебной а не профилактической специализации медицины ярко прослеживается тенденция увеличения ослабленных детей [4615243436].
Учебная нагрузка в условиях сниженной физической активно¬сти и переработки большого объема информации нередко приводит к умственным перенапряжениям. Ежедневный дефицит движения и умственные перегрузки нередко приводят к нарушению сна и аппетита раздражительности головным болям и другим нарушениям.
Наиболее эффективным способом повысить умственную и физическую работоспособность современных детей и подростков является организация школьного физического воспитания особенно внеурочного так чтобы компенсировать наблюдающийся во всех контингентах дефицит двигательной деятельности.
Разнообразные формы физического воспитания которые могут быть реализованы в стенах образовательных учреждений являются резервом положительного влияние на оптимизацию двигательной деятельности в процессе пребывания ребёнка в школе поскольку именно школа – это та социальная структура которая охватывает всех без исключения детей и подростков.
По данным Министерства здравоохранения диспансеризация детского населения за последние годы показала резкое снижение — с 45 до 32 — доли здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют 5 млн. юных граждан 642 тысячи – это дети-инвалиды.
В настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом регулярно.
Многочисленными исследованиями доказано благотворное влияние на укрепление здоровья оптимального режима двигательной активности.
Ещё в 1972 году А. Г. Сухарев экспериментально доказал значение гигиенически обоснованных режимов двигательной активности школьников для сохранения и укрепления здоровья однако несмотря на это режим дня современных школьников становится всё менее активным. И следствием этого наряду с другими негативными факторами является катастрофическое ухудшение здоровья [4636].
В ходе 4-ёх летнего исследования первоклассников было выявлено что с каждым годом их здоровье снижается растёт общая заболеваемость у детей затруднена адаптация к учебной деятельности снижена способность к выполнению школьных функций. Подобное состояние снижает эффективность самых передовых технологий и делает невозможным повышение качества образования подрастающего поколения.
Особенные опасения вызывают дети обучающиеся в инновационных учебных заведениях или по инновационным образовательным программам. В таких школах нарушения со стороны нервной системы составляют 81 аллергические реакции – 45 отклонения в работе сердечно-сосудистой системы – 36.
В целом отмечено что основными формами школьной патологии являются болезни опорно-двигательного аппарата миопия хронические заболевания отмечаются у 40-45 школьников функциональные нарушения – у 40 детей здоровы только 8-10 процентов учащихся.
Основной причиной подобного состояния по мнению многих авторов является высокая учебная нагрузка. Рабочая неделя старшеклассников составляет 60-70 часов вместо 36 часов по плану на сон остаётся не более 7 часов а двигательная активность и вовсе в такой план не включена.
Фактическая учебная нагрузка по данным учёных особенно в лицеях гимназиях и в классах с углублённым изучением отдельных предметов составляет 62 — 67 часов в день а в основной школе – 72 – 83 часа. Вместе с приготовлением уроков рабочий день современного школьника доходит до 15 часов в день. Среди подростков началась самая настоящая эпидемия хронической усталости которая не может крайне неблагоприятно сказаться на здоровье подрастающего поколения.
Среди основных факторов риска отмечается недостаточная двигательная активность. У современных школьников наблюдается в многолетней динамике рост заболеваемости который является ярко выраженным и составляет 324.
По исследовательским данным современным молодым людям 14-16 лет присущи вредные привычки более 12 школьников курят более 90 употребляют алкоголь наркотические вещества употребляют около 11 школьников 14-16 лет.
Наблюдается неблагоприятная динамика физического развития в течение школьного обучения доля детей нормального физического развития снижается нарастает число лиц с избыточной массой тела. Исследования позволили установить что здоровье школьников посещающих группы продлённого дня хуже чем у детей такие группы не посещающих [8].
Таким образом общество должно предпринять кардинальные меры по выходу из этого замкнутого круга. Необходимо сделать существенный прорыв разработать и внедрить в жизнь подрастающего поколения комплекс мероприятий способных существенно оздоровить наших детей.
Такое положение вызывает необходимость разработки принципиально новых методических основ школьного образовательного процесса и поскольку медицина не справляется с проблемами здоровья подрастающего поколения именно школа должна взять на себя часть функций по формированию здоровья детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса. Причём оздоровительные мероприятия должны учитывать индивидуальные особенности развития и состояния ребёнка.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования проведённые в последнее десятилетие убедили педагогов и руководителей системы образования физической культуры и спорта и здравоохранения в необходимости незамедлительной разработки научно обоснованных мер для сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения [26824].
Таким образом по мнению авторитетных учёных комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья в большей мере должна включать в себя направления работы непосредственно связанные с физическим воспитанием школьников повышение двигательной активности комплексную организацию физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий теоретические уроки здоровья лекции беседы.
По утверждению авторов в настоящее время реализуемые в школах мероприятия неэффективны влияние школьных факторов риска на здоровье детей остаётся практически без изменения.
Насыщение режима дня дошкольника интеллектуальными обучающими программами ведёт к существенному снижению двигательной активности ведь ребёнку в данном возрасте необходимы игры прогулки естественные движения не ограниченные необходимостью сидеть на месте [11].
Как отмечают специалисты института возрастной физиологии РАО [15] снижение двигательной активности усугубляется во время школьного обучения. Этому способствуют такие обстоятельства как нарушение максимально допустимой учебной нагрузки.
Согласно требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации домашние задания в первом классе не предусмотрены однако в подавляющем большинстве школ они есть. Первоклассники тратят на их приготовление в среднем по 37 минут а 30 тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа в выходные дни учащиеся 1 класса также занимаются домашними заданиями.
У учащихся старших классов рабочая неделя доходит до 50 и более часов что на 10 часов больше еженедельной рабочей нагрузки взрослого человека.
Вторым обстоятельством ведущим к снижению двигательной активности является подавляющее большинство «сидячих» занятий и практическое отсутствие в учебном плане предметов связанных с движениями со сменой формы организации урока прогулки экскурсии игры труд и др..
При переходе ребёнка из начальной школы в среднюю негативные тенденции нарастают. Это обусловлено наличием большого количества учителей каждый из которых стремиться обеспечить высокое качество знаний по своему предмету увеличивая количество заданий усложняя программу. Общая координация трудоёмкости школьных заданий как правило отсутствует. В этот сложный период учителя как правило не учитывают возрастных особенностей детей данного возрастного контингента время обучения в 5-6 классах совпадает с первым критическим периодом полового созревания ребенка и что этот период его жизни связан с некоторым замедлением развития уменьшается скорость чтения письма увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Следовательно учителям необходимо несколько снизить учебную нагрузку дождаться адаптации ребёнка к новым условиям обучения а нагрузка наоборот увеличивается что не может не сказаться на ухудшении здоровья [4613].
Серьёзное беспокойство вызывает организация учебного процесса в образовательных учреждениях нового типа лицеях гимназиях колледжах. Число гимназистов заканчивающих учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления на 20-30 выше чем в общеобразовательных школах.
В заключение данного раздела необходимо выделить несколько положений.
Анализ состояния здоровья российских школьников проводимый различными учёными и органами государственного управления свидетельствует о серьёзном неблагополучии.
По единодушному мнению всех учёных занимающихся вопросами здоровья и физического развития детей в настоящее время всё более усугубляется наметившаяся несколько десятилетий назад тенденция неуклонного ухудшения здоровья подрастающего поколения.
Особое место и ответственность в оздоровлении и физическом развитии детей отводится общеобразовательной системе и общеобразовательным учреждениям как социальным институтам охватывающим всё подрастающее поколение.
Учёные считают что более чем на 50 здоровье зависит от адекватной организации физического воспитания от здорового образа жизни детей от оптимально организованной двигательной активности
Для преодоления существующих проблем необходима координация всех усилий а именно координация государственных органов образования педагогов школ медицинских работников родителей спортивных организаций и др.
Такие усилия по данным учёных необходимо направить на принципиальное изменение школьного образовательного процесса существенное снижение учебной нагрузки включение в учебный день различных форм физкультурно-оздоровительных занятий формирование у школьников и педагогов знаний навыков и убеждений по рациональной организации режима дня.
1.2. Нормы двигательной активности и способы её объективной оценки
Различают привычную и специально организованную двигательную активность. К привычной двигательной активности согласно определению Всемирной организации здравоохранения относят виды движений направленные на удовлетворение естественных потребностей человека. Сюда относят усилия направленные на личную гигиену приготовление пищи действия в процессе производственной или учебной деятельности [13].
Специально организованная двигательная активность включает различные формы занятий физическими упражнениями активные передвижения на работу или учёбу игры прогулки [36].
В школьном возрасте специально организованная двигательная деятельность присутствует в обязательном порядке в виде уроков физической культуры и других форм физического воспитания таких как физкультминутки и физкультпаузы подвижные перемены часы здоровья спортивно-массовые мероприятия реализуемых в школах. Кроме этого существуют формы добровольных занятий физическими упражнениями в школах — это школьные секции абонементные группы и самостоятельное физкультурное времяпровождение на переменах и на прогулках. Все перечисленные компоненты в совокупности формируют специально организованный режим двигательной деятельности школьников [13].
Величина двигательной активности колеблется от максимума доходя до оптимума и минимума. Оптимум двигательной активности является необходимым условием достижения I степени здоровья. Пределы оптимума определяют как максимум так и минимум двигательной активности. Превышение максимума и принижение минимума отрицательно влияют на здоровье.
Для оценки параметров двигательной активности необходимо уточнение понятия «норма». Под нормой понимают зону оптимального функционирования системы. Сопоставительная норма – устанавливается после сравнения показателей людей принадлежащих к одной совокупности. Индивидуальная норма – сравнение показателей одного человека в различных состояниях. Должная норма – устанавливается на основании требований которые предъявляются человеку условиями жизни профессией бытовыми условиями [10 13].
Однако представленные определения норм не так однозначны. В медицинской практике неоднократно предпринимались попытки охарактеризовать норму развития человека [25]. Под нормой в медицине понимают типичное состояние характерное для большинства людей среднестатистическое состояние человека. Однако в настоящее время существуют многие показатели близорукость сколиоз повышенное артериальное давление присущие большинству людей.
В результате многочисленных исследований было установлено что человек при детальном рассмотрении весьма далёк от нормы и представляет собой индивидуальную совокупность признаков.
На каждого человека влияют различные факторы наследственность социальная среда условия жизни труда и т.д. что ведёт к существенным различиям в морфофункциональном состоянии и особенностях ежедневного поведения.
Как утверждают исследователи [24] не существует нормальной группы людей со стабильными совершенно одинаковыми свойствами – всем людям от младенчества до старости свойственно разнообразие этих свойств.
В литературных источниках рассматривающих вопросы двигательной активности представлены нормы двигательной активности детей и взрослых различного возраста [1336].
В данном случае приводятся экспериментальным путём полученные гигиенические нормы двигательной активности то есть такой объём двигательной активности который является оптимальным для человека поддерживает и укрепляет его здоровье. Таким образом под гигиенической нормой двигательной активность мы понимает не те её характеристики которые присущи большинству людей а те что способствуют поддержанию здоровья.
Суммарная двигательная активность за определённый промежуток времени час сутки неделя и др. оценивается по продолжительности двигательного компонента за это время количеству локомоций величине энергозатрат.
Гигиенической нормой суточной двигательной активности по А.Г. Сухареву школьников принято считать 15-30 тысяч шагов. Возрастные нормы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Возрастные нормы суточной двигательной активности
иалисты гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел от минимально необходимой величины нижняя граница до максимально допустимой верхняя граница. За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокинезия или как гиперкинезия. Применение этих и подобных гигиенических норма-тивов учителем физической культуры позволит на научной осно¬ве разрабатывать новые или совершенствовать традиционные фор¬мы организации физического воспитания школьников оптими¬зировать их двигательную активность чтобы достичь максимально¬го оздоровительного эффекта [811].
Под оптимальной двигательной активностью принимается такой ее уровень который способен дать максимальный оздоровительный эффект А.Г. Сухарев 1991. Таким образом в специальной литературе представлены полученные экспериментальным путём гигиенические нормы двигательной активности для людей различного возраста и пола ориентация на которые позволяет добиваться наиболее возможного оздоровительного эффекта. Они и должны служить ориентиром в организации школьного физического воспитания.
1.3. Анализ современного содержания физического воспитания в средней общеобразовательной школе
Физическая культура в общеобразовательной школе представляет собой совокупность уроков физической культуры являющихся обязательным для каждого здорового ученика и внеклассных занятий малой и крупной форм в которых ученик участвует по своему желанию. Эти занятия должны быть организованы на основании Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» на основании Федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре и на основании Федерального государственного образовательного стандарта по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности. Кроме того действует также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» Ст.2 п.1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования в разделе касающемся физической культуры предусматривает обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовленности учащихся. Обязательный минимум контролируется Министерством образования и науки РФ. Учащиеся должны демонстрировать определённые результаты в тестах на скоростно-силовые качества на выносливость и на координацию. Они должны правильно выполнять определённый стандартом минимум двигательных действий. Стандарт предусматривает выполнение физических упражнений на материале гимнастики лёгкой атлетики лыжной подготовки плавания новых видов спорта в зависимости от особенностей региона школа кадрового потенциала образовательного учреждения
Стандарт рассматривает примерные программы по физической культуре как ориентиры для разработки авторских программ в каждой школе. Такие программы обеспечивают творческий подход к учебному процессу и создают условия для выбора форм средств и методов обучения физической культуре.
Реализация школьных программ по физической культуре позволяет решать задачи тройного назначения оздоровительные образовательные и воспитательные. Первой основной и главной задачей физической культуры в школе является оздоровительная задача. Для её решения необходимо учитывать следующее
— все двигательные задачи должны соответствовать возрасту полу уровню физической подготовленности и состоянию здоровья каждого ученика
— объём и интенсивность физической нагрузки должны наращиваться постепенно
— необходимо всесторонне и гармонично развивать все основные физические качества учеников
— в ходе занятий необходимо осуществлять педагогический контроль адекватности нагрузки [25].
Оздоровительное значение уроков и занятий по физической культуре предусматривает прежде всего нормальное развитие ребёнка по возрастному и половому признакам. Показатели физического развития — рост вес окружность грудной клетки жизненная ёмкость лёгких мышечная сила — оцениваются на основании стандартов разработанных для различных возрастных групп школьников в соответствующих районах Российской Федерации. Стандарты представляют собой таблицы с показателями физического развития детей по соответствующим группам в виде должных значений. Физическая подготовленность школьников определяется по нормативам – некоторым должным показателям тестам представленным также в стандартах. В настоящее время является обязательным для школьной физической культуры тестировать детей дважды в год – в начале и в конце учебного года. Это позволяет осуществить сравнение тестовых показателей снятых в начале и в конце учебного года и таким образом определить динамику изменений этих показателей у каждого ребёнка.
Таким образом в соответствие с оздоровительной задачей физической культуры необходимо использовать все средства и методы что обеспечить укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие каждому ребёнку.
Школьная физическая культура решает также задачу образовательной направленности. У школьника должны быть сформированы основы техники изучаемых движений для использования приобретённых навыков и умений в дальнейшей самостоятельной жизни. Общеизвестно что научить чему – либо значительно проще чем переучить уже наученному. Особенно это касается детей и подростков. Таким образом сразу же т.е. в 10 – 12 лет надо учить правильному выполнению основных движений. Необходимо также обучить ребёнка корректному представлению о значении и смысле физической культуры в жизни человека особенно человека молодого. Школьник должен знать что здоровый образ жизни к которому в настоящий момент стремится всё образованное общество основан на регулярных занятиях физической культурой. Таким образом образовательная задача школьной физической культуры содержит два основных положения формирование багажа жизненно важных двигательных умений и навыков обучение методикам его использования для гармоничного развития человека и обучение основам здорового образа жизни раскрытие смысла и значения физической культуры в жизни современного человека [25].
Третья направленность в преподавании физической культуры носит воспитательный характер что особенно важно в настоящий момент времени.
После окончания средней школы при введении человека в самостоятельную жизнь никаких регулярных занятий по физической культуре наш гражданин не получает. Исключение составляют только те граждане которые после школы поступили в среднее или высшее учебное заведение. В этих заведениях так же как и в средней школе программой предусмотрены занятия по дисциплине «физическая культура». Эти занятия проводятся только на первых двух курсах а в дальнейшем молодой человек предоставлен сам себе. По окончании учёбы человеку необходимо продолжить такие занятия может быть в силу состояния здоровья нужно даже их интенсифицировать. Всё это человек должен делать сам. Это значит что к моменту окончания учёбы необходимо знать основы рациональной двигательной деятельности иметь навыки грамотного использования средств физической культуры для индивидуального физического совершенствования и самое важное осознавать жизненную необходимость и потребность в регулярной двигательной активности в регулярном выполнении определённых комплексов физических упражнений. Все эти основы должны быть заложены в школьные годы когда ребёнок свободно воспринимает новую информацию и готов к длительному её использованию. Обратим внимание на то что воспитательная направленность физической культуры содержит своим необходимым элементом рекламу и пропаганду физической культуры. Эти элементы должны находиться в сфере постоянного внимания учителей и администрации школы. Между тем как показывают исследования учёных даже уроки физической культуры являющиеся обязательными для всех здоровых учеников посещают далеко не все. Не только дети но даже их родители стараются уклониться от уроков физической культуры так как им кажутся эти уроки незначительными и бесполезными. Ученики и родители настроены на глубину ментальных знаний в силу того что конкуренция за будущие рабочие места основана на таких знаниях. Это значит что вопросы рекламы и пропаганды физической культуры становятся такими же значимыми как и сама физическая культура. Таким образом воспитательная направленность физической культуры в настоящее время приобретает более глубокий смысл [25].
Можно сделать заключение о том что действенность системы физического воспитания в средней школе обеспечивается
— высокой эффективностью уроков физической культуры и их содержательной направленностью
— объёмом и количеством массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня
— широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре спорту и туризму
— пропагандой и рекламой регулярных занятий физическими упражнениями и основ здорового образа жизни.
Классные руководители и учителя должны добиваться соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены. В школе должна быть разработана система мероприятий по пропаганде и рекламе физической культуры в жизни учащихся. Необходимо учитывать что школьные спортивные соревнования также являются частью пропаганды физической культуры. Учащиеся должны осознавать что именно в регулярных занятиях физической культурой – залог здоровья и высокой работоспособности следовательно залог дальнейшей эффективной деятельности по реализации своих способностей и деятельности на благо общества.
На основании исследования специальной литературы можно заключить что современная физическая культура в средних общеобразовательных школах соответствует схеме представленной на рисунке 1.
Рис. 1. Схема возможных форм занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях
Наиболее эффективным способом повышения двигательной активности детей является правильная организация школьного физического воспитания. С этой целью необходимо детально изучить все возможные формы двигательной деятельности учащихся в школе и каждому ученику конкретно рекомендовать определённые формы. К числу таких форм См. схему на рис. 1 относятся следующие [25].
Гимнастика до занятий. Представляет собой небольшой комплекс физических упражнений выполняемых в определённой последовательности – так чтобы нагрузка нарастала постепенно. Начало гимнастического комплекса представляют упражнения на дыхание а окончание – успокаивающие упражнения. Установлено что гимнастика до занятий является одной из составных частей физкультурно-оздоровительной работы и имеет большое гигиеническое значение. Её цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности организма отодвинуть развитие утомления. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня способствует воспитанию привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. В практике проведения школьной гимнастики до занятий имеются самые разные способы её проведения. Упражнения входящие в комплекс гимнастики должны соответствовать возрастным физическим и функциональным возможностям школьников их подбор должен производиться в соответствие с характером воздействия на организм.
Смену комплексов рекомендуется проводить один раз в 2 – 3 недели. Рекомендуется заменять упражнения которые быстро усвоились и потеряли свой физиологический эффект.
Физкультминутки. Физкультминутки представляют собой кратковременные серии физических упражнений используемые для активного отдыха. Обычно — это 3 – 5 физических упражнений во время урока уроки – предметных циклов не уроки физической культуры. Общее время проведения физкультминуток за урок – 5 – 7 минут. Зачастую такие серии упражнений проводятся с музыкальным сопровождением с элементами само — массажа и другими средствами помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминуток выбирает сам учитель ориентируясь на утомление учеников. В течение урока обычно проводят 1 – 2 физкультминутки. После третьего урока физкультминутки проводить необходимо.
В состав упражнений для физкультминуток необходимо включать упражнения на формирование осанки укрепление зрения и упражнения направленные на организацию рационального дыхания. Как правило большинство учащихся не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем снижению насыщения крови кислородом нарушению обмена веществ. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам которые не были загружены при выполнении текущей деятельности а также способствовать расслаблению мышц выполняющих статическую или статодинамическую нагрузку. Упражнения которые выполняются впервые показывает учитель. Упражнения физкультминуток по своему характеру весьма простые не требующие сложной координации. Эти упражнения охватывают большие группы мышц снимающие статическое напряжение активизирующие дыхание усиливающие кровообращение и лимфообращение т.е. устраняющие застойные явления вызываемые длительным сидением за партой.
Для преемственности между физкультминутками проводимыми разными учителями – предметниками в одном классе в течение дня организатору их проведения — обычно это учитель физической культуры или педагог дополнительного образования – необходимо составить примерную программу для каждого учителя которая соотносится с расписанием уроков.
Подвижные перемены. Игры на переменах – один из компонентов двигательного режима школьников в ходе учебного дня. Они представляют собой форму физического воспитания школьников. Подвижные игры – основной вид физического воспитания учеников на переменах. Их продолжительность обычно равна 20 минутам организация таких перемен осуществляется после третьего урока. Подвижные игры проводятся на свежем воздухе — на стадионе пришкольном участке и т.д. а в случаях плохой погоды — в специализированных помещениях актовых залах или рекреациях.
Подвижные перемены помогают укреплению здоровья активному отдыху и поддержанию работоспособности на последующих уроках. Содержание подвижной перемены определяется доступностью для всех желающих поиграть постепенностью перехода от простых игр и упражнений к более сложным соответствием предлагаемых заданий психическим и физическим особенностям организма воспитанием коллективизма в группе и её сплочённости. Желательно чтобы школьники сами выбирали упражнения и игры и умели бы их самостоятельно организовать.
Для успешного проведения подвижной перемены проводится предварительный инструктаж учителей и старших школьников по содержанию занятий.
Динамический час. Динамический спортивный час – основная форма занятий физическими упражнениями в группах продлённого дня. Группы могут формироваться из параллельных классов и не обязательно только из числа школьников посещающих группу продлённого дня. Этот вид физкультурно-оздоровительной работы раскрывает большие возможности в организации продолжительного активного отдыха детей в режиме учебного дня. Динамический час помогает устранить гиподинамию школьников укрепляет их здоровье решает основные задачи физического воспитания. В целом динамический час введён в режим школ с целью отдыха школьников после уроков и «зарядки» для последующей учебной деятельности. Задачами динамического часа являются разрядка умственного напряжения детей противодействие утомлению обеспечение эффективного отдыха повышение работоспособности школьников укрепление их здоровья совершенствование физического развития и повышение двигательной активности.
Большое значение имеет правильное распределение и дозирование нагрузки на спортивном часе. Слишком малые нагрузки снижают ценность активного отдыха а чрезмерные – отрицательно сказываются на последующей учебной деятельности. Повышать физическую нагрузку надо постепенно постоянно контролируя состояние учеников. Особое внимание следует уделять правильному дыханию осанке и технике выполнения движений.
Туристические походы. Туристические походы есть часть школьного туризма который в последние годы приобрёл статус отдельного сегмента рынка. В настоящей работе рассматривается только самодеятельный туризм предполагающий реализацию в виде туризма как вида спорта и как вида проведения досуга. Туризм как вид спорта предполагает проведение тренировочных походов маршрут которых разрабатывается школьным учителем физической культуры и им же проводится и организация похода. Такие походы имеют в виду прежде всего проведение активного отдыха школьников и знакомство с родным краем. Учитель физической культуры должен привлекать к таким походам других учителей например учителя географии родителей и старших школьников. Наличие взрослых людей в походе очень важно так как дети особенно в походе требуют дополнительного внимания.
Большое значение для школьников 10 – 12 лет имеет познавательный туризм. Целью этого туризма является познание новых явлений событий фактов. Это может быть знакомство с достижениями науки и техники с образом жизни других людей и их бытом природой красивыми видами и т.д. Большое значение для детей данного возраста имеет знакомство с культурными ценностями музеями галереями памятниками архитектуры культовыми сооружениями и т.д. Целесообразно организовывать пешие экскурсии с познавательными целями.
Существует также туризм с целями физического воспитания что особенно важно для детей с низкой двигательной активностью. Этот вид туризма предполагает знакомство с новыми видами спорта двигательными действиями а также с перспективными средствами методами и методиками физического воспитания. К туризму с целями физического воспитания относятся выезды в другие города на соревнования или для участия в физкультурно-массовых мероприятиях.
К походам можно также отнести и короткие экскурсии. Хотя двигательная деятельность в этом случае ограничена дети познают много нового — это расширяет их кругозор и позволяет познавать много нового. Экскурсии можно планировать на разные по удалённости объекты чем можно регулировать степень двигательной активности.
Кружки физической культуры. Кружки физической культуры создаются в школах для младших школьников. Дело в том что старшим и средним школьникам которые возможно уже избрали определённый вид спорта подходят занятия в спортивных секциях а младшие школьники ещё не определились в своих спортивных интересах и потому им предлагается вообще физкультурно-оздоровительная деятельность. Кружки по физической культуре могут вести не только учителя физической культуры но и учителя – предметники в связи с чем в школе можно организовать большее количество кружков физической культуры. В кружках дети осваивают под руководством учителя новые виды двигательной деятельности но главное назначение кружков – это занятия подвижными играми. Установлено что подвижные игры – наиболее подходящий вид двигательной деятельности для детей младшего школьного возраста.
Во время проведения различных форм физкультурно-оздоровительной работы в школе может оказаться что ряд школьников в возрасте от 10 до 12 лет показывают повышенные спортивные результаты или проявляют особенную склонность к спортивной деятельности. Учитывая их юный возраст они могут быть пригодными к участию в работе детско-юношеских спортивных школ что особенно важно как для этих детей так и для работы ДЮСШ и вообще для спорта. В связи с этим необходимо выявлять таких детей проводить вводную беседу с ними и их родителями а также предложить им усиленные занятия по избранному виду спорта. По мере взросления дети из кружков переходят в спортивные секции уже имея определённый уровень физической подготовленности.
Школьные спортивные секции. Для детей 10 – 12 лет одной из наиболее важных форм занятий физическими упражнениями являются занятия в спортивных секциях. Эти занятия прежде всего позволяют школьникам заняться определённым избранным ими видом спорта. Секции ведут специалисты по физической культуре так что эти занятия проводятся на достаточно высоком уровне. Школьники избирающие определённый вид спорта обычно имеют к нему склонность так что знания и навыки полученные ими в секциях остаются у них на всю жизнь а некоторые из них занимаются в последствие этими видами спорта профессионально.
Обычно в школах секции культивируют самые распространённые и популярные виды лёгкую атлетику спортивные игры лыжный спорт и др. В последнее время весьма популярными стали восточные единоборства аэробика танцы и др.
Занятия в спортивных секциях позволяют выявить лучших спортсменов среди занимающихся скомплектовать сборную команду школы участвовать в соревнованиях на достаточно высоком уровне а также целенаправленно проводить работу по привлечению детей к регулярным занятиям спортом. Особенностью спортивных занятий в школьной обстановке заключается в том что секции требуют определённого материально-технического обеспечения помещения инвентаря формы и т.д. Кроме того секцию может вести не вообще учитель физической культуры а специалист по данному виду спорта что весьма затрудняет создание в условиях школы большого количества таких секций. Важным аспектом создания спортивной секции в школе выступает наличие профессионально подготовленных кадров.
Группы ОФП Общей физической подготовки. Группы ОФП предназначены для школьников всех возрастов. Формируется группа желающих заниматься ОФП разрабатывается для неё собственная методика преподавания разбивают детей на возрастные контингенты в рамках всей группы и составляют специальное расписание.
Основные виды занятий в группах ОФП направлены на развитие физических качеств детей. Подбор методик преподавания в этих группах – это подбор упражнений на развитие силы быстроты выносливости гибкости и ловкости. Занятия по этим методикам имеют очень большое значение для детей так как в этом возрасте самое главное – это разностороннее развитие физических качеств.
Для занятий в этой группе имеют большое значение всевозможные соревнования так как именно они позволяют качественно контролировать динамику развития физических качеств. В этих группах обучать тем или иным упражнениям могут не только специалисты или учителя но и старшие школьники которые одновременно занимаются сами и учат младших.
Спортивные праздники и фестивали. Спортивные праздники и фестивали должны быть в школе постоянным явлением. Идея этих мероприятий имеет двоякое значение. Во-первых праздники позволяют детям иметь дополнительную двигательную деятельность. В ходе праздника ребёнок участвует в дополнительных соревнованиях участвует в шествиях в подвижных играх. Всё это позволяет повысить двигательную активность. Такие мероприятия желательно проводить в школе не реже двух-четырёх раз в месяц.
Во-вторых наличие весёлых ярких массовых праздников привлекает детей к физической культуре и спорту. Глядя например на праздничные соревнования каждый ребёнок хотел бы проявить себя как сильный ловкий и быстрый спортсмен. Чем чаще дети будут видеть это воочию тем большее количество спортсменов будет в школе. Спортивные праздники и фестивали являются важным средством агитации и пропаганды спортивного стиля и образа жизни. Принципиальных различий между праздниками и фестивалями не существует. Праздник обычно посвящается определённой теме – например праздник Военно-морского флота праздник Нептуна праздник участников Олимпиады и т.д. Фестивали же представляют собой яркое физкультурно-спортивное зрелище отражающее возможности участников этого мероприятия. Возможны и другие формы спортивно-массовой работы которые регламентируются материально-техническими возможностями базы школы и творческим потенциалом педагогов.
Уроки физической культуры. Уроки физической культуры представляют собой форму обязательных занятий физическими упражнениями проводимых в школе по расписанию в течение 45 минут три раза в неделю. Уроки обязательны для всех здоровых детей. Дважды в год – в начале и в конце учебного года на уроках осуществляется тестирование на основе специально подобранных соответствующих возрасту и полу тестовых заданий. Тестирование позволяет проследить изменения в возможностях школьников и увидеть динамику развития и уровня физической подготовленности.
Уроки физической культуры призваны обеспечивать разностороннюю общую физическую подготовку учащихся. В ходе уроков дети обучаются различным видам двигательных действий овладевают основами техники и тактики в различных видах спорта развивают физические качества приобретают начальные сведения о правилах выполнения упражнений о видах спорта.
Важными факторами определяющими специфику уроков физической культуры являются основная направленность урока и конкретные задачи возрастные возможности и особенности детей многочисленность и неоднородность класса предметно-пространственная среда положение урока в расписании.
Соревнования. Внутри школьные и межшкольные соревнования представляют собой особый вид двигательной деятельности. В ходе соревнований ребёнок имеет возможность сравнить свои возможности с возможностями других детей само выражает и само реализует себя имею возможность повысить свой авторитет среди сверстников через спортивные достижения. Результат соревнований даёт ребёнку представление о том что именно ему нужно улучшить и чем необходимо заняться в ближайшее время. В ходе соревнований школьники реально видят преимущества детей систематически занимающихся спортом.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель исследования – совершенствование школьного физического воспитания.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику оптимизации двигательной активности для учащихся младших классов общеобразовательных школ средствами футбола.
3. Экспериментально доказать положительное влияние разработанной методики на здоровье учащихся.
2.2. Методы исследования
В данной работе были использованы следующие методы исследования
1. Анализ специальной литературы по проблеме исследования — представляет собой поиск чтение анализ и обобщение материала учебников учебных пособий периодической литературы научных статей по проблемам оптимизации двигательной активности. В ходе работы нами была изучена литература по проблеме исследования в том числе учебники методические пособия и проблемные статьи в научных журналах официальная информация в Интернет всего мы изучили 36 литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение является достаточно широко используемым в практике физической культуры методом научного исследования представляющим собой целенаправленное восприятие какого либо педагогического явления с помощью которого ведётся сбор фактического материала. В проведённом исследовании был осуществлён анализ и оценка режима дня и характера двигательной активности учащихся 10 – 14 лет. В ходе педагогической практики проводились наблюдения за содержанием школьного физического воспитания за характеристиками режима дня.
3. Анкетирование — метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизируемых вопросов анкеты. Анкета — объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета анализа. В исследовании мы разработали анкету о режиме дня и образе жизни учащихся младших классов представленную в Приложении 1.
4. Педагогический эксперимент — проводит сравнение педагогических процессов или их результатов.
5. Тестирование. Данный метод научного исследования был использован для определения общей выносливости учащихся. Для выявления уровня общей выносливости и сравнения его нами был отобран тест позволяющий определить уровень развития общей выносливости. Из множества существующих тестов нами были выбраны тесты которые естественны и доступны для школьников всех возрастно-половых групп не представляют собой сложные двигательные умения не требуют сложного оборудования и приспособлений и относительно просты по условиям организации и проведения. Тестирование состояло из 1-го теста определяющего уровень развития общей выносливости – это бег на 1000 метров.
Бег на 1000 метров выполнялся на школьном стадионе с высокого старта. Результат фиксировался с помощью секундомера с точностью до 01 секунды. Перед забегом в обязательном порядке проводилась 15 – минутная разминка. В процессе бега допускалось переходить на шаг. Тест направлен на оценку развития выносливости.
6. Моделирование – метод научного исследования предполагающий создание объекта с определёнными характеристиками замещающего объект-оригинал. Модели позволяют непосредственно изучить новые характеристики объекта-оригинала. В настоящем исследовании модели двигательного режима строились на основе гигиенически обоснованных параметров и реализуемых в школе форм физического воспитания. Модели позволили оценить влияние новых режимов двигательной активности на здоровье школьников.
7. Методы математической статистики — в работе использован метод средних величин позволяющий определить средние показатели и показатели рассеивания.
Для обработки полученного экспериментального материала нами было проведено вычисление средней арифметической величины ошибки средней арифметической среднего квадратического стандартного отклонения.
2.3. Организация исследования
Представленное исследования продолжалось с сентября 2016 года по апрель 2017 года. В исследовании выделены три взаимосвязанных этапа.
Первый этап имел продолжительность с начала сентября 2016 года по конец ноября 2016 года. Этот этап был посвящён анализу и обобщению специальных литературных источников по проблеме исследования формулировке гипотезы и проблемы исследования выделению объекта и предмета исследования постановке задач исследования.
Второй этап исследования длился до конца апреля 2017 года. В течение этого этапа нами были проведены измерения двигательной активности у школьников 3-их классов ГБОУ Школы …г. Москвы.
Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики. Так же была разработана методика оптимизации двигательной активности для учащихся младших классов общеобразовательных школ средствами футбола.
Во время последнего третьего этапа включительно до мая 2017 года нами был проведён компьютерный набор работы сформулированы выводы разработаны практические рекомендации.
Всего в исследовании приняло участие 18 школьников. Результаты исходного тестирования явились контрольными показателями эксперимента. Результаты итогового тестирования явились экспериментальными показателями эксперимента.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ
3.1. Оценка режима дня младших школьников
Для изучения режима дня испытуемых нами был применён метод анкетирования. Мы проводили анкетирование родителей учащихся 3-их классов участвующих в эксперименте. Анкета представлена в Приложении 1 данной работы.
Анкетирование показало что школьник встаёт в 7 час. 30 мин. в 8 час. 00 мин. приходит в школу из школы приходит в 13 час. 30 мин. В среднем на обед ужин переодевание и гигиенические процедуры он тратит порядка 1 час. 25 мин. В 22 часа школьник ложится спать. Свободное время посвящает подготовке уроков играм в компьютер просмотру телепередач. На выполнение физических упражнений времени практически не остаётся.
Данные анкеты также свидетельствуют о том что школьники практически не уделяют внимания тем мероприятиям которые направлены на укрепление здоровья а полностью сосредоточены на развлечениях и ведут малоподвижный образ жизни что наглядно представлено на рисунке 2.
Кроме всего результаты анкетирования позволили выявить каким видом двигательной деятельности занимается или желает заниматься современный ребёнок. Максимальное количество школьников хотят заниматься футболом именно в школьной секции так как это удобно по местоположению интересно по содержанию футбол захватывающая игра и бюджетно с экономической точки зрения занятия в футбольной школьной секции не требуют специальных финансовых затрат.
Рис. 2. Структура занятости учащихся испытуемых по видам деятельности и времени в течение дня мин.
Из проведённых нами исследований можно заключить что
— наибольшее количество времени ребёнок отводит урокам — этому он посвящает до 2 часов в день
— общение в социальных сетях — до 2 часов в день
— компьютерным играм — до 1часа в день
— просмотру телевизионных программ — до 15 часов в день
— работе по дому – до 30 минут в день
— прогулкам — до 30 минут в день.
Таким образом по режиму и его структуре можно сделать такие выводы
— время бодрствования соответствует 900 минутам — от 7час.30 мин. до 22час.
— из 15час.30мин. только 60 минут отводится на привычные виды двигательной деятельности
— 80 — 82 времени из всего времени бодрствования школьник находится в сидячем положении
— структура занятий школьника в режиме дня такова что наибольшее количество времени он посвящает урокам компьютерным играм просмотру телевизионных передач домашней работе социальным сетям и небольшим прогулкам. Такой двигательный режим не может быть охарактеризован как рациональный.
3.2. Моделирование двигательного режима младших школьников
Проведённое исследования изложенное выше позволило приступить к решению задачи по формированию рационального двигательного режима учащихся младших классов. Для разработки двигательного режима учащихся младших классов нами был использован метод моделирования.
Модель представляет собой некий образец следуя которому представляется возможным достичь нужного результата. Общая цель при решении данной проблемы заключается в том чтобы ребёнок смог в течение учебного дня выполнить необходимую норму движений в соответствие с гигиеническими нормами.
Метод моделирования двигательной деятельности детей в настоящее время представляется наиболее адекватным способом формирования оптимального двигательного режима учащихся так как позволяет учитывать индивидуальные особенности школьников связанные с характером их режима дня особенностями организации их вне учебного времени возможностью выбирать виды двигательно-активных действий на основе интересов детей.
В качестве основы для моделирования примем все виды существующих ныне форм осуществления двигательных действий детей которые были рассмотрены в первой главе настоящей работы.
Идея моделирования рационального двигательного режима заключается в том что набирается определённое количество времени затрачиваемого на двигательную деятельность так чтобы в сумме оно составляло норму двигательной деятельности в сутки. В качестве нормы возьмём время движения которое по гигиеническим нормам находится в пределах от 30 часов в сутки 180 минут до 36 часов в сутки 200 минут.
Это время можно набрать разнообразными способами так что моделей для одного ребёнка может быть множество.
Первая модель будет отнесена к тому случаю когда в учебном дне ребёнка есть урок физической культуры См. рис.3.
Рис.3. Модель двигательного режима школьника с уроком физкультуры
Приведём далее ещё некоторые модели см. рис. 45.
Рис.4. Модель двигательного режима школьника без урока физкультуры
Рис. 5. Модель двигательного режима школьника в выходной день.
Как показали наши наблюдения необходимо формировать у учащихся привычку к обдуманному планированию своего дня основанному на выполнении физических упражнений. Ребёнок выясняет для себя какие упражнения или виды двигательной деятельности ему больше нравятся что он может осуществить в первую очередь и т.д.
Модели могут быть составлены на неделю месяц или даже больший отрезок времени. В целом модель ещё важна и тем что её содержание всегда можно проверить и провести соответствующую беседу с ребёнком на тему его двигательной деятельности.
3.3.Экспериментальное обоснование методики формирования рационального двигательного режима учащихся младших классов
Методика моделирования рационального двигательного режима учащихся учитывает три основных момента а именно
• планирование моделей рациональных суточных двигательных режимов составляются заранее за месяц до их реализации учитывая количество секционных и урочных занятий физической культурой в неделю и в месяц количество выходных и праздничных дней
• внеурочные формы занятий физическими упражнениями в ходе учебного и выходного дня должны быть специально организованны
• внеурочные формы занятий физическими упражнениями в ходе учебного и выходного дня должны содержать специальные футбольные упражнения
В ходе проведения эксперимента в течение учебного года в школе для учащихся составляющих экспериментальную группу нами были организованы и регулярно проводились следующие формы двигательной активности которые легли в основу моделирования рационального двигательного режима школьников
— утренняя гигиеническая гимнастика См. Приложение 2
— после третьего урока проводилась подвижная перемена См. Приложение 3 куда включались подвижные игры с элементами футбола
— во второй половине дня проводились занятия в секции футбола
— в субботу проводились соревнования или развлекательные физкультурно-массовые мероприятия с участием родителей
В моделировании двигательной активности принимали участие ещё 2 формы физкультурных занятий уроки физической культуры прогулки перед сном однако они проводились не педагогом дополнительного образования а учителем физической культуры уроки и родителями прогулки.
Ряд форм занятий физическими упражнениями согласно положениям нашей технологии проводился с высокой интенсивностью
— урок физической культуры
— соревнования
— занятия в секции.
Высокая интенсивность занятий физическими упражнениями требует контроля за состоянием занимающимися поэтому повышение интенсивности возможно только в том случае когда
• занятие ведёт педагог
• занятие тщательно спланировано
• нагрузка увеличивается постепенно
• оцениваются индивидуальные реакции ребёнка на нагрузку.
В том случае если повышалась интенсивность занятия было возможно пропорциональное сокращение общей продолжительности организованной двигательной активности.
В начале каждой недели ученики экспериментальной группы получали памятки с индивидуальными рациональными двигательными моделями на рабочую неделю и на выходные дни.
На выходные дни ученики экспериментальной группы также получали памятки в которых описывались правила соблюдения режима двигательной деятельности выходного дня и упражнения которые необходимо самостоятельно выполнять.
Режим включал в себя
— комплекс утренней гигиенической гимнастики
— описание нескольких подвижных игр проводимых на свежем воздухе
— комплекс упражнений общей физической подготовки.
Учитывая характер изученного нами режима школьников внедрение предложенной методики даёт существенные сдвиги в повышении уровня общей выносливости наших испытуемых.
Для подтверждения эффективности нашей методики нами было проведено тестирование учащихся до и после эксперимента. В качестве теста нами был применён один тест – это бег на 1000 метров. Этот тест предложен в «Системе повышения уровня физической подготовленности учащихся» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации он прост в использовании информативен достоверен и позволяет оценить физическую работоспособность исследуемых нами школьников Таблица 2.
.
Таблица 2.
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 7-18 лет в общеобразовательной школе мальчики юноши бег на 1000 м мин и сек мальчики юноши
Рис. 6. Уровень физической работоспособности испытуемых
Подученные экспериментальным путём данные свидетельствуют о том что до проведения эксперимента у исследуемого контингента учащихся уровень физической работоспособности в соответствии с таблицей 4 был ниже среднего. Однако после внедрения методики моделирования моделей физического воспитания результаты испытуемых в беге на 1000 метров значительно улучшились до показателей выше средних.
Это свидетельствует о том что разработанная нами методика моделирования рационального двигательного режима эффективна. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента. В ходе проведённых исследований было установлено что выявленные различия достоверны при Р < 005. Следовательно эффективность разработанной методики статистически обоснована.
ВЫВОДЫ
Список использованной литературы
11. Аршавский И.А. К теории индивидуального развития организма. В сб. Ведущие проблемы возрастной физиологии и биохимии. — М. Медицина 1966 с. 32-36.
12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М. ФиС 1988. — 208 с.
13. Бондаревский Е. Гриненко М. Движение — это жизнь Спорт. жизнь России 1983 4 с. 24-25.
14. Виленский М.Я. Минаев Б.Н. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности быта и отдыха Теория и практика физ. культуры. 1973 3 с. 60-64.
15. Граменицкий Б.С. Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста. Гл. IV книги Теория и методика физического воспитанияПод ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. — М.ФиС 1976 ч. 2. с. 236-246.
16. Аршавский И. А. Физиологические механизмы закономерности индивидуального развития.- М. Наука 1982.- С.45-78.
17. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. Медицина 1966. – 349 с.
18. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М. Московский социально-педагогический институт 2004. – 240 с.
19.Вейнбаум Я.С. В.И. Коваль Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М. Академия. – 2002. – 240 с.
20. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Мн. Народная света 1978. — 88 с.
21. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе Практическое пособие.- М. Айрис- Пресс 2004.- 48 с.
22. Козлов И. М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста Научно- методическая конференция. — С.- Пб. 1993. – С.45-49.
23. Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность.- М. 1983. – 143 с.
24. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека. Теория и практика физической культуры 2003 11 — с. 20-23.
25. Куценко Г. И. Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни.- С.- Пб. 1997. – 103 с.
26. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры монография. – М. Советский спорт 2005. – 256 с.
27. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. — М. Физкультура и спорт 1988. — 288 с.
28. Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру.- М Медицина 1990–81с.
29. Правдов М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста монография. – М. Канон+ РООИ Реабилитация 2006. – 184 с.
30. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М. Просвещение 1998. – С.56-78 с.
31. Сапин М. Р. Брыксина. Анатомия и физиология детей и подростков.- М. 2004.- 454 с.
32. Солодков А. С. Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная Учебник. –М. Тера- Спорт Олимпия Пресс 2001.- 520 с.
33. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М. 1976 . – 72 с.
34. Теория и методика физического воспитания Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов Б.А. Ашмарин Ю.В. Виноградов З.Н. Вяткина и др. Под ред. Б.А. Ашмарина. — М. Просвещение 1990. — 287 с.
35.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М. Физкультура и спорт 1991.
36. Коробейников Н. К. Михеев А. А. Николенко И. Г. Физическое воспитание Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. — М. Высш. шк. 1989.
Приложение 1