ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….……3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…6
1.1. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии и формировании дошкольников…. ……6
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития отношений и гендерной социализации детей дошкольного возраста….. .……….12
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….21
2.1. Методика организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста……..21
2.2. Опыт работы по развитию гендерных отношений в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста ..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…..…..….45

_________________________________________________________________

Работа № 4276. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь активно в ней участвовать что конечно ему ещё недоступно кроме того не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра-самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные


Сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно через игру ребёнок познаёт мир готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника. Прежде всего как уже говорилось выше ребёнку свойственно стремление к самостоятельности активному участию в жизни взрослых. В игре ребёнок берёт на себя роль стремясь подражать тем взрослым образы которых сохранились в его опыте. Играя ребёнок действует самостоятельно свободно выражая свои желания представления чувства.
“Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности” В.А. Сухомлинский.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста в ней происходит ориентация в отношениях между людьми овладение первоначальными навыками кооперации А. В. Запорожец А. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин Л. А. Венгер А. П. Усова и др..
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых где всё переплетено и взаимосвязано мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Взрослые часто используют игры для того чтобы ещё лучше познать мир деловые игры повысить уровень «внутреннего Я» спортивные игры развить уровень интеллекта сюжетно-ролевые игры и др. Игра основана на восприятии представленных правил тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.
Д.Б. Эльконин опираясь на исследования детской игры начатые
Л.С. Выготским представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.
Понятие «игра» в русском языке многозначна и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры психологическая структура развёрнутой формы игровой деятельности её возникновение развитие и распад её значение в жизни ребёнка [33].
Дети подбираются в группу по одновозрастному принципу в семьях чаще всего только один ребенок а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер у которых они проводят много времени.
Актуальность вопроса определяется тем что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей воспитателям необходимо хорошо понимать её природу иметь представления о специфике её развития на протяжении дошкольного возраста а также уметь играть с детьми. Последнее как утверждают современные исследования Н. Я. Михайленко Н. А. Коротковой особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста [34]. И как показывает опыт методической работы современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников. Поэтому перед нами встала проблема взаимоотношений мальчиков и девочек в современном обществе.
Цель исследования изучить гендерные отношения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования процесс взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования гендерные отношения в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1. Изучить значение сюжетно-ролевой игры в развитии и формировании дошкольников.
2. Выявить особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития гендерных отношений детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методику организации сюжетно-ролевых игр как средство гендерных отношений детей старшего дошкольного возраста.
4. Представить опыт работы МДОУ 17 г. Ростова развития гендерных отношений в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования
Теоретические методы Изучение и анализ теоретической и методической литературы.
Эмпирические методы Наблюдение беседа анкетирование тестирование.
В процессе практического исследования разработан комплекс мероприятий для воспитателей по развитию гендерных отношений в сюжетно-ролевых играх с детьми старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии и формировании детей дошкольного возраста

Игра-явление многогранное ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника его морально-волевых качеств в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал что «игра-это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра-это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» [16].
Прежде всего игра поскольку речь идет об играх человека и ребенка-это осмысленная деятельность т. е. совокупность осмысленных действий объединенных единством мотива. Игра-это деятельность она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека-порождение деятельности посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры в способности отображая преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное центральное и самое общее значение игры.
Игра-великое изобретение человека она имеет для его биологического социального и духовного развития не меньше а может быть даже и большее значение чем огонь и колесо. В ней как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры изображавшие войну охоту земледельческие работы переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети в игру входили пляски песни элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.Человеческая игра возникает как деятельность отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых игра как основа будущей эстетической творческой изобразительной деятельности [1].
Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению по своей природе.
Игра не возникает стихийно а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром обязательно при участии взрослого не сразу а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра. «Игра игровая деятельность один из видов деятельности характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии. Понятие «игра» «игрища» в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи [10].
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников на становление коммуникативной неповторимости личности эмоциональной стабильности способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем. С одной стороны она предоставляет личности сиюминутную радость служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны игра направлена в будущее так как в ней либо прогнозируется или моделируются жизненные ситуации либо закрепляются свойства качества умения способности необходимые личности для выполнения социальных профессиональных творческих функций.
В. Л. Сухомлинский писал «Присмотримся внимательно какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир раскрываются творческие способности личности [12]. Игра-это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра-это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А. М. Макаренко. Он писал «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы педагоги обязаны уметь играть».
Сущность игры заключается в том что в ней важен не результат а сам процесс процесс переживаний связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком воображаемые но чувства переживаемые им реальны. В игре нет людей серьезнее чем маленькие дети. Играя они не только смеются но и глубоко переживают иногда страдают.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности так как управляя содержанием игры педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного отношения дошкольников поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.
Гендерные отношения формируются обществом различия в понимании мужественности и женственности социальные ожидания относительно мужского и женского поведения. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей нужно обратить внимание на следующее
— на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения
— на достаточность и полноту материала для игр в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери
— на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения [22].
Процесс одевания раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль «Я- мама Я-папа». Когда у игрушек привлекательный вид гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства говорить ласковые слова обнимать заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина самолет пароход вагон поезда и. т. д.
При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа «подвезти» материал на машинах установить основные крупные детали и. т. д. Серьезным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий часто приходится наблюдать как мальчики взяв в руки машины совершают ими однообразные действия назад- вперед подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться.
Поэтому если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии» то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков. Роль воспитателя состоит в том что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми в которых участвуют по желанию все дети так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности педагог может пригласить их для участия в играх детей совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру что поможет родителю приобрести практические навыки которыми в дальнейшем он сможет пользоваться играя со своим ребенком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков когда они бегают кричат играют в войну. Но если учесть что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр что в игре они развиваются физически учатся регулировать свою силу игра им помогает разрядить скопившуюся энергию то возможно причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите чтобы игры не носили агрессивного характера для этого нужно научить играть мальчиков в солдат лётчиков моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки изучать их строение и конструкцию а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно- разборные модели транспорта».
Организуя игровую среду нужно об этом помнить. Желательно чтобы все что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы поэтому необходимо чтобы у них было достаточное количество кукол колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика то им больше требуется мелких игрушек атрибутов к играм. Когда в игре будет достигнут уровень развития который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определенной последовательности ролевые действия воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей с одной стороны призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола [18].
В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость «Я девочка и буду ей постоянно я-мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например мальчики как будущие мужчины в личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми мягкими чуткими проявлять к родным и близким. Девочки как будущие женщины помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными уметь отстаивать свои интересы.
Таким образом воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает что воспитательное воздействие оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности которые позволят им быть успешными в современном обществе. При совместном развитии отношений мальчиков и девочек очень важной задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр в процессе которых дети могли бы действовать сообща но в соответствии с гендерными особенностями мальчики принимают на себя мужские роли а девочки-женские.
1.2. Особенности сюжетно-ролевой игры в развитии игровой деятельности дошкольников и гендерной социализации дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени которое ребенок ей посвящает а тем что она удовлетворяет его основные потребности в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Детские игры-явление неоднородное. Они разнообразны по содержанию степени самостоятельности детей формам организации игровому материалу. Игры дошкольников разделяют на виды с учетом различных признаков. Например наиболее распространенная классификация игр состоит из предметно-манипулятивных имитационных сюжетно-ролевых строительно-конструктивных и режиссерских комбинационных игр. А. П. Усова наиболее заметными видами творческих игр детей считала режиссерские игры когда ребенок управляет игрушкой где роль выполняет сам ребенок [11].
Р. И. Жуковская выделила восемь групп характерных детских игр бытовые общественно-производственные культурно-общественные игры на военную и военную тематику игры на сюжеты литературных произведений игры-драматизации игры с игрушками животными.
Особенности взаимоотношений детей в группе детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами. В ней различают формальные отношения регулируются формальными фиксированными правилами и неформальные возникающие на почве личных симпатий отношения. Являясь своеобразной малой группой группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности формируются первые отношения со сверстниками столь важные для становления его личности.
К первому классу относятся экспериментирования с природными объектами с животными с игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры сюжетно-отображающей сюжетно-ролевые режиссерские и театрализованные. Все эти игры имеют общий признак они возникают по инициативе самих детей.
Ко второй подгруппе относятся учебные дидактические сюжетно-дидактические подвижные игры с правилами и досуговые игры интеллектуальные игры-забавы развлечения театральная игра празднично-карнавальные. Эти игры возникают по инициативе взрослых но если дети хорошо их усвоили то могут играть в них самостоятельно.
К третьей группе относятся традиционные или народные игры обрядовые тренинговые досуговые.
На протяжении всего дошкольного детства пока ребенок растет и развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры-эта та сфера действительности которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются по классификации
— игры на бытовые сюжеты в «дом» «семью» «праздник» «дни рождения» большое место уделяется кукле
— игры на производственные и общественные темы в которых отражается труд людей школа магазин библиотека почта транспорт поезд самолет вертолет корабль
— игры на героико-патриотические темы отражающие героические подвиги нашего народа герои войны космические полеты и т.д.
— игры на темы литературных произведений кино- теле- и радиопередач в «моряков» и «летчиков» в Зайца и Волка Чебурашку и крокодила Гену по содержанию мультфильмов кинофильмов и т.д.
— режиссерские игры в которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол действуя и за себя и за куклу.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый этап- ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка-1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша используя разнообразные игрушки предметы.
Второй этап-рубеж 1 и 2 года жизни ребенка появляется отобразительная игра в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго-началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра в которой дети начинают активно отображать впечатления полученные в повседневной жизни баюкают куклу.
Четвертый этап с 3 до 7 лет-собственная ролевая игра.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта особенностями развития воображения мышления речи. Ребенок не может представить игру до ее начала не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками показанные взрослыми и связанные с бытом покормил мишку-уложил спать снова покормил и снова уложил спать.
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события включая в игры эпизоды из собственного опыта литературных произведений.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления вплетая их как сюжетные линии в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре когда каждый вносит что-то свое индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета обсуждают его предварительно на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты которые навеяны впечатлениями почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли которую он берет. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Для ребенка роль-это его игровая позиция он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже [11].
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия варить купать мыть возить. Затем появляются и ролевые обозначения связанные с теми или иными действиями я-врач я-мама я-шофер. Взятая роль придает определенную направленность смысл действиям с предметами.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности у ребенка развивается желание не просто играть а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли отношения в которых ему понятны.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица роль которого выполняет ребенок с другими лицами роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги с помощью которых выражаются отношения между персонажами устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду что старшие дошкольники неохотно выполняют роли которые по их представлениям не соответствуют их полу. В структуре ролевой игры выделяют компоненты
— роли которые исполняют дети в процессе игры
— игровые действия с помощью которых дети реализуют роли
— игровое использование предметов реальные заменяются игровыми.
— отношения между детьми выражаются в репликах замечаниях регулируется ход игры [20].
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том что они воспроизводят те или иные явления действия отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей понимания и осмысления ими тех или иных фактов явлений связей наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том что ребенок как бы перевоплощается в того кого он изображает и в том что веря в правду игры создает особую игровую жизнь искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни к людям животным потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия.
Игра как и сказка учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры образы воспроизводимые в ней возможность сочетать реальное обычное с вымышленным что и придаёт детской игре привлекательность которая присуща только ей [17].
В сюжетно-ролевых играх отчетливо выступает оптимистический жизнеутверждающий характер самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури пограничники задерживают нарушителей доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает моделирует явления реальной жизни переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием оставляя след на долгие года.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание [25].
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль «Я мама Я-папа». Когда у игрушек привлекательный вид гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства говорить ласковые слова обнимать заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина самолёт пароход вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа «подвезти» материал на машинах установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий часто приходится наблюдать как мальчики взяв в руки машины совершают ими однообразные действия назад-вперёд подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому если в результате наблюдений за игрой установлено что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии» то воспитатели и родители должны принять меры по устранению недостатков [18].
Роль воспитателя состоит в том что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми в которых участвуют по желанию все дети так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Кроме того объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности педагог может пригласить их для участия в играх детей совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру что поможет родителю приобрести практические навыки которыми в дальнейшем он сможет пользоваться играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков когда они бегают кричат играют в войну. Но если учесть что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр что в игре они развиваются физически учатся регулировать свою силу игра им помогает разрядить скопившуюся энергию то возможно причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите чтобы игры не носили агрессивного характера для этого нужно научить играть мальчиков в солдат лётчиков моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки изучать их строение и конструкцию а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно- разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду нужно об этом помнить. Желательно чтобы всё что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы поэтому необходимо чтобы у них было достаточное количество кукол колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика то им больше требуется мелких игрушек атрибутов к играм. Когда в игре будет достигнут уровень развития который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре таких социальных функций.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость «Я девочка и буду ей постоянно Я-мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например мальчики как будущие мужчины в личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми мягкими чуткими проявлять заботу к родным и близким [9]. Девочки как будущие женщины помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными уметь отстаивать свои интересы.
Таким образом воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает что воспитательное воздействие оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности которые позволят им быть успешными в современном обществе.
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методика организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную активную личность. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве [3].
Во-первых формируются основы личности. Ребёнок начинает осознавать свое «Я» свою активность деятельность начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш учится в определённых пределах управлять своим поведением и деятельностью предвидеть её результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника обогащается содержание эмоций формируются высшие чувства.
Во-вторых расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть рисовать конструировать выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности у него формируются определённые навыки умения способности и личностные качества настойчивость организованность общительность инициативность трудолюбие и др..
В-третьих в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета формы величины пространства времени. Развиваются виды и свойства внимания памяти воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа синтеза обобщения классификации и др. Речь превращается в орудие средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов т.е. умение управлять ими ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
Чтобы правильно грамотно воспитывать обучать ребёнка необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить что ребёнок-специфический объект исследования его психика находится в становлении развитии поэтому при её изучении следует необходимо руководствоваться определенными принципами [3].
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди». К малышу следует подходить бережно заботливо. Любое исследование должно помочь развитию дошкольника а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребёнка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития но и выявление его резервов определение не только отрицательных качеств но и положительных на которые можно будет опереться в дальнейшем.
Принцип объективности и научности предполагает что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях объяснено в понятиях детской психологии а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом возрастном этапе.
Принцип комплексности системности и систематичности предполагает что изучение ребенка проводится последовательно через определенные промежутки времени. При этом исследуются не отдельно взятые параметры а прослеживаются все стороны развития чтобы не только контролировать но и прогнозировать его ход ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества свойства в общей структуре психики его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изолированно одно качество непременно влечет за собой другое.
Принцип детерминизма означает что всякое психическое явление взаимосвязано с другими что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка.
Принцип развития психики сознания в деятельности предполагает что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. Например регуляция рисовальных движений руки происходит в изобразительной деятельности. Деятельность-это не только одно из условий развития психики но и один из путей её изучения. Так чтобы выяснить условия формирования трудовых навыков нужно организовать труд ребенка.
Принцип единства сознания и деятельности разработанный С.Л.Рубинштейном означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребёнка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает что общие законы психического развития проявляются у каждого ребёнка своеобразно и неповторимо. Основными методами в детской психологии являются наблюдение и беседа. Дадим им краткую характеристику.
Наблюдение-это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Так изучая культуру общения дошкольника со сверстниками исследователь наблюдает за ним в играх на прогулке в процессе еды и т.д. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия [3].
1. Перед любым наблюдением формулируется цель какое психическое проявление будет изучаться.
2. В зависимости от цели исследования выбирается объект ребёнок соответствующего пола и возраста и ситуации в которых будет осуществляться наблюдение например в режимных процессах-при приеме пищи умывании одевании и раздевании.
3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей адаптироваться в их среде за 2-3 дня чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.
4. С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность ребенка который не знает что за ним наблюдают. В этом случае не искажаются естественные проявления психики школьника.
5. Нужно помнить что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении ребёнка сформировалась положительная установка то исследователь может не заметить негативных психических проявлений а если и зафиксирует их то скорее всего объяснит как случайные. И наоборот при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны а сконцентрировать свое внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные. Поэтому для получения дополнительной информации о ребёнке важно побеседовать с родителями и воспитателями после того как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала.
6. Наблюдение дает объективные данные если оно проводится последовательно и систематично т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом отделить случайное от закономерного.
7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов в протоколе не искажая и не изменяя их.
Такая запись дословно фиксирует все высказывания ребенка в прямой не косвенной речи без исправления ошибок указывается также интонация сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников контактирующих с ребенком. Кроме речи направленной к ребёнку в протоколе отражают действия и эмоции окружающих вызывающие его реакции. Таким образом при наблюдении фиксируют целостную ситуацию в которую включён испытуемый. Психологические проявления делятся на такие группы речь эмоциональные реакции поведение и деятельность.
Метод исследования имеет следующие положительные черты
• не зная о том что он-объект исследования ребёнок ведет себя свободно естественно проявления его психики не искажаются
• исследователь может увидеть личность ребёнка в целом каждый факт воспринимает как её часть
• наблюдение не ограничено возрастом ведётся за всеми видами деятельности и поведением ребёнка любого возраста.
Одновременно с этим исследование имеет ряд недостатков
• наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений
• исследователь занимает выжидательную позицию не имея возможности вмешиваться в деятельность детей. Психическое явление может не проявиться если случайно не возникнет соответствующая ситуация
• исследователь может пропустить психологические факты если не знает об их существовании
• при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным субъективным когда исследователь приписывает ребёнку несвойственные ему мысли и чувства
• с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин во-первых за одним ребёнком нужно наблюдать неоднократно во-вторых исследователь не может вызвать интересующее его явление а должен ждать когда оно появится
• в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты а значит и проверить первоначально полученные данные
• без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты
• производя запись фактов исследователь фиксирует их в описательной форме что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например изучая игровые предпочтения ребенка исследователь сначала наблюдает за его играми а затем проводит беседу о любимых играх игрушках ролях партнёрах по играм сначала с малышом а потом с родителями воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований
1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели выбор материала для неё например сказки картинки стихотворения.
Вопросы для беседы должны быть чёткими краткими конкретными не слишком общими не должны подсказывать ребёнку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием имеющих неясный для него неопределенный смысл.
2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном тщательно выбранном помещении. Она не должна превышать 10-15 мин чтобы малыш не переутомился и не потерял к ней интерес.
4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно тактично ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно чтобы исследователь показал ребенку что заинтересован в разговоре с ним прислушивается к его ответам.
Подчеркнем что в протоколе помимо содержания беседы фиксируют характер её протекания насколько уверенно охотно увлеченно отвечает ребёнок на каждый вопрос насколько он заинтересован ее содержанием.
Достоинствами беседы являются
• возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребёнка
• возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребёнке так и о группе детей
• возможность глубже понять психику малыша с помощью варьирования условий т.е. применения разнообразного материала
• возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Так узнают изменилось ли отношение дошкольника к нормам морали насколько полнее и точнее он стал осознавать правила поведения.
Метод беседы имеет и недостатки
• проявления субъективизма поскольку подбор материала составление вопросов вхождение в контакт с ребенком фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя
• возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем что ребёнок не всегда может дать отчет о своих переживаниях чувствах объяснить свои предпочтения и действия поскольку он только овладевает речью как средством общения.
Таким образом чтобы правильно грамотно воспитывать обучать ребёнка необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить что ребёнок-специфический объект исследования его психика находится в становлении развитии. Данные основные методы позволяют сформировать представление о направлениях развития дошкольника увидеть взаимообусловленность психических функций многообразие их проявлений у конкретного ребёнка.
2.2. Опыт работы по развитию гендерных отношений в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
Исходя из опыта практической работы на базе практики МДОУ 17 г. Ростова разработан проект по теме «Гендерные отношения в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» принимали участие воспитатели старшей группы 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет и родители. Работа согласована и организована с руководством старшим воспитателем МДОУ и представлена в виде проектирования поэтапно.
Цель формирование уровня развития сюжетно-ролевой игры разработка и апробация системы работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в части обогащения содержания сюжетно-ролевых игр воспитанников.
Задачи
1. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы.
2. Проанализировать роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх на момент начала исследовательской работы.
3. Разработать и апробировать систему работы по повышению педагогического мастерства воспитателей старшей группы.
4. Разработать и провести сюжетно-ролевые игры с детьми старшей группы.
5. Выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры в ходе контрольного эксперимента.
Первый этап.
Цель
1. Изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы.
2. Выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Определить и проанализировать тематическое содержание способы организации сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста.
2. Установить имеющиеся затруднения воспитателей по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр.
3. Выявить отношение родителей к проблеме игры.
Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы
• Анкетирование
• Индивидуальные беседы
• Наблюдение
• Анализ документации.
Работа по сбору информации осуществлялась по этапам.
На первом этапе было проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей беседа с детьми.
Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей проводилось в течение одного месяца.
Представлена тематика самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр «Магазин» «Больница» «Театр» «Детская поликлиника» в приложении 1.
Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений не претерпело значительных изменений не зафиксировано ни одной новой сюжетной линии. Другими словами обнаружено «зацикливание» детей на одном и том же содержании игры что снижает ее воспитательный потенциал. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей выборе атрибутов так же возникали конфликтные ситуации когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 7 не принимали участие в играх из-за того что были заняты индивидуальными занятиями 3 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм предпочитали другие виды деятельности рисование конструирование настольно – печатные игры.
Была проведена беседа с детьми с целью выявления отношения детей к игре их предпочтения в выборе тематики игры. Анализ ответов на вопрос «Любишь ли ты играть» 100 детей ответили «Да». На второй вопрос беседы «Какие твои любимые игры» 30 девочек ответили что в «Дочки-матери» «в куклы» 25 мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт» «Войну» «в машинки и солдатиков» в компьютерные игры 35 с конструктором 10 полученные данные представлены.
Партнером в игре дети чаще предпочитают сверстника 80 чем взрослого 10 . Анализ ответов детей на четвёртый вопрос беседы «С кем ты играешь дома» показал следующее приложение 2.
С взрослыми играют в дидактические игры лото мозаика шашки и т. п. 55 в подвижные игры футбол догонялки 30 в сюжетные игры «Школа» «Дочки-матери» 15 .
По нашему предложению воспитателем была организована сюжетно-ролевая игра «Ателье мод». Перед игрой воспитатель провел предварительную работу. На занятии по ознакомлению с окружающим миром детей познакомили с трудом портнихи закройщика модельера рассказали о работе ателье. В игре принимало участие 14 детей. Игра началась с предложения воспитателя поиграть в «Ателье мод» дети охотно согласились. Воспитатель подобрала атрибуты для игры помогла распределить роли между детьми уточнила игровые действия на основе беседы с детьми о труде портнихи закройщика модельера. Воспитатель взяла на себя одну из главных ролей-закройщика что дало возможность направлять деятельность детей. Дети приступили к разыгрыванию сюжета. Вначале дети проявляли интерес к новому для них сюжету активно участвуя в игре. Через некоторое время воспитатель предложила стать закройщиком Татьяне она «вяло» выполняла роль. После нескольких минут самостоятельной игры 8 детей потеряли интерес к ней и не захотели продолжать. Всего игра продолжалась 30 минут.
На втором этапе было организовано анкетирование для воспитателей сюжетно-ролевых игр в приложении 3.
В анкетировании приняли участие 7 воспитателей. С целью уточнения конкретных теоретических знаний педагогов выявления отношения каждого педагога к поставленной проблеме его позиции определения трудностей.
Воспитатели изъявили желание познакомиться с новыми исследованиями по проблеме развития сюжетно-ролевых игр почитать литературу получить знания от методиста. Воспитатели удивлялись что в игровом уголке все что собрали от сломанных мобильных телефонов и магнитофонов до муляжей хлеба конфет колбасы а дети не играют. Это объясняется тем что определенной атрибутикой воспитатели ограничивают полет фантазии детей.
На третьем этапе нами был проведен анализ осуществления консультативной помощи воспитателям в обогащении сюжетно-ролевых игр с детьми за 2015-2016 год. Собранный материал показал что за данный период времени в годовых задачах решаемых дошкольным учреждением не ставились задачи связанные с обогащением сюжетных игр в дошкольном возрасте. Было проведено 4 групповые консультации посвященные проблеме игры но не было уделено внимание сюжетно-ролевым играм в основном они касались дидактических игр использование их на занятиях. Тематика консультаций подготовка к школе проведение утренников. Консультациями был охвачен весь педагогический коллектив.
На четвертом этапе мы предложили родителям заполнить анкету. С целью выявления отношения родителей к играм детей. Анализ анкет показал следующее. Родители понимают важность значения игры в жизни ребенка. По возможности сами принимают участие в играх детей 85 но некоторые отмечают что у них не хватает времени играть с ребенком 15 . Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок 80 . Совместные игры детей и родителей в большинстве своем развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Многие испытывают необходимость познакомиться с различными играми. В своих ответах отмечают что игра безусловно влияет на общее развитие ребенка в приложении 4.
Проанализировав полученные данные первого этапа мы пришли к такому результату
1. Сюжетно-ролевые игры самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов без внесения детьми новых сюжетных линий.
2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
3. Воспитатели испытывают потребность в повышении своего педагогического мастерства по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей.
4. Знания педагогов о требованиях к организации педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой сводится к повышению роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе соблюдения режима что приводит к сдерживанию детских проявлений прерыванию игры прямому вмешательству в игру.
5. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется значительного времени.
6. Родители в основном положительно относятся к играм детей но предпочитают играть с детьми в развивающие спортивные игры не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр.
7. Типичным для воспитателей и родителей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Второй этап
Цель
-Развитие гендерных отношений в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1 разработать систему работы способствующую совершенствованию педагогического мастерства воспитателей их творческому поиску
2 апробировать разработанную систему сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленных задач нами была разработана система работы по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей и их творческому поиску в отношении организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Основной из всех форм работы по обогащению сюжетно-ролевых игр являются консультации поскольку они дают возможность «дойти» до каждого воспитателя с учетом его индивидуальности оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей в осознании и переосмыслении профессиональных установок стереотипов ценностных ориентаций в повышении уровня профессионализма Л. В. Поздняк И. Л. Паршукова В. П..
Были определены условия которые на наш взгляд помогут обеспечить эффективность консультирования
• Использование консультаций как в традиционной форме проведения с различными формами и методами работы дискуссия круглый стол.
• Строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям в зависимости от их педагогического мастерства и интересов.
• Обеспечить активную позицию педагога при организации консультирования создать возможность для участия в роли консультанта проявления творчества овладения практическими приемами.
• Познакомить воспитателей с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.
В связи с обозначенными этапами работы были проведены следующие консультации «Проблемы организации игровой деятельности детей» «Влияние сюжетно-ролевых игр на целостное развитие ребёнка дошкольного возраста» «Взаимоотношения педагога и детей в процессе игры» в приложении 5. Разработаны рекомендации воспитателю по руководству играми детей «Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста» «Рекомендации по подготовке сюжетно- ролевых игр и усложнению их сюжетов» в приложении 6.
Консультации помогли раскрыть психолого-педагогические аспекты влияния сюжетной игры на развитие личности ребёнка этапах и условиях развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста следующий вопрос которому мы посветили дальнейшую работу организация педагогами предметно-игровой среды как фактора обогащения сюжетно-ролевой игры. Создание предметно-игровой среды требует специальной заботы. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний полученных детьми с содержанием игровой среды.
Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний полученных детьми от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Для более глубокого изучения и понимания педагогами вопроса об эффективной организации предметно-игровой среды мы организовали смотр группы для детей старшего дошкольного возраста детского сада с целью выявления соответствия игровой среды задачам обогащения сюжетно-ролевых игр детей.
Критерии обследования
1. Имеются специальные помещения оборудованные для игр.
2.В групповых комнатах раздевалках спальнях выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование.
3. В группах имеются игры и игрушки для самостоятельной организации игр.
4.Имеется неоформленный игровой материал который может быть использован в качестве предметов-заместителей.
По результатам смотра воспитатели выступили на консультации. Анализ выступлений показал что при организации предметно-игровой среды воспитатели используют традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами «Больница» «Магазин» «Парикмахерская» «Уголок ряженья» «Строители» «Транспорт» которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребёнка. В группах отсутствуют предметы-заместители что существенно обедняет развивающую среду. Практически не соблюдаются принципы организации развивающей среды стабильность-динамичность предметно-игровой среды комплексирование и гибкое зонирование эмоциональность среды.
Вся эта работа заставила задуматься педагогов о специфике игры позволила понять что в старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечить динамичность среды в соответствии с игровым замыслом возможность приспосабливать передвигать мебель т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Участие детей в создании игровой обстановки бережное отношение к ней со стороны педагога -эти вопросы были новыми для воспитателей приверженных многим стереотипам. Была проведена консультация «Организация центров сюжетно-ролевых игр» в приложении 7.
На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с инновационными исследованиями по проблеме организации сюжетно-ролевых игр. С этой целью была организована консультация в форме семинара-практикума в ходе которой воспитатели могли не только познакомиться с методикой но и овладеть практическими умениями и навыками использования данных методов и приемов. Воспитателям было предложено ознакомится с новым подходом Н. Я Михайленко и Н. А Коротковой к организации сюжетной игры в детском саду направленным на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений в приложении 8.
Воспитателям было предложено убрать все «больницы» «парикмахерские» «магазины». Вместо старых милицейских фуражек были внесены банданы и большой 2х2 м кусок камуфляжной ткани были оставлены стройматериал и различные конструкторы. Дети с удовольствием включились в обыгрывание новых атрибутов. Они играли в спасателей военных вертолетчиков омоновцев подводников отлично используя заменители и игрушки-самоделки.
В игровых уголках появились различные пульты панели с кнопками стрелками индикаторами то есть такие с которыми можно действовать нажимать кнопки вращать ручку таймера и т.д. Такое оборудование успешно использовали как мальчики пульты управления мониторы так и девочки касса клавиатура компьютера и т.д.. Сколько выдумки требуется чтобы порой решить в какое путешествие отправиться какой корабль или самолет соорудить какое подобрать оборудование И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города пароходы и самолеты автотранспорт и театр все на что хватило фантазии. Дети по-разному использовали каждую деталь куб превращали в то табурет то в стол то в сиденье для автомобиля то в плиту или барабан. В игре дети выступали как драматурги бутафоры декораторы актеры. Однако свой замысел они не вынашивали не готовились как актеры они играли для себя выражая свои мечты и стремления мысли и чувства которые владели ими в настоящий момент. Совместно с родителями старших групп был проведен круглый стол на тему «Как играют наши дети приложение 9.
В результате проделанной методической работы по проблеме обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У педагогов повысился интерес к методической литературе к новым знаниям. Воспитатели с детьми родители изготовили игровые атрибуты плетеная люлька лоскутное одеяльце вязаный из тряпочек коврик. Чтобы научить ребёнка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях но и в большей степени на людях их взаимоотношениях трудовых действиях то игра легко возобновляется.
Например после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Если до этого дети только делали уколы ставили градусники «слушали» кукол фонендоскопом то после-шли «на прием» ожидая своей очереди тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках оставляли детей в больнице навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой не брать немытыми руками пищу.
Очень важную роль сыграло вовлечение воспитателя в игру. Вначале педагог играл роль врача у него была медсестра которая исполняла указания педагога-«врача» «Измерь температуру больного. Выпиши направления на анализ крови» и т.д. Дети прислушивались к тому как «врач» разговаривал с больными. После они сами играли все роли. Когда возникала необходимость воспитатель уже в другой роли входил в игру.
Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали-посещения музея библиотеки прогулки в природу экскурсии на стройку в банк наблюдения беседы обсуждения. Заинтересовавшая ребёнка информация о людях событиях профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребёнку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры «банк» «дизайнеры» «автосалон». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде расширялся их кругозор развивались навыки взаимодействия что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.
Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр сюжет которых вызвал бы у дошкольников наибольшую заинтересованность. Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью но и в «кукольную» «звериную».
Для начала мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например папа ходит на работу помогает выполнять домашние дела смотрит за детьми. Ребенок играет ходит в детский сад помогает маме шалит. Дети играли в такие «семейные» игры как «Маленькие помощники» «Приглашаем к столу» «Готовимся к празднику» и др.
Кроме традиционных сценариев при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например мы знаем что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах больше узнать о разных профессиях.
Таким образом главной целью игры не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребёнок – отважный спасатель который мог быть и врачом и альпинистом и пожарным и водителем. Другой ребёнок был пострадавшим а воспитатель-тележурналистом и оператором освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных сточки зрения взрослого вещах поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.
Третий этап
Цель
-Формирование педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи
-Выявить результативность проведённой работы с использованием разных форм и методов консультирования.
– определить динамику в теоретической и профессиональной подготовке педагогических кадров по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Для осуществления поставленных задач мы использовали те же методы что и на первом этапе исследования анкетирование индивидуальные беседы с воспитателями наблюдение за деятельностью воспитателей и детей.
Наблюдения за игровой деятельностью показало что у детей возникла установка на придумывание новой интересной игры. Традиционные сюжеты развертываемые детьми ранее стали разнообразнее и сложнее в них появились новые сюжетные линии стали приобретать многотомный характер. Дети стали переплетать комбинировать события и роли относящиеся к разным сюжетам. Участились моменты чисто речевого взаимодействия когда дети только проговаривают очередное событие а не обыгрывают его намечая дальнейшее направление сюжета. Число играющих групп осталось прежним 3-5 человек но в игре возросла инициатива всех участников дети стали меньше зависеть от активности одного ребёнка-лидера. Умение прислушаться к партнерам соединять их замыслы привели к уменьшению конфликтов в игре.
Анализ ответов на вопрос «В какие игры ты любишь играть в детском саду» показал заметное отличие от ответов на первом начальном этапе исследования рис 5 и 6. 40 девочек ответили что любят играть в «Больницу» «Парикмахерскую» «Аэропорт» «Банк» «Ателье» «Дочки-матери» «в куклы». 35 мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт» «Войну» «Лётчики» «Строители» «Продавцы автомобилей» «Спасатели». 20 играют в компьютерные игры и только 5 играют с конструктором. Как видно из диаграмм сюжеты игр у детей стали намного разнообразнее. Анализ ответов на третий вопрос беседы « С кем ты любишь играть не сильно отличался от ответов на начальном первом этапе исследования. 90 детей предпочитают играть со сверстниками 10 любят играть с родителями. Произошли значительные изменения в ответах на третий вопрос «С кем ты играешь дома» приложение 11.
Воспитателям повторно была предложена анкета на выявление теоретических знаний о значении сюжетной игры в жизни дошкольника и организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. Анализ результатов анкетирования показал что воспитатели наиболее правильно ответили на вопросы требующие теоретической подготовки по данной проблеме.
Педагоги полно раскрывают значение сюжетной игры для воспитания и психологического развития ребенка. Они отметили что педагог принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевых игр таких как «Музей» «Театр» «Детская поликлиника» в приложении 12.
Анализ анкет и индивидуальных бесед с воспитателями группы на контрольном этапе исследования показал следующее приложение 13.
По-прежнему воспитатели обращают внимание на то что детям не хватает время для самостоятельной игры из-за обилия кружков и занятий как в первой так и во второй половине дня. По результатам анкетирования можно сделать вывод что педагоги усвоили теоретический материал по данной теме.
С целью выявления реального использования полученных знаний в ходе методической работы проводилось наблюдение за работой педагогов в ходе организации сюжетно-ролевой игры. В процессе анализа работы воспитателей в группах было установлено что педагоги отошли от старых методов «обучения» детей сюжетно-ролевой игре стали активно принимать участие в совместной организации таких игр используя для этого новые методы и приемы предложенные на консультациях. Воспитатели больше внимания уделяли самостоятельным сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью было выделено больше времени для организации игр детьми.
Обобщая данные анализа деятельности воспитателей самостоятельной игровой деятельности детей можно сделать вывод о том что педагоги приобрели достаточно прочный запас теоретических и профессиональных знаний стали увереннее и глубже анализировать свою работу. Обогащение сюжетно-ролевых игр детей в группе проходит успешно. Дети стали больше времени посвящать сюжетно-ролевым играм уменьшилось число конфликтов в процессе игр возросло количество играющих детей. Всему этому поспособствовала грамотно организованная работа педагога по развитию сюжетно-ролевой игры детей.
Основой правильной организации работы педагога стала разработанная система консультаций направленных на повышение теоретического и профессионального уровня педагогов.
Используя консультации как основную форму работы с коллективом по повышению квалификации нами были апробированы разнообразные методы и приемы активизирующие педагогов что дало положительный результат в усвоении воспитателями теоретических основ и грамотной организации воспитательно-образовательного процесса направленного на обогащение содержания сюжетно-ролевых игр детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ергунская В. А. Воспитание обучение развитие дошкольников в игре – М. 2015 — 138 с.
14. Деркач А.А. Социальная психология Под ред. Сухова А.Н.М. 2016– 302 с.
15. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М. 2015 — 305 с.
16. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М. 2016 — 142 с.
17. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. научных трудов. – М. 2015-321 с.
18. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста Дошкольное воспитание Традиции и современность. – М. 2014 – 4-56 с.
19. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей Под ред.. Учебное пособие. М. — 2013 – 224 с.
20. Кларина Л. М. Петровский В. А. Смывина Л. А.. Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении Дошкольное образование в России. – М. 2013-87с.
21. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования каждого Под ред. доктора психологических наук академика Ю. М. Забродина. – МПросвещение 2013 – 57 с.
22. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М. 2012-405 с.
23. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников в социальной действительностью. – М.2012.
24. Коломинский Я. А. О взаимоотношениях в группе детей Дошкольное воспитание. 2013. 1.
25. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребёнка.-М. Просвещение 2013-64с.
26. Куликова Т. А. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений Под ред. Т. А. Куликовой. – М. 2013-57 с.
27. Кульчицкая А.И. Психология и педагогика игры дошкольника. — М. Просвещение 2015 – 88 с.
28. Левко А.И. Социальная педагогика. М. — ИВЦ Минфина 2013. – 341 с.
29. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры Психологическая наука и образование. – 2013 – 3-25-27.
30. Лисина М. И. Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников Генетические проблемы социальной психологии. — Минск. 2015- 146 с.
31. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика учебно-методическое пособие Е.А. Лобанова. —- Балашов Николаев 2015. — 76 с.
32. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре Под ред. Т. А. Марковой. – М. 2012-145 с .
33. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М Просвещение 2012-300с.
34. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. 2015-127 с.
35. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. Дошкольное воспитание – 2012-4-29 с.