СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты местного управления в период правления Екатерины II 5
1.1 Краткая биография Екатерины II 5
1.2 Губернская реформа Екатерины II 6
2. Анализ реформирования местного управления в XVIII веке 13
2.1 Становление городского государственного и общественного управления 13
2.2 Изменение местного управления в период правления Екатерины II 17
2.3 Эффективность реформ екатерины II в области местного управления 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

_________________________________________________________________

Работа № 4280. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы очевидна Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей творившихся недалекими царями в рабской стране поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе нет почвы для восприятия идей самоуправления.
Задача которая вытекает из темы курсовой работы – показать на историческом материале России XVIII веков уникальность российской традиции и опыта формирования управления.
Любая форма осуществления местного управления связана с решением задач призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне — от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций содержания в надлежащем состоянии культовых и административных зданий объектов науки и культуры планирования мегаполисов и обслуживания их сложнейшей инфраструктуры.
Профессиональный характер этих проблем выходя на первый план заслоняет стратегическое значение местного самоуправления которое как показала история начиная со средневековья имело решающее значение для развития гражданских свобод демократии цивилизационной эффективности общества и государства.
Местное управление всегда и везде было подзаконно.
Повсеместно где в той или иной мере действовало местное управление его осуществляли на низовом уровне местные общины являясь одновременно органами государственного управления что давало государству возможность сэкономить на создании собственных органов управления. Конечно об эффективном исполнении местными общинами государственных полномочий можно говорить лишь тогда когда они обеспечиваются соответствующими финансовыми средствами со стороны государства.
В демократических странах существует множество различных моделей организации управления на местном уровне. Так и в дореволюционной России насчитывалось 26 организационных форм земского и общинного управления.
Тема и цель курсовой работы являются весьма актуальными — изучение реформ Екатерины II в области местного управления.
Задачами курсовой работы являются
— изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного управления.
— исследование проблем реформирования местного самоуправления в XVIII веке.
Объект исследования реформы Екатерины II в области местного управления.
Предмет исследования направление порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного управления.
Структура работы состоит из содержания введения основной части заключения и списка использованной литературы.

1.Теоретические аспекты местного управления в период правления Екатерины II

1.1 Краткая биография Екатерины II

Неоднозначной личностью была Екатерина 2 Великая – российская императрица немецкого происхождения. В большинстве статей и фильмов она показана как любительница придворных балов и роскошных туалетов а также многочисленных фаворитов с которыми она некогда состояла в весьма близких отношениях. К сожалению немногим известно что она была очень умным ярким и талантливым организатором. И это бесспорный факт так как политические изменения которые произошли в годы ее правления относились к просвещенному абсолютизму.
Кроме того многочисленные реформы коснувшиеся общественной и государственной жизни страны являются еще одним доказательством неординарности ее личности.
Надо сказать Екатерина 2 Великая во много разделяла взгляды Петра 1 на то что Россия на мировой арене должна занять главенствующие позиции по всем направлениям ведя при этом наступательную и даже в какой-то мере агрессивную политику. Доказательством этого может служить разрыв союзного договора с Пруссией заключенного ранее ее мужем Петром 3.
Она сделала этот решительный шаг почти сразу же как только вступила на престол.
Внешняя политика Екатерины 2 основывалась на том что она везде пыталась возвести на трон своих ставленников. Именно благодаря ей герцог Э. И. Бирон вернулся на курляндский престол а в 1763 году в Польше стал править ее протеже — Станислав Август Понятовский. Подобные действия привели к тому что Австрия начала опасаться чрезмерного усиления влияния северного государства. [2]
Ее представители тут же стали подстрекать давнишнего врага России – Турцию – начать войну против нее. И Австрия все-таки добилась своего. Можно сказать что русско-турецкая война длившаяся 6 лет с 1768 по 1774 год была успешной для Российской империи. Несмотря на это сложившаяся не лучшим образом внутриполитическая обстановка внутри страны вынудила Екатерину 2 искать мира.
В результате ей пришлось восстанавливать былые союзнические отношения с Австрией. И компромисс между двумя странами был достигнут. Его жертвой стала Польша часть территории которой в 1772 году была поделена между тремя государствами Россией Австрией и Пруссией.
1.2 Губернская реформа Екатерины II
Созданная Петром I система практически в неизменном виде просуществовала около полувека. Серьезные новации начались лишь в годы царствования Екатерины II 1762 — 1796. Пик преобразований пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие войны с Польшей Турцией и со своим воскресшим супругом Пугачевым. С мирным течением жизни к ней вернулось былое желание всерьез заняться административно-территориальным устройством России.
Еще за десять лет до этого в Инструкции губернаторам 1764 года она говорила что такие административно-территориальные единицы как губернии более всего исправления требуют и обещала позднее подумать над этим вопросом. Отношение Екатерины II к существовавшей тогда системе местного управления еще более ухудшилось после того как местные власти в ходе войн с внешними и внутренними врагами не смогли проявить достаточной эффективности и мобильности.
Линия Екатерины II на укрепление абсолютизма в государственном управлении его централизацию и полицеизацию подчинение лично императрице воплощена последовательно в губернской реформе которая осуществлялась в два этапа.
21 апреля 1764 г. указом Наставление губернаторам усовершенствован институт губернаторства его государственный статус и функции. Указ направлен на укрепление и усиление роли местного управления которое представлялось слабым звеном но упрочение его могло повлиять на всю систему государственного управления. Екатерина II исходила из того что империя как целое не может быть отнюдь совершенно если части его в непорядке и неустройстве пребудут считала самонужнейшим делом приспособление должности губернатора к интересам императрицы. [4]
Губернатор объявлен представителем императорской особы главой хозяином и опекуном вверенной ему губернии исполнителем императорской воли законов обеспечивающим недремлющим оком соблюдение и выполнение указов узаконений изобличение с помощью губернского прокурора лихоимцев взяточников казнокрадов как врагов отечества попечительство о земледелии как источнике всех сокровищ и богатств государства о промыслах торговле сохранении тишины и безопасности верноподданных руководство чиновниками провинциальных уездных воеводских и приписных канцелярий объезд их раз в три года составление отчетов сбор податей и др. Губернатор получал огромную власть ему подчинены таможни магистраты разные комиссии полиция ямские правления — все гражданские места земские правительства функционировавшие прежде вне губернаторского и в сфере центрального подчинения.
В свете уроков народной войны потрясшей императорский режим Екатерина II решительно перестроила губернское управление. 7 ноября 1775 г. издан Указ Учреждение для управления губерний Всероссийской империи подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского П. Завадовского М. Сиверса Г. Ульриха и др.
Констатированы недостатки местного управления которое не обеспечивало безопасность дворян не предотвратило народную войну не смогло сохранить порядок не справилось с массовыми выступлениями которые были подавлены армией.
Исправление положения виделось на путях усиления всех звеньев в том числе и особенно местного звена всего самодержавного управления.
Преобразовав таким образом местное управление Екатерина II намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство
а разукрупнение и увеличение губерний более чем вдвое — с 23 до 51.
б ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом.
в многократное увеличение числа уездов.
г введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое.
Новое административно-территориальное деление призвано повысить эффективность налоговой полицейской судебной всей карательной политики основано на принципе статистического расчета Дабы губерния порядочно могла быть управляема полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ… В уезде или округе считается от двадцати до тридцати тысяч душ.
Этот принцип воплотил казенно-бюрократический средневековый подход применялся Петром I при учреждении долей дистриктов игнорировал экономические этнические и другие исторически сложившиеся факторы был отвергнут в 1727 г. возобновлен на окрепшей крепостнической основе.
Реорганизован укреплен институт губернаторства изменено устройство губернского управления. Губернатор представлял корону и местную власть являлся главным должностным лицом губернии. В его руках сосредоточена вся полнота власти и управления. Как и прежде он назначался монархом но именовался теперь главнокомандующим государевым правителем губернии мог иметь статус не только гражданского но и военного губернатора. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц выполнение законов указов повелений имел в подчинении все воинские части и команды на территории губернии.
Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку выполняли строго определенные административные финансовые судебные и другие функции палаты Домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского высочества уголовных и гражданских судов в каждой председатель по два советника и асессора поручик правителя или вице-губернатор директор экономии или домоводства губернский казначей землемер верхний земский суд председатель 10 заседателей прокурор стряпчие казенных и уголовных дел совестный суд. В каждой губернии учрежден своеобразный орган — приказ общественного призрения для управления народными школами больницами госпиталями богадельнями сиротскими смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда губернского магистрата верхней расправы.
Широкими функциями высоким статусом наделена казенная палата глава которой — вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее — попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.
Губернское правление палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала заседатели в них избирались сословиями а председательствовало чиновное лицо. Получилось своеобразное совмещение централизации губернского управления с участием в нем представителей местного дворянства. В отличие от традиционно существовавших в Московском государстве земских неодносословных представительств Екатерина II установила исключительно сословно-дворянский способ представительства.
Четко определены статус функции губернского правления есть то место которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею обеспечивает исполнение законов взыскание чинит со всех непослушных строптивых ленивых и медлительных прекращает противные законам непорядки сохраняет и утверждает порядок мир тишину в городах селах деревнях на дорогах губернии заботится о работе учреждений полиции благочиния торговли и др. Повеления губернского правления обязательны к исполнению уездными нижними земскими судами верхними и нижними расправами губернскими и городовыми магистратами и ратушами. Кто же губернским правлением недоволен тот жалобу свою приносить имеет в Сенат. [2]
Уездную администрацию подчиненную губернскому правлению представлял нижний земский суд ставший главным исполнительным органом обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи исполнение распоряжений губернского правления судебных решений имел и другие функции по управлению уездом в том числе обеспечивал организацию уплаты податей исполнение натуральных повинностей надзирал состояние дорог и др.
Глава его председатель земского суда в лице земского капитан-исправника был наделен большими полномочиями мог принимать любые меры для обеспечения законности порядка. Он и два заседателя выбирались дворянами и только из местных дворян утверждались центральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей присяжный землемер и др. Учрежден уездный суд для дворян выборный судья и два заседателя при нем — дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя для заботы о дворянских вдовах сиротах. Нижняя расправа ведала в уезде судебными делами государственных крестьян. Крепостные крестьяне оставлены всецело во власти их собственников.
Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместничества в столичных губерниях в крупных округах-регионах охвативших по нескольку губерний. В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверенных элитных аристократов наделив чрезвычайными неограниченными полномочиями необычайными функциями персональной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнительного органа нескольких советников осуществлял надгубернаторскую должность проводил через губернаторов монаршие повеления действовал как глава царской администрации через губернский аппарат управления суды сословные органы полицию расположенные на территории наместничества войска осуществлял общий надзор за чиновниками мог оказывать давление на суд останавливать исполнение судебных приговоров без вмешательства в судопроизводство.
Учреждение для управления губерний 1775 г. узаконило крупную областную реформу которая усилила на местах государственное начало в духе абсолютизма создала обширную административную систему управления разделила административные финансово-хозяйственные судебные полицейские функции по отдельным губернским учреждениям отразила тенденции сочетания в местном управлении государственного и общественного начал его бюрократизации и централизации наделения дворянства властными полномочиями в регионах. Губернская реформа воплотила самодержавный традиционализм имперского управления во второй половине XVIII в. курс на усиление местной царской администрации создание на местах твердой административной власти полиции которая пресекала бы любые проявления недовольства народные выступления оградила империю от западной революционной инфекции конституции представительных парламентских учреждений подобия правового государства и гражданского общества. [5]
2. Анализ реформирования местного управления в XVIII веке
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
В Грамоту включено Ремесленное положение чем надлежало руководствоваться и магистратам и цеховым органам.
По функциям предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации полиции делала то с чем они не могли справиться. Грамота предписывала администрации городской думе городовому магистрату помогать друг другу на пользу службы императорскому величеству. Функции городской думы ограничены что являлось характерной чертой самодержавного управления допускавшего децентрализацию в строго ограниченных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоятельностью опекалась пристально губернатором который контролировал ее бюджет доходы расходы по отчетам шестигласной думы представляемых обязательно и губернатору и казенной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору со своими общественными нуждами и пользами. Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора городничего органов государственного управления.
Подготовка Жалованной грамоты городам полное название Грамота на права и выгоды городам Российской Империи началась в 1780 г. При ее подготовке были использованы материалы уложенной комиссии Цеховой устав Устав благочиния Учреждение для управления губернией шведский Цеховой устав и положение о маклере прусский Ремесленный устав законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
Жалованная грамота городам была опубликована в апреле 1785г и состояла из манифеста 16 разделов и 178 статей.
Грамота закрепляла единый сословный статус населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей создания среднего рода людей. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особой системой административного управления и видами занятий населения.
Принадлежность к мещанскому сословию по мысли законодателя основывалось на трудолюбии и добронравии являлось наследственной и связана с пользой приносимой мещанством отечеству. Принадлежность к мещанскому сословию не было естественным явлением как например дворянство. Лишение мещанских прав и привилегий могло осуществляться по тем же основаниям что и лишение сословных прав дворянства в жалованной грамоте приводился полный список подобных деяний например за совершение некоторых уголовно наказуемых деяний.
Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства личности и жизни право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам мещанства относились право собственности на принадлежащее имущество приобретение использование наследование право владения промышленными предприятиями промыслами право на ведение торговли.
Все городское население делилось на 6 категорий
— настоящие городские обыватели имеющие в городе дом и иную недвижимость
— записанные в гильдии купцы 1 гильдия – с капиталом от 50 тыс. руб. 2 гильдия – от 5 до 10 тыс. руб. 3 гильдия – от 1 до 5 тыс. руб.
— состоящие в цехах ремесленники
— иностранные и иногородние купцы
— иногородние и иностранные купцы
— именитые граждане капиталисты и банкиры имевшие капитал не менее 50 тыс. руб. оптовые торговцы судовладельцы состоящие в городской администрации ученые художники музыканты
— прочее посадское население.
Купцы 1 и 2 гильдии пользовались дополнительными личными правами освобождались от телесных наказаний могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями.
От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
Права и обязанности регламентировались внутрицеховыми правилами и Уставом о цехах.
За городскими жителями как и за дворянами признавалось право корпоративной организации. Граждане составляли общество городское и могли собираться на собрания с санкции администрации. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось
имущественным цензом – уплата годового налога не менее 50 рублей
возрастным цензом – не моложе 25 лет.
Горожане избирали бургомистров заседателей-ратманов на три года старост и судей словесных судов на год.
В городе создавалась общая городская дума в которую входили избранные городской голова и гласные по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города. Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных в заседаниях которой участвовали по одному представителю от каждой категории. Представительствовал городской голова.
В компетенцию городской думы входило
— обеспечение в городе тишины согласия и благочиния
— разрешение внутрисословных споров
— наблюдение за городским строительством.
Судебные дела не входили в ведение городской думы их решали судебные органы.
Деятельность городского общественного управления ограничена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов обывательских взносов мелких налогов штрафов процентных отчислений от казенной питейной продажи дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.
Становление городского общественного управления проходило сложно медленно. Оно формировалось в аспекте распорядительного назначения в городском хозяйстве являлось тогда слабо действующим. Заботы царской власти о городах не дали очень заметных результатов бедные средствами мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые городские обыватели не имели возможности сложиться в одно общество градское и развить свое самоуправление. Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий цехов посадских общин и многих других социальных разрядов.
Городскому управлению были приданы полицейские черты. Уставом благочиния или полицейским 8 апреля 1782 г. определена законодательно полицейская регламентация городской жизни полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II Зерцало управы благочиния содержало нравственные афоризмы нормы и для полиции и для жителей городов. [11]
По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с полицмейстером обер-комендантом. В уездных городах — управы в составе городничих приставов двух ратманов.
Во всех городах учреждены полицейские округа — части по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на кварталы по 50-100 дворов где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник — квартальный порутчик.
Управы благочиния канцелярии частного пристава называвшиеся частным или съезжим домом просто частью являлись городскими учреждениями действовали отдельно от расположенных в городах уездных органов обеспечивали порядок и безопасность в городах надзирали за гостиницами трактирами ресторанами другими общественными учреждениями тушили пожары исполняли судебные решения по мелким уголовным делам гражданским тяжбам.
В городском управлении во второй половине XVIII в. усилились бюрократическая централизация полицеизация общественные начала.
2.2 Изменение местного управления в период правления Екатерины II
Для второй половины XVIII в. характерно развитие сословного управления в России. В отличие от Запада где разрушались феодальные устои сословные перегородки в обществе и государственном управлении формировались общедемократические властные и представительные органы в Российской империи были усилены как сословная замкнутость общества так и сословный характер государственного управления. Обусловлено это политикой упрочения феодальной абсолютистской монархии политического оформления сословной структуры феодального общества которое стало коррозироваться под воздействием новых буржуазных хозяйственных форм и отношений.
Каждому сословию власть определила конкретные обязанности повинности права привилегии место во власти и управлении. Соответственно этому определена и социальная направленность административных реформ подчиненность их выражению главным образом сословных интересов дворянства.
Возникнув как служилое сословие дворянство к середине XVIII в. стало сильным богатым. Составляя 1 населения оно владело подавляющим большинством производительного богатства России огромными поместьями с миллионами крепостных крестьян большинством уральских металлургических заводов опиралось на крепнущую экономическую основу пользовалось расширяющимися привилегиями. В 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной гражданской службы и личных податей.
Идеологией самодержавного абсолютизма стало фактически обеспечение интересов господствующего благородного сословия. Не было недостатка в провозглашенных Екатериной II забот о благоденствии безопасности спокойствии всех подданных но реально она заботилась об усилении позиций дворянства которое стало руководящим классом в управлении. Окрепло и личное дворянство не владеющее крепостными не передаваемое по наследству что отразило курс на усиление роли благородного сословия в государственной жизни. [7]
Сложилась в государственном управлении ситуация для которой характерны неограниченная власть монарха и сильное влияние в управлении дворянства дворянской чиновной бюрократии.
Дворянство организовано политически. В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворянства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требований.
По губернской реформе 1775 г. созданы дворянские собрания как уездные наделенные правом юридического лица так и губернские с выборными предводителями уезда и губернии которые заметно усилили дворянскую организацию и ее роль в губернском уездном управлении придали монархическому управлению яркий дворянский характер.
Апогеем возвышения роли дворянства в российском управлении стала Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. где подтверждены прежние и установлены новые права и привилегии господствующего феодального сословия.
Во-первых интересы дворянства отождествлены официально с государственными. Государство обрело статус дворянского обеспечивало защиту чести имущества жизни дворянина освобожденного от телесных наказаний монопольное право на землю крепостных на свой сословный суд права распоряжаться имуществом крепостными заводить фабрики заводы торги не платить податей сохранять и передавать по наследству имущество выезжать беспрепятственно за границу в случае уголовных преступлений и др.
Во-вторых дворянство объединялось в свои сословные общества своеобразные дворянские корпорации влияющие на устройство сословия защиту и реализацию его корпоративных интересов подчиняющие государство этим узкосословным интересам.
В-третьих кроме государственного управления создавалось параллельно ему особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью повышения роли дворянства в государственных делах. Губернское дворянское собрание получило тоже право юридического лица.
Комплектованию служилого состава чиновников подчинена деятельность дворянского депутатского собрания предусмотренного той же жалованной грамотой. Состояло оно из губернского предводителя дворянства председательствующего и в этом собрании и по одному депутату от каждого уезда. Рассматривало предварительно вопросы подлежавшие обсуждению на дворянских собраниях вело учет личного состава родословные книги под контролем департамента герольдии Сената выдавало грамоты и свидетельства о внесении дворянских родов в губернскую родословную книгу участвовало в наложении опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского собрания общества. Дворянство представлялось Екатерине II воплощением подвластного ей послушного российского народа который как отмечено в Грамоте верою к Богу и верностью к престолу управляем.
Екатерининские реформы ориентированы целеустремленно на обеспечение дворянству решающей роли в государственном управлении при абсолютной власти монарха. Они укрепили сословную ограниченность управления государством. В то же время ограничивался доступ в высшее сословие лиц из других сословий.
При абсолютизации власти и управления в XVIII в. российское дворянство пережило тогда золотое время своей истории. Но абсолютная монархия подготовила деградацию и в последующем гибель служилого сословия ибо устранена была зависимость между корпоративными интересами дворянства и его государственными функциями. Понижалась способность дворянского сословия руководить обществом и оно быстро превращалось в историческую ненужность.
Екатерина II продолжила линию Петра I на ограничение прав духовенства усилила государственное управление церковью решительно подчиняя ее абсолютной монархии с учетом влияния церкви на управление жизнь общества и исходя из навеянной Духом времени Ш.Л. Монтескье перспективы ослабления и практического исчезновения духовенства как сословия.
Духовенство оказалось в полном подчинении у органов самодержавной власти и управления. Переведенное на штатные оклады финансируемые государством оно лишилось права владеть землей и крестьянами что одновременно с сокращением сети монастырей ограничением церковного управления стало ущемлением православия. Необратимым оказался процесс уничтожения церковно-монастырского землевладения образования новой огосударствленной церкви с ограниченным внутрицерковным управлением.
Управление крестьянами охватило 90 населения лишенного элементарных гражданских прав даже права присягать императору. Во второй половине XVIII в. изменилось в соответствии с социально-политическими приоритетами самодержавия. [9]
Во-первых расширен и ужесточен институт крепостничества. Помещики получили расширенные вотчинные права в отношении находившихся в их собственности крепостных могли ссылать строптивых крестьян в Сибирь на каторгу сурово наказывать за попытку жаловаться на господина. Крепостники имели абсолютную власть над своими крестьянами-рабами распоряжались их жизнью на правах собственности продавали покупали меняли судили наказывали. Помещичье вотчинное управление крепостными не имело правовой основы было самым жестоким и архаичным институтом феодального режима вызывая массовый протест крестьянства которое держали в темноте и забитости и осуждение как прогрессивного отечественного дворянства так и западноевропейских просветителей.
Во-вторых введена новая система управления государственными крестьянами насчитывавшими 5 млн. ревизских душ проживавшими на просторных землях Поволжья Севера Сибири и др. По закону 1797 г. они управлялись губернскими казенными палатами их уездными структурами несли тяжелые подати и повинности и сохранили чрезмерно ограниченные законами права в социально-экономической сфере ведении хозяйства занятия промыслами. Организованы сословное крестьянское общественное управление волостные и сельские учреждения действовавшие под руководством административно-полицейских органов помогавшие выполнять им налоги повинности комплектовать армию на основе рекрутчины. В отдельных селениях проводился сельский сход государственных крестьян. Избирались сельский старшина его помощники — староста сборщик податей сотские и десятские выполнявшие полицейские функции под началом чинов уездной полиции. 6000 ревизских душ составляли государственную волость — административную полицейскую единицу. Представители сельских сходов от 1 до 20 дворов — проводили волостной сход избирали волостное правление в составе волостного головы двух заседателей по хозяйственным и полицейским делам. [8]
В-третьих Учреждением об императорской фамилии 5 апреля 1797 г. упорядочено управление удельными царскими крестьянами с целью извлечения средств на содержание растущей императорской фамилии семьи. Создано ведомство Департамента уделов во главе с министром. Образованы специальные структуры — экспедиции удела на местах при казенных палатах в девяти губерниях где были компактно сосредоточены принадлежавшие фамилии крестьяне и земли.
Царские крестьяне организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руководством чиновников избирались удельный голова — первый начальник крестьян приказной старшина по полицейским делам казенный старшина по податям и повинностям писарь. Сельский приказ являлся финансовым и полицейским органом обеспечивал исполнение распоряжений Департамента уделов других властных органов распределял подати и повинности собирал налоги рассматривал мелкие тяжбы и проступки крестьян. В отдельных деревнях удельной волости созывались сельские сходы для избрания старост и ведавших порядком безопасностью сотских десятских являвшихся по сути нижними полицейскими должностными лицами
Усилены административные и полицейские функции управления государственными и удельными крестьянами сохранен самодержавно-феодальный характер управления крестьянством. Не была введена в действие подготовленная жалованная грамота государственным крестьянам.
Екатерина II продолжила тенденцию формирования государственного управления казачеством ограничения казачьего самоуправления расказачивания начатого Петром I который ликвидировал казачий круг отменил выборность главного атамана учредил вместо выборного должность назначаемого царем наказного атамана переселил насильно тысячу семей казаков с Дона на Астраханскую и Гребенскую линии где большая часть казаков погибла а оставшихся в живых перевели на Терек в так называемое терско-семейное войско.
В 60-е гг. было развернуто наступление на казачье сословное управление. Решительно и радикально ущемлялись права казачества расширялись сеть и сфера государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Левобережной Украине гетманство и полковое управление создана Малороссийская коллегия назначен генерал-губернатор Малой России.
После народной пугачевской войны усилилось государственное регулирование жизни казаков. Земли войска Донского Азов крепость св. Димитрия Ростовского и вся Азовская губерния подчинены в 1775 г. наместнику Г.А. Потемкину. Ликвидирована казачья автономия. Учреждено гражданское войсковое правительство для управления всеми делами войска Донского ставшего субъектом системы имперского центрального управления. Гражданское управление на Дону строилось на основе общероссийского законодательства и по типу губернской администрации. Ликвидировано Запорожское казачье управление. Казацких старшин выслали или ублажили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали с разрешения Екатерины Черноморское казачье войско подчиненное Таврическому губернатору. Значительная часть казаков переселилась в Восточное Приазовье между реками Ея и Кубань часть ушла в Турцию образовала за Дунаем Задунайскую сечь. Волжское казачье войско было лишено земли вольностей подчинено Военной коллегии частично переселено. На Яике отменена выборность войсковых атаманов.
Образованные в 1782 г. на территории бывшей Гетманщины Киевское Черниговское Новгород-Северское наместничества вошли в сферу имперского управления ликвидирована относительная автономия Малой России. Вместо казацких сформированы первоначально гусарские полки затем они заменены армейскими частями. Введено деление на губернии уезды с соответствующим управлением. Рядовое казачество стало войсковыми обывателями а украинское шляхетство старшины обрели все права и привилегии российского дворянства.
Казачество продолжало нести воинскую государеву службу являлось как и купечество горожане полупривилегированным сословием было освобождено от подушной подати рекрутской повинности. Курс на усиление государственных начал в казачьем управлении породил устойчивую тенденцию. Тенденция расказачивания получила в условиях развития капитализма логическое продолжение и свое завершение.
2.3 Эффективность реформ екатерины II в области местного управления
Екатерина II отзывалась о губерниях как о частях государства которые более всего исправления требуют и всегда хотела заняться этим вопросом. Отношение Екатерины II к системе местного управления еще более ухудшилось после того как местная администрация в процессе ведения Петербургом военных действий как против внешних врагов так и при подавлении крестьянского бунта не смогла доказать своей эффективности и мобильности.
Именно областное управление стало для Екатерины II той удобной почвой на которой она могла бы засеять политико-философские идеи заимствованные ею из любимых сочинений и личной переписки с некоторыми представителями французских энциклопедистов. При этом ряд особых причин побуждал ее обратить преимущественное внимание на переустройство прежде всего областного управления. Во-первых это пугачевский бунт который местная администрация не сумела ни предупредить ни вовремя пресечь. Во-вторых на переустройстве именно областного управления с особой силой настаивали дворянские депутаты работавшей в 1766 г. Кодификационной комиссии.
Манифест 7 ноября 1775 г. которым сопровождалось обнародование Учреждения вскрывал следующие недостатки существовавшего ранее областного управления
1 губернии к этому времени представляли собой слишком обширные административные территории.
2 эти административные округа ощущали постоянный недостаток качественный и количественный как местных управленческих структур и учреждений так и отсутствие необходимого числа губернских чиновников.
3 в губернском управлении отсутствовали начала разделения властей и подчас неоправданно совмещалась деятельность различных ведомств и даже ветвей власти например один орган мог осуществлять полномочия одновременно и в области финансов и в сфере исполнительной власти и в качестве уголовного и гражданского суда.
На устранение этих недостатков и было рассчитано новое административно-территориальное деление России и вновь учреждавшиеся губернские органы.
Рассматривая нововведения Екатерины II следует отметить что реформированию подверглась и система губернских судебных учреждений. Причем в результате реформирования судебная система была чрезвычайно усложнена. Тем не менее вновь созданная система характеризовалась такими принципами деятельности как коллегиальность привлечение в известных пределах населения к отправлению правосудия выборный характер комплектования судебных органов.
Таким образом в результате реформ местного управления и суда резко обозначился их сословно-представительный характер выразившийся в выборности как личного состава сословных дворянских так и в сословном происхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому дворянство стало руководящим классом в местном и центральном управлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборный представитель своего сословия с одной стороны и как назначенный верховной властью чиновник с другой стороны.
Реформирование областного управления было завершено двумя Жалованными сословными грамотами от 21 апреля 1785 г. адресованными дворянству и городам.
В Жалованной грамоте дворянству было окончательно оформлено сословие-корпоративное устройство данного сословия. Дворяне каждой губернии составляли дворянское общество обладавшее правами юридического лица правомочное приобретать собственность и составлять общий капитал посредством самообложения. Именно после издания Жалованной грамоты в 1785 году появилось таким образом во всей России сословие за которым признавалась гражданская свобода и члены которого располагали гражданскими правами.
По Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи 1785 г. в городах вместе с магистратом как судебным учреждением возникают городские полицейско-хозяйственные структуры. [11]
Городовое положение 1785 г. крайне сбивчиво и неясно определяло порядок взаимоотношений между органами общегородского самоуправления. Поэтому неясно на каких принципах осуществлялось разграничение полномочий собрания градского общества и общей думы. Более или менее понятно лишь то что эти органы не были подчинены друг другу а действовали параллельно. Данная структура представляла собой своеобразную и довольно уродливую комбинацию когда осуществление полномочий в рамках соответствующего города одновременно поручалось собранию наиболее богатых купцов собранию общества градского и коллегии представителей всех разрядов городского населения общей думе. При этом собрание общества градского наделялось полномочиями по выборам городского головы заседателей магистрата и совестного суда а все прочие функции без явного разграничения сфер деятельности распределялись между обоими органами.
Грамота 1785 г. окончательно закрепила за городом права юридического лица внесла единообразие полноту и системность в регламентацию городского устройства и управления.
Оба эти самоуправления — дворянское и городское — развивались с неодинаковым успехом. Губернские учреждения внесли известное оживление в среду губернских дворян. Через каждые три года дворяне съезжались в губернский город и выбирали своих представителей на различные губернские должности. Напротив городское управление действовало очень вяло под гостом полномочий наместника или губернатора. Оживление каким отмечались дворянские сословные учреждения заставляло некоторых иностранцев бывших при дворе Екатерины говорить что рано или поздно эти собрания непременно приведут к великой революции.
Таким образом и в устройстве местного управления обнаружилась особенность которой отличалась вся государственная деятельность Екатерины II в каждом ее начинании сквозили идеи незнакомые русскому обществу но под прикрытием которых развивались и закреплялись старые язвы нашей государственности. Поэтому чтобы подчеркнуть значение губернских учреждений в истории дворянского сословия можно констатировать в Московском государстве дворянство не правило а было лишь орудием управления — обязательно служило и притом служило как в центре так и в провинции. В первой половине XVII в. оно продолжало по-прежнему обязательно служить в центре и едва начинало править в провинции. Со второй половины XVII в. это сословие перестало обязательно служить в центре и с 1775 года окончательно взяв в свои руки местное управление начало править в провинции.
Подводя итог необходимо подчеркнуть городское и сельское самоуправление в России XVIII веков носило в основном сословный характер — в первую очередь это касается дворян и крестьянства. Вместе с тем говоря о городском самоуправлении следует учитывать что его субъект — городское население составлявшее в своей совокупности градское общество — трансформируется в шесть разрядов каждый из которых объединяло не только сословное начало но и экономический ценз. Задачи городского самоуправления ограничивались отдельными вопросами ведения городского хозяйства. Кроме сословного принципа органы российского самоуправления строились и в соответствии с территориальным делением действуя при этом в рамках определенной законом территории — города губернии уезда волости и т.д.
В целом органы самоуправления этого периода по-прежнему не обладали достаточной самостоятельностью в условиях абсолютизма и централизации они являлись не чем иным как придатком правительственной администрации служа целям укрепления самодержавия. Функции и компетенция органов местного государственного управления и общественного самоуправления не были четко разграничены что разумеется не могло способствовать укреплению самоуправленческих институтов. Тем не менее формы самоуправления возникшие в России в изученный период безусловно явились предшественниками более поздних форм созданных реформаторами второй половины XIX века. Именно в этом и состоит их историческое и общественное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М. 1987 Т. 2-3. 2011 Т. 4-5. 2014.
9. Наказ императрицы Екатерины II данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2016. 3.
10. Наставление губернаторам. 21.04.1764 г. Учреждения государственного управления в России опыт формирования и эволюция. Документы повествуют… Нижний Новгород 2014.
11. Оболонский А.В. Драма российской политической истории система против личности. — М. 2014.
12. Орлов А.С. Георгиев В.А. История России учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. ТК Велби Проспект 2005. – 154 с.
13. Павленко Н. И. Екатерина Великая – М. Молодая гвардия 1999
14. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб. 2013.
15. Сахаров А.Н. Морозова Л.Е. История России. В2 т. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. – М. АСТ Астрель Хранитель 2007. – 767 с.
16. Учреждение для управления губерний… 7.11.1755 г. Политическая история России. Хрестоматия. М. 2014.
17. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. Составитель Титов Ю.П. М. 2013.