Содержание
Введение..…..….4
Глава I. Анализ научно-методической литературы..…..….6
1.1. Особенности физического развития старших дошкольников.….….6
1.2. Влияние занятий плаванием на организм ребенка.….….9
1.3. Обзор отечественных методик обучения плаванию дошкольников….11
1.4. Фитнес в физическом воспитании дошкольников..…..…19
1.5. Заключение по главе.23
Глава II. Методы и организация исследования.25
2.1. Методы исследования..…25
2.2. Организация исследования.…29
Глава III. Результаты исследования.30
3.1. Особенности организации и методического обеспечения занятий плаванием с детьми 6 – 7 лет в фитнес-клубе.…..….30
3.2. Приоритеты дошкольников – клиентов фитнес-клуба Wellness Park посещающих занятия плаванием.…..…36
3.3. Эффективность обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста в фитнес-клубе Wellness Park..…..38
3.4. Заключение по главе.…..…..42
Выводы..45
Список литературы.….47
Приложения .…..51
Приложение 1. План проведения беседы с тренерами ГБУ ФСО Детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва ДЮСШОР «Юность Москвы» Москомспорта ..….…..52
Приложение 2. План педагогического наблюдения занятий плаванием старших дошкольников в условиях фитнес-клуба..53
Приложение 3. План опроса менеджеров бассейнов фитнес-клубов ..54
Приложение 4. План опроса инструкторов аква-фитнеса… .55
Приложение 5. План опроса детей старшего дошкольного возраста посещающих фитнес-клуб Wellness Park и их родителей .. 57

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4289. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Актуальность. Плавание является жизненно необходимым навыком прекрасным средством закаливания и укрепления организма человека одним из популярнейших видов спорта значимой составляющей системы физического воспитания детей и взрослых [2 5 23 32 41].
По данным Всемирной организации здравоохранения утопление стоит на третьем месте среди причин смерти от непреднамеренных травм в мире – на него приходится 7 всех случаев смерти связанных с травмами наибольшему риску подвергаются дети. Правительство Москвы разработало программу «Спорт Москвы » рассчитанную на 2012 – 2016 годы где указало на значимость массового обучения плаванию подрастающего поколения. [46]. Решение данной проблемы на государственном уровне начинается в бассейнах дошкольных образовательных учреждений [31]. Однако не все дошкольники посещают детские сады как правило занятия плаванием с детьми этого возраста осуществляется на коммерческой основе на базе тех же детских садов спортивных школ плавания и в физкультурно-оздоровительных комплексах но только при наличии соответствующих условий возможности согласования расписания тренеров и инструкторов с учетом загруженности бассейнов [47 48].
Проведение занятий плаванием с малышами на платной основе предлагает и современная обширная сеть фитнес-клубов шаговая доступность наличие мелких плавательных ванн вариативные дополнительные услуги возможность выбора времени посещения плавание вместе с ребенком привлекают родителей. Являясь новым звеном системы физического воспитания фитнес-клубы предоставляют объемную информацию по предлагаемым услугам но не раскрывают специфику учебного процесса по плаванию с дошкольниками не знакомят с успехами на этом поприще [48] .
В связи с указанным выше избранная нами тема бакалаврской работы является весьма актуальной.
Цель работы изучение особенностей учебного процесса по плаванию со старшими дошкольниками в условиях фитнес-клуба.
Объект исследования процесс предоставления физкультурно-оздоровительных услуг для детей в фитнес-клубах.
Предмет исследования обеспечение учебных занятий плаванием с детьми 6 – 7 лет в фитнес-клубах.
Гипотеза мы предположили что фитнес-клубы как новое звено отечественной системы физического воспитания могут конкурировать в сфере обучения плаванию старших дошкольников с другими структурами предоставляющими аналогичные услуги.
Задачи
1. Выявить особенности организации и методического обеспечения занятий плаванием с дошкольниками в условиях фитнес-клуба.
2. Установить причины по которым дошкольники 6 – 7 лет приходят в бассейн фитнес-клуба.
3. Определить эффективность обучения дошкольников плаванию в фитнес-клубах.

Глава I. Анализ научно-методической литературы

1.1. Особенности физического развития старших дошкольников

Детский организм непрерывно развивается. К 6 годам рост детей достигает в среднем 116 см масса тела – 218 кг окружность грудной клетки-56 – 57 см. Длина тела ребенка в возрасте от 6 до 7 лет увеличивается примерно на 8 – 10 см что связано с эндокринными сдвигами усилением функции гипофиза [1 37 45].
Скелет ребенка дошкольного возраста преимущественно состоит из хрящевой ткани что обуславливает незавершенность развития структуры костной ткани позвонков за счет чего позвоночник очень эластичен. У детей в возрасте 6 – 7 лет продолжается формирование физиологических изгибов позвоночника. Неблагоприятные условия внешней среды могут отрицательно сказаться на развитии скелета и спровоцировать нарушения осанки изменить форму ног позвоночника свода стопы [37 40].
В возрасте 6 – 7лет мышцы составляют всего лишь 20 – 22 массы тела они богаче водой по сравнению с взрослыми но беднее белковыми веществами и жирами мышечный корсет весьма слаб. Формирование мышц происходит неравномерно в первую очередь у дошкольников развиваются крупные группы мышц причем мышцы – сгибатели более функциональны чем мышцы – разгибатели дети довольно часто принимают неправильные позы – голова наклонена вперед живот выпячен спина сутулая поэтому очень важно для детей дошкольного возраста развивать все группы мышц особенно мышцы удерживающие позы и мышцы – разгибатели [41].
Овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев дошкольники начинают только к 6 – 7 годам. Развитию мелкой моторики способствуют упражнения с мячом лепка из пластилина рисование и т.д. [45].
Сердечно-сосудистая система начинает функционировать еще до появления ребенка на свет поэтому к моменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшей зрелости и хорошо приспосабливается к требованиям растущего организма. У детей в связи с большой шириной сосудистого русла большей эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца артериальное давление ниже чем у взрослых и составляет примерно 9860 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений в старшем дошкольном возрасте достигает 78 – 99 удмин причем у девочек на 5 – 7 ударов больше чем у мальчиков. Сердце дошкольников обладает сильной возбудимостью но обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность [40 42].
Значительное количество крови протекает через легкие дошкольников что позволяет удовлетворять потребность организма в кислороде и вызывает интенсивный обмен веществ хотя легкие у детей старшего дошкольного возраста ещё недостаточно развиты и у них преобладает поверхностное дыхание. Поскольку носовые ходы трахея и бронхи сравнительно узки что затруднят прохождение воздуха в легкие а грудная клетка слегка приподнята и ребра не могут опускаться на выдохе достаточно низко дети не могут выполнить глубокий вдох и выдох. В связи с этим частота дыхания ребенка превышает частоту дыхания взрослого. К 7 годам частота дыхания колеблется в пределах 22 – 24 вдохов в минуту [37].
Жизненная емкость легких постепенно нарастает. В период с трех до четырех лет она составляет 400 – 500 мл а с шести до семи вырастает до 1800 – 2100 см3. Такая положительная динамика функций дыхания в большей мере связана с влиянием интенсивной двигательной деятельности [37].
Кожа детей несет защитную функцию но она очень нежная и легко повреждаемая. Так как кожа охраняет внутренние органы и ткани от повреждений и проникновения в них микроорганизмов является органом выделения и играет важную роль в терморегуляции и дыхании следует защищать кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций терморегулирующих защитных [1].
Пищеварительная система играет важную роль в физическом состоянии ребенка. Среди факторов влияющих на секрецию слюны и пищеварительных соков выделяется характер физической деятельности подвижные эмоциональные игры различные активные и увлекательные занятия у большинства детей вызывают временное снижение секреции которая восстанавливается не ранее чем через 25 – 30 минут после прекращения двигательной активности. Данный факт следует учитывать при планировании физкультурных занятий с дошкольниками [1].
Обмен веществ у дошкольников в 2 – 25 раза больше чем у взрослых а при активной мышечной деятельности энерготраты ребенка возрастают пропорционально интенсивности физических усилий [37].
Высшая нервная деятельность ребенка-дошкольника характеризуется преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения неустойчивостью внимания импульсивностью в поведении большой эмоциональностью конкретностью восприятия и мышления. Масса головного мозга к шести – семи годам достигает примерно 1200 – 1300 г приближаясь к массе мозга взрослого человека. Однако повышенная возбудимость реактивность а так же высокая пластичность детской нервной системы способствуют лучшему а иногда и более быстрому чем у взрослых освоению довольно сложных двигательных умений и навыков — ходьба на лыжах фигурное катание на коньках плавание и т.д. Особенностью центральной нервной системы ребенка является способность сохранять следы тех процессов которые в ней происходили именно поэтому дети могут быстро и легко запоминать показанных им движений. Однако для совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка способствуют подвижные игры эстафеты с элементами соревнований целенаправленные физические упражнения [9 11].
У детей старшего дошкольного возраста значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением что оказывает большое воздействие на внимание память и мышление. У 6 – 7-летних детей продолжают совершенствоваться анализаторы речь. Требования поручения взрослого различные задания способствуют формированию адекватного поведения ребенка в социуме [9 37].
1.2. Влияние занятий плаванием на организм ребенка
Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времен. Регулярные занятия плаванием разносторонне влияют на развитие ребенка оптимизируют функции всех систем организма повышают сопротивляемость различным простудным заболеваниям гармонично развивают основные физические качества формируют личность [3 8 10 15].
Относительная невесомость тела в водной среде и его горизонтальное безопорное положение позволяют разгрузить позвоночник. Мягкий эластичный позвоночник ребенка с незакреплённой естественной кривизной в опорном горизонтальном положении выпрямляется могут возникать и закрепляться ненормальным изгибам. Плавание препятствует этому снижая давление на скелет особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета оно активно используется как корригирующее средство [1 4 7 18].
Поскольку у дошкольников еще недостаточно развит тазовый пояс слабый связочно-мышечный аппарат стопы окостенение хрящевой ткани только начинается чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны. При плавании мягкие ритмичные движения ногами в комфортных для костей и суставов условиях обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности постепенно формируя и укрепляя тазовый пояс предупреждают плоскостопие [28 38].
Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук ног туловища уже достаточно хорошо развитых к 3 – 5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны [2 10 16].
Движения при плавании характеризуются большими амплитудами и динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются что не утомляет детский организм и позволяет ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени [22 24].
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря горизонтальному положению тела пловца при механическом воздействии давления воды на поверхность тела облегчается отток крови от периферии к сердцу. Плавные и ритмичные движения пловца улучшают кровообращение и обмен веществ кожа ребенка промывается и очищается от пота и грязи что облегчает кожное дыхание [1].
У детей систематически занимающихся плаванием хорошо развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания наблюдается четкая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. При плавании дыхание согласовано с движениями конечностей. Один цикл движений выполняется как правило не больше чем за один вдох и выдох. Большая затрата энергии способствует большей потребности в кислороде. Поэтому пловец стремится использовать каждый вдох с максимальной полнотой. Все это приводит к увеличению жизненной емкости легких и повышению функциональных возможностей дыхательной системы. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются улучшается подвижность грудной клетки увеличивается жизненная емкость легких. Жизненная емкость легких возрастает у детей до 1800 – 2100 см3 [1 23].
В процессе плавания развивается координация ритмичность движений необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Плавание весьма эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма [2 10 18].
Занятия плаванием положительно влияют на развитие дошкольников в целом что выражается в прогрессивном улучшении всех показателей физического психомоторного и интеллектуального развития а также в формировании и сохранении положительных взаимосвязей между показателями психомоторного и интеллектуального развития. Таким образом при обучении плаванию дошкольников речь идет не только о развитии специальных двигательных качеств а о формировании в их процессе психической чувственной и эмоциональной сферы ребенка о положительном воздействии психомоторного развития на интеллект дошкольников [17 29 39 42].
1.3. Обзор доминирующих отечественных методик обучения дошкольников плаванию
В настоящее время в нашей стране существует ряд авторских методик обучения плаванию детей дошкольного возраста. Наиболее популярными являются методика дифференцированного обучения В.С. Васильева [5] методика Т.И. Осокиной основанная на доминирующем раздельно-целостном методе обучения [27] и методика одновременного обучения дошкольников всем способам плавания Т.А. Протченко и Ю.А. Семенова утвержденная экспертным советом организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы [31].
В.С. Васильев – один из ведущих специалистов нашей страны в области начального обучения плаванию ещё в 80-е годы прошлого века предложил методику согласно которой на этапе начального обучения учитывается плавательная предрасположенность каждого ребенка [5 6 34]. Актуальность данной методики на сегодняшний день подтверждается требованиями изложенными в современном Государственном стандарте Примерных программах [31] согласно которым преподаватель должен подбирать учебный материал исходя из склонностей и возможностей каждого обучаемого. Автор предлагает методику которую можно применять как в стационарных крытых бассейнах так и в естественных водоемах и даже в домашних ваннах.
В.С. Васильев рекомендует начинать обучение с выявления уровня подготовленности затем следует дифференцировать малышей на группы по равной подготовленности поскольку только интересное доступное по учебному материалу занятие может быть интересно детям.
Автор придает большое значение предварительной подготовке на суше которая способствует успешному освоению упражнений в воде — это самые различные упражнения развивающие координацию силу гибкость быстроту а также направленные на ознакомление с формой движения в спортивных способах плавания.
Васильев В.С. рекомендует каждому педагогу руководствоваться в процессе обучения одним из основных дидактических принципов – принципом постепенности когда каждое предыдущее упражнение является базой для изучения последующего. По мнению автора дети дошкольного возраста должны постигать искусство плавания осознанно и самостоятельно но с помощью и под контролем педагога познавать окружающий мир за счет применения педагогом вариативных методических приемов. Значимость методических приемов при обучении плаванию автор объясняет тем что в процессе занятий ребенок знакомится с множеством упражнений не только развивающих функциональные возможности организма и координацию движений укрепляющих мышцы но и решающих конкретную задачу – обучение плаванию. Однако достаточно сложная структура движений координационные особенности способов плавания и специфика выполнения большинства упражнений труднообъяснимы и труднодоступны для детей дошкольного возраста. Для решения этой проблемы автор рекомендует прибегнуть к помощи образных выражений сравнений с движениями животных и птиц давать ссылки на сказочных персонажей бытовые действия и умения. Такие сравнения решают как общие так и частные задачи они направлены на понимание сущности изучаемого движения занимающимися любого возраста при условии базирования данных сравнений на жизненном опыте ребёнка.
Спецификой рассматриваемой методики является отказ от поддерживающих средств применение большого арсенала однонаправленных упражнений позволяющих каждому обучаемому выбрать наиболее доступное из них изначальное освоение того способа плавания к которому ребенок расположен и в дальнейшем – изучение менее доступных плавательных движений. Причем автор предлагает батарею упражнений-тестов позволяющих определить предрасположенность ребенка к конкретной плавательной координации уже на первых занятиях – тесты позы и координации.
Поскольку методика В.С. Васильева изложена в форме методических статей и пособия автор не предлагает никаких критериев для оценки плавательной подготовленности кроме объемного плавания.
Первый блок упражнений автор рекомендует начать с выполнения упражнений в воде из положении сидя на дне и лежа в упоре о дно. После того как ребенок начнет уверенно чувствовать себя в воде автор предлагает приступить к выполнению упражнений в ходьбе беге прыжках. В дальнейшем следует предложить ребенку достать предмет со дна сначала не погружая голову под воду а затем с погружением. Далее автор предлагает выполнять падения на воду и стойки на руках. Для детей не освоивших ныряние В.С. Васильев рекомендует специальные упражнения направленные на погружение в воду с головой. Особое внимание уделено базовым упражнениям – выдохам в воду приведены критерии его оценки затем – упражнению «восьмерки» направленному на формирование индивидуального положения кисти и гребка и «скольжениям» – выбор исходного положению пловца.
Второй блок – упражнения сходные с движениями спортивных способов плавания и выбор наиболее доступного для дальнейшего освоения плавания в координации. Благодаря таким упражнениям можно определить наиболее удобный способ плавания для каждого ребенка в отдельности.
Также в данной методике автор описывает упражнения для изучения прыжков в воду и предлагает разнообразные подвижные игры в воде.
Другой специалист в области обучения плаванию дошкольников Осокина Т.И. [27] рекомендует начинать купания и занятия плаванием с первых дней прихода детей в дошкольное учреждение а обучение плаванию – с 3 – 5 лет. Занятия рекомендовано проводить в смешанной группе по 12 – 15 человек. Комплектуя группы необходимо обращать внимание на возраст и физическую подготовленность детей.
Автор опирается на основные дидактические требования педагогики сознательность систематичность наглядность доступность прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки осуществлять которую необходимо в соответствии с возрастными особенностями детей. Т.И. Осокина подчеркивает значимость индивидуального подхода в работе с дошкольниками поскольку считает что только при строгом учете пола возраста физического развития и здоровья индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию малышей. Осокина Т.И. указывает что в обучении плаванию детей дошкольного возраста ведущее место должен занимать игровой метод так как он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию позволяет увеличить число повторений одних и тех же упражнений использовать разнообразные исходные положения повысить эмоциональность занятий.
Поскольку дошкольники на основе подражания лучше овладевают целостными двигательными актами то при обучении плаванию следует создать у них целостное представление о способе плавания необходимо на каждом занятии многократно показывать этот способ. Автор утверждает что показ должен обязательно сопровождаться доступными для детей пояснениями и образными сравнениями.
Учитывая сложность освоения плавательных умений и навыков Осокина Т.И. рекомендует использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр. Каждое упражнение следует сначала разучивать на суше а затем в воде. В связи с чрезмерным возбуждением детей находящихся в воде сильно рассеивается внимание дошкольников поэтому изучение материала на суше очень важно [28].
Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков дошкольного возраста может быть одинаковой. Автор рекомендует начинать занятия в воде с выполнения энергичных движений. Заканчивать их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду.
Исправлять ошибки допускаемые при плавании Осокина Т.И. рекомендует постепенно прибегая к образным сравнениям и представлению различных ситуаций. Следует исправлять сначала основные часто допускаемые ошибки устранение которых как правило ведет к устранению мелких второстепенных ошибок.
По методике Осокиной Т.И. обучение плаванию следует начинать в домашних условиях с освоения ребенка в воде. На занятиях в детском саду автор предлагает применять традиционную параллельно-последовательную методику освоения сходных по структуре способов плавания кроля на груди и кроля на спине согласно доминирующему раздельно-целостному методу.
Первоначально необходимо научить ребенка без колебаний заходить в воду и окунаться затем перейти к упражнениям в ходьбе и беге для ознакомления с сопротивлением воды.
Для того чтобы научить ребенка погружаться по шею автор предлагает соблюдать определенную последовательность упражнений. Сначала можно предложить детям помыть руки плечи ополоснуть грудь шею вымыть лицо полить водой себе на спину медленно присесть погрузиться в воду по шею. Затем необходимо научить дошкольников погружаться в воду с головой. Автор утверждает что первое погружение с головой ребенку психологически необходимо выполнить самостоятельно без принуждения.
После погружения с головой необходимо обучить детей выполнять выдох в воду. Для этого сначала автор предлагает ознакомиться с этим упражнением на берегу а уже потом выполнять выдохи в воду постепенно погружаясь все ниже и ниже. Когда ребенок привыкнет к воде и начнет чувствовать себя в ней уверенно можно приступать к обучению скольжениям.
Следующим этапом по методике обучения плаванию Осокиной Т.И. являются упражнения для освоения техники плавания. Первоначально осваиваются движения ногами на суше затем в воде в опорном и безопорном положении. После изучения техники движений ногами приступают к изучению техники движений руками на суше в воде а затем объединять их с дыханием. Совершенствовать изученные навыки автор предлагает в игре. Весь учебный материал изложен согласно распределению дошкольников по возрастным группам детского сада приведены требования к их плавательной подготовленности.
Т.А. Протченко и Ю.А. Семенов разработали «Примерную программу и инструктивно-методические рекомендации по плаванию для детей от 2 до 7 лет» [31]. Данная программа составлена для специалистов ДОУ по плаванию. Целью программы является овладение жизненно важным и здоровье сберегающими плавательными умениями и навыками. Авторы выдвигают следующие задачи
1. Расширить у детей знания о значении занятий плаванием.
2. Обучить движениям руками ногами при плавании различными способами.
3. Обучить плаванию различными способами в полной координации.
4. Обучить использованию элементов прикладного плавания.
5. Обучить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.
Особенностью этой программы является применение одновременной методики обучения всем облегченным неспортивным и спортивным способам плавания начиная с младших групп и совершенствуя плавательные умения в старших группах. Методика предлагает начинать обучение с движений руками затем ногами и одновременно всем способам плавания.
Т.А. Протченко и Ю.А. Семенов рекомендуют проводить занятия по плаванию в течение года 1 – 2 раза в неделю в младших 2 – 3 раза в старших и подготовительных группах. А для более прочного формирования навыков плавания в отдельные периоды в подготовительных группах занятия проводить ежедневно.
Авторы уделяют особое внимание подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде а также выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам владение знаниями упражнениями на суше упражнениями для освоения с водой упражнениями в воде – плавательными навыками.
Согласно программе выпускники детских садов дети 6 – 7 лет должны вплотную приблизиться к выполнению норматива «Умею плавать» – проплыть 25 метров владея при этом всеми четырьмя спортивными способами.
Методика положенная в основу данной программы апробирована и используется в 47 бассейнах системы образования.
Авторы утверждают что данная методика доступна даже самым маленьким. Она соответствует условиям проводимых занятий а также их задачам. По мнению авторов с помощью данной методики можно сокращать до минимума формирование навыка проплывания нескольких метров облегченными способами уже на первых занятиях в удобных сочетаниях для каждого обучаемого. Она ускоряет освоение спортивных способов способствует постепенному освоению остальных способов. Эта методика позволяет постоянно увеличивать максимально возможное проплываемое расстояние без отдыха сначала одним более доступным способом а затем и другими меняя их.
Т.А. Протченко и Ю.А. Семенов указывают на четкое использование всех педагогических принципов обучения со строгим выполнением таких методических условий как
1. Преемственность упражнений от известного – к неизвестному от освоенного – к неосвоенному.
2. Постепенность от простого – к сложному.
3. Использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания методические приемы.
Авторы программы ставят задачу перед педагогами определить для каждого обучаемого те движения те сочетания которые бы отвечали его способностям его одаренности. Обучение построенное по такому принципу более эффективно с точки зрения формирования плавательных навыков и повышения интереса детей к занятиям.
Рекомендованный авторами групповой метод обучения когда дети осваивают общий для всех учебный материал осуществляется с учетом плавательных способностей и предрасположенностей каждого ученика. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе когда обучаемые еще не раскрыли своих способностей а основы техники движений остаются общими для всех.
На начальном этапе обучения который продолжается два месяца – сентябрь – октябрь обучаемым предоставляется возможность из большого количества разнообразных плавательных движений руками ногами их вариативных сочетаний выбрать те которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Именно овладение этим первым наиболее доступным способом плавания помогает ребенку в дальнейшем осваивать остальные более сложные способы как по элементам так и в полной координации.
Следующий этап декабрь январь февраль март – посвящается углубленному освоению спортивных способов. Причем последовательность их освоения также может быть разная начиная с наиболее доступного переходя к более трудно осваиваемым способам.
Занятия рекомендовано проводить в бассейне детского сада а затем и в большом глубоком бассейне на протяжении всего года проводить контрольные проверки с задачей проплывания максимально возможного расстояния без отдыха.
Представленные методики не утратили свою значимость и в наше время. Они широко используются специалистами по физической культуре проводящими занятия по плаванию в дошкольных образовательных учреждениях.
1.4. Фитнес в физическом воспитании дошкольников
Современные дошкольники много времени проводят сидя за компьютером телевизором что приводит к гиподинамии [35]. К 6 – 7 годам 30 – 35 детей имеют патологии в развитии организма. В связи с ухудшением состояния здоровья актуальным внедрение в повседневную жизнь дошкольника физкультурных занятий оздоровительной направленности. Данная проблема стоит на первом месте в системе физического воспитания детей посещающих дошкольные образовательные учреждения [35 36]. В детских садах согласно государственному стандарту разработаны и применяются программы направленные на воспитание физически здорового подрастающего поколения [12 31]. Современному ребенку нужна активная деятельность повышающая его жизненный тонус и удовлетворяющая его интересы.
В последнее время у родителей детей не посещающих детские дошкольные образовательные учреждения пользуется популярностью обучение плаванию малышей во многочисленных фитнес-клубах [47 48].
Фитнес – это комплексная программа оздоровительных мероприятий направленная на укрепление здоровья увеличение функциональных резервов организма. Слово «фитнес» произошло от английского «fit» что в переводе означает «соответствовать» «быть в хорошей форме» [35].
Оздоровительный фитнес можно определить как общедоступную высоко эффективную эмоциональную систему оздоровления занимающегося средствами современных фитнес-технологий [35] это целая наука исследующая механизмы двигательной активности человека и ее влияние на организм целью которой является улучшение показателей физических качеств и состояния здоровья занимающихся.
Орлов А.В. и Краснов Е.В [26] определяют фитнес-клуб как – сооружение которое имеет площади для проведения оздоровительных и фитнес – тренировок. Фитнес – клуб может сочетать в себе спортивный зал бассейн кардио-зону залы аэробики танцевальные программы все это зависит от категории клуба. Охватывая различные формы двигательной активности фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счет разнообразия фитнес-программ их доступности и эмоциональности занятий.
Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями фитнес имеет полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует внедрению фитнеса во все виды физической культуры и в частности в физкультурное образование детей дошкольного возраста.
Специалисты по физической культуре и спорту понятие «детский фитнес» трактуют по-разному. Одни считают что – это спортивные занятия для детей помогающие ребенку освоить свое тело формирующие координацию способствующие познать радость движения [13].
Рыбкина О.Н. и Морозова Л.Д. [33] под детским фитнесом понимают организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей на базе фитнес-центров.
Лавров Н.Н. [19] считает что детский фитнес – это одно из важнейших направлений деятельности больших фитнес-клубов которые успели завоевать авторитет и приверженцев среди клиентов-малышей и их родителей.
Левченкова Т.В. [20] подчеркивает что детский фитнес – это система мероприятий или услуг направленных на поддержание и укрепление здоровья нормальное физическое и психическое развитие ребенка в соответствии с его возрастом в фитнес-клубах решаются задачи социальной адаптации и интеграции детей в социум то есть – это развивающие и оздоровительные программы предлагаемые детям в фитнес клубах. Несмотря на различия в определениях детского фитнеса представленных выше общим является приобщение к здоровому образу жизни детского слоя населения.
В настоящее время определены наиболее популярные направления занятий детским фитнесом – это занятия имеющие профилактическую направленность такие как плавание аэробика и т.п. [36]. Фитнес для детей – это хорошо продуманная детская физкультура общеукрепляющие и оздоровительные занятия посредством которых у детей вырабатывается правильные стереотипы движений формируются жизненно важные умения и навыки.
Детский фитнес базируется на главном принципе физической культуры «нагрузка ради здоровья». Занятия в фитнес-клубах удовлетворяют потребности подрастающего поколения в физической активности повышают интерес к занятиям спортом уровень культуры тела движений приобщают к здоровому образу жизни [44]. Однако имеются и принципиальные моменты которые отличают детский фитнес от обычной физкультуры в школе или дошкольном учреждении. В первую очередь такие занятия проводятся на богатой базе фитнес-клубов куда дети приходят вместе со своими родителями. Родители хотят улучшить свое самочувствие здоровье и скорректировать фигуру а дети хотят быть похожими на своих родителей что является серьезной мотивацией положительного отношения ребенка к занятиям физическими упражнениями в отличии от детских садов где занятия физкультурой проводятся строго по программе без учета желания и предрасположенностей ребенка [35 36].
В настоящее время именно фитнес-клубы имеют широкий спектр предоставляемых услуг позволяющий ребенку и его родителям выбрать наиболее полюбившийся вид физической деятельности что совершенно невозможно при занятиях физической культурой в детских дошкольных учреждениях где физическая подготовка осуществляется согласно стандарту [44]. В фитнес-клубе можно подобрать индивидуальную программу занятий в чем поможет квалифицированный специалист – инструктор по фитнесу [48].
Современный вариант физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в фитнес-клубах является одним из инновационных звеньев физического воспитания малышей. Занятия физическими упражнениями в фитнес-клубах положительно сказываются на физическом развитии детей повышают интерес к двигательной активности являются хорошим оздоровительным средством и мотивируют детей вести здоровый образ жизни [33].
1.5. Заключение по главе
Старший дошкольный возраст характеризуется значительными анатомическими и функциональными изменениями во всех системах организма ребенка. Этот факт требует от родителей и педагогов уделять значительное внимание здоровью детей обеспечивая рациональный режим используя адекватные возрасту дошкольников средства физической культуры [1 9 37].
Для роста и развития малышей особенно благоприятны занятия плаванием поскольку у дошкольников при физической деятельности задействованы фактически все мышечные группы что обеспечивает всестороннее развитие опорно-двигательного аппарата ребенка в целом. Плавные и ритмичные движения в воде улучшают кровообращение и обмен веществ укрепляют сердечно-сосудистую систему [28 30]. У детей систематически занимающихся плаванием развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями кожа ребенка промывается и очищается от пота и грязи что облегчает кожное дыхание [22 29 39 43].
Занятия плаванием способствуют гармоничному развитию не только всех систем организма ребенка но и положительно сказываются на формировании его физических качеств. В связи с признанием плавания уникальным средством оздоровления закаливания рекреации учитывая его значимость как жизненно необходимого навыка оно включено в государственные программы физического воспитания подрастающего поколения и в частности в программы детских дошкольных образовательных учреждений [31].
На сегодняшний день существует множество разнообразных авторских методик и программ обучения плаванию детей дошкольного возраста. Наиболее широко в образовательных учреждениях для обучения плаванию дошкольников используются методические разработки В.С. Васильева [5 6 34] обеспечивающие учет индивидной предрасположенности каждого ребенка к освоению конкретной техники плавания методика Т.И. Осокиной [27] основанная на раздельно-целостном методе обучения и параллельно-последовательном изучении структурно схожих способов плавания а также одновременная методика с применением облегченных способов плавания Т.А. Протченко и Ю.А. Семенова [31].
До недавнего времени обучение плаванию детей осуществлялось в дошкольных образовательных учреждениях ДОУ средних образовательных школах СОШ физкультурно оздоровительных комплексах ФОК детско-юношеских спортивных школах ДЮСШ а сегодня появилось новое звено в системе физического воспитания позволяющее приобщить детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой а также обучить жизненно важному навыку – фитнес. Детский фитнес – это система мероприятий или услуг направленных на поддержание и укрепление здоровья обеспечение оптимального физического и психического развития ребенка в соответствии с его возрастом. В фитнес-клубах решаются задачи социальной адаптации и интеграции детей в социум предлагаются развивающие и оздоровительные программы [20]. Анализ литературных источников показал что занятия физической культурой в фитнес-клубах являются неотъемлемой частью физического воспитания значительной части дошкольников. Однако данных об обеспечении и успешности учебного процесса по плаванию с дошкольниками в системе фитнес-клубов нами обнаружено не было. В связи с указанным выше тема нашей бакалаврской работы является весьма актуальной.
Глава II. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Беседа.
3. Опрос.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Тестирование плавательной подготовленности.
6. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение литературных источников.
Изучение литературных источников проводилось с целью обобщения педагогического опыта создания представления и систематизации имеющихся данных по проблеме исследования. Нами было изучено 45 литературных источника и 4 интернет ресурса из них 5 – программные документы 14 – научно-методические работы ведущих специалистов в области обучения плаванию 21 – учебники и учебные пособия.
Беседа.
С целью выяснения особенностей набора и обучения дошкольников плаванию в ГБУ ФСО Детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва ДЮСШОР «Юность Москвы» Москомспорта по водным видам спорта были проведены беседы с тренерами осуществляющими этот вид деятельности. В беседах приняли участие 5 тренеров по спортивному плаванию 6 тренеров по прыжкам в воду и 4 тренера по синхронному плаванию Приложение 1.
Опрос.
Были разработаны опросные листы для инструкторов и менеджеров бассейнов фитнес-клубов для детей старшего дошкольного возраста проходящих обучение плаванию в фитнес-клубах и их родителей Приложения 3 4 5.
Опрос инструкторов и менеджеров проводился в 5 крупнейших фитнес-клубах города Москвы Wellness Park LaSalute I love fitness Dr. Loder World Class с целью выявления специфических условий созданных фитнес-клубами для обучения плаванию детей дошкольного возраста определения уровня подготовленности кадров выявления методических и организационных особенностей в обеспечении учебного процесса по плаванию со старшими дошкольниками. Всего в опросе приняли участие 30 инструкторов плавания и 5 менеджеров бассейнов.
Опрос детей 6 – 7 лет посещающих занятия плаванием и их родителей осуществлялся на базе фитнес-клуба Wellness Park. Цель опроса выявление причин побудивших прийти в фитнес-клуб на занятия плаванием определение предпочтений и отношения детей к занятиям в бассейне клуба. В опросе участвовало 50 дошкольников с родителями.
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение проводилось на 30 групповых и 50 персональных занятиях по обучению плаванию проводимых инструкторами фитнес-клуба Wellness Park с детьми старшего дошкольного возраста. Оценивался выбор средств и методики обучения обеспечение индивидуального подхода доступность предлагаемых заданий применение игрового материала инвентаря определялась специфика проведения занятий каждым из пяти инструкторов фитнес-клуба Приложение 2.
Тестирование плавательной подготовленности.
Тестирование проводилось с целью оценки плавательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста не менее года регулярно посещавших занятия плаванием в фитнес-клубе Wellness Park.
В тестировании плавательной подготовленности приняли участие 10 дошкольников 6 – 7 лет регулярно посещавших групповые занятия 2 раза в неделю и 10 дошкольников того же возраста занимавшихся плаванием не менее 2-х раз в неделю с персональным тренером.
Приведенные ниже пять тестов рекомендованы Т.А. Протченко и Ю.А. Сменовым для оценки плавательной подготовленности детей 6 – 7 лет занимающихся в бассейнах детских садов [31].
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в 3 этапа в период с сентября 2014 года по май 2015 года.
I этап сентябрь 2014 года – октябрь 2014 года – изучение и анализ литературных и интернет-источников по теме исследования определение цели задач объекта и предмета исследования разработка планов опроса и их пилотное опробование проведение бесед с тренерами ДЮСШОР «Юность Москвы» по синхронному плаванию прыжкам в воду и спортивному плаванию.
II этап ноябрь 2014 года – февраль 2015 года – проведение педагогических наблюдений опрос менеджеров и инструкторов аква-фитнеса пяти клубов города Москвы детей 6 – 7 лет посещающих занятия плаваниям в фитнес-клубе Wellness Park и их родителей.
III этап март 2015 года – май 2015 года – анализ и обобщение материалов педагогических наблюдений и опросов тестирование плавательной подготовленности детей обработка полученных данных. Оформление бакалаврской работы подготовка презентации.
Глава III. Результаты исследования
Вопросы кадрового обеспечения и методического оснащения занятий во многих фитнес-клубах г. Москвы являются закрытой информацией. Так на подобные темы отказались беседовать сотрудники фитнес-клуба «Зебра» – одного из крупнейших фитнес-клубов города а также более десятка других клубов куда мы обращались с официально оформленным письмом от имени кафедры.
3.1. Особенности организации и методического обеспечения занятий плаванием с детьми 6-7 лет в фитнес-клубах
Для определения специфических черт обучения дошкольников плаванию в фитнес-клубах мы сравнили их деятельность в данном направлении с аналогичной работой в спортивных школах по водным видам спорта. Для этого на I этапе исследования с сентября по октябрь 2014 года нами были проведены беседы с тренерами отделения водных видов спорта ГБУ ФСО Детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва ДЮСШОР «Юность Москвы» Москомспорта. В государственном физкультурно-спортивном объединении мы хотели выявить особенности осуществления набора дошкольников в спортшколу определить специфику применяемых методик обучения плаванию для подготовки будущих пловцов прыгунов в воду и синхронисток Приложение 1.
В беседах приняли участие 15 человек. Из них 4 тренера по синхронному плаванию 6 тренеров по прыжкам в воду 5 тренеров по спортивному плаванию.
По итогам беседы мы определили что тренеры начинают обучать технике плавания только младших школьников а дошкольников – «выкупывают». В спортивное плавание дошкольников вообще не приглашают но в индивидуальном порядке и на коммерческой основе тренеры осуществляют обучение технике детей 5 – 6 лет. В прыжки в воду приглашают всех без предварительного отбора но в данном случае дошкольников лишь адаптируют к воде предоставляя им возможность плавать с поддерживающими средствами знакомя с подготовительными упражнениями и элементарными прыжками выполняемыми со страховкой. Жесткий отбор проходят лишь девочки-дошкольницы желающие заниматься синхронным плаванием азы плавательной подготовки им преподносят на основе доминирующих параллельно-последовательного и раздельно-целостного методов.
Нами было выявлено что тренеры занимающиеся с дошкольниками не следуют какой-либо четкой программе хотя по всем указанным видам спорта разработаны примерные программы [46]. По словам тренеров дети просто «выкупываются» осваивая подготовительные элементарно-доступные упражнения. В основе такого «купания» во всех подразделениях как указывалось выше лежит параллельно-последовательный метод обучения и раздельно-целостный метод формирования плавательных умений и навыков.
Со слов тренеров они учат так как считают нужным начиная с купания в нарукавниках постепенно снижая их поддерживающие свойства. Основной задачей считают обеспечение привыкания детей к воде и в итоге – дети сами должны поплыть. Обучение дошкольников осуществляется под девизом – «Никаких уговоров. Не хочешь не делай». Но такие дети – претенденты на отчисление. В процессе обучения дошкольники проходят жесткий отбор и тех кто не справляется безжалостно отчисляют или им предоставляется возможность продолжить занятия на коммерческой основе.
На групповых занятиях применяется традиционный инвентарь плавательные доски нарукавники спасательный шест мелкие тонущие предметы для ныряния легкие резиновые мячи. На индивидуальных занятиях инвентарь более разнообразный надувные игрушки мелкие плавающие шарики нудлсы и пр. Игровой материал на групповых занятиях сводится к свободному плаванию на последних 2 – 3 минутах на индивидуальных занятиях игровой материал доминирует.
С ноября 2014 года по февраль 2015 года нами было проведено педагогическое наблюдение процесса обучения плаванию дошкольников на базе фитнес-клуба Wellness Park. Наблюдение проводилось на 30 групповых и 50 персональных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
В процессе педагогического наблюдения оценивался выбор средств и методики обучения обеспечение индивидуального подхода доступность предлагаемых заданий применение игрового материала инвентаря определялась специфика проведения занятий каждым из пяти инструкторов фитнес-клуба Приложение 2.
В ходе наблюдения было выявлено что условия проведения занятий плаванием соответствуют требованиям для обеспечения учебного процесса как с взрослыми так и с детьми. Это объясняется хорошим оснащением бассейна фитнес-клуба где имеются как глубокие так и мелкие ванны которые в полной мере используются на индивидуальных и групповых занятиях. Мы определили что индивидуальный подход к детям недостаточно применяется на групповых занятиях. Это может быть связано с высокой наполняемостью групп в которых насчитывается 12 – 15 человек что превосходит норму и поэтому тренеру приходится очень внимательно следить за детьми а это не позволяет уделить чуть больше внимания отстающим детям и применить к ним индивидуальный подход. Установлено что тренеры аква-фитнеса применяют общепринятую раздельно-целостную методику обучения отдавая предпочтение плаванию кролем на груди и на спине как на групповых так и на индивидуальных занятиях. Широко используются методические приемы образные сравнения разнообразный красочный инвентарь. Индивидуальные занятия отличаются тем что тренер во время обучения может находиться как на суше так и в воде вместе с ребенком показывая на личном примере технические элементы и исправляя ошибки в момент выполнения упражнения а не после как это делается в том случае если тренер находится на суше. Для освоения с водой на индивидуальных занятиях используются подводные гейзеры и фонтаны. Тренеры фитнес-клуба не применяют нарукавники для обучения так как они начинают обучение на мелкой воде где ребенок достает до дна. Они используют поддерживающие средства которые необходимо самостоятельно удерживать доски нудлсы надувные мячи и прочее. На всех занятиях тренеры применяют игровой метод обучения но в большей степени игры направлены не на изучение или совершенствование материала а на поднятие эмоционального тонуса занимающихся. Мы выяснили что 90 детей занимающиеся около одного года не менее двух раз в неделю персонально выполняют элементарные упражнения такие как выдохи в воду поплавок скольжение на груди скольжение на спине. Эти же упражнения выполняют 60 детей занимающиеся регулярно около 1 года два раза в неделю на групповых занятиях. В ходе педагогического наблюдения мы выяснили что все дети с удовольствием радостью и заинтересованностью посещают занятия в бассейне. Они с большой охотой выполняют все предлагаемые им упражнения.
По результатам наблюдения можно сделать вывод что инструкторы аква-фитнеса применяют в своей работе стандартную методику обучения базированную на приоритете кроля на груди и кроля на спине. В зависимости от организации занятия персональное или групповое варьируется его обеспечения используется специфическое оборудование гейзеры фонтаны горки различный инвентарь возможность инструктора находится в воде во время занятия во всех случаях обеспечивается учет интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Одновременно с педагогическим наблюдением проводился опрос менеджеров и инструкторов аква-фитнеса в 5 крупнейших фитнес-клубах города Москвы Wellness Park LaSalute I love fitness Dr.Loder World Class. Всего в опросе приняли участие 5 менеджеров бассейнов и 30 инструкторов аква-фитнеса Приложения 3 4.
Опрос проводился с целью выявления специфических условий созданных фитнес-клубами для осуществления обучения плаванию детей дошкольного возраста. В ходе опроса менеджеров бассейнов представленных фитнес-клубов мы выяснили что в четырех фитнес-клубах имеются ванны специфической формы круглой овальной прямоугольной длина диаметр колеблется в пределах 18 – 20 м глубина – весьма вариативна но не превышает 3 м. В одном из клубов имеется стандартный двадцати пяти метровый бассейн с тремя дорожками. Количество ванн в каждом клубе – не менее двух. В Wellness Park – четыре ванны в каждом клубе имеется бассейн с пологим входом в воду. Указанная оснащенность фитнес-клубов позволяет клиентам в зависимости от желаний и уровня подготовленности выбирать место занятий и чувствовать себя уверенно при плавании на доступной глубине. Однако только в двух клубах из пяти имеются специальные ванны для обучения детей. В четырех фитнес-клубах имеются подводные гейзеры фонтаны и иное подобное оборудование. В одном из клубов бассейн наполнен морской водой. Во всех фитнес-клубах в наличии огромный выбор разнообразного игрового и спортивного инвентаря.
По итогам опроса менеджеров бассейнов мы узнали что фитнес-клубы обладают хорошо оснащенной базой для занятий плаванием. На вопросы о количестве членов клуба старшего дошкольного возраста и о текучести кадров нам отказались дать ответ. Это свидетельствует о конфиденциальности данной информации и в очередной раз подтверждает закрытость данной системы. Однако менеджеры бассейнов фитнес-клубов рассказали о том что к сотрудникам предъявляются следующие требования обязательное педагогическое или физкультурное образование спортивная квалификация – не ниже I разряда по плаванию опыт работы по обучению плаванию не менее года наличие коммуникативных навыков приятный и опрятный внешний вид знание анатомии физиологии правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшему на воде основ технологии продаж.
Опрос инструкторов аква-фитнеса проводился с целью выявления уровня подготовленности кадров. В опросе приняли участие 17 инструкторов женщин и 13 мужчин. Физкультурное образование имеют 550 опрошенных сотрудников бассейнов остальные 450 имеют медицинское психологическое и даже экономическое образование. Противореча требованиям менеджеров 630 инструкторов аква-фитнеса не имеют спортивных разрядов по плаванию но являются бывшими спортсменами разрядниками. 700 инструкторов предпочитают заниматься со взрослыми объясняя это тем что со взрослыми проще они быстрее понимают все указания. 200 опрошенных больше любят заниматься с детьми так как им нравится само общение с малышами и наблюдение за изменениями в процессе обучения. Не определили свои приоритеты в этом вопросе 100 инструкторов. Все опрошенные склоняются к персональной организации занятий. Они считают что персональные тренировки более эффективны проще по организации и высокооплачиваемые. На вопрос «Пользуетесь ли вы методической литературой в своей профессиональной деятельности» всего лишь 200 инструкторов дали положительный ответ указав авторов и названия книг остальные 800 так и не смогли дать четкого ответа. Менеджеры фитнес-клубов не смогли предоставить нам программы по обучению плаванию и мы сделали вывод что все опрошенные инструкторы работают без этих документов. В ходе опроса мы выяснили что 800 инструкторов на занятиях применяют игровой метод обучения который чаще используется на групповых занятиях нежели на персональных. Тренеры которые предпочитают обучать плаванию персонально на тренировках уделяют больше внимания технике а на игры у них времени не хватает. Мы выяснили что все инструкторы фитнес-клубов в течение года обязательно проходят курсы повышения квалификации и итоговую аттестацию на профпригодность.
Опираясь на полученные данные можно сделать вывод что в подборе сотрудников фитнес-клубы не выдвигают жестких требований и квалификация кадров оставляет желать лучшего но руководство ведет постоянный контроль за профпригодностью своих кадров отправляя их на обязательное ежегодное обучение и проводя итоговую аттестацию по окончанию учебы.
В результате опроса инструкторов нами было выявлено что 470 опрошенных применяют общепринятую методику обучения плаванию
но когда мы попросили уточнить что из себя представляет данная методика 210 из них не смогли её охарактеризовать. 60 опрошенных инструкторов аква-фитнеса применяют авторские методики но какие – не указали. 470 доверяют собственному опыту но секретов своего опыта они не раскрыли.
По итогам опроса инструкторов аква-фитнеса выявлено что инструкторы бассейнов фитнес-клубов в основном руководствуются общепринятой методикой обучения плаванию дополняя ее собственным опытом при этом внося новый позитивный эмоциональный окрас в тренировочный процесс используя вариативное оборудование и инвентарь которыми оснащены бассейны большинства фитнес-клубов.
3.2. Приоритеты дошкольников – клиентов
фитнес-клуба Wellness Park посещающих занятия плаванием
На втором этапе исследования с ноября 2014 года по февраль 2015 года нами был проведен опрос детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Он осуществлялся на базе фитнес-клуба Wellness Park всего в опросе приняли участие 50 детей 6 – 7 лет и их родители из опрошенных детей – 29 девочек и 21 мальчик.
Опрос клиентов-малышей и их родителей проводился с целью выявления причин заставивших их прийти в фитнес-клуб определения предпочтений и отношения детей к занятиям плаванием приложение 5.
В ходе опроса мы выяснили что 290 опрошенных детей приходят в фитнес-клуб с целью укрепления своего здоровья. Большая часть клиентов которые составляют 460 говорят о том что они пришли в фитнес-клуб научится плавать так как плавание является жизненно необходимым навыком. Всего 60 опрошенных считают что фитнес-клуб отличное место для общения и приобретения новых знакомств. Нашлись и такие клиенты которые не смогли дать определенного ответа на данный вопрос или возможно не захотели его дать таких посетителей оказалось всего 40.
В ходе исследования мы выяснили что основной целью посещения аква-фитнеса для детей является овладение плавательными навыками. Несмотря на то что фитнес-клуб в первую очередь подразумевает оздоровительную направленность дети и их родители отдают предпочтение именно обучению плаванию. Таким образом по данным опроса мы можем сделать вывод что в настоящее время фитнес-клубы в глазах детей и их родителей приобретают новую направленность в клубе можно сформировать новые умения и навыки.
В ходе опроса клиентов-малышей мы выяснили что 860 опрошенных любят заниматься плаванием с удовольствием приходят на занятия с радостью и старанием выполняют все предлагаемые им упражнения. Многие дошкольники приходят в бассейн с родителями которые активно участвуют в процессе обучения такие опрошенные составляют 760. Дети дошкольного возраста редко принимают самостоятельные решение но в нашем опросе выяснилось что 180 детей сами решили заниматься плаванием и даже привлекли к этому своих родителей. Почти все участники опроса а именно 900 утверждают что многому научились на занятиях плаванием. Все дети хорошо отзываются о своих тренерах и в замене тренера ни кто не нуждается.
В ходе опроса мы выявили что занятия аква-фитнесом привлекают как клиентов-малышей так и их родителей. Это связано с тем что родители могут участвовать в процессе обучения а также наблюдать за каждым занятием ребенка. В свою очередь дети в восторге от предлагаемых им условий дружелюбно настроенных тренеров от присутствия родителей рядом во время занятия. На основании полученных данных мы можем сказать что фитнес-клуб действительно является хорошим местом для физкультурных занятий всей семьей обеспечивая положительные эмоции детям и взрослым.
Мнения детей по поводу формы организации занятий разделились. Одни предпочитают заниматься в группе так как это весело и можно приобрести новых друзей 220. Другие же стесняются боятся в глазах других показаться слабым и выбирают занятия с персональным тренером. Мы установили что 640 опрошенных предпочитают заниматься плаванием с персональным тренером. Это связано с тем что персональные занятия более емкие тренер отдает все свое внимание лишь одному ребенку составляет специальную программу для обучения учитывая особенности ребенка может находится во время обучения в воде. Все эти факторы по мнению родителей положительно влияют на качество обучения. Поэтому не смотря на то что индивидуальные занятия весьма дороги родители готовы платить за качество а тренеры в свою очередь превращают персональные тренировки в красочные представления чтобы удержать и не потерять клиентов. Меньше клиентов отдают предпочтение групповым занятиям таких всего.
Встречаются и такие дети которые не хотят заниматься а приходят в бассейн просто поиграть или купаются со своими родителями и не нуждаются в помощи тренера это 140 опрошенных. Такие семьи ставят задачей – отдых развлечение в воде что объясняется возрастом как правило это малыши до 5 лет или дети с хорошей плавательной подготовленностью.
3.3. Эффективность обучения плаванию детей
старшего дошкольного возраста в фитнес-клубе Wellness Park
Тестирование плавательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста занимающихся плаванием не менее одного года в фитнес-клубе Wellness Park проводилось на третьем этапе исследования.
Всего в тестировании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста из которых 10 детей посещали групповые занятия и 10 детей – персональные. В сентябре 2014 года когда начались занятия все дошкольники принявшие участие в тестировании не умели плавать но с удовольствием входили в воду и играли в опорном положении.
Участникам тестирования было предложено выполнить 5 упражнений которые входят в структуру обязательных требований к плавательной подготовленности детей посещающих бассейны в детских садах [31].
Таблица 1.
Оценка плавательной подготовленности дошкольников посещавших персональные n = 10 и групповые занятия n = 10
Исходя из данных Таблицы 1 видно что достоверные различия в плавательной подготовленности детей посещавших групповые и персональные занятия не обнаружены исключение составляет лишь тест «Скольжение на груди» что на наш взгляд может быть объяснено разными причинами. Например по данным педагогического наблюдения выявлено инструкторы занимавшиеся с детьми персонально значительное внимание уделяли именно скольжению на груди – исходному положению пловца качественное освоение которого необходимо для начала плавательных движений во всех способах на груди. Дети на персональных занятиях выполняли больший объем упражнений чем дети посещавшие групповые занятия и это видимо позитивно повлияло на их физическую подготовленность сила отталкивания от бортика значительно сказывается на длине скольжения. Однако отсутствие достоверных различий в выполнении аналогичного теста на спине говорит о сложностях которые возникают у всех детей при попытке принять безопорное горизонтальное положение на спине.
По итогам исследования мы выяснили что дети занимающиеся с персональным тренером и занимающиеся в группе выполняют плавательные тесты программы ДОУ фактически одинаково что свидетельствует о равноценности данных форм занятий.
Степень освоения учебного материала по данным Огородникова И.Т. [25] и Лопухина В.Я. [21] имеет допустимые границы 250 – 750 причем показатели ниже указанных определяются как «недопустимые» а выше – как «высокий уровень». Исходя из данных Таблицы 2 можно сделать вывод что у детей занимавшихся как в группе так и индивидуально все показатели уровня выполнения тестов находятся в соответствии с указанными критериями. Причем в обоих случая базовое плавательное упражнения «Выдохи в воду» освоено на высшем уровне что весьма важно. Высшему уровню соответствуют и другие показатели детей занимавшихся с персональным инструктором «Скольжение на груди» «Плавание с поддерживающими средствами» а также суммарный показатель соответственно 900 833 820 у детей посещавших групповые занятия эти показатели равны 700 533 660. Можно сделать вывод что не смотря на отсутствие достоверной разницы между уровнем плавательной подготовленности детей посещавших групповые и персональные занятия у детей посещавших персональные занятия степень освоения учебного материала несколько выше чем у детей занимавшихся в группе.
Таблица 2
Показатели степени освоения учебного материала дошкольниками посещавшими персональные n = 10 и групповые занятия n = 10 в фитнес-клубе Wellness Park
Данные Таблицы 2 позволяют оценить плавательную подготовленность дошкольников и с точки зрения её соответствия требованиям предъявляемым программным документом дошкольных образовательных учреждений [31] поскольку нами были применены тесты и критерии оценки из указанного документа подготовленность детей обеих выборок находится в рамках программных требований а в некоторых случаях превышает их.
Мы сравнили результаты теста «Безопорное объемное плавание без поддерживающих средств» с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО [49] . По требованиям ГТО мальчики и девочки от 6 до 8 лет должны проплыть 10 метров на бронзовый и серебряный значок 15 метров на золотой значок. Из 20 дошкольников принявших участие в тестировании плавательной подготовленности 13 детей выполнили норматив на золотой значок 650 пятеро 250 проплыли на серебряный значок и только двое дошкольников 100 не справились с нормативными требованиями ГТО для учащихся начальной школы.
Сравнение успешности освоения плавательных умений детьми 6 – 7 лет занимавшихся в фитнес-клубе Wellness Park с фактами полученными из бесед с тренерами по водным видам спорта ДЮСШОР «Юность Москвы» требованиями ГТО для детей 6 – 8 лет и программы ДОУ позволяет нам утверждать что в целом дети обеих выборок обладают должным уровнем плавательной подготовленности. Данное утверждение подтверждает гипотезу исследования фитнес-клубы как новое звено в системе физического воспитания обладают высокой конкурентоспособностью в области обучения плаванию дошкольников.
3.4. Заключение по главе
Выводы
Список литературы
19. Лавров Н.Н. Элит-фитнес искусство фитбола для всей семьи. М. Феникс 2009. – 173 с.
20. Левченкова Т.В. Структура и содержание программ детского фитнеса. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения материалы науч.-практ. конф. с международ. участием 21 февраля 2013 г. Москва ПИФКиС МГПУ. – М. 2013. – С. 141 – 142.
21. Лопухин В.Я. Методы анализа учебного процесса. Методическая разработка для преподавателей и слушателей ф-та усовершенствования. Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культ. – М. 1980. – 43 с.
22. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. – М. 1974. – 285 с.
23. Маслов В.И. Начальное обучение плаванию. – М. 1969. – 198с.
24. Обучение и тренировка юного пловца. Под ред. Булгаковой Н.Т. – М. 1963. – 190 с.
25. Огородников И.Т. Педагогика учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.– М. Просвещение 1986. – 374 с.
26. Орлов. А.В. Краснов Е.В. Спорт и Фитнес. Высшая школа спортивной индустрии РЭУ им. Г.В. Плеханова 2012 г. – 319с.
27. Осокина Т. И. Как научить детей плавать Пособие для воспитателей дет. сада. – 3-е изд. дораб. и доп. – М. Просвящение 1985. – 80 с. ил.
28. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду – М. 1991. — 159 с.
29. Петрова Н.Л. Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте учебно-методическое пособие. – М. Советский спорт 2010. – 96 с. ил.
30. Плавание Учебник для ВУЗов. Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М. Физкультура и спорт 2001. – 400 с. ил.
31. Примерные программы по плаванию от 2 до 18 лет. Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М. Центр Школьная книга 2009. – 192с.
32. Родниченко Н.Н. Влияние плавания на состояние здоровья детей раннего возраста. – С-Пб. Здоровье 1997г.
33. Рыбкина О.Н. Морозова Л.Д. Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет. – М. Аркти 1012. – 104 с.
34. Савельева О.Ю. Основы начального обучения плаванию учебное пособие. – М. МГПУ 2012. – 180с.
35. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования монография. – Санкт-Петербург Изд-во РГРПУ им. А.И. Герцена 2011. – 301с.
36. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного возраста в современных социокультурных условиях. Монография Санкт-Петербург 2008. – 40c. 80с. 105с.
37. Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – 4-е изд. стереотип. – М. Академия 2004. – 448 с.
38. Семенов Ю.А. Навык плавания каждому из опыта программированного обучения плаванию. – М. 1983. – 144 с.
39. Сластёнин В.А. Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н. Педагогика. – М. 2002. – 566 с.
40. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков Лекция – второе дополненное издание. – М. МИОО 2005. – 48 с.
41. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание учебник для студ. учреждений высш. образования [ А.А.Литвинов А. В. Козлов Е. В. Ивченко и др.] под ред. А. А. Литвинова. – М. Академия 2014. – 272с. – Сер. Бакалавриат.
42. Теория и методика физической культуры Учеб. пособие для студентов академии университетов институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов Под ред. С. О. Филипповой Г.Н. Пономарева. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС М. ТЦ СФЕРА 2008. – 656с.
43. Фирсов З.П. Плавание для всех – М. 1983. — 64 с.
44. Шипилина И. А. Самохин И.В. Фитнес-спорт учебник для студентов. – Донецк. Феникс 2004. – 224 с.
45. Янкелевич Е.И. физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. – М. Физкультура и спорт 1999. – 206 с. ил. – Физкультура и здоровье.