ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..4
ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования…..6
1.1. Физиологические особенности женщин среднего возраста…6
1.2. Оздоровительное значение плавания…..11
1.3. Применение средств водных видов спорта в оздоровительно — рекреационных занятиях с женщинами..…..18
1.4. Условия проведения занятий оздоровительным плаванием с людьми среднего возраста …21
1.5. Заключение по главе…..…..24
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования..26
2.1. Методы исследования…..…26
2.2. Организация исследования….…28
ГЛАВА 3. Результаты влияния занятий оздоровительным плаванием на функциональное состояние женщин среднего возраста…….30
3.1. Влияние занятий оздоровительным плаванием на показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений женщин среднего возраста..31
3.2 . Влияние занятий оздоровительным плаванием на показатели внешнего дыхания..33
3.3. Влияние занятий оздоровительным плаванием на работоспособность женщин среднего возраста…36
3.4. Заключение по главе.…….…….38
Выводы.40
Список литературы…42
Приложения …………….….48
Приложение 1. План опроса женщин 35-40 лет занимающихся оздоровительным плаванием….…….49
Приложение 2. Проба Штанге задержка дыхания на вдохе.…..…..50
Приложение 3. Проба Генчи задержка дыхания на выдохе..51
Приложение 4. Плавательный тест К. Купера..52

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4290. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

Введение
Актуальность. В настоящее время проблема здоровья стала наиболее актуальной. Несмотря на достижения цивилизации во всех станах растут показатели заболеваемости. Этому способствуют основные негативные влияния такие как снижение двигательной активности рост психо – эмоциональных нагрузок несбалансированное питание загрязнение окружающей среды вредные привычки курение алкоголь наркомания и др. нарушение режима учебы работы и личной жизни [9].
В последние годы все большее количество женщин задумываются о своем состоянии здоровья. Растет интерес к различным формам двигательной активности. Побуждающими мотивами являются укрепление здоровья продление репродуктивного возраста снижение лишнего веса профилактика заболеваний и повышение работоспособности [18]. Регулярно появляются новые услуги в фитнес – индустрии диетологи разрабатывают новые концепции правильного питания но многие из них не имеют никакого научного обоснования и основываются исключительно на повышении получаемой прибыли с клиенток. Между тем плавание наиболее эффективно в предупреждение многих заболеваний и увеличение продолжительности жизни [34].
В среднем возрасте в интервале от 30 до 40 лет наступает медленное снижение показателей физической активности. Нужно отметить что с возрастом некоторые показатели увеличиваются такие как вес артериальное давление частота дыхания. Правильная организация занятий оздоровительным плаванием в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематические занятия со средней и невысокой интенсивностью нагрузок которые в любом возрасте повышают жизненный тонус организма ведет к снижению риска заболеваемости [37].
В связи с указанным выше избранная нами тема выпускной квалификационной работы является весьма актуальной.
Цель исследования – изучить влияние занятий оздоровительным плаванием на состояние сердечно – сосудистой и дыхательной систем женщин среднего возраста.
Объект исследования процесс занятий оздоровительным плаванием людей среднего возраста.
Предмет исследования динамика показателей функционального состояния сердечно – сосудистой дыхательной систем и работоспособности женщин среднего возраста занимающихся оздоровительным плаванием.
Гипотеза мы предположили что систематические занятия оздоровительным плаванием будут способствовать повышению функционального состояния сердечно – сосудистой дыхательной систем и повысят общую работоспособность женщин среднего возраста.
Задачи исследования
Выявить причины побудившие женщин среднего возраста к занятиям оздоровительным плаванием.
Определить воздействие занятий плаванием на сердечно – сосудистую дыхательную системы и общую работоспособность женщин среднего возраста.

ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования

1.1. Физиологические особенности женщин среднего возраста

Спортивному тренеру инструктору работающему с женщинами среднего возраста необходимо хорошо знать их физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей взрослого организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и как следствие к перегрузке женщин нанесению ущерба их здоровью.
Для начала остановимся на понятии средний возраст. Психологическая энциклопедия определяет средний возраст как возрастной период человека предшествующий пожилому возрасту [14]. Западные учёные определяют его границы по-разному начало – от конца третьего десятилетия до 40 лет конец – от конца четвёртого десятилетия до 60 лет [1]. В. М. Аллахвердов С. П. Безносов [2] указывают что в возрастной периодизации принятой на симпозиуме АПН СССР в 1965 году под средним возрастом понимался весь период жизни человека от юношеского возраста до пожилого возраста однако в нём выделялись два периода для мужчин – от 22 до 35 лет и от 36 до 60 лет для женщин – от 21 – до 35 лет и от 36 до 55 лет.
Н. Ж. Булгакова [9] пишет что количество факторов влияющих на состояние женского организма очень велико начиная от наследственных особенностей и заканчивая погодными условиями. Но даже имея отличные гены и живя в самой комфортной климатической зоне необходимо знать о том как сохранить женское здоровье – соблюдая несложные правила можно снизить риск возникновения многих заболеваний облегчить состояние во время беременности после родов и в период менопаузы.
В. П. Зайцев [18] обращает внимание на морфофункциональные особенности женского организма. Морфофункциональные и физиологические особенности женского организма заключаются в том что женское сердце на 10 – 15 меньше мужского бьется чаще на 6 – 8 ударов в минуту ему надо примерно на 20 меньше кислорода. Мышечный слой во многом определяющий работоспособность «мотора» несколько тоньше. Диаметр коронарных артерий по своим размерам уступает мужским. При исследовании дыхательной системы можно обнаружить что женщинам свойственны более высокая частота дыхания меньшая глубина и жизненная емкость легких. Это свидетельствует о более низких функциональных возможностях системы кровообращения и дыхания женщин [8].
В. М.Смирнов и В. И. Дубровский [42] пишут об еще одной особенности женского организма которая заключается в том что женщины обладают меньшей силой и скоростью реакции. В то же время они гибкие и пластичные. В период полового созревания девочки быстрее растут и набирают вес. Особенно быстро женский организм физически развивается в 15 – 16 лет. Этот возраст называют половым созреванием. Главные женские половые гормоны – это эстроген и прогестерон которые синтезируются в яичниках женщины. Они обеспечивают правильное развитие половых органов формирование молочных желез женское телосложение тембр голоса. Благодаря физиологическим и морфофункциональным особенностям женского организма сердечные патологии у представительниц слабого пола развиваются обычно на 10 лет позже. Эстрогены способствуют увеличению в крови «хорошего холестерина» который препятствует образованию атеросклеротических бляшек на стенках артерий и удаляет из сосудов «плохой холестерин». Женская форма тела и даже связанное с этим «грушевидное» ожирение также снижают риск развития болезней сердца [41].
В. М. Смирнов и В. И. Дубровский [42] указывают что в молодом возрасте избыточное и несбалансированное употребление пищи и недостаток движения еще могут частично компенсироваться высоким уровнем метаболизма. Однако с возрастом становится все труднее и труднее сбросить лишний вес который может стать причиной нездоровья. Поэтому женщинам стоит особенно внимательно и терпеливо подходить к выбору режима питания и физическим нагрузкам. Перед тем как укрепить женское здоровье нужно учитывать что почти все показатели физического развития у представительниц прекрасного пола отличаются от таковых у мужчин. Например мышечная масса женщин не превышает 35 веса тела в то время как у мужчин этот параметр может достигать 45. Различны и силы отдельных мышц – у женщин этот параметр в 15 – 18 раза меньше. Даже интенсивные тренировки не способны сравнять эти параметры у представителей противоположного пола. Поэтому при тренировке в одних и тех видах спорта нагрузки нормативы и схема тренировки для женщин и мужчин должны учитывать перечисленные особенности. Физическая нагрузка должна быть регулярной на протяжении всей жизни и соответствовать возрасту и функциональному состоянию организма женщины [42].
Важно учитывать физические особенности женского организма. Во время менструального цикла может наблюдаться снижение силы мышц физической работоспособности реакции сердечно – сосудистой системы. Если женщина нормально переносит менструальную фазу то занятия физкультурой разрешаются но надо снизить интенсивность нагрузки на брюшной пресс. Силовые упражнения и прыжки в эти дни лучше исключить. Следует снизить физические нагрузки и упражнения во время беременности и после родов [36].
По данным Е. Б. Ладыгина [37] в возрасте 30-35 лет начинается инволюционный период развития человека происходят постепенные изменения различных видов обмена состояния функциональных систем организма неизбежно ведущие к ограничению его приспособительных возможностей увеличению вероятности развития патологических процессов острых заболеваний и смерти. Именно с этого периода начинается постепенное изменение свойств организма создающих фон способствующий развитию атеросклероза ишемической болезни сердца артериальной гипертонии [1]. В этом возрасте изменения носят компенсаторный характер когда утрата одних качеств заменяется другими.
По данным Е. Приступа А. Жепка Л. Войцех [35] в этот возрастной период наступают атрофические изменения в органах половой сферы сглаживаются вторичные половые признаки усиливается потеря костного вещества остеопороз наступают атеросклероз и нарушение жирового обмена. Возникновение ожирения с возрастом обусловлено тем что повышается порог чувствительности пищевого центра гипоталамуса к насыщению глюкозе и жирным кислотам. Поэтому у женщин зрелого возраста аппетит не снижается а растет окисление веществ вследствие гормональных перестроек и снижения двигательной активности уменьшается и происходит накопление жира в организме [3]. Признано что из главных факторов риска развития различных заболеваний в первую очередь сердца и сосудов в основном лимитирующих функциональные возможности организма и физическую работоспособность на втором месте после возраста стоит лишний вес тела. По данным В. Я. Сайфуллиной [40] самым распространенным хроническим заболеванием у женщин зрелого возраста является расстройство работы органов мочеполовой системы. Так же наиболее часты заболевания желудочно-кишечного тракта органов зрения остеохондрозы гипертоническая и гипотоническая болезни острые респираторные заболевания.
Колганова Е. Ю. [30] считает что с возрастом происходят существенные изменения в системе дыхания выражающиеся в том что грудная клетка приобретает экспираторное положение реберные хрящи окостеневают межпозвоночные диски разрушаются. Это приводит к ограничению подвижности грудной клетки понижению ее дыхательной экскурсии. Значительные изменения претерпевают и показатели функции внешнего дыхания. Установлено что жизненная емкость легких нарастает до 30 – 35 лет после чего она уменьшается. У женщин среднего возраста ЖЕЛ равна 3150±0123 литра. Заметно уменьшаются мощность вдоха и выдоха. Мощность выдоха уменьшается у женщин с 39±02 в 20 – 29 лет до 21±03 лсек в 70 – 75 лет. Максимальная вентиляция легких у женщин в возрасте 30 лет составляет 80 лмин [30].
В. П. Зайцев С. С. Ермаков К. Прусик [22] выявлено что в среднем две трети женщин среднего возраста обращаются за помощью в медицинские учреждения по причине остеохондроза позвоночника. Таким образом возрастные изменения протекающие в организме женщин приводят к различным заболеваниям.
Колганова Е. Ю. [30] считает что в процессе возрастного развития на каждом этапе онтогенеза меняется диапазон приспособляемости к физическим нагрузкам понижается способность организма к повышенной мышечной деятельности. По данным Федчишин О. Я. [31] в 20 – 30 лет отмечается максимальная величина силы пальцев и разгибателей предплечья плеча шеи разгибателей бедра [31]. Наибольшая сила сгибателей туловища бедер и голени достигается после 30 лет. Увеличение силы разгибателей большинства мышечных групп происходит более интенсивно чем сгибателей – особенно туловища и бедер. С возрастом различия в силе разгибателей и сгибателей становятся все более заметными увеличиваются также и максимальные значения силы мышечных групп различных частей тела. Абсолютная сила мышц формируется в 20 – 30 лет. После 30 – 40 лет начинается падение мышечной силы. При этом наибольшую работоспособность сохраняют наиболее часто упражняемые мышцы [30].
Многолетние медицинские исследования позволили выявить ряд закономерностей динамики функционального состояния лиц среднего возраста занимающихся в физкультурно – оздоровительных группах [22 23 30 31]. Исследования показали что систематические занятия в «группах здоровья» приводят у практически здоровых лиц среднего возраста к положительным сдвигам в функциональном состоянии независимо от используемых форм и методов физической культуры [20 22 23]. В. П. Зайцев С. С. Ермаков К. Прусик [22] отмечают что первую очередь улучшается самочувствие отмечается повышение настроения уменьшается частота жалоб на повышенную утомляемость болевые ощущения различной локализации.
С увеличением длительности занятий физическими упражнениями происходят дальнейшие положительные изменения самочувствия и объективного состояния на фоне улучшения адаптации к физическим нагрузкам. В. П. Зайцев К. Прусик С. В. Манучарян [20] доказали что под влиянием средств физической культуры отмечается благоприятная динамика в состоянии здоровья при наличии у занимающихся некоторых форм сердечно – сосудистых заболеваний. Систематические рационально организованные занятия физической культурой способствуют снижению артериального давления у 80 лиц страдающих заболеваниями сердечно – сосудистой системы а в ряде случаев наблюдается его нормализация.
По данным В. П. Зайцев К. Прусик С. В. Манучарян [20] одновременно у этой категории занимающихся расширяются функциональные возможности аппарата внешнего дыхания. Они находят отражение в изменениях как показателей легочной вентиляции и газообмена в покое так и главным образом — характера сдвигов во время нагрузки и после её окончания. Через год занятий наблюдается возрастание потребления кислорода и коэффициента его использования. Кроме того у всех занимающихся улучшается функциональное состояние нервно – мышечного аппарата. Функция напряжения мышц при этом не только не уменьшается как это свойственно её возрастной динамике а даже увеличивается [7].
Следовательно для поддержания функций организма на высоком уровне в зрелом возрасте необходимо наличие двигательной активности.
1.2. Оздоровительное значение плавания
А. А. Литвинов А. В. Орехова [32] дает следующее определение плаванию. Плавание – особый вид физической нагрузки т.к. активность пловца осуществляется в водной среде а ее свойства плотность вязкость температура давление теплоемкость отличны от свойств воздушной среды.
Савченко Н. И. [38] считает что т.к. плотность воды примерно в 800 раз превышает плотность воздуха двигаться в водной среде труднее скорость передвижения ниже а энергозатраты при плавании больше. В то же время в антигравитационных условиях водной среды уменьшается статическое напряжение тела. Особенностью плавания также является попеременное включение разных групп мышц которое происходит в определенном ритме и строгой последовательности. Это обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других. Благодаря этому плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки.
В. Я. Сайфуллина [40] одним из факторов оздоровительного значение плавания называет что тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние преодолевая лобовое сопротивление воды пловцу приходится выполнять специфические движения характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах спорта. В плавании задействованы все группы мышц в том числе и те укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания пловец выполняет поочередные симметричные движения то есть нагрузка на обе половины тела одинакова. Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность а равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры [39].
Т. Г. Меныиуткина [43] одним из факторов оздоровительного значение плавания считает что теплопроводностью воды в 30 раз больше теплопроводности воздуха. В воде тело быстрее теряет тепло чем на воздухе такой же температуры. Это требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок так как нужна дополнительная энергия для согревания тела. Температура в большинстве оздоровительных бассейнов 27-28 градусов.
Вода создает большое сопротивление поэтому для того чтобы плыть человек затрачивает значительные усилия. Регулярное плавание развивает силу эластичность и выносливость мышц. У пловца гармонично развиваются все группы мышц так как нагрузка падает не только на крупные мышцы ног рук туловища и шеи но и на большое количество мелких мышц. В тоже время плавание не приводит к гипертрофии мышц потому что нагрузка при оздоровительном плавании носит аэробный характер [43].
Е.А.Ивченко [23] указывает что работа мышц пловца в воде и на суше хорошо скоординирована так как во время плавания просто необходима хорошая координация движений.
Г. П. Виноградова А. К. Кульназарова В. Ю. Салова [24] пишут что в отличие от многих других видов спорта плавание благодаря нахождению в водной среде не перегружает мышцы и суставы.
Плавание формирует крепкий мышечный корсет закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении. Плавание прекрасно корректирует осанку оно эффективно при лечении сколиоза а это уже профилактическая его роль так как нарушения осанки и сколиозы являются факторами риска формирования межпозвоночных грыж.
В. Я. Сайфуллина [40] указывает что плавание для лечения грыжи межпозвоночных дисков широко используется в медицине. Человек помещенный воду находится в состоянии невесомости благодаря чему снижается степень воздействия гравитационных сил на позвоночник. Создать аналогичные условия для тренировок на суше практически невозможно. Занятия в бассейне позволяют укрепить мышцы спины которые в конечном итоге берут на себя часть нагрузки разгружая тем самым поврежденный межпозвоночный диск. Многие больные для уменьшения выраженности симптомов практикуют ношение корсета либо специального пояса который переформатирует часть нагрузки и помогает разгрузить поврежденный диск. Первоначальный незначительный положительный эффект впоследствии оборачивается большими проблемами. Ношение корсета способствует развитию атрофии околопозвоночных мышц со всеми вытекающими последствиями. При радикулитах аквааэробика способствует расслаблению мышц в области пораженного нервного сегмента. В результате снижается степень компрессии на спинномозговые корешки.
Г. П. Виноградов Е. А. Ивченко [44] считают что плавание является эффективным средством оказывающим положительное воздействие на весь организм. Плавание пожалуй лучший вид физической нагрузки для развития и тренировки опорно – двигательного аппарата. Опорно – двигательный аппарат единый комплекс структур образующих каркас придающий форму организму дающий ему опору обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве а также движения отдельных частей тела. Кроме того опорно – двигательная система участвует в обеспечении жизненно важных процессов минеральный обмен кроветворение кровообращение и другие [44].
Исследования Т. А. Кироненко [26] доказали что в результате систематических занятий плаванием улучшается состояние сердечно- сосудистой системы сердце работает более эффективно увеличивается его мощность ударный объем и экономично снижается частота сокращений улучшается периферическое кровообращение улучшается состояние кровеносных сосудов и питание всех органов и тканей нормализуется артериальное давление. Плавание вносит огромный вклад в профилактику сердечно – сосудистых заболеваний и сосудистых патологий в том числе гипертонии инфаркта миокарда ишемической болезни сердца варикозного расширения вен.
По данным Т. А. Кироненко [26] вследствие высокого сопротивления воды на преодоление вплавь метра расходуется в 4 раза больше энергии чем при ходьбе с одинаковой скоростью. Этим объясняется чрезвычайно низкий коэффициент полезного действия КПД при плавании 1-7 по сравнению с бегом 25-30.
В горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови поэтому оно выполняет меньший объем работы пребывая в состоянии гидростатической несовместимости воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено ритмичное сокращение больших групп мышц в сочетании с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами приводит к улучшению кровообращения и дыхания усиленное присасывающее действие грудной клетки форсированное дыхание давление воды на венозные сосуды отсутствие статического напряжения способствует уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей увеличению кровенаполнению сосудов органов грудной клетки облегчая приток венозной крови к сердцу [11 12 26 44].
Эти особенности гемодинамики облегчают регуляцию кровообращения при напряженной двигательной деятельности пловца. Так благодаря занятиям плаванием мышца сердца укрепляется кровеностные сосуды делаются эластичнее артериальное давление крови снижается.
Так же на организм женщин во время плавания оказывают влияние такое специфическое свойство водной среды как гидростатическое давление при погружении в воду наряду с выталкивающей силой женщина испытывает действие гидростатического давления распределяемого равномерно по всей поверхности тела. Гидростатическое давление создаёт дополнительную нагрузку на грудную клетку на вдохе дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду органы брюшной полости облегчает движение диафрагмы выполнение более полного выдоха и более свободного вдоха. При регулярных тренировках в воде это способствует оптимизации функций дыхательной системы увеличению силы дыхательных мышц повышению жизненной ёмкости лёгких и экскурсии грудной клетки формированию навыка правильного дыхания [11 44].
Дыхательный цикл на суше состоит из двух фаз – вдоха и выдоха при плавании- из вдоха задержки дыхания и выдохе. По мере повышения скорости плавания и следовательно учащения дыхания длительность цикла дыхания уменьшается в основном за счет укорочения вдоха.
А. И. Ганчар [11 12] пишет что пловцам нет равных среди спортсменов по функциональным возможностям дыхания. Объясняется это следующими особенностями
– интенсивной мышечной работой при плавании которая требует от пловца усиленного дыхания
– затрудненным выдохом который выполняется в более плотную среду воду
– затрудненным вдохом который выполняется при давлении воды на грудную клетку
– органическим сочетанием фаз дыхания с движениями руками [12].
Е. Андреева [4] пишет что пловцы занимают ведущее место среди представителей циклическихих видов спорта по величие жизненной ёмкости легких ЖЕЛ которая достигает 6500 мл и более. При направленной и постоянной дыхательной гимнастике постепенно развивается грудная клетка в процессе дыхания участвуют самые отдалённые участки лёгких что исключает застойные явления в них укрепляются и тренируются дыхательные мышцы что является прекрасным средством профилактики легочных заболеваний.
По мнению таких ученых как Г. П. Виноградов А. И. Ганчар Т. А. Кироненко Е. А. Ивченко [11 12 26 44] плавание – один из самых доступных видов физической нагрузки который может помочь сформировать красивую гармоничную фигуру. Во взрослом возрасте наиболее доступны изменениям поперечные размеры тела. Можно улучшить форму плеч сделав их более широкими уменьшить объем талии и бедер укрепить все мышцы похудеть. Результаты будут заметны уже через 3-6 месяцев регулярных занятий. Плавание используется в комплексе мер по борьбе с целлюлитом. Регулярное плавание улучшает общую физическую форму и работоспособность взрослого человека делает фигуру более спортивной и подтянутой улучшает осанку повышает работоспособность и стрессоустойчивость [11 12 26 44].
По мнению В. П. Зайцева С. С. Ермакова [19] плавание – одно из действенных средств в борьбе с физическими проявлениями старения. Люди в зрелом и пожилом возрасте регулярно занимающиеся плаванием надолго сохраняют мышечный тонус и высокую подвижность в суставах стройность и хорошую осанку. Сутулость боль в пояснице и других отделах позвоночника ограничение подвижности – это те проблемы проявление которых в пожилом возрасте плавание делает менее ощутимым. Разумеется чем раньше начать плавать тем лучше для здоровья тем эффективнее можно снизить возрастные проявления. Регулярно плавающие пожилые люди лучше себя чувствуют не страдают бессонницей более работоспособны по сравнению со сверстниками. Лишающими себя физической активности.
Таким образом плавание – один из самых доступных видов физической нагрузки.
По мнению А. И. Ганчар и С. В. Гаркуша [12] плавание полезно для опорно – двигательного аппарата для сердечно – сосудистой и дыхательной систем людям всех возрастов. А так же плавание предъявляет большие требования к дыхательной функции поскольку дыхание осуществляется в необычных условиях. При плавании требуются перестройка системы управления дыханием и подавление первичного дыхательного автоматизма выработка и автоматизация нового навыка. Наряду с этим гидростатическое давление облегчает кровоток вызывает повышение минутного и ударного объемов кровообращения тем самым обеспечивая профилактику варикозного расширения вен.
1.3. Применение средств водных видов спорта в оздоровительно – рекреационных занятиях с женщинами
В. П. Зайцев С. С. Ермаков [19 21] дают следующее определение физической рекреации. Физическая двигательная рекреация – это вид физической культуры использование физических упражнений а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей получения удовольствия от этого процесса развлечения переключения с одного вида деятельности на другой отвлечения от обычных видов трудовой бытовой спортивной военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
О. С. Сайпушева [39] считает что места проведения занятий двигательной рекреацией очень разноообразны. Рекреационные занятия плаванием можно проводить в бассейнах и открытых водоемах аквапарках. Такие занятия направлены на все социальные и возрастные группы населения.
Опираясь на множество исследований таких авторов как Г. П. Виноградов А. И. Ганчар С. В. Гаркуша О. С. Сайпушева Т. А.Кироненко Е. А. Ивченко [11 12 26 38 44] можно сделать вывод что главными факторами в формировании здорового образа жизни являются оптимизация двигательной активности и сочетание ее с рациональным питанием и закаливанием. Очень важно грамотно и индивидуально подобрать программу занятий физической культурой которая подразумевает
составление плана занятия основанного на состоянии здоровья занимающихся и физической подготовленности
выполнение физических упражнений отвечающие возможностям организма занимающихся а так же целям и задачам которые они преследуют
применение научно и методически обоснованных средств и методов тренировки [11 12 26 38 43].
Г. П. Виноградов Е. А. Ивченко [43] считают что в физической рекреации встречаются следующие формы организации занятий
урочная занятия проходят в строго определенное время в определенном месте с группой участников под руководством тренера
неурочная занятия в режиме учебного или рабочего дня
индивидуальная занятия с личным тренером или инструктором.
Индивидуальная форма занятий чаще всего встречается на занятиях оздоровительным плаванием групповая наиболее часто используется как при занятиях оздоровительным плаванием гидроаэробикой и гидрошейпингом так и при обучении спортивным способам плавания на самостоятельных занятиях занимающийся сам выбирает упражнения и его дозировку. Каждая из перечисленных ранее форм направлена на все социальные и возрастные группы населения [45].
О. С. Сайпушева [38] считает что плавание имеет большое рекреационное значение. Игры и развлечения в воде являются хорошим средством активного отдыха после напряженной физической и умственной работы. Игра увлекает захватывает и помогает справиться с отрицательными эмоциями. Игры подбираются по содержанию исходя из уровня плавательной подготовленности занимающихся. Игры совершенствуют умения и навыки активизируют внимание развивают воображение память сообразительность.
Т. Н. Шутова А. В. Шаравьева [46] пишут что для разнообразного и увлекательного отдыха на воде создаются аквапарки оснащенные водными горками различной величины искусственными волнами малыми водопадами чашами бассейнов различной формы и глубины. Для отдыха и развлечений на воде используют разнообразные надувные предметы – кресла матрасы мячи круги лодки игрушки. При организованном проведении развлечений и игр в воде необходимо предусмотреть их доступность для лиц имеющих разный уровень плавательной и физической подготовленности.
По данным Г. П. Виноградова А. К. Кульназарова В. Ю. Салова [24] рекреативное плавание направлено на улучшение физического и психо – эмоционального состояния людей на основе активного отдыха путем организации развлечения и досуга с использованием средств плавания и купания. Обычно используют самостоятельные занятия нерегулярного характера плавание и купание в выходные дни посещение аквапарков которые проходят не чаще двух раз в неделю. Продолжительность занятий составляет в сумме 10 – 20 минут. На таких занятиях в некоторой степени могут совершенствоваться элементы навыков необходимых для освоения в водной среде умение лежать на воде навыки скольжения открывание глаз в воде простейшие гребковые движения и т.п. улучшение функциональных показателей от рекреативного плавания не следует ожидать хотя оно способствует поддержанию определенного уровня здоровья и закаливанию.
А. В. Козлов [29] указывает что занятия рекреативно – оздоровительным плаванием рекомендовано проводить систематически 3– 4 раза в неделю по 30 – 45 минут.
Рекреативно – оздоровительное плавание имеет множество направлений. Ж. Л. Козина С. С. Ермаков Т. А. Базылюк Е. В. Волошина [27] считают что одно из них – аквааэробика. Она – один из лучших способов поддерживать свое тело в форме. Занятия в бассейне дают дополнительную нагрузку и требуют больше усилий чем классические упражнения в зале. Сопротивление воды в 12 раз превосходит сопротивление воздуха поэтому выполнение каждого движения затрачивает больше энергии. Благодаря этому аквааэробика способствует эффективному снижению веса а также повышает выносливость и улучшает координацию движений [27].
Несмотря на преодоление сопротивления в воде упражнения делать легче. Ее выталкивающая сила сокращает вес тела на 30 снижается нагрузка на опорно – двигательный аппарат. Это направление фитнеса подходит для всех независимо от возраста комплекции и общей подготовки.
По данным А.Н. Горшковой [15] аквааэробика помогает не только привести свое тело в форму но и сделать его красивым. Во время занятий одновременно с физической нагрузкой вы получаете массаж всего тела и безболезненно избавляетесь от целлюлита. Ваша кожа подтягивается и становится более упругой.
К плюсам аквааэробики можно Т. А. Базылюк [5] добавляет еще и отличные антистрессовые свойства. Брызги яркие снаряды и приятные упражнения доставят вам массу удовольствия и прогонят хандру.
По мнению Т. Н. Шутова А. В. Шаравьева [46] аквааэробика давно уже перестала быть просто способом поддержания здоровья и красоты и стала действительно модным увлечением.
Так же во многих бассейнах проходит обучение рекреационному дайвингу — подводное плавание для отдыха удовольствия. Этот вид погружений ограничен глубиной 40 метров в естественных водоемах и глубиной плавательной ванны в бассейне. Существует большое количество коммерческих систем проводящих обучение рекреационному дайвингу. Одно из направлений дайвинга – фридайвинг – подводное плавание на задержку дыхания [16].
В целом основными направлениями занятий рекреационным плаванием являются занятия плаванием аквапарки аквааэробика рекреационный дайвинг.
1.4. Условия проведения занятий оздоровительным плаванием с людьми среднего возраста
И. Ю. Химич [45] считает что вода ключевое слово в жизни каждого из нас поэтому не удивительно что огромное количество людей находят большое удовольствие в самом процессе плавания не говоря уже о том насколько полезным является плавание для здоровья человека. И именно с тех пор когда естественные водоемы в силу разных причин не стали удовлетворять эту природную потребность человека люди стали строить бассейны позволяющие в любое время года оздоровиться с помощью плавания.
При этом плавательные бассейны по мнению А. В. Козлова Е. Ф. Орехова [28] являются значительно более удобным и безопасным местом для купания чем открытие водоемы. Во-первых даже в самом чистом водоеме невозможно достичь стерильности а значит существует угроза здоровью купающихся людей. Во-вторых температурные условия позволяют использовать открытые водоемы в районе Москвы не более 2-3 месяцев в году в то время как в большую часть времени единственным способом водных процедур является посещение бассейна. Наконец вокруг бассейнов сконцентрировано большое количество инфраструктуры раздевалки школы плавания курсы лечебной физкультуры в воде и т.д. позволяющие сделать посещение бассейна не только безопасным но и максимально комфортным [6 10].
Очевидно что в таком мегаполисе как Москва существуют десятки если не сотни бассейнов значительно отличающихся друг от друга как по размерам так и по количеству предлагаемых услуг. Это и старые бассейны Москвы советского типа недорогие но малофункциональные и с устаревшими методами очистки и современные комплексы предлагающие действительно качественные и комфортные услуги. Современные московские бассейны как правило оборудованы всем необходимым для плавания не только взрослых но и детей для которых выделяются отдельные дорожки или определенное время. Кроме того по мнению Е. Т. Ермукашевой [17] в последнее время набирают популярность лечебные бассейны с морской водой плавание в которых благоприятно влияет не только на опорно – двигательный аппарат но и на кожу и дыхательные пути человека. Многие бассейны Москвы предлагают дополнительные возможности использования бассейна в частности кружки водного поло гимнастики в воде и т.д. [15].
15 сентября 2005 года Правительство Российской Федерации приняло решение о разработке Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» [46]. В 2009 году в рамках целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» стартовал федеральный проект партии «Единая Россия» «500 бассейнов» [47]. Цель проекта – развитие физической культуры и спорта в высших учебных заведениях России формирование у молодёжи потребности в здоровом образе жизни. Добиться этого планируется созданием условий для занятия физической культурой и спортом в частности – водными видами спорта посредством строительства бассейнов в высших учебных заведениях. Финансовая схема строительства предполагает 50 средств получить из Федерального бюджета 25 – из Регионального бюджета и 25 – из внебюджетных средств вуза. Согласно программе вуз должен подать заявку на участие в проекте после рассмотрения заявки партия «Единая Россия» и Рособразование определяют вузы имеющие не только желание но и необходимые возможности для строительства бассейнов и обеспечивают выделение средств из федерального бюджета. Проект «500 бассейнов» реализуется в одном вузе региона в течение года. Первым в 2011 году вошёл в эксплуатацию 25-метровый бассейн с шестью дорожками «Радиоволна» при Рязанском государственном радиотехническом университете. Московский этап целевой программы начался в 2011 году со строительства бассейна при Московском государственном университете технологий и управления имени К. К. Разумовского [48].
К лету 2014 года в рамках проекта в стране построено 46 бассейнов которые стали доступными не только для студентов и преподавателей вузов но и для всех желающих около двух десятков бассейнов находятся на стадии строительства [48].
В городах России в последние годы на местном уровне разрабатываются программы направленные на оздоровление нации и привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Подобная программа неоднократно принималась и в Москве – это Городская комплексная программа «Спорт Москвы» одной из её задач является обучение плаванию всего населения города. В 2009 – 2014 годах планировалось обучением плаванию охватить 1 миллион человек [49].
Записаться в бассейн довольно просто. Для этого необходимо получить справку от врача о возможности посещения бассейна и оплатить абонемент или же разовое посещение заведения. Для тех же кто не умеет плавать практически в каждом бассейне г. Москвы организованы курсы плавания позволяющие как можно скорее научиться держаться на воде и наслаждаться безопасным и полезным для здоровья плаванием.
1.5. Заключение по главе
Во время занятий физическими упражнениями важно учитывать физиологические особенности женского организма. В среднем возрасте у женщин появляются факторы риска развития различных заболеваний лимитирующих функциональные возможности организма и физическую работоспособность растет склонность к лишнему весу. В процессе возрастного развития меняется диапазон приспособляемости к физическим нагрузкам понижается способность организма к мышечной деятельности.
Многолетние медицинские исследования позволили выявить ряд закономерностей динамики функционального состояния лиц среднего возраста занимающихся в физкультурно – оздоровительных группах [22 23 30 31]. Исследования показали что систематические занятия в «группах здоровья» приводят у практически здоровых лиц среднего возраста к положительным сдвигам в функциональном состоянии независимо от используемых форм и методов физической культуры [25]. В. П. Зайцев С. С. Ермаков К. Прусик [22] отмечают что первую очередь улучшается самочувствие отмечается повышение настроения уменьшается частота жалоб на повышенную утомляемость болевые ощущения различной локализации.
Плавание благотворно действует на опорно-двигательный аппарат улучшая осанку делая фигуру спортивной и стройной укрепляя абсолютно все мышцы делая суставы гибкими оно также способно предупредить и скорректировать начинающиеся нарушения телосложения нарушение осанки плоскостопие лишний вес. Поскольку плавание – низкотравматичный вид физической нагрузки оно позволяет эффективно дозировать эту нагрузку и показано практически всем.
Однако помимо объемного оздоровительного плавания женщины среднего возраста посещают и занятия аквааэробикой которые помогают не только избавиться от лишнего веса и скорректировать фигуру но и так же обладают антистрессовыми свойствами. Так же в современной фитнес индустрии все большей популярностью пользуются занятия рекреативным дайвингом. Интерес к занятиям плаванием объясняется благотворным воздействием водной среды и любых движений в ней на физическое состояние организма.
В связи с указанным выше можно сделать вывод что занятия в воде и в частности занятия оздоровительным плаванием весьма полезны и популярны среди женщин 35 – 40 лет.
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования
Анализ и обобщение литературных источников.
Опрос.
Методы оценки функционального состояния
— измерение артериального кровяного давления
— пульсометрия
— проба Штанге задержка дыхания на вдохе
— проба Генчи задержка дыхания на выдохе
— плавательный тест Кеннета Купера
Методы математической статистики.
Анализ и обобщение литературных источников.
В ходе исследования проводился анализ и обобщались данные научно — методической литературы о влиянии занятий оздоровительным плаванием на состояние сердечно – сосудистой дыхательной системы и общую работоспособность женщин среднего возраста. Нами были изучены 46 литературных источника и 3 интернет ресурса.
Опрос.
С целью выяснения причин побудивших женщин к занятиям оздоровительным плаванием был проведен опрос женщин среднего возраста посещающих занятия в фитнес- клубе «Кимберли Лэнд». Опрос проводился на первых занятиях плаванием в нем приняли участие женщины среднего возраста 35 – 40лет 20 человек занимающихся оздоровительным плаванием имеющие стаж от 3 до 5 лет – контрольная группа и 20 человек впервые приступившие к занятиям оздоровительным плаванием – экспериментальная группа.
План опроса женщин 35-40 лет занимающихся оздоровительным плаванием приведен в Приложении 1.
Методы оценки функционального состояния.
Измерение артериального кровяного давления АД и частоты сердечных сокращений ЧСС – пульсометрия проводились до начала занятий плаванием в группе занимающихся занятия проводились во 2-й половине дня для чего использовался электронный тонометр Microlife на запястье. Женщина садилась на стул опираясь на спинку стула на запястье закреплялся тонометр ноги при этом не скрещивались. Рука согнута в локтевом суставе запястье удерживалось на уровне сердца. Полученные данные АД и ЧСС записывались в протокол [41].
Для определения состояния дыхательной системы применялась проба Штанге задержка дыхания на вдохе [43]. Оценка проводилась в начале и в конце исследования после 6-ти месяцев тренировок. После 5 – ти минут отдыха сидя необходимо было сделать 2 – 3 глубоких вдоха – выдоха и задержка дыхания выполняется на вдохе с объемом воздуха приблизительно равным 23 от максимально возможного вдоха. На нос одевался плавательный зажим. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения Приложение 2.
Для определения состояния дыхательной системы так же применялась проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе [43]. Оценка проводилась в начале и в конце исследования после 6 – ти месяцев тренировок. После 2–3 глубоких вдохов-выдохов задерживали дыхание на выдохе. Оценивалось время максимальной задержки дыхания с помощью секундомера. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения Приложение 3.
12-минутный плавательный тест Кеннета Купера [14]. Тест определяет состояние физической подготовленности организма на основе расстояния в метрах которое человек способен проплыть за 12 минут. Способ плавания при выполнении теста — произвольный. В ходе тестирования были допустимы перерывы на отдых в течение которых секундомер продолжал отсчитывать 12 минут но что снижало показатель объемного плавания Приложение 4.
Методы математической статистики
Результаты исследований были обработаны методами математической статистики с помощью компьютерных программ Microsoft Excel. Были рассчитаны Х – средние показатели σ – среднее квадратическое отклонение Sd среднее квадратическое отклонение средней разностей достоверность различий средних величин – по t-критерию Стьюдента определялась процентная доля [33].
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось на базе фитнес – клуба «Кимберли Ленд» города Москвы. В эксперименте участвовали женщины среднего возраста 35 – 40лет 20 человек занимающихся оздоровительным плаванием имеющие стаж от 3 до 5 лет – контрольная группа и 20 человек впервые приступившие к занятиям оздоровительным плаванием – экспериментальная группа. Согласно медицинским справкам женщин с заболеваниями сердечно – сосудистой и дыхательной систем не было. За время эксперимента испытуемые не имели заболеваний.
Исследовательская работа проводилась с 1 сентября 2014 по 1мая 2015 года.
Занятия плаванием в обеих группах проводились 2 раза в неделю во второй половине дня в бассейне фитнес – клуба «Кимберли Ленд» 40 – 45 мин. Длина плавательной дорожки в бассейне 50м. На занятиях применялись упражнения оздоровительной направленности пульсовой стоимости 130 – 150 удмин. В обеих группах занятия проводил инструктор стаж работы которого в бассейне 10 лет.
Исследование проходило в три этапа.
I этап сентябрь – ноябрь 2014 года – во время первого этапа была изучена и проанализирована научно – методологическая литература по теме исследования. Был проведен опрос и тестирование женщин с целью выявить причины побудившие женщин к занятиям плаванием а так же выявить исходный уровень показателей функционального состояния сердечно – сосудистой дыхательной систем и общей работоспособности женщин среднего возраста.
II этап октябрь 2014 – апрель 2015 года – в начале этапа были сформированы экспериментальная ЭГ и контрольная группы КГ по 20 человек КГ – стаж занятий оздоровительным плаванием от 3 до 5 лет ЭГ – впервые приступившие к занятиям. На протяжении этапа женщины занимались в бассейне 6 месяцев.
III этап апрель – май 2015 года – было проведено повторное тестирование с целью проверки функционального состояния сердечно – сосудистой дыхательной систем и общей работоспособности женщин среднего возраста обеих групп и определения динамики показателей. Проведен анализ и обобщение материалов полученных в ходе исследований осуществлены обработка полученных данных и оформление выпускной квалификационной работы подготовка презентации.
ГЛАВА 3. Результаты влияния занятий оздоровительным плаванием на функциональное состояние женщин среднего возраста
Исследование влияния занятий оздоровительным плаванием на функциональное состояние женщин среднего возраста проводилось с сентября 2014 по апрель 2015 года на базе фитнес — клуба «Кимберли Ленд» города Москвы. 20 человек занимающихся оздоровительным плаванием имеющие стаж от 3 до 5 лет – контрольная группа и 20 человек впервые приступившие к занятиям оздоровительным плаванием – экспериментальная группа.
Таблица 1. Распределение женщин среднего возраста принявших участие в исследовании по группам кол-во человек
В обеих группах на первых занятиях был проведен опрос женщин. Результаты проведенного опроса с целью узнать о причинах побудивших женщин среднего возраста к занятиям оздоровительным плаванием показали нам что женщины занимались плаванием
по рекомендации врача – 5 человек 125
для поддержания своего здоровья – 23 человека 575
для сбрасывания лишнего веса и улучшения фигуры – 6 человек 150
как форма досуга – 5 человек 125
за компанию с подругой – 1 человек 25.
В ходе опроса мы видим что большинство женщин в возрасте 35 – 40 лет пришли на занятия оздоровительным плаванием по причине поддержания своего состояния здоровья – 575 . Мотивирующим фактором так же стало желание сбросить лишний вес и привести фигуру в лучший вид – 150 человек а так же 125 женщин выбрали плавание как форму своего досуга. Всего лишь одна женщина пришла на занятия «за компанию».
В результате опроса мы можем сделать вывод о том что мотивирующим фактором для большинства женщин имеющих стаж занятий оздоровительным плаванием и для женщин впервые пришедших на занятия стало укрепление и поддержание состояния здоровья. Так как в среднем возрасте женщины сталкиваются с различными заболеваниями в том числе и приобретенными на почве недостатка двигательной активности занятия малотравматичным оздоровительным плаванием обеспечивающим нагрузку на все мышечные группы практически в состоянии невесомости являются оптимальным вариантом физической активности для 35 – 40 женщин.
3.1. Влияние занятий оздоровительным плаванием на показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений женщин среднего возраста
Измерение артериального давления АД и частоты сердечных сокращений ЧСС проводились до начала октябрь 2014 года и по завершению цикла занятий плаванием апрель 2015 года.
В таблице 2 приведены данные полученные в результате указанного исследования в обеих группах.
Таблица 2. Изменение артериального давления АД и частоты сердечных сокращений ЧСС женщин ЭГ n=20 и КГ n=20 в ходе эксперимента
Показатели АД в обеих группах в начале и в конце эксперимента в норме ЭГ и КГ имеют достоверные различия в начале эксперимента в пользу КГ то есть мы видим что женщины стаж занятий оздоровительным плаванием которых 3 – 5 лет имеют более оптимальные показатели АД и ЧСС что свидетельствует о положительном влиянии систематических занятий оздоровительным плаванием на сердечно – сосудистую систему женщин 35 – 40 лет. В конце эксперимента достоверных различий между группами нет то есть женщины ЭГ на протяжении 6 месяцев ощутили тренировочный эффект и по своим показателям приблизились к показателям группы имеющих стаж занятий более 3 лет.
По показателям АД и ЧСС в начале и в конце эксперимента после 6 месяцев занятий оздоровительным плаванием мы видим достоверные различия показателей в ЭГ.
Показатели ЧСС в начале эксперимента в ЭГ выходили за рамки нормы для женщин среднего возраста 70 -75 удмин [30] но в конце эксперимента они достигли верхней границы. Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том что занятия оздоровительным плаванием положительно сказались на сердечно – сосудистой системе в экспериментальной группе и позволили нам получить достоверные различия показателей начала и конца исследования то есть мы можем наблюдать тренировочный эффект воздействия занятий.
Показатели АД и ЧСС в КГ улучшились но достоверных значений мы не получили то есть мы видим их стабилизацию.
Таким образом рассматривая показатели функционального состояния в начале и в конце эксперимента в контрольной и экспериментальной группах мы можем сделать вывод о том что у женщин занимающихся оздоровительным плаванием на протяжении 3 – 5 лет более оптимальные показатели АД и ЧСС чем у женщин впервые приступивших к занятиям оздоровительным плаванием но в экспериментальной группе мы видим достоверно значимые показатели АД и ЧСС в конце эксперимента. Это может быть обусловлено тем что у женщин КГ организм адаптировался к систематическим физическим нагрузкам и положительный сдвиг в данной группе не столь явный как в ЭГ в которой показатели заметно улучшились.
3.2. Влияние занятий оздоровительным плаванием на показатели внешнего дыхания
Проба Штанге задержка дыхания на вдохе и проба Генчи задержка дыхания на выдохе проводились в начале исследования октябрь 2014 года и в конце апрель 2015 года после 6-ти месяцев тренировок для определения состояния дыхательной системы.
В результате проведения пробы Штанге в начале исследования октябрь 2014 года и в конце апрель 2015 года мы получили данные в обеих группах.
В ЭГ – на оценку «плохо» пробу выполнило 12 человек 60 в начале исследования а в конце на ту же оценку пробу выполнило 7 человек 35 на оценку «средне» пробу выполнило 5 человек 25 в начале в конце исследования 7 человек 35 на оценку «хорошо» пробу выполнило 3 человека 15 в начале в конце исследования 5 человек 25 на оценку «отлично» пробу не выполнил ни один человек в начале в конце исследования 1 человек 5.
В КГ – на оценку «плохо» ни один человек не выполнил пробу на оценку «средне» пробу выполнило 12 человек 60 в начале в конце исследования 8 человек 40 на оценку «хорошо» пробу выполнило 6 человек 30 в начале в конце исследования 9 человек 45 на оценку «отлично» пробу выполнил 1 человек 5 в начале исследования а в конце на ту же оценку пробу выполнили 2 человека 10.
В начале исследования в ЭГ большинство женщин 60 показали плохой результат в то время как в КГ ни одна женщина не выполнила пробу на данную оценку. В КГ в начале исследования большинство показало средний результат 60 а в конце исследования большинство женщин КГ 45 показали хорошую оценку.
В результате проведения пробы Генчи в начале исследования октябрь 2014 года и в конце апрель 2015 года мы получили данные в обеих группах.
В ЭГ – на оценку «плохо» пробу выполнило 15 человек 75 в начале исследования а в конце на ту же оценку пробу выполнило 13 человек 65 на оценку «средне» пробу выполнило 3 человека 15 в начале в конце исследования 5 человек 25 на оценку «хорошо» пробу выполнило 2 человека 10 в начале в конце исследования 1 человек 5 на оценку «отлично» в начале исследования пробу ни один человек не выполнил в конце исследования 1 человек 5.
В КГ – на оценку «плохо» пробу выполнило 9 человек 45 в начале исследования а в конце на ту же оценку пробу выполнило 6 человек 30 на оценку «средне» пробу выполнило 7 человек 35 в начале в конце исследования 8 человек 40 на оценку «хорошо» пробу выполнило 3 человека 15 в начале и в конце исследования 5 на оценку «отлично» пробу выполнил 1 человек 5 в начале в конце исследования 3 человек 15.
В начале и в конце исследования большинство женщин ЭГ показали плохой результат 75 и 65 соответственно. Женщины КГ в начале исследования в большинстве 45 выполнили плохо пробу в конце исследования в большинстве пробу выполнило на «средне» 40.
Женщины имеющие стаж занятий от 3 до 5 лет показали достоверно высокий результат в пробе Штанге и пробе Генчи таблица 3 чем начинающие. Дыхательная система у женщин КГ развита лучше чем у женщин ЭГ. То есть систематические занятия на протяжении 3 – 5 лет оздоровительным плавание сказались положительно на функции внешнего дыхания.
Таблица 3. Изменение показателей внешнего дыхания проба Штанге и проба Генчи женщин ЭГ n=20 и КГn=20 в ходе эксперимента с
По результатам проб Штанге и Генчи проведенных в начале октябрь 2014 года и в конце апрель 2015 года исследования в ЭГ мы видим положительную динамику показателей достоверность которых подтверждена методом математической статистики P<005. Мы так же видим положительную динамику показателей достоверность которых подтверждена методом математической статистики P<005.
Анализируя состояние дыхательной системы женщин среднего возраста мы видим что у женщин не занимающихся оздоровительным плаванием показатель ниже чем у женщин имеющих стаж занятий 3- 5 лет результаты полученные в ходе исследования достоверны однако достоверные положительные сдвиги имеют место в обеих группах что свидетельствует в полозу занятий оздоровительным плаванием даже на протяжении небольшого полугодового периода.
3.3. Влияние занятий оздоровительным плаванием на общую работоспособность женщин среднего возраста
Для определения общей работоспособности мы использовали плавательный тест К. Купера. Оценивалось расстояние в метрах которое испытуемые проплыли за 12 минут.
В ЭГ – на оценку «очень плохо» тест выполнило 5 человек 25 в начале исследования а в конце на ту же оценку пробу выполнило 3 человека 15 на оценку «плохо» тест выполнило 3 человека 15 в начале и в конце исследования на оценку «удовлетворительно» тест выполнило 9 человек 45 в начале и в конце исследования на оценку «хорошо» тест выполнило 2 человека 10 в начале исследования в конце – 3 человека 15. На оценку «отлично» тест выполнил 1 человек 1 в начале исследования и в конце 2 человека 10.
В КГ – на оценку «очень плохо» тест не выполнил ни один человек в начале и в конце исследования на оценку «плохо» тест выполнили 2 человека 10 в начале исследования и в конце ни один человек на оценку «удовлетворительно» тест выполнило 7 человек 35 в начале исследования а в конце – 6 человек 30 на оценку «хорошо» тест выполнило 7 человек 35 в начале исследования в конце – 9 человек 45. На оценку «отлично» тест выполнило 4 человека 20 в начале исследования и в конце 5 человек 25.
Данные о физической подготовленности общей работоспособности испытуемых по тест К. Купера 12 минутное плавание представлены в таблице 4.
Таблица 4. Изменение показателей общей работоспособности по 12-минутному плавательному тесту К. Купера женщин ЭГ n=20 и КГn=20 в начале и в конце эксперимента м
По результатам теста К. Купера в начале исследования октябрь 2014 года мы видим достоверные различия показателей КГ и ЭГ в пользу КГ. Это обусловлено тем что женщины КГ имеют 3 – 5 летний стаж занятий в отличие от женщин ЭГ которые впервые пришли на занятия имея плавательные навыки но низкую плавательную подготовленность результаты полученные в конце исследования так же достоверны в пользу КГ они лучше адаптированы к физическим нагрузкам в отличии женщин ЭГ которые впервые пришли на занятия. Результаты полученные в конце исследования апрель 2015 года так же достоверны в пользу КГ что в значительной степени возможно объясняются лучшей плавательной подготовленностью женщин не первый год посещающих бассейн.
Нас интересовали внутригрупповые сдвиги. По результатам теста К. Купера ЭГ проведенного в начале октябрь 2014 года и в конце апрель 2015 года исследования мы видим достоверно положительную динамику изначально средний показатель в ЭГ был «плохим» 31175±7897 м к концу занятий стал «удовлетворительным» 3777±7441 м то есть физическая работоспособность женщин за 6 месяцев систематических занятий достоверно повысилась Р<005. Мы так же видим положительную динамику в КГ средний показатель остался в диапазоне «хорошо» в октябре – 420±6759 м апреле – 462±7211 м то есть и плавательная и физическая подготовленность повысилась у женщин стаж занятий которых был от 3 – 5 лет что подтвердилось достоверностью данных.
Анализируя показатели теста К. Купера в ЭГ и КГ в начале и в конце исследования мы можем сделать вывод о том что систематические занятия оздоровительным плаванием женщин обеих групп достоверно улучшили их физическую подготовленность независимо от общего стажа занятий оздоровительным плаванием.
3.4. Заключение по главе
Выводы
Список литературы
Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания технологии обучения и совершенствования И. JI. Гончар. – Одесса Друк 2006. – С. 198.
Горшкова А.Н. Влияние занятий аквааэробикой на комплексные показатели субъективного и объективного здоровья женщин 36 – 45 лет Теория и практика физической культуры. 2011. 12. С. 11.
Дрогомерецкий В.В. Кондаков В.Л. Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов Физическое воспитание студентов. – 2013. 5. С. 46 – 54.
Ермукашева Е.Т. Здоровье человека и некоторые пути его укрепления Адаптивная физич. культура. 2009. 1. С. 32 – 34.
Зайцев В.П. Здоровье в алгоритме рекреационных мероприятий аналитический аспект В.П. Зайцев С.В. Манучарян Э.А. Дармофал Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Медицина. Фармация. – 2009. – Т. 67 8. С. 37 – 42.
Зайцев В.П. Методология рекреации в структуре образовательного пространства В.П. Зайцев С.С. Ермаков М. Хагнер – Деренговська Педагогика психология и медико-биологические проблемы физич. воспитания и спорта. 2011. 1. С. 58 – 65.
Зайцев В.П. Теоретические и методические подходы к проблеме здоровья студента в алгоритме рекреационных мероприятий В.П. Зайцев К. Прусик С.В. Манучарян Педагогика психология и медико –биологические проблемы физич. воспитания и спорта. 2011. 1. С. 66 – 74.
Зайцев В.П. Физическая рекреация в воспитании активной личности студентов аналитический разбор В.П. Зайцев С.В. Манучарян С.И. Крамской Физич. воспитание студентов. 2010. 5. С. 23 – 26.
Зайцев В.П. Физическая рекреация в структуре активного отдыха студентов В.П. Зайцев С.С. Ермаков К. Прусик Физич. воспитание студентов. 2011. 1. С. 68 – 77.
Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации Е.А.Ивченко. – СПб. Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта 2009. – С. 144 – 147.
Ивченко Е.А. Оздоровительная направленность занятий плаванием Теория и методика здорового образа жизни под ред. Г.П. Виноградова А. К. Кульназарова В.Ю. Салова. – Алматы 2004. – С. 87.
Качуровский Д.О. Актуальные проблемы плавания в Украине Физическое воспитание студентов. 2009. 3. С. – 41 – 45.
Кироненко Т.А. Милованова К.Г Миронов А.А. Роль физической активности при сердечно-сосудистых заболеваниях. Актуальные проблемы физической культуры спорта туризма и рекреации материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Томск Томский государственный университет 2015. – С. 155 – 158.
Козина Ж.Л. Ермаков С.С. Базылюк Т.А. Волошина Е.В. Инновационные технологии аквафитнеса игровой направленности с применением технических устройств в физическом воспитании студенток Физическое воспитание студентов. 2012. 1. – С. – 42 – 46.
Козлов А.В. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания монография А.В. Козлов Е.Ф. Орехов. – СПб. Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта. 2010.
Козлов А.В. Спортивная тренировка юных пловцов монография А.В. Козлов. – СПб. 2011. – С. 112.
Колганова Е.Ю. Влияние занятий аквааэробикой на состояние организма женщин разного возраста автореф. дис. …канд. пед. наук. Малаховка 2007. 22 с.
Курко Я.В. Федчишин О.Я. Показатели здоровья студентов занимающихся оздоровительным плаванием Физическое воспитание студентов. 2012. 1. С. – 59 – 62.
Меныиуткина Т.Г. Техника спортивных способов плавания старта и поворота учеб.-метод. пособие Т.Г. Меныиуткина А.А. Литвинов А.В. Орехова. – СПб. Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта 2004. – С. 219 – 223.
Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта учебник для вузов. М. Советский спорт 2013. 280 c.
Оздоровительное лечебное и адаптивное плавание [Н.Ж. Булгакова С.Н. Морозов и др.]. – М. Издательский центр «Академия» 2008. – С. 116.
Приступа Е. Рекреация как социально-культурное явление разновидность и результат деятельности Е. Приступа А. Жепка Л. Войцех Педагогика психология и медико-биологические проблемы физич. воспитания и спорта. 2007. 1. С. 112 – 120.
Психологическая энциклопедия Под ред. Р. Корсини А. Ауэрбаха. – 2. – СПб. Питер 2006. – С. 82.
Продление активного периода жизни человека средствами адаптивной двигательной рекреации Е.Б. Ладыгина А.В. Антонова Г.И. Дубенская Б.А. Ладыгин Адаптивная физич. культура. 2009. 4. С. 36–39.
Савченко Н.И. Новицкий В.Я. Анализ эффективности выполнения скоростных поворотов в плавании кроль на груди Физическое воспитание студентов. 2011. 1. С. – 111 – 113.
Сайпушева О.С. Вклад оздоровительной рекреации в воспроизводство человеческого капитала Изв. Рос. гос. педагог. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. 92. С. 132-135.
Сайфуллина В.Я. Плавание как форма физического воспитания и здоровьесберегающей деятельности [Текст] В.Я. Сайфуллина Современное образование в России и за рубежом теория методика и практика материалы III междунар. науч.–практ. конф. Чебоксары 24 сент. 2014 г. редкол. О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары ЦНС «Интерактив плюс» 2014. – С. 228–229.
Скирене В.В. Скирюс Э.Р. Умение дышать в непривычной среде как фактор успешности обучения плаванию Физическое воспитание студентов. 2012. 6. С. – 104 – 107.
Смирнов В.М. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта Учеб. для студ. сред и высш. учебных заведений. – М. Изд–во ВЛАДОС –ПРЕСС 2012. 608 с.
Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий учеб. – метод. пособие [Т.Г. Меныиуткина и др.]. – СПб. Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта 2005. 315 с.
Физическая рекреация учебник для студ. учреждений высш. образования [Г.П. Виноградов Е.А. Ивченко Е.В.Ивченко и др.] под ред. Г.П.Виноградова Е.А.Ивченко. – М. Издательский центр «Академия» 2015. 240 с.
Химич И.Ю. Проведение учебных занятий по плаванию в НТУУ Киевский политехнический институт Физическое воспитание студентов. 2009. 2. С. – 101 – 103.
Шутова Т.Н. Шаравьева А.В. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2015. 7. 125 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ