СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста 6
1.2. Триатлон как вид спорта и его значение в физическом воспитании детей младшего школьного возраста 10
1.3. Сущность понятий «мотив» «мотивация» «потребность» 19
1.4. Место мотивации в психологическом обеспечении спортивной деятельности 23
1.5. Заключение по главе 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Результаты опроса юных триатлонистов о месте спорта в жизни человека 32
3.2. Определение доминирующих мотивов младших школьников к занятиям триатлоном 37
3.3. Заключение по главе 44
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Приложение 1. Акт внедрения 57
Приложение 2. Бланки интервью 58
Приложение 3. Сводная аналитическая таблица 61
Приложение 4. Презентация «Триатлон – спорт железных людей» 65

Advertisement
Бесплатно

Узнайте стоимость учебной работы онлайн

Информация о работе

Ваши данные

_________________________________________________________________

Работа № 4291. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы.

Цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

_________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Федеральные целевые программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы и 2016 – 2020 годы [1 2] направлены на создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта популяризации массового и профессионального спорта приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом совершенствование подготовки спортивного резерва.
Президент России В.В. Путин выразил мнение что с точки зрения демографии для здоровья нации имеет важное значение массовый спорт который в свою очередь дает возможность отбора наиболее перспективных детей и молодых людей для спорта высоких достижений [36].
В 2011 году Минспортом России была официально принята «Программа развития триатлона в Российской Федерации на период 2011 – 2020 гг..» [38]. Ее основной задачей наряду с подготовкой спортсменов высокого класса определено содействие массовому развитию триатлона в стране.
Популяризация триатлона как массового вида спорта необходима потому что триатлон способствует гармоничному развитию людей всех возрастных категорий для детей младшего школьного возраста это особенно важно по причине того что занятия проводятся не только в залах но и в бассейнах а также на улице во время занятий задействуется весь организм ребенка идет комплексное воздействие на все группы мышц.
Триатлон способствует качественному формированию организма ребенка повышает эффективность его взаимодействия с внешней средой способствует синхронизации сигнальных систем расширяет влияние речи и мышления на двигательные функции [15].
В настоящее время в 25 регионах России триатлоном занимается лишь около 5000 человек из которых более 2000 составляют учащиеся 30 отделений триатлона в ДЮСШ и СДЮШОР учебно-тренировочный процесс обеспечивает 85 тренеров различной квалификации. С целью популяризации и обеспечения массовости занятий триатлоном встает задача привлечения и сохранения контингента юных спортсменов в этом весьма сложном с точки зрения технической и физической подготовленности виде спорта [37].
Исследования проводимые тренерами и специалистами в области физической культуры и спорта показывают что в основе эффективного обучения и продуктивной деятельности спортсмена лежит понимание его мотиваций к занятиям спортом [9 12 14 17 21 24 25].
В связи с указанном выше тема нашей дипломной работы является весьма актуальной.
Цель исследование мотиваций детей младшего школьного возраста к занятиям циклическим видом спорта – триатлоном.
Гипотеза исследования. Мы предположили что учет мотивации младших школьников к занятиям триатлоном будет содействовать его популяризации привлечению детей к занятиям данным видом спорта и уменьшению процента отсева школьников на начальном этапе учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования. Мотивационный процесс к занятиям спортом.
Предмет исследования. Мотивы юных спортсменов к занятиям триатлоном.
Задачи
1. Выявить основные мотивы младших школьников к занятиям спортом и триатлоном в частности.
2. Определить специфику мотивов младших школьников к занятиям триатлоном в зависимости от их спортивного стажа.
3. Разработать практические рекомендации для тренеров по привлечению школьников к занятиям триатлоном и сохранению контингента юных спортсменов.
Практическая значимость. Разработаны практические рекомендации для тренеров с целью популяризации триатлона а также для привлечения детей на занятия триатлоном и сохранения контингента занимающихся подготовлены агитационно-пропагандистские материалы для привлечения детей к занятиям этим видом спорта что подтверждено актом внедрения см. Приложение 1.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста

Развитие детей младшего школьного возраста характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием всех систем организма в целом.
Центральная нервная система ЦНС сенсорная система костно-мышечная система и психическая деятельность мышление память речь двигательные реакции и другие функции видоизменяются и улучшаются на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику развития ребенка [6].
Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования создающие благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы за счет функционирования аэробного источника энергии.
Увеличивается объем легких особенно интенсивный рост легких отмечается между 12 и 16 годами. Вес обоих легких в 9 — 10 лет равен 395 г а у взрослых почти 1000 г. Рост легких происходит в основном не за счет увеличения числа а за счет объема альвеол. У юных спортсменов легкоатлетов велосипедистов гребцов ЖЕЛ выше чем у не занимающихся спортом [15].
Юные спортсмены отличаются от своих нетренированных сверстников лучшим соотношением легочных объемов. У тренированных подростков и юношей снижается доля остаточного объема в функциональной остаточной емкости увеличивается запас кислорода в альвеолах легких. Дети в отличие от взрослых характеризуются меньшими возможностями усиления внешнего дыхания и потребления кислорода при работе. Например у детей 8-9 лет минутный объем дыхания при напряженной работе может увеличиваться по сравнению с данными покоя в 10 – 12 раз до 50 – 70 лмин а у взрослых – в 15 – 18 раз до 100 – 150 лмин у спортсменов высокого класса еще больше – в 20 – 25 раз до 180 – 220 лмин. Легочная вентиляция у детей увеличива-ется преимущественно за счет учащения дыхания а не увеличения его глу-бины. Это объясняет тот факт что за один дыхательный цикл дети 8 – 9 лет потребляют в 35 раза меньше кислорода чем нетренированные взрослые и в 6 раз меньше чем спортсмены высокого класса [15].
Дети и подростки в отличие от взрослых способны меньше задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее чем у взрослых снижается насыщение крови кислородом а дыхание после задержки возобновляется при еще высоком содержании кислорода в крови. Младшие школьники уступают взрослым в способности преодолевать недостаток кислорода. Это связывают с тем что они обладают меньшей чем взрослые способностью затормаживать дыхательные движения а также преодолевать гипоксические сдвиги в крови [15].
Мозг ребенка в этом возрасте примерно в 2 раза интенсивнее потребляет кислород чем мозг взрослого и это обеспечивается соответствующим кровоснабжением. У детей выше интенсивность окислительных процессов также в печени желудочно-кишечном тракте почках и других органах [29].
Максимальная частота сокращений сердца у детей этой возрастной группы достигает 200 – 210 удмин. В то же время в покое у мальчиков 7 лет она составляет 912 удмин а к 10 годам снижается до 787 удмин. Вследствие этого формируется способность организма поддерживать постоянство температуры тела не за счет производства добавочного тепла а за счет ограничения теплоотдачи через поверхность кожи. К 10 годам у ребенка механизм физической терморегуляции настолько сформирован что по своей эффективности мало отличается от подобного механизма у взрослого [33].
В данном возрасте одной из основных проблем является формирование правильной осанки так как в этот период идет активная фаза роста организма ребенка и завершается формирование изгибов позвоночника. Биологически этот возраст как бы предназначен для повышенной двигательной активности поэтому негативное влияние социально обусловленной гипокинезии в младшем школьном возрасте особенно значимо [23].
Если рассматривать нервную систему младших школьников то возраст 7-10 лет можно считать оптимальным для формирования произвольных движений. На этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для быстрого освоения и совершенствования сложных произвольных движений. К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений – мозжечком и подкорковыми образованиями в частности с красным ядром [29 34].
Быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стацио-нарные состояния вообще связано в первую очередь с расширением резервных возможностей большинства функций так как скелетные мышцы ребенка имеют очень высокую подвижность и работоспособность при условии смены режимов мышечной деятельности. Важно подчеркнуть что только к этому возрасту морфофункциональное развитие ребенка достигает такого уровня который способствует длительному поддержанию работоспособности [6 22 34].
Рассматривая психологию младших школьников можно отметить что характерной особенностью внимания является непроизвольный характер дети быстро и легко отвлекаются на любой внешний раздражитель мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления с трудом представляют себе общую структуру явления его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание в основном носит механический характер основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников отличается неточностью большим количеством ошибок заученное недолго удерживается в памяти [7].
В данном возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений закреплять восприятие с помощью слова. При этом надо иметь в виду что ритмический силовой и пространственный образы движений младшие школьники воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщениях впечатлений и в меньшей степени — путем осознания продуманного освоения технического действия. Поэтому обучение целостному упражнению будет иметь в этом возрасте большой успех чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно понаблюдав за тем как это делается могут освоить передвижение на лыжах коньках научиться общаться с мячом проявлять спортивно-игровую смекалку [7 13].
Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают капризны эгоистичны грубы недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций непосредственный характер яркое внешнее выражение в мимике движениях возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния они стихийно им поддаются [13].
Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний представленные стихийному течению могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки способности настойчивого действия требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность выдержку инициативность самостоятельность решительность [8 23].
1.2. Триатлон как вид спорта и его значение в физическом воспитании детей младшего школьного возраста
Триатлон – особый комплексный вид спорта который сочетает плавание велогонку и бег позволяющий не только гармонично развить все группы мышц но и закалить силу духа воспитать бойцовский характер стремление спортсменов к победе и достижению целей которые требуют недюжинных усилий и труда [31].
Сегодня существуют такие виды триатлона как
• кросс-кантри плавание 200 – 800 м велогонка 10– 30 км бег 25 – 5 км
• tristar 111 плавание 100 м велогонка 10 км и кросс 1 км
• cуперспринт плавание 400 м велогонка 10 км и кросс 2.5 км
• короткая дистанция спринт плавание 750 м велогонка 20 км и кросс 5 км
• олимпийская дистанция плавание 1500 м велогонка 40 км и бег 10 км
• tristar 111 плавание 1000 м велогонка 100 км бег 10 км
• long distance длинная дистанция двойная или тройная Олимпийская дистанция плавание 3 – 4 км велогонка 80-120 км и бег 20-30 км
• WTC 70.3 или Half Ironman плавание 193 км велогонка 90 км и бег 21 км
• WTC Ironman плавание 386 км велогонка 180 км и бег 42195 км.
Дисциплины
• личное первенство у мужчин
• личное первенство у женщин.
Поскольку триатлон – комбинация из плавания велогонки и бега то и правила поведения триатлонистов на дистанции не отличаются от таковых в плавании велоспорте и беге. Специфические правила триатлона преимущественно касаются лишь порядка прохождения триатлонистом транзитной зоны [31 32].
Согласно данным историка триатлона чемпиона Ironman Hawaii Скотта Тинлея корни триатлона базируются на гонках проводимых во Франции в течение 1920 – 1930-х годов которые назывались «La Course des Debrouillards» дословно – «Гонка находчивых». В наши дни эта гонка проводится каждый год во Франции около Жуэнвиль-ле-Пон недалеко от Мёлан-ан-Ивлин и Пуасси. Впервые о соревнованиях наподобие современного триатлона можно было узнать в 1920 году из французской газеты «L’Auto» где сообщались о соревновании названном «Les Trois Sports» такие данные 3 км бег 12-километровый велосипед и пересечение вплавь канала Марна. Эти три части преодолевались без всякого перерыва.
Начиная с середины 1930-х годов информации о состязаниях по триатлону практически нет вплоть до 1974 года. Первыми соревнованиями на классической дистанции триатлона 2.4 мили 3.86 км плавание 112 миль 180.2 км езда на велосипеде и 26.2 мили 42.2 км бег были соревнования на Гавайях Hawaiian Iron Man Triathlon в 1977 году[31].
В Европе первые соревнования по классическому триатлону были проведены в 1981 году в Чехословакии. С 1984 проводился Вока-триатлон в Эстонии ставший в 1987 всесоюзным. Чуть позже в 1985 году триатлон впервые прошёл и в России в г. Пермь сольное несоревновательное выступление одного участника. Первый же чемпионат СССР прошёл в 1990 году в г. Санкт-Петербурге а первым чемпионом СССР стал Никульшин А. В. из Москвы [31].
Международный Союз Триатлона International Triathlon Union был основан в 1989 году как международная организация главной целью которой было включение триатлона в олимпийскую программу.
Триатлон дебютировал в олимпийской программе на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году на дистанции олимпийского триатлона плавание 1500 м велогонка 40 км бег 10 км. Чемпионат мира проходит ежегодно с 1989 года многоэтапный Кубок мира – ежегодно с 1991 года. В настоящее время под юрисдикцией ITU проводятся также соревнования по дуатлону бег + велосипед акватлону бег + плавание + бег зимнему триатлону кросс + велокросс + лыжная гонка по триатлону в закрытых помещениях[31 32].
Начиная с самого основания популярность триатлона растет значи-тельными темпами и теперь ежегодно включает в себя тысячи соревнований с сотнями тысяч участников во всем мире.
Первый официальный чемпионат России по триатлону состоялся 21 августа 1994 года в городе Ярославле. Наиболее эффективно развивают триатлон Пензенская область Красноярский край г. Москва Ярославская область г. Санкт-Петербург.
В школах высшего спортивного мастерства ШВСМ и училищах олимпийского резерва УОР в 8 и 6 отделениях соответственно осуществляют подготовку более 100 спортсменов под руководством 30 тренеров.
За последние четыре года в России подготовлено 45 мастеров спорта международного класса 179 мастеров спорта и более 700 кандидатов в мастера спорта [37].
30 сентября 2013 года был издан приказ Министерством спорта Рос-сийской Федерации N 689 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта триатлон» который определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом [3].
В Федеральном стандарте [3] определены
• структура и содержание программ спортивной подготовки
• спортивные нормативы
• продолжительность этапов спортивной подготовки и минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
• соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки
• планируемые показатели соревновательной деятельности
• влияние физических качеств и телосложения на результативность
• нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
• нормативы общей и специальной физической подготовки ОФП и СФП для зачисления в группы на тренировочном этапе этап спортивной специализации
• нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства
• нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства
• нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
• перечень тренировочных сборов
• оборудование и спортивный инвентарь необходимые для прохождения спортивной подготовки
• обеспечение спортивной экипировкой.
Стандартом рекомендовано в группах начальной подготовки 312 учебных часов в год из них ОФП занимает 25 – 40 в год СФП 35 – 50 включающая плавательный сегмент 30 – 40 и беговой сегмент 5 – 10 техническая подготовка 18 – 22 тактическая теоретическая и психологическая подготовки 3 – 5 участие в соревнованиях тренерская и судейская практика 05 – 1. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
На основании указанного стандарта разработан ряд авторских про-грамм [35 40 41 42] имеющих много общих положений а именно
• строгая преемственность задач средств и методов тренировки подростков юниоров и взрослых спортсменов
• неуклонное возрастание объема средств общей и физической подготовки увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП
• соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок особенно в плавании и беге
• развитие всех физических качеств в триатлоне на всех этапах подго-товки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благо-приятные для этого возрастные сенситивные периоды с учетом индивиду-альных особенностей спортсменов
• своевременное применение восстановительных средств стимулирую-щих рост работоспособности.
Н.И. Зыкова [35] и Д.Ю. Сушков [40] считают что основой воспита-тельной работы в триатлоне является формирование личности спортсмена. Главная задача – воспитание высоких моральных качеств патриотизма преданности своей родине высокой сознательности чувства ответственности за свои проступки порученное дело. Уважение любовь к труду и творчеству настойчивость в достижении поставленной цели добросовестность организованность умения преодолевать трудности – все эти черты личности спортсмена особенно важно в его деятельности так как успехи в современном спорте зависят во многом от трудолюбия. Также же велико значение воспитания дружелюбия взаимного уважения способности сопереживать стремления прийти на помощь коллективизма тогда только совместные усилии приводят к достижению общей намеченной цели. Все эти качества воспитываются повседневно и непосредственно в спортивной деятельности [35 40 41 42].
Психологическая подготовка триатлониста обеспечивает эффективную реализацию его технических тактических и функциональных возможностей достижения более высокой работоспособности в тренировке и повышение результатов в соревновании. Она направлена на развитие способностей спортсмена владеть собой своим чувством переживаниями способностью отвлекаться от всех посторонних раздражителей быть готовым к борьбе с более сильными соперниками [35 40].
Одним из основных видов триатлона который требует тщательного овладения техникой и большей систематической скорости общей и специ-альной выносливости является плавание. Рассматривая анатомо-физиологические и психологические особенности можно сказать что освоение техники плавания наиболее успешно осуществляется в детском и юношеском возрасте чем у взрослого человека. Поэтому первым видом комплекса с которого следует начинать подготовку триатлониста является именно плавание. Занятие плаванием в сочетании с игровыми гимнастическими и легкоатлетическими упражнениями создают разностороннюю базу общей физической подготовленности и способствует успешному овладению остальными видами триатлона [35 40 41 42].
Наряду с плаванием для развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем важное значение имеет бег движения в котором имеют естественный характер. Систематические беговые упражнения следует включать в учебно-тренировочный процесс юных триатлонистов с первых занятий. Большая пластичность нервной системы у детей и подростков позволяет развивать скоростные качества необходимые для достижения высоких результатов в беге [35 40].
Рассматривая программы по подготовки триатлонистов в группах начальной подготовки ГНП и учебно-тренировочных группах УТГ [35 40 41 42] можно выделить основные моменты
Цели этапов
• систематические занятия спортом максимально возможного числа де-тей и подростков
• привитие навыков здорового образа жизни
• воспитание физических морально-этических и волевых качеств.
Основные задачи этапа
• укрепление здоровья
• овладение основами техники плавания кролем на груди и спине
• разносторонняя физическая подготовка
• расширение функциональных возможностей организма
• участие в массовых командных соревнованиях
• гармоничное развитие личности
• формирование мотивации к занятиям триатлоном.
Группы начальной подготовки в триатлоне формируются из детей 8-10 летнего возраста желающих заниматься спортом и не имеющих медицинских противопоказаний необходимо письменное разрешение врача и родителей.
Основа плавательной подготовки триатлонистов соответствует всем параметрам тренировочной работы юных пловцов. Единственное отличие в том что триатлонисты на этом этапе тренировок больше всего времени уделяют таким способам плавания как кроль на груди и кроль на спине [41].
Осенняя и весенняя подготовка юных триатлонистов во многом зависит от погоды если погода позволяет тренировки проводятся на улице если нет переносятся в спортивный зал. Одна тренировка в неделю на открытом воздухе проводится на легкоатлетическом стадионе другая в лесном массиве или парке.
В зимний тренировочный период идет воспитание общей выносливо-сти на основе лыжной подготовки.
У спортсменов 2 – 3 года обучения в летний период планируется участие в ряде соревнований как по смежным видам бег велосипедный кросс акватлон дуатлон так и по триатлону на короткой дистанции Плавание 100 – 200 м. + велосипедная гонка 3 – 5км + бег 500 – 800 м.
На этих соревнованиях юные триатлонисты учатся правильно распределять силы по дистанции концентрируя внимание на технической составляющей соревнований.
Согласно программам Д. Ю. Сушкова [40] и В.П. Тюникова [42] теоретическая подготовка взаимосвязана с физической технической тактической и психологической подготовкой как элемент практических знаний.
Процесс психологической подготовки делится на
• общую подготовку воспитание мотивов побуждающих к систематическим занятиям совершенствование двигательных навыков преодоление трудностей
• подготовку к соревнованиям создание наивысшей психологической готовности к противоборству в соревнованиях.
В.П. Тюникова [42] считает что психологическая подготовка осуществляется следующими основными методами
• преодоления трудностей
• настраивающих упражнений
• идеомоторный
• психорегулирующий.
И.В. Сысоев [31] указывает что у детей до 14-16 лет плавание является основным средством развития и тренировки сердечно-сосудистой и респираторной систем. Поскольку соревнования проходят на открытой воде то у участников возникают трудности с ориентированием по трассе и в плывущей группе соперников это предъявляет высокие требования к психологической и силовой подготовленности юных спортсменов. В дискомфорте возникающем в холодной воде снижается подвижность суставов теряется эластичность мышц нарушается индивидуальная техника плавания что приводит к техническим ошибкам и закреплению динамического стереотипа. Данные факторы необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе.
Автор определяет велосипедную подготовку в триатлоне как много-уровневый процесс требующий развития локальной силовой и аэробной выносливости высокий уровень развития последней обеспечивает быстрое восстановление после ускорений во время гонки. И.В. Сысоев указывает что 90 от всего тренировочного времени спортсменов готовящихся к выступлению на длинных дистанциях затрачивается на развитие аэробной выносливости а развитие специальной выносливости триатлониста-велогонщика способствует сохранению весьма комфортного в энергетическом отношении состояния во время гонки и позволяет свободнее начать беговой этап.
По мнению И.В. Сысоева [31] бег из всех составляющих триатлона предъявляет самые высокие требования к деятельности сердечно-сосудистой и кардио-респираторной систем. Это объясняется прежде всего тем что бег завершает соревнования триатлонистов к тому же при беге сердце находится в вертикальном положении в беговую деятельность вовлекаются интенсивно работающие большие групп мышц формируется значительный кислородный запрос и кислородный долг. При беге происходит тренировка и укрепление суставно-связочного аппарата мышц диафрагмы улучшается газообмен. Исходя из указанного автор рекомендует именно при беговой тренировке развивать функциональные способности триатлониста.
Автор считает что далеко не каждый кто по отдельности умеет быстро плавать неплохо едет на велосипеде и быстро бежит сможет все это успешно реализовать в триатлоне тем более на олимпийской дистанции где необходимо выдерживать высокую интенсивность во всех трех видах. Для реализации своего потенциала триатлонисту необходимо помимо подготовки в отдельных видах и специальная подготовка. Основной смысл специальной подготовки триатлониста сводится именно к тренировке переходов
• плавание – велосипед
• плавание – бег
• плавание – бег – плавание
• велосипед – бег
• комплексная тренировка.
По мнению специалистов [31 40 42] высокий уровень специальной тренированности в отдельных видах плюс своевременно и качественно проведенная специальная подготовка при условии достаточного восстановления – это залог успеха в триатлоне.
1.3. Сущность понятий «мотив» «мотивация» «потребность»
Одной из самых главных проблем в психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности человека. Именно поэтому этой проблематике посвящено большое количество монографий как отечественных так и зарубежных авторов. С.К. Багадирова [4] в своей научной работе проанализировав ряд научных исследований выявила что в определении сущности и структуры мотивации существует множество точек зрения и несмотря на большое количество обращений к данной проблематике проблема мотивации так и не решена.
Существуют различные определения понятия «мотив». Так Е.П. Ильин [9] считает мотивом опредмеченную потребность.
По мнению А.Ц. Пуни [27] мотивами могут быть личностные побуж-дения исходя из которых спортсмен принимает решение участвовать в со-ревновании вести борьбу за достижение соревновательной цели.
Отечественные и зарубежные специалисты [4 9 10 11 16 18 26 28] выделяли нескольких видов мотивов мотив как потребность мотив как цель предмет удовлетворения потребности мотив как побуждение мотив как намерение мотив как устойчивые свойства личностные диспозиции мотив как состояние мотив как удовлетворенность.
Е.П. Ильин [9 с. 140] пишет «Общепризнано что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследователя угла рассмотрения вопроса и т. п. Единственно что можно требовать от этих классификаций чтобы они не противоречили сущности мотивов их генезису».
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» 1900 – 1910. Как правило выделяют три группы мотивов физиологические биологические психологические и социальные причем источники мотивации могут быть как внешними поощрения награды так и внутренними потребность в признании самоутверждении [9].
Краткий психологический словарь 1999 года издания [16] определяет мотивацию как побуждение вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Термин «мотивация» взятый в широком смысле используется во всех областях психологии исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса.
В том же источнике указано при анализе вопроса о том почему организм вообще приходит в состояние активности анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос на что направлена активность организма ради чего произведен выбор именно этих актов поведения а не других то исследуются прежде всего проявления мотивов как причин определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том как каким образом осуществляется регуляция динамики поведения исследуются проявления эмоций субъективных переживаний стремлений желаний и т. п. и установок в поведении субъекта.
Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различ-ных потребностей которые А.Ц. Пуни разделил на три группы потребность в движении потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности [27].
На начальном этапе причинами прихода в спорт независимо от вида деятельности т. е. спорта могут быть
• стремление к самосовершенствованию
• стремление к самовыражению и самоутверждению
• социальные установки
• удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориента-циями.
С.К. Багадирова [4] классифицирует следующие потребности потребность как нужда как необходимость как состояние потребность личности как системная реакция вторичные потребности.
А.Х. Маслоу [19] разработал иерархическую модель потребностей «Пирамида потребностей Маслоу» он полагал что эти потребности можно разделить на пять основных категорий
1. Физиологические голод жажда половое влечение и т. д. – это низшие потребности.
2. Потребности в безопасности комфорт постоянство условий жизни.
3. Социальные социальные связи общение привязанность забота о другом и внимание к себе совместная деятельность.
4. Престижные самоуважение уважение со стороны других признание достижение успеха и высокой оценки служебный рост.
5. Духовные познание самоактуализация самовыражение самоидентификация – это высшие потребности
А.Х. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека
• мотивы имеют иерархическую структуру
• чем выше уровень мотива тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности тем дольше можно задержать их реализацию
• пока не удовлетворены нижние потребности высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями то есть они теряют мотивационную силу
• с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности чем удовлетворение низших.
Если человек стремится понять смысл своей жизни максимально полно реализовать себя свои способности он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. По мнению А.Х. Маслоу «Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности
• полное принятие реальности и комфортное отношение к ней
• принятие других и себя
• профессиональная увлеченность делом ориентация на задачу на дело
• автономность независимость от социальной среды самостоятельность суждений способность к пониманию других людей внимание доброжелательность к людям
• постоянная новизна открытость опыту различение цели и средств зла и добра
• спонтанность естественность поведения юмор
• саморазвитие проявление способностей потенциальных возможно-стей
• готовность к решению новых проблем к осознанию проблем и трудностей к повышению конгруэнтности.
Американские психологи Р.М. Йеркс и Дж.Д. Додсон [39] в 1908 году установили что наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации. Ими установлено что существует определенный оптимум оптимальный уровень мотивации при котором деятельность выполняется лучше всего для данного человека в конкретной ситуации. В первом законе определяется что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности но дальнейшее повышение мотивации после достижения плато приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется что при более сложной задаче является оптимальным более низкий уровень мотивации.
1.4. Место мотивации в психологическом обеспечении спортивной деятельности
В основе эффективного обучения и продуктивной деятельности спортсмена лежит понимание его мотиваций к занятиям спортом. Только зная что движет человеком что побуждает его к деятельности какие мотивы лежат в основе его действий можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Многие ученые и деятели науки занимаются изучением проблемы мотивации мотивов и потребностей человека [5 9 10 11 12 18 19 27 28] однако единого мнения на это проблему до сих пор не выявлено.
На начальной стадии занятий спортом у детей выбор вида спорта может зависеть от внешних факторов подражанием старшему брату сестре или товарищу природными условиями близостью спортивной базы просмотром соревнований в средствах массовой информации и т. д. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта потом через некоторое время другим пытаются найти себя и определить свои склонности и способности методом «проб и ошибок». При этом важен фактор быстрого получения хорошего результата который в свою очередь требуют больших усилий а большинство юных спортсменов не готовы ждать и монотонно трудиться[9].
По данным Н.Л. Ильиной [12] в большинстве случаев считается что ребенок стал заниматься спортом потому что его пригласил тренер. Глубинные причины почему дети хотят заниматься именно этим видом спорта и почему многие из них вскоре покидают спортивные секции остаются тренерам неведомыми. Следовательно они не знают чем вызвать отклик или образно говоря «колебание струны в душе» своих учеников.
Отсев детей после первого года тренировок объясняется тем что у ребят отсутствуют устойчивые интересы к избранному виду спорта и наличие недостатков в методике обучения и воспитания юных спортсменов. Во втором году отсев происходит из-за несоответствия возраста и разряда при классификационных соревнованиях форсированная подготовка наиболее способных учеников «натаскивание» частое участие в соревнованиях которые становятся самоцелью а не средством совершенствования мастерства. После третьего года большинство ребят не могут совместить тренировочный процесс с учебой в образовательном учреждении поэтому начинают появляться пропуски тренировок которые приводят к снижению подготовленности спортсменов. На четвертом году отсутствие желаемых результатов при-водит с снижению самооценки спортсмена которая влечет за собой убеждения что для занятий данным видом спорта у него недостаточно способностей [12].
По данным Е.П. Ильина [9] в середине 70-ых годов XX столетия выявлена роль различных мотивов прихода и ухода детей в спорт. Реже всего покидали спортивную секцию при мотивах хочу быть похожим на знаменитого спортсмена в избранном виде спорта нравится данный вид спорта. Остальные мотивы прихода в секцию пригласил тренер хочу стать мастером спорта чемпионом мира хочу быть здоровым сильным ловким и т. д. не обеспечивали устойчивость мотива занятий данным видом спорта.
Результаты исследований современных специалистов занимающихся вопросами детско-юношеского спорта[14 24 25] показывают что в сред-нем в группах начальной подготовки ГНП по собственному желанию «расхотелось» «перестало нравиться» и т.п. прекращают занятия около 40 воспитанников не зависимо от уровня их подготовленности и пригодности к конкретному виду спорта. Помимо интереса к избранному виду спорта основными мотивами у детей являются общение с товарищами положительное отношение к тренеру внетренировочные факторы разнообразие досуговой деятельности. В первые годы спортивной подготовки структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта.
По данным Ю.В. Коробейниковой [14]полученным в 2012 году 66 ребят из ГНП видят в спорте здоровый обзор жизни именно занятия физическими упражнения дают крепкое здоровье красивое телосложение и гармонично развивают человека улучшая его физические качества и способности 88 процентов опрошенных отметили что на формирование интереса к спорту огромное влияние оказывают их родители однако лишь немногие 20 хотят участвовать в соревнованиях и добиться высоких результатов в спорте из них 16 стремятся выполнить норматив мастера спорта 133 хотят выступать в составе сборной команды страны 8 мечтают быть участниками Олимпийских игр. Мотив «стать профессиональным спортсменом» отодвигается на последнее место. Автор указывает что главной причиной прекращения тренировок является отсутствие цели к достижению высоких спортивных результатов у занимающихся. Почти половина опрошенных детей 466 пропускают занятия из-за конфликта с тренером 366 респондентов отметили что занятия быстро надоедают 355 пропускают тренировки из-за нежелания идти на них 12 пропускают тренировки по болезни 10 боятся переутомиться и 13 юных спортсменов не ходят на занятия из-за проблем в школе.
По мнению А.Л. Попова [25] общими мотивами для начального занятия спортом являются недостаточная осознанность потребностей и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения. Их содержание и сила определяется тем что у человека появляется новый стиль жизни с увеличенной двигательной активностью которая ведет к адаптации к физическим нагрузкам и новым социальным отношениям — общение в спортивном коллективе.
По данным М.А. Кузьмина [17] исследовавшего мотивы спортивной деятельности спортсменов различных специализаций стремление к достижению высоких спортивных результатов и осознанность цели занятий спортом более выражено у тех кто занимается циклическими видами мотивация общения в спортивной деятельности более высока у тех кто занимается игровыми командными видами спорта.
Спортсменам единоборцам присуща высокая мотивация на процесс занятий спортом а именно стремление к самосовершенствованию в данном виде деятельности они имеют большее понимание цели занятий спортом чем спортсмены-игровики. В циклических видах спорта оказывается более выраженной внешняя положительная мотивация долженствования.
Мотивация представителей циклических видов спорта имеет свои от-личия и по сравнению со спортсменами занимающимися художественными видами стремление развивать и совершенствовать себя в спортивной деятельности и получать удовольствие от самого процесса тренировок и соревнований более присуще представителям художественных видов спорта. Это различие проявляется наиболее ярко.
Проанализировав исследования отечественных специалистов зани-мающихся вопросами мотивации к спортивной деятельности[14 17 24 25] можно сделать следующие выводы
1. Зачастую дети по собственному желанию заканчивают заниматься спортом в группах начальной подготовки.
2. Основными мотивами занятий спортом помимо интереса к самому виду спорта у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются
• общение с товарищами
• положительное отношение к тренеру
• внетренировочные факторы разнообразие досуговой деятельности.
3. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки и снижения «отсева» занимающихся тренеру необходимо
• повышать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочных занятий актуализировать положительные эмоции у юных спортсменов
• активизировать досуговую деятельность
• заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе
• создание условий при которых дети испытывали бы гордость за причастность к порученной работе личную ответственность за ее результаты
• заботиться о положительном отношении воспитанников к тренеру.
1.5. Заключение по главе
Развитие детей младшего школьного возраста характеризуется уско-ренными процессами психического развития и морфофункциональными преобразования во всех органах и системах создающими благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы за счет функционирования аэробного источника энергии.
Триатлон как особый комплексный вид спорта который сочетает в себе плавание велогонку и бег позволяет не только развивать все группы мышц и психические процессы в ходе двигательной деятельности но и вос-питывать дисциплинированность целеустремленность смелость формируя волю к победе которая требует проявление трудолюбия и приложения многих усилий.
В настоящее время в 25 регионах России триатлоном занимается лишь около 5000 человек из которых более 2000 составляют учащиеся 30 отделений триатлона в ДЮСШ и СДЮШОР. Программа подготовки триатлонистов регулируется Федеральным стандартом [3] согласно которому в группах начальной подготовки рекомендуется проводить 312 учебных часов в год из них ОФП должно занимать 25 – 40 в год СФП 35 – 50. Согласно стандарту подготовка должна включать плавательный сегмент 30 – 40 и беговой сегмент 5 – 10 а также техническую 18 – 22 тактическую теоретическую и психологическую подготовки 3 – 5.
Психологическая подготовка триатлониста направлена на развитие способностей спортсмена контролировать свои чувства и переживания на формирование умения отвлекаться от всех посторонних раздражителей и быть готовым к борьбе с более сильными соперниками. Эти знания умения и навыки обеспечивают эффективную реализацию его технических тактических и функциональных возможностей а также способствуют достижению более высокой работоспособности в тренировке и повышению результатов в соревнованиях.
В спортивной психологии среди разнообразия причин детерминирующих активность человека особое место занимают потребности и мотивы поведения и деятельности. Они выступают не только в роли факторов побуждающих и определяющих поведение и деятельность спортсменов но и в роли резервных возможностей которые позволяют усиливать или ослаблять деятельность повышать или снижать работоспособность тормозить или стимулировать энергетический потенциал соревнующегося спортсмена или спортивной команды в целом.
Как показывает анализ литературных источников на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы. Для осуществления любой продолжительной деятельности необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишком сильна увеличивается уровень активности и напряжения вследствие чего эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции напряжение волнение стресс и т. п. что приводит к ухудшению деятельности.
Основными мотивами занятий спортом помимо интереса к самому виду спорта у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются общение с товарищами положительное отношение к тренеру внетренировочные факторы разнообразие досуговой деятельности. Большинство детей заканчивают заниматься спортом на этапе начальной подготовки по собственному желанию причины этому — неудовлетворение их потребностей на основе которых формируется мотивация.
В связи с указанным выше возникает проблема исследования мотивации детей к занятиям триатлоном с целью содействия его популяризации и уменьшению процента отсева школьников на начальном этапе учебно-тренировочного процесса.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
• изучение и анализ литературных источников
• интервьюирование
• математико-статистические методы исследования.
Анализ литературных источников. Было изучено 42 литературных источника 20 – по теории методике и психологии физического воспитания и спорта 6 – по анатомо-физиологическим особенностям детей школьного возраста 8 научных статей по вопросам мотивации детей 8 программных документов.
Интервьюирование. Для проведения интервьюирования были подготовлены два бланка интервью первый – «Спорт в жизни человека» содержал блок вопросов и модели ответов касающиеся мнения младших школьников о причинах согласно которым люди начинают заниматься спортом второй – «Триатлон в моей жизни» состоял из вопросов направленных на выяснение мотивов младших школьников к занятиям триатлоном. Оба бланка интервью оформлены согласно общепринятым требованиям предъявляемым к опросникам данного типа [20] и представлены в Приложении 2.
В интервьюировании участвовали дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет занимающиеся триатлоном в ДЮСШ «Акватикс» города Москвы среди опрошенных детей 11 девочек и 49 мальчиков всего – 60 школьников из них 44 ребенка занимаются в группах начальной подготовки а 16 человек занимаются в учебно-тренировочных группах. Основной целью интервьюирования было выявление причин влияющих на мотивацию детей младшего школьного возраста к занятиям триатлоном.
Математико-статистические методы исследования. Полученные в результате интервью данные были обработаны методами математической статистики с помощью компьютерной программы Microsoft Excel с вычислением процентных долей.
2.2. Организация исследования
I этап сентябрь – ноябрь 2014 года – изучение научно-методической литературы по теме исследования определение актуальности цели и задач формулировка гипотезы определение объекта и предмета исследования предполагаемой практической значимости составление бланков интервью см. Приложение 2.
II этап ноябрь 2014 – февраль 2015 года – проведение интервьюирования у юных триатлонистов ДЮСШ «Акватикс» обработка полученных данных подготовка презентаций по триатлону для проведения агитационной работы среди младших школьников подготовка отчета по I и II этапам исследования.
III этап февраль – апрель 2015 года – проведение встреч и демонст-рация презентаций по триатлону младшим школьникам в общеобразовательных школах города Москвы ГБОУ Гимназия 1506 ГБОУ Школа 283 ГБОУ Школа 967 ГБОУ Школа 951 с целью популяризации данного вида спорта. Внедрение в практику работы ДЮСШ «Акватикс» образовательных проектов для мотивации младших школьников к занятиям триатлоном оформление акта внедрения см. Приложение 1.
IV этап апрель – июнь 2015 года – обобщение полученных результатов исследования оформление дипломной работы подготовка презентации.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью исследования мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям циклическим видом спорта в частности триатлоном были разработаны вопросы для проведения интервью см. Приложение 2. В интервью приняли участие дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет занимающиеся триатлоном в ДЮСШ «Акватикс» среди опрошенных детей 11 девочек и 49 мальчиков из них занимаются в ГНП – 44 ребенка а в УТГ – 16 всего – 60 школьников.
При исследовании мотивации Е.П. Ильин [9] выделяет три группы мотивов физиологические биологические психологические и социальные и источники мотивации которые в свою очередь могут быть внешними поощрения награды и внутренними потребность в признании самоутверждении. Основываясь на рекомендациях Е.П. Ильина при разработке бланка интервью нами были выделены следующие мотивы
• биологический мотив – мотив физического самоутверждения
• психологические мотивы – мотив эмоционального удовлетворения мотив подражания материальный и коммуникативный мотивы
• социальный мотив – мотив социального самоутверждения доступ-ность.
3.1. Результаты опроса юных триатлонистов о месте спорта в жизни человека
Для выявления осознания юными триатлонистами места и значения спортивной деятельности в жизни людей нами был проведен опрос детей младшего школьного возраста по бланку интервью «Спорт в жизни человека» см. Приложение 2. Полученные нами данные представлены на рис. 1.
Согласно результатам проведенного исследования 633 опрошенных триатлонистов занимаются спортом не более двух лет 350 только начинают заниматься и 283 занимается около двух лет. Только около трети детей занимается спортом три года и более 217 три года и 150 более трех лет.
Рисунок 1. Общий спортивный стаж младших школьников приступивших к занятиям триатлоном
Из всех опрошенных школьников 734 не занимались никаким дру-гим видом спорта кроме триатлона. Среди видов спорта которыми уже успели позаниматься школьники можно отметить плавание 133 опрошенных легкую атлетику 116 и велосипедный и лыжный спорт по 67 т.е. такие же циклические виды спорта как и триатлон. Подробно данные приведены в сводной аналитической таблице представленной в Приложении 3.
В результате опроса мы выявили что более половины опрошенных детей 550 принимает участие в спортивных соревнованиях не менее одного раза в месяц 340 участвует 2 – 3 раза в год. Такая высокая частота участия может свидетельствовать о том что дети хотят проявить и показать себя на соревнованиях чтобы выполнить спортивные разряды получить кубок или медаль рис. 2.
Рисунок 2. Частота участия младших школьников в спортивных соревнованиях
По рекомендациям Степановой О.Н. [30] нами были выделены сле-дующие мотивы
• мотив физического самоутверждения – «чтобы улучшить здоровье» «чтобы улучшить свою фигуру»
• мотив эмоционального удовлетворения – «чтобы снять усталость «разрядиться» «чтобы получать яркие впечатления и эмоции»
• материальный мотив – «чтобы зарабатывать деньги»
• мотив социального самоутверждения – «чтобы принимать участие в соревнованиях» «чтобы быть увереннее в себе» «чтобы быть популярным знаменитым».
Преобладающими мотивами занятия спортом по мнению всех опро-шенных детей является укрепление здоровья 683 и улучшение фигуры 583 что по нашему мнению связанно с пропагандой в стране здорового образа жизни. На улучшение материального положения указали 483 что на наш взгляд связанно с развитием профессионального спорта в стране и информацией получаемой школьниками из различных СМИ. Кроме того респонденты отметили что люди занимаются спортом для самоутверждения 334 с целью стать знаменитыми 317 и участвовать в соревнованиях 283 рис. 3.
Рисунок 3. Мнение школьников о причинах согласно которым люди начинают заниматься спортом вне зависимости от их индивидуального спортивного стажа
Однако при сравнении ответов начинающих триатлонистов из ГНП и юных спортсменов УТГ на тот же самый вопрос выявлено значительное различие во мнениях. Так школьники занимающиеся в ГНП прежде всего отмечают мотив физического самоутверждения желание улучшить здоровье 591 и улучшить фигуру 591. Это на наш взгляд свидетельствует о том что уже в начале своей спортивной карьеры школьники понимают какую важную роль спорт играет в жизни каждого человека. На второе место они ставят потребность в улучшении материального состояния – 523. Остальные мотивы набрали менее трети голосов опрошенных.
Что касается мнения школьников занимающихся в УТГ то большин-ство из них отдают приоритет мотиву физического самоутверждения желание укрепить здоровье отмечает 938 и улучшить фигуру 563 опрошенных. Это показывает что с увеличением спортивного стажа дети на собственном опыте ощущают положительное влияние спорта на здоровье и считают что и остальным людям спорт помогает поддерживать собственное здоровье. На второе место школьники ставят мотив эмоционального удовлетворения выделяя потребность в снятии усталости «разрядке» 500 и желание испытать яркие эмоции 438 при этом большое значение отводят мотиву социального самоутверждения а именно желанию самоутвердиться 625. Можно предположить что мнение школьников о важности спорта как средства самоутверждения человека формируется в частности вследствие пропаганды Паралимпийских игр где люди с ограниченными возможно-стями реализуют себя через занятия спортом рис. 4.
Представленные данные показывают что с увеличением спортивного стажа детей изменяются и их представления о мотивации к занятиям спортом в целом. Примечательно что мотив физического самоутверждения занимает лидирующую позицию в обеих группах не зависимо от возраста и спортивной подготовленности детей. Это свидетельствует о понимании важности и необходимости занятий спортом для поддержания хорошего физического состояния.
Рисунок 4. Мнение школьников о причинах согласно которым люди начинают заниматься спортом в зависимости от их продолжительности занятия триатлоном
Мнение юных спортсменов относительно потребности в улучшении материального положения как мотива занятия спортом заслуживает отдельного рассмотрения. Школьники только начинающие заниматься триатлоном а скорее всего и спортом в целом еще не имеют достаточного представления о количестве усилий которые необходимо приложить чтобы достичь успеха в спортивной деятельности и получить большие гонорары. Юные спортсмены УТГ осознают что далеко не все занимаются спортом ради денег для многих это способ получения удовольствия и самореализации.
3.2. Определение доминирующих мотивов младших школьников к занятиям триатлоном
С целью выявления основных мотивов по которым дети младшего школьного возраста приходят в триатлон продолжают заниматься этим видом спорта или заканчивают тренировки и последующего использования полученных данных для коррекции учебно-тренировочного процесса и пропаганды триатлона среди младших школьников мы провели интервьюирование «Триатлон в моей жизни» см. Приложение 2.
На основании данных интервью было выявлено что 734 опрошен-ных ранее не занимались никаким другим видом спорта кроме триатлона а 266 пришли в триатлон из другого вида спорта. Среди основных причин ухода из другого вида спорта и прихода в триатлон были отмечены такие как желание родителей 183 уход друзей из того вида спорта 167 потеря интереса 150 и плохой тренер 117. Подробно данные приведены в сводной аналитической таблице представленной в Приложении 3.
Среди основных умений имевшихся у младших школьников до начала занятий триатлоном абсолютное большинство детей отметило умение бегать 966 а также умение кататься на велосипеде 800. А вот умением плавать по их собственному мнению обладали 650 опрошенных. Мы предположили что те 350 детей которые по их мнению не могли плавать пришли в триатлон чтобы приобрести это умение что в дальнейшем подтвердилось при беседе с детьми и их родителями рис. 5.
Рисунок 5. Оценка школьниками начального уровня собственных двигательных умений необходимых для триатлониста
Для анализа мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям циклическими видами спорта на примере триатлона были выделены следующие мотивы
• мотив физического самоутверждения – «чтобы больше двигаться так как я получаю от этого удовольствие» «чтобы улучшить здоровье повысить физическую подготовленность»
• коммуникативный мотив – «чтобы быть в кругу друзей или завести новые знакомства» «чтобы участвовать в спортивной жизни»
• мотив эмоционального удовлетворения – «чтобы снять усталость «разрядиться» «чтобы получить яркие впечатления и эмоции»
• мотив социального самоутверждения – «чтобы принимать участие в соревнованиях» «хочу стать чемпионом чемпионкой» «чтобы быть уве-реннее в себе»
• мотив подражания – «потому что так хотят родители» «нравится тренер» «сказал преподаватель по физической культуре» «увидела соревнования по триатлону»
• доступность – «место тренировок находится недалеко от дома».
Что касается личной мотивации детей к занятию триатлоном то большинство опрошенных школьников независимо от спортивного стажа выделяют желание улучшить свое здоровье 717 как решающий фактор. Мотив социального самоутверждения также занимает одно из важнейших мест в структуре мотивации юных триатлонистов 567 опрошенных хотят стать чемпионами а 467 высказывают желание принимать участие в соревнованиях. Можно предположить что занятия спортом помогают детям самореализоваться. Также стоит отметить коммуникативный мотив то есть желание быть в кругу друзей 467 и участвовать в спортивной жизни 350 рис. 6.
Рисунок 6. Мотивы младших школьников к занятиям триатлоном не-зависимо от их стажа занятий
У детей только начинающих заниматься триатлоном ГНП ярко выражен мотив физического самоутверждения 682 отмечают желание улучшить здоровье и 409 – желание больше двигаться. Это на наш взгляд свидетельствует о том что уже в начале своей карьеры спортсмена школьники задумываются о развитии физических качеств. Второе место занимает мотив подражания а именно занятия спортом по желанию родителей 568 интерес к спорту после увиденных соревнований 318 симпатия к тренеру 227. Вследствие психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста при освоении чего-то нового дети стремятся найти себе кумира в качестве которого могут выступать как родители так и спортсмены тренер. На третьем месте находится коммуникативный мотив то есть желание общаться с друзьями или же завести новые знакомства 500 а также желание участвовать в спортивной жизни 205. Такое распределение ответов не является неожиданным так как в возрасте 7 – 8 лет большинство детей стремится расширить степень своего взаимодействия с обществом увеличить круг своего общения в частности за счет внеклассной дея-тельности.
У школьников занимающихся в УТГ наблюдается смещение акцентов мотивации. На первое место в их структуре мотивации выходит мотив социального самоутверждения желание добиться успеха и стать чемпионом 875 принимать участие в соревнованиях 750 и возможность стать увереннее в себе 500. Мы предполагаем что такое смещение происходит из-за того что дети уже неоднократно принимали участие в соревнованиях и успели ощутить чувство собственного превосходства которое определяет для каждого из них оптимальный путь физического самосовершенствования.
Второе место занимает мотив физического самоутверждения то есть желание улучшить здоровье 813 и потребность в движении 313. На третьем месте находится мотив эмоционального удовлетворения возможность получения ярких эмоций впечатлений 625 и возможность снять усталость 438. Это происходит потому что за несколько лет занятий триатлоном у детей вырабатываются определенные навыки которые позволяют им впоследствии получать удовольствие от самого учебно-тренировочного процесса а не только стараться овладеть большинством элементов техники.
Кроме того выявлено что одно из ведущих мест в структуре мотивации юных спортсменов УТГ занимает мотив симпатии к тренеру – 620 у детей занимающихся в ГНП – 220. Мы предполагаем что это происходит из-за того что школьники начинают воспринимать тренера не только с профессиональной точки зрения но и с личной то есть к социальной роли педагога добавляется еще и роль духовного наставника рис. 7.
Рисунок 7. Изменение мотивов к занятиям триатлоном у младших школьников в зависимости от их спортивного стажа
Среди детей только начинающих заниматься триатлоном ГНП 455 не могут с уверенностью ответить собираются они или нет в дальнейшем продолжать свои занятия данным видом спорта. Однако среди школьников занимающихся в УТГ 813 уверены что будут продолжать свою карьеру триатлониста что является положительным фактом и свидетельствует о том что с увеличением уровня физической подготовленности школьников увеличивается и их мотивированность к дальнейшему саморазвитию.
Отказ от занятий триатлоном школьники мотивируют удаленностью базы неудобством времени тренировок формированием интереса к другому виду физической активности разочарованием в данном виде спорта возможно вследствие отсутствия предрасположенности к триатлону рис. 8.
Рисунок 8. Изменение намерений к продолжению занятий триатлоном у младших школьников в ходе учебно-тренировочного процесса
Нас заинтересовала проблема отказа от продолжения занятий триатлоном 117 а именно – процент детей не пожелавших заниматься из-за разочарования в данном виде спорта что составило 429 от числа решивших не продолжать тренировки.
Из бесед с детьми и родителями мы выяснили что основными причи-нами разочарования школьников как ГНП так и УТГ явились усталость после тренировки 333 дети рассчитывали на игры и развлечения а не на тренировочный процесс требующий трудолюбия упорства отдачи сил и желание заниматься чем-то одним – ездой на велосипеде 333 или плаванием 333. Исходя из полученной информации на наш взгляд будет целесообразным предложить вариативность посещения тренировок например создав группы с 2-х и 3-х разовыми тренировками в неделю общей продолжительностью тренировки не 90 а 60 минут сместить акценты и в средствах тренировок наряду с классическими группами триатлонистов организовать группы с доминированием велоподготовки или плавания включать в занятия с детьми ГНП больше игрового материала.
На основании данных полученных в результате опроса для привлечения детей на занятия триатлоном и сохранения контингента занимающихся были подготовлены и внедрены в работу ДЮСШ «Акватикс» агитационно-пропагандистские материалы беседы с презентациями по триатлону на темы «Триатлон – спорт железных людей» «История возникновения триатлона» «Триатлон как олимпийский вид спорта» «Развитие физических качеств средствами триатлона» см. Приложение 1 4 а также сформулированы рекомендации для тренеров по обеспечению учебно-тренировочного процесса в работе с юными триатлонистами в ГНП и УТГ. С целью популяризации триатлона было проведено 8 встреч с младшими школьниками в общеобразова-тельных школах ГБОУ Гимназия 1506 ГБОУ Школа 283 ГБОУ Школа 967 ГБОУ Школа 951 города Москвы.
Изменения в учебно-тренировочном процессе юных триатлонистов ДЮСШ «Акватикс» согласно нашим рекомендациям посещение школ и проведение в них пропагандистской деятельности позволили к весне 2015 года увеличить набор на 158 по сравнению с тем же периодом 2014 года и уменьшить отсев занимающихся в 20132014 учебном году он составил 320 в 20142015 учебном году – 224.
3.3. Заключение по главе
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. Питер 2009. 512 с.
10. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2000. 486 с.
11. Ильин Е.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Сост. и общая редакция И.П. Волкова. СПб. Питер 2002. 384 с.
12. Ильина Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры автореф. дис. … канд. псих. наук. Спб. 1998. 24 с.
13. Кораблина Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. СПб. 1994. 40 с.
14. Коробейникова Ю.В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста Вестник БФУ им. И. Канта. 2012. 11. С. 150-156.
15. Коц Я.М. Спортивная физиология учебник для институтов физической культуры. М. Физкультура и спорт 1998. 200 с.
16. Краткий психологический словарь Под общ. ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд. расш. испр. и доп. Ростов-на-Дону Феникс 1999. 505 с.
17. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. 2. C. 84-89.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Смысл Академия 2005. 352 с.
19. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб. Евразия 1999. 478 с.
20. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта учебник для вузов. М. Советский спорт 2013. 280 c.
21. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности Психологические основы педагогической деятельности материалы 30-й научной конференции под ред. А.Н. Николаева Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. 2003. Вып. 7. С. 55-58.
22. Оздоровительное лечебное и адаптивное плавание учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений Н.Ж. Булгакова С.Н. Морозов О.И. Попов и др. Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М. Академия 2005. 432 с.
23. Пенькова И.В. Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания учебное методическое пособие. Тюмень Вектор БУК 2000. 40 с.
24. Польшина Г.И. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. 3. С. 294-299.
25. Попов А.Л. Спортивная психология учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. Московский психолого-социальный институт Флинта 1999. 152 с.
26. Психология спорта монография А.Н. Веракса [и др.]. М. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 2011. 424 c.
27. Пуни А.Ц. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях Спортивная психология в трудах отечественных специалистов сост. и общ. ред. И.П. Волкова. СПб. Питер 2002. С. 219-231.
28. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта учебник для вузов физкультурного профиля. М. Академический проект 2004. 576 с.
29. Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд. стереотип. М. Академия 2002. 448 с.
30. Степанова О.Н. Методы сбора и обработки маркетинговой информации в физической культуре и спорте учебное пособие. М. Прометей Московский педагогический государственный университет 2011. 240 c.
31. Сысоев И.В. Триатлон. Олимпийская дистанция И. Сысоев О. Кулиненков. М. Манн Иванов и Фербер 2012. 304с.
32. Фрил Д. Библия триатлета пер. с англ. Павла Миронова. 2-е изд. М. Манн Иванов и Фербер 2014. 496с.
33. Чумаков Б.Н. Возрастная анатомия и физиология учебно-методическое пособие Департамент образования г. Москвы Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования г. Москвы Московский гор. пед. ун-т ГБОУ ВПО МГПУ Пед. ин-т физ. культуры. М. МГПУ 2012. Ч. 1
34. Чумаков Б.Н. Возрастная анатомия и физиология учебно-методическое пособие Департамент образования г. Москвы Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования г. Москвы Московский гор. пед. ун-т ГБОУ ВПО МГПУ Пед. ин-т физ. культуры. М. МГПУ 2013. Ч. 2
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЯ