Физика ЮУрГУ С.Ю. Гуревич, Ю.В. Петров, Д.Г. Клещёв, Е.В. Голубев

Физика — решенные задачи ЮУрГУ

Общая физика: рабочая программа и контрольные задания для студентов заочного инженерно-экономического факультета / С.Ю. Гуревич, Г951 Ю.В. Петров, Д.Г. Клещёв, Е.В. Голубев – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 112 с.

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Вариант №0 Задачи 110, 120, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 190

Вариант № 6 Задачи 106, 116, 126, 136, 146, 156, 166 (8311)

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Вариант №0 Задачи 210, 220, 230, 240, 250, 260, 270, 280, 290

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

Вариант № 6 Задачи 306, 316, 326, 336, 346, 356, 366 (8172)

Вариант № 7 Задачи 307, 317, 327, 337, 347, 357, 367 (8324)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

Вариант № 6 Задачи 406, 416, 426, 436, 446, 456, 466 (8236)

Вариант № 7 Задачи 407, 417, 427, 437, 447, 457, 467 (8325)

 

Пособие соответствует Государственному образовательному стандарту профессионального высшего образования ЕН.Ф.03. Содержит контрольные задания по разделам курса физики для студентов-заочников инженерно-технических специальностей, библиографический список и методические указания по изучению теории и решению задач. Перед каждым тематическим блоком контрольных заданий приводятся рабочая программа и примеры решения типовых задач с подробными объяснениями, что особенно может быть полезно студентам-заочникам.

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Общая физика» является составной частью фундаментальной физико-математической подготовки, необходимой для успешной работы инженера любого профиля. Дипломированный специалист в результате усвоения этой дисциплины должен:

знать

— основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой механики, статистической физики и термодинамики;

— методы теоретического и экспериментального исследования физики;

уметь использовать и применять

— физические законы в прикладных задачах будущей специальности;

— достижения физики в практической деятельности;

овладеть

— методами физического исследования.

Для удобства студентов рабочая программа представлена в виде фрагментов, приведенных перед каждым тематическим блоком контрольных заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРИИ КУРСА И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

На заочном инженерно-экономическом факультете ЮУрГУ курс общей физики для студентов специальностей А и АХ, ДВС, А и Т, ОП, ГМ и ГПА, ПГС, ТГС и В изучается в течение двух семестров. Учебная работа студента-заочника складывается из следующих основных элементов: проработка установочных и обзорных лекций, самостоятельное изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, решение задач, выполнение лабораторных работ и контрольных заданий.

В первом семестре изучаются теоретические разделы курса: физические основы механики, механические колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электростатика, законы постоянного электрического тока. Выполняются первое и второе контрольные задания по решению задач и пять лабораторных работ. В конце семестра студентзаочник должен получить зачет (допуск) и сдать экзамен.

Во втором семестре изучаются теоретические разделы курса: магнитное поле в вакууме, электромагнитные колебания, элементы квантовой физика. Выполняются третье и четвертое контрольные задания по решению задач и пять лабораторных работ. В конце семестра студент-заочник должен получить зачет (допуск) и сдать экзамен.

Поскольку основной формой обучения студента-заочника является самостоя­тельная работа по учебным материалам, то для обеспечения этой работы следует придерживаться следующих рекомендаций.

1. При изучении теоретического курса пользоваться каким-либо одним учебником или учебным пособием, чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами. Но если основное пособие не дает полного или ясного ответа на некоторые вопросы программы, необходимо обратиться к другим учебникам или пособиям.

2. При чтении учебника необходимо составлять конспект, в котором записываются законы и формулы, выражающие эти законы, определения физических величин и их наименование, сущность физических явлений и методов исследования и решения типовых задач.

3. Приступая к решению задач по какому либо разделу, необходимо ознакомиться по учебной литературе с конкретными физическими понятиями и соотношениями этого раздела. Внимательно прочитать условие задачи, обязательно (если это возможно) сделать рисунок, поясняющий сущность задачи. Указать основные законы и формулы, на которых базируется решение, и дать словесную формулировку этих законов. Объяснить буквенные обозначения физических величин в формулах. Если при решении применяется формула, полученная для частного случая, не выражающая какой-нибудь физический закон или не являющаяся определением какой-нибудь физической величины, то ее следует вывести.

4. Каждая задача, как правило, решается в общем виде (то есть в буквенных обозначениях) так, чтобы искомая величина выражалась через заданные величины. При таком способе решения вычисления промежуточных величин не производятся. Кроме того, ответ, полученный в общем, виде, позволяет судить в значительной степени о правильности самого решения (см. п. 5).

5. Подставить в правую часть полученной формулы вместо буквенных обозначений величин наименования их единиц измерения в системе СИ, произвести с ними необходимые действия и убедиться в том, что полученное наименование единицы измерения соответствует искомой величине. Тем самым подтверждается правильность выведенной конечной формулы.

6. Подставить в рабочую формулу числовые значения величин, выраженных в системе «СИ». Произвести расчет, руководствуясь правилами приближенного вычисления, записать в ответе числовое значение и сокращенное обозначение наименования единицы измерения искомой величины.

7. При подстановке в рабочую формулу, а также при записи ответа числовые значения величин записывать как произведение десятичной дроби с одной знача­щей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Например, вместо 3520 надо записать 3,52 10 , вместо 0,00129 надо записать 1,29 10 и т.д.

8. Получив числовой ответ, оцените, где это целесообразно, его правдоподобность. В ряде случаев такая оценка помогает обнаружить ошибочность полученного результата. Например, коэффициент полезного действия тепловой машины не может быть больше единицы, электрический заряд не может быть меньше элементарного заряда е = 1,69 1019 Кл, скорость тела не может быть больше скорости света в вакууме u = 3 10 м/с и так далее.

Следует заметить, что умение решать физические задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. Чтобы подготовиться к выполнению контрольного задания, следует после изучения очередного раздела учебника внимательно разобрать помещенные в нем примеры решения типовых задач, а также ряд задач из задачников по общей физики

Лабораторные работы проводятся во время экзаменационно-лабораторных сессий. Цель лабораторного практикума — не только изучить те или иные физические явления, убедиться в правильности теоретических выводов, приобрести соответствующие навыки в обращении с физическими приборами, научиться обрабатывать, анализировать и оценивать погрешности результатов экспериментальных измерений, но и более глубоко овладеть теоретическим материалом.

На экзаменах и зачетах в первую очередь выясняется усвоение основных теоретических положений программы и умение применять полученные знания к решению практических задач. Физическая сущность явлений, законов, процессов должна излагаться четко и достаточно подробно. Только при выполнении этих условий знания по курсу физики могут быть признаны удовлетворительными.

УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Каждое контрольное задание выполняется в отдельной тетради синими чернилами собственноручно. На обложку тетради приклеивается бланк, где указывается фамилия и инициалы студента, его шифр, номер группы и номер контрольного задания. Вариант задания должен совпадать с последней цифрой шифра.

2. Условия задач в задании переписываются полностью без сокращений. Решение задач оформляется в соответствии с рекомендациями из методических указаний и примерами решения задач, приведенных в данном пособии перед каждой темой. После решения каждой задачи на страницах тетради оставляется место для замечаний преподавателя.

3. Если при рецензировании контрольное задание не зачтено, студент должен в этой же тетради провести работу над ошибками и представить ее на повторную рецензию.

4. Зачтенные контрольные задания предъявляются экзаменатору. Студент должен быть готов во время экзамена дать пояснения по существу решения задач, входящих в его контрольное задание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Примерная программа дисциплины «Физика» для направлений: 550000 — Технические науки, 540500 — Технологическое образование. — Изд. официальное М.: 2000. — 34 с.

2. Трофимова, Т.И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов / Т.И. Трофимова. — 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 560 с.

3. Детлаф, А.А. Курс физики: Учеб. пособие для вузов / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. — М.: Академия, 2009. — 720 с.

4. Гуревич, С.Ю. Физика: Учебное пособие для самостоятельной работы сту­дентов / С.Ю. Гуревич, Е.Л. Шахин — 3-е изд., испр. и дополн. — Челябинск: Изд- во ЮУрГУ, 2002. — Ч. I. — 125 с., Ч.11. — 192 с.

5. Трофимова, Т.И. Сборник задач по курсу физики с решениями: Учеб. посо­бие для вузов / Т.И. Трофимова. — М.: Высш. шк., 2008. — 591 с.

6. Чертов, А.Г. Задачник по физике: Учеб. пособие для втузов / А.Г. Чертов,

A. А. Воробьев. — 8-е изд., испр. — М.: Физматлит, 2007. — 640 с.

7. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики /

B. С. Волькенштейн. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Книжный мир, 2008. — 328 с.

8. Фирганг, Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики / Е.В. Фирганг. — М.: Лань, 2008. — 352 с.

9. Волегов, Ю.В. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика: Учеб. по­собие по выполнению лабораторных работ / Ю.В. Волегов, С.Ю. Гуревич, Е.Л. Шахин; под ред. С.Ю. Гуревича. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 86 с.

10. Петров, Ю .В. Электромагнетизм: Учеб. пособие для выполнения лабора­торных работ по курсу «Общая физика» / Ю.В. Петров, А.А. Шульгинов; под ред. Ю.В. Петрова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 76 с.

11. Максутов, И. А. Оптика и ядерная физика: Учеб. пособие для выполнения лабораторных работ / И. А. Максутов, Л.Н. Матюшина, Л. А. Мишина и др.; под ред. В.Ф. Подзерко. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 45 с.

12. Топольский, В.Г. Механика: Учеб. пособие по решению задач по физике / B.Г. Топольский, Н.Н. Топольская. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 57 с.

13. Топольская, Н.Н. Термодинамика. Молекулярная физика: Учеб. пособие по решению задач по физике / Н.Н. Топольская, В.Г. Топольский. — Челябинск: Изд- во ЮУрГУ, 2002. — 60 с.

14. Гуревич, С.Ю. Электромагнетизм. Оптика. Строение атома и атомного ядра: учеб. пособие к выполнению контрольных работ для студентов-заочников /C. Ю. Гуревич, Е.Л. Шахин, А.В. Шушарин. — Челябинск: ЮУрГУ, 1998. — 79 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *