Содержание
Введение 4
Глава I. Методические основы формирования профессиональной компетентности деятельности хореографа 6
1.1. Сущность и содержание профессии хореографа детского танцевального коллектива 6
1.2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа 8
Выводы к 1 главе 13
Глава II. Функции и значение педагогической техники хореографа в управлении детским танцевальным коллективом 14
2.1. Методы принципы и приемы обучения и воспитания детского танцевального коллектива 14
2.2. Педагогическая техника как универсальный компонент профессиональной компетентности педагога 20
Выводы ко 2 главе 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Advertisement
Узнайте стоимость Online
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Прикрепить файл
Рассчитать стоимость

Работа № 3978. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Актуальность работы. Требования которые предъявляет современное общество к специалистам с высшим образованием в области хореографического искусства в последние годы существенно повысились. Хореография представленная сегодня многообразием форм направлений и стилей в своей эволюции постоянно ведет поиск новых выразительных средств совершенствуя свой образный язык и испытывая свои возможности в необычных сферах. Условия современного информационного общества характеризующегося кардинальным изменением количественных и качественных параметров тотальной коммуникации в свою очередь серьезно влияют на существование искусства хореографии.
Трансформация системы художественного образования практической деятельности в области хореографического искусства вызывает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов данного профиля ориентированных не только на овладение определенными профессиональными умениями и навыками но и на формирование свойств и качеств личности педагога-хореографа необходимых для выполнения будущей профессиональной деятельности и полноценной самореализации в социокультурной сфере. Исходная парадигма образовательной деятельности сегодня состоит в ориентации на продуктивную опережающе-развивающую инновационную систему обучения. Под инновациями в образовательной сфере понимаются новшества целью которых является усовершенствование существующей педагогической практики.
Для достижения этой цели при подготовке педагогов-хореографов российские учебные заведения перешли на инновационные модели и технологии обучения. Сегодня важное место занимает компетентностный подход который характеризуется смещением акцентов в преподавании на активную самостоятельную образовательную деятельность студентов и переориентацию процесса обучения на параметры профессиональных компетенций понимаемых как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела. Методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы а также самооценивать результаты своей деятельности.
Профессиональные компетенции которыми в результате должен обладать специалист-хореограф включают знания и умения по постановке творческих задач способность решать организационные творческие вопросы и обеспечивать их выполнение в выбранной сфере профессиональной деятельности. Хореограф должен владеть профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности постановочной и репетиционной исполнительской педагогической организационно-руководящей и исследовательской. Все вышеперечисленные факторы определяют успешность достижения творческих задач поставленных перед коллективом и подтверждают актуальность выбранной темы.
Объект исследования профессиональные компетенции педагога-хореографа.
Предмет исследования особенности профессиональных компетенций хореографа детского танцевального коллектива.
Цель работы рассмотреть особенности профессиональной компе-тентности преподавателя хореографии детского танцевального коллектива.
Задачи которые необходимо выполнить
• рассмотреть сущность и содержание профессии хореографа детского танцевального коллектива
• проанализировать формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа
• изучить методы принципы и приемы обучения и воспитания детского танцевального коллектива
• рассмотреть педагогическую технику как универсальный компонент профессиональной компетентности педагога.

Глава I. Методические основы формирования профессиональной компетентности деятельности хореографа
1.1. Сущность и содержание профессии хореографа детского танцевального коллектива
Хореограф – это специалист в области хореографии. Профессия хореограф – достаточно широкое понятие это может быть и танцор в составе танцевального коллектива и постановщик танцев и балетмейстер постановщик балетных спектаклей [3 с. 25].
Профессия хореографа пользуется высоким спросом. Это могут быть ансамбли народного танца студии бальных танцев студиях эстрадных танцев а также студиях классической хореографии. Профессиональный хореограф соединяет в своей работе функции педагога репетитора и балетмейстера. Хореограф проводит занятия обучает учеников основам хореографии демонстрирует движения способствует наращиванию техники и увеличению умений. Хореограф создает художественный замысел композицию и рисунок танца. В его обязанности входит также подбор музыки и костюмов. Человек выбравший для себя профессию хореографа должен обладать великолепной физической формой и хорошей подготовкой в области хореографии [4].
Профессия хореографа сопряжена с большими эмоциональными и каждодневными физическими нагрузками. Чтобы добиться успеха в столь сложной профессии необходимо обладать целым рядом качеств.
Помимо природной артистичности наличия художественного вкуса общительности доброжелательности и высокой энергичности необходимы также такие качества как сила воли терпение и самоконтроль. Профессия хореографа накладывает на человека обязанность знать теорию и историю музыки сценографии и костюма. Профессиональный хореограф должен хорошо разбирается в вопросах педагогики физиологии психологии и анатомии. Хореограф должен быть эрудированным по широкому кругу вопросов.
Профессия хореографа – это та сфера которая требует постоянного обучения и повышения квалификации. Хореография – настолько широкая и обширная отрасль что изучать ее приходится всю жизнь [4].
Особую роль в формировании и развитии личности педагога ее от-дельных и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность ее основные регулятивные структуры системы ценностей потребности интересы цели уровень и характер самооценки умения навыки установки и т.д. тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.
Важной характеристикой будущих педагогов-хореографов является педагогическая установка а именно создание внутренней настроенности на осуществление педагогической деятельности. Л.Ф. Сельмидис выделены основные компоненты в структуре педагогической установки готовность к саморазвитию рефлексия достижение успеха [10 с. 55]. Чем выше сформирована установка на саморазвитие тем сильнее выражена направленность хореографов на педагогическую деятельность происходит формирование адекватной оценки человеком своих возможностей. Главной ценностью становится развитие потребности и возможности выйти за пределы изученного освоенного способность к самореализации творческого потенциала. По мнению Н.Г. Пешковой личность способная к саморазвитию достигает значительного успеха в деятельности которая служит для нее объектом самовыражения получает удовлетворение от своей жизни в том числе от профессиональной деятельности открыта переменам и новому жизненному опыту.
Выделим сущность видов профессиональной компетенции с учетом специфики деятельности хореографа
1. Специальная компетентность – это владение на оптимальном уровне методикой преподавания хореографических дисциплин методикой работы с творческим коллективом способность проектировать свое профессиональное развитие.
2. Социальная компетентность – это владение социальными знаниями которые выступают в качестве руководства к действию в профессиональной инновационной деятельности. Умелое использование приемов профессионального общения социальная ответственность за результаты педагогического труда.
3. Личностная компетентность – это владение приемами личностного самовыражения и позиционирования умение противостоять стрессовым ситуациям.
4. Индивидуальная компетентность – это владение приемами индиви-дуального самообразования и саморазвития готовность к профессиональному росту умение выстроить индивидуальную перспективу повышения профессионализма.
Помимо различный видов компетенций хореограф обладает индивидуальным стелем который формируется под влиянием различных факторов. В следующем пункте рассмотрим более подробно особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа.
1.2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа
Индивидуальный стиль педагогической деятельности ученые опреде-ляют как совокупность устойчивых способов деятельности и общения ха-рактеризующих индивидуальную манеру исполнения педагогической дея-тельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это соче-тание мотива деятельности выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса целей способов ее выполнения приемов оценки результатов деятельности [13].
Отмечая важность развития личности специалистов-хореогафов следует отметить что первоочередная задача совершенствования процесса профессиональной подготовки педагогов-хореографов заключается в формировании определенного интегративного свойства личности позволяющего успешно выполнять профессиональные задачи раскрывать творческий потенциал и авторскую индивидуальность в процессе их решения. Данное свойство определяется как индивидуальный стиль хореографа и представляет собой неповторимую своеобразную совокупность характерных черт и особенностей лексического и композиционного построения хореографического произведения присущих отдельному педагогу-хореографу балетмейстеру отличающих его творческие работы от других [1].
Обозначенное понятие существует в области хореографии наряду со стилем и манерой создания или исполнения танца что нередко приводит к путанице в процессе их восприятия. Отличия вышеперечисленных понятий заключаются в первую очередь в наличии различных компонентов входящих в их структуру. Так например манера составления хореографического произведения основывается в большей степени на поведенческом компоненте и оценивается как определенный способ создания или исполнения танца с особенностями и проявлениями присущими тому или иному автору или народу. Стиль создания хореографического произведения определяется как совокупность черт близость выразительных художественных приемов и средств обусловливающих собой единство какого-либо направления в хо-реографии — народный классический современный танец. Основу структуры стиля составляет креативный компонент [5].
Л. М. Андрощук сформулировала индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа как способ и результат самореализации педагога который проявляется в методике проведения занятий манере преподавания и общения [1]. Неповторимый индивидуальный стиль деятельности педагога своеобразный уникальный «почерк» профессиональной деятельности определяет манеру педагогических действий присущую каждому учителю. А.В. Фомкин выделил что результативность учебного процесса в значительной степени зависит от стиля отношений преподавателя к группе.
Индивидуальный стиль деятельности хореографа детского танцевального коллектива условно делят на личностные и профессиональные отношения. Профессиональные отношения — это те отношения которые организуются педагогом и направлены на достижение учебно-воспитательной цели.
Целью формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии является самоактуализированная творческая индивидуальность учителя танца который находится в гармонии с собой профессией с миром и чувствует себя счастливым в профессиональной деятельности выражая свою неповторимость личным «почерком» — индивидуальным стилем деятельности.
Л. М. Андрощук считает что структурными компонентами педагогической модели формирования индивидуального стиля деятельности учителя хореографии являются [1]
1. Творческий процесс создания модели идеала учителя хореографии.
2. Творческий процесс разработки стратегии профессионального роста на основе модели идеала профессионала и выбора ведущего стиля — хореографического взаимодействия общения обучения.
3. Творческий процесс профессионального роста в течение обучения основанный на самопознании и усвоении знаний умений и навыков.
4. Творческий процесс самоактуализации который включает само-идентификацию себя как профессионала самореализацию индивидуальности в профессии при наличии внутренней и внешней свободы при достижении уровня гармонии с «Я» с профессией с миром.
Творческий процесс создания модели идеала учителя хореографии является важным компонентом процесса формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии. В результате создания образа «Я — идеального» появляется цель — хореограф-профессионал к которой студент будет приближаться в годы обучения в университете. При удачном создании модели идеала значительно возрастает эффективность формирования индивидуального стиля деятельности так как происходит развитие личности от «Я – реального» до «Я — идеального» [5].
Структурным компонентом модели формирования индивидуального стиля деятельности педагога-хореографии творческий процесс разработки стратегии профессионального роста на основе модели идеала профессионала и выбора ведущего хореографического стиля стиля взаимодействия стиля общения стиля обучения.
Выбор ведущего хореографического стиля базируется на предыдущем хореографическом опыте. Опыт работы показывает что активные студенты работают в направлении нескольких хореографических стилей. Это позволяет им расширить спектр хореографической лексики и на определенном этапе формирования индивидуального стиля деятельности создать собственный неповторимый хореографический стиль. Примечательно что характеристика сформированности собственного индивидуального стиля деятельности и оценка уровня сформированности индивидуального стиля деятельности как будущих учителей хореографии преподавателем несколько отличаются [6 с. 111].
Наиболее ценными качествами являются следующие личностные качества преподавателя-хореографа справедливость отношение к ученику с пониманием тактичность любовь к детям строгость. И профессиональные — акцент на выразительность и артистизм знание классического танца требование чистоты исполнения танца побуждение к труду творческий подход к построению урока индивидуальный подход учет физических данных каждого.
Одним из показателей развития творческого потенциала обучающихся является преобладающий «внутренний» мотив направленный на приобретение знаний и умений побуждающие к действию творчеству.
Формирование установки на педагогическую деятельность протекает в результате прохождения нескольких этапов.
Первый этап. Для того чтобы произошло включение хореографов в педагогический процесс необходима их заинтересованность новыми способами работы. Этап связан с развитием познавательных интересов установкой на саморазвитие предполагает формирование у хореографов необходимых знаний о педагогической деятельности и включает решение следующих задач усиление мотивации выбора профессии активизация самостоятельности инициативности осознание социальной значимости и творческого потенциала педагогической профессии.
Второй этап направлен на овладение приемами умениями навыками педагогической деятельности. В основе данного этапа положены следующие теоретические предпосылки знания становятся установками если они осознаются как практически и лично значимые педагогическая установка формируется если человек активизирует педагогическую деятельность.
У хореографов должна сформироваться система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать в хореографическом коллективе [6 с. 112].
Особенность третьего этапа формирования установки на педагогиче-скую деятельность заключается в направленности педагога-хореографа на мотивацию достижения успеха хореографического коллектива под его управлением и решает следующие задачи самостоятельное овладение методами педагогической деятельности общения и поведения самооценка собственных результатов профессионального роста ориентация личности в профессиональных ценностях проектирование собственного профессионального развития.
Выводы к 1 главе
Профессиональный хореограф соединяет в своей работе функции педагога репетитора и балетмейстера. Хореограф проводит занятия обучает учеников основам хореографии демонстрирует движения способствует наращиванию техники и увеличению умений. Хореограф Выделяют следующие виды профессиональной компетенции хореографа специальная социальная личностная индивидуальная. Помимо различный видов компетенций хореограф обладает индивидуальным стелем который формируется под влиянием различных факторов. Индивидуальный стиль педагогической деятельности ученые определяют как совокупность устойчивых способов деятельности и общения характеризующих индивидуальную манеру исполнения педагогической деятельности.

Глава II. Функции и значение педагогической техники хореографа в управлении детским танцевальным коллективом
2.1. Методы принципы и приемы обучения и воспитания детского танцевального коллектива
Хореограф детского танцевального коллектива должен соответствовать следующим требованиям [6 с. 113]
1 знание танцевальных и методических основ хореографического ис-кусства
2 знание основ этики профессиональной деятельности психолого-педагогических характеристик разновозрастных групп участников
3 знание анатомии
4 владение музыкальной грамотой
5необходимый уровень общей культуры моральные и эстетические принципы.
Педагог-хореограф должен знать методы принципы и приемы обучения и воспитания.
Методы обучения – процесс взаимодействия между хореографом и учениками в результате которого происходит передача и усвоение знаний умений и навыков предусмотренных содержанием обучения [1].
Принципы обучения – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п. [5]
Приемы обучения и воспитания – кратковременное взаимодействие между хореографом и учениками направленное на передачу и усвоение конкретного знания умения навыка [1].
Обучение – это целенаправленный процесс который дает знания. Методы воспитания – целенаправленый процесс воздействия на человека. Руководитель-хореограф не может одинаково проводить занятия с детьми 5-ти лет и со взрослым коллективом. Как руководитель он д. всегда помнить и знать следующие требования к нему ставить перед участниками коллектива реально достижимые цели помнить что обучение и воспитание всегда неразрывно взаимосвязаны соблюдать педагогический такт формировать интерес учитывать психологические особенности участников относиться к каждому как к личности не унижая достоинства [9 с. 24].
Взаимоотношения руководителя и участников аналогичны взаимоот-ношениям учитель-ученик. Руководитель хореограф должен уметь организовывать занятия и репетиции делать набор в коллектив устраивать просмотры организовывать концерты как воспитатель – развивать индивидуальность участников организовывать взаимодействие участников искусством танца подготовить их к преодолению технических и творческих трудностей [9 с. 25].
Для участников необходима и важна помощь руководителя. Опираясь на его советы участники постепенно проходят путь от новичков в познании отдельных танцевальных движений до сложившихся хорошо подготовленных исполнителей цельных художественных композиций. У любого педагога существует своя организационно-педагогическая техника взаимодействия. Педагоги — хореографы знают что главной проблемой обучения танцу является передача от педагога к ученику точного мышечного ощущения разучиваемого движения. Руководителю важно научиться сопровождать показ движений ясными краткими пояснениями в доступной форме. И неверно поступают те кто показывает танцевальные движения не объясняя их значения не концентрируя внимания танцоров на определенных учебных задачах.
Руководитель должен следить за своей речью. Ученики пришли добровольно чтобы их заинтересовать руководителю нужно быть не только профессионалом в танце но и умным человеком гармонично развитым свободным от психологических зажимов страх перед коллективом психологическое равновесие.
Воспитывать творческих людей может только одаренный человек который интересен сам по себе и интересен для других. Это не просто знаток танца а прежде всего педагог психолог организатор творческого общения. Между руководителем и учениками всегда должен быть диалог [11].
Большое значение в коллективе имеет этика руководителя. Он должен в любых ситуациях проявлять уважительное отношение к своим воспитанникам. Обращаться уважительно благодарить в конце занятий знать своих воспитанников уважать личное мнение участников. И помните терпение главное качество педагога.
Для решения творческой задачи созданной преподавателем детского хореографического коллектива ему необходимо учитывать хореографиче-ские и возрастные способности детей. Таким образом работая с детьми следует учитывать что для младших школьников характерно слабое развитие мышц дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в прямом положении. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений [14 с. 59].
Слабость дыхательных мышц недостаточно развитая сердечно-сосудистая система – все эти особенности требуют от педагога очень осто-рожного увеличения физической нагрузки. У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат зрительная слуховая мышечная и вестибулярная чувствительность несовершенно восприятие дети не умеют долго слушать музыку неточно воспринимают движение плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения.
Хотя такие важные для занятий танцем способности как координация движений и моторная память развиты у детей слабее чем у взрослых следует отметить что эти способности быстро развиваются посредством упражнений и что младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцем.
Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта что у них не развиты такие волевые качества как настойчивость целеустремленность упорство дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия по танцу если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.
Хотя у подростков по сравнению с младшими школьниками имеются объективные возможности для успешных занятий танцем — лучше развита моторика чувство ритма умение передавать характер стиль танца — этот возраст имеет и некоторые свои сложности которые педагог не может не принимать во внимание.
В возрасте 11–14 лет начинается половое созревание детей что в свою очередь сказывается на внешнем виде и взаимоотношениях мальчиков и девочек. Например они смущаются при выполнении танцевальных движений стесняются становиться в пары.
Серьезная вдумчивая работа с детскими коллективами по обучению танцу следование методике обучения использование как предыдущего опыта так и освоение нового правильный учѐт возрастных психологиче-ских особенностей позволяют выделить основную направленность в работе педагога внимание сенсорному воспитанию развитие музыкальности тан-цевальной координации движений умение ориентироваться в пространстве формирование первоначальных танцевальных навыков и умений [14 с. 59].
Выбор методов и приемов обучения зависит от типа коллектива его задач состава учащихся их подготовленности срока обучения возрастных особенностей и целевых установок. Обучение танцу – это всегда творческий процесс в котором важную роль играют знания умения и индивидуальные качества преподавателя. Практическая работа над созданием танцевальных композиций [15 с. 182].
Создание танцевальной композиции – сложный творческий процесс требующий от балетмейстера глубоких знаний в области различных направлений хореографического искусства.
Создание танцевальной композиции включает в себя ряд этапов
• Выбор замысла хореографического произведения
• Сбор и накопление материала
• Жанрово-стилевое определение в случае создания сюжетно-драматургического номера
• Композиционный план
• Этапы работы с музыкой
• Создание лексической структуры мотивы и лейтмотивы
• Способы организации мотивов
• Постановочная и репетиционная работа
• Сценическая апробация хореографической композиции
• Действенный анализ созданного произведения.
Работа хореографа с музыкальным материалом также делится на ряд этапов
1. Анализ музыкального произведения выбранного для постановки который в свою очередь включает в себя
• восприятие музыкального материала
• рассмотрение драматургии музыкального произведения
• выявление средств музыкальной выразительности
• определение формы музыкального произведения его
• стилевых особенностей.
2. Создание хореографических образов где существуют следующие варианты трактовки музыки
• музыка может являться прямым источником создания сцениче-ских действий
• музыка может быть контрастна действию героев хореографиче-ского произведения может воссоздавать общую атмосферу действия в хореографическом произведении
• для начинающих балетмейстеров музыка является источником создания сценических действий.
3. Выбор идеи будущего танца при этом необходимо определить в музыке основные этапы хореографической драматургии экспозиция завязка развитие действия кульминация и развязка.
4. Сочинение хореографической лексики согласно музыкальному материалу которая развивается от простого движения к сложному.
Сценическая интерпретация танцевального фольклора принципы его обработки и разработки [15 с. 183]
– создание сценического танца по мотивам фольклорного первоисточника.
– создание сценической композиции на основе фольклорного танце-вального образца с учетом стиля характера манеры народной первоосновы ее драматургического развития типичных рисунков и самобытной лексики. Создание сценической композиции на основе семейных обрядов и праздников.
– создание сценической композиции на основе народных обычаев и игр
– создание сценического варианта на основе народных традиционных танцев
– создание сценической композиции на основе хоровода польки кадрили городского бытового танца.
2.2. Педагогическая техника как универсальный компонент профессиональной компетентности педагога
Особое место в структуре мастерства хореографа занимает педагогическая техника. Это совокупность умений и навыков которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками управлять их вниманием чувство темпа навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата [14 с. 62]
— групповая форма группы формируются с учетом возраста участников также различаются по половому признаку группа может насчитывать от 10 до 12 человек группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда
— коллективная форма применяется для проведения сводных репети-ций ансамблей постановок танцев где например задействовано несколько возрастных групп
— индивидуальная форма работа с солистами наиболее творческими участниками такая форма также необходима для участников не усвоивших пройденный материал.
Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы мысли участ-ников попытаться приблизиться к их миру. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве участников коллектива и педагога.
Главное назначение художественного руководителя хореографического коллектива преподавателя – обучать людей танцу вводить их в контекст народного художественного творчества «обучать» «вводить» не людей вообще а конкретных личностей т.к. каждый человек уникален каждая личность неповторима. Основной целью воспитательной работы в хореографическом коллективе является не столько подготовка исполнителей танца сколько посильное развитие у каждого участника творческих способностей воспитание культуры нравственного и эстетического кругозора художественного вкуса организация его отдыха. Культурологический взгляд на деятельность хореографической самодеятельности позволяет определить педагогическую работу с хореографическим коллективом как вхождение участника данного коллек-тива вместе с руководителем в контекст современного искусства современ-ной культуры. В этом вхождении двух субъектов – участника и руководителя – решающую роль играет момент взаимодействия момент взаимного общения который выстраивается руководителем. Работа с коллективом и отдельными его участниками составляет суть профессии руководителя [14 с. 64].
Основой профессионально важных качеств руководителя хореографического коллектива выступают содержательная и динамическая стороны. Динамическая сторона требует определенных навыков скорости выполнения поставленных перед коллективом творческих задач концентрации внимания руководителя его эмоциональной устойчивости и высокой лабильности нервной системы выработки индивидуального стиля как в художественно-творческой так и в организационно-управленческой деятельности. Содержательная сторона профессиональных качеств руководителя хореографического коллектива определяется набором соответствующих компетенций что предъявляет специфические требования к развитию его психических личностных особенностей положительной профессиональной мотивации и ярко выраженной творческой индивидуальности.
В работе с хореографическим коллективом важно учитывать три компонента взаимоотношения руководителя и его участников первый-уровень исполнительской техники второй-мастерство репетиционной работы методы и приемы с помощью которых он добивается воплощения произведения третий — психологическое состояние руководителя форма его поведения. Наличие всех компонентов создают благоприятные условия для осуществления полноценной функциональности руководства. Руководитель хореографического коллектива должен иметь высокий уровень профессиональных практических навыков необходимых для успешного осуществления деятельности руководителя. Очень важно чтобы руководитель владел многогранным комплексом интеллектуальных художественно-творческих и профессиональных способностей.
Выделим некоторые из них [14 с. 68]
1.коммуникативные-способность к общению сотрудничеству
2.дидактические-способность объяснять показывать обучать
3.организаторские-способность вызвать стойкий интерес у учащихся к танцевальному искусству объединить их в единый коллектив с общими целями и задачами
4.конструктивные-способность к выбору репертуара к разработке концертной деятельности
5.прогностические-способность осуществлять педагогическое предви-дение
6.гностические-способность к познанию специфики работы в хорео-графическом коллективе готовность к постоянному самообразованию
7.перцептивные-способность проникать во внутренний мир учащегося понимать его состояние
8.креативные-способность к творчеству
9.экспрессивные-способность к эмоциональной заразительности яркости выражения эмоций владение интонационной палитрой речи и свободным пластичным техническим аппаратом.
Хореографическая тренировка-это достаточно длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы положения движения и их комбинации в различных вариантах- это новые для организма двигательные навыки новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем что нельзя учить только движениям а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок [5].
Обучение танцевальным движениям происходит путям практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом в этом случае материал воспринимают учащиеся неосознанно.
Использование жестикуляции педагогом-хореографом довольно богатая. Хореографический термин французский воспринимается учениками как отвлеченный сигнал. Поэтому педагог вводит дополнительные сигналы в качестве образно-метафорических выражений которые «указывают» ученику на отличительный характер движения на другие важные его особенности и черты.
Часто используются ритмические и изобразительные жесты. При описании танцевальной постановки педагог-хореограф с помощью жестов рук обозначает ритм темп танцевальные движения что даёт теоретическое представление хореографической постановки.
Ритмичные жесты также могут помочь выражать речевую информацию и говорят об эмоциональности говорящего. Например участники коллектива не обладают понятием хореографических терминов которые использует педагог-хореограф и возникают непонимания в объяснении материала. И тогда жесты рук на подсознательном уровне помогают хореографу объяснить суть сказанного.
Жестикуляция у педагога-хореографа крупная и ясная. В постановках используются жесты яркие точные и открытые – «сценические».
Во время хореографических занятий играет громкая музыка сопровождающая постановку и педагог-хореограф использует невербальное общение. Например улыбка на лице педагога означает что всё идёт хорошо опускание головы вниз говорит об ошибках. С помощью мимики педагог-хореограф передает эмоции подчеркивает мысль нахмуриться улыбнуться вызывая этим разрядку в аудитории выделяет ритмику звучания наклоном головы выражает неуверенность колебания поиски слов [5].
Глаза помогают устанавливать контакт с педагогом а визуальный контакт регулирует разговор. Брови очень подвижны. Педагог может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз сводить их к переносице переводя при этом глаза то вверх то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения выражение удивление недоумение и т.д. Итак голос яркие жесты специфическая мимика играют важную роль в управлении хореографическим коллективом.
Выводы ко 2 главе
Хореограф детского танцевального коллектива должен соответствовать следующим требованиям знание танцевальных и методических основ хореографического искусства знание основ этики профессиональной деятельности психолого-педагогических характеристик разновозрастных групп участников знание анатомии владение музыкальной грамотой необходимый уровень общей культуры моральные и эстетические принципы. Выбор методов и приемов обучения зависит от типа коллектива его задач состава учащихся их подготовленности срока обучения возрастных особенностей и целевых установок. Обучение танцу – это всегда творческий процесс в котором важную роль играют знания умения и индивидуальные качества преподавателя. Особое место в структуре мастерства хореографа занимает педагогическая техника. Это совокупность умений и навыков которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками управлять их вниманием чувство темпа навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

Заключение
Итак цель работы можно считать достигнутой в ходе ее выполнения были рассмотрены особенности профессиональной компетентности преподавателя хореографии детского танцевального коллектива.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи рассмотрена сущность и содержание профессии хореографа детского танцевального коллектива проанализировано формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа изучены методы принципы и приемы обучения и воспитания детского танцевального коллектива. Рассмотрена педагогическая техника как универсальный компонент профессиональной компетентности педагога.
Итак можно сделать следующие выводы что наиболее ценными качествами являются следующие личностные качества преподавателя-хореографа справедливость отношение к ученику с пониманием тактичность любовь к детям строгость. И профессиональные — акцент на выразительность и артистизм знание классического танца требование чистоты исполнения танца побуждение к труду творческий подход к построению урока индивидуальный подход учет физических данных каждого. Одним из показателей развития творческого потенциала обучающихся является преобладающий «внутренний» мотив направленный на приобретение знаний и умений побуждающие к действию творчеству.
Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы мысли участ-ников попытаться приблизиться к их миру. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве участников коллектива и педагога. Главное назначение художественного руководителя хореографического коллектива преподавателя – обучать детей танцу вводить их в контекст народного художественного творчества «обучать» «вводить» не людей вообще а конкретных личностей т.к. каждый человек уникален каждая личность неповторима. Основной целью воспитательной работы в хореографическом коллективе является не столько подготовка исполнителей танца сколько посильное развитие у каждого участника творческих способностей воспитание культуры нравственного и эстетического кругозора художественного вкуса организация его отдыха. Работа с коллективом и отдельными его участниками составляет суть профессии руководителя.
Основой профессионально важных качеств руководителя хореографического коллектива выступают содержательная и динамическая стороны. Динамическая сторона требует определенных навыков скорости выполнения поставленных перед коллективом творческих задач концентрации внимания руководителя его эмоциональной устойчивости и высокой лабильности нервной системы выработки индивидуального стиля как в художественно-творческой так и в организационно-управленческой деятельности. Содержательная сторона профессиональных качеств руководителя хореографического коллектива определяется набором соответствующих компетенций что предъявляет специфические требования к развитию его психических личностных особенностей положительной профессиональной мотивации и ярко выраженной творческой индивидуальности.

Список использованной литературы
1. Андрощук Л.М. Формирование индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии [электронный ресурс]. – Режим доступа httpmydisser.comrucatalogview23824612013.html
2. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания учебное пособие. – М. ВЛАДОС. 2013. — 384 с.
3. Бухвостова Л.В. Щекотихина С.А. Балетмейстер и коллектив. – Орел Орловский ГИИиК 2011. — 248 с.
4. Гутковская С. Профессиональная подготовка специалиста-хореографа в ВУЗе концептуальный подход [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.stattionline.org.uapedagog10619670-professionalnaya-podgotovka-specalista-xoreografa-v-vuze-konceptualnyj-podxod.html
5. Калинина Е. А. Педагогические условия формирования творческой индивидуальности будущего руководителя хореографического коллектива в системе высшего профессионального образования. Педагогика искусства. [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.art-education.rusitesdefaultfilesjournal_pdfkalinina_2.pdf
6. Калинина Е. А.Формирование творческой индивидуальности руководителя хореографического коллектива на занятиях народным танцем Инновационные образовательные технологии 2013. – С.111-113.
7. Кобурнеева Е.О. Традиции и новаторство в хореографическом образовании Сборник статей Московской академии хореографии о театре балете и музыке – 2010. – 20 – с.41-46
8. Козловская А.З. Значение воспитания в процессе творческого развития Вестник Академии русского балета – 2012 — 28 – с.274-281
9. Мярина Ю.Р. Учитель с большой буквы Вестник Якутского хореографического училища им. А.В. Посельских. – 2013. – 10. – С..24-25
10. Смирнов С. А.. Котова И. Б. Шиянов Е. Н. Педагогика педагогические теории системы технологии. – М. Академия 2013. – 225с.
11. Терещенко Н.В. Творческая основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя балльной хореографии [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.infolibrary.com.ua
12. Фомкин А.В. Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.ssc.smr.rumediajournalsizvestia20102010_3_671_677.df
13. Шамрова А. А. Сущность понятия «индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа» [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.rusnauka.com10_NPE_2008MusicaAndLife29427.doc.htm
14. Юрова Н. В. Основные направления развития профессиональной компетентности Инновационные образовательные технологии. – 2010. — 2. — С.59-63.
15. Якушева С.Д. Педагогическая техника — основа педагогического мастерства Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2011. – 2. – С. 182-190